Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть "болезней цивилизации" и на протяжении последнего столетия является объектом интенсивных исследований. В истории развития психосоматических исследований одно из центральных направлений представлено поиском особого психического качества психосоматической специфики, которое является фактором, предполагающим возникновение психосоматической патологии, влияющей на течение и лечение заболевания.
Современная попытка такого рода состоит в том, чтобы выделить и описать феномен алекситимии.
При достаточном количестве психологических исследований, посвященных проблемам алекситимии, причинам ее возникновения, вопросы деформации личности при наличии алекситимии не теряют своей актуальности.
Алекситимия является сложным психологическим феноменом, оказывающим негативное влияние на здоровье человека. По данным исследователей, ее выраженность является фактором риска снижения адаптивных возможностей и возникновения психосоматических расстройств. Выявлено негативное влияние избыточных алекситимических проявлений на становление личности в подростковом возрасте.
Наличие избыточных алекситимических проявлений является фактором, снижающим эффективность учебной деятельности. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность его исследования.
Алекситимия связана с нарушениями не только эмоциональной сферы, но и коммуникативной. Процесс коммуникации становится затруднённым, поверхностным и редуцированным. Потребность в установлении взаимоотношений с окружением выступает базовой потребностью каждого человека.
Алекситимия, выражающаяся в невозможности проявления переживаний в процессе коммуникации, становится достаточно серьёзным препятствием для продуктивности данного процесса.
При этом повышенная тревожность и отсутствие способности позитивного реагирования ослабляют устойчивость личности перед стрессогенными воздействиями и способствуют формированию специфического стиля коммуникации.
В то же время, выраженная ригидность индивидов с алекситимией препятствует способности найти конструктивный выход из стрессовой ситуации.
Особенно описанные последствия алекситимии могут быть патогенны для людей, относящихся к подростковой и юношеской возрастной категории, так как именно в данные периоды происходит окончательная социализация личности.
В юношеском возрасте отсутствие социальных контактов в значительной степени снижает перспективу дальнейшего развития индивида, как личностного, так и профессионального, что, в свою очередь, может приводить к состоянию дезадаптации и снижению личностных ресурсов.
Сочетание характеристик алекситимии, агрессии могут приводить не только к психосоматическим и соматическим заболеваниям, но также и к аддиктивным расстройствам.
В настоящее время внимание исследователей привлекает алекситимия в структуре личности как один из возможных психологических факторов риска психосоматических расстройств. Они разрабатывают методы определения уровня алекситимии у больных с психосоматическими заболеваниями, а также психотерапевтические методы, направленные на снижение алекситимии путем преодоления ее определяющих личностных черт. В то же время следует отметить, что алекситимия чаще изучается как личностная характеристика людей с тяжелой соматической патологией.
Теоретико-методологическими основаниями исследования является системный подход, в рамках которого в качестве основных положений были использованы: биопсихосоционоэтический подход Г.В. Залевского, рассмотрение алекситимического пространства с позиции Е. Ю. Брель.
Объектом исследования являются механизмы формирования алекситимии у подростков.
Предметом исследования является влияние форм воспитания в семье на формирование и развитие алекситимии у подростков.
Целью исследования является выявление взаимосвязи алекситимии и методов неправильного воспитания у подростков.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретико-методологические проблемы исследования алекситимии в подростковом возрасте;
- провести исследование взаимосвязи алекситимии у подростков и методов неправильного воспитания.
В данной работе использовались:
1.Теоретические методы психологического исследования (изучение психологической, специальной литературы)
2. Эмпирические: Торонтская Алекситимическая Шкала, методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), изучение медицинских документов.
3. Статистические (перевод в процентное соотношение).
Научная новизна исследования заключается в том, что в ходе проведенной работы выявлены методы неправильного семейного воспитания, которые проявляются в различных степенях алекситимии у подростков.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при анализе механизмов предупреждения алекситимии у подростков, а полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практическом применении для рекомендаций и оказания помощи школьным психологом и родителям подростков.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АЛЕКСИТИМИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Теоретические аспекты алекситимии
Концепция алекситимии была разработана впервые П. Сифнеосом, который определял алекситимию как комплексное нарушение когнитивно-аффективной сферы, при котором снижается способность к вербальному выражению аффекта.
Наличие алекситимии способствует избыточному физиологическому ответу на негативные воздействия внешней среды, что является детерминантой появления соматической симптоматики. Основными характеристиками данного феномена выступают уплощение аффекта, скудность фантазии, конкретная манера мышления.
Алекситимики демонстрируют неспособность распознавания и точного описания своего эмоционального состояния, а также неспособность оценивать эмоциональное состояние других людей.
Они испытывают затруднения при определении модальности переживаемых эмоций. Также, зачастую, характеризуются трудностями, связанными с определением различий между телесными ощущениями и чувствами, преобладает фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним. Одним из проявлений алекситимии выступает отсутствие способности к рефлексии, что обуславливает упрощение жизненной направленности, обеднение связей с окружающими и в некоторых случаях отмечается инфантильность в структуре личности.
Алекситимия не относится к эмоциональной холодности или бесчувственности, так как затруднения во внешнем проявлении эмоций возникают по причине невозможности их идентификации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельская Л.С. Группы самопознания как первичная психопрофилактика аутодеструктивных тенденций // Социальная политика и социология. – 2011. – № 7. – С. 221-224.
2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни: монография. М., 1997. 368 с.
3. Безменова, И. К. Самосознание как единица исследования онтогенеза личности (на материале подросткового и юношеского возрастов): дис. ...к-та психол. наук : 19.00.01 / И. К. Безменова. - Москва, 2014. –С 160.
4. Бисалиев Р.В. Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведения: современное состояние проблемы / Р.В. Бисалиев, А.С. Кубекова, Т.Т. Сарафрази // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереотип., под ред. Д.И. Фельдштейна. М.- В., 2018
6. Бохан Т.Г. Культурная обусловленность алекситимии как фактора риска нарушения психического здоровья (на примере традиционных народов Сибири) / Т.Г. Бохан, Е.Д. Счастный, О.В. Терехина, Т.О. Хомутова, У.В. Танабасова, О.Н. Галажинская // Мир науки. – 2016. – Т. 4. – № 6. – С. 1-15.
7. Брель Е. Ю. Алекситимия в структуре «практически здоровой» личности // Сибирский психологический журнал. – 2018. – № 67. – С. 89-101.
8. Брель Е.Ю. Агрессивность как компонент психологической структуры алекситимии // Социальная агрессивность. Третьи Кузбасские философские чтения: материалы международной конференции. – 2004. – Ч. I. – С. 152-154.
9. Брель Е. Ю. Алекситимия в норме и патологии: психологическая структура и возможности превенции: дис. док. психол. наук: / Е.Ю. Брель.– Томск, 2018.
10. Брель Е. Ю. Возможности исследования алекситимии в подростковом и юношеском возрасте методом контент-анализа текста / Е. Ю. Брель // Казанский педагогический журнал. – 2018. – № 2 (127). – С. 193-195.
11. Брель Е. Ю. Некоторые факторы формирования алекситимии как предиктора психосоматического заболевания // Актуальные проблемы социальноэкономических и научно-технических исследований в Кузбассе. – 2004. – Т. 2. – С. 95–99.
12. Брель Е.Ю. Особенности алекситимического пространства в структуре личности с задержкой психического развития // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2017. – №4.
13. Брель Е.Ю. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях // Вестник КемГУ. – 2012. – № 3 (51). – С. 173-176.
14. Брель Е.Ю. Психологические характеристики алекситимии в контексте психического здоровья и социального развития у современных подростков / Е.Ю. Брель, И.Я. Стоянова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. – 2018. – Т. 24, № 2 (174). – С. 97-105.
15. Брель Е.Ю. Факторная структура алекситимии подростков в норме и при задержке психического развития неорганического генеза / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2018. – №1 (43). – С. 147-154.
16. Брель Е.Ю. Феномен алекситимии в клинико-психологических исследованиях (обзор литературы) / Е.Ю. Брель, И.Я. Стоянова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2017. – № 4(97). – С. 74-81.
17. Брель Е.Ю. Характеристики алекситимии в контексте психического здоровья // Е.Ю. Брель, И.Я. Стоянова // Вестник Кемеровского гоусдарственного университета. – 2018. – №1. – С. 102-108.
18. Былкина Н. Д. Алекситимия (аналитический обзор зарубежных исследований) // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. - С 43
19. Воронко Е.В. Эмоциональная сфера личности обучающихся, страдающих алекситимией / Е.В. Воронко, Л.В. Марищук // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2017. – № 11. – С. 82-86.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. -С-Пб., Союз, 2018
21. Искусных А.Ю. Алекситимия. Причины и риски возникновения расстройства // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIII междунар. науч.-практ. конф. – № 6(52). – Новосибирск: СибАК, 2015.
22. Кисляковская, В. В. Методологическое обоснование культурноисторического подхода к изучению телесности / В. В. Кисляковская // «Научное сообщество обучающихся XXI столетия Гуманитарные науки»: материалы X студенч. междунар. заочной научно-практ. конференции. (16 апреля 2013 г.) - Новосибирск Изд. «СибАК», 2013. - С 133-139
23. Коростелева И.С. Проблема алекситимии в контексте поведенческих концепций психосоматических расстройств / И.С. Коростелева, Ротенберг В.С. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. – М.: Изд. Филос. о-ва, 1991. – С. 136-144.
24. Коатс Дж. Поколения и стили обучения / Дж. Коатс. – М. : МАПДО; Новочеркасск : НОК, 2011. – 121 с.
25. Кристалл Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект, травма и алекситимия . – М. : Ин-т общегуманитар. исслед., 2006. – 800 с.
26. Кузьмина Ю.В. Факторный и кластерный анализ в контексте структурноуровневого подхода к проблеме психологии здоровья и стиля жизни обучающихся // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 41. – С. 50-57.
27. Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб. : Речь, 2003. – 288 с.
28. Левшунова Е.Н. Алекситимические корреляты эмоциональных состояний личности // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4. – С. 150–154.
29. Левшунова Е.Н. Взаимосвязь агрессивности и алекситимически подобных проявлений личности / Философия образования. – 2010. – № 2. – С. 233-240.
30. Малкина-Пых И.Г. Об одном возможном методе психологической коррекции при алекситимии // Сибирский медицинский журнал. – 2009. – № 3. – С. 99- 107.
31. Никулина Д.С. Алекситимические проявления у обучающихся // Известия ТРТУ. – 2004. – С. 314-316.
32. Никулина Д.С. Удовлетворенность качеством жизни обучающихся с разным уровнем алекситимии / Д.С. Никулина, С.Н. Синеева // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2008. – вып. 6. – Т. 83. – С. 76-80.
33. Потапова Н.А., Проблемы изучения феномена алекситимии в психологии / Н.А. Потапова, Р.А. Грехов, Г.П. Сулейманова, Е.И. Адамович // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 11, Естественные науки. – 2016. – № 2 (16). – С. 65- 73.
34. Реан А.А., Социальная педагогическая психология : учебное пособие. / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб., 1999. –16 с.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.
36. Роговин М.С. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования / М.С. Роговин, Г.В. Залевский. – Томск: Томский гос. ун-т, 1988. – 233 с.
37. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Стоянова И.Я., Терехина О.В. Нарушение саморегуляции и опосредования эмоций как основа риска формирования антивитального поведения в молодом возрасте / О.А. Сагалакова, В.В. Руженков. О.В. Терехина // Сибирский психологический журнал. – 2017. – № 65. – С. 94-103.
38. Соложенкин В.В. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции / В.В. Соложенкин, Е.С. Гузова // Социальная и клиническая психиатрия. – 1992. – Т. 8. – вып. 2. – С. 18-24.
39. Сыропятов О. Г. Предикторы эмоциональных расстройств / О. Г. Сыропятов, Н. В. Гончаренко // Вісник Одеського національного університету. Серія: Психологія. – 2014. – Т. 19, Вип. 3. – С. 17-30.
40. Трунов Д.Г. Виды и механизмы функциональной алекситимии // Вестник Пермского университете, сер. Философия, психология, социология. – 2010. – вып. 2(2). – С. 93-99.
41. Тэйлор Г. Дж. Надежность и факториальная валидность русской версии 20- пунктовой Торонтской шкалы алекситимии / Г.Дж. Тэйлор, Л.К. Квилти, М. Бэгби, Е.Г. Старостина и др. // Социальная и клиническая психиатрия. 2012. №3.
42. Урванцев Л.П. Алекситимия как фактор психосоматических заболеваний / Л. П. Урванцев. – Ярославль : Ярослав. гос. ун-т, 2000. – 160 с.
43. Шейнина О.А. Алекситимия как психологическая проблема современного общества / О.А. Шейнина, О.А. Третьякова // Психолог и выховы современного общества: матер. VIII Междунар. Семинара молодых ученых и аспирантов. – Тамбов, 2016. – С. 135- 140.
44. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм // М.: Когито-Центр. 2005. 214 с.
45. Юткина О.С. Изучение алекситимии у детей школьного возраста // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 58.
46. Яковлев Б.П. Проблема аутоагрессивного поведения человека / Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин, Н.Р. Усачев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2014. – №4 (59).
47. Berardis D.D. Understanding the Complex Phenomenon of Suicide: From Research to Clinical Practice / D.D. Berardis, G. Martinotti, M.D. Giannantonio // Frontiers in Psychiatry. – 2018. – № 9.
48. Bertolote J.M. Suicide in the world: an epidemiological overview 1959-2000. Suicide. An unnecessary death. Ed. Danuta Wasserman // London: Martin Dunitz, 2001. P. 3-10.
49. Freyberger H. Psychotherapeutic interventions in alexithymic patients. With special regard to ulcerative colitis and Crohn patients / H. Freyberger, H.W. Kunsebeck, W. Lempa, W. Wellmann, H.J. Avenarius // Psychotherapy and Psychosomatics. – 1985. – №43. – P. 72-81.
50. Goldney R.D. Suicide Prevention // Oxford University Press. 2008. – 256. – 34 p.
51. Velotti P. Alexithymia, emotion dysregulation, impulsivity and aggression: A multiple mediation model / P. Velotti, C. Garofalo, C. Petrocchi, F. Cavallo, R. Popolo, G. Dimaggio // Psychiatry Research. – № 237. – P. 296-303.