Фрагмент для ознакомления
2
1.Особенности формирования знаний в условиях зрительной депривации
Тотально слепые, характеризуются абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, что обуславливает полное отсутствие у них даже зрительных ощущений. В качестве ведущих в учебно-познавательной и ориентировочной деятельности данной подгруппы обучающихся выступают осязательное и слуховое восприятие. Другие анализаторы выполняют вспомогательную роль. Слепые со светоощущением имеют зрительные ощущения.
Слепые с остаточным зрением (практическая слепота) имеют относительно высокую по сравнению с другими группами слепых остроту зрения. Это в свою очередь, создает возможность зрительного восприятия предметов и объектов окружающего мира[9].
Однако в силу того, что остаточное зрение характеризуется неравнозначностью нарушений отдельных функций, лабильностью (неустойчивостью) ряда компонентов и зрительного процесса в целом, повышенной утомляемостью, ведущими в учебно-познавательной деятельности данной подгруппы обучающихся должны выступать осязательное и слуховое восприятие. Среди слепых преобладают обучающиеся, у которых зрение было нарушено (утеряно) в раннем возрасте, что, с одной стороны, обусловливает своеобразие их психофизического развития, с другой, определяет особенности развития компенсаторных механизмов, связанных с перестройкой организма, регулируемой центральной нервной системой.
[2] Компенсаторный – замещающий.
[3] Коммуникативная деятельность – деятельность, связанная с передачей и восприятием информации.
[4] Зрительные функции человека представляют собой восприятие светочувствительными клетками сетчатки глаза внешнего мира посредством улавливания отраженного или излучаемого объектами света в диапазоне волн от 380 до 760 нанометров (нм).
Глаза являются главным анализатором познания мира. В первый раз идти с ребенком к офтальмологу следует еще в новорожденном возрасте. Плохое зрение влияет на представление и осмысление ребенком окружающего мира. Преждевременное диагностирование дает возможность не только обнаружить болезнь, но и также избежать ее. Ключевые слова: воспитание, обучение, патология зрения, ребенок. Умение наблюдать, то есть чувствовать и принимать находящуюся вокруг реальность с помощью визуального анализатора называется зрением. В первый раз побывать у офтальмолога следует еще с новорождённым ребенком [13].
С 3-х вплоть до 7 года у ребенка формируется умение отчетливо видеть на различных расстояниях, так называемая аккомодация. В данный промежуток времени особенно немаловажно, чтобы у детей в период уроков было хорошее освещение, для того чтобы он не переутомлял глаза и использовал книги с большим шрифтом. Ребятам, у которых слабо сформирована аккомодация, а визуальные нагрузки весьма велики, грозит близорукость. Немаловажно при этом обследовать ребенка у офтальмолога: проконтролировать стереоскопические функции, цветовое зрение, установить и определить рефракции. Преждевременное диагностирование дает возможность не только обнаружить болезнь, но и также избежать ее с поддержкой педагогов и психологов.
Ведь внезапное сокращение остроты зрения ограничивает процесс постижения находящегося вокруг общества, оказывает большое влияние на формирование речи, памяти, воображения. Зрение играет немаловажную роль во всех видах деятельности. Психическая деятельность это деятельность, которая формируется на основе подражания ребенка деятельности окружающих его людей. Эта деятельность основана на работе анализаторных систем человека. Ведущую роль в развитии ребенка отводят зрительному анализатору, поскольку именно при помощи зрения ребенок видит то, что делают взрослые.
При помощи зрительного анализатора человек ориентируется в окружающем мире, в действиях других людей и в своих собственных действиях. С первых дней жизни ребенок изучает окружающий мир при помощи зрения, постепенно учится отличать окружающих людей друг от друга и дифференцирует их «свой» и «чужой».
У детей с нарушениями зрения наблюдаются нарушения в психике, в различной степени во многих областях психической деятельности (изменение системы взаимодействия анализаторов, специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, изменения в эмоционально-волевой сфере), наблюдаются изменения физического развития (из-за сложностей пространственной ориентировки возникают мышечная вялость, деформация скелета и т.д.), в целом также наблюдается соматическая ослабленность, появление навязчивых движений, нарушения нервной системы, в редких случаях возможны психопатологические изменения личности. Очень сильные изменения происходят главным образом в сфере чувственного познания, поскольку у слепых и слабовидящих сокращаются, а иногда и полностью выпадают зрительные ощущения, восприятия, соответственно уменьшается количество представлений и ограничивается возможность формирования образов воображения[12].
Нельзя утверждать, что зрение является единственным способом изучать окружающий мир. Если у ребенка отсутствует возможность изучать окружающий мир зрительно, то его познавательная активность изменяет свое направление. Ребенок начинает больше времени изучать объект другими способами, а именно тактильно, на вкус и на звук. Но поскольку сам предмет ребенок может просто не видеть, то необходимо давать ему постоянные стимулы. Эти стимулы нужны для того, чтобы ребенок изучал окружающий мир, пытался узнать то, чего он не видит. Нарушение зрительной функции первостепенно сказывается на свойстве отражательной деятельности человека – активности, которая в первую очередь имеет биологический характер и направлена на приспособление к окружающей среде [5].
Также одним из важных психологических нарушений, проявляющихся у детей с нарушением зрения, является снижение активности. Активность первоначально имеет исследовательский характер, но количество внешних воздействий снижается из-за ограниченной возможности перемещения в пространстве. Наиболее часто снижение активности наблюдается в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Особенностями слепого дошкольника занималась Л.И. Солнцева, она писала о том, что эта особенность заключается в общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, замедлении общего развития слепого ребенка, вызванном меньшим и бедным запасом представлений, недостаточностью двигательной сферы, ограниченностью освоенного пространства, меньшей активностью при познании окружающего мира [18].
В раннем и дошкольном возрасте затягивается период ползанья, что, в свою очередь, вызывает запаздывание развития навыков вертикального положения и ходьбы. Эти нарушения наблюдаются не только у слепых детей, но и у слабовидящих, хотя задержки менее длительные. Проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с нарушением зрения, не являются новыми. Изучением способов помощи семьям детей с нарушением зрения занимались многие ученые, педагоги, психологи.
Так, например, по мнению Л. И. Солнцевой и др. специалистов, воспитание и обучение слепого ребенка дошкольного возраста является наиболее сложным, поскольку родителям необходимо знание особенностей развития слепого ребенка, знание специальных методик его обучения [18]. Специалистами было замечено, что в семье слепые дети часто не получают навыков, необходимых для познания окружающего мира, что в свою очередь затормаживает их общее развитие.
Педагогами-психологами было замечено, что многие дети дошкольного возраста не владеют навыками, способами, приемами осязательного восприятия, не обучены способам слуховой ориентировки в окружающем их пространстве.
Дети, имеющие остаточное зрение, в своей деятельности опираются только на него. Зрение у слабовидящих детей не может дать им полноценного представления о предметах и явлениях окружающего мира, в результате чего они формируются неправильно. Еще одной проблемой родителей ребенка с нарушением зрения является ощущение родителями чувства несправедливости к ребенку. Об этой проблеме говорили многие специалисты, в том числе В. А. Феоктистова.
По ее мнению родители считают, что из-за нарушения зрения все, что они делают, бесполезно, замыкаются в своих переживаниях, напряженно относятся ко всем выходам «в свет», на улицу или даже просто посещению родственников. В задачи специалистов в такой ситуации входит объяснить, показать родителям, что, несмотря на нарушение зрения, их ребенок может стать полноценной личностью, быть веселым, подвижным, овладеть профессией. Родители и близкие родственники ребенка должны понять, что именно от них зависит будущее их ребенка [19].
Первые три года жизни ребенка, как зрячего, так и ребенка с нарушением зрения, являются периодом формирования основы его личности. В раннем возрасте между ребенком и матерью и другими близкими родственниками устанавливается тесная связь, именно она стимулирует развитие ребенка. Ребенок познает мир, усваивает определенные навыки действий через общение со взрослыми. Этот период очень важен для всех детей, как видящих, так и с нарушением зрения. Ребенку с нарушением зрения очень важно в первые месяцы жизни иметь постоянную и систематическую помощь со стороны родителей.
По мнению зарубежных специалистов, важной проблемой детей с нарушением зрения является то, что они сопротивляются изменениям, даже изменениям их положения в пространстве. Сложность заключается также в том, что родители не представляют, как развить физическую активность ребенка с нарушениями зрения. Задачей педагогов в данной ситуации является обучение родителей, как минимум, общим представлениям о возрастной динамике развития двигательной активности детей, для того, чтобы они понимали, на каком этапе необходимо начинать обучение ребенка тем или иным движениям.
Родителям необходимо понять, что у детей с нарушением зрения потенциал развития такой же, как и у зрячих сверстников. Единственным отличием может быть лишь то, что этот потенциал может быть замедленным, но это необходимо рассматривать как индивидуальную особенность, которая не помешает тому, чтобы ребенок развивался полноценно [24].
О том, насколько велика роль семьи в воспитании детей, говорили многие педагоги-психологи. По их мнению, особые обязанности накладываются на тех родителей, чьи дети имеют зрительные нарушения, ведь эти дети нуждаются в их поддержке гораздо больше, чем нормально развивающиеся дети. В связи с тем, что особо остро стоит вопрос о том, как именно воспитывать таких детей, как с ними взаимодействовать, очень важным является поддержка таких семей специалистами образовательных организаций.
Специалисты, в том числе Е. В. Винокурова, считают, что необходима длительная и комплексная помощь, многократные встречи, а не разовая консультация. Необходимо, чтобы родители в ходе этих встреч поняли, что психолог не является панацеей от всех проблем, что не только от него зависит благополучие их ребенка, родители должны понимать, что без их активного участия добиться должного результата просто невозможно. Необходима двухсторонняя деятельность, работа как специалистов дошкольного учреждения, так и работа самих родителей дома [14].
Таким образом, можно сделать вывод, что без специализированной поддержки детей дошкольного возраста с нарушением зрения их развитие может серьезно затормаживаться.
Из-за снижения активности наблюдаются трудности приспособления к окружающей среде, что, в свою очередь, оказывает на его ориентировочную и познавательную деятельность. Но все выявленные в раннем возрасте последствия нарушений зрения в определенной мере можно нейтрализовать, сгладить. Необходимо стимулировать в специально организованном процессе воспитания и обучения перцептивные потребности, активности, включать в работу все анализаторные системы, что может позволить развить психику слепых и слабовидящих детей приближенно к развитию нормально видящих. Несмотря на всю коррекционную работу, психическое развитие все равно будет иметь определенные особенности, что связано с выпадением или нарушением зрительных функций, зрительного восприятия.
Нарушение зрительной функции и отсутствие коррекционной работы приводит к задержке развития, но при определенных условиях обучения и воспитания ее можно сгладить и снять. У тотально слепых, у слабовидящих можно сформировать адекватные представления и понятия, воспитать необходимые волевые качества, автоматизировать различные навыки, научить бытовым навыкам и т.д., которые не будут принципиально отличаться от навыков и действий нормально развивающихся детей. Л.И. Солнцева и другие выделили в развитии слепого дошкольника три характерные особенности:
Общее отставание в развитии слепого ребенка в сравнении с развитием зрячего. Проявляется в физическом и умственном развитии. Задержка в развитии наблюдается из-за меньшего, более бедного запаса представлений об окружающем мире, сниженной двигательной активности, ограниченности освоенного, знакомого пространства, сниженной активности познания, изучения окружающего мира. Все проблемы с изучением окружающего мира связаны с тем, что изучение окружающего мира ребенком с нарушением зрения происходит контактно, но эти контакты не всегда бывают приятны ребенку, и отрицательный опыт, который может испытать ребенок, в свою очередь снижает его познавательную активность.
Несовпадение процесса, темпа развития слепых и зрячих детей. Зрячий ребенок развивается неравномерно, как и ребенок с нарушением зрения. Но темп развития слепого ребенка не совпадает с темпом развития зрячего. Это несовпадение связано с тем, что слепой ребенок вырабатывает свои способы познания предметного мира, которые не свойственны зрячим. Но до того времени, пока ребенок с нарушениями зрения выработает способы компенсации своего нарушения, способы познания окружающего мира на суженной основе, представления, которые он получает из внешнего мира, будут являться неполными, неточными и отрывистыми, что, в свою очередь приведет к тому, что ребенок будет развиваться медленнее.
Еще одной особенностью развития слепого ребенка является диспропорциональность. Диспропорциональность развития проявляется в том, что функции, которые в своем развитии в меньшей степени страдают от нарушения зрения, развиваются быстрее, хотя и с определенными изменениями, а другие, связанные со зрением, развиваются медленнее. Диспропорциональность вызвана тем, что у ребенка отсутствуют приемы и способы компенсации. Многие предметы окружающего мира, их качество изза нарушений зрения недоступны его познанию, в результате чего его предметный мир более бедный, чем у зрячих детей. Внутренний мир ребенка строится на основе впечатлений, которые он получает через все анализаторы из окружающего мира. Внутренний мир ребенка с нарушением зрения строится на основе впечатлений, которые он получает через сохранные анализаторные системы, главной из которых является тактильная. Ребенок с нарушениями зрения формирует знания об окружающем мире при помощи рук, которые в некоторой степени заменяют ему глаза.
Но поскольку процесс осязательного восприятия другой, чем процесс зрительного восприятия, это накладывает отпечаток на весь ход развития слепого ребенка. Осязательное восприятие медленнее, чем зрительное, из-за чего замедляется и весь темп развития слепого ребенка [18]. Неравномерность развития проявляется в большей степени в дошкольном возрасте, чем в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Одинокова Н.A. Технические средства коррекции нарушений зрения [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс /Н.А. Одинокова; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2011. 256 с. Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.
2. Одинокова Н.А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие /Н.А. Одинокова; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2012. 159 с. Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. ISBN 978-5-85921-897-4.
3. Одинокова Н.А. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих сниженные зрительные возможности: учебное пособие / Под ред. Е. А. Омельченко, 2014. - 190 с. http://prepod.nspu.ru
4. Соколова, Елена Викторовна. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Е. В. Соколова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 223 Мб - Доступна эл. версия в ЭБС НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/1029/web.php.
5. Дмитриев А. А. Специальная (коррекционная) педагогика: учебное пособие для вузов по специальностям: "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Логопедия", "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика и психология": рек. УМО вузов РФ / А.А. Дмитриев. – М.: Высшая школа, 2010. – 295 с.: табл. – Библиогр.: с. 292-295.
6. Одинокова Н.А. Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс /Н.А. Одинокова; Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск: НГПУ, 2011. 297 с. Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ.
7. Белецкая В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников: Пособие для учителей /В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева. — М.: Просвещение, 1982. — 127 с.
8. Брамбринг Михаэль Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье / Михаэль Брамбринг ; пер. с нем. В. Т. Алтуховой ; науч. ред. Н. М. Назарова. - Москва : Академия, 2003. - 144 с.
9. Войтенко С. Р. Компьютерные тифлотехнологии в книгоиздании и библиотечном обслуживании незрячих / С. Р. Войтенко, И. П. Степанова // Молодежь и современные информационные технологии : сборник трудов XIV Международной научно-практической конф. студ., аспирантов и молодых ученых, г. Томск, 7-11 ноября 2016 г. : в 2 т. — Томск : Изд-во ТПУ, 2016. — С. 306–307.
10. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и психологии : курс лекций по учебной дисциплине : [учебное пособие для гуманитар. и пед. вузов] / В. П. Глухов. - Москва : В. Секачев, 2011. - 256 с.
11. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для корр. занятий / Л. П. Григорьева. — М.: Школа-Пресс, 2001. — 96 с.
12. Денискина В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 6. — С. 4—14.
13. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В.З. Денискина // Дефектология. — 2012. — № 5. — С. 3—12.
14. Зайцев Д. В. Основы коррекционной педагогики : учебно-методическое пособие / Д. В. Зайцев, Н. В. Зайцева. — Саратов, 1999. — 110 с.
15. Комова Н.С. Организация обучения слепых и слабовидящих детей в условиях ФГОС / Н.С. Комова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2016. — № 3. — С. 19—28.
16. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Литвак. — СПб.: Каро, 2006. — 336 с.
17. Методические документы и материалы – Тактильные рукодельные издания [Электрон. ресурс] / Российская государственная библиотека для слепых. — Электрон. дан. — URL: http://www.rgbs.ru/professionals/docs/taktilnye-rukodelnye-izdaniya/ (
18. На ощупь. Книги и другие пособия в специальных форматах для слепых и слабовидящих [Электрон. ресурс] // Филантроп. — Электрон. дан. — URL: http://philanthropy.ru/intervyu/2016/05/10/37179/ (
19. Одинокова Н. А. Развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями: учебное пособие / Н.А. Одинокова; Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2012. – 159 с. – Библиогр.: с. 142-150. – Словарь: c. 129-141.
20. Орусбаева Т. А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения / Т. А. Орусбаева // Проблемы современной науки и образования. — Иваново, 2016. — С. 80–83.
21. Осипова Л. Б. Книга как средство воспитания и обучения слепых и слабовидящих дошкольников: учебно-методическое пособие / Л. Б. Осипова. — Челябинск: Челяб. обл. спец. б-ка для слабовидящих и слепых, 2016. — 73 с. 31.
22. Основы тифлопедагогики: развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: Владос, 2000. — 119 с. 103
23. Особый читатель // Журнал: Библиотечное дело. — № 18. — СПб. Агентство Информ-Планета, 2015. — 44 с.
24. Потемкина А. В. Рельефные книги для слепых: история и современность / А. В. Потемкина // Теория и практика общественного 104 развития. — №4. — Краснодар: Издательский дом ХОРС, 2014. — С. 123– 126.
25. Ремезова Л. А. К проблеме формирования предметной деятельности детей раннего возраста с нарушениями зрения / Л. А. Ремезова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. — Челябинск, 2016. — С. 102–106.
26. РОД «Родители незрячих (слепых) детей» [Электрон. ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://vk.com/club164585459
27. Соколова Е. В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Е. В. Соколова ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2011.
28. Солнцева Л. И. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л. И. Солнцева. В. З. Денискина. — М.: Налоговый вестник, 2004. — 320 с.
29. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Л. И. Солнцева, В. З. Денискина. — М.: Налоговый вестник, 2004. — 320 с.
30. Сунагатуллина И. И. Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста в норме и у детей с амблиопией и косоглазием / И. И. Сунагатуллина. — Магнитогорск, 2017. — С. 162–164.
31. Тактильные книги для слепых и слабовидящих детей [Электрон. ресурс]. — Электрон. дан. — URL: https://vk.com/tactilebook