Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.Социальная политика любого развитого государства представляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.
В современных условиях все большую значимость приобретает социально-активное заслуженное поведение личности, являющееся основанием для самого эффективного юридического средства и правового стимула – поощрения. Заслуженное поведение (заслуга) не должно оставаться без внимания со стороны права. Именно такое поведение субъектов приносит и государству, и обществу в целом особенно важные и нужные результаты, превосходящие по своим масштабам результаты обычных действий. Однако оно практически не замечается, в том числе в контексте правового регулирования. В этой связи на юридико-доктринальном уровне необходимо очень внимательное отношение к данной проблеме, глубокое и всестороннее её исследование.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству.
Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие порядок предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству.
Целью исследования является анализ порядка предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству.
Достижение указанной цели предопределило постановку и решение в ходе работы следующих задач:
– раскрыть понятие дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
– рассмотреть виды дополнительного материального обеспечения;
– проанализировать законодательное регулирование дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
– исследовать круг лиц, имеющих право на дополнительное материальное обеспечение;
– охарактеризовать условия и порядок предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан;
– выявить проблемы предоставления дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан по действующему законодательству и пути их решения.
Теоретическую основу составляют работы ученых-юристов: К.А. Агадилова, Е.М. Рузаева, Р.М. Агержанокова, Э.А. Хаджинова, Н.З. Байбиков, И.В. Романов, В.Д. Емелин, А.Д. Бурцева, Е.Т. Соколова, Е.Ю. Карнеева, Н.С. Маянцева, А.Б. Берендеева и др.
Методологической основой составила совокупность социологического, статистического, формально-юридического и сравнительно-правового методов. Кроме того, автором использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция и моделирование.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, две главы, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие и виды дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан
1.1 Понятие дополнительного материального обеспечения отдельных категорий граждан
Один из приоритетов социальной политики России – обеспечить достойную жизнь и благополучие гражданам, которые отличились особыми, наиболее значительными заслугами перед Россией или СССР. Такими заслугами считается деятельность или подвиги, отмеченные соответствующими медалями, орденами и почетными премиями.
Одним из важнейших достижений социального прогресса является создание системы государственной материальной помощи. В советском послевоенном обществе это нашло свое выражение в реформированном соответственно нуждам того времени пенсионном обеспечении. Целью советского государства в непростых условиях послевоенной действительности было создание нормальных жизненных условий для своих граждан. Кроме пожилых людей и семей потерявших кормильцев в СССР проживали ветераны войны. Все они нуждались во внимании со стороны государства. Эффективность оказания государственной поддержки была не только экономическим вопросом, но и носила идеологическую окраску. Предоставление помощи тем, кто с оружием в руках сражался на фронтах войны против фашизма, тем, кто потерял родных, влияло на настроения граждан и, в той или иной степени, формировала международный авторитет страны-победительницы.
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение (ДЕМО) – это дополнительная финансовая помощь, осуществляемая определенным категориям граждан РФ. Средства на доплату выделяются из федерального или регионального бюджета. Назначается она отделением Пенсионного фонда. Доплаты осуществляются одномоментно с основной пенсией, получаемой человеком.
Граждане, отличившиеся особыми достижениями, имеют право пользоваться следующими льготами социального плана :
1. Оплачиваемая государством госпитализация, лечение и иные виды медицинского обслуживания – вне очереди.
2. Безвозмездные путевки в санатории профилакторного типа.
3. Обеспечение необходимыми лекарствами бесплатно или со значительный скидкой.
4. Полная компенсация затрат на оплату ЖКХ.
5. Освобождение от любого вида оплаты жилья.
6. Улучшение жилищных условий во внеочередном порядке.
7. Бесплатная выдача строительных материалов для проведения ремонтных работ и строительства нового жилья.
8. Бесплатная внеочередная установка средств связи и охраны в жилье.
9. Право неограниченного пользования общественными видами транспорта.
10. Особые льготы при обучении в государственных образовательных учреждениях.
11. Особая льготная отпускная политика для трудоустроенных граждан.
Бывают случаи, когда российские граждане, являющиеся обладателями почетных наград и орденов, не испытывают необходимости в пользовании вышеперечисленными льготами и отказываются от их предоставления. В такой ситуации они имеют возможность подать заявление на назначение им равнозначных ежемесячных выплат к пенсии .
В научной литературе можно встретить различные дефиниции этого понятия. Так, С.В. Старцева и К.Р. Куандыкова определяют социальную пенсию как ежемесячную государственную денежную выплату, выплачиваемую в целях предоставления средств к существованию лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в случае наступления престарелого возраста, инвалидности или потери кормильца нетрудоспособным гражданам и не зависящую от их трудовой деятельности .
М.А. Катковская считает, что в основе определения термина социальной пенсии лежит такой признак, как алиментарность, и, исходя из этого, трактует рассматриваемое понятие как «ежемесячную денежную выплату, предоставляемую государством гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по основаниям, на условиях, в порядке и размерах, предусмотренных действующим законодательством» .
Важным признаком социальных пенсий является их независимость от трудового стажа и величины заработка, который выплачивался при осуществлении гражданином трудовой деятельности. Однако некоторые исследователи на этом основании оспаривают наименование данных выплат и считают, что их следует называть государственным пенсионным пособием. В частности, так считают Н.З. Байбиков, И.В. Романов, В.Д. Емелин, которые в подтверждение своей позиции указывают, что пенсии имеют другую социально-правовую природу .
Полагаем, что данное мнение не лишено логического обоснования, поскольку такая выплата производится из средств государства и не является результатом трудовой деятельности граждан.
Выплата пенсий осуществляется из средств Пенсионного фонда РФ и является средством оказания материальной помощи незащищенным слоям населения. При этом она может выплачиваться как в дополнение к заработку гражданина, так и взамен него либо в дополнение к нему. Необходимо отметить, что на социальную пенсию могут претендовать только лица, постоянно проживающие на территории РФ. В случае выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы РФ социальная пенсия не выплачивается. Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, может устанавливаться только одна пенсия по их выбору.
ДЕМО – одна из социальных выплат, начисляемая в качестве поощрения гражданам, отличившимся особыми достижениями или заслугами перед страной.
Несмотря на то, что оформление ежемесячных выплат означает отказ от предоставления социальных льгот, за обладателями почетных наград и орденов сохраняются некоторые привилегии социального плана, а именно:
1. Предоставление различных видов медицинской помощи вне очереди.
2. Внеочередное обеспечение медикаментами, выписанными по рецепту лечащего врача.
3. Возможность приобретения путевки в санаторий профилакторного типа без очереди (не чаще раза в год).
4. Установка в доме льготника телефонной системы и средств охраны без очереди.
ДЕМО назначают независимо от других уже получаемых выплат и общего дохода физлица. Даже получая допобеспечение, гражданин не лишается доплат другого вида. Но при этом присвоенная доплата может лишить льгот, положенных малоимущим с маленьким доходом .
После получения доплаты она будет отражаться в свидетельствах из налоговой об имеющемся у гражданина доходе. Поэтому ДЕМО также учитывается в ситуациях, когда требуется определить все денежные поступления физлица.
Таким образом, дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан можно охарактеризовать как ежемесячное дополнительное поощрение гражданам за особые заслуги перед Российской Федерацией.
1.2 Виды дополнительного материального обеспечения
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение несет социальный характер и предназначено для выражения признательности гражданам, имеющим особые достижения перед народом, государством и страны в целом. Материальная поддержка в виде ДЕМО, обеспечивает гражданину более достойное существование.
Согласно «ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения» видами дополнительного материального обеспечения являются:
1. Ежемесячная доплата к пенсии.
2. Дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение специалистов.
3. Дополнительное материальное обеспечение гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
4. Ежемесячная доплата гражданам из числа бывших сотрудников международных организаций системы Организации Объединенных Наций.
5. Дополнительное материальное обеспечение лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР.
6. Дополнительное материальное обеспечение лицам, замещавшим должности торговых представителей Союза ССР и торговых представителей Российской Федерации.
7. Дополнительное материальное обеспечение иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, по решению Президента Российской Федерации.
Так, например, тяжелые последствия Великой Отечественной войны ‒ нищета и нехватка товаров первой необходимости в первые годы после войны обуславливали катастрофически низкий уровень обеспечения населения. Миллионы людей вели полуголодную жизнь, многие попрошайничали. Участники войны, которые вернулись с фронта, оказались в еще более сложной ситуации. Оторванные на протяжении военных лет от мирной жизни, они фактически заново приспосабливались к действительности в мирном обществе как в материально-бытовом, так и в психологическом плане. Многие демобилизованные так и не смогли полностью адаптироваться из-за увечий, которые получили во время войны. Не в лучших условиях оказались семьи погибших воинов. В условиях послевоенных реалий женщинам и детям приходилось выносить на себе все тяготы восстановления экономики и при этом возложить на себя все трудности повседневной жизни, бытовые заботы, материальные нужды, рассчитывая только на свои силы. Все это обусловило очевидную потребность в поддержке данной категории населения со стороны государства.
Работа по обеспечению участников Великой Отечественной войны и их семей велась по нескольким основным направлениям: пенсионное обеспечение, оказание различного вида материальных пособий и предоставление льгот. Большое количество документов, которые должны были собрать демобилизованные участники Великой Отечественной войны в органы социальной безопасности для получения пенсии, вместе с рядом постановлений, распоряжений и инструкций различных уровней, характерным содержанием которых являлись уточняющие моменты при начислении и выдачи пенсий, ‒ все это приводило к многочисленным сложностям, провоцировало возникновение различного рода ошибок во время назначения пенсий уволенным в запас фронтовикам и их семьям.
Причинами таких погрешностей были плохо оформленные личные дела граждан, у которых отсутствовали выписка из протокола заседания комиссии по назначению пенсии с уточнением статей, по которым назначалась пенсия, или справка из сельсовета. В ноябре 1943 года наркомат социального обеспечения РСФСР объявил о проведении проверки пенсионных дел лиц, получавших пенсии по государственному социальному страхованию. Данный процесс распространялся и на БССР. Подобные проверки специальных контролирующих комиссий нередко обнаруживали нецелесообразной выдачу государственных средств. Плохо было организовано дело по начислению пенсий и в других регионах РСФСР. Случалось, что при начислении пенсий допускались и технические ошибки.
Тем не менее, система выплат пенсий и материальной помощи не была лишена определенных недостатков. На заседании Витебского обкома КП(б)б 13 февраля 1946 года отмечалось, что райкомы партии должным образом не занимались материально-бытовым обустройством семей погибших и не знали истинных потребностей каждой семьи. Установленные государственные пенсии и денежные пособия выплачивались несвоевременно, а промышленные и продовольственные товары для инвалидов и семей погибших выдавались не по назначению (Чашнический, Меховской и другие районы). Обеспечение продовольственными и промышленными товарами демобилизованных солдат и семей погибших воинов также оставляло желать лучшего. В целом сами принципы системы распределения помощи оставались достаточно размытыми. Несмотря на достаточно четкие предписания, на этапе реализации постановлений и решений возникали проблемы субъективного плана. В частности, неправильное распределение материальных фондов, нецелевое расходование выделенных средств и т.д.
По мере восстановления экономики республики оказание материальной, продовольственной и другой помощи стало не одноразовым явлением, а начинало носить систематический характер. Принималось во внимание не только трудное экономическое положение людей после войны, но и другие трудности. Учитывая неурожай в ряде районов республики в 1946 г., 6 февраля 1947 г. Советом Министров БССР было принято постановление «Об оказании продовольственной помощи населению Полесской, Гомельской, Могилевской, Минской, Витебской, Бобруйской и Полоцкой областей и необходимость оказания помощи семьям погибших воинов, семьям военнослужащих, которые остро нуждались в продуктах питания». Для этого исполкомам областных Советов депутатов трудящихся на февраль – март месяцы 1947 года было выделено 1 500 тонн
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы:
1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации. — М. : Маркетинг, 2001. —39 с.
2. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ [Электронный ресурс] // СЗ РФ. – 1995. – №3. –Ст. 168.
3. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СЗ РФ. – 2001. – №51. – Ст. 4831.
4. О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией: Федеральный закон от 04.03.2002 № 21-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – №10. – Ст. 964.
5. Указ Президента РФ от 30.11.1992 № 1490 «О дополнительном материальном обеспечении граждан за особые заслуги перед Российской Федерацией».– Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Указ Президента РФ от 21.06.2004 № 785 «О совершенствовании системы государственного премирования за достижения в области науки и техники, образования и культуры».– Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Указ Президента РФ от 30.03.2005 № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».– Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 01.08.2005 № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы».– Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Указ Президента РФ от 07.02.2020 N 100 «О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» // СЗ РФ. – 2020. – N 6. – Ст. 663.
10. Постановление Правительства РФ от 06.03.2020 N 241 «Об осуществлении единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» // СЗ РФ. – 2020. – N 11. – Ст. 1545
11. Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 N 996 «О внесении изменения в пункт 4 Правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» // СЗ РФ. – 2020. – N 28. – Ст. 4444.
12. Письмо Минфина России от 20.04.2020 N 03-04-05/31381 «Об освобождении от налогообложения НДФЛ единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».– Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Приказ Минтруда России от 20.03.2018 № 172н«Об утверждении перечня документов, необходимых для назначения дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».– Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
14. ОК 003-2017. Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 25.05.2017 № 424-ст). – Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
Специальнаялитература:
15. Агадилова К.А., Рузаева Е.М. Меры социальной поддержки ветеранов ВОВ и проблемы их реализации // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 1 (40). – С. 639-645.
16. Агержанокова Р.М., Хаджинова Э.А. Государственное финансовое регулирование системы социального обеспечения ветеранов и инвалидов великой отечественной войны в России // Финансы в экономике России: опыт прошлого на службе будущему поколению: сборник статей. Под ред. М.С. Шальневой, Д.А. Егоровой. – Москва, 2020. – С. 14-17.
17. Байбиков Н.З., Романов И.В., Емелин В.Д. Понятие, условия и порядок назначения социальной пенсии // Актуальные проблемы науки: сборник статей по материалам ХVI Международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 5-8.
18. Басова М.М. Показатели качества жизни старшего поколения: содержание и пути влияния на них средствами организаций // Экономические науки. – 2020. – № 182. – С. 123-127.
19. Бистяйкина Д. А., Палибина А. С., Панькова Е. Г., Соловьева Т. В. Социологический анализ социального самочувствия лиц пожилого возраста в Республике Мордовия // Казанский педагогический журнал. 2018. № 3. С. 194-199.
20. Бистяйкина Д.А., Панькова Е.Г., Соловьева Т.В. Трансформация социального статуса ветеранов великой отечественной войны в современных социокультурных условиях // Социальные процессы современной России: Международная научно-практическая конференция. – Нижний Новгород, 2020. – С. 402-406.
21. Бистяйкина Д.А., Соловьева Т.В., Азисова Н.Н. Адресные меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной Войны к 75-летию победы // E-Scio. – 2020. – № 9 (48). – С. 675-680.
22. Болдырева Д.В. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и проблемы их реализации // Правовое образование. Сборник научных статей. Под общей редакцией Б.М. Магомедова, И.А. Сизько. – Ростов-на-Дону, 2018. – С. 46-50.
23. Бурцева А.Д., Соколова Е.Т. Поддержка ветеранов Великой отечественной войны в современном мире // Colloquium-journal. – 2019. – № 14-7 (38). – С. 34-35.
24. Дубовикова Л.А., Марченко В.П. Государственные минимальные социальные стандарты как инструмент регулирования положения отдельных категорий граждан // Политика и право. Ученые записки. Благовещенск, – 2018. – С. 175-182.
25. Жукова Т., Фомина Н.Н. Материальное обеспечение ветеранов войны // Молодежный инновационный вестник. 2019. Т. 8. № S2. С. 22-23.
26. Ильина Д.Б. Пенсия: понятие, содержание, признаки, виды: социально-правовой анализ // Правовое образование. Сборник научных статей / Под общей редакцией Б.М. Магомедова, И.А. Сизько. – Ростов-на-Дону, 2018. – С. 150-155.
27. Казова З.М. Пенсионное и социальное обеспечение // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. – 2019. – № 3 (25). – С. 114-119.
28. Карнеева Е.Ю., Маянцева Н.С., Берендеева А.Б. Социальная защита ветеранов и пенсионеров в россии: анализ региональных практик // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. – 2019. – № 1 (19). – С. 49-63.
29. Катковская М. А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей III Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г. Ю. Гуляев. – Пенза, 2018. – С. 140–142.
30. Кулагин А.С. О поощрении научных работников за получение высокозначимых научных результатов // Вестник Российской академии наук. – 2017. – Т. 87. – № 11. – С. 1008-1016.
31. Малько А.В., Типикина Е.В. Заслуженное поведение как основание для правового поощрения: необходимость формирования теории // Государство и право. – 2019. – № 11. – С. 32-42.
32. Мохорова А.Ю. Льготы, предоставляемые ветеранам Великой Отечественной Войны и жителям блокадного Ленинграда // Актуальные проблемы науки и практики. – 2017. – № 2 (007). – С. 79-84.
33. Нагибин О.А. Проблемы обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки // Уральский медицинский журнал. – 2019. – № 9 (177). – С. 137-141.
34. Олесова М.М. Некоторые аспекты выплаты пенсий // Образование и право. – 2020. – № 3. – С. 96-98.
35. Петрова Л.А. Понятие и виды социальных пенсий в России // Актуальные проблемы российского права и законодательства. Сборник материалов ХIII Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 2020. – С. 126-127.
36. Сивакова И.В. Пенсионное обеспечение за особые заслуги перед государством // Право и политика. – 2016. – № 5. – С. 632-641.
37. Старцева С.В., Куандыкова К.Р. Виды выплат пенсионерам в системе социального обеспечения РФ // ModernScience. – 2019. – № 12-1. – С. 402-406.
38. Третьяк Д.В. Обеспечение социальной защиты участников великой отечественной войны в СССР в 1960-1970-е годы // Лучшая научно-исследовательская работа 2018. сборник статей XII Международного научно-практического конкурса / Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. – 2018. – С. 84-87.
39. Филоненко Ю.О., Кобылинская С.В. Обеспечение отдельных категорий граждан набором социальных услуг // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 186-187.
40. В регионах РФ обсуждают меры дополнительной поддержки ветеранов войны. Режим доступа: https://nation-news.ru/498701-v-regionakh-rf-obsuzhdayutmery-dopolnitelnoi-podderzhki-veteranov-voiny (дата обращения: 01.06.2021).
41. В Мордовии более 7 тысяч ветеранов получили единовременные выплаты ко Дню Победы. Режим доступа: https://www.inform.com/2020/04/28/v-mordovii-bolee-7-tysyach-veteranov-poluchiliedinovremennye-vyplaty-ko-dnyu-pobedy/ (дата обращения: 01.06.2021).
Практические материалы:
42. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.06.2018 № 33-10924/2018 по делу № 2-576/2018. – Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
43. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.07.2018 по делу № 33-13137/2018 // СПС «КонсультантПлюс». – Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».