Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Официальные статистические данные показывают значимое снижение преступности несовершеннолетних. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними (а также с их участием), сократилось. В 2020 году по России сотрудниками полиции было задержано 19816 малолетних правонарушителей, что на 21,6% меньше прошлогоднего показателя [53].
На первом месте среди регионов по количеству несовершеннолетних правонарушителей стоят Забайкальский край, Иркутская область, Ненецкий АО, Республика Карелия и Тыва.
Благодаря тенденции к снижению преступности несовершеннолетних, снизилось на 20% и количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных ими. Но все равно проблема правонарушений несовершеннолетних является лидирующей социальной проблемой.
Правонарушения посягают на защищенные правом интересы людей и организаций, дестабилизируют общественные отношения, потому они нежелательны для общества и вызывают отрицательную реакцию со стороны самого общества и государства.
Согласно статистике ГУВ МВД Тверской области, при общем уменьшении подростковой преступности с 277 в 2019 до 258 в 2020 году (на 6,8 процента), отмечается рост преступлений, связанных с тайным хищением имущества - на 12 процентов (со 132 до 150), разбоев на 63 процента (с 7 до 19). Почти в два раза возросло число квартирных краж (с 20 до 38).
Значительная часть преступлений совершена учащимися образовательных организаций профессионального образования и студентами. При этом их число за год возросло с 24 до 47.
Цель исследования: изучить опыт социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом (на примере Тверской области).
Объект исследования: несовершеннолетние правонарушители.
Предмет исследования: социальная работа с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть причины противоправного поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.
2. Выделить основные подходы социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
3. Изучить нормативно-правовую базу социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
4. Изучить региональный опыт социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
5. Оценить эффективность социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом в Тверской области.
6. Предложить рекомендации по совершенствованию социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом в Тверской области.
Методы исследования: теоретические — анализ социально педагогической работы; эмпирические — анализ документаций инспекторов ОПДН, анкетирование, методы количественной и качественной обработки данных.
Теоретико-методологическая основа исследования. В ходе работы мы опирались на научные исследования по проблемам социализации личности Василькова Ю.В., Мудрика А.В., Шептенко П.А.; вслед за И.В. Галагузовой, Е.И. Холостовой, В.Н. Келасьевым несовершеннолетних правонарушителей, склонных к преступлению относим к категории подростков с девиантным поведением; придерживаемся социально¬-психологических аспектов становления личности несовершеннолетнего правонарушителя А.И. Долговой.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы студентами специальности «Социальная работа», для социальных работников по социальной профилактике с несовершеннолетними находящимися в конфликте с законом .
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы социальной работы с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом.
1.1. Причины противоправного поведения, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних
Несовершеннолетние дети (подростки) составляют одну из многочисленных и активных групп населения. Подростковый возраст является переходным от детства к взрослости. В онтогенезе человека этот возраст считается одним из сложных. В подростковом возрасте коренным образом перестраиваются уже сложившиеся ранее психологические структуры. Корме того в данный возрастной период у человека формируются нравственные понятия, ценности и установки, складывается общая направленность личности. В психологической сфере ребенка подросткового возраста возникает такое новообразование как чувство взрослости, что обусловлено возникновением новых потребностей и способностей. Основная потребность подростков - это потребность в общении [10, с. 7].
Правонарушения несовершеннолетних создают социальные последствия для общества: увеличивают рост преступности, создают проблемы в семье, пребывание несовершеннолетних правонарушителей в образовательных учреждениях негативно действует на их сверстников. Следовательно, правонарушения несовершеннолетних - это проблема социальной работы.
Главным аспектом деления правонарушений на виды является степень общественной опасности. Степень общественной опасности характеризуется следующими признаками:
- значимость регулируемых правом общественных отношений;
- размер причинённого вреда или ущерба;
- способ, время и место совершения правонарушения;
- личность правонарушителя [54].
В зависимости от степени общественной опасности правонарушения подразделяются на два вида: преступления и проступки.
Преступлением признаётся деяние, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством. Преступление отличается максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые уголовным законодательством. Объектами преступлений являются общественный и государственный строй, существующая система хозяйства, разнообразные формы собственности, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан. Перечень преступлений, установленный уголовным законодательством, является исчерпывающим, и расширенному толкованию не подлежит [24].
Проступками признаются правонарушения, ответственность за которые устанавливается любой другой (кроме уголовной) отраслью законодательства.
По сравнению с преступлением, проступки имеют меньшую степень общественной опасности (вредности). Разница проступков от преступлений в том, что они не выражают общественной опасности самой личности нарушителя.
Проступки подразделяются на:
- административные, они представляют собой предусмотренные нормами административного, финансового, земельного, процессуального и иных отраслей права противоправные деяния;
- гражданско-правовые, они отличаются от прочих специфическим объектом посягательства, каковым выступают имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, а также некоторыми нормами семейного, трудового, земельного права;
- дисциплинарные, они представляют собой деяния, нарушающие внутренний распорядок деятельности, предприятий, учреждений, организаций [14].
По мнению Б. В. Волженкина, «...личность правонарушителя - это совокупность негативных социально-значимых индивидуально-типологических качеств индивида, обусловливающая его преступное поведение» [12, с. 262].
В большинстве случаев несовершеннолетний правонарушитель - это лицо, которое обладает склонностями, привычками, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения [10, с. 25].
Следует обратить внимание на то, что личность несовершеннолетнего правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества.
Противоправные проявления среди несовершеннолетних, в настоящее время, связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности.
Выступающими основной причиной возникновения антиобщественных взглядов, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании подростков и плохой организации их досуга, ошибками в деятельности школы и общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями [17, с. 51].
В. Н. Кудрявцев полагает, что «преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем и «непедагогических» методов воспитания.
Заключение
На современном этапе развития общества проблема изучения работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав считается актуальной, так как от деятельности данной организации зависит жизнь несовершеннолетних правонарушителей, безнадзорных и беспризорных детей, а в дальнейшем и будущее страны в целом.
В рамках решения первой задачи исследования нами была изучена психолого-педагогическая характеристика подростков-правонарушителей.
Сущность понятия «несовершеннолетний» раскрывается в Федеральном законе от 24 июня 1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Категория несовершеннолетних правонарушителей выбрана нами неслучайно, так как правонарушения чаще всего начинают свое проявление именно в подростковом возрасте, так как он считается сложным, двойственным и переходным от детства к юности.
Общий характер личности несовершеннолетних правонарушителей заключается в том, что их стремления, потребности, интересы и идеалы зачастую определяют отрицательный ход поведения, следовательно, для несовершеннолетних правонарушителей, которые состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите имеют следующие характерные особенности: не имеют конкретных жизненных целей; могут отставать от сверстников в психологическом развитии; отличаются неуравновешенностью, импульсивностью и несдержанностью; могут иметь отклонения в нравственно-¬психическом развитии; имеют эпизодически отрицательный характер поведения; деятельность, осуществляемая ими, носит лёгкий непринужденный развлекательный характер; плохо учатся, свойственной является систематическая неуспеваемость; хорошо относятся к физическому труду, но к продуктам чужого труда относятся потребительски; зачастую не имеют общественных обязанностей; подростки-правонарушители имеют конфликтные взаимоотношения со сверстниками.
В рамках решения второй задачи, автором была рассмотрена комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект воспитательной работы с подростками-находящимися в конфликте с законом.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав как субъект воспитательной работы с подростками-находящимися в конфликте с законом является значимой государственной структурой, так как она занимается координацией всей воспитательно-профилактической деятельности. Она имеет властные полномочия правоприменительного, правоохранительного и организационного характера. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав имеет возможность реализовывать функции управления, координации и контроля в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, как на местном уровне, так и в масштабах региона и страны в целом. Также комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ведет свою деятельность в различных направлениях, призванных решать проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Воспитательная работа представляет собой педагогическую деятельность, которая направлена на организацию воспитательной среды и управление разными видами деятельности воспитанников в целях разрешения задач гармоничного развития личности.
Основными формами воспитательной работы с подростками -находящимися в конфликте с законом в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются индивидуальная, групповая и массовая.
Ключевыми методами воспитательной работы с подростками- находящимися в конфликте с законом считаются: методы формирования взглядов, убеждений, идеалов личности; методы организации деятельности, опыта общественного поведения; методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.
В ходе исследования на практике КДН Краснохолмского район Тверской области, автором был проанализирован опыт работы данной комиссии, мы присутствовали на заседаниях, ознакомились с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность комиссии, изучили статистику и причины совершения правонарушений подростками.
В ходе исследовательской работы за период апрель –май 2021 года, в КДН Краснохолмского район Тверской области было выявлено, что специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в воспитательной работе с подростками-находящимися в конфликте с законом пользуются лишь ограниченным количеством методов и форм воспитательного воздействия на несовершеннолетних, это говорит о том, что существует необходимость разнообразить воспитательную работу с подростками-находящимися в конфликте с законом , так как применение однообразных форм и методов воспитательной работы в последствии будет являться неэффективным.
На основе полученных результатов исследования автором был разработан комплекс мероприятий по совершенствованию воспитательной работы с подростками-находящимися в конфликте с законом в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон №63 от 13.06.1996 (с изм. и доп. от 26 августа 2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон №3 от 07.02.2011 (с изм. и доп. от 29 июля 2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 06.05.2006 г. № 272 . Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об опеке и попечительстве [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 48 от 24.04.2008 . Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 (с изм. и доп. от 7 июня 2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 06.11.2013 № 995 (с изм. и доп. от 18 октября 2016 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Абадовский А. В. Комментарий к положению о комиссиях по делам несовершеннолетних. М.: ИОВ, 2012. 107 с.
8. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. А. С. Бланкова, И. А. Бурмистрова. М.: Спарк, 2012. 177 с.
9. Александрова Е. А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики свободы. Саратов: Изд-во СГУ,200 с.
10. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. М.: Феникс, 2012. 159 с.
11. Антокольская М. В. Лекции по семейному праву. М.: Спарк, 2012.245 с.
12. Барсукова Т. М., Быкова Н. В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2013. №3. С. 31-35.
13. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург: Деловая книга, 2013. 154 с.
14. Безрукова В. С. Педагогика: Учебное пособие. Рн/Д: Феникс, 2013.381 с.
15. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 2014. 224 с.
16. Белозерцев Ю. П., Азаров Л. М., Байтенова Е. П. Методика воспитательной работы. М.: Просвещение, 2015. 336 c.
17. Борисова Н. Е. Конституционно-правовой статус ребенка - основа формирования ювенального права. // Закон и право. 2013. №6. С. 10.
18. Бреева Е. Б. Основы демографии: Учебное пособие. М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. 352 с.
19. Васильева З. И. Методы воспитания - насущная проблема перестройки образования // Формула воспитания: личность, деятельность, коллектив / Под ред. Титовой Е. В. СПб.,2006. С. 330-343
20. Введение в педагогику: учебное пособие / Под ред. Н. Е. Ковалева, Б. Ф. Райского, Н. А. Сорокина. М.: Просвещение, 2015. 176 с.
21. Вельчев А. Д., Мошак Г. Г. Подросток и правонарушение. Москва, 2012. 83 с.
22. Володарский П. Г. Практическое пособие для комиссий по делам несовершеннолетних. Москва, 2014. 143 с.
23. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. М.: Владос, 2013. 240 c.
24. Гонеев А. Д. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. Москва, 2013. 240 с.
25. Грибанова Г. И. Гендерные аспекты государственной политики в образовании (на примере стран Европейского Союза) / Под ред. Г. И. Грибановой, В. В. Насонкина. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 2014. 150 с.
26. Девиантное поведение подростков как объект социально - педагогической деятельности. Сборник. Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов. Тюмень, 2007. 123 с.
27. Завадска Ж. Е., Артеменко З. В. Формы воспитательной работы с учащейся молодежью. Методика подготовки и проведения. М.: Современная школа, 2013. 352 c.
28. Иващенко Г. М., Мирсагатова И. Н. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты // Вестник психосоциальной и коррекционно¬реабилитационной работы. 2015. №1. С. 18-26.
29. Коломытцев Н. А. Юридический институт МВД РФ // Преступность и дети: Сборник тезисов. 2014. С. 23-35.
30. Красновский Л. О комиссиях по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. 2013. №10. С.43-47.
31. Красновский Л. О. Предупредим преступность подростков. Педагогические раздумья о комиссии по делам несовершеннолетних // Учитель. 2012. №4. С. 38-45.
32. Кукушин В. С. Теория и методика воспитательной работы. М.: Феникс, 2014. 352 с.
33. Куприянов Б. В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое пособие. Кострома, 2013. 37 с.
34. Курбатов В. И. Обществознание. Учебник. Ростов н/Д: Феникс,2016. 512 с.
35. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012. 607 с.
36. Маклыгина Т. Н. О роли комиссии по делам несовершеннолетних в обеспечение профилактики и реабилитации безнадзорных и беспризорных детей // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2013. №14 (207). С. 15-21.
37. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. М.: Гардарики, 2015. 269 с.
38. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. Москва, 2009. 192 с.
39. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-еизд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 200 с.
40. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2012. 272 с.
41. Павленок П. Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. М.: Инфра-М, 2014. 379 с.
42. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения. М: Инфра-М, 2015. 289 с.
43. Павленок П. Д., Руднева М. Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. М.: Инфра-М, 2013. 272 с.
44. Петровский А. В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи. М.: Юридический центр, 2015. 240 с.
45. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Под ред. Л. В. Кузнецовой. Москва, 2013. 96 с.
46. Речицкая Е. Г. Педагогические технологии воспитательной работы. В 2 частях. Часть 1. Москва, 2014. 288 c.
47. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Владос,256 с.
48. Рожков М. И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. Москва, 2014. 240 c.
49. Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е. И. Холостовой. М.: Юристь, 2013. 334 с.
50. Титова Е. В. Если знать, как действовать. М.: Просвещение, 2013.109 с.
51. Титова Е. В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. Москва, 2013. 156 с.