Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современное образование отличается гуманизацией, внедрением идей нормализации, признания самоценности личности, повышением толерантности общества к лицам с особенностями развития. В этих условиях особое значение приобретает разработка направлений, задач, содержания коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с нарушениями интеллекта. До недавнего времени дети с умственной отсталостью были практически вытеснены из сферы образовательных услуг, изолированы от общества здоровых сверстников. Современные же тенденции развития образования выступают основой для формирования системы обучения детей с нарушением интеллекта на основе использования их компенсаторных возможностей и актуализации ресурсов организма.
Одной из первостепенных задач педагогического процесса с детьми с нарушением зрения и легкой степенью умственной отсталости является формирование графических навыков письма, т.к. эти первоочередной навык, необходимый на протяжении всего процесса обучения. Нарушение интеллектуального развития и функциональное нарушение зрение выступают серьезным препятствием на пути формирования этого навыка, поэтому воспитанники данной категории нуждаются в специально организованном процессе, учитывающим их возможности и потребности. Поэтому мы полагаем, что выбранная для выполнения выпускной квалификационной работы тема востребована как наукой, так и практикой, что обуславливает ее актуальность.
Объект исследования: формирование графических навыков письма при нарушениях развития.
Предмет исследования: особенности формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением зрения и легкой степенью умственной отсталости.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и реализовать содержание работы по развитию графических навыков у младших школьников с нарушением зрения и умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование графических навыков письма у младших школьников с нарушением зрения и легкой степенью умственной отсталости будет проходить результативно, если работа будет основана:
- на принципе постепенного перехода от изучения и написания простых элементов и букв к более сложным;
- на использовании разнообразных приемов и методов работы: приема воображаемого письма, приема копирования, приема ритмического письма, приема показа ошибочного написания, приема проговаривания буквы, слова и пр.
- на соблюдении принципа систематичности и последовательности проведения занятий.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить понятие «графические навыки» в психологии и педагогике.
2. Проанализировать особенности развития графических навыков у детей младшего школьного возраста, не имеющих особых образовательных потребностей.
3. Рассмотреть проблему развития графических навыков у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения и умственной отсталостью и соответствующие приемы развития.
4. Изучить особенности развития графических навыков у младших школьников с нарушением зрения и умственной отсталостью.
5. Предложить содержание работы по развитию графических навыков у младших школьников с нарушением зрения и умственной отсталостью и изучить ее эффективность.
Методы исследования:
- анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- обобщить дефектологический и логопедический опыт работы;
- анализ продуктов детской деятельности;
- тестирование;
- педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
- качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения и выводов, литературы и приложений.
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей развития графических навыков у младших школьников с нарушением зрения и умственной отсталостью
1.1. Понятие «графические навыки» в психологии и педагогике
В психологическом словаре отмечено, что слово «графика» имеет несколько определений (вид изобразительного искусства, раздел лингвистики).
Графика, как раздела лингвистики изучает систему отношений между звуками (фонемами) речи и буквами письма, а также рисунок буквы, воспринимаемый зрительно, и сам процесс изображения ее.
По мнению Н.Г. Агарковой [1], графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов). Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой [1] графический навык включает в себя все содержание графики, как раздела лингвистики, вбирающий в себя начертание письменных букв или печатных знаков букв.
А.К. Аксенова [2] обозначает, что графический навык – это сложное речерукодвигательное действие, которое проявляет себя, с одной стороны, как речевое (интеллектуальное), а с другой как, двигательное. По ее мнению, письмо – это сложное речерукодвигательное действие, представляющее собой предмет специального изучения и усвоения.
Такие ученые, как А.Г. Зикеевой [18], Е.А. Кинаш [21], А.Р. Лурия [26], указывают, что графические навыки письма можно отнести к сенсорным навыкам человека. А.Р. Лурия [26] считает, что графические навыки письма неотъемлемо связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом состоит специфика и сложность их формирования. Так же отмечается, что графомоторные навыки не могут формироваться изолированно, а в связи с чтением, орфографией, развитием письменной речи.
Процесс формирования графических навыков письма является очень сложным и длительным, так как он затрагивает различные сферы умственной деятельности человека.
По мнению И.Н. Садовникова [37], процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма неодинакова. Овладение письмом затрудняется из-за того что у обучающихся младших классов еще не все участки головного коры головного мозга функционально и морфологически развиты.
Для успешного овладение навыком письма необходимо, что бы обучающиеся были подготовлены к обучению. Графомоторные навыки имеют свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыков.
Как отмечала Е.Н. Российская [36], для овладения графомоторными навыками необходимо, чтобы движения пальцев и кистей рук были достаточно развиты.
Определяющим фактором готовности руки к овладению графомоторными навыками является развитие мелкой моторики. Об этом писали в своих трудах Т.П. Сальникова [29], Е.И. Скиотис [39]. Для того что бы обучающиеся быстро не уставали и могли правильно держать ручки, должно быть хорошее развитие мелкой моторики, а так же мышцы рук должны быть довольно крепкими. Движения пальцев должны быть целенаправленными и точными, подчинятся задачам деятельности.
А.К. Аксенова [2] считает, что готовность руки, как непосредственного орудия графической деятельности, к выполнению точных и сложных движений, а так же достаточное развитие моторного компонента двигательного анализатора являются важными условиями для успешного овладения навыком письма.
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что начинать формировать графомоторные навыки необходимо до поступления обучающегося в первый класс. В дошкольный период обучающиеся должны научиться чертить на бумаге прямые линии или замкнутые каракули, хотя эти умения еще зрительно не контролируются. Зрительный контроль – включается гораздо позднее. Лепка, конструирование, поделки из бумаги и другие занятия приводят к развитию руки, пальцев и глаз обучающегося. Эти занятия не только интересны для обучающихся они так же способствуют подготовке рук и глаз обучающихся к процессу формирования письма: происходит развитие мелких мышц рук а так же обучающиеся учатся видеть форму и воспроизводить ее, говорит Е.А. Кинаш [21].
На первых стадиях формирования навыков письма движения обучающихся чрезмерно дробные, одно усилие рассчитано на небольшой отрезок письма. Обучающийся может остановиться в любой части буквы, потому что у него отсутствует ритм движения, считает Т.П. Сальникова [29]. Причины дробности: Отсутствие координации необходимых частей руки во время письма вдоль строки, отсутствие понимания следующего движения, неадекватные усилия которые прилагают обучающиеся во время письма.
Н.Г. Агаркова [1] отмечает разные проблемы в процессе формирования графомоторного навыка: колебание наклона, разные ширина и высота букв, различная отставленность букв друг от друга, неравномерные пропорции. Обучающиеся могут написать одну и ту же букву, в одном и том же слове по-разному.
Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют четыре основных анализатора, отвечающих за письмо:
- речеслуховой (акустический);
- речедвигательный;
- речезрительный (оптический);
- двигательный [6].
Л.С. Цветкова [47] говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие. Сенсомоторный уровень письма обеспечивает следующие операции:
- звуковой анализ слов (установление последовательности звуков и уточнение слышимых вариантов звуковой фонемы);
- перевод фонем в графемы;
- перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы [47].
Более высокий уровень формируется на основе сенсомоторного, в котором, по мнению Е.В. Гурьянова [14], можно выделить психологический и лингвистический аспекты. Психологическое содержание письма включает в себя: мотив (намерение к письменной речи), создание замысла (о чем писать), определение общего смысла содержания письменной речи (что письма), регуляция письменной деятельности и осуществление контроля над выполняемыми действиями. Лингвистический аспект отвечает на вопрос о том, какими средствами осуществляется письмо, т.е. реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды (слова и предложения).
Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения. Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, а также подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи. Наибольшее участие принимают следующие участки коры головного мозга:
- лобная доля, отвечающая за организацию произвольных движений, двигательную организацию речи, планирование и регуляцию деятельности;
- височная доля, отвечающая за слуховой и гностический центр речи;
- затылочная доля, отвечающая за восприятие и переработку зрительной информации, организацию сложных процессов зрительного восприятия;
- теменная доля, отвечающая за восприятие и анализ чувственных раздражителей, пространственную ориентацию;
- центр праксиса, расположенный в нижней теменной извилине, отвечающий за усвоение в процессе целенаправленных упражнений автоматизированных движений [4].
По А.Н. Леонтьеву [25] психическую структуру письма можно представить в виде трех основных операций:
- процесс символизации фонем;
- процесс моделирования звуковой структуры слова;
- графомоторные операции [25].
Предпосылки формирования перечисленных операций следующие:
- навык символизации формируется в символьных играх с замещением предмета, а также в изобразительной деятельности;
- выделяют несколько этапов развития фонематического восприятия, из которых завершающим является осознание звуковой стороны слов;
- овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв;
- графомоторные навыки, развитие которых тесно связано с состоянием зрительно-моторной координации;
- сукцессивные процессы, т.е. анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов;
- межанализаторные взаимодействия, необходимые для перекодировки информации из одной модальности в другую;
- сенсомоторное развитие (слуховое, зрительное, психомоторное, пространственное, тактильное);
- развитие психических процессов (память, внимание и др.), составляющих основу интеллектуальной деятельности;
- полноценное развитие речи;
- физиологическая и эмоциональная готовность [19].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаркова, Н.Г. Информационно-методическое письмо «Обучение первоначальному письму и формирование графического навыка у младших школьников» / Н.Г. Агаркова // Начальная школа. – 2018. – № 8. – С. 9–17.
2. Аксенова, А.К. Обучение грамоте / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М. : Просвещение, 2019. – 56 с.
3. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – 2-е изд. – М. : Питер, 2018. – 379 с.
4. Безбородова, М.А. Формирование графического навыка письма в начальной школе / М.А. Безбородова, Л.А. Безбородова // Наука и школа. – 2016. – № 3. – С. 111–115.
5. Бычкова, О.А. Проблема преемственности в формировании графического навыка у первоклассников / О.А. Бычкова, М.Г. Редько // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2015. – № 5–2. – С. 32–36.
6. Бычкова, О.А. Формирование графического навыка у младших школьников / О.А. Бычкова // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2015. – Т. 6. – № 1. – С. 181–186.
7. Власова, Т.А. Каждому ребенку – надлежащие условия воспитания и обучения / Т.А. Власова // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2011. – С. 120–128.
8. Гаурилюс, А.И. Особенности кризиса детей 7 лет с интеллектуальной недостаточностью / А.И. Гаурилюс // Дефектология. – 2019. – № 4. – С. 13–18.
9. Глизерина Н.Д. Формирование графического навыка первоклассников в период обучения грамоте / Н.Д. Глизерина // Начальная школа : Проблемы и перспективы, ценности и инновации. – 2014. – № 7. – С. 38–42.
10. Головина, Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т.Н. Головина. – М. : Педагогика, 2014. – 117 с.
11. Голубева, М.С. Возможности психофизического развития детей с тяжелой умственной отсталостью / М.С. Голубева, О.А. Шаронова // Педагогика и психология : общая и специальная : сб. науч. тр. – Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. – Вып. 7. – С. 5–12.
12. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В.А. Сластенина. – 7-е изд., стер. – М. : Академия, 2011. – 268 с.
13. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. – М. : Академия, 2012. – 208 с.
14. Гурьянов, Е.В. Учет навыка в чтении / Е.В. Гурьянов // Исследования чтения и грамотности в Психологическом институте за 100 лет : хрестоматия / рук. проекта Н.Л. Карпова ; ред. Г.Г. Граник, М.К. Кабардова. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. – С. 125–131.
15. Дети с особыми образовательными потребностями : тематический выпуск // Психология и школа. – 2011. – № 3. – С. 5–91.
16. Забрамная, С.Д. Умственная отсталость отграничение ее от сходных состояний : психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости / С.Д. Забрамная // Детская патопсихология : хрестомат. / сост. Н.Л. Белопольская. – М. : Когито-Центр, 2014. – С. 19–31.
17. Занков, Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка / Л.В. Занков // Психология аномального развития ребенка. – М. : ЧеРо : Издательство Московского университета : Высшая школа, 2012. – Т. 2. – С. 272–311.
18. Зикеева, А.Г. Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей : сборник научных трудов / А.Г. Зикеева, Е.Н. Марциновская. – М. : Хорус, 2018. – 125 с.
19. Иванникова, О. О формировании графических навыков / О. Иванникова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 12. – С. 65–70.
20. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом» : из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся / В.А. Илюхина. – М. : Новая школа, 2014. – 48 с.
21. Кинаш, Е.А. Формирование графических умений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.А. Кинаш // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 9. – С. 89–99.
22. Клеймёнова, С.В. Процесс выработки графического навыка как основа успешного овладения письмом / С.В. Клеймёнова, В.В. Петрова // Modern Science. – 2020. – № 11–4. – С. 219–221.
23. Кольцова, М.М. Медлительные дети / М.М. Кольцова. – СПб. : Речь, 2013. – 94 с.
24. Котова, С.А. Графические навыки первоклассников как основа успешного развития в обучении / С.А. Котова, А.А. Никанорова // Герценовские чтения. – 2011. – Т. 2. – № 2. – С. 134–140.
25. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М. : Смысл, 2019. – 423 с.
26. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии :/ А.Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2010. – 320 с.
27. Мажинова, С.И. Некоторые методы и приемы, используемые для развития графических навыков у первоклассников / С.И. Мажинова // Наука через призму времени. – 2019. – № 6 (27). – С. 164–167.
28. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Маллер. – М. : АРКТИ, 2010. – 124 с.
29. Методика обучения грамоте / сост. Т.П. Сальникова. – М. : Сфера, 2010. – 144 с.
30. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Б.П. Пузанова. – М. : Академия, 2011. – 268 с.
31. Олигофренопедагогика / Л.М. Шипицына и др. – М. : Академия, 2011. – 335 с.
32. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития / М.С. Певзнер // Обучение и воспитание детей «группы риска». – М. : Институт практической психологии, 2016. – С. 111–123.
33. Потапова, Е.Н. Радость познания / Е.Н. Потапова. – М. : Просвещение, 2010. – 96 с.
34. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. – 2‑е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010. – 204 с.
35. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии : изучение и психокоррекция / В.Г. Алямовская. – СПб. : Питер, 2017. – 304 с.
36. Российская, Е.Н. Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией / Е.Н. Российская // Дефектология. – 2017. – № 1. – С. 73–82.
37. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 255 с.
38. Сильченкова, Л.С. Формирование у первоклассников графического навыка на основе семиотического подхода / Л.С. Сильченкова, Е.С. Егорова // Начальная школа. – 2016. – № 12. – С. 43–48.
39. Скиотис, Е.Й. Особенности развития связной письменной речи младших школьников с ЗПР / Е.Й. Скиотис // Дефектология. – 2016. – № 6. – С. 24–28.
40. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2017. – 80 с.
41. Специальная педагогика : в 3 т. / под ред. Н.М. Назаровой. – М. : Академия, 2018. – 3 т.
42. Специальная психология / В.И. Лубовский и др. ; под ред. В.И. Лубовского. – 5-е изд., стереотипное. – М. : Академия, 2017. – 464 с.
43. Теплова, И.С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И.С. Теплова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1 (1). – С. 49–52.
44. Тригер, Р.Д. Русский язык. Технология преодоления трудностей обучения младших школьников / Р.Д. Тригер. – М. : Просвещение, 2017. – 160 с.
45. Федосова, Н.А. От слова к букве : в 2 ч. / Н.А. Федосова. – М. : Просвещение, 2011. – 2 ч.
46. Храмцов, П.И. Исследование вестибулярной устойчивости и сформированности графического навыка письма у младших школьников / П.И. Храмцов // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2020. – № 3. – С. 39–44.
47. Цветкова, Л.С. Афазиология : современные проблемы и пути их решения : избранные психологические труды / Л.С. Цветкова. – М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2011. – 744 с.
48. Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь / З.Л. Шинтарь. – Гродно : ГрГУ, 2012 – 119 с.
49. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2016. – 384 с.
50. Ягяджик, Н.М. Определение понятия «графический навык» в научно-методической литературе / Н.М. Ягяджик // Вопросы педагогики. – 2019. – № 11– 2. – С. 281–283.