Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современных условиях, в связи с формированием рыночных отношений, наряду с развитием промышленности, медицины и науки туризм привлек к себе особое внимание, став самостоятельной и динамично развивающейся отраслью. Ритм современной жизни общества напрямую зависит от таких составляющих как урбанизация, глобализация и виртуализация. Расширение границ, рост городов, стремление государств к упрощению въезда на территорию иностранным гражданам способствуют динамичному развитию туризма.
Однако экономические потрясения и всемирная пандемия COVID-19 внесли существенные изменения в современную действительность, туристическая отрасль понесла значительные убытки, так в 2020 году ущерб ведущих туроператоров России составил более 1,3 трлн. рублей, динамика общего турпотока во втором и третьем кварталах 2020 года сократилась на 94,2%. В свою очередь, кризисные моменты послужили толчком к развитию внутреннего туризма нашей страны, закрытие границ позволило обратить внимание наших граждан на туристско-рекреационный потенциал России, так динамика внутренних потоков на отечественные курорты в 2020 году увеличилась на 21% по сравнению с 2019 годом, самым популярным направлением стал Краснодарский край, Крым и Сочи, а самым популярным видом туризма выступил пляжный семейный отдых.
Следует отметить, что помимо пляжных курортов, в России существуют местности, богатые своим культурно-историческим и природным наследием, которые могут выступать основой проектирования разнообразных туристско-экскурсионных, познавательных маршрутов и туров. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (ХМАО-Югра) располагает большими возможностями по разработке туристских экскурсионных программ для молодежи, в округе имеется необходимая туристская инфраструктура и ресурсы, разработан комплекс нормативно-правовых мер по организации экскурсионных и туристических поездок для учащейся молодежи, имеются разнообразные программы субсидирования, способствующие доступности детского отдыха. Именно с перспективой развития молодежных туристских экскурсионных программ связана актуальность данной работы: вовлечение молодежи в туристские экскурсионные программы ХМАО-Югры позволит повысить туристскую привлекательность округа и приобщить к культурному развитию молодое поколение, оказывая положительное влияние на физическое и нравственное воспитание молодежи. В свою очередь участие в грамотно спроектированных молодежных туристских и экскурсионных программах ведет к продуктивному распределению свободного времени молодых людей, позволяя решить многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается общество на протяжении многих лет.
Объектом исследования в работе являются молодежные туристские и экскурсионные программы.
Предметом исследования выступает деятельность по разработке молодежных туристских и экскурсионных программ в ХМАО-Югре.
Цель работы: разработать проект молодежной туристской и экскурсионной программы на основе туристских ресурсов ХМАО-Югры.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
– рассмотреть факторы, способствующие развитию молодежных туристских и экскурсионных программ в ХМАО-Югре.
– проанализировать молодежные туристские и экскурсионные программы в ХМАО-Югре.
– разработать проект молодежной туристской и экскурсионной программы для ХМАО-Югры.
– обосновать эффективность разработанного проекта.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных исследователей в сфере туризма, таких как: Ю.Н. Александров, Я.И. Березенкова, С.А. Есипова, М.А. Жукова, Н.В. Захарова, Е.Н. Ильина, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов, А.Н. Квасов, А.С. Кусков, Н.К. Моисеева, Ю.В. Рубан.
Также использовались нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность в сфере туризма: Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016); ГОСТ Р 54605-2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования»; ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг».
Методологическая база работы – в работе использовались метод анализа (с целью определения сущности молодежных туристских и экскурсионных программ), проектирования (с целью проектирования туристской экскурсионной программы «Сокровища нефтяного края»), классификации (с целью анализа молодежных туристских и экскурсионных программ в ХМАО – Югра ).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка источников литературы, приложений. Общий объем работы 64 страницы
ГЛАВА 1. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНЫХ ТУРИСТСКИХ И ЭКСКУРСИОННЫХ ПРОГРАММ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ – ЮГРЕ
1.1. Факторы, способствующие развитию молодежных туристских и экскурсионных программ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Молодежные туристские экскурсионные программы являются перспективным направлением развития внутреннего туризма ХМАО-Югры. Способствуя привлечению туристов в регион посредством предоставления качественных молодежных туристских экскурсионных программ, ХМАО-Югра повышает общие показатели внутреннего туризма России. Необходимость их развития и продвижения обусловлена тем, что молодежь является активной частью социума и испытывает потребность в качественных экономичных туристских и экскурсионных программах.
Рассмотрим характерные особенности туристов, относящихся к категории молодежи. Молодежь выделяется в отдельную социальную группу на основе возрастных характеристик и особенностей социального положения. К молодежи относятся три возрастных подгруппы:
– лица в возрасте от 14 до 18 лет (юность).
К данной возрастной подгруппе относятся подростки старшего школьного возраста. Особенности развития познавательной сферы и личности молодых людей характеризуется ростом сознания, воображения, суждений. У подростков идет активное накопление знаний, молодые люди в этом возрасте любознательны, у них происходит формирование будущих ценностных установок, обучение рассматривается в прямой взаимосвязи с будущим, молодые люди задумываются о выборе профессии, усиливается потребность в самостоятельном приобретении знаний, положительно воспринимаются факультативные занятия, открытые уроки. Старшие школьники интересуются исключительно той деятельностью, в которой заключается смысловая нагрузка. Те действия, в которых эти тенденции находят удовлетворение, оказываются для молодых людей наиболее продуктивными и привлекательными.
Таким образом, для данной возрастной молодежной подгруппы, необходимо включать в программу экскурсии такие объекты показа, которые имею непосредственную взаимосвязь с учебной программой и будут являться дополнительным познавательным материалом, содержащим историческую, патриотическую, культурную и литературную тематику.
– лица в возрасте от 18 до 25 лет (ранняя молодость).
В данном возрастном периоде происходит становление психологической зрелости, которая проявляется в самоопределении и открытии своего внутреннего мира, развивается целеполагание, планируется и реализуется программа самоизменения. Именно в период ранней молодости активно развиваются нравственные и эстетические чувства, характер стабилизируется, происходит профессиональное становление. Молодые люди стремятся к общению с противоположным полом и самопознанию, в свободное время предпочтение отдается развлечениям и стимулирующей эмоциональное состояние деятельности. Таким образом, данная возрастная группа при выборе экскурсионной программы будет отдавать предпочтение той экскурсии, в которой будут присутствовать развлекательные элементы.
– лица в возрасте от 25 до 35 лет (зрелая молодость).
В данный период происходит окончательное формирование личностного становления, ведущей деятельностью является профессиональная деятельность. Молодые люди в этом возрасте, как правило, создают собственную семью, стремятся к индивидуальности, развлечения отходят на второй план. Для данной возрастной подгруппы экскурсионная программа должна включать культурно-познавательный аспект с незначительными элементами развлекательной части.
Необходимо подчеркнуть, что в связи с начальным этапом профессионального становления, уровень доходов в юношеском периоде и периоде ранней молодости в основном зависит от дотаций родителей, молодые люди продолжают обучение и приобретают азы будущей профессии, некоторые из них в свободное от учебы время осуществляют трудовую деятельность, доход от которой является незначительным. В период зрелой молодости у человека появляется первый доход от профессиональной деятельности, который также является незначительным, так как молодые специалисты не имеют достаточного опыта для ведущих высокооплачиваемых должностей.
Таким образом, можно отметить, что при проектировании молодежных туристских и экскурсионных программ необходимо учитывать уровень дохода целевой аудитории, а также мотивацию выбора, которая основывается на удовлетворении потребностей молодых людей посредством экскурсии.
Рассмотрим основные мотивы путешествий, характерных для молодежи на рисунке 1.
Рис.1. Основные мотивы путешествий молодежи
Согласно рисунку, основные мотивы путешествий молодежи составляют три группы:
– гносеологические.
Включают удовлетворение познавательного интереса. Молодые люди, путешествующие с целью удовлетворения гносеологических потребностей, как правило, выбирают экскурсионные программы, насыщенные культурно-исторической тематикой, где экскурсионная информация содержит исторические факты, легенды, знакомство с новой культурой, образом жизни и поверьями этносов, и сопровождается показом объектов в натуральном виде, с возможной демонстрацией архивных фотографий не сохранившихся частей объекта.
– коммуникационные.
Заключаются в удовлетворении потребности в общении. Молодежь, для которой основной целью является коммуникационный процесс, выбирает в основном тематические экскурсионные программы, в которых собирается группа людей, объединенных общими интересами и целями, для обмена опытом и знакомства с единомышленниками. Примером таких экскурсий являются пешие экскурсионные походы, экскурсионные программы, содержащие элементы сплава по горным рекам, экскурсионные программы научной тематики (исследование памятников археологии, посещение Сколково) и т.д.
– гедонистические.
Данные мотивы заключаются в удовлетворении потребностей в отдыхе, развлечении и эмоциональном стимулировании. Как правило, экскурсионные программы, включающие гедонистические элементы, разрабатываются для молодежи в возрасте от 18 до 25 лет и представляют квест-экскурсии различной тематики, экскурсии с посещением фестивалей и праздников, пенных вечеринок и т.д.
Таким образом, туристическая активность молодежи в большей степени определяется мотивацией, способствующей удовлетворению потребности туристического интереса, однако на уровень активности также оказывает влияние социальный статус молодых людей, их уровень дохода и образования.
Развитие современных молодежных туристских и экскурсионных программ связано с особенностью их организации, а также с наличием соответствующей инфраструктуры. Основной базой, составляющей туристские и экскурсионные программы, являются ресурсы, которые расположены в различных местностях, представляющие определенную культурную, архитектурную либо историческую ценность. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов. Следует отметить, что культурно-исторические объекты, которые включаются в туристские и экскурсионные программы бывают как материальные, так и духовные. Материальные объекты включают средства производства и другие материальные ценности общества каждой исторической стадии его развития, в то время как духовные культурно-исторические объекты состоят из совокупности достижений общества в искусстве, музыке, литературе, архитектуре, организации общественной жизни и т.д.
Ведущую роль среди объектов, включенных в туристские и экскурсионные программы, занимают памятники истории и культуры, которые являются наиболее привлекательными для экскурсантов и способны в полной мере удовлетворить их познавательные потребности. К памятникам истории и культуры относятся сооружения, памятные места и предметы, которые связаны с историческими моментами в жизни народа, с развитием общества и государства в целом, произведения живописи, а также духовного искусства.
ХМАО – Югра располагает большими возможностями по разработке туристских и экскурсионных программ для молодежи, благоприятная экологическая обстановка и наличие необходимой инфраструктуры округа позволяют организовывать туристические и экскурсионные поездки с целью популяризации его культурного наследия.
Рассмотрим основные факторы, способствующие развитию молодежных туристских и экскурсионных программ в ХМАО-Югре:
1. Богатое культурно-историческое наследие.
Культурно-исторический потенциал ХМАО – Югры связан с наследием коренных народов ханты и манси, благодаря которым на территории округа имеется несколько десятков этнографических музеев. Основными этнографическими музеями с обширными экспозициями являются:
– Этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа».
Находится в г. Ханты-Мансийск и представляет собой музей под открытым небом в виде традиционного летнего стойбища обских угров.
– Этнографический парк-музей с. Варьенган
Располагается в с. Варьеган, представляет собой хантыйское стойбище, в котором экскурсанты могут познакомиться с традиционным укладом жизни коренных народов ханты.
– Государственный музей «Природы и человека».
Находится в г. Ханты-Мансийск, в музее действует постоянная экспозиция «Связь времен», которая объединяет в себе три хронологических времени: природное, хронологическое и мифологическое время.
– Археологический музей «Древний Эмдер».
Находится в г. Нягань, экспозиция музея позволяет познакомиться с Эмдерским княжеством, существовавшим на р. Ендырь в XII-XVI в.в.
– Музей геологии, нефти и газа.
Располагается в г. Ханты-Мансийск, экспозиция данного музея посвящена геологии района. Посещение данного музея в рамках познавательной экскурсии позволит студентам факультета нефти и газа получить дополнительные знания по будущей специальности.
– Березовский краеведческий музей.
Находится в пос. Березове, который являлся местом ссылки князя Меньшикова, Ромадановского и князей Долгоруких. Экспозиция данного музея рассказывает о жизни опальных князей.
– Нижневартовский краеведческий музей.
Располагается в г. Нижневартовске. Был основан 1 ноября 1973 года, включает более 30 000 экспонатов, посвященных истории русского быта, среди которых представлена русская техника, предметы археологии и палеонтологии, документы, художественные работы и прочее.
Помимо этнографических и краеведческих музеев, на территории ХМАО – Югры проводятся этнографические
Фрагмент для ознакомления
3
1. ФЗ № 132 от 24.11.1996 г. (с изменениями 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг». [Текст]. – Введ.2010-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2010. – VII, 60 с.
3. ГОСТ Р 54604-2011 «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования» [Текст]. – Введ.2011-30-11 – М.: Изд-во стандартов, 2011. – VIII, 70 с.
4. ГОСТ Р – 50644 – 2009. Туристско - экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. – Введ. 2000–11–16. – М.: Изд-во стандартов, 2010. – 27 с.
5. Александрова А.Ю. Статистика туризма/ А.Ю. Александрова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 414 с.
6. Анциферов М.П. Экскурсоведение / М.П. Анциферов – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 414 с.
7. Бабкин А.Б. Специальные виды туризма: учеб. пособие / А.Б. Бабкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 252с.
8. Балабанов И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов – М.: ЭСКМО, 2015. – 343 с.
9. Бархаш Л. Особенности экскурсионного обслуживания / Л. Бархаш. – М.: Альянс, 2014. - 329 с.
10. Беликов Г.А. География Ханты-мансийского АО / Г.А. Беликов. – М.: Алеф, 2017. – 187 с.
11. Бобкова А. Правовое обеспечение туризма / А Бобкова. – М.: ЭСКМО, 2019. – 155 с.
12. Буткова А. Г. Основные музеи Роcсии / А.Г. Буткова. – М.: Кнорус. – 2015. – 45 с.
13. Ветинев А.М. Маркетинг туристических услуг / А.М. Ветинев. – М.: Крокус, 2014. – 471 с.
14. Воронцова М. Г. Образование как фактор развития современного туризма / М.Г. Воронцова // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2014.-N 2. - С. 68-78.
15. Валявский В.К. Рекреационные ресурсы Ханты-мансийского автономного округа / В.К. Валявский. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 215 с.
16. Выготский Л.С. Возрастная психология / Л.С. Выготский. – М.: КНОРУС, 2017. -С. 145
17. Гаврилова Е.А. Менеджмент туризма / Е.А. Гаврилова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 576 с.
18. Горшков С.А. Экскурсоведение / С.А. Горшков. – М.: ВЛАДОС, 2015. – 346 с.
19. Гутников В. А. Экскурсионная деятельность и туризм / В.А. Гутников. – М.: ЭСКМО, 2017. – 120 с.
20. Дмитриев М.Н. Экономика туристского рынка / М.Н. Дмитриев. – М.: Белый город, 2015. – 260 с.
21. Дурович А.П. Организация туризма / А,П. Дурович. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 314 с.
22. Единый официальный сайт государственных органов ХМАО – Югры. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tourism.admhmao.ru/turizm-v-yugre/reestr-turistskikh-marshrutov-turov-i-ekskursionnykh-programm/604982/reestr-ekskursionnykh-programm-i-turov-avtonomnogo-okruga-dlya-semey-detey-i-molodezhi (дата обращения: 20.02.2021)
23. Елкина И. Экскурсоведение / И. Елкина. – М.: ЭСКМО, 2015. – 322 с.
24. Емельянов Б. Экскурсоведение / Б. Емельянов. – М.: Атриум, 2018. – 325 с.
25. Ефремова М.В. Организация туризма / М.В. Ефимова. – СПб: ГЕРДА, 2015. – 248 с.
26. Жинкин И. Туризм. Экскурсионные маршруты: Метод. Пособие / И. Жинкин. – М.: Крокус, 2013. – 185 с.
27. Жуков А.А. Технология и организация туроператорских услуг / А.А. Жуков. – М.: ИНФРА -М, 2017. – 387 с.
28. Жукова М.А. Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства. Основные направления реализации турпродукта / М.А. Жукова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2015. – 304 с.
29. Закорин Н.Д. Методологические аспекты анализа экономической эффективности туристской отрасли / Н.Д. Закорин //Проблемы современной экономики. – 2015. № 3-4 (15/16). С. 324.
30. Зорин И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин. – М.: Атриум, 2015. – 327 с.
31. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник / Е.Н. Ильина – М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
32. Кабушкин Н.И. Организация туризма: учеб. Пособие / Н.И. Кабушкин. – М.: Новое знание, 2019. – 632 с.
33. Карагозов О.В. Организационные аспекты повышения эффективности культурно-познавательной сферы туризма / О.В. Карагозов. – М.: Научное обозрение, 2018. – 45 с.
34. Квартальнов В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2010. – 320 с.
35. Кондратьев О.Г. Сохранение культурного наследи страны / О.Г. Кондратьев // Вояж. – 2018. - № 10. – С. 58-60.
36. Кравченко Н. Интерактивные экскурсии как метод повышения сознания. / Н. Кравченко // Знание. – 2015. - № 7. – с.23-28.
37. Кружалин В. И. Теоретические и практические аспекты развития рекреации и туризма в России / В.И. Кружалин. – СПб.: «Издательство Д.А.Р.К.». 2018. – 215 с.
38. Квасов А. Экскурсоведение / А. Квасов. – М.: ЭСКМО, 2015. – 149 с.
39. Кужель Ю.Л. География туризма: Нижневартовск / Ю.Л. Кужель. – М.: Гриф, УМО, ВО, 2019. – 357 с.
40. Кусков А.С. Технология и организация экскурсионных услуг / А.С. Кусков. – М.: ИНФРА-М, 2013. - 324 с.
41. Куликов А.С. Экскурсионное дело / А.С. Куликов. – М.: Форум, 2015. – 256 с.
42. Курышева О.В. Определение понятия «молодежь» / О.В. Курышева // Теория и практика общественного развития. 2020. – № 7. – С.п 5.
43. Морозова И.В. Взаимодействие культур и образовательный туризм. / И. В. Морозова // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 1. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2015. — 45 с.
44. Омельченко В.И. Современное состояние и перспективы развития детско-юношеского туризма в Российской Федерации. / В.И. Омельченко // Туризм и культурное наследие: межвузовский сборник научных трудов: Вып. 15. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2018. — 35 с.
45. Пенкина Н.В. Современное состояние туризма Ханты-Мансийского автономного округа / Н.В. Пенкина // Экономика и управление. – 2019. - № 2. – С. 13.
46. Скобельцына А.С. Технология и организация информационно-экскурсионной деятельности / А.С. Скобельцына. – М.: Гриф УМО ВПО, 2019 – 284 с.
47. Скобельцына А.С. Технология и организация экскурсионных услуг / А.С. Скобельцина. – М.: Гриф УМО ВО, 2019 – 197 с.
48. Скородумов Ю. С образовательным туризмом в XXI век / Ю. Скородумов //Туризм и образование. – 2015. № 1. с. 58-98.
49. Субботина Е. В. Совершенствование структуры образования как фактор развития современной туристской отрасли / Е. В. Субботина, З. Сулейманова // Дополнительное образование. – 2015. №11. с. 45.
50. Нижневартовск: топовые достопримечательности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://trippo.ru/dostoprimechatelnosti-nizhnevartovska/
Нижневартовский краеведческий музей им. Т.Д. Шуваева. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nkmus.ru/posetitelyam/tarify.html
52. РБК. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http//www.rbk.ru (дата обращения: 12.03.2021).