Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди ученых распространено мнение, что у детей биологически обусловлена потребность познавать окружающий мир. Одними из важнейших черт поведения ребенка являются любознательность, стремление к наблюдениям, экспериментам и открытиям, самостоятельная поисковая активность. Именно эта особенность детского поведения порождает потребность в нахождении способов успешной организации такой творческой деятельности. С созданием необходимой среды для реализации потребностей в поисковой деятельности хорошо справляется метод проектной деятельности. Задача современной школы заключается в создании необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в образовательном процессе.
Эффективность метода проектной деятельности связана с решением такой проблемы образования, как развитие социальной компетентности. Совместная работа над проектом способствует воспитанию социальных навыков взаимодействия, обучает работе в команде, способствует становлению гражданской позиции, воспитанию толерантности.
Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, помимо прочего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Кроме того, работа над проектом может стать стимулом познавательных интересов. Все это способствует формированию активной жизненной позиции, развитию логического мышления, научному пониманию явлений и фактов объективной реальности. Все эти качества помогает сформировать метод проектов.
Актуальность исследования заключается в том, что сложившаяся культурная и экономическая ситуация в России накладывает существенный отпечаток на содержание и структуру современного школьного образования. На стыке интеграции компетентностного и деятельностного подходов особое внимание в образовании уделяется формированию таких поведенческих качеств и компетенций обучающихся, которые помогли бы им быть востребованными и конкурентоспособными в динамично развивающемся обществе.
Целью данного исследования является организация эффективных технологий решения проектных здач в курсе «Окружающий мир».
Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:
1. Анализ литературы, посвященной данному вопросу.
2. Определить понятие “проектная деятельность” и выявить ее основные компоненты.
3. Выявить особенности организации проектной деятельности по окружающему миру.
4. Анализ требований ФГОС к проектной деятельности на уроке окружающего мира.
5. Предложить способы организации проектной деятельности по окуржающему миру.
6. Разработать проект по окружающему миру, призванный развить у учащихся навыки проектной деятельности и осуществить проверку их эффективности на практике.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что применение «метода проектов» способствует развитию навыков проектной деятельности.
Объектом исследования является процесс обучения дисциплине «Окружающий мир».
Предметом исследования является развитие навыков проектной деятельности на уроках окружающего мира.
В данной работе были использованы следующие методы:
1. Анализ литературы по теме “проектная деятельность”
2. Анализ требований ФГОС к проектной деятельности на уроке окружающего мира
3. Наблюдение
4. Педагогический эксперимент
5. Анализ проектной деятельности учащихся на уроке окружающего мира.
1 Теоретико-методологические основы проектной деятельности
1.1. Понятие “проектная деятельность” и её основные задачи
Использование в образовательном процессе метода проектов не является инновационным направлением современной педагогики; его история продолжается уже более 300 лет. В период Средневековья обучение с использованием проектной деятельности существовало в Римской архитектурной академии «Прогетти». Далее опыт реализации проектов в процессе обучения распространился во Франции. При этом важным условием являлось получение какого-либо результата деятельности.
В качестве самостоятельного метода проектная деятельность стала использоваться с XIX века для обучения рабочих в сельскохозяйственной сфере, им давалась определённая тема, по которой необходимо было выполнить проект (например, «Как мистер Чейз стрижет овец электрическими ножницами»). Слушатели при этом получали не только теоретические знания, но и опыт практической деятельности, в чем и заключалась основная ценность данного метода.
В России метод проектов появился в начале 20 века. Уже в 1905 г. под руководством русского педагога С. Т. Шацкого активно работала группа педагогов, которые стремились распространить опыт проектной деятельности повсеместно. Надежда Константиновна Крупская стал распространять метод проектов в образовательной деятельности после революции. Однако в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) использование проектов в образовательной деятельности запретили, посчитав данный метод чуждый советской школе. Этот запрет существовал до конца 80-х гг. прошлого столетия.
В ходе анализа мирового опыта преподавания можно отметить, что проектная деятельность имела широкое распространение в различных странах. Это связано с тем, что развитие человеческой цивилизации требует не только передачи знаний от поколения к поколению, но и развития умений самостоятельно добывать информацию, навыков проведения исследования. Всё это позволяет реализовать проектная деятельность. Не случайно в настоящее время в России в Базисный учебный план внесли новую информацию о проектной деятельности, и одним из параметров учебной деятельности является умение осуществлять проектную деятельность.
Основу метода проектов составляют умение учащихся самостоятельно находить информацию, эффективно использовать различные виды источников, осуществлять самостоятельные исследования, активно взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Поэтому если говорить о методе проектов, то надо иметь в виду именно способ достижения образовательных целей через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. [1]
Использование методов проекта направлено на получение определённого результата деятельности. Для достижения целей проекта и соответственно получения запланированного результата не5обходимо решить ряд проблемных задач, требующих от учащихся самостоятельных рассуждений, способности формулировать свои мысли, а также определённых практических умений. [2]
При реализации проекта предполагается активная самостоятельная деятельность учащихся. Она может быть как индивидуальной, так парной, групповой и коллективной.
Следует также отметить, что каждый проект имеет творческое начало. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, а также их интеллекта и интереса к самообразованию и саморазвитию.
В современном образовательном процессе проектную деятельность рассматривают как определённую альтернативу классно-урочной системе [6]
Метод проектов также направлен на развитие определённых личностных качеств, таких как самостоятельность, активность, ответственность за результат, умение планировать и прогнозировать.
В целом метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. [7]
Использование различных компонентов проектной деятельности в образовании способствует разнообразию форм работы, что развивает познавательный интерес учащихся, позволяет преодолеть утомляемость и мотивирует их дальнейшему освоению предмета.
Для успешного развития различных способностей при организации проектной деятельности для учащихся важно руководствоваться следующими принципами.
1. Безопасность разрабатываемого проекта для жизни и здоровья школьников.
2. Принцип доступности проектной работы для школьников. Для его реализации важно соответствие теоретических знаний и практических навыков учащихся сложности исследований, наличию необходимых условия для осуществления исследовательской деятельности.
3. Соответствие проектной и исследовательской деятельности интересам и потребностям детей.
4. Возможность самостоятельных действий в рамках реализации проектной деятельности [16].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с
2. Барашкина, С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // «Начальная школа». - № 6. – 2016. - С. 9 - 13
3. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
4. Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. - № 10. – С. 43 - 44
5. Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы V-й Международной научно-практической онлайн-конференции / ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"; ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"; Научно-исследовательская лаборатория Инновационные образовательные технологии. 2018. – 288 с.
6. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
7. Васильев, В. П. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В. П. Васильев. – М. : Педагогика, 2000. – 180 с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Громова, Л. А. Проектная деятельность школьников в ходе внедрения образовательных стандартов / Л. А. Громова. – М. : УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
11. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
12. Землянская, Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся // «Начальная школа» - № 2. – 2016. – С. 36 – 41.
13. Иванова, И.В. Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» // «Начальная школа» - № 10 – 2016. – С. 73 – 77
14. Конышева, Н. М. Проектная деятельность школьников / Н. М. Конышева. – М. : Начальная школа, 2006. – № 1, 2006. – 38 с.
15. Корягин, Д. А. Некоторые результаты экспериментальной проверки методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 1. С. 65-70.
16. Крючкова, Е.А. Обращение к истории семьи в предмете «окружающим мир» (историко-обществоведческий материал) // «Начальная школа» - 2015 - № 12. – С. 58 - 61
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
18. Курбатова, М. Н. Применение наглядных методов обучения // Современные тенденции в науке и образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 76-77.
19. Матяш, Н. В. Проектная деятельность школьников: Книга для учителей среднего звена / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко – М. : Вентана-Граф, 2004. – 112 с.
20. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с
21. Надирова, А. Т. Влияние использования методов критического мышления на активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в средней школе // GlobalScienceandInnovations 2018. Materials of the International Scientific Conference. Евразийский центр инновационного развития DARA. 2018. С. 377-381.
22. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
23. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
24. Ромашина, Е. Ю. К. Д. Ушинский. «Методы наглядного обучения и умственного развития» // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 11. С. 145-149.
25. Сапарбаева, У. Ч. Методические условия эффективного применения средств обучения по биологии // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 1. С. 22-27.
26. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. / И. С. Сергеев. – М. : АРКТИ, 2007. – 80 с.
27. Словарь по педагогике: междисциплинарный/Под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова - М., 2005.
28. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
29. Ступницкая, М. А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся 5-8 лекции / М. А. Ступницкая. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2009. – 57 с.
30. Фролова, Н. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Н. А. Фролова. – М. : Начальная школа, 2008. – № 7. – 96 с.
31. Холостяков, В. А. Практикум по биологии в школе – комплексный подход к формированию универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2015. № T1. С. 66-71.
32. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
33. Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39.