Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе, то есть в период, когда практически во всех сферах социальной жизни наблюдаются интеграционные процессы, в том числе в рамках ноосферного подхода. В целом ноосферу можно охарактеризовать в качестве нового периода в геологической истории Земли, а также в качестве цивилизованного развитие человечества непосредственно по пути его планетарного единства. Именно поэтому проблема ноосферного образования и воспитания учащихся в рамках школьного обучения постепенно все более актуализируется.
Необходимо указать, что с ноосферным образованием учащихся напрямую связан процесс экологического воспитания детей. Воспитание свободно мыслящей личности, с сохранением ее индивидуальности и природосообразности неизменно предполагает интеграцию в учебный процесс естественных наук и это должно начинаться уже с начальной школы. Именно в младшем школьном возрасте возможно начало интеграции в природное пространство. Это позволяет формировать у младших школьников космопланетарного мышления (то есть целостной картины мира) [9, c. 11]. Также в сознании ученика будет закрепляться глубокое знание об окружающем мире на базе наук, которое во многом формирует отношение ребенка к миру, положительным образом влияет на его нравственно-духовные качества.
Все выше сказанное делает рассмотрение темы «Особенности организации образовательного процесса в начальной школе на основе ноосферного подхода» актуальным.
Целью данной работы является выявление специфики организации образовательного процесса в начальной школе на основе ноосферного подхода. Названная цель достигается путем постановки и реализации следующих задач:
- рассмотреть ноосферное образование как объективное требование времени;
- выявить психолого-педагогические условия организации образовательного процесса на основе ноосферного подхода в начальной школе;
- проследить опыт российских школ по организации образовательного процесса учащихся младших классов на основе ноосферного подхода;
- в рамках опытно-экспериментального исследования выявит начальный уровень сформированности у младших школьников экологической культуры;
- разработать содержание работы по организации образовательного процесса в начальной школе на основе ноосферного подхода.
Объект исследования – построение образовательного подхода на основе ноосферного подхода.
Предмет исследования – организация образовательного процесса на основе ноосферного подхода в начальной школе.
Методы исследования: 1) теоретические: терминологический анализ, метод анализа публикаций по данной теме, метод сравнения и сопоставления, метод логической группировки и систематизации выявленной информации. 2) экспериментальные методы включили следующие методики: «Интенсивность субъективного отношения к природе» (авт. Л.И. Макаровой), «Диагностика экологических знаний» (модификация методики О. Соломенниковой), «Экологический светофор» (на основе методики Л.А. Коноплёвой), «Экологическая деятельность» (авт. Е.Н. Жидарева).
Существенный вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как Н.В. Антоненко, Н.В. Воротникова, С.А. Иванов, В.А. Игнатьева, Е.Н. Киселева, С.В. Комов, Н.В. Куликова, Н.М. Мамедов, Н.В. Маслова, В.Д. Милованова, Н.Н. Моисеев, П.В. Моисеева, А.Н. Неустроева, Л.Г. Никифоров, Н.М. Никифорова, Г.П. Сикорская и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ НООСФЕРНОГО ПОДХОДА
1.1 Ноосферное образование как объективное требование времени
В научный оборот понятие «ноосфера» было впервые введено Э. Леруа (1927 год) и П. Тейяром де Шарденом (1930 год) на базе понятий биосферы и живого вещества, разрабатываемых В.И. Вернадским.
Биосфера, согласно теории В.И. Вернадского переходит в ноосферу, при этом основным фактором развития выступает именно разум человека, а также напрямую связанная с ним новая сила, имеющая геологические масштабы, представляющая собой научную мысль и научную организацию человечества. Связь окружающего мира и человека неразрывна, то есть человек един с природой, при том, как его разум – это закономерное явление [3].
В.И. Вернадский был твердо убежден, что научное знание, которое находит свое проявление в качестве геологической силы, одновременно создающее ноосферу, не способно приводить к результатам, являющимися противоположными процессу, созданием которого она сама является. То есть названный исследователь считал, что наука обязательно должна соответствовать всем требованиям ноосферы, а также человеческому разуму, ориентированному не на разрушение, а именно на созидание [4, c. 222].
На современном этапе многие исследователи и политические деятели стали обращаться к данному понятию, потому как оно выступает в качестве фундамента для построения концепции устойчивого развития.
З. Рейдак выдвинул новое понимание ноосферы, видя ее как информационное Поле Вселенной, которое является живой системой, получающей информацию, хранящую ее; системой, способной обучаться на основе ранее полученной информации, создавать новую информацию и именно по своей воле задавать распоряжения к материальному действию и движению, а также действию.
Необходимо указать, что даже само название ноосфера – то есть сфера разума – выдвигает на первый план вовсе не материальный компонент, а именно духовно-ценностный [25, c. 74].
Безусловно, современное сознание пока еще далеко от его ноосферного состояния, тем не менее, все же прослеживается ряд его элементов в виде вариантов концепции становления ноосферы. С данных позиций выдвигается предположение относительно того, что ноосферному развитию характерно ряд ступеней, в процессе появления которых осуществляется реализация системной целостности и творческих потенциалов сферы разума. Процесс становление ноосферы – это также еще и конкретные этапы постиндустриального устойчивого развития [21, c. 11].
Как видно, современный этап развития общества весьма жестко диктует свои правила. В связи с этим обществу необходимо научиться разрешать экологические проблемы, так как оно создало опасную среду даже для собственного выживания. Человеку необходимо взять под свой экологически компетентный контроль и затем регулировать все базовые процессы, происходящие в биосфере.
Для осознания и предотвращения кризиса планетарного масштаба требуется активизация всего потенциала культуры, осуществить кардинальную реконструкцию системы ценностных ориентаций, а также раскрыть человеку всю универсальную значимость природы и ее ценность для человеческого существования.
В связи с этим кардинальные трансформации должны произойти и в образовательной сфере. Поэтому в контексте острых современных проблем очевидным становится значимость дальнейшего развития экологического образования в качестве непрерывного процесса и особого результата наследования, максимально расширенного воспроизводства индивидом экологической культуры, которая представляет собой систему знаний, умений, особых гуманистических ценностных ориентаций, а также способов деятельности, которые обеспечивают качественный и новый уровень взаимодействия человека и природы именно на принципах их коэволюции [22, c. 14].
Подобный аспект либо же новый качественный уровень экологического образования, где обозначаются приоритеты коэволюционного миропонимания на современном этапе принято понимать как ноосферное образование.
Следует указать, что модель школы ноосферного образования базируется не исключительно на учениях В.И. Вернадского, но также и на гуманистических ориентациях ряда современных исследователей, рассматривающих проблемы развития человечества.
На современном этапе процесс развития и воспитания в школе ноосферного образования направлен должен быть именно на формирование личности, которая четко осознает свою непосредственную ответственность за коэволюцию общества и биосферы [13, c. 17].
Базовая содержательная линия ноосферного образования формироваться должна на основе такой деятельности, которая позволяет в первую очередь освоить способы взаимодействия человека с миром.
Важно и то, что в школе ноосферного образования знания должны носить преимущественно прикладной характер и выступать в качестве средства, а вовсе не целью обучения.
Суть ноосферного образования заключается в том, что цели, задачи, формы и средства образования максимально согласованы с естественными закономерностями мироздания и при этом не способны никаким образом нарушить биоритмы живых систем. В этом случае все без исключения участники образования – то есть это учитель, ученик, родитель, – выступают в качестве открытых системами и при этом они взаимодействуют с миром в качестве его части на основе единых закономерностей мира. Подобное образование экологично, так как в нем реализован выдвинутый академиком Н.Н. Моисеевым [17] знаемый принцип Экологического императива. То есть это объективно важный нравственный социально-антропологческий принцип, характеризующийся как императив соразвития человека, природы, а также общества. В соответствии с данным принципом государство, личность, а также общество не обладает правом руководствоваться каким-либо нравственными принципами, за исключением экологического императива, который во внимание принимает общие законы соразвития природы, общества, человека, а также процессы формирования ноосферы. Иными словами, деятельность человека является нравственной в том случае, когда она гармонирует с законами природы. Поэтому образование нравственно исключительно в том случае, когда оно в всем параметрам является адекватным природе тела, мозга, мира [18, c. 32].
В ноосферном образовании происходит раскрытие неисчерпаемых резервов человеческого разума. Это происходит за счет включения в образовании ранее невостербованного пятого нейро-соматического контура головного мозга. То есть концепция ноосферного образования выступает в качестве стройной системы научно-теоретических взглядов непосредственно на процесс образования и воспитания целостной и высоконравственной личности, которая устремлена к эволюционному развитию [11].
При этом, c другой стороны, ноосферное образование выступает в качестве наукоемкой биотехнологией, в которой практически все элементы не наносят никаких нарушений биоритмов воспитателей, учеников, учителей, а также родителей. Такая биотехнология обязательно учитывает возможности психики, мозга, тела ребёнка. Она способствует оздоравлению учащихся в процессе уроков без каких-либо дополнительных затрат времени, сил, финансовых средств.
Кроме научной теории и наукоемкой биотехнологии в ноосферном образовании подразумевается особый практический инструментарий. В качестве такового выступает совокупность методов и средств для практического осуществления образования и воспитания подрастающего поколения в биоадекватном режиме. Например, ярким инструментом ноосферного образования характеризуются биоадекватные учебники практически по всем циклам учебных дисциплин. Они весьма яркие, художественно и качественно оформленные, созданы по всем законам гармонии в пропорции Золотого сечения [1, c. 95].
Отличие биоадекватных учебников заключается в четкости и строгой структурой, а также образной подачей материала. С первого взгляда они несколько необычны, так как художественный образ в них занимает основное системообразующее место и выполняет роль визуальной опорой мысли обучающегося [2].
Не менее значим и другой инструмент педагога – то есть специальная методика преподавания, использующаяся возможности индивида весьма продуктивно трудиться и в активности, и в релаксационном состоянии. Такой подход позволяет повысить эффект понимания, а также усвоения учебной информации в 4 - 6 раз, наконец, создать лучшую мотивацию детей к учебе.
Ноосферное образование в совокупности своих возможностей ориентировано на максимальное раскрытие высших творческих возможностей личности, заметное укрепление резервов здоровья, а также познание духовных возможностей личности [30, c. 65].
Сегодня ноосферное образование способно дать обществу здоровую, активно развивающуюся устойчивую личность с таким набором качеств, которые значимы для построения общества с устойчивым развитием. Это обусловлено тем, что принцип Экологического императива (согласно Н.Н. Моисееву) соблюдается во всех без исключения звеньях образовательной цепочки: то есть начиная от метода преподавания, особо высокого качества учебников, специальной подготовки учителя и заканчивая научно - теоретическими, методологическими и мировоззренческими установками, а также целями и задачами образования.
1.2 Психолого-педагогические условия организации образовательного процесса на основе ноосферного подхода в начальной школе
В процессе модернизации современного общества проблема ноосферного образования младших школьников напрямую связана с экологическим здоровьем детей, пониманием его как материальной, так и духовной составляющей в плане развитии личности. Оно ориентировано в числе прочего также на воспитание положительного отношения обучающихся к сохранению и обязательному укреплению здоровья и основано на понимании ребенком ценности жизни, здорового образа жизни, а также поведения младших школьников. Данная проблема обладает глобальным характером и рассматривается с точки зрения социального здоровья непосредственно в его биосферном и, безусловно, ноосфеном понимании. С позиции А.И. Субетто, процесс ноосферного образования младших школьников связан с их растущими потребностями, приводящих к изменению экосистем [33].
В качестве теоретических предпосылок этой проблемы выступают:
1) идеи, которые определяют концепции ноосферного подходов к здоровому образу жизни (исследователи А.А. Вересова, О.П. Краснова, А.П. Мозелов, О.А. Радимова, а также А.И. Субетто и др.);
2) механизмы сохранения в начальных классах у детей здоровья (позиция В.Ф. Базарного, Э.Н. Вайнера, А.Г. Маджуга);
3) отдельные модели привития здорового образа жизни в период обучения в начальной школе (подходы М.М. Безруких, И.В. Зайцева, Е.И. Ильина и др.);
4) средовой подход к процессу реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе (разработки Н.В. Барышевой, В.Я. Барышникова, М.Я. Виленского, Е.Е. Морозовой, В.И. Морозова).
Здоровьесберегающая технология с ноосферных позиций понимаются в качестве комплексной, выстроенной на единой методической основе, системе психолого-педагогических и организационных функций, форм, методов, средств, призванных обеспечивать как социальное здоровье, так и здоровый образ жизни в осуществлении образовательного процесса младших школьников, и одновременно позволяющая синтезировать у детей биоритмы окружающей среды, тела и мозга. Ее реализация напрямую связана с экологически здоровым образом жизни детей, не нарушающим никаким образом законы мироздания. Она в себя включают систему мер воспитательного и образовательного характера, которые обеспечивают детям хорошее самочувствие, здоровый микроклимат, а также работоспособность [27].
В рамках ноосферного подхода здоровьесберегающая технология включает в себя целевой, содержательный, процессуальный, а также результативный блоки.
Рассматривая целевой блок, укажем, что позиций ноосферного подхода основной целью реализации такого рода технологий в начальной школе выступает направленность всех без исключения компонентов образовательного процесса на:
1) формирование создание мотивации обучающихся к здоровому образу жизни;
2) понимание обучающимися здоровья в качестве общечеловеческой ценности (эта цель опирается на базовые законы ноосферного подхода к процессу развития общества и природы);
3) определение для младшего школьника необходимости и смысла здорового образа жизни, а также ценностно-эмоциональных ориентиров;
4) специфики развития самосознания личности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы образования: региональный аспект [Текст]. – Екатеринбург: «ЭНТ», 2016. – 288 c.
2. Антоненко, Н.В. Отличие ноосферного образования от других педагогических подходов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://noospherecity.com/ (дата обращения: 04.02.2021)
3. Вернадский, В.И. Несколько слов о ноосфере [Текст] / В.И. Вернадский // Философские мысли натуралиста: сб. науч. тр. В. И. Вернадского. – М.: Наука, 2018. – С. 503-510.
4. Воротникова, Н.В. Формирование культуры здорового образа жизни в образовательном учреждении [Текст] / Н.В. Воротникова, Е.Н. Киселева // Ноосферное образование – парадигма качества: Сб. науч.-методич. материалов I Всерос. школы-конференции / под ред. Куликовой Н.Г. – М.-Абакан, 2015. – C. 221-225.
5. Джафарова, О.А. Возможности биоуправления в учебной адаптации младших школьников [Текст] / О.А. Джафарова, Е.Н. Даниленко // Ноосферное образование – парадигма качества: сб. науч.-метод. материалов I Всерос. школы-конференции / Под ред. Н.Г. Куликовой. – М.-Абакан, 2015. – C. 206-2011.
6. Иванов, С.А. Ноосферное образование школьников: методология и психолого-педагогические основы реализации [Текст] / С.А. Иванов // Научный диалог. – 2012. – № 1. – С. 210-215.
7. Игнатова, В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика [Текст]: монография / В.А. Игнатьева. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2018. – 196 с.
8. Калюкова, Е.А. Диагностика уровня экологической культуры у младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 551–555. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – URL: http://e-koncept.ru/2016/46129.htm. (дата обращения: 02.02.2021)
9. Комов, С.В. Экологическое образование [Текст] / С.В. Комов, Г.П. Сикорская. – Екатеринбург: ИОНЦ, 2017. – 154 c.
10. Кугач, О.М. Ноосферное образование в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://aneks.center/index.php/news/novosti-obrazovaniya/1563 (дата обращения: 04.02.2021)
11. Кулак, Н.А. Ноосферное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/biblioteka/nachalnye-klassy (дата обращения: 06.02.2021)
12. Куликова, Н.В. Современное образование: философия кризиса [Текст] / Н.В. Куликова. – Кемерово, 2018. – 112 с.
13. Мамедов, Н.М. Теоретические основы экологического образования [Текст] / Н.М. Мамедов // Экологическое образование и устойчивое развитие: сб. науч. ст. – М.: Наука, 2015. – С. 17-51.
14. Маслова, Н.В. Ноосферное образование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.noosfera-education.com/article.php?id=91(дата обращения: 04.02.2021)
15. Маслова, Н.В. Ноосферное образование: методология, технология, инструментарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raen-noos.narod.ru/strukt_1.htm (дата обращения: 03.02.2021)
16. Маслова, Н.В. Милованова В.Д. Проект создания природосообразной школы 6-го технологического уклада на основе отечественных достижений науки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cosmatica.org/projects/noosfernaya-shkola-rko (дата обращения: 02.02.2021)
17. Моисеев, Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования [Текст] / Н.Н. Моисеев // Биология в шк. – 2008. – № 3. – С. 29-33.
18. Моисеева, Л.В. Региональное экологическое образование: теория и практика [Текст] / П.В. Моисеева. – Екатеринбург, 2016. – 246 с.
19. Неустроев, Н.Д., Павлов К.В., Неустроева А.Н. Ноосферно-экологическая модель шестилетнего (элементарного) начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 155–159. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: –URL: http://e-koncept.ru/2017/770053.htm. (дата обращения: 07.02.2021)
20. Неустроева, А.Н. Трансформация требований к учителю начальных классов в контексте изменений государственных стандартов высшего образования [Текст] / А.Н. Неустроева // Современные тенденции развития науки и технологий. сб. научн. тр. – Белгород, ИП: Ткачева Е.П., 2015. – Ч. Х. – C. 52-56.
21. Никифоров, Л.Г. Педагогическое обеспечение ноосферно-экологического образования в элементарной школе: на примере Республики Саха (Якутия) [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.Г. Никифоров. – Якутск, 2006. – 24 с.
22. Никифорова, Н.М. «Природа и человек» (астрономия и география). Интегрированный курс в 1 – 6 классах ноосферно-экологической системы образования [Текст] / Н.М. Никифорова. – Якутск, 2017. – 200 с.
23. Ноосферная школа [Текст] / сост. Н.В. Маслова, В.В. Кожевникова, Н.Г. Куликова и др. – М., 2015. – 85 с.
24. Овчинникова, А.Ж. Ноосферный подход к использованию здоровьесберегающей технологии образования младших школьников [Текст] / А.Ж. Овчиннокова, М.В. Козуб // Вестн. Череповец. гос. ун-та. – 2019. – № 2. – С. 219-226.
25. Организация экологического образования в школе [Текст] / под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. – М., 2016. – 214 с.
26. Панкрушина, А.М. Реализация идей ноосферного образования в современных учебно-воспитательных учреждениях разного типа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/helpstud.php?id=4 (дата обращения: 04.02.2021)
27. Сикорская, Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования [Текст] / Г.П. Сикорская. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – 197 с.
28. Сикорская, Г.П. Целостная педагогическая система ноосферной ориентации (модель школы ноосферного образования) [Текст] / Г.П. Сикорская. – Екатеринбург: «Раритет», 2017. – 224 с.
29. Степарнюк, Я.Е. Ноосферный подход в дополнительном образовании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/profile/favourites (дата обращения: 03.02.2021)
30. Теория и практика ноосферного образования [Текст]: сборник / отв. ред. Г.П. Сикорская, М.В. Полякова. – Екатеринбург: «Раритет», 2017. – 248 с.
31. Урсул, А.Д. Введение в социальную экологию [Текст]: учеб. пособие. Ч. II. / А.Д. Урсул– М., Луч, 2016. – 255 с.
32. Харитонова, И.Г. 23 года с ноосферным образованием Ноосферное образование – парадигма качества [Текст] // Сборник научно-методических материалов I Всерос. школы-конференции / под ред. Куликовой Н.Г. – М., Абакан, 2015. – C. 182-187.
33. Хуторской, А.В. Ноосферная школа // Вестн. Ин-та образования человека. – 2016. – № 2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eidos-institute.ru/journal,
34. Хуторской, А.В. Философия русского космизма как аксиологический базис отечественного образования [Текст] / А.В. Хуторский // Философия – образование - общество / под ред. В.А. Лекторского. – М.: НТА «АПФН», 2016. – Т.II. – С. 142-152.