Фрагмент для ознакомления
2
Анализ ответов на анкету №1 «Проблемы в межличностном взаимодействии» (авторская разработка) показал следующее.
1. На первый вопрос анкеты, касающийся содержания проблем подростков в общении с педагогами, были даны ответы, которые мы сгруппировали следующим образом:
- из-за пресечения личной инициативы и невозможности высказать свое мнение,
- из-за неумения педагога и подростка правильно вести спор,
- из-за неумения подростка правильно преподнести себя,
- из-за недооценки педагогом способностей подростка,
- из-за различия в ценностях и интересах у подростков и педагогов,
- из-за неравного положения (педагоги всегда дают понять, что они несопоставимо выше в социальной иерархии),
- из-за психологической несовместимости подростков и педагогов,
- из-за консерватизма педагогов,
- из-за личной неприязни, из-за силового стиля управления педагоа,
- из-за страха подростка сделать какой-то промах, выглядеть некомпетентным,
- из-за нововведений подростка, которые могут не понравиться взрослому,
- из-за отказа взрослого оценить и повысить социальный статус подростка,
- из-за неуважительного и пренебрежительного отношения к подростку,
- из-за авторитарности в управлении подростком, из-за конфликтности самого педагога, подавления взрослым личностных качеств, невосприятия взрослым подростка как личности,
- из-за недостатка опыта и компетентности подростка, из-за страха что-то спросить и переспросить, из-за сковывания взрослым инициативы подростка,
- грубой критики педагогом подростка при всех,
- из-за отсутствия к подростку уважения, когда взрослый то и дело меняет решения, делает одно, а говорит другое, перепоручает важные дела другим детям, невнимание к работе подростка,
- из-за сознания того, что педагог не знает своего ученика (его привычки, характер),
- педагог не является авторитетом для подростков.
Наиболее общие проблемы:
1.Стиль руководства подростком;
2.Пренебрежительное отношение к подростку;
3.Страх подростка что-то спросить и переспросить;
4.Возможность грубой критики со стороны педагога;
5.Психологическая несовместимость подростка и педагога;
6.Недооценки педагогом личностных качеств подростка.
Проблемы при взаимодействии подростка с педагогом могут возникнуть из-за предвзятых отношений взрослого к подростку:
- нежелание отдавать инициативу подростку при планировании данного поручения для другого подростка;
- сомнения педагога в компетентности подростка для поручения;
- отношение педагога к подростку, как к не имеющему практики, не способного быстро оценивать и принимать решения, не умеющего противостоять манипуляциям других сторон, убеждать, преодолевать барьеры в общении, не компетентного, некоммуникабельного, с внутренней скованностью и стеснительностью, недостатком опыта, со страхом не оправдать доверия.
Результаты ответов на первый вопрос анкеты отражены в таблице 1.
Анализ предполагаемых проблем во взаимодействии подростков с педагогами показывает «уязвимые места» в их личности, комплекса неполноценности, не позволяющие адекватно тестировать реальность и компетентно решать возникающие конфликтные ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию / 2015. – 344 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.,2015. – 327 с.
3. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2015. – 299 с.
4. Анн Л. Профилактика девиантного поведения у подростков. СПб., 20015. – 378 с.
5. Антонин Ю.М., Гульдман В.В. Основы асоциального поведения. М 2015. - С. 124.
6. Астапов В.М. Тревожность у детей. М., 2015. – 364 с.
7. Аудиовизуальная психодиагностика трудного подростка / Под общ. ред. А.И. Ушатикова. Рязань, 2015. – 315 с.
8. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклонений поведения. М., 2016. – 497 с.
9. Бандура А., Уолтерс Г. Подростковая агрессия. М., 2013. – 377 с.
10. Башкатов И.П. Психология трудных подростков. Особенности профилактики. М, 2016. – 132 с.
11. Белогуров С.Б. Профилактическая работа с девиантными подростками. СПб.: «Невский Диа¬лект», 2017. – 211 с.
12. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2017. – 512 с.
13. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. СПб.: Союз, - 2017. – 160 с.
14. Бочарова В. Г. Социальная педагогика. М., 2015. – 497 с.
15. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2015. – 341 с.
16. Бринько И.И. Медиация в образовании. Учебное пособие. 2018.- 12 с.
17. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 2015. -288с.
18. Галагузова М. А. Социальная педагогика. М.: Гуманит. изд. центр 2016. - 416 с.
19. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной психологии. М, 2015. – 401 с.
20. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб, «Питер». – 2016. – 544 с.
21. Гурьева В. А. Подростковые девиации. М.,2015. – 277 с.
22. Деева Н.А. Формирование социально значимых перспектив у несовершеннолетних женского пола как средство их перевоспитания Рязань, - 2015. – 115 с.
23. Заиграев Г.Г. Проблемы, пути решения подростковой девиации М., 2013. – 466 с.
24. Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе. М.,2013. – 310 с.
25. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха М., 2015. – 465 с.
26. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия М., 2016. – 164 с.
27. Игошев К.Е. Психология девиации. М., 2016. – 148 с.
28. Кириенко А.А. Асоциальная направленность личности: определение понятия, характеристика, классификация М., 2017.
29. Коноваленко Ю.Г., Мельников А.В. Воспитательная и психологическая работа с несовершеннолетними трудными подростками. М.; 2015. – 547 с.
30. Короленко Ц.П. Девиантное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. М., 2016. - 217 с.
31. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности С.-Петербург, Речь, 2015. – 311 с.
32. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М.: Фолиум, 2017.
33. Купцов И.И. Психологическая характеристика преодоления подростками недостатков своего поведения. М., 2015. – 164 с.
34. Кьеркегор С. И. Понятие девиация. М., 2015. - 143 с.
35. Левин Б. М., Левин М. Б. Воспитание асоциального подростка М., 2014. – 200 с.
36. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное, девиантное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков. М., 2015. – 379 с.
37. Лоренц К. А. Агрессия (так называемое «зло»). М., 2016. – 631 с.
38. Мазина О.Н. Профилактика асоциального поведения учащихся профессионального лицея. Оренбург. 2015. – 45 с.
39. Матвеев В. Ф. Профилактика вредных привычек школьников. М., 2015. – 217 с.
40. Менделевич В.Д. Диагностика склонности подростков к зависимому поведению. Казань, 2015. – 345 с.
41. Муратова И. Д., Сидоров П. И. Воспитание трудного подростка в шко¬ле. Архангельск, 2015. – 198 с.
42. Новоселова А.С. Средства перевоспитания подростков с девиантным поведением. Пермь, 2015. – 106 с.
43. Обозов Л.Н. Психологическое консультирование. Методическое пособие. СПб: 2015. – 672 с.
44. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. 2016. – 319 с.
45. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. — М., 1991.
46. Сизанов, А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики асоциального поведения. М., 2015. – 451 с.
47. Социальная психология: Учебник. / Под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 511 c/
48. Сукубов А.К. Социально-педагогическая профилактика агрессивного поведения. М., 2016. –298 с.
49. Тавасиев М.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2015. –311 с.
50. Тихонов С.И. Подростковая девиация – профилактика. М., 2016. – 402 с.
51. Тостин В. А. Профилактика подростковой девиации. М., 2015. – 402 с.
52. Чижова С.Ю., Калинина О.В. Детская агрессивность. - Ярославль: Академия развития, 2016. – 146 c.
53. Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социальной реальности // СоцИс. - 2015. - № 5. - C.23-25.