Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях, в эпоху коренного реформирования всех сфер жизни, развитие государственной молодежной политики активно набирает обороты, и этот факт можно считать большим качественным прорывом вперед. Если гражданское общество осмысливает свое будущее, а власть четко осознает ответственность за происходящее в стране, моло-дежная политика должна приобрести статус важнейшего приоритета. Мо-лодежь является особой категорией. Она категоричным образом настрое-на, часто бывает неуправляемой, при этом не признает авторитетов, не склонна руководствоваться чужим опытом, и вместе с тем это наименее защищенная часть населения. Молодежная политика должна носить по-всеместный и обязательный характер, оказывать влияние на улучшение качественного уровня жизни молодежи, быть тщательным образом про-думанной, а также последовательной.
Государственная молодежная политика выступает в качестве неотъ-емлемого элемента политики любой страны, однако по причине собствен-ной природы у нее есть определенного рода специфика. Её результаты не являются сиюминутными, и, как показывает мировая практика, в полной степени реализация принципов государственной молодежной политики происходит почти через 30 – 40 лет после начала проведения самых пер-вых мероприятий.
Проблемы молодежи, вместе с проблемами экономическими и поли-тическими, поставлены самой жизнью, и для их решений должны быть вы-работаны средства эффективного характера, при помощи продуманных, мер целенаправленного характера, которые составляют государственную молодежную политику.
Цель работы – определение проблем и перспектив развития государ-ственной молодежной политики.
Задачи:
- представить понятие, сущность, цель государственной молодежной политики;
- рассмотреть цель, задачи, структуры управления государственной молодежной политикой;
- охарактеризовать результаты управления молодежной политикой на уровне РФ;
- оценить состояние управления молодежной политикой в Куйбы-шевском районе;
- представить основные проблемы управления государственной мо-лодежной политикой;
- разработать направления развития системы управления государ-ственной молодежной политикой.
Объект исследования – государственная молодежная политика.
Предмет исследования – формирование и развитие государственной молодежной политики.
Методы исследования: анализ экономической литературы, методы индукции и дедукции и т.д.
Структура выпускной квалификационной работа состоит из введе-ния, трех глав, заключения, списка литературы.
Во введении представлена актуальность, цель и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе представлены теоретические аспекты управления гос-ударственной молодежной политикой.
Во второй главе проведена оценка современного состояния управле-ния государственной молодежной политики на примере Управления куль-туры, спорта, молодежной политики и туризма Куйбышевского района Новосибирской области.
В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы развития управления государственной молодежной политикой.
В заключении сделаны выводы по проделанной работе.
1. Теоретические аспекты управления государственной
молодежной политикой
1.1. Понятие, сущность, цель государственной молодежной
политики
В современном мире будут лидировать страны, которые заботятся о своем дальнейшем развитии, закладывая прочный фундамент в свое бу-дущее, т.е. в молодое поколение. На разных этапах социального развития значение молодежи для обновления социальной системы то возрастало, то становилось слабее. Это объяснялось целым рядом причин, важнейшие из которых — параметры развития общества, доминирующая идеология в обществе и их базовые ценности, а также количество самой молодежи. На 2021 г. в России данная социальная категория составляет приблизительно 24% от всего населения .
В России к молодежи до 2021 года относились граждане в возрасте от 14 до 30 лет. Экономический и социальный совет Организации Объ-единенных Наций к молодежи относит граждан различных стран в воз-расте от 15 до 24 лет. По их данным, в этом возрасте на сегодняшний день в мире проживает 1,3 миллиарда человек. В 2021 году предельный воз-раст молодёжи в РФ увеличен с 30 до 35 лет. Соответствующий закон был подписан президентов в конце декабря .
По закону к молодёжи сейчас относятся российские граждане в воз-расте от 14 до 35 лет включительно. Таким образом, численность молоде-жи в России увеличилась на 12,7 млн. чел. и достигла 40,1 млн.
В России нижняя граница определяется наступлением социальной зрелости (правовой ответственности) у человека в 14 лет. Верхняя граница – освоением достаточно высокой профессиональной квалификации и до-стижением духовно-мировоззренческой зрелости к 35 годам.
Исходя из изложенного, можно сформулировать следующее опреде-ление категории «молодежь». Согласно закону, «молодежь, молодые граждане - социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (за исключением случаев, которые предусмотрены ч. 3 ст. 6 настоящего Федерального закона), имеющих гражданство Российской Федерации» .
Таким образом, молодежь является особой социально-демографическая группа общества, с характерными социально-психологическими свойствами, профессиональными и социальными ориен-тирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. Она находится на этапе своего социального станов-ления, освоения социальной роли, имеет ограничения в дееспособности по различным сферам участия в жизни общества и пользуются льготами в пе-риод становления .
В качестве одного из объектов государственного управления высту-пает молодежная политика. Молодежная политика является социально-экономическим и общественно-политическим процессом, развитию кото-рого свойственными являются общие для мировой цивилизации социаль-ные и экономические закономерности и тенденции, а также характерные национальные и присущие молодому поколению черты. Однако данный процесс имеет достаточно вероятностный характер, что предопределяет необходимость управления его развитием.
Понятие «государственная молодежная политика» используется в его широком и узком значении. В первом случае это целенаправленная дея-тельность субъектов, направленная на регулирование всей совокупности процессов, связанных с молодежной сферой, и отношений между молоде-жью и более старшей частью общества. Во втором случае – это, прежде всего, деятельность субъектов, регулирующая процессы, которые связаны с взаимодействием между органами государственного управления и моло-дежным сообществом, представленным в основе своей общественными объединениями и их ассоциациями .
Согласно Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года, государственная молодежная политика представляет собой систему приоритетов, решений и действий государства, направлен-ных на расширение возможностей молодежи для эффективной самореали-зации, успешной социализации и роста человеческого капитала в целях до-стижения устойчивого социально-экономического развития, конкуренто-способности, национальной безопасности страны . Она направлена на граждан РФ в возрасте от 14 до 35 лет, в том числе на иностранных граж-дан и лиц без гражданства, молодых людей, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи и молодежные объедине-ния.
Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных физических и юридических лиц. Она направлена на поддержку и стимулирование семей, предприятий и учреждений неком-мерческих организаций, общественных объединений и граждан, осуществ-ляющих деятельность по созданию благоприятных условий жизни моло-дежи, по ее воспитанию, обучению и развитию.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, которое преду-сматривает формирование необходимых социальных условий инноваци-онного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями .
Цель молодежной политики заключается в развитии и реализации потенциала молодежи в интересах России . Цели государственной моло-дежной политики реализуются на всех уровнях государственной власти и управления Российской Федерации.
Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации молодежной политики не должны противоре-чить ее целям.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос-сийской Федерации на период до 2020 года гласит: «целью государствен-ной молодежной политики является создание условий для успешной соци-ализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны».
Разрабатывается и реализуется молодежная политика в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе такого рода принципов :
- выделение приоритетных направлений;
- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритет-ных направлений государственной молодежной политики;
- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
- информационная открытость.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государ-ственная молодежная политика в Российской Федерации реализуется по таким направлениям приоритетного характера:
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирова-ние о потенциальных возможностях развития;
- развитие созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Первыми современные этапы молодежной политики выделили А.В. Кочетков и О.В. Кузьмина.
Основой деления на этапы выступает разработка и принятие госу-дарством новых законов, определяющих измененные или абсолютно но-вые направления развития государственной молодежной политики (ГМП).
Исследователи выделяют три этапа развития современной молодеж-ной политики :
Первый этап (2000 – 2006) поиск подходов для разработки новой стратегии реализации государственной молодежной политики.
Второй этап (2007 – 2014) характеризуется разработкой новых под-ходов к молодежной политике и разработкой новой системы ее управле-ния.
Третий этап (2015 – настоящее время) исследователи считают наиболее прогрессивным, т. к. на него приходится реализация первого с 2000-х специального закона о государственной молодежной политике.
Таким образом, государственная молодежная политика в России формируется и реализуется в соответствии с определенными принципами и намеченными приоритетными направлениями. Реализация данных направ-лений обеспечит создание условий для успешной социализации и эффек-тивной самореализации молодежи.
Государственная молодежная политика также включает в себя пути решения жилищных проблем, вопросов занятости молодежи; поддержку молодой семьи и талантливой молодежи; развитие системы детского, мо-лодежного и семейного отдыха и многие другие вопросы. Такого рода подход способствует улучшению качественного уровня жизни молодого поколения и развития государства в целом.
Нужно рассмотреть цель, задачи и структуры управления ГМП.
1.2. Цель, задачи, структуры управления государственной
молодежной политикой
В условиях современных рыночных отношений целями управления государственной молодежной политиков являются такие:
- содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
- недопущение дискриминации молодых граждан по мотивам возрас-та; создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
- расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
- реализация инновационного потенциала молодежи в интересах об-щественного развития и развития самой молодежи .
Реализация целей управления государственной молодежной полити-кой происходит на всех уровнях государственной власти и управления РФ. Устанавливаемые соответствующими государственными органами задачи в сфере реализации управления государственной молодежной политикой не должны противоречить ее важнейшим целям.
Достижение представленных целей осуществляется за счет решения таких задач:
1. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информиро-вание о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение под-держки научной, творческой и предпринимательской активности молоде-жи
2. Формирование целостной системы поддержки обладающей ли-дерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи. Данная си-стема включает в себя.
3. Гражданское образование и патриотическое воспитание молоде-жи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.2020 №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс».
2. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 №408 (в ред. от 20.05.2011) «О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».
3. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на пери-од до 2025 года // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
4. Прогноз социально-экономического развития Российской Фе-дерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 06.12.2017 г. №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтера)» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
6. Распоряжение от 23.02.2018 г. №305-р «О выделении бюджет-ных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ на реализацию молодежного проекта «Россия – страна возможностей» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Андреева О.В., Суховеева А.А. Молодежное предприниматель-ство и эффективные инструменты его развития // ЦИТИСЭ. – 2020. - №2. – С.385-393.
8. Анисимов И.М. Разработка и реализация молодежной полити-ки в муниципальном образовании // Экономика и социум. – 2019. - №9. – С.352-355.
9. Белоусов А.В. Нормативно-правовые основы управления госу-дарственной молодежной политикой в Российской Федерации // Евразий-ский юридический журнал. – 2019. - №4. – С.368-371.
10. Белоусов А.В. Управление государственной молодежной поли-тикой // Транспортное дело России. – 2019. - №2. – С.61-63.
11. Бриль А.Е., Латыпова Д.Р. Реализация государственно моло-дежной политики посредством управления человеческим капиталом // Электронный сетевой политический журнал «Научные труды КубГТУ». – 2020. – №;3. – С.605-609.
12. Вильданов Р.Р., Валеева Д.М. парламент и государственная молодежная политика в современной России // Евразийский юридический журнал. – 2020. - №4. – С.386-387.
13. ВЦИОМ: почти треть молодых россиян хотят уехать жить за границу. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://m.gazeta.ru/social/2018/07/02/11823055.shtml.
14. Гончарова О.Ю., Мальцева О.В., Марков В.И., Куприна С.А. Институциализация молодежного предпринимательства в России // Госу-дарственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. - №2. – С.124-129.
15. Далибошко А.И. Понятие молодежного предпринимательства и его место в развитии экономики страны // Вестник Белгородского универ-ситета кооперации, экономики и права. - 2017. - №3. - С.307-315.
16. Долгорукова И.В. Факторы развития молодежного предпри-нимательства в современной России // Социальная политика и социология. - 2019. – Т. 18. - №2. - С.26-34.
17. Должиков В.А. Оценка эффективности государственного управления молодежной политикой // Энигма. – 2021. - №29-1. – С.160-163.
18. Евсеев В.О. Инновационная экономика молодежной среды: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 342с.
19. Евстратова Т.А. Основы молодежной политики: Учебное посо-бие. – М.: Директ-Медиа, 2018. – 243с.
20. Ермаков А.В. Пути повышения эффективности управления мо-лодежной политики // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей. – Брянск: БГАУ, 2020. – С.216-224.
21. Камалова М.И., Соловьев А.И. Государственная молодежная политика: проблемы и траектории развития в современной России // Госу-дарственное управление. Электронный вестник. – 2020. - №83. – С.62-83.
22. Касаткина Е.А., Артыков С.Т. Молодежная политика как объ-ект государственного и муниципального управления // Вестник Удмурт-ского университета. – 2020. 0 Т.30. - №2. – С.200-207.
23. Катунина А.И. Особенности и проблемы государственной мо-лодежной политики как фактора социализации молодого поколения в со-временной России // Государственно-правовые исследования. – 2020. - №3. – С.525-528.
24. Кострова Ю.Б. Основные направления оптимизации государ-ственной политики в сфере занятости современной российской молодежи // Научный электронный журнал Меридиан. – 2019. - №6. – С.3-5.
25. Кочетков А.В., Кузьмина О.В. Государственная молодежная политика Российской Федерации: становление и развитие. 1992–2017 // Пространство открытых возможностей. - М.: АОО «Национальный Совет молодёжных и детских объединений России», 2017. - С.18–48.
26. Лопатина И.Ю., Овечко И.М. Организационный механизм формирования и реализации государственной молодежной политики // Сфера услуг: инновации и качество. – 2019. - №44. – С.64-75.
27. Ляшенко К.А. Основные проблемы развития государственной молодежной политики // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. - №6. – С.445-448.
28. Минфин России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/.
29. Миралиен К.А. Молодежная политика: Монография. – Екате-ринбург: Издательские решения, 2019. – 181с.
30. Молодежь России 2000-2025 развитие человеческого капитала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fadm.gov.ru/docs?categoryId=14&page=1.
31. Новикова Д.В. Становление и развитие государственной моло-дежной политики в Российской Федерации // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2020. - №5. – С.33-36.
32. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ». Официальный сайт [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://opora.ru/about/.
33. Рачипа А.В., Касьянов В.В., Самыгин С.И. Принципы эффек-тивной модели управления молодежной политикой на региональном уровне // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. - №6. – С.38-41.
34. Ретинская В.Н. Механизмы государственной молодежной по-литики в Российской Федерации: актуальные проблемы практической реа-лизации // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2020. - №5. – С.30-37.
35. Российский центр содействия молодежному предприниматель-ству. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://роспредприниматель.рф.
36. Ростовская Т.К., Князькова Е.А. Молодежная политика в со-временной России: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2020. – 155с.
37. Рукина Е.В. Актуальные проблемы управления в сфере моло-дежной политики // Социология государственного и муниципального управления: материалы Х Орловских социологических чтений, 2019. – С.94-97.
38. Рязанова А.В., Тимофеева О.Г. Анализ реализации молодеж-ной политики в Российской Федерации // Аллея науки. – 2019. - №1. – С.617-622.
39. Сайганова Е.В. Анализ эффективности молодежной политики на территории региона: проблемы и перспективы // Тенденции развития науки и образования. – 2020. - №68-6. – С.100-103.
40. Саркисов А.Д. Приоритетные направления государственной молодежной политики // Молодые исследователи – регионам: материалы Международной научной конференции. – Вологда: ВГУ, 2020. – С.186-187.
41. Сергеев Д.С. Государственная молодежная политика в Россий-ской Федерации: цели, задачи, факторы, основные проблемы // Двадцать первые петровские чтения: материалы всероссийской научной конферен-ции. – СПб.: РХГА, 2020. – С.227-238.
42. Сидоров А.В. Государственная молодежная политика в России: сущность и основные этапы // Контентус. – 2020. - №6. – С.17-24.
43. Статистика – Росмолодежь [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: https://fadm.gov.ru/activity/statistic.
44. Тежик Ч.В. Факторы и проблемы современной молодежной по-литики // Экономический форум: сборник статей Междун. науч.-практ. конференции. – Пенза: Наука и Просвещение, 2020. – С.124-126.
45. Усманова Н.С. проблемы муниципального управления в сфере молодежной политики в городе Ханты-Мансийске // Экономика и социум. – 2020. - №11. – С.1423-1430.
46. Федеральная служба государственной статистики [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
47. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/department/241/events/.
48. Фомин В. Поддержка молодежного предпринимательства как приоритетное направление государственной молодежной политики в Ли-пецкой области // Человек. Социум. Общество. – 2020. - №6. – С.40-43.
49. Численность молодежи в РФ увеличилась [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://www.9111.ru/questions/777777771147759/.
50. Ченских А.А. Особенности реализации государственной моло-дежной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. – 2020. - №20. – С.634-638.
51. Шабанова Н.А., Чащина А.А. Государственная молодежная политика как фактор социализации современной молодежи // Вестник Во-сточно-Сибирской Открытой Академии. – 2020. - №39. – С.15-18.
52. Шаповаленко Л.Ю. Совершенствование государственной мо-лодежной политики в РФ // Управление социально-экономическим разви-тием: инновационный и стратегический подходы: сборник научных трудов по материалам Национальной науч.-практ. конференции. – Гатчина: ГИЭФПиТ, 2020. – С.33-36.