Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Мир на заре нового тысячелетия, в контексте глобализации и новых вызовов, претерпевает глубокие изменения, которые, в свою очередь, влияют на характер международных отношений, внешнюю политику государств и дипломатию.
В современных условиях, как и в предыдущие эпохи, суверенные государства остаются главными субъектами дипломатических отношений. Это объясняет тот факт, что доктрина международного права и практика дипломатических отношений традиционно различают деятельность дипломатических представительств в государстве пребывания и деятельность постоянных представительств государств при международных межправительственных организациях. Деятельность первых миссий связана с двусторонней дипломатией, а вторые являются органами, через которые государство участвует в многосторонней дипломатии. В этой связи следует подчеркнуть, что, хотя двусторонняя дипломатия обычно подчиняется нормам дипломатического права (обычного и договорного), многосторонняя дипломатия в основном регулируется внутренними правилами международной межправительственной организации.
В настоящее время Россия ищет свое место в системе международной политики, налаживая отношения с государствами, возникшими после распада СССР.
Ввиду принятия Федерального закона № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» стало возможным создание законодательной базы для дальнейшей деятельности и дальнейшего развития дипломатической службы Российской Федерации. Важно заметить, что принятие данного федерального закона также дало возможность значительного обновления и пополнения правовых основ дипломатической службы, которые были созданы в основном подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в начале девяностых годов.
Рассмотрение проблем организации и правового регулирования дипломатической службы в Российской Федерации приобрело на данный момент времени особое значение и играет огромную роль для высокоэффективного функционирования, как и осуществления управления внешнеполитической деятельности в РФ.
Цель работы - определение дипломатических представительств Российской Федерации в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, функции и виды дипломатических представительств.
2. Выделить значение дипломатических представительств РФ при определении правового статуса российских граждан за рубежом.
3. Изучить содержание определенных иммунитетов и привилегий работников дипломатического представительства в РФ.
4. Выделить правовое регулирование дипломатической службы в Российской Федерации.
5. Рассмотреть судебные споры и механизм их разрешения в дипломатические службы в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью постоянных дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, государственных представительств при международных межправительственных организациях и их персоналом, а также регулируемые ими отношения.
Предмет исследования – это деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в государствах пребывания.
В исследовании использовались следующие методы: аналитический метод, метод синтеза, исторический метод, сравнительно-правовой метод.
Структура работы включает: введение, основную часть, разделенную на главы и параграфы, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Понятие, виды и функции дипломатического представительства
1.1. Понятие и виды дипломатических представительств
Важным условием реализации государством своих внешних функций, решения тактических и стратегических задач, направленных на реализацию национальных интересов, социально-экономическое развитие, является наличие высокопрофессиональной и организованной дипломатической службы.
Понятие «дипломатия» и «дипломатическая служба» настолько неразрывно связаны между собой, что их невозможно понять и представить себе их друг без друга. При изучении истории дипломатии в некоторой степени это является и изучением истории становления дипломатической службы.
Дипломатическая служба характеризуется российским законодательством как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации, занимающих должности федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений».
Татьяна Владимировна Зонова, профессор МГИМО, говорит о том, что дипломатическая служба «всегда считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций».
В настоящее время одним из основных приоритетов государства являются:
укрепить позиции страны на мировой арене;
продвижение национальных интересов не только с помощью так называемой «жесткой силы», но и с помощью мирных переговоров.
Также, важно заметить, что влияние государства зависит и от правильного использования «мягкой силы», т. е. умения правильно выдвигать свои национальные и культурные ценности, искусство, музыку, литературу и язык.
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Россотрудничество) было создано в сентябре 2008 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1315 . Деятельность Россотрудничества и его зарубежных представительств направлена на реализацию национальной политики международного гуманитарного сотрудничества, содействие распространению объективного понимания современной России за рубежом.
Россотрудничество осуществляет свою деятельность за пределами Российской Федерации через свои представительства. Россотрудничество МИД России «представлено в 81 стране мира 98 представительствами; 74 российских центра науки и культуры в 62 странах, 24 представительства Агентства в рамках посольств в 22 странах.
Основные задачи деятельности дипломатической службы раскрыты в
Указе Президента Российской Федерации № 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса». Можно выделить следующие основные задачи:
- развитие научных, экономических, политических и других отношений с различными странами и международными организациями;
- поддержание внешнеполитического курса страны путём регулирования деятельности органов исполнительной власти;
- защита суверенитета страны, экономических и политических интересов с помощью дипломатических средств и методов;
- мирное сотрудничество на международной арене для поддержания безопасности страны и государственных интересов;
- поддержание стабильности внешнеполитического положения и высокого авторитета страны;
- государственная поддержка граждан и юридических лиц за пределами Российской Федерации.
Кроме того, задачи дипломатической службы уточняются в выступлениях Президента Российской Федерации. Особое значение имеют выступления на встречах послов и постоянных представителей России, проводимых каждые два года с 2002 года. А также во время встреч Президента с сотрудниками МИД накануне Дня дипломатического работника. На таких встречах и выступлениях руководство страны отмечает разнообразные задачи необходимые для дальнейшего развития российской дипломатии, улучшения благоприятных условий труда, престижа дипломатической службы и укрепления кадрового потенциала Российской Федерации.
Масштабно выросли задачи и ответственность внешней политики и дипломатии России. Объем ее зарубежных связей несопоставим с прежними временами. Возросло и продолжает расти значение многих особенностей работы МИД России, обладающей ядерным оружием и другими средствами массового поражения. Качественно иными стали риски и последствия возможных ошибок во внешней политике — вплоть до самоистребления человечества. Подобную ответственность несет мало служб и министерств.
Внешняя политика России существенно отличается от других стран: все отстаивают свои национальные интересы, а Москва, сверх того, упорнее других столиц добивается подчинения силовых импульсов международному праву. Нередко ей приходится делать это в одиночку — без надежных союзников.
Весьма разнообразные отношения России почти с 200 государствами и сетью международных организаций требуют учета множества факторов.
Необычайно обширной стала сеть загранучреждений МИД: 250 посольств, постпредств и генконсульств продвигают и отстаивают национальные интересы, собирают и анализируют информацию о положении в других странах и международных организациях, вносят предложения, что требует высокой ответственности и напряженного труда. Никогда Россия не имела столько международных соглашений, прав и обязательств. Никогда прежде за рубежом не было столько миллионов граждан РФ (постоянно проживающих, туристов, бизнесменов, журналистов и т. д.). Да и в России не было столько иностранцев.
Процесс глобализации, развитие транспорта, связи и информатики быстро расширяют и ускоряют международные обмены.
Социально-политическая нестабильность, потрясения и активизация терроризма в ряде стран угрожают там и россиянам. Высшее для них должностное лицо в тех странах — посол России, в консульском округе — генконсул.
Важна роль и временного поверенного в делах России, а также заведующего консульским отделом (их назначают МИД России или посол).
МИД активно занимается обеспечением безопасности граждан, учреждений и объектов России за рубежом от террористических угроз и иных вызовов, тесно сотрудничает в этом с НАК, другими спецслужбами России. При посольствах есть кризисные штабы во главе с послами.
В 2013 г. создан Департамент ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ) — подразделение МИД для руководства этими штабами, отслеживанию назревания за рубежом кризисных ситуаций и принятию надлежащих мер безопасности.
Особо следует отметить роль послов. Как правило, они умело поддерживают полезные связи и контакты с высшим эшелоном власти в стране пребывания, влиятельными парламентскими, экономическими и военными кругами, деятелями культуры и поэтому способны оказывать определенное воздействие на политику этой страны, избегать кризисных ситуаций в отношениях с нею, выводить их на конструктивное развитие, что требует высокой квалификации. Как и другие старшие дипломаты, послы не только готовятся к требующим немало знаний дипломатическим баталиям, а постоянно — сплошь и рядом буквально повседневно — участвуют в ответственных сражениях.
Многообразие специфики работы МИД России. Нужен учет всей совокупности факторов, его особой и объективно растущей роли в госаппарате, его тесного взаимодействия с силовыми ведомствами в рамках президентского блока.
МИД призван наращивать "мягкую силу" и интеллектуальную составляющую средств достижения целей: путем контактов и переговоров, аргументами и логикой. Применение силы гораздо дороже: и в жизнях, и в материальных издержках.
Особое место среди документов, регулирующих деятельность дипломатической службы, занимает Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ 12 июля 2008 г., которая раскрывает приоритеты и тенденции внешней политики государства, обозначает его стратегических союзников и партнеров.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные источники
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020// интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 27.07.2010 N 205-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010. № 31. - ст. 4174.
3. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003. - № 22. - ст. 2063.
4. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004. - № 31. - ст. 3215.
5. Указ Президента РФ от 06.09.2008 N 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» // Собрание законодательства РФ, 15.09.2008. - №37. - ст. 4181.
6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 605 «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012. - № 19. - ст. 2342.
7. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. № 6. - ст. 437.
8. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. - № 6. - ст. 438.
9. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. - № 6. - ст. 440.
10. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 февраля 2005 г. - № 6. - ст. 439.
11. Постановление Правительства РФ от 16 мая 2011 г. N 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2011 г. - № 22. - ст. 3169.
12. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. // Российская газета, № 67, 05.04.1995.
13. Венская конвенция о дипломатических сношениях: заключена в г. Вене 18.04.1961 г. // Ведомости ВС СССР, 29 апреля 1964 г. № 18. - Ст. 221.
14. Венская конвенция о консульских сношениях: заключена в г. Вене 24.04.1963 г. // Сборник международных договоров СССР, вып. XLV. М., 1991. - С. 124 – 147.
15. Венская конвенция о представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера: заключена в г. Вене 14.03.1975 г. // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. - С. 582 - 615.
16. Конвенция о политических правах женщин: заключена в г. НьюЙорке 20.12.1952 г. // Действующее международное право. - Т. 2.- М. :
17. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций: заключена в Лейк Саксесс, Нью-Йорк 13.02.1946 // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. - С. 237 - 241.
18. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, № 17. - ст. 291.
19. Аахенский протокол, касающийся титулов государей и членов их семейств от 11.10.1818 // [Электронный ресурс]: ЭБС Консультант Студента. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/doc/ISBN9785713313357- SCN0009.html
20. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1371 // СПС Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24639/
Книги, учебная литературы, статьи
21. В США сочли неуместным запрос Лондона о выдаче жены дипломата, сбившей мотоциклиста.[Электронный ресурс]:Интерфакс-Режим доступа: https://www.interfax.ru/world/690829
22. Демин, Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала: Учебное пособие. / Ю.Г. Демин. - М.: Междунар. Отношения. - 2018. - 224 с.
23. Дипломатическая служба / под ред. А.В. Торкунова, А.Н. Панова. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 351 с.
24. Дипломатический словарь / под ред. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1948. - 856 с.
25. Енгибарян Р. В. Дипломатическая служба/Р.В. Енгибарян // Право и управление. XXI век, 2011. - № 1 (18). – С. 87-88.
26. Занко, Т. А. Дипломатическая служба Российской Федерации : сб. норматинвых правовых актов / сост. Т. А. Занко. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; Междунар. ин-т управления, каф. гос. управления и права: - М.: МГИМО-Университет, 2013. - 620 с.
27. Занко, Т. А. Правовое обеспечение организации и прохождения дипломатической службы : учеб. пособие / Т. А. Занко. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; Междунар. ин-т управления, каф. гос. управления и права: - М.: МГИМО-Университет, 2013. - 117 с.
28. Зонова, Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы : Учебник для вузов / Т. В., Зонова. - М.: Аспект Пресс, 2013. - С. 21.
29. Демин Ю. Г. Статус дипломатических представительств и их персонала/Ю.Г. Демин. // Учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Юриспруденция» - М. , 2017.- c. 9
30. Дипломатическое и консульское право : учебник / М.Ф. Чудаков. – Минск : Вышэйшая школа, 2019. – 223 с.
31. Дипломатическая и консульская служба [Электронный ресурс] : метод. указания к практ. занятиям для студентов всех направлений подгот. и специальностей / Федер. агентство по рыболовству, Мурман. гос. техн. ун-т, Каф. междунар. экон. отношений ; сост. Е. С. Саенкова. - Мурманск : Изд-во МГТУ, 2019
32. Статус дипломатических представительств и их персонала : учеб. пособие / Ю. Г. Демин. - Москва : Междунар. отношения, 2018. - 208 с
33. Мещериков, В.А. Дипломатическое и консульское право. Учебное пособие / В.А. Мещериков. - М.: Проспект, 2017. - 998 c.
34. Бобылев, Г. В. Консульское право / Г.В. Бобылев. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2017. - 136 c.
35. Мельниченко Р. Г. Международное право. Учебное пособие. М.: Солон-Пресс, 2020. 112 с.
36. Камбон, Жуль. Дипломат /Жуль Камбон. - М.: Научная книга. - 2006. - 110 с.
37. Лукашук, И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. / И.И. Лукашук. - М.: Волтере Клувер. - 2005. - 517 с.
38. МИД РФ продолжает отстаивать интересы россиянина, пострадавшего в ДТП с участием генконсула США во Владивостоке.[Электронный ресурс]: Интерфакс-Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/3501
39. Молочков, Ф.Ф. Дипломатический протокол и дипломатическая практика / Ф.Ф. Молочков. - М.: Из-во Международная жизнь. - 1977. - 248 с.
40. Никольсон Г. Дипломатия / Г. Никольсон. – М. : Кузница книг InterWorld'а, 2017.а, 2017. – 15 с.
41. О Россотрудничестве – РОССОТРУДНИЧЕСТВО [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rs.gov.ru/%20/about
42. К вопросу о сходстве и различиях дипломатической и военно-дипломатической служб / В. Винокуров // Международная жизнь. - 2019. - № 8. - С. 8-11.
43. Кузнецов А. Как готовили дипломатов в старой России / А. Кузнецов // Международная жизнь. - 2015. - № 1. - С. 56-68.
44. Разъяснительно-просветительская функция современной дипломатии / Т. Ланина // Дипломатическая служба. - 2019. - № 2. - С. 63-65.
45. Кутовой Е. Роль дипломатии в модернизации экономики России / Е. Кутовой // Дипломатическая служба. - 2019. - № 2. - С. 6-11.
46. Медведев Д. Российская дипломатия: защита национальных интересов и содействие комплексной модернизации страны / Д. Медведев // Международная жизнь. - 2018. - № 8. - С. 1-11.