Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Постоянно возрастающие требования к качеству формирования показателей бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями МСФО, к достоверности отражаемой информации, в том числе – информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению, информации персональных данных сотрудников, заставляют искать новые формы, методы, инструменты для повышения эффективности учетной системы организации.
На сегодняшний день взимание обязательных страховых взносов регламентируется требованиями Налогового Кодекса РФ, организации обязаны исчислять и уплачивать в бюджет страховые взносы с заработной платы сотрудников, который служит основными источником пополнения средств в ПФР, ФСС и ФОМС. Правильность расчета страховых взносов и своевременность их уплаты проверяется налоговыми органами, а размер штрафных санкций за недостоверные данные, отражаемые в отчетах, для некоторых организаций может составить значительный удельный вес в составе совокупных расходов.
Проблема правильного определения облагаемой базы по страховым взносам, суммы страховых взносов с учетом льгот и разных тарифов возникает у большинства российских организаций, поскольку правильность расчета страховых взносов зависит от достоверности данных о заработной плате работников организации.
Все это и определяет актуальность исследования на выбранную тему.
Объектом исследования является Гаражный кооператив «Сосновый Бор-2», расположенный в Ленинградской области.
Предмет исследования – организация бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2».
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2».
Задачи исследования:
рассмотреть нормативно-правовое регулирование начисления страховых взносов;
раскрыть методологические основы учета расчетов с бюджетом по страховым взносам;
описать порядок проведения инвентаризации расчетов с бюджетом по страховым взносам;
рассмотреть организационно-экономическую характеристику ГК «Сосновый Бор-2»;
рассмотреть организацию бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2»;
описать порядок формирования и предоставления отчетности по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2»;
провести анализ расчетов с бюджетом по страховым взносам на предприятии;
сформулировать рекомендации по оптимизации учета расчетов по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2» и оценить экономическую эффективность данных рекомендаций.
Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам. Она отражает нормативное регулирование организации бухгалтерского учета, налогообложение деятельности коммерческих организаций, в том числе дается описание страховых взносов, уплачиваемых в бюджет страны.
Во второй главе обозначена краткая экономико-организационная характеристика ГК «Сосновый Бор-2», проведен анализ финансовых результатов деятельности организации, а также приведено описание порядка организации бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по страховым взносам, порядка формирования и предоставления отчетности по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2».
В третьей главе рассматриваются результаты анализа расчетов с бюджетом по страховым взносам, сформированы рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам и оптимизации платежей.
Работа посвящена исследованию и экономическому обоснованию мероприятий по совершенствованию учета расчетов по страховым взносам в ГК «Сосновый Бор-2».
В ходе написания выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез научной литературы и нормативно-правовых актов и представление информации в табличной и графической форме, методы финансового и экономического анализа (динамический и структурный анализ, коэффициентный анализ), метод группировки информации на синтетических счетах бухгалтерского учета, метод прогнозирования с использованием заданного темпа прироста.
Практическая значимость работы обусловлена ее прикладным характером, возможностью применения результатов проведенного исследования в практике организации бухгалтерского учета расчетов по страховым взносам.
При выполнении работы были использованы нормативные и законодательные акты, регулирующие порядок бухгалтерского учета, налогообложения, в том числе международные стандарты финансовой отчетности, а также учебники и учебные пособия Л.И. Ворониной, Г.Ю. Касьяновой, Ж.А. Кеворковой, Р.Ф. Мартыновой, Т.В. Миргородской и других авторов. Кроме того, при написании работы были использованы материалы бухгалтерской службы ГК «Сосновый Бор-2» о расчетах по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
1. Теоретические и правовые основы учета страховых взносов во внебюджетные фонды
1.1. Сущность, нормативное правовое регулирование начисления и уплаты страховых взносов
Налоговый кодекс в статье 8 устанавливает понятие страховых взносов – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
К страховым взносам относятся:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), перечисляются с 2017 года в ИФНС;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), перечисляются с 2017 года в ИФНС;
страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляются в Фонд социального страхования (ФСС);
страховые взносы в ФСС на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Уплата страховых взносов обеспечивает право на получение финансовой поддержки при выходе на пенсию, при беременности и в случае рождения ребенка, при болезни. Право на получение бесплатной медицинской помощи также неразрывно связано с уплатой страховых взносов.
Страховые взносы в России введены с 2010 года, они заменили собой единый социальный налог (ЕСН).
С 2010 по 2017 год страховые взносы формально не входили в налоговую систему России, их исчисление и уплата регламентировалась требованиями Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
С 1 января 2017 года взимание страховых взносов, кроме взносов на травматизм, регламентируется главой 34 части 2 НК РФ.
Налоговый Кодекс РФ устанавливает:
общие условия для страховых взносов (ст. 18.2 НК РФ);
круг плательщиков взносов (ст. 419 НК РФ);
обязанности плательщиков (ст. 23 НК РФ);
порядок исчисления страховых взносов (ст. 52 НК РФ);
облагаемый объект и базу (ст. 420 и 421 НК РФ);
тарифы страховых взносов (ст. 425-429 НК РФ);
порядок уплаты страховых взносов (ст. 431 НК РФ);
ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах и другие вопросы.
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (взносы в ФСС на травматизм) регламентировано Федеральным законом от 24.07.1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
С 2017 года налоговые органы: контролируют полноту и своевременность уплаты страховых взносов, начисленных по новым правилам; принимают и проверяют отчетность начиная с расчета по страховым взносам; взыскивают недоимку, пени и штрафы по страховым взносам, в том числе за предыдущие периоды.
Налоговым Кодексом РФ в ст. 419 оговаривается круг плательщиков страховых взносов: это организации-работодатели и индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы за свою деятельность и как процент от заработной платы нанятых работников.
Налоговым Кодексом РФ в ст. 420 предусмотрены правила определения объекта обложения страховыми взносами. Для организаций объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В ст. 421 НК РФ указаны выплаты, которые не облагаются страховыми взносами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности и суммы материальной помощи работникам в пределах 4000 руб. за календарный год, а также суточные при командировках, предусмотренные п. 3 ст. 217 Налогового Кодекса РФ (не более 700 руб./сутки для командировок по РФ), а также фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в ст. 422 НК РФ).
Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов предусматривается отдельно для страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и по страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для начисления страховых взносов на ОМС предельная величина базы не предусмотрена.
Информация о предельной величине страховых взносов показана в таблице 1.
Таблица 1
Предельная величина базы начисления страховых взносов, руб.
Год Взносы на ОПС (ПФР) Взносы на социальное страхование (ФСС)
2017 876 000 755 000
2018 1 021 000 815 000
2019 1 150 000 865 000
2020 1 292 000 912 000
2021 1 465 000 966 000
Лимит по взносам на пенсионное страхование не относится к дополнительным тарифам за вредность, установленным ст. 428 НК РФ.
Согласно ст. 423 Налогового Кодекса РФ расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Согласно ст. 424 НК РФ момент определения базы, облагаемой страховыми взносами, определяется как день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника.
Согласно ст. 431 НК РФ всем организациям в течение расчетного периода (года) необходимо исчислять и платить страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. По итогам каждого отчетного периода – I квартала, I полугодия, 9 месяцев, календарного года – нужно подвести итоги по уплате страховых взносов: заполнить и сдать расчеты по начисленным и уплаченным взносам за эти периоды. При этом вести учет начисленных выплат и взносов нужно по каждому работнику.
Ежемесячный обязательный платеж уплачивается с 2017 года в ИФНС за всех работников общей суммой (кроме взноса в ФСС), не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который он начислен.
Планирование страховых взносов связано с учетом выплат работникам, не облагаемым страховыми взносами, с применением пониженных тарифов для определенных видов деятельности, с выплаты заработной платы свыше предельной базы начисления страховых взносов.
Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, содержится в ст. 422 НК РФ. В основном речь идет о различных платежах социального характера, что вполне логично – ведь и сами взносы имеют «социальную» направленность.
В частности, не включаются в базу для начисления страховых взносов следующие платежи:
государственные пособия, в том числе оплата больничных и «декретные» выплаты.
компенсации, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений; возмещением расходов на профессиональную переподготовку.
суммы материальной помощи, выплачиваемой: в связи с чрезвычайными обстоятельствами (стихийное бедствие, теракт, смерть членов семьи); в связи с рождением (усыновлением) ребенка, но не более 50 тыс. руб. за каждого; по иным основаниям, но не более 4 тыс. руб. на 1 работника в год.
документально подтвержденные командировочные расходы (проезд, проживание и т.п.)
суточные (до 700 руб. в день на территории РФ и до 2500 руб. в день за границей).
возмещение затрат работников по уплате процентов по ипотечным кредитам [1].
Для основной категории плательщиков страховые взносы в совокупном размере составят 30%. К категориям плательщиков, для которых установлены пониженные страховые тарифы, относятся (ст. 427 НК РФ):
организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий (IT-компании);
плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов;
некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющие УСНО и осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность, указанную в пп. 7 п. 1 ст. 427 НК РФ;
благотворительные организации, применяющие УСНО;
организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» либо участников проекта согласно Федеральному закону от 29.07.2017 №216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
резиденты свободной экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;
резиденты территории опережающего социально-экономического развития;
резиденты свободного порта Владивосток согласно Федеральному закону от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток»;
резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
российские организации, осуществляющие производство и реализацию анимационной аудиовизуальной продукции;
плательщики, получившие статус участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 №291-ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов [2].
Постановлением Правительства РФ от 06.11.2019 №1407 с 01.01.2021 установлена предельная база по страховым взносам:
966 000 руб. – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
1 465 000 руб. – на обязательное пенсионное страхование [3].
Для взносов на обязательное медицинское страхование предельная база не устанавливается с 2015 года.
Если суммы выплат работнику превышают предельную величину базы (ст. 421 НК РФ):
не начисляются взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
взносы на обязательное пенсионное страхование начисляются по тарифу 10% [1].
С 2019 года имеется возможность минимизации сумы уплачиваемых страховых взносов за счет перевода сотрудников в статус самозанятых (закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ). Самозанятые, которые работают с юридическими лицами, платят всего 6% налога, а обязательные страховые взносы для них вообще не предусмотрены. Но пп. 8 п. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ запрещает самозанятым в течение двух лет заключать договора со своими бывшими работодателями, поэтому при налоговом планировании следует учесть вариант использования дочерней компании.
По результатам исследования вопроса налогового планирования страховых взносов можно сделать вывод о том, что варианты снижения суммы страховых взносов к уплате в бюджет в основном связаны с особым статусом работодателей или социальной направленностью выплат.
С 2021 года отменили зачётную систему ФСС, при которой работодатели сами выплачивали пособия и уменьшали на них начисленные страховые взносы. Теперь по всей России ФСС перечисляет почти все пособия сразу на счета застрахованных. Работодатели обязаны только вовремя передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий.
У организаций остаётся обязанность выплачивать за счёт собственных средств:
первые три дня больничного при заболевании или травме работника;
пособие на погребение, причём после выплаты работодатель может обратиться в ФСС за возмещением расходов.
Пособие по временной нетрудоспособности с четвёртого дня и остальные виды пособий платит ФСС напрямую.
Рассмотрим порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности.
Расчет и оплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
При заболевании или травме сотрудника выплата пособия за счет средств ФСС производится с четвертого дня, в остальных случаях – с первого дня нетрудоспособности при страховом стаже:
до 5 лет – 60% среднего заработка,
от 5 до 8 лет – 80% среднего заработка,
8 и более лет – 100% среднего заработка.
Сотрудникам, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев – в размере, не превышающем за полный календарный месяц размера МРОТ. В случае если за расчетные периоды сотрудник не имел заработка, или рассчитанный средний заработок (за месяц) ниже МРОТ, то пособие рассчитывается исходя из МРОТ (с учетом страхового стажа). Минимальная сумма пособия на 2021 год с учетом МРОТ в размере 12792 руб. составляет:
S MIN = (12792*24)/730 = 420,56 руб./дн.
С 19 июня 2020 года формула расчета минимального среднего дневного заработка для исчисления пособия изменилась, минимум надо рассчитывать исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента (Федеральный закон от 08.06.2020 г. № 175-ФЗ). За полный месяц на больничном сотрудник должен получить не меньше федерального МРОТ независимо от страхового случая, стажа и фактического заработка (ст. 4 Федерального закона от 29.12.2020 г. № 478-ФЗ).
Размер пособия по больничному листу в 2021 году рассчитывался путем деления заработка за 2019 и 2020 год на 730 и умножения на количество дней нетрудоспособности (с учетом ограничений количеств дней).
Предельная сумма оплаты больничного листа в 2021 году составляет 2301,37 руб. в день (при 100% среднего заработка), так как сумма заработка за для расчета пособия принимается не выше:
865 000 руб. – 2019 год;
912 000 руб. – 2020 год.
S MAX = (865 000 + 912 000)/730 = 2434,25 руб./дн.
Алгоритм получения получают прямых выплат пособия из ФСС:
1. Работник передаёт своему работодателю документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности (или его номер, если больничный электронный), справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и др. 2. Работодатель в течение пяти календарных дней передаёт документы с описью в соцстрах или отправляет электронный реестр сведений.
3. ФСС проверяет, все ли документы предоставлены. Если комплект неполный или есть ошибки, в течение пяти рабочих дней работодатель получит извещение. Передать в соцстрах недостающие документы или внести исправления нужно тоже не позднее пятого рабочего дня.
Получив всю нужную информацию, ФСС принимает решение о назначении и выплате пособия. Деньги отправляют на счёт застрахованного в течение 10 календарных дней, считая с даты получения всех документов ФСС.
Таким образом, исследование нормативного регулирования расчетов по социальному страхованию и обеспечению позволяет сделать вывод о том, что в последние годы наблюдается тенденция усиления контроля за соблюдениям сроков предоставления отчетности и сроков уплаты страховых взносов в бюджет, кроме того, усилен контроль над правильностью исчисления страховых взносов на основании предоставляемых данных персонифицированного учета.
1.2. Методологические основы учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды
Все организации обязаны вести учет начисленных и уплаченных страховых взносов, выплаченных пособий и расчетов с Фондом социального страхования РФ, с ИФНС.
Страховые взносы в бухгалтерском учете отражаются в соответствии со следующим нормативными документами:
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»;
Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению».
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н, в бухгалтерском учете страховые взносы отражаются на одноименном счете 69, к которому могут быть открыты следующие субсчета, перечисленные в таблице 2.
Сальдо по кредиту счета 69 отражает задолженность перед бюджетом по оплате страховых взносов, сальдо по дебету счета 69 отражает переплату по сумме страховых взносов в бюджет.
Начисление страховых взносов отражается по дебету счетов учета затрат с кредита счета 69. Перечисление страховых взносов отражается по дебету счета 69 и кредиту счета 51 «Расчетные счета».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 26.01.1996г. № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г. № 177-ФЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ).
3. Налоговый кодекс РФ Российской Федерации. Часть вторая. Федеральный закон от 05.08.2000г. № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ).
4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ (ред. от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ).
5. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019 г. № 413-ФЗ).
6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019 г. № 247-ФЗ).
7. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н (ред. от 11.04.2018 г. № 74н).
8. ПБУ 10/99 «Расходы организации» Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (ред. от 06.04.2015 г. № 57н).
9. «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н (ред. от 08.11.2010 г. № 142н).
10. О правилах осуществления перевода денежных средств. Положение Банка России от 19.06.2012 г. № 383-П (ред. от 11.10.2018 г. № 4930-У).
11. Аветисян А.С. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2017. – 304 с.
12. Агеева О.А., Серебренников С.С., Харитонов С.С., Шахматова Л.С. Основы бухгалтерского учета и анализа. Учебник для бакалавров и магистров / Под ред. Н.Н. Гринчук. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.
13. Бабаев Ю.А., Петров А.М., Мельникова Л.С. Бухгалтерский учет. Учебник для бакалавров. – М.: Проспект, 2019. – 424 с.
14. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Пер. с англ. И.И. Елисеев. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 452 с.
15. Богаченко В.М., Кириллова Н.А. Бухгалтерский учет. Учебник / Под ред. Д.Н. Волковой. – М.: Феникс, 2016. – 533 с.
16. Веселов А.В., Веселов В.И. Анализ последних изменений в законодательстве и особенностей их применения // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. 2018. №3 (99) [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 06.04.2020).
17. Галкина Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Кнорус, 2016. – 588 с.
18. Гартвич А.В. Налоги, сборы и страховые взносы. Правила исчисления / Под ред. Е.И. Масловой. – Спб.: Питер, 2018. – 288 с.
19. Гахова М.А. Бухгалтерский учет: учебное пособие [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/83806.html
20. Дмитриева И.М., Захаров И.В., Калачова О.Н. Бухгалтерский учет и анализ: учебник для академического бакалавриата / Под ред. И.М. Дмитриевой. – М.: Юрайт, 2019. – 358 с.
21. Кармоджанова Н.А., Карташова И.В., Шабля А.П. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие / Под ред. Е.Е. Егеревой. – СПб.: Питер, 2015. – 480 с.
22. Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2017. – 432 с.
23. Кеворкова Ж.А., Бережной В.И., Мамаева Г.Н. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (таблицы, схемы, комментарии). Учебное пособие. – М.: Проспект, 2016. – 432 с.
24. Ковалева В.Д. Бухгалтерская финансовая отчетность: учебное пособие [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/ 72534.html.
25. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2017. – 224 с.
26. Кузнецова Н.В., Елина К.В., Гусакова А.А. Страховые взносы: исторические аспекты и нововведения // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2016. №123. [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
27. Малис Н.И., Грундел Л.П., Зинягина А.С. Налоговый учет и отчетность [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата / Под ред. Н.И. Малис. – М.: Юрайт, 2017. – 341 с.
28. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / под ред. Ю.А. Серова. – М.: Омега-Л, 2018. – 407 с.
29. Мартынова Р.Ф. Учет налогов и страховых взносов: руководство для бухгалтеров / Под ред. О.Б. Степанченко. – М.: Омега-Л, 2018. – 222 с.
30. Миргородская Т.В. Учет налогов и сборов, страховых взносов. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2016. – 312 с.
31. Наумова Н.А. Бухгалтерский учет и анализ. Учебник для бакалавров / Н.А. Наумова, М.В. Беллендир, Е.В. Хоменко. – М.: Кнорус, 2016. – 630 с.
32. Парамонов Ю.М. Актуальные вопросы исчисления страховых взносов // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2019. №17. [Электрон.ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
33. Стражева Н.С., Стражев А.В. Бухгалтерский учет. Учебно-методическое пособие. – М.: Современная школа, 2018. – 944 с.
34. Харченко О.Н., Самусенко С.А., Ферова И.С., Юдина Г.А., Черных М.А. Бухгалтерский учет и аудит. Практикум. Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2019. – 248 с.