Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рассмотрение данной темы на современном этапе развития общества весьма важно и его актуальность обуславливается совокупностью следующих основных факторов.
В первую очередь укажем, что степень сформированности у учащегося начальной школы коммуникативных умений оказывает заметное влияние как на результаты учебной деятельности младших школьников, так и на уровень их социализации и общее формирование личности. В процессе общения коммуникативные умения при соответствующих условиях совершенствуются. Коммуникативные умения также определяют социальную компетентность и помогают ребенку учитывать позиции других людей, своего партнера по общению либо совместной деятельности; помогают участвовать в коллективном обсуждении; чувствовать себя комфортно в группе сверстников и способствуют активному взаимодействию и сотрудничеству младшего школьника со сверстниками и взрослыми.
Во-вторых, учебный предмет «Окружающий мир» направлен на привитие ученикам основ естествознания и обществознания в рамках гуманитаризации и экологизации знаний, ориентирована на воспитание гармонически развитой личности, уважающей общечеловеческие гуманистические ценности.
В-третьих, развитие коммуникативных умений может строиться на основе применения игровых технологий, помогающих учащемуся раскрепоститься и успешно взаимодействовать со сверстниками.
Таким образом, значимость коммуникативных умений и навыков для всестороннего развития учащегося, нередкое наличие проблем у младших школьников в этой сфере, а также особая роль в разрешении этих проблем предмета «Окружающий мир» и игровых технологий, – все это в совокупности делают рассмотрение темы «Формирование коммуникативных умений младших школьников в процессе игровой деятельности при изучении курса «Окружающий мир» актуальным.
Целью исследования является выявление возможностей игровых технологий для формирования коммуникативных умений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир. Названная цель достигается путем постановки и выполнения следующих задач:
1) выявить понятие и сущность коммуникативных умений;
2) рассмотреть особенности формирования коммуникативных умений в младшем школьном возрасте;
3) изучить возможности учебного предмета « Окружающий мир» в формировании коммуникативных умений у младших шкльников;
4) проанализировать игру и игровую деятельность как средство формирования коммуникативных умений младших школьников;
5) диагностическим путем определить начальный уровень сформированности коммуникативных умений младших школьников;
6) разработать программу применения игровых технологий на уроках «Окружающего мира» в начальной школе для развития коммуникативных умений учащихся;
7) выявить эффективность предложенной программы для развития коммуникативных умений у младших школьников.
Объект исследования – развитие коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Предмет – возможности игровой деятельности для развития у младших школьников коммуникативных умений на уроках «Окружающего мира».
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных умений детей младшего школьного возраста будет более результативным, если на уроках «Окружающего мира» будут применяться игры и игровые упражнения как в качестве динамо паузы, так и непосредственно включенные в изучение отдельной темы.
Методологическую основу исследования составили: 1) социально-педагогические и философские положения о взаимосвязанном развитии личности и общества, 2) положения о ведущей роли общения и деятельности в процессе развития личности, 3) научные положения отечественной педагогики и психологии о личности в качестве субъекта деятельности и отношений, процессе ее развития; 4) концепции развития личности ребенка, 5) деятельностного подхода к формированию личности, концепции общения и межличностных отношений, 6) гуманизации общего и специального образования.
Методами исследования являются следующие:
1) Теоретические методы анализ психологической, педагогической, а также методической литературы по теме исследования, метод сопоставления и сравнения, метод логической группировки полученной информации и результатов практического исследования.
2) Эмпирические методы исследования: эксперимент, тест «Умение слушать собеседника» (Н.И. Козлов), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Г.А. Цукерман и др., 1992), методика на основе интерпретации содержания сказки «Красная Шапочка», методика «Ковёр, методика «Как поступать» (сост. И.Б. Дерманова), наблюдение.
3) Метод математической статистики: статистические критерии Уилкоксона. Все данные обрабатывались в статистической программе SPSS десятой версии.
Рассматривая степень разработанности данной темы. Следует указать, что отдельные ее аспекты нашли свое отражение в работах следующих исследователей:
1) П.П. Блонский, Б.С. Волков, П.Я. Гальперин, Т.В. Драгунова, Л.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Н.Н. Макарова, Н.Ф. Талызина, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др., рассмотревшие специфику общения и коммуникативной деятельности в младшем школьном возрасте;
2) З.М. Богуславская, М.Г. Ермолаева, Л.И. Жданова, Л.Р. Кульгарина, В. Миленко, Н.Я. Михайленко, П.И. Пидкасистый, Е.О. Смирнова, А.В. Финогенов, В.Э. Филиппова, С.И. Швайко и др., объектом исследования которых стала игра и игровая деятельность;
3) И.Н. Агафонова, Л.Г. Антонова, О.М. Арефьева, Т.Н. Вербенко, И.А. Гришанова, И.Ю. Захарова, Н.В. Клюева, Н.А. Короткова, Л.В. Кузнецова, Л.Я. Лозован, И.И. Мамайчук, И.М. Михайлова, М.В. Никитина, Т.Б. Сандабкина, А.П. Ясова и др., сконцентрировавших свое внимание на технологиях развития коммуникативных умений в младшем школьном возрасте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации имеющихся теоритических представлений о коммуникативных навыках и умениях младших школьников и возможностях их развития с помощью игровых технологий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений у учащихся на уроках «Окружающего мира». Данный комплекс может быть интересен преподавателям начальной школы.
Базой исследования является МБОУ СОШ № 49, два вторых класса (всего 40 человек).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1.Коммуникативные умения младших школьников: понятие, особенности формирования
1.1 Понятие и сущность коммуникативных умений
Практически вся совокупность социальных отношений общества вне зависимости от их масштабности (то есть будь это микро- либо макросреда) рассматриваться может в качестве одного из проявлений, а также результатов общения между людьми. А коммуникация – это проявление общения. При том, как под понятием коммуникация подразумевается такое общение между людьми, которое отражает уровень их информированности в определенной области.
Коммуникация, если рассматривать данный феномен в общем виде, представляет собой процесс взаимного обмена информацией непосредственно между партнерами по общению. Она включает в себя передачу и прием знаний, мыслей, мнений, идей, чувств. В качестве универсального средства коммуникации выступает речь, при помощи которой передается не только информация, но также и реализуется воздействие участников совместной деятельности друг на друга [14].
Также необходимо отметить, что в словаре русского языка С.И. Ожегова [31, c. 453] термин «коммуникация» трактуется как сообщение, общение. В свою очередь в словаре синонимов понятия «общение» и «коммуникация» характеризуются в качестве близких синонимов, что позволяет говорить, что данные термины являются эквивалентными.
С нашей точки зрения коммуникация и общение соотносятся как общее и частное. То есть коммуникация – это значимая часть общения.
Общение представляет собой процесс взаимоотношений, обращения индивидов друг с другом, основанный на разумном понимании, а также намеренной передаче знаний, мыслей и переживаний в соответствии с принятыми социальными нормами и условиями осуществляемой ими деятельности [29, c. 11]. Коммуникативные умения неизменно «формируются в общении с окружающими, а также в процессе жизнедеятельности. Коммуникативные умения, в свою очередь, входят в структуру более общего, а также более широкого понятия, а именно: общения» [24, c.97].
Общение в толковом словаре русского языка [11] связывается с такими словами, как «общность» и «община». Отметим, что данный смысл этого понятия может выступать в качестве главного критерия истинного общения индивида с другими людьми. То есть в этом случае имеется общий контекст, некое общее поле, это подразумевает, что человек общается. В качестве необходимого условия, говорящего о наличии настоящего общения, выступает способность к идентификации, возможность к умению отождествиться непосредственно с партнером по общению, способность к возможности встать на иную позиции, то есть в общении всегда присутствует диалог.
В педагогике и психологии общение принято рассматривать в качестве особой деятельность (А.А. Леонтьев [19], Т.В. Драгунова [9], М.И. Лисина [20] и др.).
Основу такого подхода составляет теория деятельности, которая была разработана в трудах П.Я. Гальперина [7], А.В. Запорожца [13] и других исследователей.
Общение по сути – это весьма сложный многоплановый процесс, связанный с установлением и развитием контактов между людьми, процесс, порождаемый потребностями совместной деятельности, а также включающий обмен информацией, выработку единого направления взаимодействия, а также восприятие и понимание другого человека.
Из приведенного выше определения можно сделать вывод, что общение обладает тремя сторонами своего проявления, а именно: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Проведенный нами теоретический анализ литературы четко показывает, что такие понятия, как «общение» и «коммуникация» весьма тесно связаны, однако содержание первого несколько шире.
Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, которые сознательно ориентированы на смысловое их восприятие другими индивидами, а также обмен информацией и обмен переживаниями. Интерактивная сторона представляет собой некое взаимодействие (а также воздействие) личностей друг с другом в процессе межличностных отношений, а также межличностное взаимодействие в совместной деятельности. В свою очередь перцептивная сторона общения проявляет себя через восприятие и оценку индивидами социальных объектов (например, самих себя, других людей, групп, а также других социальных общностей), понимание и восприятие другого человека, способность понимания людьми друг друга (то есть взаимовосприятие).
Согласно М.И. Лисиной [20. 52-53], к структурным компонентам общения необходимо относить следующее:
1) субъект общения (то есть это другое лицо, партнер связи в качестве субъекта);
2) необходимость общения (то есть стремление индивида к знаниям и одновременно оценке других людей, а также к самопознанию);
3) коммуникативные мотивы (то, ради чего происходит общение);
4) действия общения (это единицы коммуникативной деятельности, а также действия добросовестности, которые ориентированы на другое лицо. Они могут быть ответными и инициативными);
5) задачи общения (для их достижения в определенной коммуникации применяются разные действия, которые реализуемые в процессе общения);
6) средства общения (то есть это операции, через которые собственно и осуществляются действия общения);
7) определенные продукты общения (отдельные образования духовного и материального характера, которые были получены в результате общения).
Участие в коммуникативной деятельности приводит к формированию у человека коммуникативной компетентности. Коммуникативную компетентность можно понимать как способность индивида общаться с говорящим, а также способность слушать. Коммуникативная компетентность предусматривает овладение основами культуры устной и письменной речи, практически всеми видами речевой деятельности, а также основными умениями и навыками в плане использования языка в различных сферах жизнедеятельности и ситуациях коммуникации [22]. То есть коммуникативная компетентность – включает умение говорить самому, а также слушать и слышать другого человека.
Такие известные отечественные исследователи как, например, Г.С. Васильева, В.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Петровский, Б.М. Теплов и некоторые другие коммуникативные способности понимали качестве устойчивой совокупности определенных индивидуально-психологических особенностей индивида, реализуемой на базе коммуникативных задатков и определяющей при этом успешность овладения человеком коммуникативной деятельностью. Данный подход позволяет выделить как основные, так и дополнительные компоненты коммуникативных способностей. Так, например, исходя из структуры коммуникативных способностей, которая была предложена Т.Н. Вербенко и Л.Г. Антоновой [5], к основным свойствам коммуникативных способностей можно отнести следующие:
1) гностические способности индивида понимать других людей, включающая в себя такие важные компоненты, как стремление индивида к пониманию других, его умение слушать своего партнера по общению, наблюдательность индивида, верная интерпретация мимики, интонаций, а также смысла слов и т.д. То есть умение слушать и слышать другого:
2) экспрессивные в качестве способности индивида к самовыражению непосредственно своей личности, включающая при этом такие важные элементы, как стремление человека быть понятым другими, культура речи, правдивость, доверие к партнерам по диалогу, верная ориентация в своих качествах, как коммуниканта и т.п. То есть умение говорить самому;
2) интеракционные в качестве способности к эффективному обмену информацией при осуществлении взаимодействия, которое включает вежливость, требовательность, дисциплинированность, такт, решительность и т.д. Иными словами, культура общения.
В свою очередь к вспомогательным свойствам коммуникации можно отнести общительность, эмпатию, социально-психологическую адаптацию, культуру речи.
Следует подчеркнуть, что особо важную роль «общение играет в детском возрасте, являясь при этом одним из основных условий успешного личностного развития ребенка» [17, c. 44].
Проведенный нами анализ различных подходов к определению общения позволил определить коммуникативные умения как более или менее совершенные способы выполнения определенных речевых действий, от которых напрямую зависит готовность индивида к общению.
При этом составляющими коммуникативных умений, по мнению ряда авторов [32] являются следующие:
умение слушать и передавать информацию, принимая ее с нужным смыслом;
умение понять другого;
умение сопереживать, сочувствовать;
умение адекватно оценить себя и других;
умение принять мнение другого;
умение решать конфликты;
умение взаимодействовать с членами коллектива.
То есть коммуникативные умения в норме неизменно формируются в общении с окружающими, а также в процессе жизнедеятельности.
Главным средством общения (коммуникации) между людьми является речь. Она в качестве средства общения, как его особая операция появляется на определенном этапе развития у ребенка коммуникативной деятельности. Ее появление и последующее развитие связаны с необходимостью общения, а также и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь появляется только как необходимое и достаточное средство для разрешения тех актуальных задач общения ребенка со взрослым, которые перед школьником обозначается на конкретном этапе развития его коммуникативной деятельности, а также вытекают из более широких для учащегося начальной школы жизненно важных проблем, тесно связанных с типом его ведущей деятельности. По существу, развитие речи – это овладение индивидом различными способами общения непосредственно на основе усвоения им грамматических закономерностей родного языка. Через речевое общение «ученик со взрослыми постепенно расширяется и углубляется его мир» [33, c. 76].
О.М. Арефьева вслед за Г.М. Андреевой согласно с каждой из сторон общения обозначает три группы коммуникативных умений (см. таблицу 1).
При этом первая группа умений, которая соответствует коммуникативной стороне общения, в себя включает цели, мотивы, средства и стимулы общения, а также умения четко излагать свои мысли, умения аргументировать, наконец, анализировать высказывания.
Вторая группа, которая соответствует перцептивной стороне общения, включает в себя понятия рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, эмпатии, верно интерпретировать информацию, а также понимать подтексты.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников информации
1. Агафонова, И.Н. Развитие умения детей младшего школьного возраста сотрудничать в паре [Текст] / И.Н. Агафонова // Школа. – 2003. – № 3. – С. 16-29.
2. Арефьева, О.М. Технологии формирования коммуникативных универсальных учебных умений у учащихся [Текст] / О.М. Арефьева // Мир образования – образование в мире. – 2011. – № 1. – С. 116–123.
3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский; под ред. А.И. Липкиной и Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017. – 234 с.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
5. Вербенко, Т.Н. Современные технологии формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников [Текст] / Т.Н. Вербенко, Л.Г. Антонова // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – Т.2. – № 4. – С. 106-110.
6. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учеб. пособие / Б.С. Волков. – М., 2000. – 178 с.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: учеб. пособие / П.Я. Гальперин. – М.: Академия, 2018. – 354 с.
8. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст]: автореф. дис. …канд. пед. наук / И.А. Гришанова. – Ижевск, 2010. – 24 с.
9. Драгунова, Т.В. Возрастная психология [Текст] / Т.В. Драгунова. – М.: Академия, 2009. – 164 с.
10. Ермолаева, М.Г. Игра в образовательном процессе [Текст]: методич. пособие / М.Г. Ермолаева. – СПб.: Питер, 2015. – 154 с.
11. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М., 2010. – 988 с.
12. Жданова, Л.И. Роль игровой деятельности младших школьников в формировании коммуникативных умений [Текст] / Л.И. Жданова, Л.Р. Кульгарина // Sсience Time. – 2015. – № 2. – С. 174-177.
13. Запорожец, Л.В. Развитие общения у дошкольников и младших школьников [Текст] / Л.В. Запорожец М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 2004. – 288 с.
14. Захарова, И.Ю. Нарушение общения и проблемы поведения: опыт коррекции [Текст] / И.Ю. Захарова. – М.: Теревинф, 2008. – 239 с.
15. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие / З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилева. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
16. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Наука, 2016. – 122 с.
17. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника [Текст] / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2018. – 272 с.
18. Леонтьев, А.М. Психология коллективной деятельности в учении [Текст] / А.М. Леонтьев // Начальная школа. – 2002. – №11. – С. 4-6.
19. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999. – 365 с.
20. Лисина, М.И. Общение и речь [Текст] / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 1995. – 252 с.
21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. – СПб: Питер, 2016. – 320 с
22. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / Л.Я. Лозован. – Кемерово, 2005. – 181 с.
23. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Текст] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. – 2008. – № 7. – С. 8-10.
24. Мамайчук, И.И. Помощь психолога детям [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2017. – 288 с.
25. Миленко, В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» [Текст] / В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 121-125.
26. Мир детства: Младший школьник [Текст] / под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1988. – 264 c
27. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры с детьми [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2015. – 164 с.
28. Михайлова, И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности [Текст] / И.М. Михайлова. – Псков, 2015. – 154 с.
29. Никитина, М.В. Педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / М.В. Никитина. – Омск 2000. – 24 с.
30. Общение и формирование личности школьника [Текст] / под ред. А.А. Водалева, Р.Л. Кричевского. – М.: Знание, 2004. – 244 c.
31. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
32. Педагогика [Текст]: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Академия, 2017. – 422 с.
33. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении и развитии [Текст]: учеб. пособие П.И. Пидкасистый. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.
34. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика [Текст] / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 2014. – 672 с.
35. Савина, Е.А. Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития [Текст] / Е.А. Савина. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 344 с.
36. Сандабкина, Т.Б. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений младших школьников [Текст] / Т.Б. Сандабкина // Вестн. Бурятск. гос. ун-та. – 2013. – № 4. С. 155 - 158.
37. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2018. – 432 c.
38. Тузова, B.Л. Первый класс - день за днем. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников [Текст] / В.Л. Тузова. – СПб: КАРО, 2016. – 242 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2018. – 31 с.
40. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Начальное общее образование [Текст] // Начальное образование. – 2014. – № 2. – С. 43–56.
41. Финогенов, А.В. Игровые технологии в школе [Текст]: учеб.-метод. пособие / А.В. Финогенов, В.Э. Филиппова. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2016. – 216 с.
42. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопр. психологии. – 1999. – № 6. – С. 3 – 4.
43. Швайко, С.Н. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ С.И. Швайко. – М.: Академия, 2018. – 124 с.
44. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 384 с.
45. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников // Вестн. ЮУрГУ. Сер: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. №3(58) [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov.-(дата обращения: 22.02.2021).
46. Ясова, А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре [Текст] / А.П. Ясова // Роль игры в воспитании детей. – М.: Педагогика, 2016. – 242 с.