- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности организации физической культуры в ДОУ
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Документационное обеспечение
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности организации физической культуры в ДОУ "?67 страниц
57 источников
Добавлена 27.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Гибкость как показатель физического развития у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2 Методика развития гибкости детей старшего дошкольного возраста на физкультурно-оздоровительных занятиях 17
1.3 Ритмическая гимнастика как средство развития гибкости у детей 25
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ГИБКОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 40
2.1. Изучение уровня гибкости у детей старшего дошкольного возраста 40
2.2. Описание системы ритмических упражнений 41
2.3 Анализ результатов 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность. В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в Рос-сии 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
В целях развития и формирования практически всего спектра дви-гательным способностей наиболее благоприятным выступает возраст до поступления в школу. Именно в данный период закладываются основы двигательной культуры, быстро и спешно разучиваются до этого неиз-вестные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки.
Если обратиться к исследованиям ученых, то они говорят о том, что практически любые показатели двигательных способностей детей показы-вают значительные темпы прироста. Это неоднократно было подчеркнуто в своих исследованиях М. С. Казаковым, В.И. Ляхом, ЛЮ. В. Менхиным, Л.П. Орловым, А. А. Семкиным и др.
Актуальность вопросов, которые посвящены формированию гибко-сти у детей не утратило своей остроты в данное время. Увеличение роста нарушений опорно - двигательного аппарата на 40 - 45 % , ухудшение со-стояния здоровья детей, вынуждает педагогов находить новые эффектив-ные технологии в работе с дошкольниками. Внедрение систематизирован-ных игр и упражнений в развитии гибкости для детей старшего дошколь-ного возраста значительно увеличивает потенциал развития гибкости. Раз-витие гибкости помогает также и формированию других качеств - коорди-нации и выносливости, силы, хорошей работы нервных окончаний и нейронов.
Программа физического развития дошкольников ФГОС направлена на оздоровление, гармоничное формирование молодого организма, про-филактику негативных эмоций, установление нравственных и волевых ка-честв. В первую очередь необходимо расширение опыта в движениях и подготовка ребенка к школе. Образовательная область физического разви-тия ФГОС формирует понятия о гигиене, здоровье, закаливании, развивает глазомер, определяет приоритеты коллективного общения. В его задачи входит ознакомление дошкольников с отдельными видами спорта.
Вопросами формирования гибкости у детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как: М.Ф. Иваницкий, М. С. Казаков, Е. Н. Ко-раблева, М. В. Кузьменко, В. И., Лях, Г. Н., А. П Матвеев, Ю.В. Менхин, М. А. Никитина, А. С. Солодков и другие.
Проблема исследования заключается в недостаточности использо-вания в качестве средства физического воспитания дошкольников ритми-ческой гимнастики, которая обладает обширными возможностями для развития гибкости детей.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - ритмическая гимнастика как средство раз-вития гибкости у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс упражнений по развитию гибкости у дошкольников 5-6-летнего возраста с использованием ритмической гимнастики.
Задачи исследования.
- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
- проанализировать понятия: «гибкость», «развитие»;
- изучить методику проведения физкультурно-оздоровительных за-нятий по развитию гибкости детей старшего дошкольного возраста
- изучить состояния гибкости у детей 5-6 лет.
- проверить эффективность комплекса упражнений по развитию гибкости у детей 5-6-летнего возраста с использованием ритмической гим-настики.
Гипотеза исследования – использование занятий по развитию гиб-кости детей старшего дошкольного возраста поможет гармоничному фи-зическому формированию детей, поэтому нужно использовать ритмиче-скую гимнастику, элементы из спортивных игр и подвижных игр и так да-лее. Развитие гибкости детей будет протекать успешно, если будет создана среда по развитию физической культуре детей дошкольного возраста
Методы исследования - в данной работе будут использованы сле-дующие методы исследования: теоретические – изучение и анализ психо-лого-педагогической и методической литературы;
- тестирование (методика «Диагностика уровня развития гибкости» автор С.Л. Слуцкая, методика «Диагностика уровня развития гибкости», авторы Ю.И. Данько, И.А.Иванова.
- эксперимент.
База исследования - изучение уровня развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) велось посредством проведения педагогического исследования. Данный эксперимент производился в 2021 году и осуществлялся на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (МБДОУ) № 111. Всего в исследовании принимали участие 15 детей (9 девочек и 6 мальчиков), возрастом 5-6 лет.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Гибкость как показатель физического развития у детей
старшего дошкольного возраста
Физическое развитие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства[1]. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма[2] (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их про-порций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными ме-ханизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.[1]
Физическое развитие отражает процессы роста и развития организ-ма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального раз-вития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления. Особенности физического раз-вития и телосложения человека в значительной мере зависят от его консти-туции.
Физическое развитие, наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью, является одним из показателей уровня здоровья населе-ния[2]. Процессы физического и полового развития взаимосвязаны и от-ражают общие закономерности роста и развития, но в то же время суще-ственно зависят от социальных, экономических, санитарно-гигиенических и других условий, влияние которых в значительной мере определяется возрастом человека.
Под физическим развитием понимают непрерывно происходящие биологические процессы. На каждом возрастном этапе они характеризу-ются определённым комплексом связанных между собой и с внешней сре-дой морфологических, функциональных, биохимических, психических и других свойств организма и обусловленных этим своеобразием запасом физических сил. Хороший уровень физического развития сочетается с вы-сокими показателями физической подготовки, мышечной и умственной ра-ботоспособности.
Особое значение для физического развития дошкольников играет гибкость тела, которая «определяется состоянием позвоночника, всей си-стемы опорно-двигательного аппарата и отражает способность ребенка выполнять движения с заданной амплитудой. Высокий уровень этих ка-честв обусловливается устойчивостью нервных процессов и защитных ме-ханизмов организма, хорошим резервом сердечно-сосудистой и дыха-тельной систем, нервно-психической устойчивостью к влиянию разнооб-разных раздражителей».
Природа наградила малышей любознательностью и желанием ак-тивно двигаться. Детство – это начало формирования физического разви-тия, здоровья, выносливости, работоспособности, поэтому дошкольный возраст считается самым благоприятным периодом для приобретения не-обходимых навыков. Физическое развитие в ФОГС разработан для фор-мирования у дошкольника желания заниматься спортом, вести активный образ жизни. Основные задачи физического развития дошкольников по ФГОС: [7]
- выработка координации движений, гибкости, выносливости, рав-новесия;
- укрепление позвоночника и мышечного корсета; Накопление фи-зического опыта;
-необходимость в движении и его совершенствовании;
- положительное представление о закаливании и здоровье;
- стремление к активным играм.
Физическое развитие ДОУ по ФГОС должно основываться на сле-дующих принципах:
- полноценное проживание каждого жизненного этапа дошкольного возраста; Построение доверительных отношений;
- поддержание активной детской инициативы в спортивных заняти-ях;
- соответствие требований к дошкольнику в зависимости от воз-растной категории;
- построении программы на общих принципах с индивидуальным подходом к каждому малышу с учетом его физических возможностей. [17]
Вся двигательная деятельность человека находится в зависимости от особенностей и строения его тела. Совокупность особенностей тела чело-века характеризует многообразие и разнообразие и его движений, которые выражены в перемещениях тела индивида в пространстве и времени. Для того, чтобы эффективным образом формировать двигательные навыки, важно активно развивать различные физические качества, к примеру, та-кие, как выносливость, гибкость, координация и многие другие [57, С.28- 29].
В словаре-справочнике В.П. Дудьевым дано следующее определе-ние «физические качества - это качества, которые характеризуют физиче-ское развитие человека и его способности к двигательной деятельности, в числе которых значатся четыре основные: быстрота, сила, выносливость, ловкость; дополнительно различают гибкость и так называемые комплекс-ные качества, которые представляют собой сочетание основных физиче-ских качеств» [17, С.127]. Интересно здесь будет рассмотреть интерпрета-цию понятия «физические качества» разными учеными. К примеру, в част-ности, Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов, полагают, что генетически унасле-дованные, то есть морфофункциональные врожденные качества и высту-пают физическими качествами и именно благодаря им, с точки зрения уче-ных, является возможной физическая активность, которая находит свое отображение в разумной двигательной активности [57, С.48]. С. Б. Мель-ников, А.П. Матвеев, под «физическими качествами» понимали обще-ственно обусловленные совокупности психических и биологических свойств человека, которые проявляют его телесную готовность исполнять активную двигательную деятельность [35, С.208].
Возможность человека производить движения с максимально воз-можной амплитудой получило определение «гибкость». Гибкость выступа-ет одним из пяти основные физических свойств человеческого организма. Она определена мерой подвижности элементов опорно-двигательной си-стемы и возможностью производить движения с большой амплитудой.
Научно доказано, что только гибкость может обеспечить человеку в процессе двигательной активности хорошую координацию движений, что дает быстро сформировать правильную технику движений, развить все физические качества, более экономно расходовать энергетические ресурсы организма. Помимо этого, оптимальный уровень развития гибкости по-звоночного столба человека дает возможность обеспечить ему правильную осанку. В целях улучшения подвижности позвоночного столба мышцы, которые приводят его в движение, должны обладать способностью опти-мально растягиваться.
В. И. Лях полагает, что гибкость является одним из важнейших физических качеств человека. Гибкость характеризуется способностью вы-полнять движения с большой амплитудой и степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и [34, С.119].
Р. А. Абзаловым рассмотрена гибкость не иначе, как способность производить всевозможные действия с самой большой и амплитудой в су-ставах. Большая гибкость помогает не только быстроте и экономичности движений, но также и облегчает путь результативного приложения усилий при произведении физических упражнений. Одновременно. недостаточ-ность гибкости, наоборот, затрудняет координацию движений и мешает полноценной жизни и из-за того, что ограничивает перемещения отдель-ных звеньев тела [2, 176 с.].
М.М. Стюартом отмечено, что гибкость имеет способность наделить человека главным умением искусного владения своим телом, умением ощущать его, постоянно с ним взаимодействовать, знать его возможности и распоряжаться ими, применять их. Данное умение особенно ценилось, и к его приобретению устремлялись еще древние люди [6].
Рядом авторов гибкость определена, как способность к формирова-нию максимально возможной подвижности в суставах. Гибкость является способностью исполнять движения в суставах с максимальной амплитудой. Термин «гибкость» применяется, когда речь идет о подвижности суставов всего организма. А если говорится об отдельных суставах, то правильно употребить слово «подвижность», а не «гибкость», к примеру, «подвиж-ность в тазобедренных, кистевых, или плечевых суставах» [8, 287с.].
Как было сказано выше, гибкость характеризуется возможностью выполнения тех или иных действий с максимально возможной амплитудой, а также уровнем подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата. В целях достижения значимых результатов в данном направлении, важно за-нятиям по развитию гибкости уделить достаточно большое внимание уже с раннего возраста детей, причем на систематической основе. Низкий уро-вень гибкости может нарушить осанку, вызывать отложению солей, при-водить к различным заболеваниям (к примеру, остеохондрозу), а у спортсменов приводить к несовершенной технике м способствовать увели-чению количеству травм.
Гибкость может быть двух видов - пассивной и активной. Активную гибкость характеризуют способностью спортсменов показать максимум суставной подвижности без какого-либо воздействия извне, то есть только при помощи применения своих собственных сил. Пассивную же гибкость можно характеризовать прямо противоположными качествами, в ней, напротив, учитывается способность спортсмена показать максимальную амплитуду при воздействии каких-либо из внешних факторов, которые со-здаются партнером, утяжелителями, и пр. Ее возможно развивать при по-мощи применения упражнений, в которых для увеличения гибкости ис-пользуют дополнительные внешний нагрузки (вес разных предметов, сна-ряды, сила). Упражнений могу проходить по-разному - силы могут при-кладываться на короткое время и с большой частотой либо наоборот, с медленным доведением движения до максимально возможной амплитуды. Растягивать связки и мышцы рекомендовано систематическим образом, так как с возрастом (начиная с подросткового и юношеского) эта способность значительно снижается. [36]
Активная гибкость является важной для улучшения спортивных ре-зультатов, нежели чем пассивная гибкость. В то же время ее сложно раз-вить, так как кроме пассивной гибкости она еще потребует силы мышц для удержания растянутого положения тела. Величина активной гибкости все-гда меньше пассивной. Например, амплитуда движения в тазобедренном суставе при отведении ноги меньше, чем при том же движении, выполнен-ном при помощи или махом [47].
Помимо этого, выделяется общая и специальная гибкость. Общую можно характеризовать максимальной амплитудой движений в самых крупных суставах, вторая - амплитудой движений, которые соответствуют технике двигательного конкретного действия. С возрастом, по причине увеличения массы сухожилий (сравнительно с мышцами) и некоторого уплотнения самой мышечной ткани тоническое сопротивление мышц дей-ствию растягивающих сил растет и гибкость уменьшается. В целях преду-преждения ухудшения подвижности в суставах, которое особенно заметно в 8 возрасте 13-14 лет, важно своевременно приступить к развитию пас-сивной гибкости. В целях развития пассивной гибкости сензитивным пери-одом будет выступать возраст 9-10 лет, а для активной гибкости - 10-14 лет [16].
Избыточная гибкость приводит к потере стабильности сустава (ко-торую обеспечивают мышцы и соединительная ткань), что ведет к увели-чению риска травмы. Когда мышца достигла своей максимальной длины, дальнейшее растягивание приводит к напряжению на сухожилиях и связ-ках, что ведет к их деформации или разрыву. При достижении желаемого уровня гибкости группы мышц или мышцы и его удержании в течение не-дели, важно приостановить интенсивные виды упражнений на растягива-ние данных мышц (изометрические упражнения), пока гибкость не снизит-ся.
Особое морфологическое состояние суставов, подвижность в них помогает исполнению плавных, амплитудных, мягких и пластичных дви-жений. Это в том числе и является показательным и для хорошего состоя-ния и подвижности позвоночника и суставов. Гибкость быстрее, чем дру-гие физические качества утрачивается с возрастом при отсутствии специ-альных тренировок. Именно по данной причине некоторые ученые счита-ют уровень гибкости мерилом возраста человека [20, 624с.]. Хорошо раз-витая гибкость дает возможность сохранить легкость движений, обеспечи-вает экономичность и скорость движений, одновременно, ее недостаточ-ность препятствует этому, может привести к замедлению телесного разви-тия и в общем снижать состояние здоровья. [36, 116с.]. Гибкость в позво-ночнике в суставах, возможно сохранить до старости. Это можно наблю-дать у людей, которые систематически занимаются спортом и физической культурой, артистов балета, которые регулярно исполняют специальные физические упражнения [28, 88с.]. Именно потому ее нужно развивать чуть ли не с самого раннего детства и делать это по системному подходу.
Всякая наружно видимость гибкости показывает изменения внутри суставов, мышц, сердечно-сосудистой системы. Рекомендуемая гибкость суставно-связочного аппарата приводит к легкому осуществлению разных движений, что по сути и является свидетельством определенного уровня физической подготовки. Человек в зависимости от уровня развития гибко-сти может занимать желаемое положение тела в пространстве, осуществ-лять движения с нужной амплитудой, держать это положение некоторое количество времени. Деградация способности непринужденно и легко за-нимать любую нужную позу, растяжимости соединительных и мышечных тканей является важным знаком намеченной тенденции к ухудшению об-щего физического состояния организма человека [43, С.380-382].
Гибкость обусловлена следующими факторами [27, С.7-11].
1. Строением суставов. Строение некоторых суставов определяет довольно ограниченные пределы диапазона движений. Движения в суста-вах определяются в основном, формой суставных площадок, которые при-нято сравнивать с геометрическими фигурами. Отсюда и название суставов по форме: эллипсовидные, шаровидные, цилиндрические и др.
2. Эластическими свойствами суставных связок, мышц, кожи, со-единительной ткани и подкожной основы. Гибкость находится в зависимо-сти от эластичности связок и мышц, на нее практически не влияют особен-ности телосложения. Эластичные свойства мышц могут в значительной степени изменяться под влиянием центральной нервной системы.
3. Объемом и нервной регуляцией тонуса мышц. Большой объем мышечной массы может приводить к ограничению растяжения мышечной ткани и быть фактором, который сдерживает подвижность в суставах.
4. Гибкость определена уровнем развития силы мышц, которые производят данное движение и степенью растяжимости тех мышц, нахо-дящихся на противоположной стороне конечности. Чем сильнее первые и эластичнее вторые, тем большей будет амплитуда движения в данном су-ставе. В отдельных суставах подвижность может быть определена формой мышц, особенностями фасций и распространением действия мышцы на один или несколько суставов.
Уровень гибкости находится в зависимости от многих внешних фак-торов, а также от возраста и пола (у женщин уровень он выше, чем у муж-чин). Самое большое увеличение пассивной гибкости можно наблюдать в возрасте 9-10 лет, активной - 10- 14 лет. Выделяются периоды естествен-ного ускоренного прироста гибкости. У девочек самые высокие темпы прироста отмечаютсяв 14-15 и 16-17 лет, у мальчиков - в 9-10, 13-14 и 15-16 лет. Возраст - 13-15 лет является самым благоприятным для развития подвижности в различных суставах [57, 528с.].
Гибкость обладает большим значением для улучшения техники движений. Причем необходимой является хорошо развитая способность расслабить мышцы, в особенности те, которые не дают исполнять движе-ния с полной амплитудой.
По данной причине, при развитии эластических свойств мышечно-связочного аппарата, важно совершенствовать и умение исполнять движе-ния без лишнего напряжения. [42, С.125-128].
Как видно диапазон движения в суставе находится в зависимости от целого ряда факторов: физиологических и анатомических, от прочности сухожилий, связок, мышц, а также содержания капсулы сустава и его по-движности [12, С.14-15]. На гибкость оказывает влияние также физическая активность, возраст, пол и т.д. Важно отметить, что достаточный уровень гибкости дает возможность поддержания оптимальной пространственной структуры движения, которая является существенной для основных физи-ческих качеств и, как следствие, регулирует энерготраты человека.
Диапазон движения в пределах суставов и так называемая «тугопо-движность суставов» могут снижаться из-за травм, иммобилизации, недо-статочной физической активности, а также эффекта старения организма [38, С.177-181]. Укороченные мышцы могут приводить и к неправильной осанке тела, болям в нижней части спины. Дисфункции опорно-двигательного аппарата могут быть итогом гиперподвижности внутри су-ставов. Напряженные мышцы и их микротравмы консолидируются, что ведет к износу и дегенерационным изменениям [37, С.20]. В тестах на гиб-кость у людей с проблемами опорно-двигательного аппарата изменения диапазона движений могут являться оценкой физического состояния, а также являться критерием эффективности реабилитации опорно-двигательного аппарата. На базе экспериментальных исследований, кото-рые связаны с воздействием различных стратегий по снижению риска по-лучения травм, рекомендуется использование предупредительных про-грамм обучения, в том числе, тренировки гибкости и силовые тренировки [39, С.200-203].
Гибкость таким образом, выступает одним из главных физических качеств. Гибкость является одним из признаков общей оценки уровня фи-зической подготовленности людей, важным показателем его двигательных возможностей и физического потенциала и, помимо этого, во многом определяет успех в физкультурно-спортивной деятельности.
Проявление гибкости находится в зависимости от ряда факторов. Главный фактор, который обусловливает подвижность суставов, - анато-мический. Ограничителями движений выступают кости. Во многом форма костей определяет размах кости в суставе и направление (разгибание, сги-бание, вращение). Проявление гибкости зависит от способности произ-вольно расслабить и напрячь мышцы, выполняющие движения, то есть от степени развития межмышечной координации. Фактором, который влияет на подвижность суставов, выступает также общее функциональное состоя-ние организма в данный момент: если занимающийся почувствует уста-лость, его активная гибкость заметно уменьшиться, а пассивная наоборот увеличиться (за счет мышечного тонуса мышц, которые противодействуют растяжению) [49, С.118- 120].
К факторам, которые лимитирует развитие гибкости и достижение максимально возможного результата, можно относить: определенную предрасположенность и индивидуальные особенности выполнения движе-ний с большой амплитудой, анатомические особенности строения сустава, адекватность внешнего влияния (методов и средств развития) в процессе онтогенеза и воплощения специальных программ развития гибкости на за-нятиях физическими культурой [23, С.72-74].
Очень важной является правильная организация занятий физиче-ской культурой именно в детстве, что дает организму накопить силы и по-мочь в дальнейшем не только в полноценном физическом, но и разносто-роннем развитии личности [18, С.21-26]. При воспитании гибкости, веду-щим как правило, выступает многократное повторение специальных пас-сивных, активных, и статических упражнений. При выполнении активных движений важно постепенно увеличить их амплитуду и предварительно расслабить мышцы-антагонисты, которые должны растягиваться [50, С.27].
Доведение гибкости до автоматизма помогает детям освоить новые более сложные движения, в том числе в самостоятельной и игровой двига-тельной деятельности, а также является критерием сформированности дви-гательных навыков [1, С.112-114].
1.2 Методика развития гибкости детей старшего дошкольного возрас-та на физкультурно-оздоровительных занятиях
Многими исследованиями и повседневной жизнью подтверждается то положение, что физически подготовленный человек имеет лучшую про-изводительность труда, высокую работоспособность. Основными показа-телями общей физической подготовленности дошкольников были, есть и будут достижения в основных движениях. В них, как в фокусе, видно уме-ние владеть своим телом, умение выполнять движение экономично, быст-ро, точно. В этих движениях выявляется уровень развития физических ка-честв [41]. Под качеством понимается такое свойство, которое выражается в способности выполнения не одной какой-нибудь узкой задачи, а более или менее широкого круга задач, объединенных психофизической общно-стью. Основные движения наиболее полно вскрывают эту общность ка-честв. Разумеется, педагогический процесс по физическому воспитанию не ограничивается узким набором упражнений, «приложимых в жизненных условиях». Чем больше число двигательных, условных рефлексов приоб-ретает ученик, тем более сложные и разнообразные двигательные задачи может ставить учитель перед учениками, тем легче приобретается навык. А двигательный навык характеризуется объединением частных операций в единое целое, устранение ненужных движений, задержек, повышением точности и ритмичности движений, уменьшением времени на выполнение действия в целом, строгой системностью в движениях, слаженностью раз-личных систем организма [8]. Двигательный навык позволяет экономить физические и психические силы, облегчает ориентировку в окружающей среде, освобождает сознание для своевременного осмысливания действия. Обучение старших дошкольников основным видам движений и совершен-ствование в них - одна из важнейших задач физического воспитания в школе. Требуется не только научить дошкольника правильным приемам движений; не менее важно достигнуть того, чтобы занимающиеся были способны быстро и ловко бегать, высоко и далеко прыгать, обучение должно быть тесно связано с достижением практических результатов. До-стижения дошкольников в основных движениях (при правильной воспита-тельной работе) определяют в основном качество постановки работы по физической культуре в школе [39].
Специфическими средствами воздействия на гибкость являются фи-зические упражнения, при выполнении которых амплитуда движений до-водится до индивидуально возможного максимума, не приводящего к по-вреждениям. Такие упражнения принято называть - упражнениями на рас-тягивание [28].
Чаще всего это гимнастические упражнения, избирательно воздей-ствующие на звенья тела.
Основными ограничителями размаха движений являются мышцы - антагонисты, чем лучше способность мышц - антагонистов растягиваться в движениях с большой амплитудой, тем больше подвижность в суставах. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать их упругими и эла-стичными - задача упражнений на растягивание.
Виды растягивающих упражнений различают в зависимости от ис-пользующихся растягивающих сил. При применении внешних сил упраж-нения на растягивание называются пассивными.
Пассивные упражнения на гибкость включают:
1) движения, выполняемые с партнером;
2) движения, выполняемые с отягощением, резиновым эспанде-ром;
3) пассивные движения с использованием собственной силы;
4) движения, выполняемые на снарядах, где отягощением является вес собственного тела [36].
Фрагмент для ознакомления 3
1. Антонов A.A. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2018. - 18 с.
2. Аршавский И.А. Актуальные проблемы физиологии развития детей на современном этапе // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тезисы Всесоюз. конф. «Физиология раз-вития человека». М. — 2017. - С. 7.
3. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физиче-ской культуры, 2018, № 10, с. 21-25.
4. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т. Развитие быстроты и координации движений детей 4-6 лет. // Теория и практика физиче-ской культуры, 2019. № 10 - С. 21-25.
5. Барабаш В.Г. Имитационно-игровые упражнения как средство раз-вития двигательной деятельности дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. - 18 с.
6. Бармин Г.В., Зыков Б.Г., Стеблецов Е.А. Блоки тренерских заданий в программе физического воспитания дошкольников // Дети и здоро-вье: Матер, науч.-практ. конференции / Под ред. А.И. Кравчука, Ю.П. Симакова. Омск, 2019. - С. 37-39.
7. Бауэр В.А., Солодков С.С. Рациональное дозирование нагрузок при обучении технике движений детей-шестилеток // Теория и практика физической культуры, 1994. № 11. - С. 18-21.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
9. Вавилова E.H. Особенности проявления двигательных качеств у де-тей 6 -7 лет // Роль физического воспитания в подготовке детей к школе: Сб.науч. тр. / Под ред. Ю.Ф. Змановекого и Н.Т.Тереховой. М., 2017. - С. 15-26.
10. Венгр JI.A., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М.:, 2018. С. 36.
11. Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. Киев: Здоровья, 2019 -208 с.
12. Возрастная физиология физических упражнений / Под ред. В.М. Волкова. Смоленск, 1978. - 76 с.
13. Волосникова Т.В. Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2018.-22 с.
14. Глумнушина Н., Финадеева Л. Сделаем спорт наглядным // Об-руч, 2019. -№4.-С. 39-41.
15. Гончаров М.Ю. Обоснование комплексной методики физкуль-турно-оздоровительных занятий с детьми дошкольного возраста: Автор, дис. канд. пед. наук. Малаховка, 2018. - 27 с.137
16. Горшкова Е. Знакомтесь: «Выразительное движение» // До-школьное воспитание. 2019. - № 10. - С. 10-15.
17. Гребенникова О.М. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста с направленностью на развитие творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2017. - 16 с.
18. Гуляйкин В.А. Методика физической подготовки детей 5 -6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: Автореф. дис. канд. пед. наук. Омск, 2016. - 23 с.
19. Гусева Т.А., Гусев В.Т. Гармоническая, этюдная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста // Совре-менные образовательные направления в физической культуре: Сб. науч. тр. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. С. 194.
20. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. О физическом воспитании до-школьников в зарубежных странах // Физическая культура: воспита-ние, образование, тренировка. 1996. - № 3. - С. 43-49.
21. Данько Ю.И., Тихвинский С.Б. Возрастная физиология мы-шечной деятельности // Детская спортивная медицина / Под ред. С.Б.Тихвинского и С.В.Хрущева. -М., 2017.-С. 55-72.138
22. Двигательные качества и методика их развития у дошкольни-ков / Сост. Н.А.Ноткина. СПб.: Образование, 2017. - 36 с.
23. Дербицкая С. Физкультурные занятия с элементами психогим-настики // Дошкольное воспитание, 1998. № 6. - С. 51-56.
24. Евсеев С.П., Шапкова JI.B. Адаптивная физическая культура. СПб. - 240 с.
25. Евстратова H.A. Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском саду: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2016. - 20 с.
26. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная техноло-гия XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Сау-лина. М.: АРКТИ, 2018. - 88 с.
27. Зеленин В. Применение на физкультурных занятиях нестан-дартного оборудования. // Дошкольное воспитание. 2016. - №4.
28. Иванова В. А. Дозированный бег как средство развития общей выносливости у детей дошкольного возраста 3-7 лет // Дети и здоро-вье: Матер, науч.-практ. конференции / Под ред. А.И. Кравчука, Ю.П. Симакова. Омск, 1993. - С. 40 - 42.
29. Иванова И.А. Педагогическая оценка результатов базового скрининг-тестирования физического состояния дошкольников: Дис. канд. пед. наук. — Майкоп, 1999. 143 с.\
30. Каданцева Г.А. Методика активизации познавательной дея-тельности дошкольников средствами физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 181 с.
31. Караманова Л.В. Пути повышения эффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. — 1986. -№11.
32. Кечеджиева Л., Ванкова М., Чипранова М. Обучение детей ху-дожественной гимнастике (пер. с болгарского). М.: ФиС, 1985, 93 с.
33. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания до-школьников. //Дошкольное воспитание №3. 2019.
34. Козлов И.М. Проблемы физического воспитания детей до-школьного возраста // Физическая культура и спорт в современном образовании. -СПб., 1993. кн. 1.- С. 90-93.
35. Коробков A.B., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое вос-питание. -М. 1983.
36. Котелевская Н.Б. Дифференцированная методика физического воспитания дошкольников с учетом закономерностей возрастной эволюции: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2019. - 24 с.
37. Кравчук А.И. О необходимости разработки региональных программ дошкольного физического воспитания не примере Иркут-ской области // Дети и здоровье: Матер, науч.-практ. конференции / Под ред. А.И. Кравчука, Ю.П. Симакова. Омск, 1993. - С. 8-12.
38. Кравчук А.И. Основы гармоничного базового физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста // Теория и прак-тика физической культуры, 2017. -№ 11. С. 15-18.
39. Лагутин А.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении //Теория и практика физической культуры, 2018, № 7, с. 8-11.
40. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. -М.: Педагогика, 2019. 327 с.
41. Мальцева И.Г. Особенности естественного и стимулирующего развития физических качеств дошкольников // Региональные про-блемы физической культуры и спорта. Омск, 2019. - С. 39-42.
42. Мальцева И.Г. Структура физических нагрузок при воспитании выносливости у детей 6-летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. Омск, 1988.- 168 с.
43. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. -М., 2019. 36 с.
44. Матвеев C.B., Черпаченко С.А., Парамонова Г.Н. Оздоровле-ние детей в детских дошкольных учреждениях средствами физиче-ского воспитания: Метод, рекомендации. СПб.: Изд-во ГТТМА, 2017. - 44 с.
45. Назаренко H.H. Организационно-методические аспекты физ-культурно-оздоровительной работы с детьми 5-7 летнего возраста: Дис. канд. пед. наук. — Самара, 2018. 164 с.
46. Нестерова 3. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 5-6 лет // Дошкольное воспитание, 2017. № 2. - С. 34-37.
47. Нестерова 3. Заботиться о своем здоровье // Дошкольное вос-питание, 2019.-№ 6.-С. 97-101.
48. Никитюк Б.А. Принципы и приоритеты физического воспита-ния детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 1994. -№7.-С. 5-7.
49. Новохатько В.Н. Новое в организации физического воспитания дошкольников // Теория и практика физической культуры, 2019. № 11.-С. 36-37.
50. Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
51. Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. М.: Про-свещение, 2018,304 с.
52. Панкратьев Е.И. Педагогические проблемы физического вос-питания детей дошкольного возраста // Теория и практика физиче-ской культуры, 1990, № и, с. 13-15.
53. Парамонов Р.В., Седов K.M. Влияние упражнений развиваю-щей направленности на физическое развитие и физическую подго-товленность девочек 4-5 лет // Теория и практика физической куль-туры. — 2019. № 11. -С. 43-45.
54. Пенькова Л. Подготовка дошкольных работников к творческой профессиональной деятельности // Дошкольное воспитание. 2016. №2.
55. Петрушина Г.А. Формирование самооценки двигательных дей-ствий дошкольников в процессе физического воспитания: Дис. канд. пед. наук. -Тула, 1999.- 171 с.
56. Пимонова Е.А. Содержание и методика физического воспита-ния детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. М., 2016, 23 с.
57. Пимонова Е.А., Воропаев A.M. Методика занятий тренирую-щей направленности с детьми дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры, 2017. № 5. - С. 30-33.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней