Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Об актуальности в современном мире социальной защиты многодетной семьи свидетельствуют многочисленные конференции, ассамблеи и встречи по данной проблематике.
Актуальность проблем деятельности органов государственного управления в сфере социальной защиты многодетной семьи обусловлена тем, что в настоящее время проблема социальной защиты многодетной семьи остается одной из самых сложных, требующих от государства и общества ее глубокого понимания и поиска наиболее эффективных способов решения. В современной социально–демографической ситуации в России институты семьи, материнства и детства приобретают повышенную публичную значимость. При этом организация системы социальной защиты семьи, материнства и детства в нашей стране оставляет желать лучшего.
Реализуя обязательства, принятые в социальной сфере, государство должно создавать соответствующие функциональные структуры, наделяя их необходимыми полномочиями в сфере защиты прав семьи. На сегодняшний день выполнение данной функции в России возложено на ряд министерств и ведомств, прокуратуру, органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и целый ряд других структур и органов. Так же в Российской Федерации более чем за четверть века была создана объемная правовая база, направленная на регулирование вопросов охраны и защиты материнства, детства и многодетных семей. Этот процесс не прекращается и в наши дни.
Государством был принят целый комплекс мер, направленных на устройство системы социальной защиты многодетной семьи, однако ситуация в этой области все еще далека от идеальной.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с социальной защитой многодетных семей по законодательству РФ.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие социальную защиту многодетных семей, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение социальной защиты многодетных семей по законодательству Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть Российскую Федерацию, как социальное государство;
• Исследовать значение многодетной семьи;
• Изучить правовое регулирование социальной защиты многодетных семей по законодательству РФ;
• Проанализировать социальную защиту многодетных семей;
• Рассмотреть материнский капитал и его значение в социальной защите многодетных семей;
• Выявить проблемные аспекты и перспективы развития социальной защиты многодетных семей по законодательству РФ.
Методологической основой исследования стали общенаучный диалектический метод познания, в том числе, системно – структурный, конкретно–социологический, метод сравнительного проведения и другие научные методы. При написании работы также использовались нормативно–правовой, исторический, системно–функциональный, сравнительно–правовой и иные специальные методы научного познания.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых в рассматриваемой области.
Эмпирическая основа исследования включает в себя виды источников, выделенных по критериям общности происхождения, содержания и назначения текста.
Научная новизна исследование состоит в том, что данная работа является сравнительно–правовым исследованием основных вопросов социальной защиты многодетных семей по законодательству РФ.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что сформулированные в работе выводы и предложения могут быть полезны в процессе совершенствования системой социальной защиты семьи.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ
1.1. Российская Федерация – социальное государство
Социальное государство - понятие достаточно содержательное. Представляется обоснованной позицию, согласно которой из ст. 7 Конституции РФ может быть выведена социальная направленность всей финансовой деятельности государства и финансового планирования как ее неотъемлемой части.
Государство, считающееся социальным стремится к сглаживанию социального неравенства, преодолению его крайних форм, само же социальное неравенство - естественное состояние общества. В этом, как представляется, выражается направленность политики государства «для народа». Несмотря на то что, данное выражение отсутствует в ст. 2 Конституции РФ, но это не означает оторванности государства от интересов народа. Подтверждением и является часть 1 ст. 7 Конституции РФ, закрепляющая, что политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Для характеристики социальной активности государства наука использует категории «функция государства» и «социальная функция государства». Практическую значимость данных категорий переоценить сложно, так как их исследование дает возможность определить характер деятельности государства, выбрать приоритеты его развития. Именно в содержании социальной функции государства кроется смысл социальной сущности современного российского общества.
Осмыслению понятия и содержания социальной функции государства посвятили свои труды С.Ю. Анохина, С.В. Бабаев, М.И. Байтин, А.И. Гнатенко, Е.Ю. Добрынин, А.В. Курагин, Л.А. Морозова, Н.Б. Пахоленко, О.В. Родионова, Т.Н. Радько, Ю.А. Тихомиров, Н.В. Черноголовкин и др. Однако до настоящего времени единого подхода к пониманию категорий «функции государства» и «социальная функция государства» не выработано. Это связано, во-первых, с отсутствием легального определения данных дефиниций, во-вторых, с многогранностью и сложностью самого феномена государства и, в-третьих, с неясностью содержания понятия «социальность».
Несмотря на признанные сегодня достоинства материалистического мировоззрения, отождествление понятий «содержание государства» и «функции государства» вряд ли справедливо. Такой подход обедняет смысл феномена государства, упрощает, «механизирует» содержание его деятельности. В то же время следует признать, что в каждый исторический период складываются особые общественные отношения, проблемные аспекты которых государство должно решать посредством поставленных перед ним задач.
Современная гуманитарная и естественная наука не выработала единства в отношении категории «функция». В математике, как переменная величина, меняющаяся в зависимости от изменения другой величины, в биологии, как работа, производимая органом, организмом. Очевидно, процесс познания социальной действительности часто затрудняется неточностью либо многогранностью терминов, используемых в первоисточниках и специальной литературе.
С.Е. Коробов отмечает, что социальная функция государства тесно связана с экономической, поскольку без существенного экономического роста, базирующегося на эффективном использовании ресурсов, невозможно обеспечить в достаточной степени финансирование социальных нужд.
Социальную функцию государства нередко приравнивают к мерам деятельности. Такая функция охватывает меры по удовлетворению социальных потребностей людей, борьбу с безработицей, бедностью, обеспечение необходимыми условиями труда и т.д. В.Н. Казаков утверждает, что под ней необходимо понимать осуществление мер по удовлетворению потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни для населения, обеспечение необходимых условий труда и др. Такое отождествление, на наш взгляд, не является методологически верным. Меры реализации социальной функции государства выступают лишь средствами (инструментом), с помощью которых обеспечивается достижение конечного результата (цели), составляющего само содержание социальной функции государства.
Зачастую при анализе социальной функции государства употребляют понятие «социальная сфера», не имеющее легального определения. Обе категории тесно взаимосвязаны: социальная функция государства выражает деятельность государства в социальной сфере, а социальная сфера представляет собой «важнейшую подсистему общества, область общественной деятельности, где реализуется социальная политика государства, направленная на создание условий для достойной жизни, удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, повышение их благосостояния». Таким образом, между данными понятиями устанавливается субъектно-объектная связь.
Еще одной «родственной» категорией представляется «социальная политика». Она является одним из элементов общей стратегии государства, представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни населения, включает в себя формы регулирования общественных отношений, в том числе и реализацию принципа социальной справедливости. Объектом социальной политики выступает социальная сфера. Социальная политика государства - явление динамичное, поскольку политика связана не только с интересами государства в целом, но и с интересами конкретных политических групп, которые стоят в данное время у власти. В связи с этим конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может иметь различное содержание.
Ключевая цель государства в социальной сфере сформулирована в ст. 7 Конституции Российской Федерации, провозглашающей Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Между тем законодатель не раскрывает данные понятия.
Анализ вышеизложенного подтверждает многоаспектность содержания социальной функции государства, объединенную смыслом обеспечить благополучие граждан, «максимальный минимум», гарантированный государством. В системном плане социальную функцию государства можно представить как комплекс элементов, каждый из которых представлен конкретным направлением социальной деятельности государства, подкрепленным нормативно-правовым обеспечением, осуществляемым системой органов государственной власти. Вполне логично представить структуру социальной деятельности государства через такие категории, как цель, средства и результат: цель - идеальный сформированный сознанием результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия; средства, используемые для осуществления социальной функции, - комплекс мер социального и правового характера (регламентация субъективных прав и обязанностей, установление ответственности, формирование механизма правового регулирования социальных гарантий и т.д.); результат - наличие удовлетворенных потребностей граждан в социальной сфере.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что понятие «социальная функция государства» многогранно. В научных кругах она трактуется по-разному: как направления (стороны) деятельности государства; как основные направления социальной политики; как мера деятельности государства и др. Следует разграничивать категорию «социальная функция государства» с близкими, но неравнозначными явлениями - социальной сферой и социальной политикой. Социальная функция государства тесно связана с другими функциями государства, в первую очередь с экономической; иные функции государства подчинены социальной функции, поскольку обеспечивают возможность ее реализации.
Учитывая вышеизложенное, возможно сформулировать следующее определение: социальная функция государства - основное направление деятельности государства с целью обеспечения благополучия граждан путем создания условий для достойной жизни и свободного развития человека, реализуемых посредством комплекса социально-правовых мер на основе принципов справедливости, уважения достоинства личности, законности.
Представляется, что конституционный концепт социального государства, следует дополнить рядом положений и механизмом реализации:
- социальное государство устремлено к достижению социальной справедливости;
- государственная социальная политика направлена на обеспечение достойного уровня жизни и самореализации каждого гражданина;
- государство обеспечивает баланс интересов всех граждан РФ, их объединений, юридических лиц и общества в соответствии с принципом социальной справедливости;
- государство, в соответствии с социальными стандартами, стремится поддерживать благосостояние и благополучие всего народа и каждого гражданина;
- государство стремится свести к минимуму неравенство в социальных уровнях и возможностях граждан, в том числе имеющих разный уровень дохода и разное имущественное положение;
- государство поддерживает социальное партнерство и социальную ответственность граждан и их объединений.
Таким образом функции социального государства выражаются в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).
1.2. Многодетная семья
В настоящее время в Российской Федерации правовое положение многодетной семьи и другие вопросы ее социальной поддержки определяются Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (далее - Указ Президента РФ N 431).
Названный Указ не содержит понятие «многодетная семья». Более того, мы не можем не обратить внимание на то, что согласно положению, содержащемуся в Указе Президента РФ N 431, субъектам РФ предоставляется возможность самим определять категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Отсюда можно сделать следующий вывод. В связи с тем что понятие «многодетная семья» на уровне федерального законодательства отсутствует, субъекты Федерации, как мы полагаем, сами могут законодательно закрепить понятие «многодетная семья». Например, если для региона «Z» семья с тремя детьми - это норма, то руководство заинтересовано
Фрагмент для ознакомления
3
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, N 67, 05.04.1995.
2. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Рекомендация N 202 Международной организации труда «О минимальных уровнях социальной защиты». Принята в г. Женеве 14.06.2012 на 101-й сессии Генеральной конференции МОТ // Авторское право. Международная Организация Труда. Воспроизведение разрешено.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021, с изм. от 02.03.2021) // Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16.
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2020.) // Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021.) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021.) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
9. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. Утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462–1 // Российская газета, N 49, 13.03.1993.
10. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 29.12.2020.) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
12. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Собрание законодательства РФ», 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст. 19.
13. Федеральный закон от 03.07.2019 N 157-ФЗ «О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства РФ, 08.07.2019, N 27, ст. 3522.
14. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
15. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 08.06.2020.) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
16. Федеральный закон от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (ред. от 03.04.2020.) // Собрание законодательства РФ, 23.12.2013, N 51, ст. 6673.
17. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218–ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (ст. 7) // СЗ РФ. 2015. N 29 (ч. I). Ст. 4344.
18. Федеральный закон от 15.04.2019 N 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства РФ, 22.04.2019, N 16, ст. 1826.
19. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 427-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан».
20. Федеральный закон от 01.05.2019 N 76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика» // Собрание законодательства РФ», 06.05.2019, N 18, ст. 2200.
21. Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 «О транспортном налоге» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 41, 22.07.2008.
22. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ», 14.05.2018, N 20, ст. 2817.
23. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (ред. от 25.02.2003) // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.05.1992, N 19, ст. 1044.
24. Постановление Правительства РФ от 07.09.2019 N 1170 «Об утверждении Правил предоставления субсидий акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)» // Собрание законодательства РФ, 23.09.2019, N 38, ст. 5299.
25. Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 70, 14.12.2005.
26. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 46, 05.12.2011.
27. Закон Республики Башкортостан от 24 июля 2000 г. N 87-З «О господдержке многодетных семей в Республике»; Закон Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. N 836-КЗ // СПС «КонсультантПлюс».
28. Инструкция Минфина СССР от 21.07.1956 N 273 «О порядке оформления и учета операций по выплате государственных пособий многодетным и одиноким матерям» // СПС «КонсультантПлюс». Утратил силу.
29. Определение КС РФ от 25 мая 2017 г. N 948-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки З. на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» // СПС «КонсультантПлюс».
30. Определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря 2008 г. N 889-О-О // СПС «КонсультантПлюс».
31. Барбашова Т.П., Майстренко А.Г. Земля как социальное благо для многодетной семьи // Семейное и жилищное право. 2017. N 6. С. 5.
32. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18.
33. Глотов С.А., Ращупкина М.Г. И снова о ст. 7 Конституции Российской Федерации (как мы строим социальное государство) // Безопасность бизнеса. 2019. N 4. С. 26.
34. Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А. Семейное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2016. С. 112.
35. Захарова Ю.Б. Теория государства и права: Учебное пособие. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015. С. 31.
36. Звягольский А.В. Проблемы соблюдения имущественных прав несовершеннолетних при распоряжении их законными представителями средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты: Материалы Международной научно–практической конференции / Под общей редакцией С.Е. Туркулец. Часть I. М., 2017.
37. Казаков В.Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Российская академия адвокатуры и нотариата, 2015. С. 75.
38. Какие льготы имеют многодетные родители? // Азбука права: электрон. журн. 2020.
39. Кудряшова Е.В. Целеполагание как составляющая механизма правового регулирования государственного планирования в сфере финансов // Юрист. 2013. N 16. С. 37 - 41.
40. Ладыгина В.П. Нотариус как независимый инструмент по надзору за надлежащим исполнением правил направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий: алгоритм действий // Современные тенденции развития науки и технологий: Материалы XVI междунар. науч.–практ. конф. (г. Белгород, 30 июля 2016 г.). Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2016. С. 44.
41. Паспорт национального проекта «Демография». Утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16 // СПС «КонсультантПлюс».
42. Петюкова О.Н. Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования. М.: Деловой двор, 2015. 176 с.
43. Сагандыков М.С., Шафиков А.М. Права граждан на социальную защиту и социальное обеспечение: конституционно-правовой аспект // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 2. С. 36 - 42.
44. Семейное право : учебник и практикум для вузов / Л. М. Пчелинцева [и др.] ; под редакцией Л. М. Пчелинцевой ; под общей редакцией Л. В. Цитович. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. С. 62.
45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014. С. 730.
46. Снежко О.А. Проблемы участия государства в осуществлении конституционного права на жилище // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 9.
47. Чирков С.А. О применении при осуществлении пенсионного обеспечения правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П // СПС «КонсультантПлюс».
48. Чирков С.А. Развитие демографической функции в пенсионном праве, или Новые досрочные страховые пенсии многодетным мамам // СПС КонсультантПлюс. 2019.
49. Чирков С.А. Разный пенсионный возраст мужчин и женщин в России - аксиома или атавизм? // Социальное и пенсионное право. 2018. N 3. С. 47 - 55.