Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1. Понятие, виды и факторы, влияющие на развитие отечественного туризма 5
1.2. Роль местного самоуправления в становлении и развитии инфраструктуры туризма 14
1.3. Нормативно-правовая отраслевая база туризма в России и на международном уровне 16
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ ТУРИЗМА В Г. МОСКВА 23
2.1. Динамика и рыночные тренды отрасли туристических услуг в Москве 23
2.2. Действующие инструменты и результаты регулирования развития туризма на муниципальном уровне 33
2.3. Ключевые точки роста системы управления и поддержки туристической отрасли на местном уровне 39
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МЕСТНОМ УРОВНЕ В МОСКВЕ 42
3.1. Новые формы поддержки туристической отрасли в Москве 42
3.2. Городские фестивали как новый стимул расширения сферы туризма Москвы 46
3.3. Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью решения практических проблем управления отдельными отраслями российской экономики на муниципальном уровне. С принятием новой редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (который в полной мере начал действовать с 1 января 2009 года) в ведение муниципалитетов был передан ряд вопросов, которые ранее не решались на местном уровне. Одним из таких вопросов является развитие внутреннего туризма.
В сфере туризма в последнее десятилетие происходят существенные изменения, отражающие серьезные процессы социально-экономических и политических преобразований в российском обществе. Туризм стал весьма привлекательной для предпринимательства отраслью. Туристический бизнес в нашей стране находится в стадии структурной перестройки, институционального становления, формирования внутриотраслевых, межотраслевых, межрегиональных и внешнеэкономических связей.
Совершенствуется туристическая инфраструктура, формируется соответствующий сегмент рынка труда, создается и новая система государственного регулирования туристической деятельности. Возникают новые подходы к формированию государственной политики в сфере туризма, само его развитие постепенно становится приоритетной национальной задачей.
Хотя считается, что туризм – одна из наиболее быстро и динамично развивающихся сфер российской экономики, на ее долю в России приходится всего около 1 % мирового туристского потока. Это во многом связано с тем, что правовое обеспечение данного вида деятельности до настоящего времени так и не нашло должного отражения в Российском законодательстве.
Несмотря на то, что 24.11.1996 был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и около 40 законов субъектов РФ, до сих пор не сформировано законодательство о туризме как отдельная отрасль законодательства.
Основной причиной этого можно назвать то, что нет четкого разграничения компетенции РФ и субъектов РФ в туристской сфере. На федеральном уровне отсутствует правовое регулирование, что приводит к установлению субъектами РФ самостоятельно формируют методы государственного контроля за деятельностью компаний, осуществляющих деятельность в сфере туризма.
Необходимо отметить, что это зачастую не соответствует нормам федерального законодательства, а иногда и даже противоречит им (например, ограничения на перемещение услуг на территории РФ противоречит п. 3 ст. 1 ГК РФ). Таким образом, в настоящее время ряд нормативно-правовых актов субъектов РФ не соответствуют федеральному законодательству, а это противоречит Конституции РФ и недопустимо при построении правового государства. Многие важнейшие вопросы теории и практики управления сферой услуг в целом и (туристкой отраслью в частности) изучены еще недостаточно, что определяет необходимость дальнейшего исследования и анализа данной проблемы.
Таким образом, вопросы регулирования туристической деятельности на муниципальном уровне являются актуальными и подлежат рассмотрению в рамках данного исследования.
Целью выпускной квалификационной работы (ВКР) является разработка мероприятий для совершенствования организации и регулирования туристической деятельности органами муниципальной власти г. Москва
Для достижения поставленных задач необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические и правовые основы развития туризма в Российской Федерации;
Проанализировать систему муниципального управления развитием сферы туризма в г. Москва;
Разработать направления совершенствования системы развития туристической деятельности на местном уровне в Москве.
Объектом исследования в ВКР является туристическая деятельность в г. Москва.
Предметом исследования является муниципальное управление в сфере туризма в г. Москва.
Многогранность предмета исследования определила множественность подходов к его изучению. Изучение понятий, включающих в себя туризм или туристическую сферу как отрасль экономики, нормативно-правовое регулирование в туристической сфере произведено на основе уже существующих в научной литературе и нормативных документах подходов.
Для анализа муниципального управления в сфере туризма в г. Москва были использованы методы: сравнение, измерение, анализ и синтез.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, виды и факторы, влияющие на развитие отечественного туризма
В последние десятилетия благодаря проходящему развитию глобализации, информационных технологий, транспортной отрасли туризм развился до одной из ведущих отраслей. Сегодня туризм продолжает развиваться, несмотря на наличие множества сдерживающих политических и экономических факторов. При этом в литературе до сих пор нет однозначной трактовки понятия «туризм».
Наиболее точным определением, по нашему мнению, является определение туризма как крупного межотраслевого хозяйственного комплекса экономики страны, в состав которого входят предприятия различных отраслей. Практическое значение данного определения понятия «туризм» включает в себя больше, чем деятельность исключительно туристских фирм [40, c. 89].
Определяя значение, содержание и сущность туризма необходимо в первую очередь дать четкое понятие о том, что такое туризм, по возможности описать область его деятельности и группы, заинтересованных сторон.
Основным элементом туристической сферы являются потребители туристических услуг – туристы. Количество и динамика увеличения туристов создает предпосылки для развития туристической отрасли в стране. Занимаясь туристической деятельностью, люди реализуют свои физические, психологические, общеобразовательные, развлекательные и иные потребности. По видам удовлетворяемых потребностей и по степени участия туристов в туристической деятельности можно классифицировать данную деятельность [38, c. 73].
Помимо туристов в туристической деятельности участвуют компании, предоставляющие туристические услуги. В зависимости от рыночной конъюнктуры данные организации оказывают различные туристические услуги с целью извлечения прибыли.
Среди участников туристической деятельности можно назвать местные власти, которые формируют и определяют значение и сущность туристической деятельности в регионе. Деятельность местных властей ставит своей конечной целью рост экономики страны. Среди одного из направлений деятельности местных властей является налогообложение организаций, работающих в туристической отрасли [26, c. 42].
Следующей группой участников можно назвать принимающую сторону. Объем приезжающих туристов напрямую влияет на повышение занятости населения страны.
Таким образом, на основании вышеизложенного туризм можно определить как определенные взаимоотношения названных групп, возникающие в ходе поставки и потребления туристических услуг. Можно также сказать, что туризм — это своего рода социально–экономическая система, частичка экономической непроизводственной области, в задачи которой входит обеспечения человека рациональным, качественным и полноценным спектром предоставляемых услуг – отдыхом. С все возрастающим спросом на отдых и оздоровление туризм превращается в массовую международную отрасль экономики, по своим масштабам уступающую лишь автомобилестроению и добычи нефти [21, c. 13].
Современные туризм - это динамически развивающийся бизнес, организационными группами которого являются туристические агентства. Предприятиями, способствующие развитию бизнеса являются: авиакомпании, компании, осуществляющие перевозку людей и грузов, фирмы проката машин, железные дороги, государственный и частный автотранспорт, гостиничный и ресторанный бизнес.
Туризм, в первую очередь, представляет собой отдых и развлечение. При этом он может включать в себя как активные и спортивные развлечения, так и образовательные. При этом обязательным условием является перемещение туриста в другую местность [17, c. 72].
На основании вышеизложенного сущность и содержание туризма можно определить как выезд людей из места постоянного проживания в другие местности, страны и континенты для оздоровительных, спортивных, развлекательных, образовательных и иных целях без осуществления привычной деятельности.
Комплексность туристических услуг раскрывается через их классификацию. Существует несколько классификационных подходов, основанных на различных признаках.
С целью классификации современного туризма необходимо установить его основные классификационные признаки. Целесообразна классификация по географическому признаку, направлениям туристического потока, целью поездки, способу передвижения, средствам размещения туристов, количеству участников, организационно-правовыми формами и т.п.
Основную роль в туристической сфере играет туристская деятельность, которую согласно Закону о туристской деятельности определяют как деятельность туроператоров и турагентов и прочую деятельность в области организации путешествий.
Объектом туристской деятельности является обслуживание туристов, под которым понимаются действия, направленные на обеспечение комфорта туристам в процессе приобретения и использования товаров и услуг в процессе путешествий или нахождения вне постоянного места жительства на платной основе.
Данная деятельность является предпринимательской и имеет все признаки предпринимательства. Туристская деятельность классифицируется по функциональному признаку на деятельность туроператоров, турагентов и прочих компаний по организации путешествий.
Деятельность туроператоров - деятельность юридических лиц (туроператоров) по разработке, промоушну и продаже туристических услуг [22, c. 219].
Деятельность турагенств - это работа юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (турагентов) по промоушну и продаже туристских услуг.
Туризм является одним из важных источников дохода любого государства, именно поэтому его развитию стараются уделять внимание все развитые страны мира. Кроме того, степень развития туризма напрямую показывает степень развития экономики страны. А о культурном и познавательном аспекте путешествий и вообще можно не говорить.
Рассмотрим, какие существуют факторы развития туризма, и влияние каких из них более выражено в России.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2017)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) принят 21 октября 1994 года (в ред. от 05.12.2017 N 379-ФЗ)
3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
4. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 26.07.2017) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2017)
5. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 N 452 (ред. от 10.02.2017) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»
6. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы»
7. Постановление Правительства Москвы от 15 июня 1999 г. N 535-ПП «О проекте закона города Москвы "О туристской деятельности в городе Москве"»
8. Приказ № 441-Пр-14 от 01 декабря 2014 г. «Об утверждении Реестра инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации, включенных Координационным советом в перечень мероприятий федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)»
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 N 941-р (ред. от 26.10.2016) «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
10. Баранова А. Ю. Теория развития экономических интересов объектов туризмологии: Монография / А.Ю. Баранова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 151 с.
11. Бобков, М. А. Особенности развития регионального туризма в России [Текст]: монография / М. А. Бобков. - Сочи : СГУ, 2012. - 137 с
12. Богданов Е. И. Экономика отрасли туризм: Учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. проф. Е.И. Богданова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 318 с
13. Болодурина М.П. Систематизация факторов, оказывающих влияние на развитие внутреннего туризма в России // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 2. №1. – С. 14-17
14. Брагина З. В. Развитие регионов: диагностика региональных различий: Монография / З.В. Брагина, И.К. Киселев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 152 с.
15. Воскресенский В. Ю. Международный туризм: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Социально-культурный сервис и туризм", "География", "Менеджмент организации", "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Воскресенский В.Ю., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с.
16. Жукова, М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях [Текст / М. А. Жукова, А. Д. Чудновский. - М.: КноРус, 2010. – 210 с.
17. Зайцева, Н. А. Факторы, обеспечивающие эффективность деятельности предприятий туристской индустрии: теоретические и методологические аспекты [Текст] : монография / Н. А. Зайцева, О. В. Каурова, О. С. Юманова - М.: Издатель Степаненко, 2011. – 171 с.
18. Зализняк, Е. А. Региональный туризм: основные признаки и условия 148 развития [Текст] / Е. А. Зализняк // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. – 2011. – № 2(19). – С. 70–77.
19. Замедлина Е. А. Экономика отрасли: туризм: Учебное пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2013. - 204 с.
20. Звонников В. И. Государственное и муниципальное управление (академ. бакалавриат). Программы учебных дисциплин: Уч. пос. / Под ред. В.И.Звонникова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015 – 352 с.
21. Зобнин А. В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / А.В. Зобнин; Науч. ред. Д.И. Полывянный. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2011. - 120 с.
22. Зорин, И. В. Системный взгляд на государственную политику Российской Федерации в области туризма Текст] / И. В. Зорин, Н. П. Лаверов, А. Д. Некипелов // Туризм: право и экономика. – 2005. - № 4. - С. 11-16.
23. Киякбаева, Е.Г. Индикаторы устойчивого развития туризма и их использование в федеральных программах развития туризма в России / Е.Г. Киякбаева // Известия Сочинского государственного университета. – 2014. – № 1 (29). – С. 78–80
24. Клейман, А. А. Инфраструктура туризма: стратегия развития [Текст]: монография / А.А. Клейман, О. Б. Евреинов ; под ред. А. А. Клеймана. – СПб. : D.A.P.R., 2014. – 384 с.
25. Крупенков В. В. Государственное и муниципальное управление / Крупенков В.В., Мамедова Н.А., Мельников А.А. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 335 с.
26. Лаврова, Т. А. Совершенствование организационных форм регионального управления в сфере туризма на основе использования кадастров туристских ресурсов [Текст] : автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра экон. наук / Татьяна Анатольевна Лаврова. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов, 2010. – 43 с.
27. Мекуш, Г. Е. Территориальное планирование развития сферы туризма в муниципальных районах Новосибирской области [Текст] / Г. Е. Мекуш, Е. О. Ушакова // Интерэкспо Гео-Сибирь - 2015. - Новосибирск: СГУГиТ, 2015. - Т. 2. - С. 129–134.
28. Морозов, М. А. Оценка привлекательности туристских дестинаций [Текст] / М. А. Морозов // Вестник РГТЭУ. - 2012. - № 7 - 8 (67). – С. 41-49
29. Новикова Н.Г., Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики// Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». 2016. Т. 10. - № 2. - С. 15–21
30. Овчаров, А. О. Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы [Текст] : монография / А. О. Овчаров. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 280 с.
31. Осипов, Б. А. Методика оценки экономической эффективности внутреннего туризма / Б. А. Осипов, В. В. Соколенко, Ю. Д. Шмидт // Вопросы отраслевой и региональной экономики : Вестник ТГЭУ. – 2011. - № 3. – С. 3– 11
32. Орешин В. П. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / Орешин В.П., - 2-е изд. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 178 с.
33. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
34. Открытый бюджет Москвы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа6 http://budget.mos.ru/gp_rest
35. Официальный сайт мэра Москвы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/12281220/
36. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/
37. Попов В. Д. Государственное и муниципальное управление: Учебник / В.Д. Попов, В.А. Есин, Ю.Ю. Шитова; Под ред. Н.И. Захарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 288 с.
38. Постикэ, Н.Б. Влияние туризма на экономику регионов, роль государства в развитии индустрии туризма / Н.Б. Постикэ // Проблемы и перспективы развития регионального туризма. – 2013. – № 14. – С. 128–135
39. Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов ; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 336 с.
40. Рыкалина О. В. Развитие региональной инфраструктуры и связей между округами Российской Федерации: Монография / О.В. Рыкалина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 228 с.
41. Симонян, Г. А. Системные проблемы туризма в России и возможные пути их решения [Текст] / Г. А. Симонян, А. А. Сарян // Современная научная мысль. Научный журнал НИИ истории, экономики и права. – 2013. – С. 147– 154
42. Скамницкий А.А. Организация международного туризма: Учебное пособие. – Издательство: Гардарики, 2008. – 250 с.
43. Современные тенденции и актуальные вопросы развития туризма и гостиничного бизнеса в России: Материалы международной научно-практической конференции, 9-10 марта 2017 г./ под ред. С.В. Дусенко, Н.Л. Авиловой; РГУФКСМиТ. – М., 2017. – 613 с.
44. Технология туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие / сост. О.С. Крайнова, О.А. Суханова; Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. Ф-л Моск. ун-та им. С.Ю. Витте в г. Н. Новгороде. [Электронное издание]. М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2015.
45. Трухачев, А.В. Туризм. Введение в туризм [Электронный ресурс]: учебник / А.В. Трухачев, И.В. Таранова. – Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного ун-та, 2013. – 396 с.
46. Управление индустрией туризма [Текст] / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. – М. : КноРус, 2013. – 440 с.
47. Федулин, А.А. Современное состояние и приоритетные направления развития туризма и туристского образования в России / А.А. Федулин // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2009. – № 4. – С. 70–75
48. Экономика и организация туризма. Международный туризм [Текст] / под ред. Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой, И. А. Рябовой. – М. : КноРус, 2013. – 576 с.