Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За последнее десятилетие в обществе произошли коренные перемены, которые повлияли на все сферы жизни. Обозначился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, способную уходить своей деятельностью от стереотипов, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях, что определяет цель современной системы образования – интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Одно из главных направлений педагогики сегодня – это формирование активного, творческого ученика, гражданина своей страны.
Вследствие чего определяются проблема в школьном географическом образовании: найти такие формы, где царит деловая творческая обстановка, желание школьников бьет ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг с другом, где им интересно.
Одним из путей, способных решить назревшие проблемы географического образования является повышение познавательной активности учащихся, формирование у них универсальных учебных действий через организацию внеурочной деятельности по географии.
Поэтому актуальность темы обусловлена тем, что внедрение активных форм и методов организации внеурочной работы по географии позволяет устранить противоречия:
– между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительных знаниях по географии, применении полученных знаний на практике;
– между условиями работы в классно-урочной системе преподавания географии и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Активные формы и методы организации внеурочной работы по географии как средство развития познавательной активности школьников».
Целью данной работы является изучение активных форм и методов организации внеурочной работы по географии как средства развития познавательной активности школьников.
Объектом исследования является методика внеурочной работы по географии в средней школе.
Предметом исследования является процесс организации внеурочной работы по географии как средства развития познавательной активности школьников.
При разработке гипотезы исследования мы опирались на позиции таких ученых как И.В. Душина, В.П. Максаковский, В.В. Николин, Н.Н. Петров и др.
Гипотеза исследования заключалась в том, что реализация программы организации внеурочной работы по географии в средней школе, основанная на использовании активных форм и методов, будет способствовать развитию познавательной активности школьников.
В соответствии с объектом, гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Представить психолого-педагогическую характеристику учащихся средней школы.
2. Рассмотреть внеурочную работу как неотъемлемую часть образовательного процесса по ФГОС.
3. Изучить теоретико-методические основы и методику внеурочной работы по географии.
4. Выполнить диагностику учащихся средней школы на констатирующем этапе исследования.
5. Реализовать программу организации внеурочной работы по географии в средней школе.
6. Провести обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы.
В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы исследования:
– изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов;
– изучение опыта работы учителей географии;
– педагогические наблюдения за деятельностью учителей и учащихся на уроках и во внеклассной работе в период эксперимента;
– педагогический эксперимент, проводимый в школах, анализ, обобщение и апробация результатов исследования;
– качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения по письменным и устным ответам учащихся, протоколам наблюдаемых уроков, школьной документации (классным журналам, ученическим тетрадям, планам работы учителей географии и др.).
Теоретико-методологическая основа исследования. В основе педагогического опыта лежат идеи И.И. Бариновой, И.В. Душиной, Н.К. Семакина и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была систематизирована и обобщена методическая информация по проблеме организации внеурочной работы по географии в средней школе и составлена соответствующая программа.
Практическая значимость исследования заключается в следующем. Материалы работы могут быть использованы следующими категориями лиц:
– педагогами по географии с целью оптимизации своей деятельности по организации внеурочной работы по предмету;
– студентами, обучающимися по направлению «Педагог географии», с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
– молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических и методических сведений.
Исследование осуществлялось в три этапа:
1 этап – постановочный. Проведен научный анализ теоретических источников в области методики географии, психологии, педагогики, философии. Эта работа позволила выявить направления поиска исследования, определить его цель, гипотезу и задачи.
2 этап – исследовательский. На этом этапе была реализована диагностика уровня познавательной активности учащихся. Для этого подобрана соответствующая цели исследования выборка испытуемых и диагностические методики.
3 этап – проведение формирующего педагогического эксперимента.
4 этап – заключительный Анализ и интерпретация полученных результатов всего исследования, обобщение результатов, формулирование выводов.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 50 наименований, 2 приложения.
Основной объем работы – 69 страниц (текст работы со списком литературы без приложений).
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения методики внеурочной работы по географии в средней школе
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы
Средняя школа – это учреждение, предоставляющее услуги средней ступени, промежуточное звено между начальной школой и старшей школой. В связи с этим учащиеся средней школы в этой работе понимаются нами как ученики среднего звена общеобразовательной организации. В среднем звене обучаются дети с 11-12-летнего возраста до 15-17-летнего возраста. Этот период развития возрастная периодизация относит к подростковому возрасту [48].
Рисунок 1. Психолого-педагогические особенности преподавания в конкретных возрастных группах учащихся (составлено самостоятельно)
В этом возрасте, в связи с его важностью и противоречивостью, ученые также определяют отдельные этапы. В частности, младший подростковый возраст характеризуется периодом от 11-12 лет до 13 лет; средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15 лет до 17 лет. Таким образом, можно говорить о соответствии младшего подросткового возраста с докритической стадией, среднего подросткового возраста – с критической стадией, старшего подросткового возраста – с посткритической стадией развития [22].
Характеристики подросткового кризиса заключаются в следующих признаках:
– негативизме, то есть устойчивой негативной установке по отношению ко всем окружающим;
– склонностью к самоанализу и анализу;
– подростковой депрессией, выражаемой в появлении безразличия к окружающему, чувством пустоты, непонятности и одиночества [34].
Течение кризиса подросткового возраста может осуществляться в соответствии с двумя различными сценариями:
– «кризис независимости», выражаемый с помощью развитого негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по своему желанию, противостояния авторитетам, ревностного отношения к личному пространству;
– «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное послушание, возврат к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность суждений, подчинение мнению большинства [34].
Существует три основных фазы подросткового возраста:
– фаза 1 – предкритическая (негативная); характеристикой данного периода является разрушение в сознании подростка стереотипов. Данный период характеризуется наличием многих разногласий в семье, поскольку родители зачастую не понимают, что происходит с их ребенком;
– фаза 2 – кульминационная кризисная точка; обычно ее проходят дети 13-15-летнего возраста; формирование установок на девиантные поведенческие формы, протест, бунт осуществляется именно в рамках кульминационной точки кризиса;
– фаза 3 – посткритическая; на данном этапе формируются новые отношения с друзьями и одноклассниками, с семьей и обществом [57].
Познавательное развитие ребенка подросткового возраста продолжает собственное динамичное формирование. В частности, происходит развитие целенаправленности, избирательности, содержательности и планомерности восприятия. Растет объем, концентрация, распределение и преднамеренности внимания, избирательность, объем и абстрактность характера памяти. Мышление характеризуется окончанием своего формирования и становлением в собственном развитии идентичности с мышлением взрослого человека (Ж. Пиаже [33]). Происходит формирование навыка абстрактного мышления, логических высказываний, дедуктивной мысли.
Рисунок 2. Психолого-педагогические особенности учащихся
среднего школьного возраста (составлено самостоятельно)
Отличительная особенность развития подростковой личности заключается также в неком своеобразии. В частности, ребенок подросткового возраста дает себе оценку не так как это делает младший школьник, основывающийся на своих поступках и делах, а скорее на основании того, как к нему относятся его сверстники. Следовательно, самооценка подростка определяется скорее его популярностью среди друзей и одноклассником, чем определенными показателями объективного характера.
Кроме того большую роль для подросткового возраста играет увлечение кумирами и феномен фанатства. Подросток, в процессе выбора себе кумира из мира шоу-бизнеса, спорта, кино, стремится во всем быть похожим на последнего. При учете отсутствия возможностей у подростков реально подражать кумиру, они начинают скорее гнаться за внешним сходством, чем принципиальное изменение жизненного образа, при этом также в ход идут заявления о своем увлечении. В частности, подростки, которые увлечены известным музыкантом, скорее постоянно слушают хиты собственного исполнителя, а не берут уроки музыки. Поклонники знаменитого спортсмена скорее смотрят трансляции всех игр или матчей собственного кумира, чем начинают заниматься спортом [45].
Чувство взрослости в качестве новообразования возраста развивается по тому же принципу. Подростки в большинстве случаев не имеют возможности реально жить взрослой жизнью, обеспечивая себя с экономической стороны вопроса, единолично принимая серьезные решения, определяя собственный образ жизни и др., поэтому они только стремятся за «взрослыми» признаками. Мальчики подросткового возраста начинают бриться (даже без реальной в том необходимости), ведут себя в грубой форме и демонстрируют циничность, девочки подросткового возраста – меняют собственные предметы гардероба, наносят макияж. Зачастую «чувство взрослости» заводит детей подросткового возраста к тому, что у них развиваются вредные привычки: они начинают курить, употреблять алкоголь и наркотики.
Как считает Л.И. Божович [6], в качестве основополагающего момента подросткового возраста выступает развитие у таких детей самосознания. Формирование самосознания, в том числе его ведущей стороны – самооценки, является достаточно продолжительным и трудоемким процессом, который сопровождается определенными особыми переживаниями.
По мнению Д.Б. Эльконина [49], подростковый возраст взаимосвязан новообразованиями, формирующимися на основе ведущей деятельности предшествующего периода. Учебная деятельность характеризуется переворотом от ориентации на мир к ориентации на самого себя.
Д.И. Фельдштейн [42] говорил о значении, роли и содержании подросткового возраста, в качестве этапа развития психических особенностей человека, на основании исследований логики психического развития, в т.ч. взаимосвязи между психикой и окружающей ее средой. Развитие социальных установок индивида обусловливается тем, как протекает на данном этапе социальная ориентация.
Д.И. Фельдштейн [42] считает, что личностное развитие в подростковом возрасте разделяется на несколько уровней:
– 10-12-летний рубеж – ориентация на самостоятельность и на потребность ее признания во взрослом мире, где подростковое Я имеет одинаковое положение с другими; ориентация на выход из взаимоотношений с родными и переход в пространство общественных отношений. Происходит формирование интереса подростка к собственным особенностям нравственного и психологического характера, в т.ч. потребность получения оценки своих личностных качеств, а также качеств окружающих его людей. Растут отрицательные самооценки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24 марта 2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Алиева, Л.В. Внеурочная деятельность школы – инновационный блок основного образования и общественного воспитания учащихся / Л.В. Алиева // Воспитание в школе. – 2012. – № 5. – С. 4–9.
3. Аникеева, Н. Подросток : познай самого себя / Н. Аникеева, Е. Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. – 2019. – № 4. – С. 54–59.
4. Беловолова, Е.А. Методика реализации практической направленности обучения географии в современной школе : монография / Е.А. Беловолова. – М. : Прометей, 2013. – 143 с.
5. Беспалова, С.А. Использование активных форм обучения в урочной и внеурочной деятельности / С.А. Беспалова // Русский язык в школе. – 2018. – № 3. – С. 35–37.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2018. – 464 с.
7. Вишневская, М.В. Особенности организации внеурочной деятельности в рамках изучения географии / М.В. Вишневская // Молодёжь и наука : актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2019. – № 4. – С. 15–22.
8. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. – 5-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 240 с.
9. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М. : Педагогическое общество России, 2013. – 512 с.
10. Горбатова, О.Н. Методика преподавания географии / О.Н. Горбатова ; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т. – Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2014. – 241 с.
11. Греханкина, Л.Ф. Внеурочная деятельность как условие достижения требований ФГОС / Греханкина Л.Ф. // Конференциум АСОУ : сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 4. – С. 1622–1628.
12. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников : методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш ; под ред. В.Е. Клочко. – М. : Владос-Пресс, 2013. – 264 с.
14. Дереклеева, Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе / Н.И. Дереклеева. – М. : Норма, 2015. – 167 с.
15. Душина, И.В. Практикум по методике обучения географии / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, Е.А. Беловолова ; под ред. Е.А. Таможней ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Московский педагогический гос. ун-т». – М. : МПГУ : Изд-во Прометей, 2013. – 163 с.
16. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность : взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – № 3. – С. 15–26 ; № 4. – С. 15–21.
17. Истратова, О.Н. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д. : Феникс, 2010. – 636 с.
18. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская . – СПб. : Питер, 2016. – 237 с.
19. Капустина, Н.Г. Подросток : период после детства / Н.Г. Капустина // Начальная школа плюс До и После. – 2018. – № 1. – С. 20–24.
20. Колесов, Д.В. Современный подросток : взросление и пол / Д.В. Колесов ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : МПСИ : Флинта, 2013. – 197 с.
21. Крутских, О.А. Творческое наследие Н.Н. Баранского в области преподавания экономической географии / О.А. Крутских // Территориальная организация общеста и управление в регионах: материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Воронежский государственный педагогический университет ; Воронежский государственный университет ; Воронежский отдел Русского географического общества. – Воронеж, 2016. – С. 22–26.
22. Кулаков, С.А. На приёме у психолога – подросток / С.А. Кулаков. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена : Союз, 2011. – 350 с.
23. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с.
24. Малеева, Е.А. Внеурочная деятельность по географии как условия самореализации одаренного подростка / Е.А. Малеева // Амурский научный вестник. – 2013. – № 2. – С. 78–82.
25. Мантулло, С.Б. Социально значимая направленность внеурочной работы по географии / С.Б. Мантулло // Академическая публицистика. – 2021. – № 3. – С. 342–343.
26. Марянян, М.С. Туристско-экскурсионная работа как вид внеурочной деятельности школьников по географии / М.С. Марянян // География и экология в школе XXI века. – 2018. – № 2. – С. 67–71.
27. Миракян, Н.А. Компетентностный подход при реализации урочной и внеурочной деятельности по географии / Н.А. Миракян // Региональный вестник. – 2020. – № 1 (40). – С. 43–44.
28. Низовцев, В.А. Творческая деятельность школьников во внеурочной работе по географии / В.А. Низовцев, Н.Г. Дмитрук // География в школе. – 2019. – № 2. – С. 48–55.
29. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования : письмо Министерства образования и науки РФ от 12. 05. 2011, № 03-296 / Российская Федерация, Министерство образования и науки // Администратор образования. – 2011. – № 13. – С. 20–30.
30. Организуем внеурочную деятельность // Справочник классного руководителя. – 2012. – № 3. – С. 64–77.
31. Переходный возраст / сост. О. Хаткевич. – Минск : Красико-Принт, 2013. – 128 с.
32. Петренко И.Г. Внеурочная деятельность по географии / И.Г. Петренко // Вестник научных конференций. – 2020. – № 6–1 (58). – С. 88–89.
33. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История психологии. XX век : хрестоматия / ред. П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. – 5-е изд. – М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2013. – С. 717–777.
34. Подольский, А.И. Подросток в современном мире : заметки психолога / А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев. – СПб. : Каро, 2017. – 272 с.
35. Психология подростка / Ж.К. Дандарова и др. ; под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2014. – 480 с.
36. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – 12-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 816 с.
37. Салангина, Н.Я. Внеурочная деятельность в работе педагогов / Н.Я. Салангина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 5. – С. 43–45.
38. Сафина, Л.Г. Организация внеурочной деятельности по географии / Л.Г. Сафина, В.А. Доппельт // Парадигма. – 2019. – № 1. – С. 72–77.
39. Светличный, И.Ю. Применение системно-деятельностного подхода во внеурочной деятельности по географии / И.Ю. Светличный // Молодой ученый. – 2020. – № 7 (297). – С. 254–256.
40. Уксусникова, В.В. Духовно-нравственное воспитание школьников во внеурочной деятельности по географии / В.В. Уксусникова // Педагогический поиск. – 2013. – № 11. – С. 31–33.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / ред. И. Сафронова. – М. : Просвещение, 2014. – 64 с.
42. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток : некоторые психологические вопросы формирования личности детей подросткового возраста / Д.И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2018. – 208 с.
43. Фомин, Н.Г. Методика преподавания географии в средней общеобразовательной школе / Н.Г. Фомин ; М-во образования Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов : изд-во ТГУ, 2013. – 89 с.
44. Хисамова, А.Х. Внеурочная деятельность как условие самореализации личности школьника / А.Х. Хисамова // Вестник образования России. – 2019. – № 15. – С. 56–58.
45. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2015. – 158 с.
46. Чернова, Т.А. Внеурочная деятельность как средство реализации задач нового ФГОС / Т.А. Чернова // Русский язык и литература. Все для учителя! Комплексная поддержка учителя. – 2013. – № 9. – С. 2–9.
47. Чупахина, И.Ю. Давай откроем душу!.. (Особенности развития детей подросткового возраста) / И.Ю. Чупахина. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2014. – 362 с.
48. Шэфер, Д. Дети и подростки : психология развития / Д. Шэфер. – СПБ. : Питер, 2013. – 976 с.
49. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 2019. – 450 с.
50. Яковлева, Л.Н. Воспитание и социализация учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по географии и биологии / Л.Н. Яковлева, М.Н. Менькова // Концепт. – 2016. – № 39. – С. 45–48.