Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Необходимость охраны психического здоровья детей и подростков становится все более очевидной в связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, обострением проблемы социальной дезадаптации. Для со-временной школы характерно снижение показателей психосоматического здоровья детей, увеличение различного рода недоразвития, снижение мо-тивации обучения. Причины этих тенденций могут быть связаны как с со-циально-психологическими и экологическими факторами (социальные и экологические катаклизмы, национальные и региональные потрясения, не-стабильность семьи и т. д.), так и с проблемами самой современной обра-зовательной системы.
Понятие «школьная адаптация» стало использоваться для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного воз-раста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассни-ками и т. д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, но не распростра-няются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов при-способления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышен-ного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Как показывают исследования, переход из начальной школы в ос-новную может сопровождаться рядом негативных изменений в личности учащихся. Причиной этого являются не только возрастные, в частности пубертатные, изменения: пубертат сам по себе не действует на личность, но повышает ее уязвимость перед лицом обстоятельств, которые могут ока-зывать неблагоприятное воздействие на ее самосознание.
Индивидуальные характеристики пятиклассников в своей совокупно-сти составляют своеобразную гамму вариантов развития учащихся этого возраста: от конфликтного с ярко выраженными трудностями в поведении, через целый ряд промежуточных форм, до относительно спокойного про-текания. Это со всей убедительностью свидетельствует о том, что так назы-ваемый кризис при переходе из начальной школы в основную вовсе не обязателен, что переход может совершаться без особых трудностей в вос-питании, что трудности определяются не внутренними процессами, в част-ности не находятся в прямой и непосредственной связи с половым созре-ванием. Трудности вызываются, с одной стороны, индивидуальными осо-бенностями личности, сложившимися к началу перехода в среднюю шко-лу, и, с другой, - конкретной ситуацией развития каждого отдельного ре-бенка. Выявление условий, при которых переход из начального звена в среднее без кризисов и срывов, без трудностей в обучении, очень важно, ибо поможет найти такую систему обучения, при которой этот период бу-дет проходить с оптимальным использованием тенденций развития при полном исключении трудностей.
Не менее важным становится процесс адаптации учащихся и для учи-телей, которые, мало зная своих учеников, могут ошибиться в оценке их возможностей, успешной индивидуализации и дифференциации обучения. Поэтому учителям необходимо вовремя корректировать собственную пе-дагогическую позицию относительно класса и отдельных учеников. Готов-ность к действию характеризуется направленностью на выполнение того или иного действия. Предполагает наличие определенных знаний, умений, навыков; готовность к противодействию возникающим в процессе выпол-нения действия препятствий; приписывание личностного смысла выполня-емому действию.
Проблемой адаптации к учебным заведениям занимались такие уче-ные, как К.Н. Поливанова, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин, О. Килдан, А. Берат и др. Однако большинство исследований досконально рассматрива-ют этап перехода из дошкольного образовательного учреждения в первый класс школы, из основной школы в старшую школу и ВУЗ. Исследованием проблемы адаптации обучающихся к 5 классу занимались такие исследо-ватели как Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова, A.M. Прихожан, Т.Н. Юфере-ва. В последнее время интерес исследователей к проблеме адаптации детей в данный период школьной жизни значительно возрос (Г.А. Цукерман, О.А. Сизова, JI.A. Ясюкова и др.).
Цель исследования – выявление особенностей адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе;
2. Сравнить межличностные эмоциональные отношения в классе у мальчиков и у девочек.
3. Сравнить преобладающий тип мотивации у мальчиков и у дево-чек.
4. Сравнить проявление эмоций, которые испытывают мальчики и девочки на разных уроках.
5. Проанализировать особенности адаптации к школе у мальчиков и у девочек.
Объект исследования – девочки и мальчики, обучающиеся в 5 клас-се.
Предмет исследования – особенности адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе.
Гипотеза исследования: существуют различия значений показате-лей адаптации к школе у мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе.
Практическая значимость заключается во внедрением полученных результатов исследования в деятельность педагога-психолога школы, в подготовке эмпирической базы для организации психолого-педагогической поддержки пятиклассников в период адаптации в условиях нового коллектива, а также для составления плана индивидуальной кор-рекционной работы с теми детьми, которые переживают школьную деза-даптацию.
Структура работы: ВКР состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения адаптации к школе мальчиков и девочек, обучающихся в 5 классе
1.1 Общая характеристика адаптации
Адаптация, или приспособление организма к окружающей его среде, является фундаментальной биологической проблемой. При недостаточно-сти адаптационных механизмов возникают «пограничные состояния». Ор-ганизм может длительное время находиться в этой промежуточной зоне между здоровьем и болезнью. В случаях недостаточности или ухудшаю-щихся приспособительных возможностей наступает дезадаптация – начальная стадия патогенеза, когда на смену приспособительным прихо-дят компенсаторные сдвиги в организме [7].
Понимание адаптации как простого приспособления недостаточно. В последнее время в исследовании проблем социальной адаптации все боль-ше внимания уделяется человеческим состояниям, связанным с реализаци-ей индивидуального потенциала, личностной эффективностью, т.е. саморе-ализацией и самоактуализацией личности в гармонии с реальным социу-мом. Адаптация рассматривается как общая форма жизнедеятельности.
Адаптация связана с преобразованием самого субъекта в процессе деятельности, с осознанным регулированием собственного поведения, со-знательным сопоставлением и оценкой имеющихся возможностей с требо-ваниями новой деятельности.
Изучению проблемы социальной адаптации личности посвятили свои работы отечественные ученые: К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Буева, С.В. Киселев, Н.Н. Мельникова, И.А. Милославова, Д.В. Ольшанский, Л.М. Растова, А.А. Реан и др.
Человек не рождается заранее приспособленным к социальной среде. Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов дока-зывают, что социальная адаптация предполагает постепенное усвоение культурных ценностей и социальных норм, а также поиск своего места в реальном социуме на определённом этапе развития общества. Этот про-цесс не имеет чётких границ, разворачивается на протяжении всего разви-тия человека и называется общим термином «адаптация к жизни».
В философии, социологии и в гуманистической психологии адапта-ция определяется через понятие «взаимодействие», причем это взаимодей-ствие разворачивается в условиях дисбаланса, несогласованности между его объектами. Основной целью такого взаимодействия является установ-ление координации, согласованности действий и сам процесс социальной адаптации рассматривается как развивающий личность и социальную сре-ду.
В педагогике социальная адаптация рассматривается как приспособ-ление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.
Процесс социальной адаптации представляет собой взаимодействие равноправных сторон, а не просто приспособление личности к среде. Су-щественной особенностью социальной адаптации является высокая степень реализации активной преобразовательной функции, как личности, так и среды.
А.В. Петровский считает адаптацию, наряду с индивидуализацией и интеграцией, этапом развития личности и понимает под этим термином ак-тивное усвоение действующих в общности норм и овладение соответству-ющими формами и средствами деятельности. Он выделяет два типа адап-тационного процесса:
- тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду;
- тип, определяющийся пассивным принятием целей и ценностных ориентаций, формирующихся в зависимости от структуры потребностей и мотивов индивид [19].
А.А. Реан считает, что социальная адаптация всегда активный про-цесс, включающий активное самоизменение, самокоррекцию в соответ-ствии с требованиями среды. Пассивного принятия социальных ценностей, норм, правил поведения быть не может [24].
А.А. Реан анализируя типы адаптационного процесса считает, что они зависят от его направленности. Один вариант связан с активным влия-нием на внешнюю среду, ее освоение и приспособление к себе, другой – с изменением собственной личности, коррекцией собственных социальных установок, поведенческих стереотипов. Выделяется еще и третий тип адап-тационного процесса – вероятностно-комбинированный, объединяющий два вышеназванных [24].
Типы адаптационного процесса формируются в зависимости от структуры потребностей, мотивов, индивидуально-личностных особенно-стей, в частности от развитой социально-психологической терпимости личности. Под социально-психологической терпимостью понимается, во-первых, сенсуальная терпимость, т.е. повышение порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды (терпимость-черствость); во-вторых, диспозиционная терпимость, т.е. система отношений к действи-тельности, к другим людям, характеризующаяся терпимым отношением ко всему.
Конформное, пассивное принятие ценностей, норм, установок соци-альной среды без активного самоизменения, самокоррекции, саморазви-тия, по мнению А.А. Реана – есть дезадаптация, поскольку всегда сопро-вождается состоянием дискомфорта, неудовлетворенностью, чувством неполноценности [24].
Л.М. Растова рассматривает социальную адаптацию как процесс включения личности в конкретную социальную среду, общность и подчер-кивает, что социальная адаптация предполагает локальное действие лично-сти при вхождении в соответствующую общность. Она считает, что успеш-ность социальной адаптации зависит от уровня социализации индивида, т.е. знаний, умений, навыков, сформировавшихся качеств личности, позво-ляющих адаптироваться человеку в определенной ситуации, и в то же вре-мя сам процесс социальной адаптации является определенным вкладом в социализацию личности, т.е. социальная адаптация есть часть социализа-ции [23].
В.Н. Судаков, проанализировав труды зарубежных и отечественных философов, социологов, выстроил схему процесса адаптации личности. Сущность процесса адаптации личности состоит в том, что при возникно-вении адаптивной ситуации в зависимости от изменений социальной среды и возможностей самой личности, происходит изменение качеств личности, что ведет к изменению в сфере ее включенности в деятельность. К изменя-ющимся в ходе социальной адаптации качествам личности относятся цен-ностно-ориентационные, познавательные, коммуникативные, влияющие на развитие адаптивных способностей личности и преобразующие социаль-ную среду [34].
Для характеристики результативного аспекта адаптационного про-цесса в научной литературе нередко употребляется понятие адаптирован-ности. Понятие «адаптированность» («устойчивая адаптация») является синонимом «нормы», «здоровья». Под стабильной адаптацией принято считать уровень фактического приспособления индивида, уровень его со-циального статуса и самоощущения. Адаптивность носит и биологический и социальный характер.
Вопрос о показателях адаптации в настоящее время является дискус-сионным. Большинство исследователей стремятся к выделению ключевых показателей эффективности адаптационного процесса. При различии под-ходов в обозначении критериев адаптированности, авторы едины в выде-лении одного из значимых внутренних ее показателей. Данный критерий в зависимости от особенностей авторской концепции маркируется по разно-му: «эмоциональное самочувствие» (А.Н. Жмыриков, А.А. Реан, Н.А. Нестеренко); «уровень удовлетворенности условиями деятельности и об-щения» (О.Ф. Гефеле); «субъективное благополучие личности» (Р.М. Ша-мионов).
Социально-психологическая адаптированность в большинстве случа-ев относительна. Так, личность может быть достаточно успешно адаптиро-вана в адаптационной нише, связанной с одной деятельностью (учебная) и значительно хуже в других (познавательная, семейная и т.п.).
При несформированной адаптивности адаптационные навыки могут стереотипно воспроизводиться в онтогенезе, существенно затрудняя про-цессы развития и самореализации личности [7].
Адаптационные возможности личности не безграничны и во многом определяются индивидуально-психологическими характеристиками. Пси-хологическими характеристиками личностного адаптационного потенциа-ла, определяющими эффективность и адекватность поведения и деятельно-сти, являются: нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки, особенности построения контакта с окружающими, опыт социального общения, моральная нормативность личности, уровень групповой идентификации [15].
Можно вычленить несколько классификаций социальной адаптации. У. Сирле и С. Уард выделяют психологическую адаптацию и социокуль-турную адаптацию. Под психологической адаптацией понимаются психо-логические последствия вхождения личности в социальную среду, включая ясное понимание личностной и этнической идентификации, хорошее ду-шевное здоровье и общую способность достигать чувство личного удовле-творения. Социально-культурная адаптация – это способность справляться с ежедневными проблемами в новом культурном окружении, особенно в сферах семейной жизни, работы, учебы [28].
В процессе адаптации человек не просто приноравливается к услови-ям предметной деятельности, но и приобретает личностные качества. В этом случае социальная адаптация становится необходимой предпосылкой успешности деятельности и важным фактором успешного выполнения той или иной социальной роли [35].
Успешное протекание адаптации – это умение использовать имею-щуюся социальную ситуацию для решения актуальных задач, выстраива-ние плацдарма для дальнейшего развития. Конечной целью адаптации та-ким образом является формирование внутренней позиции, которая отра-жает отношение к своему месту в новой ситуации, и к самой ситуации, что позволит выбрать подходящую систему поведения и успешно ее реализо-вать.
Таким образом, адаптация наряду с индивидуализацией и интегра-цией, является этапом развития личности, это активное усвоение действу-ющих в общности норм и овладение соответствующими формами и сред-ствами деятельности. Социальная адаптация всегда активный процесс, включающий активное самоизменение, самокоррекцию в соответствии с требованиями среды.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Александрова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение уче-ния школьников / Е.А. Александрова // Классный руководитель. – 2018. – №3. – С. 104–112.
2. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5. - № 1 (14). - С. 9-11.
3. Безруких М.М. Здоровьесберегающая образовательная среда и фак-торы, препятствующие ее созданию /Человек и образование // М.М. Безруких.– СПб.: ИПО, 2012. -№2. –С.10-16
4. Беседина Е.Ю. Взаимодействие семьи и школы в современных усло-виях / Е.Ю. Беседина // Теоретические и прикладные аспекты совре-менной науки. – 2014. – № 4. – С. 110-112.
5. Битянова М. И. Как вы яхту назовете… / М. И. Битянова // Школь-ный психолог. – 2000. - №12. – С. 29 – 41.
6. Воробьева М. В. Специфика учебной мотивации школьников при пе-реходе из младшего в среднее звено общеобразовательной школы / М. В. Воробьева // Вестник Курганского государственного универси-тета. – 2010. - №3. – С. 63-68.
7. Гефеле О.Ф. Социальная адаптация личности в ситуациях неопреде-ленности. – СПб., 2013. – 80с.
8. Донцова О.С. Консультативная помощь родителям как условие пози-тивной учебной адаптации пятиклассников / О.С. Донцова // Вестник МГОУ. Серия : Педагогика. – 2015. – № 2. – С. 174-179.
9. Жохов И.Н. Сохранение и укрепление здоровья школьников в обра-зовательном учреждении // И.Н. Жохов. –Шуя : Научный поиск, 2014. –№2.8. – С.9-10.
10. Коржуев А.В. Основы научно-педагогического исследования : учеб-ное пособие для вузов / А.В. Коржуев, Н.Н. Антонова. – М.: Изда-тельство Юрайт, 2020. – 177 с.
11. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с за-держкой психического развития: монография. – М.: Прометей», 2011.
12. Крайнова Ю.Н. К вопросу об адаптации младших подростков к но-вым условиям обучения в средней школе / Ю. Н. Крайнова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. - №14. – С 54 – 67.
13. Куган Б.А. Русанов В.П. Здоровьесберегающееобразовани и пути его реализации в общеобразовательной школе. Методология совре-менной образовательной деятельности: Монография. –Нижний Нов-город, 2018. – С.40-58.
14. Локалова Н. П. Школьная неуспеваемость: Причины, психокоррек-ция, психопрофилактика: Учеб. пособие / Н. П. Локалова.– СПб.: Пи-тер, 2009.
15. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Пи-тер, 2010. – 583с.
16. Максимова М. В. Психологические условия преодоления школьной дезадаптации (Методические разработки для учителей)/ М. В. Мак-симова. - Ханты-Мансийск: Эльми. 1994. – 115 с.
17. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика /Л. В. Мардахаев, - Волго-град: Издание Волгоградского государственного социально-педагогического университета, 2003. – 218с.
18. Мусеридзе Т.Л. Некоторые причины снижения школьной успеваемо-сти в переходном возрасте: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук. - Тбилиси : Изд-во Тбилис. ун-та, 1969. – 25 с.
19. Петровский А.В. Психология и время. – СПб.: Питер, 2007.
20. Прихожан А.М. Учебные трудности пятиклассников // Школьный психолог. – 2002. – №12.
21. Радугин А.А. Психология и педагогика. М.: Центр, 1999. 256 с.
22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 349 с.
23. Растова Л.М. Социальная адаптация личности в коллективе. – М.: Мысль, 1990.
24. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер 6. – СПб: Изд-во СПбГУ, 1995. - №20.
25. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000. 432 с.
26. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. СПб.: Союз, 2001. 191 с.
27. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 720 с.
28. Сафина Г.А., Касимова Р.Ш. Сложности адаптации пятиклассников к условиям средней школы // Актуальные проблемы педагогики и пси-хологии. Сборник Актуальные проблемы педагогики и психологии сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студен-тов, посвященный 25-летию Российского общества Януша Корчака. – Казань: КФУ, 2016- С. 193-195.
29. Сергачева О.С. Система работы классного руководителя по адапта-ции пятиклассников // Народное образование. 2009. № 7. С. 230-237.
30. Славутская Е.В. Факторный анализ психологических качеств, опре-деляющих дезаптационный синдром пятого класса // Психология обучения. 2008. № 12. С. 103-112.
31. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагоги-ка: учеб. пособие. М.: Школа – Пресс, 2000. 512 с.
32. Соколова Н.А. Теория и практика социально-педагогической под-держки адаптации подростков в условиях дополнительного образо-вания детей: Монография. – Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005. – 231 с.
33. Сомько А.Н., Кафриева Ю.Г. Введение в школьную жизнь. Про-грамма адаптационных занятий для пятиклассников // Школьный психолог. 2001. № 2. С. 13-15.
34. Судаков В.Н. Адаптация личности. Свердловск, 1983. – 170 с.
35. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном процессе современной выс-шей школы. - Владикавказ, 2014. – 179 с.
36. Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности в общении // Средняя школа. 2006. №7. С. 21-24.
37. Фахтулин Н. С. Особенности социализации личности в подростковом периоде: современная российская ситуация/ Н. С. Фатхулин, В.В. Королев// Казанский педагогически журнал. - 2018. - № 2. – С. 12-32.
38. Фельдштейн Д.И. Психология младшего подростка. М.: Просвеще-ние, 2004. 357 с.
39. Хуторянская Т.В. Социокультурные аспекты взаимодействия педаго-гов с родителями в период перехода школьников из начальной шко-лы в среднюю / Т. В. Хуторянская // Мир науки. Социология, фило-логия, культурология. – 2018. – № 2.
40. Цукерман Г.И. Переход из начальной школы в среднюю, как психо-логическая проблема. // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 19-35.
41. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. 2008. № 8. С. 15-19.
42. Эльконин Д.Б. Введение в психологию. М.: Просвещение, 1995. 362 с.