- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Психология и педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте"?75 страниц
60 источников
Добавлена 24.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте 8
1.1 Психологические особенности развития в младшем подростковом возрасте 8
1.2 Понятие «детско-родительские отношения» в различных теоретических подходах и их влияние на развитие ребенка 14
1.3 Содержание понятия «самоотношение» и особенности самоотношения у подростков 25
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте 40
2.1 Организация и ход эмпирического исследования. Характеристика диагностических методик 40
2.2 Результаты диагностики детско-родительских отношений и самоотношения у младших подростков 42
2.3 Корреляционный анализ взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения у младших подростков 58
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение………………………………………………………………………76
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Межличностные отношения выступают одной из важнейших для обеспечения психологического благополучия человека отраслью жизни. При этом детско-родительские отношения во всех своих ипостасях: отношения ребенка со своими родителями, отношения взрослеющего человека со своими стареющими родителями, отношения взрослого родителя и маленького ребенка и пр. – самые главные отношения в жизни каждого человека, потому что их длительность и эмоциональная близость несопоставимы с отношениями дружеского и профессионального характера.
Взаимоотношения с родителями для ребенка, выступая базовой потребностью, становятся основой для построения последующих связей с окружающей средой и людьми в ней. Следует отметить, что чем более благополучными и удовлетворяющими психологические потребности были взаимоотношения с родителями, тем выше становится вероятность построения конструктивных отношений у ребенка по мере взросления.
Именно семья оказывает определяющее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы фундамент этот был прочным, семья должна выполнять все необходимые функции, т.е. удовлетворять определенные потребности всех ее членов.
Здоровые функциональные отношения детей и родителей формируют у ребенка ощущение безопасности. Ребенку не приходится беспокоиться, что основа, на которой держится его существование (брак матери и отца), вдруг окажется зыбкой и рассыплется. Во взрослом возрасте результатом обеспечения этой базовой потребности в безопасности станет стремление к созданию конструктивных взаимоотношений с партнером, готовность к компромиссам и преодолению сложностей, открытость и доверие.
Родительское пренебрежение в детском возрасте, напротив, способно стать основой для формирования фундаментального комплекса неполноценности. Сомнения в любви родителей, заложенные их игнорирующим стилем воспитания, со временем будут порождать тревожность в собственной привлекательности, значимости, востребованности.
Дети, выросшие с инфантильными или безответственными родителями, привыкшие с ранних лет выполнять в отношениях обязанности «взрослого» человека, по мере взросления могут стремиться к отказу от серьезных романтических отношений, поскольку по аналогии с детским опытом, полагают, что эти отношения потребуют от них чрезмерное количество усилий и не принесут удовлетворения.
В рамках данной работы было решено рассмотреть, как влияют детско-родительские отношения на такую отрасль жизни как самоопределения в период младшего подросткового возраста. Проблема самоопределения подростков актуализирована социально-психологическими условиями жизни молодого человека. Свое взросление ему приходится переживать в условиях постоянной неопределенности во всех сферах жизни, нестабильности общественного мнения, отсутствия четких ориентиров. Поэтому сам по себе сложный процесс коррекции детских фантазий и планов с реальностью взрослой жизни осложняется еще и внешними неблагоприятными обстоятельствами. Для успешного самоопределения подросток должен обладать целым рядом характеристик, в том числе иметь здоровые детско-родительские отношения.
Современное общество с его высоким темпом изменений и интенсивностью социально-психологических процессов нуждается в индивидах, характеризующихся психологической стабильностью и гармоничностью. Детско-родительские отношения – это та социальная среда, которая выступает фундаментом для формирования здоровой во всех отношениях личности. В связи с этим, актуализируется изучение того влияния, что оказывают детско-родительские отношения на взросление ребенка, в частности на его готовность к самоопределению. Исследование самоопределения и его механизмов в отечественной психологической науке восходит к трудам Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В современной науке этим вопросом занимаются такие ученые как Д.А. Красило, О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева и др.
Но, несмотря на определенную научную проработку проблемы, аспекты взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и особенностями самоопределения остаются недостаточно изученными, т.к. не обеспечено единство мнений специалистов по вопросу и не сформирована достаточная эмпирическая база исследования.
Объект исследования: детско-родительские отношения и самоотношение у подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить особенности взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте.
Объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть психологические особенности развития в младшем подростковом возрасте.
2. Изучить понятие «детско-родительские отношения» в различных теоретических подходах и их влияние на развитие ребенка.
3. Представить содержание понятия «самоотношение» и особенности самоотношения у подростков.
4. Эмпирически выявить особенности детско-родительских отношений у подростков.
5. Эмпирически установить особенности самоотношения у младших подростков в зависимости от степени благоприятности детско-родительских отношений.
6. Выполнить корреляционный анализ взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения у младших подростков.
Гипотеза исследования: предполагается, что младшие подростки с неблагоприятными детско-родительскими отношениями отличаются от своих сверстников, имеющих благоприятные детско-родительские отношения, рядом особенностей самоотношения. Так, младшие подростки с неблагоприятными детско-родительскими отношениями предположительно обладают сниженной самооценкой, заниженным уровнем притязаний, при самоописании чаще используют отрицательные характеристики, чем положительные характеристики.
Теоретико-методологической основой исследования являются труды таких ученых как Т.В. Андреева, А.Я. Варга, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, Н.Г. Емузова, В.Г. Казанская, О.А Карабанова, В.Н. Мясищев, С.Р. Пантилеев, О.Г. Прохорова, Е.О. Смирнова, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн, О.В. Хухлаева, В.М. Целуйко, Л.Б. Шнейдер, Э. Эйдемиллер, Д.Б. Эльконин, В. Юстицкис и др.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
- тестирование;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных;
- математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
- методика «Какой я?» Р.С. Немова (для диагностики самоотношения);
- методика определения самооценки детей Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн (для диагностики самоотношения);
- методика «Кто я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой (для диагностики самоотношения);
- тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин (для диагностики детско-родительских отношений).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и самоотношения в младшем подростковом возрасте
1.1 Психологические особенности развития в младшем подростковом возрасте
Возраст индивида является автономным периодом развития человека, отличающимся определенным своеобразием. Возрастные периоды человеческого развития выделяются на основании характеристик онтогенеза, специфических особенностей культурных представлений или социальных процессов. Подростковый возраст является примером скорее онтогенетического выделения возраста, поскольку он связан с началом полового созревания (пубертатом). К подростковому периоду в связи с этим можно отнести период с 10-12-летнего возраста до 15-17-летнего возраста. В этом возрасте, в связи с его важностью и противоречивостью, ученые также определяют отдельные этапы. В частности, младший подростковый возраст характеризуется периодом от 10-12 лет до 13 лет; средний – от 13 лет до 15 лет; старший – от 15 лет до 17 лет. Таким образом, можно говорить о соответствии младшего подросткового возраста с докритической стадией, среднего подросткового возраста – с критической стадией, старшего подросткового возраста – с посткритической стадией развития .
Отечественная возрастная периодизация используется в качестве основной теории в исследованиях Л.С. Выготского . В соответствии с его теорией, процесс развития заключается в присвоении индивидом социально-исторического опыта вследствие взаимодействия с окружающим пространством и иными людьми.
Д.Б. Эльконин считает, что ведущие критерии выделения определенного возраста могут заключаться в следующих критериях:
- социальной ситуации развития;
- ведущего типа деятельности;
- основных новообразований возраста.
В социальной ситуации подростковый возраст имеет определенные отличия, заключающиеся в:
- смещении сферы воздействия с семьи на круг ровесников;
- общении в качестве ведущего типа деятельности для подростка;
- чувством взрослости, стремлением к самоопределению, формированием концепции своего «Я» выступают в качестве основных новообразований возраста .
В соответствии с Д.Б. Элькониным, человек переживает возрастные кризисы перехода между периодами между возрастными периодами.
Характеристики подросткового кризиса заключаются в следующих признаках:
- негативизме, то есть устойчивой негативной установке по отношению ко всем окружающим;
- склонностью к самоанализу и анализу;
- подростковой депрессией, выражаемой в появлении безразличия к окружающему, чувством пустоты, непонятности и одиночества .
Течение кризиса подросткового возраста может осуществляться в соответствии с двумя различными сценариями:
- «кризис независимости», выражаемый с помощью развитого негативизма, упрямства, грубости, бунтарства, стремления поступать по своему желанию, противостояния авторитетам, ревностного отношения к личному пространству;
- «кризис зависимости», выражаемый через чрезмерное послушание, возврат к формам поведения ребенка, зависимость от взрослых, несамостоятельность, инфантильность суждений, подчинение мнению большинства .
Существует три основных фазы подросткового возраста:
- фаза 1 – предкритическая (негативная); характеристикой данного периода является разрушение в сознании подростка стереотипов. Данный период характеризуется наличием многих разногласий в семье, поскольку родители зачастую не понимают, что происходит с их ребенком;
- фаза 2 – кульминационная кризисная точка; обычно ее проходят дети 13-15-летнего возраста; формирование установок на девиантные поведенческие формы, протест, бунт осуществляется именно в рамках кульминационной точки кризиса;
- фаза 3 – посткритическая; на данном этапе формируются новые отношения с друзьями и одноклассниками, с семьей и обществом .
В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет младший подростковый возраст.
При вступлении в подростковый возраст младший подросток переживает половое созревание, а также возникновение и последующее развитие чувства взрослости, качественно меняющегося на протяжении всего подросткового возраста.
Младшему подростку свойственны антагонистические стремления:
- устремление к эмансипации (во всех сферах жизни) и абсолютное подчинение группе, которой он относится (референтная группа);
- с одной стороны обособленность и индивидуализация, а с другой стороны – стремление следовать общепринятой моде .
Противоречия существуют не только во внутренней позиции, но и в отношении окружающих к младшему подростку (то необходимо подчинения, как от маленького, то нужна самостоятельность взрослого). Этот этап развития имеет большое значение для индивидуализации, а поэтому временами называется «вторым рождением личности», т.к. активный рост самосознания, свойственный подростку, является поворотным в формировании личности.
Самоутверждение выступает ведущей потребность периода. Кардинально меняется социальная ситуация развития. Школа, как место получения знаний, утрачивает свою значимость для младшего подростка, однако сохраняет свое значение с точки зрения потенциала для самоутверждения в ее стенах. Чувство взрослости имеет неглубокий характер, об объективной самооценке говорить еще не приходится. Для младшего подростка казаться взрослым и быть взрослым им – одно и то же .
На базе новообразования (рефлексия учебной деятельности) у младшего подростка активизируется личностная рефлексия (но только формируется, ответы категоричны, односторонни). В своем внешнем облике и поведении подростки ориентированы на идола, подражая значимому для них герою. В этом возрасте очень важно самоутвердиться среди ровесников. Взрослые утрачивают свой авторитет. Для данного возраста характерна «реакция группирования», т.е. склонность подростков к объединению в группы. Тяготение принадлежать какой-либо группе настолько сильно, что подросток может выдумать группу значимых ровесников. Если младший подросток не стремится к объединению в группу, то следует говорить об отклонениях. Подростковой группе свойственно единство ценностей, совместность действий, акты могут иметь спонтанный и случайный характер.
Для младшего подростка свойственно скорее неприязненное отношение к противоположному полу.
Чтобы младшему подростку было комфортно в любой группировке, он должен реализовывать следующих потребностей:
- совместная деятельность, т.е. внесение своего вклада в общее дело;
- коммуникативная значимость;
- чувство интеллектуальной состоятельности .
В случае если младший подросток обнаруживает психическое отклонение, то следует уточнить, какая из подростковых потребностей не удовлетворяется. Интеллектуальная несостоятельность ведет к неудовлетворенности. Разрушительное поведение подростка базируется на позитивной потребности в самоутверждении.
Отношения младшего подростка с родителями пропитано различного рода проблемами: недооценка ребенка, неправильные представления об его переживаниях, либо мотивах различных поступков, гиперопека – пренебрежение чувством взрослости, не понимание того, что учебная деятельность больше не является ведущей, а ведущим выступает общение с ровесниками – все это может стать причинами кризиса. Взрослые зачастую замечают в подростке только отрицательные стороны: непослушание, скрытность, и не видят положительного – развития способности к эмпатии в отношении с взрослыми, ориентация на его поддержку, разделить радостей и горя. Взрослые в лучшем случае склонны сами выказать сочувствие или сопереживание, но абсолютно не готовы к принятию подобного отношения со стороны подростка – для этого нужно быть с подростком «на равных». Но при этом взрослые много требуют и часто высказывают мнение о том, что сам подросток уже самостоятелен, взросл, что вызывает противоречия в подростковых представлениях о степени своей взрослости, а так же его притязания на новые права. Именно данное противостояние выступает источником трудностей и конфликтов, возникающих в отношениях между взрослым и подростком из-за несогласованности их представлений о характере прав и меры подростковой самостоятельности.
С точки зрения Д.И. Фельдштейна существуют следующие уровни развития личности младшего подростка:
1. рубеж 10 лет – стремление к самостоятельности и потребность в признании данной самостоятельности в мире взрослых, где его Я выступает на равных с другими; стремление выйти за пределы круга отношений с близкими и перейти в круг широких общественных отношений. Возникает интерес к своим психологическим и нравственным особенностям, а так же потребность в оценки своих личностных качеств и качеств окружающих людей, увеличение негативных самооценок.
2. 10-11 лет – признание со стороны окружающих своих новых возможностей, завоевать доверие, «ибо я тоже взрослый». Следовательно, поиск конкретных взрослых дел, т.е. видов деятельности, имеющих социальное признание и получающих оценку социума.
3. 12-13 лет – усиление потребности в признании обществом, понимание не только своих обязанностей, но и прав в обществе. Развивается новый уровень самосознание подростка – осознание себя участником общественных отношений, понимание себя как общественно значимого индивида – субъекта .
В младшем подростковом возрасте претерпевает значительную трансформацию познавательная сфера. Восприятие становится целенаправленным, избирательным и анализирующим, последовательным, содержательным и планомерным. Внимание можно охарактеризовать не только объемом, но и особой избирательностью, становится все более произвольным, а так же может быть преднамеренным. Подросток длительное время способен сохранять устойчивое и высокоинтенсивное внимание, развивает умение быстро концентрироваться и четко распределять свое внимание. Память имеет избирательный характер, увеличивается объем памяти главным образом за счет логического понимания материала, становится доступным запоминание абстрактного материала. Мышление окончательно развивается. Возрастает способность к абстрактному мышлению, возникает способность мыслить дедуктивно, теоретически, развивается система логических высказываний. Под воздействие абстрактного мышления воображение переходит в область «фантазии». Подросток скрывает свои фантазии как сокровенную тайну и скорее признается в своих провинностях, чем раскроет свои фантазии.
Младший подросток в силу своего пограничного положения «еще не взрослый и уже не ребенок», поэтому не имеет высокого уровня самосознания, поэтому педагоги, родители и иные значимые взрослые в жизни подростка должны оказать ему значительную помощь и поддержку в сложном и болезненном процессе осознания себя .
Итак, младший подростковый возраст охватывает период развития от 10 до 13 лет. Ведущей деятельностью для младшего подростка становится общение в референтной группе сверстников, а ведущей потребностью выступает самоутверждение. Наиболее характерными психологическими новообразованиями данного периода является формирование и развитие чувства взрослости, личностное развитие, трансформация познавательной сферы.
1.2 Понятие «детско-родительские отношения» в различных теоретических подходах и их влияние на развитие ребенка
Семья является уникальным институтом человеческого взаимодействия. У всех людей есть свое собственное жизненное пространство, т.е. взаимоотношения с такими людьми как: соседи, друзья и родственники. Взаимоотношения с теми из них, кто ближе всего к индивиду формируют уже непосредственно «семью» и «дом», то «пространство», где они живут и то место, где им хорошо.
Неоспоримо, что семья является ценностью всего человечества, институтом, который транслирует культурное наследие, традиции, нормы этики, чье значение на современном этапе неустанно возрастает как для каждого отдельного человека, так и для всего общества в целом.
По мнению Е.П. Агапова , под семьей следует понимать мини-группу, чьи цели и интересы четко определены, а основными задачами является выживание, сохранение, удовлетворение базовых потребностей ее членов, а также гарантирование воспроизводства.
По мнению большинства ученых, занимающихся изучением семьи, биосоциальное воспроизводство – это по-настоящему важнейшая общественная потребность, именно поэтому в ходе всей человеческой истории семья сохраняла за собой статус ведущего института, который обеспечивает данный процесс. Выступая в качестве базовой ячейки общества, семья отвечает на все изменения, что в нем случаются .
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдеева Н.Н. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей / Н.Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 4. – С. 35–46.
2. Агапов Е.П. Семьеведение / Е.П. Агапов, О.А. Нор-Аревян. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 399 с.
3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас. – М.: МГППУ, 2014. – 368 с.
4. Алаторцева Н.А. Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка / Н.А. Алаторцева, Л.В. Тетенова // Дошкольная педагогика. – 2019. – № 4. – С. 58–59.
5. Андреева Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2017. – 382 с.
6. Аникеева Н. Подросток: познай самого себя / Н. Аникеева, Е. Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. – 2019. – № 4. – С. 54–59.
7. Анисимов О.С. Самоотношение и самоорганизация в контексте развития самости / О.С. Анисимов // Мир психологии. – 2011. – № 4. – С. 87–100.
8. Ахмедов А.Б. Я-концепция современных подростков: стабильность и кризис / А.Б. Ахмедов, Т.Д. Марцинковская // Феноменология современного детства: сб. науч. ст.: в 3 ч. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. ин-т развития образования; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: ФИРО, 2012. – Ч. 1: Современная ситуация развития детей и подростков. – С. 163–184.
9. Березина Т.Н. Отношение и самоотношение в реализации самости / Т.Н. Березина // Мир психологии. – 2010. – № 4 (64). – С. 130–141.
10. Бернс Р. Я-концепция и индивидуальное развитие / Р. Бернс // Ребенок от рождения до подросткового возраста: хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2011. – С. 343–345.
11. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией / Л.В. Бороздина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2011. – № 1. – С. 54–65.
12. Боулби Д. Привязанность / Д. Боулби. – М.: Гардарики, 2013. – 477 с.
13. Бочаров В.П. Я-концепция как механизм становления личности в юности / В.П. Бочаров // Университетские чтения – 2011 : материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ, 13-14 янв. 2011 г. / ГОУ ВПО «Пятигор. гос. лингвист. ун-т». – Пятигорск: ПГЛУ, 2011. – Ч. 10. – С. 113–119.
14. Бубенцов В.П. Самоотношение и эмоциональное отражение в реализации потенциала личности / В.П. Бубенцов, Ю.М. Царапкина // Вестник педагогических инноваций. – 2010. – № 4. – С. 17–24.
15. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. – 2-е изд., стереотип. – М.: Когито-Центр, 2012. – 182 с.
16. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с.
17. Гайнанова А.Р. Особенности становления Я-концепции младших подростков / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. – 2018. – № 8. – С. 54–68.
18. Глозман Ж.М. Детско-родительские отношения как фактор личностного и социального благополучия ребенка / Ж.М. Глозман, Л.М. Винникова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – № 2. – С. 52–57.
19. Глотова Г.А. Интерсубъективность бессознательного / Г.А. Глотова, Н.С. Минаева. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015. – 456 с.
20. Горобец Т.Н. Самоотношение как этиологический фактор аутодеструктивного поведения / Т.Н. Горобец // Мир психологии. – 2015. – № 3. – С. 146–155.
21. Джемс У. Личность и ее составляющие / У. Джемс // Психология личности: хрестоматия / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей, В.В. Архангельская. – М.: АСТ : Астрель, 2019. – С. 14–22.
22. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2017. – 176 с.
23. Емузова Н.Г. Педагогические основы формирования отношения личности к себе: самоотношение как педагогическая проблема / Н.Г. Емузова. – Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, 2011. – 158 с.
24. Жиляев А.Г. Становление «Я-концепции» в детском, подростковом и юношеском возрасте / А.Г. Жиляев // СОТИС. – 2018. – № 5. – С. 43–53.
25. Завалина, В.И. Взаимоотношения детей и родителей в семье: влияние стиля семейного воспитания на формирование социально-психологического типа личности / В.И. Завалина. – Сыктывкар: Изд-во КГПИ, 2019. – С. 7–12.
26. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина // Социальная педагогика. – 2015. – № 1. – С. 81–83.
27. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2016. – 237 с.
28. Капустина Н.Г. Подросток: период после детства / Н.Г. Капустина // Начальная школа плюс До и После. – 2018. – № 1. – С. 20–24.
29. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А Карабанова. – М.: Гардарика, 2014. – 320 с.
30. Карпинский К.В. Взаимосвязь самоотношения и смысложизненного кризиса в развитии личности / К.В. Карпинский // Мир психологии. – 2010. – № 4. – С. 152–167.
31. Краснорядцева О.М. Типологические особенности проявлений становления Я-концепции подростков / О.М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал – 2018. – № 29. – С. 74–79.
32. Кули Ч. Социальная самость / Ч. Кули // Социология: хрестоматия / сост. Н.Р. Балынская, Г.А. Воронина, Т.И. Гнедина, М.В. Мнухин, А.В. Томарова. – Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2015. – С. 30–37.
33. Куповых Ж.Г. «Образ Я» подростков, психологически зависимых от родителей / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2016. – Т. 66. – № 11. – С. 233–237.
34. Лисина М.И. Роль общения в психическом развитии ребенка / М.И. Лисина // Вестник практической психологии образования / ред. В.В. Рубцов. – 2012. – №4 (33). – С. 92–96.
35. Маслоу А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2018. – 352 с.
36. Мид Дж. Г. Философия настоящего: научное издание / Дж.Г. Мид. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. – 272 с.
37. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 400 с.
38. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев; МГУ им. М.В. Ломоносова, Фак. психологии, Каф. общ. психологии. – М.: Изд-во МГУ, 2011. – 108 с.
39. Переходный возраст / сост. О. Хаткевич. – Минск: Красико-Принт, 2013. – 128 с.
40. Попова Т.А. Я-экзистенциальное – отражение представлений о смысле жизни в Я-концепции подростка / Т.А. Попова // Психология и школа. – 2015. – № 1. – С. 64–78.
41. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О.Г. Прохорова. – М.: Сфера, 2015. – 223 с.
42. Психология семейных отношений / А.Д. Кошелева и др.; под ред.: О.А. Шаграевой, А.М. Сергеева. – М.: Академия, 2018. – 359 с.
43. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Артамонова и др.; под ред. Е.Г. Силяевой; Моск. гос. социальный ун-т. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 190 с.
44. Райчева Е.Ю. Субъектность и самоотношение личности инверсия гендерных ролей / Е.Ю. Райчева // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2011. – № 1. – С. 94–98.
45. Сайко Э.В. Самоотношение как уникальная способность человека и условие его человеческого самоосуществления (самоопределения, самопознания, самоактуализации и т.д.) / Э.В. Сайко // Мир психологии. – 2015. – № 3. – С. 3–11.
46. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен / Е.В. Селезнева // Мир психологии. – 2018. – №4 (56). – С. 238–249.
47. Смирнова Е.О. Ребенок – взрослый – сверстник / Е.О. Смирнова. – М.: МГППУ, 2013. – 140 с.
48. Столин В.В. Состояния самосознания личности / В.В. Столин // Самосознание и защитные механизмы личности: хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2010. – С. 66–83.
49. Суворова О.В. Личность родителей как условие развития субъектности подростка / О.В. Суворова, Е.Б. Мамонова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 10. – С. 639–643.
50. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб.: Питер, 2011. – 416 с.
51. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: избранные труды: в 2-х т. / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2015. – 2 т.
52. Фрейд З. Большая книга психоанализа: введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: АСТ, 2015. – 528 с.
53. Хухлаева О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2015. – 158 с.
54. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: Владос, 2014. – 286 с.
55. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте / Е.С. Шильштейн // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 69–78.
56. Шнейдер Л.Б. Семейная психология / Л.Б. Шнейдер. – М.: Когито-Центр, 2015. – 484 с.
57. Эйдемиллер Э. Психология и психотерапия семьи: монография / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – 4-е изд., перераб. и допол. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2019. – 450 с.
59. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г. Эриксон; пер. с англ. А.А. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп . – СПб.: Речь, 2010. – 416 с.
60. Юсупова Х.Г. Семья как важнейший социальный институт / Х.Г. Юсупова // Начальная школа. – 2019. – № 7. – С. 17–19.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней