Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время одной из особо значимых проблем современного российского общества является увеличение количества детей-сирот, что обусловливает рост числа специальных учреждений, работа которых направлена на образование и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Многие исследователи отмечают, что сиротство сказывается на социализации ребенка, дети-сироты зачастую враждебно относятся к сверстникам, воспитывающимся в более благоприятных условиях. Данный аспект негативно отражается на психике детей и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального характера. Воспитание детей-сирот в государственных учреждениях направлено на реализацию их интересов и прав, однако не во всех случаях данный аспект дает положительный результат. Эмоционально-психическая неустойчивость, отсутствие возможности реализации получения родительской любви и заботы оказывают влияние на самосознание, что влечет за собой деформацию личности, данные факторы негативно отражаются на дальнейшей жизнедеятельности ребенка и способствуют развитию у него девиантного поведения.
Государство направляет все силы на оказание помощи ребенку по восполнению родительской любви и заботы, разрабатывая нормативно-правовые акты и законы, направленные на защиту прав детей-сирот и оказанию им помощи в получении образования и жилья. Однако, существующая система работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, в государственных учреждениях
зависит от множества факторов объективного и субъективного характера и
не всегда способствует успешной адаптации личности на всех её возрастных
этапах.
Степень изученности темы. Исследованию реализации технологий социальной работы посвящены работы многих отечественных ученых.
Вопрос изучения причин возникновения социального сиротства в России рассматривался в трудах Семеновой Г. В., Холостовой Е. И., Шохиной Е. А., Кириллиной В. Н.
Технология форм жизнеустройства детей-сирот и их социальной обеспеченности освящена в трудах Мардахаева Л. В., Платоновой Н. М., Холостовой Е. И., Цитктлова П. Я., Гриневой Е. А. и др.
Вопросам роли обучения в развитии психики детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей уделяли внимание Ананьев Б. Г., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Калмыкова З. И., Менчинская Н. А., Сарджвеладзе Н. И., Соколова Е. Т.
Исследованием реализации технологий социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, занимались такие ученые как Ерошина А. Н., Мигунова М. А., Неопренко А. Ю., Пригожина Е. Ю. и др.
Таким образом, вопросы социальной работы рассматривалась на протяжении длительного времени многими авторами, однако технология социальной работы с детьми-сиротами в условиях воспитательно-образовательных учреждений для данной категории детей в современных исследованиях освещен недостаточно.
Вышеизложенное определило актуальность настоящего исследования, а также позволило выявить противоречие между необходимостью использования комплексной социальной работы с детьми-сиротами в условиях воспитательно-образовательных учреждений для данной категории детей и недостаточным методическим обеспечением данного направления. Указанные обстоятельства определили выбор темы выпускной квалификационной работы «Содержание социальной работы с детьми-сиротами в условиях школы-интерната».
Объект исследования – социальная работа с детьми-сиротами.
Предмет исследования – содержание социальной работы с детьми-сиротами в школе-интернате.
Цель исследования: исследовать социальную работу с детьми-сиротами в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Гипотеза исследования: исследование социальной работы с детьми-сиротами в школе-интернате будет объективным при разработке инструментария исследования, направленного на выявление проблемных точек в социальной работе и оценку прогрессивности социальной работы, с детьми-сиротами.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику детей-сирот.
2. Изучить специфику социальной работы с детьми сиротами в интернатных учреждениях.
3. Рассмотреть технологии социальной работы с детьми сиротами.
4. Проанализировать деятельность ГБОУ СО «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» по организации социальной работы с детьми-сиротами
5. Выявить основные трудности педагогов ГБОУ «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», возникающие при работе с детьми-сиротами.
6. Исследовать реализацию социальной работы с детьми-сиротами в ГБОУ «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение.
– эмпирические методы: интервьюирование, анкетирование.
Эмпирическая база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Сысертская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с детьми-сиротами в условиях интернатного учреждения
1.1. Характеристика детей-сирот как объектов социальной работы
В настоящее время в нашей стране существенной социальной проблемой становится увеличение количества детей-сирот, что является показателем социальной, экономической и политической обстановки в обществе. В виду того, что сиротство зачастую оказывает разрушительное воздействие на эмоциональные связи ребенка с обществом, в котором присутствуют люди, развивающиеся в более благоприятных условиях, а также вызывает вторичные нарушения психического здоровья и эмоционально-волевых качеств личности возникает необходимость проработки социальных и психолого-педагогических аспектов данной проблемы.
Дадим определение понятию «дети-сироты». Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без родителей по причине их смерти.1
Также существует категория социального сиротства, которая включает детей, имеющих биологических родителей, но по каким-либо причинам не проживают с ними, зачастую причинами является лишение родительских прав, ограничение родительских прав, недееспособность родителей, либо безвестно пропавшие родители, родители, отбывающие срок в местах лишения свободы. В данных случаях забота о детях возлагается на государство.2
Следует отметить, что на законодательном уровне РФ отсутствует принципиальное различие между данными категориями детей-сирот с точки зрения общих принципов их государственной поддержки и социальных гарантий.
За последние несколько лет проблема социального сиротства существенно возросла. Увеличилось количество беспризорных детей, которые вынуждены проживать и питаться на улице в связи с нравственным падением семьи, алкоголизмом и наркоманией родителей, а также в связи с ухудшением условий жизни значительной части населения, обусловленных кризисными ситуациями в стране. Данные факторы способствуют вытеснению детей из семей, вызывают полное безразличие родителей к их судьбе и воспитанию. Таким образом, распространение социального сиротства обусловлено уровнем жизни населения страны, а также особых условий и процессов жизнедеятельности общества.
За последний век, Россия пережила три волны сиротства, которые появлялись на различных временных этапах:
– первая волна сиротства: годы первой мировой войны; революция 1917 года.
Во время первой мировой войны количество детей-сирот возросло в силу того, что родители погибли в боевых действиях и дети остались без крова. Революция 1917 года усилила проявление социального сиротства, увеличилось количество беспризорников и бездомных детей, у которых родители были живы. Наибольших размеров данное явление достигло в период гражданской войны, когда голод и борьба за власть привели к увеличению сиротства фактического, когда родители детей не вели аморальный образ жизни, а умирали.3
Следует отметить и другой негативный факт, который оказал существенное влияние на увеличение показателей среди детей-сирот. Коммунистические устои и социалистический строй нивелировал ценность института семьи и брака, согласно коммунистическим социальным концепциям того времени, роль семьи должна была постепенно уменьшаться, на развод не тратилось большого количества времени, супругов не убеждали сохранить брак во благо детей и общества. При этом развод мог оформить один из супругов, не ставя в известность другого. Кризисный момент института семьи, разрушение семейных традиций негативно сказывались на воспитании детей, что приводило к увеличению беспризорников. 1931 год был самым кризисным в первую волну сиротства, так как многие женщины были оторваны от семей и вовлечены в производство, тем самым происходило раскрепощение женщин в ущерб семейным ценностям, так как чем дольше был отрыв матери от детей, тем больше возникало условий для социального сиротства.4
– вторая волна сиротства: 1945 г.
Великая Отечественная Война выступила второй волной, когда социальное сиротство стало переплетаться с реальным сиротством. Военные действия унесли жизни многих людей, дети которых остались круглыми сиротами и были вынуждены воспитываться в детских домах и интернатах.
– третья волна сиротства: настоящее время.
В настоящее время феномен социального сиротства обрастает более сложным комплексом проблем. В институте семьи и брака снова присутствует кризис, многие семьи стоят на учете как неблагополучные и неспособные обеспечить должное воспитание и уход за своими детьми. Также признаками кризиса семейного воспитания можно считать следующие факторы:
– расслоение общества, резкое снижение уровня дохода малоимущих семей.
– развитие вымогательства среди подростков и юношеского поколения.
– рост проституции среди школьниц, вовлечение детей в преступность.
– приобщение молодого поколения к запрещенным наркотическим и токсичным веществам.
– рост суицида среди подростков и юношеского поколения.
– отсутствие авторитета в жизни подростка, усиление конфликтов с педагогами и родителями.5
В свою очередь, данный перечень проблем является не полным, а лишь наиболее распространенным среди показателей критического положения семей. В свою очередь, неблагоприятным фактором кризисного развития семьи является безграмотность родителей, которые в воспитании детей руководствуются советами старшего поколения и полагаются на интуицию, не уделяя должного внимания возрастным и личностным особенностям ребенка.
Помимо вышеперечисленных факторов, к увеличению количества детей-сирот приводит алкоголизм и наркомания родителей, как следствие жестокое отношение к детям, снижение ответственности за их судьбу. Ежегодно органы опеки и попечительства забирают из неблагополучных семей более 100 тысяч детей, из них 43 тысячи родителей лишаются родительских прав.6
Увеличение рождаемости среди несовершеннолетних также может выступать одним из факторов роста количества детей-сирот. Молодые мамы не осознают полной ответственности за ребенка, особенно если сами воспитываются в неблагополучных семьях. Частыми случаями являются отказы от детей в роддомах, а также подкидывание детей в детские дома. Согласно статистике, в России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают детей в возрасте 15 лет, 13 тысяч – в возрасте 16 лет, 36,7 тысяч – в возрасте 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери не достигли совершеннолетия в среднем составляет 3,8 % от общего числа новорожденных.7
Таким образом можно представить социальный портрет детей-сирот (Рисунок 1).
Рисунок 1. – Социальный портрет детей-сирот России
Большинство детей, которые остались без попечения родителей передаются опекунам или в патронажную семью, 30% от их числа попадают в детские дома, дома-ребенка, школы-интернаты и другие образовательно-воспитательные социальные учреждения. Однако несмотря на то, что некоторый процент детей попадает в патронажные семьи, их количество в социальных учреждениях не уменьшается.8
Дети, выросшие в социально-неблагополучных семьях, после усыновления не всегда способны справиться с трудностями социализации, а новые родители оказываются не всегда готовыми к трудностям, возникающим с приемным ребенком. Данный аспект зачастую является причиной возвращения ребенка в детское социальное учреждение, что оказывает негативное влияние на его психику и ложное формирование представлений о своей социальной роли как сироты.9
Оказание помощи детям-сиротам является одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации, которая подкрепляет содержание социальной работы с данной категорией детей:
1. Международными документами:
– «Декларация прав человека и гражданина».
– «Декларация прав ребенка».
– «Конвенция о правах ребенка».
2. Нормативно-правовой базой РФ:
– Конституция РФ.
– Гражданский кодекс РФ.
– Семейный кодекс РФ.
– Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».10
Помимо предоставления социальных гарантий, государство регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих деятельность по воспитанию и образованию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основное содержание данной работы заключается в контроле за условиями содержания детей, их образования, социальной адаптации и реабилитации, помощи в трудоустройстве.
Таким образом, согласно вышеизложенному, можно прийти к заключению, что сиротство, как социальное явление, выступает неотъемлемой составляющей существования человечества и является одной из главных социальных проблем, которая с годами приобретает все большие масштабы. В настоящее время для общества характерно «социальное сиротство», когда дети остаются на попечении государства при живых родителях, лишенных родительских прав. Данный аспект оказывает разрушительное влияние на эмоциональные связи ребенка с социумом. Под воздействием многих факторов у детей-сирот возникают вторичные нарушения психического здоровья и эмоционально-волевых качеств личности, которые приводят к искажению интеллектуального и личностного развития, тем самым возникает эмоциональная депривация, негативно влияющая на процесс вхождения ребенка в социум. Ребенок получает противоречивую информацию о социальных ролях и зачастую усваивает поведение, характерное для асоциального члена общества.
На проблемы овладения социальной ролью также оказывает влияние фактор социальной депривации, который имеет место как в ситуации нахождения ребенка в неблагополучной семье, так и при помещении его в государственное учреждение, оказывающие воспитание и образование детей данной категории. Ребенок воспринимает оказанную ему помощь за должное
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Абдулина О. П. Усыновление в Российской Федерации Правовые проблемы: моногр. М.: Феникс, 2014. 228 с.
2. Алмазов Б.Н. Особенности деятельности специалистов по социальной работе в сфере социальной реабилитации // Социальная работа. 2015. № 1. С. 23-31.
3. Абельбейсов В.А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социология образования. 2018. № 7. С. 51.-54
4. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России // Социологические исследования. 2015. № 7. С. 67-68.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – СПБ.: Литера. 2015. 248 с.
6. Береева Е.Б. Социальное сиротство: опыт социологического обследования // Социус. 2016. № 4. С. 44-51.
7. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Педагогика. 2018. № 7. С. 13-15.
8. Васильев А.Ю. Защита прав детей-сирот в современном российском обществе / А. Ю. Васильев // Молодой ученый. 2016. №9. С. 54-57.
9. Василькова Ю.В. Методика и опыт социального педагога. М.: Юрайт, 2019. 197 с.
10. Волчек Н.Е. Сиротский дом // Социальная защита. 2017. № 9. С. 21-22.
11. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. М.: Просвещение. 2012. 265 с.
12. Гордеева М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей-сирот в России // Отечественный журнал социальной работы. 2015. № 4. С. 9-12.
13. Гринев Е.А. Технологии социальной работы с детьми-сиротами // Молодой ученый. 2015. № 4. С. 345-347.
14. Гусарова А.Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - воспитанников интернатных учреждений // Молодой ученый. 2018. № 22. С. 276-278.
15. Довгалевский А.И. Семейное воспитание приемных детей // Молодой ученый. 2019. № 6. С. 1024-1026.
16. Дубровина Н.В. Возрастные особенности психологического развития детей. М.: Астрель, 2016. 154 с.
17. Ежов И.В. Истоки и причины социального сиротства в современной России и пути его преодоления // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 425-428.
18. Иванова Т.А. Технологии обучения и воспитания детей-сирот // Социальный педагог. 2019. № 3. С. 25-28.
19. Кабышев, О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми / О. А. Кабышев. – М.: ИНФРА. – М. 2017. 243 с.
20. Козлов А.А. Теория социальной работы с детьми-сиротами / А.А. Козлов. – М.: Логос. 2018. 234 с.
21. Коробейников И.А. Проблема сиротства: реальность и ожидания // Дефектология. 2016. № 5. С.3-6.
22. Кузьмина Е.В. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях учреждения интернатного типа // Студенческий научный форум. 2020
23. Курбатова В.И. Социальная работа / В.И. Курбатова. – М.: Юрайт, 2018. 358 с.
24. Кыликова А.Г. Борьба с социальным сиротством // Социальная работа. 2017. № 2 С. 37-39.
25. Лешли, Д. Работа с маленькими детьми / Д. Лешли. – М.: 2015. 212 с.
26. Логинова Е.Н. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях учреждения интернатного типа // Социальный педагог. 2017. № 2. С 45-47.
27. Лопаткина О.А. Особенности социальной и социально-педагогической работы с детьми-сиротами в интернатном учреждении // Социологические науки. 2017. № 7. С. 8-10.
28. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. М.: Юрайт, 2016. 328 с.
29. Морозова Е.И. Проблемные дети и дети-сироты: Советы воспитателям и опекунам. М.: КНОРУС, 2016. 59 с.
30. Мустаев А.Ф. Социальная педагогика / А.Ф. Мустаев. М.: Академкнига, 2017. 315 с.
31. Новикова С.С. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. Учебное пособие для высшей школы / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Издательство МГСУ «Союз», 2015. 15 с.
32. Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска // Детский дом. 2019. № 7 С. 5-8.
33. Олифиренко Л.Я. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальная педагогика. 2016. № 2. С. 5-9.
34. Олифиренко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки сиротства // Народное образование № 3. С. 18-21.
35. Олифиренко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М.: Академия, 2004. 256 с.
36. Отчет по самообследованию ГБОУ СО «Сысертской школы-интернат». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sys-corr.ru/images/Dokumenti/Otchyot_o_rezul'tatah_samoobsledovaniya_za_2019-2020_god.pdf (дата обращения: 04.03.21)
37. Павленок П.Д. Основы социальной работы / П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М. 2018. 327 с.
38. Парфенова О.А. История социального призрения детей-сирот в России XVIII – начала ХХ века // Развитие личности. 2018. № 11. С. 9-13.
39. Платонова Н.М. Теория и методика социальной работы с детьми-сиротами / Н.М. Платонова. М.: Академия, 2016. 287 с.
40. Поддубная Т.Н. Управление социальной защиты детства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. 315 с.
41. Прихожан А.М. Психология сиротства.: моногр. / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – 3-е изд. - СПб.: Питер. 2017. 127 с.
42. Сапогов В.М. Теория и методика правовоспитательной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей / В.М. Сапогов. М.: Юрайт. 2020. 192 с.
43. Сапожникова Т.И. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности // Социология. 2017. № 3. С. 56-59.
44. Сафонова Т.Я. Реабилитация детей в приюте / Т.Я. Сафонова. М.: Росмэн. 2016. 174 с.
45. Семин Г.В. Дети-сироты в России / Г. В. Семин. М.: 2019. 271 с.
46. Сидорова Л.К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами. М.: Литера. 2019. 314 с.
47. Степанова Е. От депривации к социализации: проблема социализации детей-сирот как основная проблема интернатных учреждений // Молодой ученый, 2019. № 8. С. 564-567.
48. Студенова Е.Г. Теория социальной работы с детьми-сиротами в учреждениях интернатного типа // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 6. С. 126-128.
49. Тростанецкая Г. Теория и методика социальной работы с детьми-сиротами. М.: ИНФРА-М, 2016. 125 с.
50. Устав ГБОУ СО «Сысертская школа-интернат». – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sys-corr.ru/images/Dokumenti/Uchredit.dokumenty/USTAV_2020g_GBOU_SO_SSHI.pdf (дата обращения: 04.03.21)
51. Харичкин Е.А. Социальные приоритеты и пути решения проблемы социального сиротства // Работник социальной службы. 2017. № 4. С. 15-18.
52. Циткилов П.Я. Технологии социальной работы / П. Я. Циткилов. М.: Юрайт. 2018. 156 с.
53. Чепурных Е.Е. Проблемы подрастающих поколений в меняющемся обществе и пути их решения // Народное образование. 2018. № 6. С.13-15.
54. Шипицина Л.М. Дети социального риска и их воспитание / Л.М. Шипицина. М.: КНОРУС, 2017. 185 с.
55. Шипицина Л.М. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. М.: КНОРУС, 2018. 200 с.
56. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот // Гражданин и право. 2018. № 2. С. 5 -7.
57. Шохина Е.А. Институциональный и неинституциональный методы решения проблем социального сиротства в современной России / Е.А. Шохина // Научное обозрение. 2017. № 1. С.39-52.
58. Шульга Т.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска / Т.И. Шульга. М.: Юрайт, 2021. 314 с.
59. Щелина Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот в школе-интернате // Социальная педагогика. 2016. № 3. С. 12-15.
60. Юдина А.И. Технологии социальной работы с детьми-сиротами / А.И. Юдина. М.: Атриум, 2016134 с.