Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня наше образование поставлено перед проблемой, которая связана с усовершенствованием форм, методов и средств обучения с целью более эффективного осуществления создания учебной и познавательной деятельности обучающихся. Потому что это связано с новыми требованиями, которые предъявляются к профессиональным качествам специалистов, которые нельзя полностью осуществить в условиях системы традиционного образования. Так учебно-познавательную деятельность учащихся возможно совершенствовать с помощью обеспечения наглядности в образовании. Наглядность в обучении - это привлечение всевозможных наглядных пособий в процесс формирования различных навыков и умений и усвоения знаний. Принцип наглядности обогащает студентов чувственным познавательным опытом, который необходим для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Ведение образовательного процесса любого учебного заведения невозможно без использования учебно-наглядных пособий. От обеспеченности ими зависит качество образовательного процесса. Наглядность повышает интерес и внимание студентов, содействует глубокому пониманию, основательному осмыслению и прочному усвоению изучаемого материала.
Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала имеет большое значение. Практикой выработаны методические требования к демонстрации наглядных пособий на уроке, соблюдение которых повышает их дидактическую ценность. Проблема наглядности обучения волновала многих выдающихся ученых и педагогов. И.Г. Песталоцци считал принцип наглядности основным средством обучения. По его мнению, «Только безоговорочное применение принципа наглядности дает возможность изгнать бессодержательное обучение» [Подласый, С.32]. К.Д. Ушинский также был убежден, что необходимым условием обучения учащихся является принцип наглядности.
Вопрос о месте и роли наглядности рассматривался в педагогике с XVII века, начиная с работ П.П. Блонского, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и других педагогов, и также нашел продолжение и совершенствование в разработках современных отечественных ученых Л.В. Занкова, С.И. Змеева, И.Я. Лернера, Н.А. Менчинской, Е.И. Пассова, Б.Н. Скаткина, А.Н. Габышев, Г.Н. Зедгенизова-Сокорутова и др.
Цель исследования – изучить основы использования наглядных средств обучения и дать методические рекомендации по их применению в обучении экономике организации в учреждениях среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
1) изучить понятие и классификацию наглядных средств обучения;
2) рассмотреть психолого-педагогические особенности организации работы с наглядными средствами обучения в учреждениях среднего профессионального образования;
3) дать характеристику учебной дисциплины «Экономика организации»;
4) предложить методические рекомендации по использованию наглядных средств обучения экономике организации.
Объект исследования – процесс обучения экономике организации в учреждениях среднего профессионального образования.
Предмет исследования – способы использования наглядных средств обучения экономике организации в учреждениях среднего профессионального образования.
Метод исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний [Пидкасистый П.И.].
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют две группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Исходные положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским.
В словаре С.И. Ожегова приводятся такие значения понятия «средство»: «1. Прием, способ действия для достижения чего-н. 2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности» [Ожегов С.И.]. Как видно из определений, первое значение является более абстрактным и общим по сравнению со вторым. В педагогике для описания способов педагогической деятельности используются такие понятия, как «прием обучения» и «метод обучения». Поэтому под средствами обучения в большинстве педагогических работ понимаются инструменты и приспособления материальной природы. Например, В.А. Сластенин и коллектив его соавторов включают в средства обучения (дидактические средства) учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. [Классификация средств обучения. URL: https://pouznaval.ru/klassifikatsiya-sredstv-obucheniya/].
Рассмотрим классификацию средств обучения.
По характеру воздействия на учащихся:
- Визуальные: предметы, карты, макеты, диафильмы, ИКТ – презентации, слайды;
- Аудиальные: радио, музыкальный центр;
- Аудиовизуальные: телевидение, кинофильмы, ИКТ - презентации.
По степени трудности:
- Обыкновенные: учебники, печатные пособия, модели, картины;
- Трудные: компьютеры, механические визуальные средства, лингафонные кабинеты.
По происхождению:
- Естественные природные средства (предметы, непосредственно взятые из самой действительности: коллекция камешков, шишек, растений, семечек, желудей);
- Символические (представляют действительность при помощи знаков, символов: картинки, карты, схемы;
- Технические: визуальные, аудиовизуальные средства.
Классификация А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева:
- Природная: естественные объекты либо их изображения (реальные вещи, портреты, картины, произведения искусств);
- Объемная (геометрические фигуры, чучела);
- Изобразительная (фото, кадры теле-, кино-, диафильмов, диапозитивов);
- Графическая (схемы, таблицы, чертежи, диаграммы);
- Символическая (глобус, географические карты);
- Звуковая (магнитофонная запись);
- Мультимедиа, базирующаяся на компьютерных разработках, использующая интерактивность и средства дистанционного обучения. [Классификация средств обучения. URL: https://pouznaval.ru/klassifikatsiya-sredstv-obucheniya/].
Чувственное познание объекта бывает непосредственным и опосредованным. Непосредственное чувственное познание происходит, когда в процессе познания объекта субъект не ограничивается простым наблюдением, а активно на него влияет: рассматривает с разных сторон, мысленно (или реально) разделяет на части, проводит с ним любые действия. Объект в таком случае называют чувственно познаваемым. В процессе обучения с помощью непосредственного чувственного восприятия обучающиеся могут исследовать физические свойства объектов. Органы чувств человека в определенной степени ограничены диапазонами чувствительности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
2. Актуальные вопросы педагогики: сборник статей V Международной научнопрактической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2021. – 158 с
3. Беляева Е.А. Учебное задание как педагогическое средство достижения личностных результатов обучения в основной школе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир, 2019. — 158 с.
4. Габышев А. Н., Зедгенизова-Сокорутова Г. Н. Формирование ключевых компетенций учащихся методами интерактивного обучения и воспитания // Образование и воспитание. – 2016. – № 1. – С. 30–32
5. Гималетдинова К.Р. Использование сервисов для наглядного представления данных на уроках в начальных классах / К.Р. Гималетдинова, В.Г. Шубович, С.С. Олейникова // Информационные технологии в образовании: материалы Всероссийской очной научно-практической конференции. – 2020. – С. 23–28.
6. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2016. – № 2(90). – С. 131–138.
7. Зайцева В. П., Фадеева К. Н., Герасимова А. Г. Электронное портфолио как средство оценивания в процессе подготовки будущего специалиста // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2018. – № 3(99). – С. 195–200
8. Ильина А.В., Обоскалов А.Г., Солодкова М.И. и др. Инновационные практики обновления содержания и технологий общего образования. Сборник практико-ориентированных материалов региональных инновационных площадок. — Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), 2019. — 164 с.
9. Карпова Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников: монография / Т.Н. Карпова. – Ярославль: Принт, 2016. – 196 с
10. Копышева Т. Н., Митрофанова Т. В., Фадеева К. Н. Применение проектного метода при обучении бакалавров прикладной информатики в рамках реализации компетентностного подхода // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2018. – № 4(100). – С. 185–192
11. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. Л.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 631 с
12. Методика преподавания финансовых дисциплин: учебно-метод. пособие / сост. В. В. Бут [и др.]. – Краснодар : КубГАУ, 2018. – 58 с.
13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «Издательство Оникс», ООО «Издательство "Мир и образование"», 2011.
14. Педагогические технологии: результаты исследований Ярославской научной школы / под ред. Л. В. Байбородовой, В. В. Юдина. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - 453 с
15. Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития. Часть 2. Сборник статей Международной научно-практической конференции в 2 ч. Ч.2 — Уфа: Omega Science, 2019. — 283 с.
16. Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 432 с
17. Санько А.М. Средства обучения в условиях цифровизации образования. Учебное пособие. — Самара: Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, 2020. — 100 с.
18. Сушко А.В. Методические приёмы и особенности преподавания дисциплины «Культурология» иностранным военным специалистам / А.В. Сушко, В.Р. Блиев // Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». − 2016. − №1. − С. 57-61.
19. Тюкинеева О.В. (отв. ред.) Сборник методических разработок Педагогическая копилка-2020. Выпуск 4 (октябрь-декабрь). - Усть-Илимск: НМЦ Сова, 2020. — 384 с.
20. Фадеева К. Н., Герасимова А. Г. Использование метода проектов как средства формирования ИКТкомпетентности бакалавров сервиса // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2016. – № 3(91). – С. 176–181.
21. Федосеева В. А. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / В. А. Федосеева; Перм. гос. нац. исслед. ун-т.– Пермь, 2018. - 170 с
22. Шерстнёва Н. А. Педагогическая технология: понятие, сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 10, ч. 3. - С. 114–117
23. Экономика предприятия [Электронный ресурс] : метод. рек. к практич. занятиям для студентов / сост. И. Я. Курсова, Н. В. Рубанова. - Могилев : Белорус.-Рос. ун-т, 2021. - 44с.
24. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения / Д.Б. Эльконин. - Москва: Академия, 2014. – 269 с.
25. ГОСТ Р53626-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения // Техэксперт. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1200080386 (дата обращения: 28.02.2021)
26. Классификация средств обучения. URL: https://pouznaval.ru/klassifikatsiya-sredstv-obucheniya/ (дата обращения: 28.02.2021)
27. Классификации технических средств обучения: лингводидактический аспект. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsii-tehnicheskih-sredstv-obucheniya-lingvodidakticheskiy-aspekt (дата обращения: 28.02.2021)
28. Морозов А. В., Шорина Т. В. Структура научно-методического обеспечения визуализации учебной информации в системе современного высшего образования URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-nauchno-metodicheskogo-obespecheniya-vizualizatsii-uchebnoy-informatsii-vsisteme -sovremennogo-vysshego-obrazovaniya. (дата обращения: 28.02.2021)
29. Средства обучения и воспитания. URL: https://novopavlovka.edusite.ru/p166aa1.html (дата обращения: 28.02.2021)