Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Большую часть своего детства человек проводит в образовательных учреждениях. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Образовательное учреждение для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам. Образовательное учреждение – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех будет определяться у ребенка в будущем тем, как он прошел процесс воспитания и социализации в образовательном учреждении, какие знания сумел приобрести. В Федеральных государственных образовательных стандартах конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как ценностно-ориентированный процесс, который пронизывает собой и учебную, и внеурочную деятельность. Если предметные результаты учащихся достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека. Удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов и мотивов.
Одной из современных тенденций в деятельности учреждений образования является совершенствование внеурочной деятельности. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:
- все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности внеурочной деятельности;
- правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого обучающегося, что в конечном итоге скажется на конкурентоспособности специалиста;
- все реже приходится видеть картину сотрудничества детей и родителей. В таких ситуациях, когда родители заняты вопросом выживания, необходима помощь в возрождении семьи и тех традиций, когда ее нравственный облик, культура быта, уважение к труду являлись родниками гражданственности. Педагоги смогут внести реальный вклад в развитие духовного мира семьи.
Проблема: определение формы организации внеурочной деятельности.
Противоречие между теорией и практикой: желание модернизировать педагогическую и внеурочную деятельности по технологии в 4 классе.
Ученые, методисты работающие в этой области: А.А.Бодалев, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, В.А. Левин., С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева.
Цель исследования – изучить и проанализировать организацию внеурочной деятельности по технологии в 4 классе.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании;
2) проанализировать особенности внеурочной деятельности по технологии в 4-х классах;
3) провести исследование эффективности внеурочной деятельности по технологии.
Объект исследования: внеурочная деятельность в начальной школе.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию внеклассной работе внеурочной деятельности по технологии в школе.
Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
1 Теоретические основы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании
1.1 Задачи, понятие и цель внеурочной деятельности
В педагогическом словаре определение внеурочной деятельности имеет определение, как комбинированная часть воспитания и обучения в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Организация, форма и метод внеурочной деятельности совпадают с дополнительным образованием школьников [11]. В школе преимущество отдается образовательному процессу, организации различных кружков, научных обществ учащихся и развитию художественного творчества, спорта и др. Опираясь на Федеральный базисный учебный план для государственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по различным видам внеурочной деятельности является обязательным занятием в рамках образовательного процесса в школе. Педагоги Д.В.Григорьев и П.В.Степанов считают, что внеурочная деятельность в школе связывает между собой основные виды деятельности школьников, за исключением учебной деятельности и деятельности на уроке, в которых решаются поставленные задачи [12], где они рассматривают внеурочную деятельность как первостепенный акцент интеграции всех видов деятельности учащихся (кроме учебной), в которых существует возможность и эффективность в решении задач их воспитания и социализации и развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), внеурочная деятельность учащихся определяется как существенная и неотъемлемая часть обучения школьников младшего и среднего возраста. Специфика данной формы организации образовательного процесса является предоставление возможности обучающимся значительного выбора занятий, которые направлены на их развитие.
В соответствии с ФГОС рассматривается организация внеурочной деятельности по пяти аспектам развития личности учащихся: общекультурный, общеинтеллектуальный, социальный, духовно-нравственный и спортивно-оздоровительный. Данные аспекты являются опорой для создания соответствующих образовательных программ, но каждое образовательное учреждение может самостоятельно отбирать приоритетные направления внеурочной деятельности, назначать временные рамки и формы её организации.
Рассмотрим два основных определения деятельности, ведь с терминами «урочная» и «внеурочная деятельность», приходится сталкиваться ежедневно каждому из учащихся. Основное отличие урочной и внеурочной деятельности, сводится к их определению, поэтому предлагаю сравнить эти два термина и их роль в образовательной системе.
Урочная деятельность — это занятия, которые осуществляются с помощью учителей в рамках отведенного времени. В связи с этим, можно утверждать, что внеурочная деятельность внесена в школьное расписание и учебный план школы. Основной структурой формы учебно-воспитательной работы является урок, который проводится во всех школах. Правильно организованные уроки, обеспечивают точное планирование и организацию учебно-воспитательной деятельности. Кроме этого, именно урочной деятельностью обеспечивается систематический контроль процесса, а также результатов, которые получаются в результате учебно-познавательной деятельности каждого из учащихся.
Рассмотрим отличительные особенности внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность способствует построению пространства для саморазвития, всячески способствует индивидуализации, а также выращиванию свободной и самобытной личности, которая будет независима и будет обладать собственным мнением.
Такое образование является реабилитирующим и всячески развивает учащихся, помогая им раскрыть какие-либо личные интересы, склонности и так далее. Кроме этого, именно с ее помощью существует возможность раскрыть ценностно-смысловые компоненты необходимые для развития детской самодеятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основного образования и играет важнейшую роль в процессе обучения и в это же время не является аналогом программ дополнительного образования.
Введение в 2010 году федерального государственного образовательного стандарта для начального общего образования кардинально перестроило образовательный процесс в начальной школе. Важной и неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса стала внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, которая нацелена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, но осуществляется в формах, отличающихся от урочной [1].
Стандарт НОО рассматривает внеурочную деятельность как дополнительный ресурс к урочной форме работы, который в совокупности позволяет достичь требуемого качества в обучении и воспитании младших школьников. Внеурочная деятельность младших школьников в соответствие с требованиями ФГОС должна быть, прежде всего, направлена на достижение ими личностных и метапредметных результатов, а также на расширение и углубление предметных знаний, умений, способов действий. Огромные возможности внеурочная деятельность дает для решения воспитательных задач. Поэтому планируемыми результатами внеурочной деятельности выступают, прежде всего, личностные, обеспечивающие социализацию школьника. Методологической основой школьной воспитательной практики является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Именно Концепция определяет особенности национального воспитательного идеала и задает цель воспитания – формирование «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [12]. Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям развития личности учащегося: общекультурное, спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное. Для их реализации дети включаются в различные виды внеурочной деятельности такие, как познавательная, трудовая, социальная, игровая, досугово-развлекательная и др.
При рациональном осуществлении внеурочной деятельности важно организовать её с учётом разнообразия видов деятельности и организационных форм. При этом основную роль при проектировании деятельности должна играть система организации с опорой на основные направления развития личности учащегося. В среде образовательного учреждения как воспитательной системы внеурочная деятельность является одним из элементов системы, который, при объединении с различными предметами, будет способствовать эффективному развитию и воспитанию школьников.
Внеурочная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Духовно-нравственное направление обеспечивает духовно-нравственное развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других общественных институтов. Данное направление реализуется через экскурсии в музеи и выставки, посещение театров, проведение бесед эстетического и духовно-нравственного содержания, благотворительных акций, ярмарок и вернисажей, которые помогают обучающимся начальных классов понять основы духовно-нравственных ценностей личности. Социальное направление внеурочной деятельности. Данное направление реализуется в школе через специально организованную коммуникативную и проектную деятельность.
Зачастую поступающие в первый класс дети демонстрируют ограниченный социальный опыт: имеют недостаточные навыки самообслуживания, не посещали дошкольные коллективы, не пользовались общественным транспортом, мало перемещаются и практически не выезжали за её пределы, не знакомы с жизнью страны и окружающих их людей, а их зарубежные впечатления обычно курортного характера. Таким образом, формулируется актуальная задача начальной школы, а именно, приобретение детьми разнообразных жизненных навыков, расширение жизненного опыта и его всестороннее осмысление через формат реализации данного направления внеурочной деятельности.
Спортивно-оздоровительное направление. Реализация данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Данное направление реализуется через беседы по здоровому образу жизни, проведение массовых спортивных соревнований по футболу, настольному теннису, шахматам, туристических походов.
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности имеет своей целью формирование у обучающихся опыта продуктивной исследовательской деятельности и позитивного отношения к знанию как общественной и личностной ценности. Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности реализуется через участие обучающихся в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, проведение олимпиады.
Общекультурное направление обеспечивает воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие общей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями отечественной культуры. В рамках данного направления организуются библиотечные уроки, школьные вернисажи и выставки детских рисунков, поделок, творческих и проектных работ, проводятся беседы по этикету, культуре поведения и речи. При значительной интеллектуальной нагрузке возможность отвлечься и переключиться дают студии керамики и живописи, занятия в студии театра.
1.2 Формы и методы организации внеурочной деятельности в начальном общем образовании
Рассмотрим формы реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС, каковыми являются:
- Дополнительные образовательные занятия общеобразовательного учреждения, в которые входят кружки, секции, студии и т.п.
- Образовательная деятельность учреждений дополнительного образования детей, например, научные исследования и сообщества, проектная деятельность, практика и объединение учащихся.
Для целесообразного проектирования и организации системы внеурочной деятельности учащихся можно рассмотреть научно-методические исследования отечественных педагогов по классификации видов деятельности. Например, выделив субъект-объектные отношения, которые возникают в процессе работы, Н.Е.Щуркова выделяет следующие виды деятельности: познавательную (субъект познает объект), преобразовательную (субъект преобразует объект), ценностно-ориентировочную (субъект оценивает объект), художественную (субъект воспринимает художественный образ), коммуникативную (субъект взаимодействует с другим субъектом) [3]. Основоположники методического конструктора внеурочной деятельности Д.В.Григорьев и П.В.Степанов рассматривают такие виды деятельности [2]:
- Игровая;
- Познавательная;
- Художественное творчество;
- Социальное творчество;
- Техническое творчество;
- Трудовая;
- Спортивно-оздоровительная;
- Проектная деятельность;
- Проблемно-ценностное общение;
- Досугово-развлекательная деятельность;
- Туристско-краеведческая деятельность.
Согласно ФГОС реализация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях направлена на достижение планируемых воспитательных результатов:
- приобретение опыта различного характера;
- активизация положительного отношения к социальным ценностям;
- приобретение опыта действовать и принимать решения самостоятельно.
Внеурочная деятельность в общеобразовательной школе может быть организована по разнообразным направлениям, например:
- Научно-познавательная деятельность включает в себя факультативы, кружки, научные общества, интеллектуальные встречи, олимпиады, викторины и т.д.;
- Художественно-эстетическое направление основано на постановках спектаклей, выставках детского искусства.
При реализации внеурочной деятельности велика вероятность достигнуть таких результатов как:
- личностные результаты - саморазвитие учащихся, внутренняя и внешняя мотивация к учению и познанию, отражение индивидуально-личностных идей в обучении, социальные компетентности, личные качества обучающегося;
- формировавшиеся основы российского гражданина;
- метапредметные результаты — усвоенные УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Кроме того, внеурочная деятельность дает возможность администрации школы и педагогам решить ряд важных задач:
- организовать благоприятную атмосферу общения и нахождения ребенка в школе;
- правильно распределить учебную нагрузку;
- создать благоприятные условия для развития и мотивации учащегося;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2018. – 48 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2019. – 31
3. Белик А.Е. Формирование ценности интеллектуальной деятельности в системе внеурочной работы школы / А. Е. Белик, С. В. Гайсина// Методист. - 2020. - № 2. - С. 49-51
4. Благинин А.Г. Вопросы обновления содержания общего образования / А. Г. Благинин// Вестник образования. - 2016. - № 11. - С. 5-9.
5. Благополучие детей в цифровую эпоху: докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 9–12 апр. 2019 г.) / А. А. Бочавер, С. В. Докука, М. А. Новикова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2019. — 34, [2] с
6. Боловцова Ю.А. Воспитательные практики внеурочной деятельности / Ю. А. Боловцова// Методист. - 2020. - № 1. - С. 11-14.
7. Внеурочная деятельность в начальной школе / А.А. Селина, О.Ю. Ефричева, Е.Ю. Богданова, Ю.А. Абрамова // Вестник научных конференций. – 2020. - № 1-3 (53). – С. 139-141
8. Возможности облачных технологий в электронном обучении / О. И. Ваганова [и др.] // Международный журнал фундаментальных и прикладных исследований. — 2017. — № 6 (2). — С. 183–187.
9. Грустливая А.А. Методический подход к реализации внеурочной деятельности в рамках технического направления в средней школе / А. А. Грустливая, Е. С. Трегубова// Методист. - 2019. - № 8. - С. 51-56.
10. Еремина А.Л. Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы в контексте ФГОС НОО / А.Л. Еремина // Вестник научных конференций. – 2018. - № 6-1 (34). – С. 41-42
11. Зайцева Н. А. Теория поколений: мы разные или одинаковые? // Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 2. С. 220–236
12. Захарова О.О. Формирование межкультурных ценностных ориентаций у подростков во внеурочной деятельности : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Захарова Ольга Олеговна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. гуманитарно-пед. ун-т]. - Челябинск, 2016. - 24 с.
13. Игнашкина Т.В. Внеурочная деятельность в школев рамках ФГОС: методическое пособие / Т. В. Игнашкина, Н. Г. Бакина ; Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании". - Киров : МЦИТО, 2017.
14. Котова С.А. Индивидуальный образовательный маршрут ученика как средство повышения доступности и качества начального образования // Герценовские чтения. Начальное образование. - Т.8. - №1. - 2017. - С.7-14.
15. Котова С.А., Нужнова Н.М. Вызовы времени и новые перспективы развития дополнительного образования // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка: стратегии будущего. V Всероссийская c международным участием научно-практическая конференция «Художественное образование ребенка: стратегии будущего». 1 марта 2019 г. - Т.5. - Вып. 1. - 2019. - С. 278-289.
16. Майорова К. А. Результаты анкетирования по применению инновационных технологий во внеурочной работе / К. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 277-280.
17. Максимова С.В. Методические рекомендации к учебному пособию "Путь к успеху. Портфель достижений" [Текст] : для 2 кл. общеобразоват. организаций / С. В. Максимова, Н. В. Фоменко. - М. : Русское слово, 2019. - 96 c.
18. Максимова С.В. Портфолио как средство развития творческой активности учащихся : методическое пособие, программа, тематическое планирование / С. В. Максимова. - 2-е изд. - Москва : Русское слово, 2016. - 116, [2] с.
19. Мелитовская И.Н. Обновление методики внеурочной работы в аспекте подготовки бакалавров к педагогической практике / И. Н. Мелитовская// Методист. - 2020. - № 1. - С. 34-37.
20. Миляева Л.М. Воспитательная деятельность классного руководителя. - Москва : КНОРУС ; Астрахань : АГУ, ИД «Астраханский университет», 2016.
21. Мирюскевич А.Н., Котова С.А. Проектирование форм и видов внеурочной деятельности в начальной школе / А.Н. Мирюскевич, С.А. Котова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2019. – Т. 10. - № 2. – С. 9-14
22. Мисюкевич А.Н. М65 Организация внеурочной деятельности в предметной области «Технология» в начальной школе: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. С.А. Котовой. — СПб.: 2020. — 147 c
23. Нечепаева С.А., Шамшева Г.В. Системная организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках линейного расписания / С.А. Нечепаева, Г.В. Шамшева // Вестник Воронежского института развития образования. – 2019. - № 3. – С. 191-195
24. Николаева К.С. Из опыта работы по использованию ИКТ во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО / К. С. Николаева, С. П. Полетыкина // Культура и образование: новые вызовы и перспективы : материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемерово, 04-28 апреля 2016. - Кемерово, 2016. - С. 93-95.
25. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС основного общего образования [Текст] : учебно-методическое пособие / О. С. Белухина, Н. А. Жуковская, Д. Г. Николайчук [и др.] ; Министерство образования Саратовской области, Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования". - Саратов : СОИРО, 2017. – 40 с.
26. Организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО. Педагогические аспекты организации внеурочной деятельности в школе [Текст] : учебно-методическое пособие / [А. В. Чепкасов, Л. В. Чванова, Н. Э. Касаткина и др.] ; [под общей редакцией Н. Э. Касаткиной] ; Департамент образования и науки Кемеровской области, Кемеровский государственный университет, Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Кемеро : Изд-во КРИПКиПРО, 2016. - 119 с.
27. Пути формирования познавательнойактивности младших школьников / С. Жораева, У. Ибрагимова, Б. Бейсенбаева, Ж. Аманбеккызы // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3, ч. 4. С. 481– 484
28. Сиротина И.С. Внеурочная деятельность в начальной школе / И.С. Сиротина // Альманах мировой науки. – 2017. - № 3-2(18). – С. 101-103
29. Тарасова Т. Аддитивное производство: [учебное пособие] / Т. Тарасова. -ИНФРА-М, 2019. - 196 с.
30. Хрусталева Н.В. Методика проведения внеурочных занятий по технологии с использованием 3D-технологий /Н.В. Хрусталева // Дни науки студентов Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых : Изд-во ВлГУ, 2020.С. 2763-2770
31. Шабля А.А. Выявление эффективных форм организации внеурочной деятельности в начальной школе / А.А. Шабля // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2020. - № 2 (22). – С. 108-112
32. Начального общего образования (1–4 класс): приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373 (в ред. от 31.12.2015). [Электронный ресурс]. – http://минобрнауки.рф/документы/922
33. Савиных Г. Как оценить качество внеурочных занятий по новым требованиям ФГОС / Г. Савиных // Справочник заместителя директора школы. – 2018. – № 2 [Электронный ресурс]. - https://cyberleninka.ru/article/