- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Совершенствование механизмов управления процессами трудовой миграции стран в Российской Федерации (на материалах ОМВД России по Таганскому району города Москвы)
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Государственное и муниципальное управление (ГМУ)
99 страниц
62 источника
Добавлена 05.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В РФ 7
1.1 Трудовая миграция: понятие, сущность, необходимость управления 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ 15
1.3 Проблема учета трудовых мигрантов 22
2. ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ 32
2.1 Текущая практика регулирования трудовой миграции 32
2.2 Оценка количественных показателей трудовой миграции 44
2.3 Основные проблемы в сфере управления трудовой миграцией 55
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИЕЙ В РФ 65
3.1 Направления улучшения информационного обеспечения взаимодействия служб в сфере трудовой миграции 65
3.2 Предложения по совершенствованию системы контроля над трудовой миграцией 76
3.3 Совершенствование медицинского страхования трудовых мигрантов в России 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность проблемы исследования обусловлена следующими об-стоятельствами. В Российской Федерации на протяжении последних пятна-дцати лет миграционная политика претерпевает серьезные преобразования. Как свидетельствует практика общественных отношений, эти преобразования не привели к формированию такого нормативного массива, который бы поз-волил считать отношения, возникающие в связи с миграцией трудовых ре-сурсов, удовлетворительно урегулированными. Хотя проблемы миграции населения и возникают по целому ряду причин, обстоятельств и оснований, которые затрагивают большинство государств мира, хотя перемещение лю-дей, которые желают жить в лучших условиях, достойно зарабатывать для содержания себя и своей семьи, и будет существовать всегда, пока существу-ет человечество, государство несет обязанность адекватного урегулирования связанных с этим отношений.
Происходящие в современном мире процессы, связанные формирова-нием единого мирового пространства, интеграции международных хозяй-ственных связей, развития новейшей техники и технологии, образование еди-ной информационной и телекоммуникационной, транспортной системы по-лучили как прямое, так и косвенное отражение на характере человеческой деятельности, на его мобильности, трудовой миграции.
Движущими силами этого процесса послужили и неравномерное соци-ально-экономическое развитие территорий, падение качества жизни населе-ния, действие рыночных рычагов, незащищенность некоторых категорий населения, безработица и др.
В современном мире миграционные процессы анализируют не столько как простое территориальное перемещение людей, а как сложный социаль-ный процесс, представляющий собой вид социальной мобильности населе-ния.
Значительный вклад в исследование проблем трудовой миграции внес-ли современные российские ученые Ж.А. Зайончковская, Л.Л. Рыбаковский, В.И. Переведенцев, А.В. Топилин, Г.В. Якшибаева и др.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является трудовая миграция в России.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы явля-ются механизмы управления трудовой миграцией в современной России.
Цель исследования – изучить существующую систему процессов управления трудовой миграцией в России и разработать направления ее улучшения.
В соответствие с целью исследования в выпускной квалификационной работе поставлены такие задачи:
- представить понятие, сущность и необходимость управления трудо-вой миграцией;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ;
- представить проблему учета трудовых мигрантов;
- охарактеризовать текущую практику регулирования трудовой ми-грации;
- исследовать количественные показатели трудовой миграции в России;
- раскрыть основные проблемы в сфере управления трудовой миграци-ей;
- предложить направления улучшения информационного обеспечения взаимодействия служб в сфере трудовой миграции;
- представить предложения по совершенствованию системы контроля над трудовой миграцией;
- определить направления совершенствования медицинского страхова-ния трудовых мигрантов в России.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ученых в сфере экономики, управления трудовыми ресурсами, ре-зультаты научных исследований Института экономики РАН, Российской эко-номической академии им. Плеханова и других научных учреждений. В част-ности, были использованы труды таких авторов, как: Ахияров А.У., Зайонч-ковская Ж.А., Капкова Д.Т., Прудников А.С., Рыбаковский Л.Л. и др.
Информационную базу выпускной квалификационной работы состави-ли нормативно-правовые документы федерального уровня, информационные материалы Министерства труда и социального развития РФ, информацион-ные ресурсы глобальной сети Internet, материалы сборников научных тру-дов, статей в периодических изданиях, монографические исследования отече-ственных ученых.
При проведении исследования была использована система общенауч-ных методов диалектического познания, системного и факторного анализа стимулирования трудовой деятельности. При решении конкретных задач ис-пользовались элементы теории управления, абстрактно-логический и эконо-мико-статистические методы.
Практическая значимость и апробация выпускной квалификационной работы. Полученные в ходе исследования научно-практические результаты могут быть использованы в практике совершенствования системы управле-ния трудовой миграцией в современной России. Основные теоретико-методологические положения выпускной работы, ее практические результа-ты и выводы обсуждались на научных конференциях.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе выпускной работы последовательно рассматриваются понятие и необ-ходимость управления трудовой миграцией, нормативно-правовое регули-рование и проблема учета трудовых мигрантов.
Вторая глава посвящена рассмотрению основных тенденций трудовой миграции в России, представлены основные проблемы в сфере управления трудовой миграцией.
Третья глава посвящена рекомендациям по совершенствованию управ-ления трудовой миграцией в РФ.
В заключении работы делаются практические выводы по управлению трудовой миграцией в РФ в современных условиях.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ
МИГРАЦИЕЙ В РФ
1.1 Трудовая миграция: понятие, сущность,
необходимость управления
Исследование проблем трудовой миграции будет неполным без рас-смотрения существующих в современной науке основных теоретических подходов, представленных в мировой научной литературе, получивших наибольшее распространение в последние десятилетия и которые являются основой новейших теорий миграции населения. Необходимо определить, ка-ким образом существующие теории миграции дают ответ о причинах воз-никновения и развития миграционных потоков, изменении их структуры, форм, видов, преимущества и издержки миграции для участвующих сторон, возможности регулирования миграционных процессов.
Наиболее известными теоретическими подходами, рассматривающими трудовую миграцию как социально-экономическое явление считаются сле-дующие [42, с.141]:
- меркантилизм, одно из первых западных направлений, представите-лями которого являются Т.Ман, Ж.- Б.Кольбер, в основе концепции лежит пропаганда внешней (международной) и внутренней трудовой миграции;
- мальтузианство (Т.Мальтус), подход, в основе которого лежит дости-жение оптимума населения; в основном исследуются естественные процессы роста народонаселения, тем не менее, для многих концепций, исследовавших трудовую миграцию, они явились базой;
- модель Д. Л. Медоуза, исследует влияние глобализации на обще-ственное развитие, на численность населения. Если существующий мир будет продолжать развиваться такими же быстрыми темпами роста численности населения, производить товары и услуги, продукты питания, используя ре-сурсы земли и недр, загрязняя окружающую среду, то предел роста Земли наступит через сто лет. Об этом он писал в своей работе «Пределы роста», в 1972году. В подходах Медоуза, много общего с мальтузианством;
- неоклассическая теория (М. Фридман, П. Самуэльсон) исследует меж-дународную и внутреннюю миграцию. Международную связывают с пере-мещением трудовых мигрантов в другие государства, основным мотивом ко-торого является высокооплачиваемая работа, и обратным возвращением ка-питала, внутренняя связана с удовлетворением индивидуальных потребно-стей, повышением уровня жизни;
- кейнсианство, (Дж. М. Кейнс) особое внимание уделяет трудовой ми-грации. Главное отличие кейнсианства от других подходов, в отрицании са-морегулирования рыночной экономики, необходимости активного участия государства в экономике. Трудовую миграцию связывал с безработицей в стране;
- теория обратной связи экономических циклов (Б. Томас и др.), связы-вает трудовую миграцию с экономическими циклами (подъемы, спады в эко-номике);
- теория человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц и др.) рассмат-ривает все виды миграции, считая ее как инвестиции в человеческий капитал направленные на получение знаний, навыков, доходов, поиск наиболее ра-циональных приложений физических, умственных и интеллектуальных спо-собностей. Авторы данной теории считают человеческий капитал как воз-можность увеличивать и накапливать свои способности и непрерывно вос-производиться;
- новая экономическая теория миграции (К. Тейлор), рассматривает принятие решения о миграции не индивидами, а членами домохозяйства, се-мей, то есть коллективно;
- теория «технологического развития» (Дж. Саймон) считает безвоз-вратную трудовую миграцию как положительное явление, оказывающее бла-готворное влияние на экономический рост страны и его демографию.
В таблице 1 представлены основные теории трудовой миграции.
Таблица 1 – Основные теоретические подходы к исследованию трудовой ми-грации [57, с.312]
Теория Влияние трудовой миграции на регион Предложение
1. Неоклассическая Трудовая миграция увеличивает благососто-яние принимающей страны, при этом соци-ально- экономическое развитие государства-донора не страдает, остается на том же уровне, не ухудшается Стимулирование эмиграции
2. Неокейнсианцы Последствием трудовой миграции считали ухудшение экономического развития страны, экспортирующей высококвалифицирован-ную рабочую силу, рассматривая данное яв-ление как «утечку умов» Ограничение эмиграции
3. Теория человече-ского капитала Накопленный человеческий капитал (знания, умения, навыки, здоровье, квалификация) являются важнейшим фактором экономиче-ского роста и процветания Стимулирование эмиграции
4. Новая экономиче-ская теория миграции Целью трудовых мигрантов является макси-мизация будущих денежных доходов, мини-мизация издержек, обусловленных слабым развитием рынков труда у себя в стране, кре-дитов и страхования -
5. Концепция сегмен-тированного рынка труда Сегментированный рынок включает в себя первичный сектор, обеспечивающий ста-бильную работу и высокую заработную пла-ту своим работникам, и вторичный - предла-гающий низкую оплату, отсутствие возмож-ностей карьерного роста Уменьшение им-миграции
Вышерассмотренные теории позволяют понять причины и факторы миграционных процессов не только в прошлом, но и в настоящее время. Ис-следование данных теорий помогает выявлять особенности, специфику, зако-номерности, положительные и отрицательные последствия миграционных процессов и на основе этого разрабатывать взвешенную и оптимальную для государства миграционную политику. Теории и концепции позволяют опре-делять и оценивать влияние миграционных процессов на состояние населе-ния, общество, рынок труда и, в целом, на экономическое развитие террито-рии.
Начиная с работ Зайончковской Ж.А. [25], миграция стала изучаться не только статистическими, но и социологическими методами. Она отметила, что причины миграции лежат не только в развитии экономики, но и в изме-няющихся потребностях, интересах и стремлениях людей.
Щербатая И.Н. дала свое понимание понятия «территориальная по-движность» населения [58]. На ее взгляд, это совокупная характеристика межпоселенных перемещений любого вида, совокупность различных форм миграции, которые взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Якшимбаева Г.В., анализируя миграционные процессы, предлагает 17 научных подходов к ее изучению и выдвигает идею о выделении собственной дисциплины для изу-чения миграции.
На протяжении последних лет рост трудовой миграции и разнообразие ее видов сформировали повышенный интерес к этой проблеме, хотя, как от-мечает большинство исследователей, в настоящее время отсутствует ком-плексное теоретико-методологическое обоснование подходов к исследованию миграционных процессов. Современные дефиниции понятия «трудовая ми-грация» В целом, под миграцией рабочей силы понимается процесс переме-щения трудовых ресурсов с целью трудоустройства на более выгодных условиях, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда, чем в стране происхождения или регионе постоянного проживания мигранта. Таким образом, трудовая миграция – это передвижение людей ли-бо внутри страны, либо между странами ради заполнения вакантных рабо-чих мест [60, с.260].
Согласно определению, которое дает Ж.А. Зайончковская, «трудовая миграция, в отличие от переселения, не предполагает смены постоянного ме-ста жительства, по крайней мере, на первоначальном этапе. Данный процесс заключается в выезде на короткое время, причем выезд предполагает воз-вращение на постоянное место проживания» [25, с.3].
Трудовая миграция, по мнению Т.Н. Юдиной, представляет собой со-вокупность территориальных перемещений населения, связанных с занято-стью и поиском работы, что может быть обусловлено стремлением изменить как рабочее место, так и условия места жительства: социокультурные, жи-лищно-бытовые, экологические, природно-климатические и другие [59, с.37].
Рыбаковский Л.Л. предлагает трудовую миграцию населения рассмат-ривать как объективный процесс перемещения кадров, неразрывно связан-ный с развитием производительных сил и производственных отношений [47, с91].
При этом трудовая миграция населения, как считает Пирогов А.Г., представляет собой «одно из условий нормального функционирования об-щества, с помощью которого может быть достигнуто оптимальное размеще-ние трудовых ресурсов на территории страны, которое способствует вырав-ниванию уровней экономического развития регионов, преодолению соци-ально-экономических и культурно-бытовых различий между городами, се-лом» [42, с.141].
По мнению Прудникова А.с., трудовая миграция - это временные пе-ремещения населения с целью работы в другом регионе или стране с перио-дическим возвращением к обычному или постоянному месту жительства независимо от способа и легитимности пресечения границы и трудоустрой-ства, времени и периодичности работы, то есть без окончательного переселе-ния в регион или страну трудоустройства [45, с.11].
В научной литературе рассматривают несколько подходов к классифи-кации миграции как фен мена. В зависимости от продолжительности пере-мещения населения рассматривают стационарную (безвозвратную) и времен-ную миграцию, причем под безвозвратной миграцией понимается перемеще-ние населения, которое связано с изменением постоянного места жительства.
Временная миграция как вид социальной мобильности населения свя-зана с необходимостью временной перемены места жительства и предполага-ет возвращение людей на прежнее место жительства, которое является посто-янным, при этом она может носить регулярный и нерегулярный характер.
Маятниковая миграция предполагает перемещение людей по относи-тельно стабильным маршрутам и их возвращение на прежнее постоянное ме-сто жительства. Таким образом, по мнению Савинкиной Л.А., маятниковую миграцию можно определить как адаптированную форма стационарной ми-грации в условиях образования и развития городской агломерации [49, с.61].
В современной научной литературе традиционно рассматривают еже-дневную маятниковую, се зонную, челночную и вахтовую миграции, а также отходничество как вид длительной миграции. Ежедневная маятниковая ми-грация предполагает регулярное перемещение людей, соответствующее ре-жиму учебы или трудовой деятельности, из одного населенного пункта в другой и обратно. Сезонная миграция представляет собой временное пере-мещение людей в определенных направлениях по экономическим и социо-культурным причинам, связанным с выполнением какого-либо вида сезонной деятельности. Челночные миграции предполагают периодические поездки разной продолжительности.
Вахтовые миграции связаны со спецификой удаленной от постоянного места проживания работы, характеризуемой жестким графиком длительных рабочих смен относительно длительными периодами отдыха, что характер-но, например, для работы в районах с экстремальным климатом или на крупных стройках.
Отходничество характеризуется как вынужденный периодический вы-езд людей на заработки из мест, где практически исчез рынок труда, в эко-номически развитые регионы. Современные исследователи говорят о том, что внутренняя временная трудовая миграция напоминает отходничество – временный уход крестьян на заработки в раннесоветское время [43, с.252].
Кроме того, предлагается типология трудовой миграции в зависимости от пересечения трудящимися-мигрантами границ государства:
- внешняя трудовая миграция - добровольное перемещение на закон-ном основании людей, постоянно проживающих на территории РФ, за гра-ницу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно про-живающих вне пределов РФ, на ее территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности;
- внутренняя трудовая миграция - добровольное перемещение на за-конном основании людей в пределах территории РФ с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности [35, с.217].
Проведенный анализ видовых классификаций трудовой миграции, по нашему мнению, позволяет разработать общую классификационную систему видов трудовой миграции, которая обобщает как классификационные при-знаки, так и видовые характеристики этого явления социальной жизни. При-чем по мере выявления новых классификационных признаков и характери-стик этого многопланового явления классификационная система может быть расширена и значительно усложнена.
Существующие теоретические подходы к исследованию видов трудо-вой миграции в современном обществе позволяют систематизировать ее ви-довые признаки. При этом открытым остается вопрос об отсутствии методо-логических разработок, позволяющих реализовать как социологический, так и статистический подходы к решению проблемы учета интеллектуальных, маятниковых и внутрирегиональных мигрантов, т.к. официальная статистика в настоящее время по данным видам миграции не ведется, поэтому научно обоснованное социальное управление миграционным процессом осуществля-ется только лишь на основе косвенных показателей.
Управление трудовой миграцией необходимо для обеспечения эконо-мической безопасности государства. Неконтролируемые миграции оказыва-ют отрицательное влияние, подрывают стабильность и безопасность, создают определенные угрозы [28, с.469].
По оценкам специалистов, истинные масштабы трудовой миграции как минимум втрое выше официальных данных. Следовательно, количество не-легальных мигрантов больше, чем легальных. Такой расклад несет в себе много минусов. К негативному влиянию нелегальной миграции в первую очередь относятся:
- занижение цены труда для коренного населения, потому что мигран-ты из стран с более низким уровнем жизни являются и более дешевой рабо-чей силой [22, с.42];
- обострение проблемы безработицы для местного населения, которое не согласно работать за величину заработной платы нелегальных иммигран-тов;
- уход от уплаты налогов;
- развития нелегального бизнеса и криминала;
- торможение развитие цивилизованного рынка жилья из-за нелегаль-ного проживания мигрантов;
- отток капитала на родину мигрантов.
Федеральная власть не сильно контролирует ситуацию с нелегальной миграцией в субъектах РФ, поэтому данная задача лежит на региональной администрации и зависит от собственных экономических возможностей реги-онов.
В течение последних десяти лет действует «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федера-цию соотечественников, проживающих за рубежом». Программа предусмат-ривает оказание содействия в переезде, оплату проезда, предоставление по-собия на обустройство. За последние два года программой воспользовались более 200 тысяч человек. Подавляющее большинство переселенцев являются гражданами СНГ.
Влияние трудовых миграций - явление неоднозначное. В данном пара-графе представлено негативное влияние, потому что именно оно оказывает отрицательное воздействие на экономическую безопасность как отдельных регионов, так и страны в целом. Задача государства – контролировать тру-довые миграции и уменьшать их негативное воздействие. Управление трудо-выми миграциями необходимо для достижения устойчивого демографиче-ского и социально-экономического развития, обеспечения безопасности насе-ления, реализации трудового и интеллектуального потенциала мигрантов.
1.2 Нормативно-правовое регулирование трудовой миграции в РФ
К регулированию собственного законодательства страны в сфере тру-довой миграции государство приступило только спустя пять лет после рас-пада СССР. До этого миграция регулировалась принятыми еще в Советском Союзе нормативными актами, которые абсолютно не отвечали новым требо-ваниям и процессам, начавшимся во вновь созданном открытом государстве [24, с.74]. Миграция иностранной рабочей силы в и из СССР носила ярко выраженный политический оттенок и была направлена на достижение двух целей.
Во-первых, укрепление экономической интеграции со странами социа-листического лагеря.
Во-вторых, осуществление на территории братских стран строитель-ных и иных работ.
Активный обмен иностранной рабочей силой происходил с такими странами, как: Болгария, Чехословакия, ГДР, Польша, Венгрия, Румыния, Вьетнам [20, с.53]. Следует заметь также, что большая доля привлечения иностранной рабочей силы в СССР приходилась на территорию России.
В настоящее время основными законами, регулирующими трудовую миграцию, являются: ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федера-ции», ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий-скую Федерацию», ФЗ «О вынужденных переселенцах», ФЗ «О беженцах», ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении сооте-чественников за рубежом». Государственные органы, в компетенции кото-рых находятся вопросы трудовой миграции: Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защи-ты.
Порядок осуществления иностранными гражданами трудовой деятель-ности на территории Российской Федерации определен Федеральным зако-ном от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Так, под трудовой деятельностью иностранного гражданина понима-ется работа такого гражданина на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). В соответствии с общим порядком, установленным Федеральным законом, работодатель, за-казчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных граждан при наличии разрешения на привлечение и использование ино-странных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста 18 лет при наличии разрешения на работу или патента.
Также, временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать ино-странного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Рос-сийской Федерации, на территории которого данному иностранному граж-данину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте. За нарушение указанных положений Фе-дерального закона Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность как в отношении иностранного гражданина, так и привлекающего его работодате-ля (часть 1 статьи 18.10 и часть 1 статьи 18.15).
Продолжая говорить о положениях действующего законодательства, касающихся всех иностранных гражданах, осуществляющих трудовую дея-тельность на территории Российской Федерации, необходимо отметить, что работодатели, заказчики работ (услуг), привлекающие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять тер-риториальный орган МВД России в субъекте Российской Федерации, на тер-ритории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным ино-странным гражданином трудового договора или гражданско-правового до-говора на выполнение работ (оказание услуг) [26, с.664].
Срок для направления соответствующего уведомления не должен пре-вышать трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторже-ния) договора. Еще одним положением, относящимся ко всем иностранным гражданам, получающим разрешительные документы, дающие право на осуществление трудовой деятельности, является обязанность территориаль-ного органа осуществить в части касающейся мероприятия по постановке иностранного гражданина на налоговый учет.
Законом определено, что после принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или па-тента территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налого-вом органе иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета. Особенно-стью оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников в части, касающейся территориальных органов, является необ-ходимость получения в органе государственной службы занятости населения субъекта Российской Федерации заключения о привлечении и об использова-нии иностранных работников. Сотрудник территориального органа, ответ-ственный за рассмотрение заявления, не позднее дня, следующего за днем приема документов, оформляет и направляет в соответствующий орган заня-тости межведомственный запрос о предоставлении заключения [15, с.46].
При этом, поступление из органа занятости заключения, содержащего решение о нецелесообразности привлечения и использования иностранных работников, является основанием для отказа в вы- даче разрешения на при-влечение и использование иностранных работников. Если говорить о стати-стике, то в 2016 году трудовым мигрантам, прибывшим на территорию Рос-сийской Федерации в порядке, не требующем получения визы, первично оформлено 1,5 млн патентов [14, с.109].
Количество переоформленных патентов составило 155,4 тыс. Таким образом, количество всех оформленных патентов уменьшилось на 6,9% в сравнении с АППГ. Более половины (59,1%) патентов оформляются, в том числе переоформляются, для работы у юридических лиц. Всего с начала 2016 года выдано почти 1,6 млн патентов, половина из которых – в г. Москве (25,7%), г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (16,9%), Московской области (11,4%) [19].
Одновременно с этим значительный прирост числа выданных патентов отмечается в Чеченской Республике (226,7%), республиках Ингушетия (161,3%) и Бурятия (73,4%) [19].
Несмотря на снижение количества оформленных патентов, сумма нало-га на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа за приобретение патентов, поступившая в бюджеты субъектов Российской Фе-дерации, выросла на 34,8% и составила 44,9 млрд рублей (аналогичный пе-риод прошлого года – 33,3 млрд рублей) [20, с.103].
Всего на конец 2016 года зафиксировано 1,4 млн действительных па-тентов. От работодателей поступило более 1,7 млн уведомлений о заключе-нии трудового или гражданско-правового договора с иностранными граж-данами, в том числе 584,0 тыс. – в отношении иностранных граждан, осу-ществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов, 1,1 млн – по патенту.
За это же время поступило 1,1 млн уведомлений о расторжении таких договоров.
Функция по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностран-ных работников реализуется ГУВМ МВД России во взаимодействии как с заинтересованными государственными органами Российской Федерации в рамках поручений, предусмотренных межведомственными планами по про-тиводействию незаконной миграции, экстремизму, борьбы с преступностью, так и с компетентными органами государств – участников СНГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1315 от 08 декабря 2016 года были введены некоторые ограничения трудоустройства иностранных работников в некоторых отраслях экономики России и опреде-лен предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций. Так, в сравнении с прошлым годом, в 2017 г. удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта снижен на 10% и составляет 30% от общей штатной численности персонала, в сфере автомобильных грузовых перевозок – снижение составило 5% (35% в 2016 году, 30% - в 2017 г.) [27, с.103].
По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны:
- розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
- торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые па-вильоны, точки;
- любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.
Если работодатель нарушил правила приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административно-го штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушите-ля.
С работника при нарушении правил потребуют уплатить штраф раз-мером от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; с должностных лиц взыщут от 25 тысяч до 50 тысяч; с компании (юридического лица) – от 250 тысяч до 800 тыс. руб. В то же время деятельность недобросовестных работодателей может быть приостановлена на срок от 14 до 90 дней [33, с.333].
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации граж-дан иностранных государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений Догово-ра о ЕАЭС (в частности, ст. 97 названного Договора). К гражданам госу-дарств - членов ЕАЭС относятся в том числе граждане Казахстана, Армении, Беларуси и Кыргызстана.
Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств - членов ЕАЭС предполагает, в частности, следующее: работодатели (заказчики работ, услуг) вправе привлекать к осу-ществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета огра-ничений по защите национального рынка труда (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Например, при приеме на работу указанных лиц работодателю не нужно учитывать ограничения, которые касаются ежегодно устанавливаемой Правительством РФ в соответствии с п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ допусти-мой доли иностранных работников, используемых в определенных отраслях экономики. данным гражданам для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент. в целях осуществления гражданами иностранных государств - членов ЕАЭС трудо-вой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организаци-ями в сфере образования) указанных государств, без проведения установ-ленных законодательством РФ процедур признания документов об образо-вании. Исключение составляют случаи, когда названные граждане претенду-ют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевти-ческой деятельностью в РФ.
Для занятия такими видами деятельности им необходимо пройти уста-новленную законодательством РФ процедуру признания документов об об-разовании, выданных в упомянутых государствах.
Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполно-моченными органами иностранных государств - членов ЕАЭС, признаются в соответствии с законодательством РФ. Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запро-сы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в обра-зовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие от-веты.
Является необходимым отметить, что, несмотря на упрощенный поря-док привлечения к трудовой деятельности в России граждан иностранных государств - членов ЕАЭС, работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового или гражданско-правового договора с такими иностранцами территориальный орган ГУВМ МВД России в субъекте РФ, на территории которого данные иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.
Фрагмент для ознакомления 3
Законодательные и нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосова-нием 12 дек. 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993.- 61с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ.
5. Федеральный закон от 27.07.2002 №115-ФЗ «О правовом поло-жении иностранных граждан в Российской Федерации».
6. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граж-дан» от 18.07.2006 №109-ФЗ.
7. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 №114-ФЗ.
8. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1.
9. Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1-ФЗ.
10. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 №99-ФЗ.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 де-кабря 2006 г. №783 «О порядке привлечения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работни-ков и формирования квот на осуществление иностранными гражданами тру-довой деятельности в Российской Федерации».
Литература
12. Ахияров А.У., Шарифуллина А.И. Необходимость управления трудовой миграцией для обеспечения экономической безопасности России // инновационная экономика и современный менеджмент. – 2016. - №4. – С.29-34.
13. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Процесс глобализации и некоторые особенности ее влияния на трудовую миграцию в странах Центральной Азии // Евразийский юридический журнал. – 2017. - №2. – С.38-41.
14. Бардовский В.П., Соколов В.В. Рынок труда и трудовая мигра-ция в Орловской области // Экономическая среда. – 2017. - №1. – С.108-112.
15. Бекяшев Д.К., Иванов Д.В. Международно-правовое регулирова-ние вынужденной и трудовой миграции: Монография. – М.: Проспект, 2017. – 392с.
16. Бреславский А.В. Поправка на мобильность: как трудовая и дач-ная миграция влияет на расселение россиян? // Социологическое обозрение. – 2017. – Т. 16. - №1. – С.278-295.
17. Бузолина А.И. Трудовая миграция населения. Региональный ас-пект // Экономика и социум. – 2017. - №5-1. – С.208-212.
18. Вопросник №12 СНГ по статистике населения. – Режим доступа: http://www.cisstat.com/.
19. Градировский С. Репатриация и трудовая миграция в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2011/02/08/gradreport.
20. Гребенюк А.А. Трудовая миграция и экономическое развитие: последствия и система показателей: Монография. – М.: Креативная экономи-ка, 2017. – 252с.
21. Данные Межгосударственного статистического комитета СНГ. – Режим доступа: http://www. cisstat.com/.
22. Денисенко М.Б., Чернина Е.М. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России // Вопросы экономики. – 2017. - №3. – С.40-57.
23. Ежегодный вклад гастарбайтеров в экономику РФ составляет $400 млрд - экс-замглавы ФМС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/3568203/.
24. Жидкевич Н.Н. Социальный портрет современного российского отходника // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - Т. XIX. - №1 (84). - С. 73-89.
25. Зайончковская Ж.А., Полетаев Д.В., Флоринская Ю.Ф., Доронина К.А. Мигранты глазами москвичей // Демоскоп Weekly. – 2014. – № 605-606. – С. 1-28.
26. Зозуля И.В. Проблемные вопросы трудовой миграции в россий-ских реализях // Экономика и социум. – 2017. - №3. – С.660-673.
27. Капкова Д.Т. Трудовая миграция в России: состояние и перспек-тивы // Информация как двигатель научного прогресса: Сборник статей меж-дународной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С.103-105.
28. Коренева Е.С. Трудовая миграция: изменения и последние ново-сти // Современные исследования основных направлений гуманитарных и естественных наук: Материалы международной научно-практической конфе-ренции. – Казань, 2017. – С.469.
29. Кох И.А. Влияние уровня жизни на трудовую миграцию в реги-оне // Экономические, экологические и социальные проблемы горной про-мышленности Урала: Сборник научных статей. – Екатеринбург, 2017. – С.38-43.
30. Лушечкина А.С. Трудовая миграция в России: состояние и пер-спективы // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: Сборник по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017 – С.136-138.
31. Малышев Е.А. Государственное управление в сфере внешней трудовой миграции: теория и практика: Монография. – М.: Юстицинформ, 2017. – 240с.
32. Марсакова В.Д. Трудовая миграция в России как фактор повы-шения дисбаланса в социальной и культурной сфере // Научно-практические исследования. – 2017. - №3. – С.102-105.
33. Мищур С.В. Международная трудовая миграция в РФ: экономи-ческий аспект // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конфе-ренции. – М., 2017. – С.331-337.
34. Многофункциональный миграционный центр Сахарово [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://yamigrant.ru/mnogofunkcionalnyj-migracionnyj-centr-saharovo.html.
35. Морозова А.В., Кошман С.Ф. Классификационная система видов трудовой миграции // Управление социально-экономическими системами: теория, методология. Практика // Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2017. – С.216-220.
36. Нечаев А.О. Трудовая миграция: проблемы и пути решения // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С.203-205.
37. Низова Л.М., Шалаева Е.А. Трудовая миграция как элемент эко-номической безопасности // ЭКО. – 2017. - №4. – С.172-177.
38. Официальный Департамент труда и социальной защиты населе-ния города Москвы. – Режим доступа: http://www.dszn.ru/activities/trud_i_zaniatost/.
39. Официальный сайт МВД РФ. – Режим доступа: http: www.mvd.ru.
40. Официальный сайт Федеральный службы государственной стати-стики. «Росстат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
41. Панькин П.В. Социально-экономические условия как фактор вли-яния на трудовую миграцию в Липецкой области // Актуальные вопросы права и экономики: Сборник научных статей. – Елец, 2017. – С.102-112.
42. Пирогов А.Г., Фролов Г.Г. Трудовая миграция как инструмент формирования экономики // Гражданское общество в эпоху глобализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – СПб., 2017. – С.141-146.
43. Попова С.А., Широкова О.В. Трудовая миграция в Российской Федерации // Стратегические инициативы социально-экономического разви-тия хозяйствующих субъектов региона в условиях внешних ограничений: Материалы международной научно-практической конференции, организо-ванной совместно с администрацией ОЭЗ «ППТ «Липецк». – Липецк, 2017. – С.251-254.
44. Приженникова А.Н. Трудовая миграция: современный опыт // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2017. - №3. – С.16.
45. Прудников А.С. Конституционно-правовое регулирование тру-довой миграции в России: вопросы теории и практики // Международный журнал конституционного и государственного права. – 2017. – Т. 3. - №3. – С.11-13.
46. Рыбаковский Л.Л. О современной концепции миграционной поли-тики России // Миграционные процессы: проблемы адаптации и интеграции мигрантов: Сборник материалов Международной научно-практической кон-ференции. – Москва, 2015. - С. 112- 114.
47. Рыбаковский Л.Л., Кожевникова Н.И. Трудовые иммиграции в России: динамика и возможные последствия // Вестник Самарского государ-ственного университета. - 2015. - № 1. - С. 91.
48. Сабирова Г.А. «Возвращение после возвращения»: повторная трудовая миграция в России // этнографическое обозрение. – 2017. - №3. – С.63-75.
49. Савинкина Л.А. Трудовая миграция населения стран АТР как фактор влияния на социальную сферу Приморского края // Управление пер-соналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – Т. 6. – №2. – С.60-65.
50. Сафарова Н.С. Проблемы внутреннего рынка труда и его воздей-ствие на трудовую миграцию // Вестник Таджикского национального универ-ситета. – 2017. - №2-3. – С.159-164.
51. Свириденко Д.А. приоритеты российской миграционной полити-ки в управлении внешней трудовой миграцией // Интерактивная наука. – 2016. - №4. – С.128-131.
52. Сводка по миграционной ситуации в России за 2016 год [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: http://yamigrant.ru/svodka-po-migratsionnoj-situatsii-v-rossii-za-2016-god.html.
53. Ткаченко М.Ф., Мигранян А.А. Россия и СНГ: проблемы методо-логии учета трудовой миграции // Научно-аналитический журнал Обозрева-тель – Observer. – 2017. - №7. – С.71-80.
54. Топилин А.В. Подходы к оценке потребности российской эконо-мики в иностранной рабочей силе: поиск альтернативы // Иностранная рабо-чая сила на российском рынке труда: новые подходы к учету и анализу внешней трудовой миграции / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа, 2016. - С. 175-188.
55. Топилин А.В. Этапы формирования миграционной политики стран СНГ: от хаоса к балансу интересов // Социальная политика и социоло-гия. - 2017. - Т. 16. - № 1 (120). - С. 54-62.
56. Хорошилов Р.Ю., Сльнбко А.А. Позитивные и негативные сторо-ны «замещающей» удовой миграции в РФ // Проблемы эффективности госу-дарственной власти: внешние и внутренние факторы динамического развития России: Материалы 3-ей межрегиональной научно-практической конферен-ции. – Воронеж, 2017. – С.245-249.
57. Шелковая В.В. Трудовая миграция населения (на примере Белго-родской области) // Управление человеческими ресурсами: теория. Практика и перспективы: Сборник трудов конференции. – Белгород, 2017. – С.312-315.
58. Щербатая И.Н. Трудовая миграция в России и ее вклад в эконо-мику // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2017. – С.153-164.
59. Юдина Т.Н. Миграция: словарь основных терминов. – М.: Ака-демический проспект, 2014. – 472с.
60. Якшимбаева Г.В. Некоторые теоретические и методические аспек-ты в исследовании трудовой миграции // Актуальные вопросы экономиче-ской тоерии: развитие и применение в практике российских преобразований: Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2017. – С.258-262.
61. Якшибаева Г.В. Трудовая миграция и ее влияние на занятость в республике Башкортостан // Вопросы региональной экономики. – 2017. – Т. 31. - №2. – С.67-74.
62. Якшибаева Г.В. Трудовая миграция как фактор социально-экономического развития. – М.: Русайнс, 2017. – 216с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней