Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Особые территории в настоящее время являются одним из ключевых аспектов современной экономической политики как в развитых, так и в развивающихся странах мира. В условиях глобализации мировой экономики и усиления конкуренции ведущих стран мира правительства многих государств вынуждены использовать сложные экономические инструменты для того, чтобы вывести страну на должный уровень развития. Эти инструменты также включают специальные территории, где создаются благоприятные условия для жителей. Однако если для других стран создание этих территорий является широко распространенной практикой, которая успешно используется уже давно, то для Российской Федерации создание особых территорий-это, по сути, новшество, идея которого весьма расплывчата.
Новым этапом государственной политики по формированию точек роста российской экономики стало принятие Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Российской Федерации" от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ, определяющего правовой статус резидентов ТОСЭР и специфику их деятельности в ТОСЭР.
Актуальность темы объясняется изучением особенностей территорий с особыми условиями, формирующими благоприятный инвестиционный режим за счет государственной поддержки, оказываемой на вновь создаваемых территориях опережающего развития по сравнению с уже существующим инструментом, таким как особые экономические зоны и зоны территориального развития. Основной причиной являются результаты исследования, подтверждающие, что резиденты вновь создаваемых территорий опережающего развития на Дальнем Востоке имеют более конкурентные и льготные условия ведения бизнеса по сравнению с резидентами особых экономических зон и зон территориального развития в Российской Федерации. Исследование выявило отсутствие взаимосвязи между декларируемой специализацией создаваемых территорий опережающего развития и специальным режимом предпринимательской деятельности и видами экономической деятельности, определенными постановлениями Правительства Российской Федерации для конкретной территории, при реализации которых действует льготный правовой режим, что увеличивает недополучение регионами налоговых поступлений за счет предоставления льгот по неприоритетным видам деятельности. Были сформулированы предложения по законодательному урегулированию выявленных проблем.
Степень разработанности проблемы. Проблемы регионального развития достаточно широко освещены отечественными учеными Л.И. Абалкиным, А.Г. Аганбегяном, Е.Г. Анимицей, С.С. Артоболевским, М.К. Бандманом, В.Ю. Будавеем, С.Д. Валентеем, С.В. Вобленко, А.Г. Ворониным, Б.М. Жихаревичем, Т.И. Заславской, Д.С. Львовым, В.Н. Лексиным, В.Я. Любовным, А.С. Маршаловой, Т.Г. Морозовой, А.И. Панченко, О.М. Роем, А.И. Татаркиным, В.Ф. Уколовым, Н.П. Федоренко, М.Д. Шарыгиным, А.Н. Швецовым и другими. Проблемы развития территорий с особым экономическим статусов, в т.ч. и территорий опережающего социально-экономического развития раскрываются Е.Ф. Авдокушиным, В.П. Андриановым, В.В. Асаулом, Т.П. Данько, Р.И. Зименковым, Е.А. Каргулян, Ю.И. Кузнецовым, Е.В. Логиновой, П.В. Павловым, С.В. Приходько, Н.В. Смородинской, С.А. Шараповым и др.
Цель исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию методического обеспечения стратегического управления территориями опережающего социально-экономического развития. Для достижения поставленной цели в ходе исследования решены взаимоувязанные задачи такие, как:
раскрыть организационно-экономическое содержание категории «территория опережающего социально-экономического развития» и выявить ключевые предпосылки, определяющие успешность создания и функционирования территорий опережающего социально-экономического развития;
разработать классификацию территорий опережающего социально-экономического развития и определить особенности их организации и функционирования;
разработать организационно-экономическую модель стратегического управления территорией опережающего социальноэкономического развития;
предложить алгоритм формирования программы развития ТОСЭР в экономике региона, раскрывающий элементы методического обеспечения стратегического управления ТОСЭР;
разработать методические рекомендации по информатизации стратегического управления ТОСЭР в субъекте РФ.
Объект исследования – территории опережающего социально-экономического развития, расположенные в субъектах Российской Федерации.
Предметом исследования служат организационно-экономические отношения, которые возникают при формировании и функционировании территорий опережающего социально-экономического развития.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретико-методологические основы стратегического управления территорией опережающего социально-экономического развития
1.1. Теоретические основы категории «территория опережающего социально-экономического развития»
Одной из распространенных мировых тенденций в области экономики является создание территорий с особым правовым режимом осуществления экономической деятельности. Исключением не является и Российская Федерация, в которой законодательно урегулированы специальные условия организации и осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, зонах территориального развития, на территориях опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) и некоторых иных территориях. Введение соответствующих правовых режимов призвано способствовать ускорению социально-экономического развития регионов, развитию несырьевых производств, созданию новых рабочих мест, модернизации инфраструктуры.
Режим ТОСЭР является относительно новым для Российского государства: он используется с 28 марта 2018 года. Следует отметить непропорциональное правовое регулирование организации и функционирования указанного режима в различных территориальных единицах. В качестве приоритетных объектов законодательной регламентации изначально выступили территории, которые расположены в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также монопрофильные муниципальные образования (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением. Первоначально (в течение трех лет после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» (в ред. от 23 ноября 2020 г.).
Соответствующий правовой режим мог учреждаться именно на этих территориях, а с 1 января 2019 года — в закрытых административно-территориальных образованиях. В настоящее время таких ограничений нет, и ТОСЭР можно создавать в любых субъектах Российской Федерации. Однако, как показывает практика, указанный режим вводится только на тех территориях, которые входили в сферу его приоритетного учреждения. По данным Министерства экономического развития РФ (Минэкономразвития России) были созданы 87 таких территорий в моногородах, 21 — в Дальневосточном федеральном округе и 3 — в закрытых административно-территориальных образованиях.
В России формированием зон экономического развития начали заниматься в 80-е годы. И в связи с этим процесс создания свободных экономических зон (СЭЗ) в России можно разделить на несколько этапов.
Первый этап охватывает конец 80-х годов, когда появились публикации, доказывающие необходимость создания в СССР открытых секторов, открытых территорий, чтобы иностранный капитал мог войти в страну. В этот период активно развернулась кампания по организации СЭЗ: разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предположения. Однако для реализации проектов по созданию зон не хватало средств, а четкой правовой базы для особых экономических зон не существовало. Второй этап охватывает 1990-1991 годы. и для него характерно начало формирования нормативной базы.
Третий этап охватывает 1992-1994 годы. Именно в этот период стало ясно, что многие решения по созданию СЭЗ не могут быть реализованы. Из создаваемых СЭЗ лишь немногие начали успешно функционировать. Развал экономики, политическая нестабильность, отсутствие первоначальных инвестиций и другие причины не позволили реализовать намеченные проекты. Правительство Российской Федерации создало подход к ликвидации зон, охватывающих большие территории страны, что было вполне объяснимо.
Четвертый этап характеризуется тем, что в 1996 году в России начали создаваться особые экономические зоны (ОЭЗ) на основе Федеральных законов "Об особой экономической зоне в Калининградской области" и "Об особой экономической зоне в Магаданской области". Их создание было обусловлено особым географическим положением этих районов.
В период до кризиса 1998 года было признано, что положительным результатом режима ОЭЗ стало быстрое насыщение потребительского рынка дешевыми импортными товарами, что помогло устранить проблему дефицита товаров и сдержать рост цен. В то же время было названо еще много плохих результатов. Режим ОЭЗ рассматривался как дополнительный фактор снижения промышленного производства - многие местные производители не выдержали конкуренции дешевого импорта, а Калининградская область оказалась в числе лидеров по спаду промышленности. В итоге низкий уровень цен не смог компенсировать снижение реального сектора экономики для населения - произошло снижение показателей, характеризующих уровень денежных доходов населения.
В период после кризиса 1998 года ситуация стала еще более неоднозначной.
В настоящее время законодательство, определяющее правовой статус особых территорий в Российской Федерации, состоит из целого перечня нормативных правовых актов.
Так, 22 июля 2005 года Президент России Владимир Путин принял новый Федеральный закон № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", и были созданы особые экономические зоны, правовой статус которых основывался на специальных законах.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962 (дата обращения: 30.04.2021).
2. Федеральный закон от 13.07.2018 № 212-ФЗ (последняя редакция) «О свободном порте Владивосток» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_182596/ (дата обращения: 30.04.2021).
3. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_357078/ (дата обращения: 30.04.2021).
4. Федеральный закон от 28.07.2012 № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35786 (дата обращения: 30.04.2021).
5. Постановление Правительства РФ от 22 июня 2018 г. № 614 «Об особенностях создания территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства РФ от 7 августа 2020 г. № 939 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Череповец»» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Правительства РФ от 16.10.2014 № 1055 (ред. от 19.08.2019) «Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона» [Электронный ресурс]. — URL: https://minvr.gov.ru/activity/territorii operezhayushchego-razvitiya/ (дата обращения: 30.04.2021).
8. Постановление Правительства РФ от 12 мая 2020 г. № 656 «О создании территории опережающего социально-экономического развития “Столица Арктики”» [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/docs/39674/ (дата обращения: 30.04.2021).
9. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Ар ктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безо пасности на период до 2035 года» [Электронный ресурс]. — URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/74710556/ (дата обращения: 30.04.2021).
10. Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/19825 свободный. Дата обращения 30.04.2021.
11. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
12. Армстронг М., Барон А. Performance Management. Управление эффективностью работы. М.: Hippo Publishing Ltd, 2005.
13. Белоусов С.А. Законодательный дисбаланс: основные модели // Ученые записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. Т. 156. № 4. С. 11–16.
14. Белоцеркович Д. В., Рябцун А. С. Территория опережающего социально-эко номического развития (ТОСЭР) на примере Хабаровского края // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. — 2018. — № 2. — С. 31–36.133
15. Бурнасов А. С. Проблемы развития Северного морского пути // Балтийский регион — регион сотрудничества — 2019 : материалы III Международной научно-практической конференции / под ред. Г. М. Федорова, Л. А. Жиндарева, А. Г. Дружинина, Т. Пальмовского. — В 2 ч. — Калининград : Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2020. — С. 432–445.
16. Верещагина Т. А. О сущности и классификации моногородов // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы IV Международной научной конференции. — 2018. — С. 172—176.
17. Габдрахманова А.С. Проблема моногородов в России // Развитие общественных наук российскими студентами. — 2020. — С. 51—54
18. Государственное и муниципальное управление. Учебник и практикум / Под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной. Ч.1. — М.: Изд. Юрайт, 2020. — 194 с.
19. Громова Е.А. Экологизация законодательства о территориях с особым режимом экономической деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Право. 2020. Т. 20. № 1. С. 23–28.
20. Зворыкина Ю. В. Северный морской путь как инструмент освоения Арктики // Российский экономический журнал. — 2019. — № 4. — С. 21–44.
21. Комличенко С. Г. Развитие системы таможенного контроля транспортного по тока, проходящего через Арктическую зону Российской Федерации [Электрон ный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/19842 (дата обращения: 30.04.2021).
22. Комова Е. В., Тунгусова Е. В. Северный морской путь как альтернатива Суэц кому каналу при перевозке груза с Дальнего Востока Российской Федерации в Санкт-Петербург // Вестник Донецкой академии автомобильного транспорта [Электронный ресурс]. — 2019. — № 3. — С. 26–32. — URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=41027454 (дата обращения: 30.04.2021).
23. Коршунов И.В., Шматко А.Д. Анализ проблем структурной инновационной модернизации экономики промышленных моногородов регионов России // Проблемы современной экономики. 2018. № 2 (54). – с. 217-219.
24. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Петрушина О.М., Федоров А.Г., Якунина М.В. Территории опережающего развития. Учебно-методическое пособие. — Калуга: Издательство АКФ «Политоп», 2020. — 148 с.
25. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юридическая литература, 1972. 280 c.
26. Лепа Р.Н. Модель развития организации в системе ситуационного управления предприятием. // Управление проектами и развитие производства. 2011. №1. С.99-106.
27. Логинова Е.В. Государственное регулирование свободных экономических зон в России. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2003.
28. Лукша О.П., Сушков П.В., Яновский А.Э. Управление стратегическими планами и программами местного развития. Обнинск, 2003.
29. Майджер К. Ценностно-ориентированное управление. М.: Феникс, 2005.
30. Максаковский В.П. Экономика знаний. Смоленск: Универсум, 2012.
31. Мамфорд А., Голд Д. Management Development. Как усовершенствовать работу менеджеров. Стратегии действий. М.: Hippo Publishing Ltd, 2006.
32. Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства. М.: Экономика, 1998.
33. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.
34. Меламед И.И., Павленко В.И. Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года». // Арктика: экология и экономика № 2 (14), 2014. С.6-15.
35. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Аркти ки: ТОР в Мурманской области позволит создать почти 2 тысячи рабочих мест и привлечь около 140 млрд рублей инвестиций [Электронный ресурс]. — URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/24308/ (дата обращения: 30.04.2021).
36. Минниханов Р.Р. Формирование и развитие инновационно-ориентированных территорий. Автореферат дисс. к.э.н. Уфа, 2102.
37. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. С.Пб.: Питер, 2001.
38. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Устойчивое развитие. М.: Университетская книга, 2006.
39. Мисевич П.В. Методология проектирования и сопровождения автоматизированных систем с мультигенными средствами интеллектуальной поддержки жизненного цикла сценариев работ. Автореферат дисс. д.т.н. Нижний Новгород, 2009.
40. Мищереков Е.С. Совершенствование организационно-методического обеспечения территориального планирования как фактора социально-экономического развития регионов. Автореферат дисс. к.э.н. Санкт-Петербург, 2012.
41. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. М.: Экономика, 1999.
42. Морозов В. В. Инвестиционные основы и механизм устойчивого развития регионов. // Экономика региона. 2007. Вып. 2. С.120-136.
43. Морской терминал в Заполярье построит «Норебо» / Fishnews. 15.05.2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://fi shnews.ru/news/39144 (дата обращения: 30.04.2021).
44. Мосейко В.О. Фесенко В.В., Наговицын А.Е. Кластерный подход в инновационном развитии территорий. // Вестник Волгоградского университета. Сер.3. Экономика, экология. 2009. №2(15). С14-24.
45. Мякишева Е.А., Руденко М.Н. Об организационно-экономическом содержании категории «территория опережающего социально-экономического развития // Научное обозрение. 2018
46. Николаева А. Б. Северный морской путь: проблемы и перспективы // Вестник Кольского научного центра РАН [Электронный ресурс]. — 2011. — № 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/severnyy-morskoy-put-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 30.04.2021).
47. Официальный сайт Министерства экономического развития URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения 30.04.2021)
48. Пятшева Е. Н. Моногорода Дальневосточного региона: особенности развития ТОР // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. — 2018. — № 18. — С. 25–31.
49. Пятшева Е.Н. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОГОРОДОВ РОССИИ // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. №2. – 356 с.
50. Радионовская Т. И. Мурманский транспортный узел как фактор развития Северного морского пути // 2020 European Research : сборник статей победителей X Международной научно-практической конференции. — В 3 ч. — Пенза : Наука и Просвещение, 2020. — С. 155–157.
51. Реусов М. План по привлечению инвестиций на Дальний Восток перевы полнили на 13% // Центральная служба новостей. 28.10.2020 [Электронный ресурс]. — URL: https://csn-tv.ru/posts/id8537-plan-po-privlecheniyu-investicii na-dalnii-vostok-perevypolnili-na-13 (дата обращения: 30.04.2021).
52. Строев П.В., Пивоварова О.В. Совершенствование оценки эффективности и мониторинга функционирования территорий опережающего социально-экономического развития // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 4. – С. 2037-2054
53. Утешева К. Д. Территория опережающего социально-экономического развития «Столица Арктики» в Мурманске как фактор развития Северного морского пути134 Научные труды СЗИУ РАНХиГС. Том 12. Выпуск 1(48)
54. Чалдаева Л.А., Скиданова Ю.В. Критериально-методический подход к классификации моногородов: теория и практика // Региональная экономика: теория и практика. 2019. №4 (427). – 325 с.
55. Шабельникова, Светлана Ивановна. Особенности развития моногородов на Дальнем Востоке / Светлана Шабельникова // Федерализм. - 2019. - № 1. - С. 172-182.
56. Язев В. Развитие Северного морского пути позволит России стать лидером в освоении Арктики / Neftegaz.RU. Новости [Электронный ресурс]. — URL: https://neftegaz.ru/news/persons/265445-v-yazev-razvitie-severnogomorskogo-puti-pozvolit-rossii-stat-liderom-v-osvoenii-arktiki (дата обращения: 30.04.2021)
57. Ярковой С.В. Административное усмотрение в правоприменительной деятельности административно-публичных органов и их должностных лиц // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право. 2020. № 1. С. 144–152.
58. Bondonio D., Greenbaum R.T. Do Local Tax Incentives Affect Economic Growth? What Mean Impact Miss in the Analysis of Enterprise Zone Policies // Regional Science and Urban Economics. 2007. Vol. 37. № 1. P. 121–136
59. Criscuolo Ch., Martin R., Overman H.G., Van Reenen J. Some Causal Effects of an Industrial Policy // The American Economic Review. 2019. Vol. 109. № 1. P. 48–85
60. Kline P., Moretti E. People, Places, and Public Policy: Some Simple Welfare Economics of Local Economic Development Programs // Annual Review of Economics. 2014. Vol. 6. P. 629–662
61. Lu Y., Wang J., Zhu L. Place-Based Policies, Creation, and Agglomeration Economies: Evidence from China’s Economic Zone Program // American Economic Journal: Economic Policy. 2019. Vol. 11. № 3. P. 325–360
62. Gaubert C. Firm Sorting and Agglomeration // The American Economic Review. 2018. Vol. 108. № 11. P. 3117–3153.
63. Glaeser E.L., Kallal Y.D., Scheinkman J.A., Shleifer A. Growth in Cities // Journal of Political Economy. 1992. Vol. 100. № 6. P. 1126–1152.
64. Glaeser E. L., Gottlieb J. D. The Economics of Place-Making Policies // Brookings Papers on Economic Activity, Economic Studies Program. The Brookings Institution. 2008. Vol. 39. № 1. P. 155–253.
65. Graham D.J. Productivity Growth in British Manufacturing: Spatial Variation in the Role of Scale Economies, Technological Growth and Industrial Structure // Applied Economics. 2001. Vol. 33. № 6. P. 811– 821.
66. Ho D.E., Imai K., King G., Stuart E.A. Matching as Nonparametric Preprocessing for Reducing Model Dependence in Parametric Causal Inference // Political Analysis. 2007. Vol. 15. P. 199–236.
67. Kerr W.R., Kominers S.D. Agglomerative Forces and Cluster Shapes // Review of Economics and Statistics. 2018. Vol. 97. № 4. P. 877–899.
68. Kahle D., Wickham H. ggmap: Spatial Visualization with ggplot2 // The R Journal. 2013. Vol. 5. № 1. P. 144–161.
69. Kline P., Moretti E. Place Based Policies with Unemployment // The American Economic Review. 2013. Vol. 103. № 3. P. 238–243.
70. Kline P., Moretti E. People, Places, and Public Policy: Some Simple Welfare Economics of Local Economic Development Programs // Annual Review of Economics. 2014. Vol. 6. P. 629–662.
71. Lu Y., Wang J., Zhu L. Place-Based Policies, Creation, and Agglomeration Economies: Evidence from China’s Economic Zone Program // American Economic Journal: Economic Policy. 2019. Vol. 11. № 3. P. 325–360.
72. Lumley T., Diehr P., Emerson S. The Importance of the Normality Assumption in Large Public Health Data Sets // Annual Review of Public Health. 2002. Vol. 23. P. 151–169.
73. Neumark D., Simpson H. Place-Based Policies: NBER Working Paper. 2014. № 20049. [Электронный ресурс]. (https://www.nber.org/papers/w20049.pdf) (дата обращения: 19.05.2020).
74. Parys S. van, James S. The Effectiveness of Tax Incentives in Attracting Investment: Panel Data Evidence from the CFA Franc Zone // International Tax and Public Finance. 2010. Vol. 17. № 4. P. 400–429.
75. Proost S., Thisse J. What Can Be Learned from Spatial Economics? // Journal of Economic Literature. 2019. Vol. 57. № 3. P. 575–643.
76. Rosenbaum P., Rubin D. The Central Role of the Propensity Score in Observational Studies for Causal Effects // Biometrika. 1983. Vol. 70. № 1. P. 41–55.
77. Sinenko O.A. Methods of Assessing of Tax Incentives Effectiveness in Special Economic Zones: An Analytical Overview // Journal of Tax Reform. 2019. Vol. 2. № 3. P. 168–179.
78. Sveikauskas L. The Productivity of Cities // The Quarterly Journal of Economics. 1975. Vol. 89. № 3. P. 393–413.
79. Tokila A., Haapanen M., Ritsilä J. Evaluation of Investment Subsidies: When Is Deadweight Zero? // International Review of Applied Economics. 2008. Vol. 22. № 5. P. 585–600.
80. Thompson W.R. On a Criterion for the Rejection of Observations and the Distribution of the Ratio of Deviation to Sample Standard Deviation // The Annals of Mathematical Statistics. 1935. Vol. 6. № 4. P. 214– 219.
81. Wang J. The Economic Impact of Special Economic Zones: Evidence from Chinese Municipalities // Journal of Development Economics. 2013. Vol. 101. P. 133–147.