Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития умственных способностей ребенка. В настоящее время сложился новый уровень психолого-педагогического осмысления ряда вопросов, в контексте которых может рассматриваться проблема развития умственных способностей детей дошкольного возраста.
Необходимость ориентироваться в возрастающем объеме знаний диктует определенные требования к умственному развитию подрастающего поколения. Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.
Основным содержанием умственного развития является развитие умственных способностей, которые определяются психологическими качествами, такими как легкость и быстрота усвоения новых знаний, умений и возможностей их использования для решения разнообразных задач.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это доказывают исследования Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., и др.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены задачи познавательного развития:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (размере, материале, форме, цвете, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, движении и покое, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.) [41].
Успешное развитие умственных способностей, познавательное развитие дошкольников осуществляется в игровой деятельности, так как игра – доступный, свойственный детству вид деятельности, соответствующий природе детей.
Уникальность игры заключается в том, что в данном виде деятельности совмещаются интересы ребенка и педагога: игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он усваивает новое легко и охотно. Играя, ребенок создает, творит не только события своей игры, но и самого себя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования провозглашается необходимость реализации образовательного процесса посредством осуществления типичных видов детской деятельности, прежде всего игровой. Однако, по данным современных исследований (В.А. Деркунская [7], Н.А. Короткова [17], Е.Е. Кравцова [18], Е.О. Смирнова [39]) отмечается тенденция недостаточной сформированности игровой деятельности в дошкольном возрасте.
В психологическом сопровождении детей дошкольного возраста педагогами и психологами чаще всего используются различные виды игр. В ходе наблюдения за поведением детей в игровой деятельности можно выяснить не только особенности психического развития дошкольников, но и уровень овладения тем или иным видом игры. Результаты подобного рода диагностической работы помогут эффективнее выстроить коррекционно-развивающую работу с дошкольниками. Включение детей в различные виды игр содействует развитию всех компонентов психики ребенка.
Грамотное использование игровых упражнений педагогами и психологами закладывает фундамент учебной деятельности будущих первоклассников. Организация игровой деятельности детей требует от специалистов не только определенных умений и навыков, но и четкого понимания сущности игры, игровой деятельности, игрового упражнения.
В современной педагогике понятие игры рассматривается как особый вид деятельности, зарождающийся в младенчестве, развивающийся и сопровождающий личность на всем жизненном пути. Основные направления исследования игровой деятельности были важны для исследователей в самых различных отраслях научного знания. Изучением особенностей игровой деятельность старших дошкольников в отечественной психолого-педагогической науке занимались такие исследователи, как: Л.С. Выготский [3], А.В. Запорожец [12], А.Н. Леонтьев [23], А.С. Макаренко [27], Д.Б. Эльконин [46], К.Д. Ушинский [40].
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Предметом исследования является: игра как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Цель выпускной квалификационной работы: рассмотреть возможности игры в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические основы исследования: понятие игры и интеллектуальных способностей, основные теоретические подходы, условия и методы развития интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
2. Определить показатели интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Провести диагностику интеллекта дошкольников.
4. Разработать комплекс игр направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической, научно-методической, энциклопедической литературы по проблеме исследования. Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов игровой деятельности детей, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе проектной работы, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов по интеллектуальному развитию детей.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению игры как ведущего вида деятельности и важного средства умственного развития дошкольников: теоретический аспект
1.1 Природа и сущность игры с позиций российских и зарубежных авторов
Испокон веков в жизни людей особым уважением пользовались игры. Все современные игры имеют многовековые корни, все игры основаны на традициях того народа из недр которого они вышли. От поколения к поколению переходили игры, созданные народом.
Понятие игры и игровой деятельности рассматривается в различных отраслях гуманитарного знания - культурологии, философии, педагогике, психологии, лингвистике. Все они акцентируют внимание на различных, порой противоположных, вопросах феномена игры, которые позволяют в целом рассмотреть проблему игровой деятельности и говорить о том, что понятие игры является междисциплинарным. Таким образом, игра по своей сути является собирательным, многомерным понятием, с помощью которого обозначаются различные виды человеческой активности.
Каждый, кто знаком с психологией и педагогикой, знает, какие большие потенциальные возможности таит в себе игра. Игра помогает не только приобретать человеку определенный социальный опыт, нормы поведения и морали, но и решать определенные социальные проблемы. Более того, игра выполняет в обществе множество функций: методологическую, познавательную, развивающую, гедонистическую, компенсаторную, коммуникативную, идентификационную, нормативную или социализирующую, креативную и символическую.
Игра и игровая деятельность — различные понятия, хотя в психолого-педагогической литературе часто можно встретить их идентичное толкование и использование в качестве синонимов (Н. Л. Потанина, Л. Т. Ретюнских, А. С. Шаров). Игра — социокультурный феномен, возникший на заре становления сознания и общества, существенно меняющийся в зависимости от материального и духовного уровня развития человечества (М. М. Бахтин, К. Бюлер, А. Валлон, Х. Ортега-и-Гассет, Г. В. Плеханов, Й. Хейзинга и др). С точки зрения философии и культурологии она рассматривается как неотъемлемая часть жизни человека, фактор, формируемый культурой и формирующий культуру. Понимание игры как способа человеческого существования приводит к новому осмыслению сущности человека, который представляется как «человек-игрок». В контексте такого понимания игры она сама является важнейшей целью и смыслом человеческой жизни, а не средством достижения какой-либо значимой цели [43, с. 307].
Философский энциклопедический словарь толкует игру как разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенной прямой практической целесообразности и представляющей индивиду возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. Раскрывая сущностные возможности игры, отмечается, что ее ценность состоит не в результате, а в самом игровом процессе.
В любой разновидности игры присутствуют в различном соотношении два первоначала: первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, второе - рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила игры, требующие их строгого соблюдения. Правила игры создают специфическое игровое пространство, которое моделирует реальность, дополняя ее, или ей противостоящее. В системе культуры игра служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество [42, с. 168].
По мнению В.В. Бычкова и О.В. Бычкова, «игра - одна из главных и древнейших форм эстетической деятельности, то есть неутилитарной, совершаемой ради нее самой, а доставляющей, как правило, ее участникам и зрителям эстетическое наслаждение, удовольствие, радость» [2, с. 67].
Современная философская наука пытается определить место игры в мире, культуре, истории, сознании, языке и общении. Так, Й. Хейзинга рассматривает понятие игры как феномена культуры, Э. Берн - как способа коммуникации, Ф. Шеллинг – как способа эстетизации или «очеловечивания» человека, Л. Витгенштейн - как феномена лингвистической реальности и др. В исследовании Л.Т. Ретюнских обозначены три тенденции в описании онтологической сущности данного феномена - одни считают игру принадлежностью исключительно антропологической реальности (Ф. Шиллер, Е. Финк и др.), другие расширяют граница: ее бытия до животного сообщества (К. Гросс, Й. Хейзинга и др.), третьи универсализируют игру до уровня космической всеобщности (Платон, Г. Гегель, Г. Гадамер и др.) [33].
И. В. Куликова определяет место игры в системе способов освоения мира человеком. Характеризуя игру как систему правил, ограничивающих её от повседневности и определяющих, что есть игра, и что находится за её пределами. Автор приходит к выводу, что правила соотнесены с присущими игре целями, и что она может быть использована как средство достижения неигровых целей, в частности, как способа постижения мира [22, с. 35].
М.В. Демин отмечает, что проблема игры, игровой деятельности находится лишь в начальной стадии своего развития. В значительной мере такая ситуация сложилась в результате своеобразия и противоречивости игрового феномена. С одной стороны, игра представляется как бы несерьезным, бесполезным и не стоящим большого значения явлением. С другой стороны, при более пристальном рассмотрении она же оказывается далеко не простым, фундаментальным феноменом действительности, тесно связанным с глубочайшими истоками человеческой активности и потому превращается в весьма серьезную и нелегкую проблему научного исследования [6, с. 14-22].
Все вышеперечисленное позволяет говорить о том, что в любом научном исследовании и при любом научном подходе безоговорочно и повсеместно за отправную точку принимается мысль о том, что игра занимает важное место в жизни любого существа, выполняя в ней необходимую и полезную функцию.
В Российской педагогической энциклопедии игра понимается как «игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» [36].
В педагогическом словаре Коджаспировой Г. М. и Коджаспирова А. Ю. игра раскрывается как род деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений [15].
Д.Б. Эльконин, анализируя феномен игры, приходит к выводу, что игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. По его мнению, главными структурными единицами игры можно считать:
• роли, которые берут на себя играющие;
• сюжет, отношения, которые передаются в игре и копируются из жизни взрослых, воспроизводятся играющими;
• правила игры, которым играющие подчиняются [46].
В жизни постоянно наблюдаются ситуации, в которых соединяются и переплетаются различные виды игр. В психолого-педагогической литературе представлено множество классификаций игр, и в частности игр детей. В основе одной из них, авторами которой являются Н. К. Крупская и П. Ф. Лесгафт, всё многообразие детских игр можно разделить на творческие игры, которые придуманы самими дошкольниками, и игры с правилами, созданные взрослыми людьми. Творческие игры включают режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные и игры со строительным материалом. В этих играх ребенок самостоятельно придумывает сюжет и содержание игры, проявляет инициативу в реализации замысла и в ходе выполнения ролей и игровых действий. Игры с правилами, главным компонентом которых является обучающая (дидактическая) задача, включают дидактические и подвижные игры. Особенность этих игр заключается в том, что они специально созданы народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания. Дидактические задачи дошкольники решают в ходе выполнения каких-либо заданий (найти одинаковые предметы, сложить по образцу, сказать наоборот и т. д.). Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры [45, с. 60–64].
Игра, как социокультурный феномен, имеет свою структуру. А. Н. Леонтьев отмечал, что в структуре игры выделяются воображаемая игровая ситуация (игровой сюжет), игровая роль, игровое действие и правило действия. В различных видах детских игр значимость этих структурных компонентов выражена по-разному: в образно-ролевых и режиссерских играх основным компонентом являются игровые действия, а роли, сюжет и правила напрямую зависят от действий игрока. В сюжетно-ролевых играх на первый план выходят сюжет и роли, определяющие правила игры и специфику действий играющих.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранова, Е.М. Психологические аспекты развития дошкольника в системе свободного воспитания Монтессори [Текст]: // Современное образование. - 2013. - № 2. - С. 134-139.
2. Бычков, В. В. Игра / В. В. Бычков, О. В. Бычков // Новая философская энциклопедия. Т. 2. Москва : Мысль, 2001.
3. Выготский, Л.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 2005. – 432 с.
4. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]: монография / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
5. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст]: учебник для бакалавров по направлению 050100 «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - С-Пб.: Питер, 2013. - 464 с.
6. Демин, М. В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности / М. В. Демин // Вестник МГУ Сер.7. - 1983. - № 1. - С. 14-22.
7. Деркунская, В., Харчевникова, А. Дочки-матери, или Во что и как играть с современными мальчиками и девочками? // Обруч. – 2011. – № 6. – С. 13–15.
8. Дошкольная педагогика [Текст]: пособие для студентов / под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983. – 157 с.
9. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М: Академия, 2000. - 302 с.
10. Дьяченко, О.М. Психологические особенности развития дошкольников [Текст]: методическое пособие / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
11. Емельянова, Е.И. Исследовательская деятельность детей [Текст] // Ребенок в детском саду. - 2009. – №3. – С. 112-116.
12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. – 1965. – № 10. –С.21-24
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2015. – 395 с.
14. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. — М., Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. — М.: Академия, 2000. - 176 с.
16. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. – Санкт-Петербург: Питер, 2004. – 480 с.
17. Короткова, Н.А. Сюжетная игра дошкольников: неоправданность педагогических ожиданий // Ребенок в детском саду. – 2012. – № 1. – С. 2–9.
18. Кравцова, Е.Е. Как играть? Вот в чем вопрос? // Дошкольное образование. – 2011. – № 5. – С. 2-6.
19. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 333 с.
20. Кудрявцев, В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития [Текст]: / В.Т. Кудрявцев // Дошкольное воспитание 1998. – №4. – С. 39 - 42.
21. Кукушин, В.С., Болдырева-Вараксина, А.В. Педагогика начального образования / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2015. - 592с.
22. Куликова, И. В. Игра как способ освоения мира человеком : автореф. дис. канд. филос, наук. - Москва : 1999.
23. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведение. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 392 с.
24. Леонтьев, А.Н. К теории развития психики ребенка [Текст] /А.Н. Леонтьев // Проблемы развития психики. – М.: МГУ, 1981. – С. 509–537.
25. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: пособие для студентов / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е.Соколовой. - М.: Смысл, 2007. – 204 с.
26. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками [Текст] /М.И. Лисина //Вопросы психологии. - 2015. - № 4. – С. 125- 129
27. Макаренко A.C. Книга для родителей. – М.: ИТРК, 2014. – 320 с.
28. Мартынова, Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст]: методическое пособие для воспитателей / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Изд. 3-е, испр. - Волгоград: Учитель. - 2012. – С. 33 - 35.
29. Павлова, Н.А. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов - психологов [Текст]: методическое пособие / Н.А. Павлова, Л.Г. Руденко. – М.: Генезис, 2017. – 124 с.
30. Панов, В.И. От активности к становлению деятельности, от субъекта к становлению субъектности [Текст] / В. И. Панов // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: Материалы междунар. научн. конференции. - Саратов: ИЦ Наука, 2010. - 158 с.
31. Поддьяков, Н. Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков, Ф. А. Сохин. – Москва: Просвещение, 1984. – 207 с.
32. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – Москва: Просвещение, 1964. – 350 с.
33. Репринцева, Е. А. Педагогика игры: теория, история, практика / Е. А. Репринцева. - Курск : Изд-во Курс. гос. ун-та, 2005. - 421 с.
34. Ретюнских, Л. Т. Философия игры. — М. : Вузовская книга, 2002. — 255 с.
35. Римашевская, Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата [Текст]: учебно-методическое пособие / Л. С. Римашевская, Н. О. Никонова, Т. А. Ивченко. - М.: Центр педагогического образования, 2008. – 128 с.
36. Российская педагогическая энциклопедия. Том I. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. - 608 с.
37. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний у детей о природе [Текст] / П.Г. Саморукова // Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4. С. 43 - 48.
38. Сластёнин, В. А. Педагогика / В.А.Сластёнин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2015. – 512 с.
39. Смирнова, Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 3. – С. 25-28.
40. Ушинский, К.Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1988. Т.1. – 416 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 №30384) // режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11678.
42. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост.: Е. Ф. Губский, Г В. Кораблева, В. А. Лутченко. - Москва : ИНФРА-М, 2004. - 576 с.
43. Шаров, А. С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2000. — 358 с.
44. Шерешик Н. Н. К вопросу о психологической структуре игровой деятельности // Научный потенциал. — 2019. — № 4. — URL: https://np-journal. ru/articles/shereshik-natalia-nikolaevna
45. Шерешик Н. Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников : дис. … канд. психол. наук. — Омск, 2005. — 219 с.
46. Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 228 с.