- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Особенности мотивации профессиональногое обучения у студнтов медицинского колледжа
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Особенности мотивации профессиональногое обучения у студнтов медицинского колледжа"?70 страниц
61 источник
Добавлена 24.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА 6
1.1. Понятие мотивации обучения в психологической литературе 6
1.2. Возрастные характеристики студентов колледжа 19
1.3. Специфика мотивации обучения в медицинском колледже 23
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА 27
2.1. Описание организации исследования 27
2.2 Выбор методов и методик исследования 28
2.3 Анализ результатов исследования 29
2.4 Рекомендации по повышению мотивации обучения студентов медицинского колледжа 33
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ЛИТЕРАТУРА 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность темы. Развитие учебной мотивации студентов как личностных результатов освоения образовательной программы является необходимым компонентом формирования их профессионализма. Это определяет актуальность темы данного исследования.
По мнению различных исследователей (Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.П. Чернявской) Низкие результаты, показанные студентами в определённой образовательной области, нежелание выполнять задачи, поставленные преподавателем, часто являются следствием отсутствия учебной мотивации. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, преподаватель должен понимать, какие мотивы движут студентами, уметь регулировать их.
К настоящему времени психологами (Л.И. Божович, Е.П. Ильиным, Л.В. Куликовым) определено множество методов и приёмов, позволяющих совершенствовать качество образования посредством повышения мотивации к учебной деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы для студентов, необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения со студентами, а также регулярно повышать собственный профессионализм.
Следует отметить, что в настоящее время профессиональная деятельность в сфере медицины вызывает необходимость высокого уровня ответственности, необходимости серьёзного внимания к учебному материалу уже с самого начала обучения, освоения профессиональных навыков в процессе обучения. Для того чтобы учебный процесс студента медицинского колледжа был эффективным, необходим высокий уровень мотивации к профессиональному обучению.
Создание условий для повышения профессиональной мотивации студентов медицинского колледжа в деятельности преподавателя является важным фактором его успешной работы. Однако к настоящему времени работ в данной области недостаточно. Вот почему тема данного исследования является перспективной и актуальной.
Цель и задачи исследований. Основной целью данного исследования стало исследование особенностей мотивации профессионального обучения у студентов медицинского колледжа.
Объект исследования – мотивация профессионального обучения
Предмет исследования – изучение мотивации профессионального обучения у студентов медицинского колледжа.
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования учебной мотивации.
2. Охарактеризовать основные особенности современных студентов.
3. Определить особенности формирования мотивации профессионального обучения у студентов медицинского колледжа.
4. Провести диагностику мотивации профессионального обучения у студентов медицинского колледжа.
5. Разработать рекомендации на основе проведённой диагностики.
Гипотеза исследования: существует предположение, что имеется взаимосвязь между профессиональной идентичностью и уровнем мотивации к профессиональному обучению у студентов медицинского колледжа, а именно: чем выше уровень профессиональной идентичности, тем выше уровень мотивации к профессиональному обучению.
Методологическую основу исследования составили концепции единства личности и деятельности Б.Г. Ананьева, А.А. Бодалева, Б.С. Братусь, Л.С. Выготского, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, К.К. Платонова и др.; теоретические подходы к социально-психологическому исследованию личности Г.В. Акопова, Г.М. Андреевой, Е.С. Кузьмина, Д. Майерса, В.М. Миниярова, В.Н. Мясищева, Б.Д. Парыгина, В.А. Ядова, Н.Н. Ярушкина и др.; методологические положения о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульханоойа-Славской, Н.Р. Битяновой, А.В. Брушлинского, Л.И. Божович, И.С. Кон, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна и др.; методологические подходы к разработке социально-психологических средств организации процессов самоопределения Л.И. Анциферовой, М.Р. Гинзбург, А.А. Гудзовской, СЛ.Рубинштейна, Г.П. Щедровицкого и др.); научно-практические исследования по проблемам профессионального самоопределения личности Т.П. Варфоломеевой, Е.А. Геник, С.А. Гильманова, Ю.М. Забродина, Э.Ф. Зеер, Ф.С. Исмагиловой, Т.В. Кудрявцева, Е.Н. Фармановой, А.П. Чернявской, В.Ю. Шегуровой и др.
Методы исследования: анализ научно-педагогической и методической литературы, анализ опыта работы педагогов-психологов, синтез, обобщение, проведение диагностических методик, методы математической статистики.
Методики исследования:
Экспериментальная база:
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список используемых источников.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
1.1. Понятие мотивации обучения в психологической литературе
Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели [14, C. 71]. В педагогическом процессе данные факторы определяют эффективность решения педагогических задач, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей.
Одна из наиболее популярных концепций мотивации – это концепция американского психолога Абрахама Маслоу, разработанная в середине прошлого столетия.
Абрахам Маслоу считал, что мотивация есть внутреннее поведение, побуждающее индивида предпринимать какие-либо действия, и сформулировал основные постулаты, которые определяют человеческое поведение [18, с. 136]:
1. Потребности людей бесконечны: как только человек удовлетворяет одни потребности, у него возникают другие.
2. Удовлетворённые потребности теряют движущую силу мотивации.
3. Неудовлетворённые потребности побуждают к действию.
4. Потребности человека выстраиваются в определенную иерархию по своей значимости.
А. Маслоу принадлежит закон, согласно которому удовлетворение потребностей одного уровня делает насущным другой, более высокий уровень потребностей. После удовлетворения нижележащих потребностей у человека становится актуальной более высокая потребность. Если потребности более низкого уровня не удовлетворяются, человек не в состоянии полноценно удовлетворить потребности и более высоких уровней. Это напоминает восхождение по ступеням. Поэтому традиционно иерархию потребностей по Маслоу представляют в виде пирамиды, состоящей из 5 ступеней. При этом уровни не дискретны, потребности взаимопроникаемы, и поэтому часто бывает трудно отделить одну от другой [18,с. 43].
Отечественные исследователи также являются авторами многочисленных работ, посвящённым мотивации. Так, доктор психологических наук, профессор Е. П. Ильин определил структуру мотивации и выделил в ней три основных блока:
1. Блок потребностей, который включает в себя биологические потребности, социальные потребности и «долженствование».
2. Блок внутреннего фильтра, в который вошли предпочтения по внешним признакам, внутренние предпочтения (склонности и интересы), существующие в обществе нравственные ценности (идеалы, убеждения, установки), условия достижения целей, состояние человека в данный момент времени, прогнозирование результатов деятельности.
3. Целевой блок, состоящий из цели, определённой потребностями, целенаправленного действия и самого процесса удовлетворения потребностей [14, с. 110].
Важнейшими характеристиками мотивации являются сила и устойчивость мотивов. Сила мотивов – это показатель непреодолимого стремления личности к достижению поставленной цели. Как правило, сила мотива обусловлена действием как физиологических (сила мотивационного возбуждения), так психологических и социальных факторов (анализ результатов деятельности, понимание смысла действий и др.). Её критериями служат степень и глубина самого мотива [19, с. 39].
Устойчивость мотива оценивается по его присутствию в различных видах деятельности человека, по сохранению его значимости во времени. В целом, это ригидность установок, ценностных ориентаций, намерений личности [8, с. 44].
Основными функциями мотивации являются:
1. Побуждающая функция, которая характеризует энергетику мотива, обусловливающую активность личности при совершении действий, ведущих к достижению планируемых результатов.
2. Направляющая функция, отражающая направленность энергии на определённый объект, т.е. выбор и осуществление планируемой линии поведения, связанной с достижением целей. Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
3. Регулирующая функция, сущность в которой сводится к тому, что мотив определяет характер деятельности и поведения, от которых зависит реализация в поведении и деятельности человека определённых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в данный момент времени, и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности [7, с. 42].
Таким образом, эффективность мотивации определяется факторами, побуждающими личность предпринимать какие-либо действия; данные факторы могут содержать как внешние, так и внутренние компоненты.
Роль мотивации в педагогическом процессе велика и многогранна и зависит, как правило, от целей педагогической деятельности и потребностей обучающихся. Мотивация в педагогической практике определяется различными методами, средствами и приёмами побуждения учащихся к продуктивной деятельности в рамках их образования, воспитания и развития. В образовательной деятельность эффективность мотивации зависит от ряда факторов:
1. Образовательной системы данной образовательной организации.
2. Организации образовательного процесса.
3. Содержания образования.
4. Индивидуальных особенностей учащихся.
5. Профессионального уровня педагога.
6. Характера взаимоотношений педагога и учащихся [19, с. 93].
В зависимости от комплексного действия различных факторов учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, либо внешние [3, с. 37].
Становление мотивации в образовательной деятельности – сложный процесс формирования положительных установок к процессу обучения в соответствии с действием комплекса факторов в данный момент времени. При этом необходимо учитывать различные мотивы к обучению [19, с. 110].
В настоящее время Е.П. Ильиным [10, с. 183] определена классификация этих мотивов по их направленности и содержанию:
1. Социальные (ответственность, долг, понимание значимости образования для общества в целом).
2. Познавательные (стремление личности к повышению уровня знаний в определённой сфере).
3. Профессионально-ценностные (получение знаний, дающих возможность заниматься определённым видом деятельности).
4. Эстетические (получение удовольствия от процесса обучения, раскрытие различных способностей учащихся).
5. Коммуникативные (расширение круга общения, получение навыков общения).
6. Статусно-позиционные (стремление утвердить свою позицию в обществе посредством качественного образования).
7. Традиционно-исторические (учёт традиций, сложившихся с течением времени) [38, с. 42].
Одним из постоянных и эффективных мотивов к образовательной деятельности является интерес. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении учащихся к предмету обучения. Формирование познавательного интереса основано на трёх педагогических законах, выделенных Л. С. Выготским:
1. Прежде чем побудить обучающихся к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать их ею, выявить их готовность к этой деятельности, создать условия, позволяющие учащимся сконцентрироваться.
2. Интерес к обучению должен быть направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с второстепенным влиянием поощрений, наказаний, наград, страха и т.п.
3. Весь педагогических процесс должен быть построен в непосредственной близости к самой жизни; учить школьников нужно тому, что им знакомо и естественно [11, с. 72].
Интерес к обучению даёт первичное представление о включённости учащихся в педагогический процесс. Выделяют несколько основных ступеней включённости в процесс обучения [11, с. 24]:
1. Отрицательное отношение: бедность мотивов, низкая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение и нежелание ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к образовательным организациям, к педагогам.
2. Нейтральное (безразличное) отношение: низкая заинтересованность к образовательной деятельности, высокий уровень лени и инертности при наличии нормальных способностей к обучению.
3. Первое положительное отношение (аморфное, нерасчленённое): повышение уровня заинтересованности, разнообразие мотивов, стремление к успеху.
4. Второе положительное отношение (инициативное, осознанное): учёт возможных перспектив, связанных с образовательной деятельностью, высокий уровень заинтересованности, развитие способностей к целеполаганию.
5. Третье положительное отношение (личностное, ответственное, действенное): наличие устойчивых мотивов, умение ставить цели и предвидеть результаты учебной деятельности, преодолевать препятствия на пути достижения целей.
Чем выше ступень включённости учащихся в процесс обучения, тем в большей степени проявляются оригинальные и нестандартные способы решения педагогических задач, что связано с увеличением доли самообразования, с развитием творческого потенциала.
На основе проведённого анализа научной литературы нами было установлено, что в целом мотивация представляет собой совокупность факторов, побуждающих личность к определённым действиям, направленным на удовлетворение конкретных потребностей.
Мотивационно-ценностные ориентации личности старшего школьника являются не только определяющим, но также и стимулирующим фактором эффективности организации всех сфер деятельности человека, в частности обучения. По В.Ф. Сопову, в ситуации совпадения личностных ценностей и ценностей учебного коллектива, эффект воздействия на такой коллектив будет носить одновременно и стимулирующий, и мотивирующий характер.
«Мотив социальной идентификации в обучении проявляется в стремлении учащегося к признанию учебно-практических достижений учебным сообществом. В ходе учебной деятельности старший школьник сравнивает собственные достижения и тех, кто учился на данном направлении до него и в настоящее время и уже достиг определенных высоких профессиональных успехов. Данный мотив может быть вполне надёжно измерен, если для этого используются такие показатели, как: «сохранение индивидуальности», собственный престиж в обучении», применение которых обосновано в нескольких работах. Идентификация как стиль общения во многом обеспечивает формирование позитивных идентификационных личностных качеств». Мотив идентификации в коммуникации представляет собой общение с группой не только на содержательном уровне, но на уровне рефлексии и сопереживания. При этом общение в молодёжной среде – специфические социальные отношения, где личность принимает на себя тип поведения другого, идентифицируясь с ним, усваивая его тип поведения, его мотивы, приписывая ему собственные мотивы. Данный мотив измерен при помощи шкал: общительность (В. Стефансон), социальные контакты (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина).
«Мотив социальной идентификации – определяет принадлежность личности к конкретной общности, способствует установлению положительных взаимоотношений с ней, ведет к развитию социально-значимых качеств. Данный мотив измерен при помощи шкал: сохранение собственной индивидуальности в профессии, собственный престиж в профессии».
Согласно исследованию А.П. Чернявской, диагностика мотивации учебной деятельности старших школьников осуществляется по следующему алгоритму:
1. Определение и уточнение целей обучения. В данном аспекте анализируются сущность, содержание, направленность и сила мотивов.
2. Выявление возрастных возможностей мотивации. Здесь учитывается ведущий вид деятельности и психофизиологические особенности юношеского возраста при формировании учебной мотивации.
3. Исследование исходного уровня мотивации. Этот шаг необходимо обязательно выполнить, чтобы можно было в дальнейшем обоснованно судить об изменениях, которые произошли в мотивационной сфере.
4. Изучение превалирующих мотивов. При этом требуется определить, какие мотивы являются ведущими в учебной деятельности старшего школьника или микрогруппы, в которую он входит. Нужно помнить, что нет мотивов «хороших» или «плохих», все они важны, только по-разному влияют на процессы и результаты обучения.
5. Изучение индивидуальных особенностей мотивации. Если педагог не может «дойти» до каждого учащегося, то особенности мотивации хотя бы наиболее представительных подгрупп он должен знать обязательно.
6. Анализ причин изменения мотивации.
7. Формирование должных мотивов. При этом используются специальные методы и приёмы.
8. Оценка достижений и планирование дальнейших действий. Наиболее очевидными показателями при этом станут реальные поступки студентов, изменение отношения к обучению [18, c. 371].
Для активации и развития учебной мотивации студентов используют общие методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, интервью, экспертная оценка. Сущность последней состоит в организации целенаправленного и всестороннего изучения индивидуальной или групповой мотивации средствами специальных экспертных методик или приглашением с данной целью авторитетных педагогических работников. Экспертиза должна соответствовать строго определённой процедуре. Упрощённым методом экспертной оценки можно считать опрос педагогов, которые работают в данном классе. С этой целью составляется анкета. Получив ответы разных учителей, проводится анализ данных и составляется общее заключение о сформированности мотивов учения обучающихся.
Среди специальных приёмов развития познавательной мотивации студентов различают [10, c. 378]:
1. Создание ситуаций. Сущность данного условия состоит в анализе изменений учебной мотивации при изменении условий.
2. Приём выбора партнёра. Используется для выявления степени самостоятельности мотивов.
3. Приём незаконченных предложений.
4. Приём незаконченного рассказа. То же самое, что и приём незаконченных предложений, но с более развёрнутым содержанием.
При изучении основных понятий, отражающих сущность понятий «профессиональная мотивация», «выбор профессии» и «профессиональное самоопределение», важно, в первую очередь, рассмотреть понятие «профессия». Так, Е.А. Климов говорит о четырех подходах к определению данного термина:
область, в которой человек прикладывает свои силы, то есть область, в которой человек реализует свои трудовые функции;
общность людей, которые заняты трудовыми функциями определенного рода;
подготовленность человека, то есть те знания, умения и навыки, благодаря которым он может выполнить определенные трудовые обязанности и функции;
определенная деятельность, работа профессионала, а именно распределенный по времени процесс реализации собственных трудовых функций [29].
По мнению Е.А.Климова, профессия существует в форме множества трудовых постов, должностей. Трудовой пост (или должность) – это одна из форм существования профессии, которая ограничена вследствие разделения труда, определенным образом зафиксирована и рассчитана на создание чего-либо ценного для общества, а именно - материальные вещи, информация, полезные обслуживающие действия, функциональные полезные эффекты, эстетические впечатления, общественное настроение, упорядоченное протекание общественных процессов и т.д.
Существует большое количество классификаций профессий, которые базируются на различных основаниях: отрасли народного хозяйства, степень развития психофизиологических функций, степени тяжести и т. д.
В нашей стране в 1996 году был создан Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих, а также тарифных разрядов. Помимо этого, существует Международная стандартная классификация профессий, которая была создана совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ [37].
Далее важно определить особенности такого понятия, как профессиональное самоопределение человека.
Рассмотрим наиболее четкую позицию, которая встречается такого автора как Д. Сьюпер. Будучи автором теории профессионального самоопределения, он полагает, что удовлетворённость своей работой во многом зависит от того, насколько человек встречает адекватные возможности по реализации своих способностей, собственных интересов, а также свойств личности в той или иной профессиональной ситуации. Все перечисленное в значительной степени определяется способностью личности играть роль, являющейся оптимальной на определённом этапе профессионального развития.
Д. Сьюпер определил, что одной из важнейших детерминант профессионального пути субъекта труда считается его представление о себе и о своей личности в целом - «профессиональная Я-концепция». Профессиональная «Я-концепция» развивается степенно, в процессе ролевой адаптации, на определённом этапе развития личности она начинает выполнять такие функции, как интегрирующая, объединяющая, стабилизирующая, ориентирующая человека в его развитии [3].
Дж. Голланд (Holland J.), с точки зрения профессионального самоопределения, разрабатывает похожую типологию личностей на основании того, что является предметом ориентирования для субъекта труда в своей деятельности. Так, он выделил 6 типов личности:
1)реалистический (ориентирован на манипулирование инструментами, механизмами),
2)исследовательский (ориентирован на поиск),
3) артистичный (ориентирован на самопрезентацию),
4)социальный (ориентирован на взаимодействие субъекта с людьми),
5)предпринимательский (ориентирован на оказание влияния на людей),
6)конвенциональный (ориентирован на манипулирование не только данными, но и информацией) [40].
По мнению Голланда, одним из рассмотренных типов у человека должен быть доминирующий, однако в целом он способен приспосабливаться и использовать стратегии двух и более типов.
Низкие результаты, показанные молодыми людьми в определённой области, нежелание выполнять задачи, поставленные обществом или государством, часто являются следствием отсутствия мотивации к какой-либо деятельности. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, важно понимать, какие мотивы движут молодыми людьми.
В современной психологии существует множество методов и приёмов, позволяющих повышать мотивацию к определённой деятельности. Однако для того чтобы успешно использовать эти методы, психологу необходимо обладать соответствующими знаниями в области психологии, развивать в себе качества, которые позволят установить понимающие отношения с учащимися, а также регулярно повышать собственный профессионализм в выбранной области [16].
Многие педагоги и психологи успешно использует различные теории мотивации, первые из которых появились ещё в античности. Современная психология также разрабатывает актуальные мотивационные концепции.
В настоящее время у представителей современного молодого поколения выявлены значительные перемены в жизненной мотивации. В большинстве случаев на первый план вышли прагматические ценности (профессиональный рост, финансовое благополучие, желаемое положение в обществе). Патриотические и морально-нравственные ценности приоритетными не являются. Для достижения материального блага допускается применение самых разных средств, включая асоциальные.
Согласно результатам коллективной монографии научных сотрудников НИИ КСИ СПбГУ «Молодые россияне», актуальными мотивами студентов являются следующие:
1. Получение качественного образования – 71%
2. Получить хорошую работу – 55%
3. Достичь высокого материального положения – 48%
4. Сделать удачную карьеру – 41%
5. Иметь крепкую семью – 36%
6. Решить проблемы с жильём – 20%.
При данном анкетировании, объём выборки которого составил 1163 человека в возрасте 17 – 23 года, низкие показатели отмечены в отношении следующих мотивирующих факторов:
- Стать родителем – 14%
- Посвятить свою жизнь творчеству – 13%
- Получить дополнительную специальность – 12%
- Служить своей Родине – 9%
- Переехать в другое государство – 8% [40].
В целом данное исследование показало, что представители молодого поколения настроены прежде всего на получение материальных благ и благоустройство в социуме.
Консультирование студентов по вопросам выбора профессии представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Данный вид психологической работы на протяжении длительного времени является темой многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов.
Консультирование студентов по вопросам выбора профессии должно учитывать психофизиологические особенности возрастного периода, накопленный жизненный опыт и сформировавшиеся интересы. Как правило, уже в подростковом возрасте для многих самоопределение становится ведущей деятельностью, формирующей устойчивую личность. Психологическая помощь студентам, связанная с их профессиональным самоопределением, способствует формированию познавательного интереса к определённым видам деятельности, выявлению способностей, мотивов и возможностей.
Исследование выбора профессии в психологии непосредственно связано с изучением мотивов, которыми движет личность при выборе сферы деятельности.
Психологическое консультирование студентов основывается на том, что в этот период личность уже характеризуется устойчивыми мотивами, определяющими желаемую профессиональную принадлежность [34].
В работах, посвящённым исследованию мотивации студентов при выборе профессии, большое внимание уделяется соответствию актуальных мотивов потенциальным возможностям испытуемых по их удовлетворению. То есть, при высоком уровне потенциальных возможностей по удовлетворению важнейших потребностей личности уровень профессионального самоопределения будет высоким, и наоборот: если возможности личности невысоки, а профессиональные потребности значительны, уровень профессионального самоопределения не может быть высоким [25].
Основные мотивы людей, влияющие на их профессиональный выбор, можно разделить на несколько групп:
1. Социально-экономические мотивы: желание принадлежать к определённому социальному слою (группе), иметь определённый достаток, занимать определённое место в данной группе, быть объектом признания, чувствовать внимание и уважение к своей персоне.
2. Мотивы познания окружающего мира и своего места в этом мире. Эти мотивы реализуются как посредством уже имеющегося культурного опыта личности, так и при ознакомлении с новыми, ранее неизвестными внешними характеристиками.
3. Мотивация к приобретению актуальных знаний, необходимых для социализации и осуществления важнейших целей личности, достижение которых приведёт к желаемой жизненной позиции.
4. Мотивация к получению образовательных компонентов. Образование является необходимым фактором успешности для молодого поколения.
5. Мотивация к становлению и совершенствованию уверенности в себе, которая позволяет преодолевать все трудности на пути к достижению важных жизненных целей. И чем больше трудностей преодолено, тем сильнее и увереннее в себе становится личность, а соответственно тем выше уровень её субъективного успеха.
6. Мотивация к развитым коммуникативным навыкам, от которых зависит успешность в установлении значимых отношений. Коммуникативные навыки при этом имеют большое значение в профессиональной реализации, поскольку прямо воздействуют на все значимые сферы жизни людей.
7. Мотивация к поддержанию внутренней целостности личности и её гармонии. Сформированная личность стремится сохранить свою устойчивость и развивать уже имеющиеся достоинства [19].
Влияние данных мотивов на личность человека определяет уровень его профессиональной самореализации. Данные факторы, как правило, могут воздействовать на личность комплексно. Однако довольно часто отмечается преобладание какого-либо фактора, особенно значимого для человека в данный момент времени.
Таким образом, с учётом возрастных особенностей юношеского возраста нами были определены эффективные приёмы и методы диагностики учебной мотивации современных студентов во взаимосвязи с их профессиональным выбором.
1.2. Возрастные характеристики студентов колледжа
В современном обществе все важные процессы очень динамичны
и требуют постоянного контроля над ситуацией и возможностей смены действий. Быстрый темп жизни имеет как положительное, так и отрицательное значение: действующие стрессоры могут привести как к неблагоприятному влиянию на психологическую основу личности, так и привести её
к мобилизации сил, повышению адаптации и полезных качеств. Однако часто человек оказывается в ситуации неопределённости, что особенно важно для молодых людей, прежде всего студентов: с одной стороны, перед ними открывается большой спектр возможностей, с другой стороны, они не могут выбрать для себя нужный вектор.
Всё это может привести студентов к негативным последствиям: личностному кризису, агрессивному настрою по отношению к окружающей действительности и др. Одной из причин этих негативных проявлений может стать отсутствие образа будущего у представителей молодого поколения либо негативный образ будущего, который сформирован у них в настоящее время.
В связи с этим необходимо исследовать, какие факторы могут оказывать влияние на формирование образа будущего у современной студенческой молодёжи.
На современном уровне развития социальной психологии образ будущего исследуется с двух основных уровней: микроуровня и макроуровня. Макроуровень включает в себя все существующие на сегодняшний день исследования образа будущего масштабных объектов и процессов: будущее планеты, человечества, общества, государства. Исследования на микроуровне представляют собой изучение личности как активного субъекта собственной жизни. Для того чтобы исследовать структуру образа будущего молодого поколения. Наиболее целесообразно рассматривать это явление с позиций микроуровня [15, с. 88].
Личностные особенности современных студентов содержат в себе основные компоненты: социальные установки, психологические установки, приоритетные жизненные ценности, оптимизм, вера, надежда на успех, стремление к развитию [8, с. 83].
Некоторые из компонентов данной структуры являются доминирующими
в конкретном обществе в данной возрастной категории, другие имеют индивидуальное значение, третьи носят объективно-субъективный характер. Примером компонентов третьей группы может послужить идеал. Идеал в данном контексте – это некий образец, определяющий особенности поведения личности, группы, общества в целом. Данное определение характеризует объективность этого понятия. Другая трактовка понятия «идеал» говорит о нём как о мысленном или чувственном представлении и совершенном человеке, группе, обществе
и определяет цели, мотивы, стремления, способы мышления и действия. Данное определение связывает идеал с субъектом деятельности [2, с. 116].
В целом идеал является определённым мотиватором человеческой деятельности в различных её направлениях и проявлениях. Он тесно связан
с такими понятиями, как «мечта», «надежда», «любовь», «ожидания», «вера».
Ещё один важнейший компонент, входящий в структуру личности студентов, – это цель. У представителей студенческой молодёжи важнейшие жизненные цели, как правило, уже определены и сформированы. Они могут быть как ближними, так и далёкими.
В целом выбор цели молодых людей зависят от ряда важных внешних
и внутренних факторов. К основным внешним факторам следует отнести:
1. Встретился ли на жизненном пути любимый человек.
2. Верно ли выбрана область будущей профессиональной деятельности.
3. Созданы ли благоприятные условия для реализации потенциала личности.
4. Соответствует ли окружение человека и его место в социуме его пожеланиям и стремлениям [18, с. 82].
Среди важных внутренних факторов выбора цели можно отметить:
1. Сильную жизненную позицию.
2. Уверенность в себе.
3. Энергичность.
4. Позитив.
5. Решительность.
6. Настойчивость.
7. Умение преодолевать трудности.
8. Высокий уровень концентрации внимания на самом важном [8, с. 42].
Отсутствие значимых целей у молодого человека является одним из свидетельств нарушений его целостной психологической структуры. Ведь
в этом возрасте целеполагание является одной из главных установок. Отсутствие целей может быть связано с действием деструктивных стрессовых факторов, в числе которых:
- депрессия, связанная с неразделённой любовью;
- разочарование в выборе будущей профессии;
- отсутствие взаимопонимания со значимыми людьми;
- личностные особенности [6, с. 194].
Следует отметить, что молодые люди, проявившие значительные творческие способности в подростковом возрасте, часто характеризуются психологической неустойчивостью и в период молодости. Их психика по-прежнему ранима и очень чувствительна, что приводит к отсутствию гармонии с внешним миром и трудностям в постановке важнейших целей в жизни.
Таким образом, выбранная молодым человеком цель является важной составной частью его личности.
Следующий компонент личности представителей молодого поколения – это жизненная мотивация. Мотивация – это действие различных факторов, которые оказывают влияние на активность при движении к поставленной цели. Для представителей молодого поколения данные факторы определяют эффективность решения жизненных задач, направленных на достижение целей в профессиональном самоопределении, взаимоотношениях. Главной составной частью мотивации является побуждение – поведение, направленное на удовлетворение различных потребностей [9, с. 92].
Ещё одним важным компонентом личности студентов является планирование. Это понятие непосредственно связано с постановкой цели
и мотивацией по её достижению.
К возрасту 18 – 20 лет умение планировать свою деятельность должно быть уже достаточно развито. Это умение отражается на эффективности
и результативности различных видов деятельности представителей молодого поколения. Как правило, умение самостоятельно ставить задачи на пути
к достижению жизненной цели является показателем социальной зрелости личности.
Существенным компонентом личности студентов является система ценностных ориентиров. Ценностными ориентирами являются установки личности на явления и объекты окружающей среды и оценка этих компонентов с позиции внутреннего содержания данной личности. Ценностные ориентации весьма многоплановы: личностные, общественные, государственные, морально-нравственные, профессиональные, политические и др.
В настоящее время морально-нравственные ценностные ориентации молодёжи имеют особое значение. Ведь они представляют собой один из важнейших факторов взаимоотношения человека с окружающей его средой. Это особый способ освоения действительности молодым человеком. На протяжении всей истории становления и совершенствования человеческого общества люди мечтали о достойной и счастливой жизни, основанной на идеалах добра и справедливости, верности и честности, человечности
и товарищеской взаимопомощи [18, с. 82].
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алексеева, А.В. Образовательный веб-квест в диалоге языков и культур // Учитель и время. 2015. № 10. С. 7-12.
2. Алеханова, И.Ф. и др. Опыт использования веб-квест технологий в учебном процессе // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 33. С. 135-138.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Андреева, М.В. Технологии социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004
5.
6. Антонова, Н.В., Белоусова, В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности // Вестник МГГУ им. Шолохова. Педагогика и психология, 2011. - №2. - С. 79-93.
7. Аргайл, М. Психология счастья. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 271 с.
8. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976. 228 с.
9. Асмолов А.Г. Психология личности. МГУ, 2000. – С.125.
10. Асмолов, А.Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: Социокультурная перспектива // «Федеральный справочник. Образование в России», 2016. - Выпуск 11. - С. 19- 21.
11. Баринова, Н.А. Веб-квест как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся // Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы XXII международной научно-практической конференции. Центр научной мысли; научный редактор И. А. Рудакова. 2015. С. 69-72.
12. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). М.: МГУ, 1996. С. 11- 15.
13. Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор [Текст]/ Н.Р. Битянова.- М.: МПСИ; Флинта,1998. - С. 386.
14. Бубнова С.С. Принципы и методы изучения ценностных ориентаций личности как системы с нелинейной структурой // Психологическое обозрение. 2004. №1. – С.98.
15. Вербина, Г.Г., Вербина, О.Ю. Эмоциональное благополучие – психическая составляющая психического здоровья // Альманах современной науки и образования, 2011. - № 4. - С. 120-121.
16. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
17. Галуцкая, М.Ю. Психологические условия становления психологической готовности к личностному саморазвитию в юношеском возрасте // Психология, социология и педагогика, 2015. - № 6.
18. Денисова, О.В. Открывшиеся перспективы, связанные с изменением психологических характеристик личности. – Екатеринбург, 2008 – 42 с.
19. Дергачева, О. Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. - С. 103–121.
20. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
21. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. 2000. № 3. С.106-107.
22. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-5
23. Зайченко, Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Автореф. дисканд. психол. наук. - М., 1993. -26 с.
24. Иванов, А.В. Методика формирования социальной активности учащегося: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. — М., 2015. — 329 с.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. 508 с.
26. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. 1995. Т.16, №2.
27. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 2001. – С.174.
28. Кострюкова, Е. А. Выбор как фактор ценностного самоопределения старшеклассника: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 1999.- 18 с.
29. Кроник, А. А., Ахмеров, Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. 2-е изд., исправленное и дополненное. М.: Смысл, 2008. — 294 с.
30. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
31. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
32. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2016.
33. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 352с.
34. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.151-154.
35. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
36. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. Киев, 2003. 490 с.
37. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос, 2002. – С.418.
38. Официальный сайт ГБОУ «Средняя школа № 9» г.Москвы[Электронный ресурс] – URL: http://sch9uz.mskobr.ru
39. Официальный сайт ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] – URL: https://sc585.spb.ru/
40. Официальный сайт МБОУ «Средняя школа № 28» г. Воронежа [Электронный ресурс] – URL: http://school28-vrn.ru/index.php/ru/
41. Официальный сайт МБОУ «Средняя школа № 38» г. Липецка [Электронный ресурс] – URL: http://mboucs38.my1.ru/
42. Официальный сайт МБОУ «Гимназия № 6» г. Мурманска[Электронный ресурс] – URL: http://gymn6.com.ru
43. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
44. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
45. Полева, Н.С. От идентификации к идентичности. Психологические исследования, 2018.
46. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2002. 24 с.
47. Почебут, Л.Г., Чикер, В.А. Организационная социальная психология. - СПб.: Речь, 2000. - 298 с.
48. Своеобразие мотивации и конфликт в учении и социализации личности подростков. Роль вузов в решении проблем непрерывного образования и воспитания личности от школьного до последипломного. Харьков, 1995. - С. 45-47.
49. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. СПб., 2001. 372 с.
50. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2001. 234 с.
51. Симонова, О А Персональная идентичность в современном обществе. Концепция Э.Эриксона.: Авгореф. дисканд. психол. наук. - М., 2000. - 26 с.
52. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
53. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности (социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002. 28 с.
54. Сырцова, А. Возрастная динамика временной перспективы личности. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук, 2008.
55. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки)
56. Чернявская, А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 96 с.
57. Чистякова, С. Н. Теоретико-методологические основания подготовки учащейся молодёжи к профессиональному самоопределению и профессиональной карьере в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 4 (20). С. 27-33.
58. Шиянов, E.H., Недбаева, C.B. Развитие личности средствами психологической практики Текст. / E.H. Шиянов, C.B. Недбаева // Педагогика, 2003. - № 4. - С. 16-17.
59. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 2006. — 352 с.
60. Holland Y.L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol., 1968.
61. Super D.E. et al. Vocational Devеlopment: A Framework of Research. – New York, 1957.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней