Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Не только в границах России, но и в пределах всего мира можно проследить нарастающую озабоченность, которая, в свою очередь, будет связана с увеличением числа возникновения чрезвычайных ситуаций, которые носят и природный и техногенный характер. На основании этого в обществе, происходит усиление потребностей в совершенствовании мер в области управления безопасностью.
Зачастую специалисты в сфере техногенной, а также природной безопасности высказывают рекомендации по поводу перехода на метод управления, который, в свою очередь, сопровождается оценкой и исследованием качественных, а помимо этого количественных критериев опасности для граждан, исходящие от разных объектов повышенной опасности.
В это же время указанные методы будут подразумевать под собой оценку рисков не только при нормальной, стабильной обстановки, которая будет исключать определенные аварийные ситуации, но и при условиях протекания аварии, а помимо этого катастрофы, которая влечет за собой разрушения либо, как минимум, повреждения защитной оболочки и сооружений, выплески опасного для человека и окружающей среды вещества, а помимо этого затопления территории и так далее.
Для защиты населения и территории нашей страны от негативных, порой разрушительных и опасных последствий чрезвычайных обстоятельств техногенного, природного или криминогенного характера, применяются необходимые силы и средства многих государственных органов. Основные функции в этой сфере возложены на сотрудников Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России также осуществляет указанную деятельность, которая реализуется в пределах правоохранительной компетенции данного федерального органа исполнительной власти.
В системе МВД России особая роль в вышеуказанной сфере принадлежит участковому уполномоченному полиции. Это объясняется, прежде всего, тем, что участковые уполномоченные полиции, в отличие от сотрудников других подразделений органов внутренних дел, выполняют почти весь комплекс правоохранительных функций. То есть, например, патрульно-постовая служба полиции по ряду показателей также достигает серьезных результатов работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, в том числе, в условиях чрезвычайных обстоятельств. Однако она осуществляет данную деятельность, как правило, по одному-двум основным направлениям, а участковые уполномоченные полиции - по большинству из них. Кроме того, количество мероприятий, выполняемых при этом участковыми уполномоченными полиции, зачастую составляет большую часть от всего объема, который осуществляется десятком других структурных подразделений МВД РФ. Такой вывод подтверждается отчетами о результатах работы МВД РФ. Также на значимость многофункциональной деятельности участковых уполномоченных полиции обращается внимание в выступлениях (докладах) руководства Министерства внутренних дел.
Цель работы заключается в исследовании роли участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Для того, чтобы достичь поставленную цель следует:
1. Рассмотреть правовые основы и виды чрезвычайных обстоятельств и ситуаций.
2. Раскрыть участкового уполномоченного в системе полиции.
3. Изучить правовое регулирование деятельности участкового уполномоченного полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
4. Исследовать содержание деятельности участкового уполномоченного полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций.
5. Проанализировать взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств, чрезвычайных ситуаций.
6. Изучить оценку деятельности участкового уполномоченного по охране общественного порядка и общественной безопасности
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, основанный на системном изучении объекта исследования в сочетании с частно-научными методами использования законов формальной логики, исторического, доктринального исследования.
В качестве объекта исследования выступают общественные отношения, связанные с деятельность участкового уполномоченного полиции.
Предметом исследования являются правовые нормы, устанавливающие порядок деятельности участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Теоретическую базу исследования составили научная и учебная литература, затрагивающие вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
В рамах данной темы были использованы такие нормативные правовые акты, как: Конституция Российской Федерации ; ФЗ РФ «О полиции» ; ФЗ РФ «О чрезвычайном положении» ; ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ; ФЗ РФ «О безопасности» и т.д.
В научных исследованиях последних лет отдельные вопросы деятельности участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств рассматривали такие представители отечественной юридической науки: С. С. Алексеев, Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрах, А. В. Виноградов, Д. Власов, И. Т. Голяков, И. В. Гончаров, В. Григорьев, А. В. Грязнов, В.В. Гущин, Г. И. Демин, А. Л. Дубовик, Г. Г. Зуйков, Ю.В. Иванов, Н. М. Касаткин, М. П. Киреев, А. П. Коренев, А. М. Ларин, С. Лебедь, В. В. Лозбинев, С.С. Маилян, А.Ф. Майдыков, А. В. Милехин, И.Л. Петрухин, М. М. Полянский, Б. Порфирьев, С. В. Пчелинцев, В. Б. Рушайло, Ю. А. Тихомиров, В. Ю. Ухов, С. Д. Хазанов, В. С. Четвериков, С. К. Шойгу и др.
Новизна данного исследования заключается в проведении комплексного исследования роли участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Результаты данного исследования могут быть использованы для написания иных научных работ по теме деятельности участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств, а также при изменении российского законодательства.
Структура работы определяется целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.
Глава 1. Правовое положение и роль, участковых уполномоченных полиции в выполнении задач, возложенных на органы внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств
1.1. Правовые основы и виды чрезвычайных обстоятельств и ситуаций
Управление чрезвычайными ситуациями является важным для российского государства вопросом, поскольку в определенной степени затрагивает национальную безопасность нашего государства. В свою очередь, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ предусмотрено, что запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Под чрезвычайной ситуацией следует понимать возникшую на определенной территории обстановку по причине аварии, катастрофы, опасного явления природного характера, стихийного либо иного бедствия, которые, в свою очередь, способны повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, а также окружающей природной среде . Данное определение, в свою очередь, закреплено в статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Чрезвычайная ситуация, как правило, может возникать в различных сферах. Так, к примеру, под чрезвычайной ситуацией в сфере здравоохранения следует подразумевать обстановку, сложившуюся в пределах объекта, причиной чего, в свою очередь, стали аварии, катастрофы, опасные природные явления, военные действия.
При этом, такого рода чрезвычайная ситуация подразумевает также возможность того, что может появиться значительно число пораженных людей, возможно резкое ухудшение условий жизнедеятельности населения, а также подразумевает принятие мер по медико-санитарному обеспечению сил, а также средств из области здравоохранения, которые, в свою очередь, находятся за пределами объекта чрезвычайной ситуации.
При возникновении чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения также в обязательном порядке требуется особая организация функционирования медицинских учреждений, а также формирований, которые, непосредственно, участвуют в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации медико-санитарного характера.
Существует также и такое явление как чрезвычайная эпидемиологическая ситуация, которая в определенной степени обуславливается наращиванием численности инфекционных больных в очагах разрастания эпидемии, что, в свою очередь, приводит к такому неблагоприятному последствию, как нарушение сложившегося ритма жизнедеятельности населения соответствующей территории.
Такого рода чрезвычайная ситуация опасна еще и выносом возбудителя за пределы очага заражения, а также утяжелением течения болезни и увеличением числа исходов неблагоприятного характера.
В контексте рассматриваемой темы следует также разобрать и такое понятие, как аварии.
Таким образом, под аварией подразумевается происшествие опасного техногенного характера, которое, как правило, создает в пределах определенной территории угрозу для жизни, а также здоровью людей. Авария, кроме того, способна повлечь за собой разрешение зданий, сооружений, различного оборудования, транспорта, а также нарушить производственные и транспортные процессы. Авария, как правило, влечет за собой нанесение ущерба здоровью людей, а также окружающей среде. Под катастрофой следует понимать события внезапного и быстротечного характера, которое, в свою очередь, влечет за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение либо абсолютное уничтожение объектов, а также иных материальных ценностей в значительных размерах.
Кроме того, катастрофа также наносит серьезный ущерб окружающей среде. В разъяснении также нуждается такое понятие, как «стихийные бедствия». Под данным понятием подразумеваются явления либо процессы опасного природного характера. В свою очередь, стихийные бедствия могут иметь также иное происхождение: геофизическое; геологическое; гидрологическое; атмосферное; биосферное и иное.
Стихийные бедствия могут иметь такие масштабы, которые способны привезти к катастрофическим ситуациям, влекущим за собой внезапное нарушение жизнедеятельности населения, разрушение, а также уничтожение материальных ценностей и поражение либо гибель людей.
Примечательно, что стихийные бедствия, зачастую, влекут за собой аварии и катастрофы.
В зависимости от характера источника чрезвычайной ситуации, их представляется возможным классифицировать на :
1. Биолого-социальные, к которым, в свою очередь, допустимо относить: инфекционную заболеваемость людей; инфекционную заболеваемость сельскохозяйственных животных; поражение сельскохозяйственных растений болезнями, а также вредителями; голодание; терроризм.
2. Военные, к которым, в частности, относятся: военные конфликты; войны.
3. Природные, к которым, в частности, относятся: землетрясения; наводнения; ураганы; цунами; оползни; сливные потоки и др.
4. Техногенные: радиационные аварии; химические аварии; биологические аварии; пожары; взрывы; обрушение сооружений; аварии на очистных сооружениях; затопления; крушения; аварии транспортных средств.
5. Экономические: атмосферные; биосферные; гидросферные; литосферные.
Следует отметить, что Всемирной организацией здравоохранения предлагается все чрезвычайные ситуации рассматривать в качестве катастроф, а также классифицировать их на:
1. катастрофы метеорологического характера: бури; морозы; необычная жара; засухи и т.п.
2. катастрофы технологического характера: наводнения; снежные обвалы; оползни; снежные заносы; сели.
3. катастрофы теллурического характера: землетрясения;извержения вулканов и др.
4. аварии: выход из строя сооружения; пожары; кораблекрушения; крушение поездов; крупные взрывы и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", N 67, 05.04.1995.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 319 - 325.
5. Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию порядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями от 7 сентября 1990 года // СПС КонсультантПлюс.
6. Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 43/173 от 9 декабря 1988 года // СПС КонсультантПлюс.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
9. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
10. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.1994, N 35, ст. 3648.
11. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 09.11.2020) "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
12. Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О гражданской обороне" // "Собрание законодательства РФ", 16.02.1998, N 7, ст. 799.
13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О противодействии коррупции" // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.
14. Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" // "Собрание законодательства РФ", 16.06.2008, N 24, ст. 2789.
15. Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об участии граждан в охране общественного порядка" // "Собрание законодательства РФ", 07.04.2014, N 14, ст. 1536.
16. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об общественных объединениях" // "Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930.
17. Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 25.12.2019) "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 26.12.2016, N 52 (Часть V), ст. 7614.
18. Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157 (ред. от 17.06.2019) "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2016, N 15, ст. 2072.
19. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 345 (ред. от 08.10.2020) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" // "Собрание законодательства РФ", 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2188.
20. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 20.05.1974 N 379 "О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка" // "СП СССР", 1974, N 12, ст. 67 (утратило силу).
21. Приказ МВД России от 25 ноября 2019 года № 879 «Об утверждении Наставления об организации в органах внутренних дел Российской Федерации деятельности по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах» // СПС КонсультантПлюс.
22. Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 (ред. от 12.02.2015) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы полиции") (Зарегистрировано в Минюсте России 05.03.2008 N 11290) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 07.07.2008.
23. Приказ МВД России от 12.09.2013 N 707 (ред. от 01.12.2016) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 30957) // "Российская газета", N 9, 17.01.2014.
24. Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 (ред. от 09.10.2019) "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2014 N 34570) // "Российская газета", N 260, 14.11.2014.
25. Приказ МВД России от 19 января 2010 года № 25 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования» // СПС КонсультантПлюс.
26. Анисимов Р. Ю., Иванов В. В. Административно-правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму // Административное право и процесс. 2013. № 11. С.52-58.
27. Ануфриева Д.А. Потапенкова И.В. Взаимодействие полиции с гражданами и их объединениями в деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности // В сборнике: Правопорядок в России: проблемы совершенствования сборник научных статей Всероссийской конференции. Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя. 2017. С. 42-46.
28. Гулягин А.Ю. Основы правоохранительной деятельности органов административной юрисдикции: Автореф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2014. С.14.
29. Гарманов В.М. Сущность нарушений законности в деятельности сотрудников подразделений патрульно-постовой службы полиции и основные направления их предупреждения // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4). С. 125.
30. Карнаухов О. П. Реализация принципа общественного доверия к полиции и поддержке гражданами ее деятельности // Полиция и общество: пути сотрудничества: сборник материалов всероссийской науч.- практ. конф., 21 февраля 2017. – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2017. - С. 92.
31. Кардашевский В. В. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебное пособие. М., 2015. 341 с.
32. Митин Г.В. Психологические факторы эффективного педагогического взаимодействия в нестандартных и рисконесущих ситуациях // Теор. и экперимент. психология. – 2016. – Т. 9, № 3. – С. 37.
33. Мягков А.В. Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с иными службами и подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными органами: лекция / А.В. Мягков. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2015. – 27 с.
34. Прогноз чрезвычайной обстановки на территории Российской Федерации на 2016 год. - М.: МЧС, 2016. - 80 с
35. Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. - М.: Наука, 2012. - 320 с.
36. Поляков В.А., Сербаринов Е.А. Безопасность человека в экстремальных ситуаци-ях. - М., 2012. - 134 с.
37. Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник. Ростов н/Д: Ростиздат, 2013. - 365 с.
38. Рыженко А.А., Рыженко Н.Ю. Анализ потоков данных систем оповещения и массового информирования населения // Матер. докл. 10-й всеросс. конф. "Прикладные проблемы управления макросистемами". Апатиты: КНЦ РАН, 2014. С. 35-37.
39. Тырышкин, В.В., Миронов, Е.В. Организация управления в органах внутренних дел: учебное пособие / В.В. Тырышкин, Е.В. Миронов. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020. – С.24.
40. Учебник спасателя / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др. / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: «Сов. Кубань», 2012. - 528 с.
41. Уткин Э.А. Система государственного и муниципального управления. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 320 с.
42. Шатилович С.Н. Повышение эффективности предупреждения нарушений законности в деятельности сотрудников дежурных частей территориальных органов МВД России // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2017. – № 3 (41). – С. 79.
43. Эльтемерова О.В. Повышение оперативности оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций // Сборник научных работ (октябрь 2013 - апрель 2014). Екатеринбург: Уральский институт ГПС МЧС России, 2014. С. 121-124.
44. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: Учебное пособие / Г.С. Ястребов; Под ред. Б.В. Кабарухин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - С.5.