- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Оценка эффективности реализации экологической политики в нефтегазодобывающих регионах (ХМАО)
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Экология
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Оценка эффективности реализации экологической политики в нефтегазодобывающих регионах (ХМАО)"?66 страниц
46 источников
Добавлена 30.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ 6
1.1. Понятие экологическое политики, ее виды и ключевые особенности 6
1.2. Основные принципы оценки эффективности реализации экологической политики 14
1.3. Актуальность реализации экологической политики в ХМАО-Югра 16
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОЦЕДУР РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНАХ НА ПРИМЕРЕ ХМАО 29
2.1. Реализации экологической политики в нефтегазодобывающих регионах на примере ХМАО 29
2.2. Обзор направлений стимулирования экологической политики в нефтегазодобывающих регионах на примере ХМАО 37
2.3. Основные проблемы реализации экологической политики в нефтегазодобывающих регионах на примере ХМАО 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 66
Фрагмент для ознакомления 2
Еще в середине прошлого века человеческое внимание начало акцентироваться на том, что активный техногенез в значительной мере влияет на состояние компонентов окружающей среды. Данный процесс невозможно прекратить, так как промышленность – это основа экономической стабильности большинства стран и регионов. Именно в это время начинают создаваться природозащитные организации, разрабатывающие всевозможные постановления и программы по совершенствованию защиты окружающей среды.
Данные положения год от года совершенствуются и находят свое развитие все в том же развитии промышленности. Постепенно из достаточно пространных документов данные тезисы превратились в мировые стандарты качества, которые в настоящее время внедряют крупные корпорации, поскольку их наличие и соблюдение их условий на производстве является обязательным требованием для заключение выгодных контрактов и интеграции на мировой рынок.
Внедрение новых норм и правил экологической безопасности, организация публичной деятельности и многое другое в настоящее время объединяет в себе термин «экологическая политика». Многие крупные нефтегазодобывающие компании имеют ряд официальных документов, в которых расписаны все параметры и постулаты экологической политики для данной организации. Нефтедобывающие компании можно назвать пионерами в данном виде экологического развития, поскольку именно они, имея сложную комплексную структуру, первыми начали вводить данные регулирующие меры производства и безопасности.
Таким образом, очевидно, что экологическая политика компаний нефтегазодобывающих регионов уже представляет собой структурированный проект управленческих решений, направленный на охрану окружающей среды, а также соблюдение международных стандартов. Изучение такого
комплексного продукта необходимо для понимания не только степени его развития, но и в целом оценки специфики экологической политики в применении к отрасли.
Исходя из вышеследующего, очевидно, что актуальность данной работы заключается в расширении кругозора и понимания по вопросам экологической политики в одной из наиболее специфичных и технологичных отраслей – нефтегазодобыча. Главным направлением является раскрытие вопроса о том, что экологическая политика – это не просто система мер, направленных на сохранение качества окружающей среды.
Цель работы – рассмотреть весь комплекс аспектов экологической политики предприятий нефтегазодобывающих регионов.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие и принципы экологической политики;
- охарактеризовать систему оценки эффективности ее внедрения;
- указать на специфику для нефтегазодобывающих регионов;
- рассмотреть основной перечень вопросов, которыми занимается экологическая политика;
- провести аналитический обзор основных проблем внедрения экологической политики.
Предметом исследование является экологическая политика, как система мер и решений по повышению качества деятельности компании.
Объектом исследования являются принципы, направления развития, результаты и другие признаки внедрения экологической политики.
В качестве метода исследования использован анализ источников литературы, а также метод экономической оценки эффективности внедрения экологической политики.
1. СОВРЕМЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ
1.1. Понятие экологическое политики, ее виды и ключевые особенности
Под экологической политикой понимается всю совокупность мероприятий, которые должны быть использованы для целей создания условий, обеспечивающих долгосрочную экологическую безопасность при учете таких факторов, как экономические возможности и социальные потребности общества. Данное определение является несколько пространным, но показывает на условия, которые ограничивают и направляют экологическую политику. Н. Ф. Реймерсом были выделены две области в сфере экологической политики:
1) глобальная, включающая в себя международно-правовые, политические ограничения социально-экономического развития, а также запасы стран;
2) государственная, заключающаяся в социально-экономических мероприятиях, построенных на исследовании позитивных и негативных факторов состояния территории, акватории и воздушного пространства страны и имеющихся в их пределах природных ресурсов.
В контексте данной работы целесообразно рассматривать два параллельных направления – это государственная экологическая политика и производственная – отдельное направление отраслевой экологической политики, развитие которой зависит от применения к отдельной отрасли производства. Не удивительно, что именно данное направление экологической политики в настоящее время развивается наиболее активно, поскольку в структуре предприятия проводить организационные и технические реструктуризации гораздо менее длительно, чем осуществлять данные мероприятия в контексте государства.
В качестве примера будет рассмотрена экологическая политика региона нефтегазовой специализации на примере автономного округа ХМАО-Югра. Данный пример является весьма показательным и интересным сразу по нескольким аспектам:
1. Нефтегазовая отрасль оказывает значительное влияние на состояние окружающей среды;
2. В крупных нефтегазовых компаниях на протяжении десятилетий идет внедрение экологической политики, что позволяет использовать положительный опыт внедрения на другие предприятия региона;
3. Управленческий аппарат автономного округа ХМАО-Югра с 2013 года проводит реформы, направленные на поддержание экологической политики, однако пока они не в достаточной степени обращены к реальной ситуации на производствах и носят скорее формальный характер.
Рассмотрим более подробно направления экологической политики и ее ключевые особенности применительно к предприятиям округа.
Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Основными полезными ископаемыми являются нефть и газ.
Объем нефти, извлекаемой из недр Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в 2016 году составил 56,9% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, объем газа - 4,5%, добываемого в Российской Федерации [44].
Основные предприятия отрасли:
ОАО «Лукойл - Западная Сибирь» - дочернее предприятие ОАО «ЛУКОЙЛ».
ОАО «Сургутнефтегаз» - одно из крупнейших предприятий нефтяной отрасли России. На его долю приходится около 13% объемов добычи нефти в стране и 25% газа, добываемого нефтяными компаниями России.
ООО «РН-Юганскнефтегаз» - одно из крупнейших добывающих предприятий в России. Оно разрабатывает 28 месторождений в Западной Сибири в Ханты-Мансийском АО.
ООО «Западно-Малобалыкское» - входит в структуру компании ОАО НК «РуссНефть».
ОАО «Нефтяная компания «Магма» - дочернее предприятие компании Sibir Energy plc. Основные виды деятельности: добыча нефти, производство и оптовая реализация нефтепродуктов.
ООО «Славнефть-Мегионнефтегаз» - является дочерним предприятием нефтегазового предприятия «Славнефть».
Электроэнергетическая промышленность ХМАО:
ОАО «Тюменьэнерго» - крупнейшая распределительная электросетевая компания Западной Сибири.
ОАО «Сургутская ГРЭС-1» - четвёртая по установленной мощности тепловая электростанция в России.
ОАО «Сургутская ГРЭС-2» - крупнейшая тепловая электростанция России. Входит в состав Оптовой генерирующей компании № 4.
ОАО «Нижневартовская ГРЭС» - государственная районная электростанция. Электростанция является одним из поставщиков электроэнергии по Уральскому федеральному округу.
Деревообрабатывающая промышленность ХМАО:
Основные лесопромышленные предприятия-экспортеры объединены в ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг». Основные предприятия холдинга:
ООО «Лесопильные заводы Югры» - одно из крупнейших предприятий России по лесозаготовке и производству пиломатериалов.
ОАО «ЛВЛ-Югра» - единственный в России и других странах СНГ производитель ЛВЛ-Бруса клееного из шпона.
Практически на всех этих предприятиях активно внедряются нормы экологической политики, кроме предприятий деревообрабатывающего сектора – на данных предприятиях экологическая политика в настоящее время сформулирована, но еще не получила активного внедрения.
Внедрение экологической политики в указанных компаниях базируется на общеизвестном стандарте ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Данный стандарт заимствован из зарубежной практики – о чем говорит индекс ИСО – и является общепризнанным по своей эффективности. Однако для каждого предприятия отрасли он носит свой характер, например, для нефтегазодобывающих предприятий, например ОАО «Лукойл - Западная Сибирь» и ОАО «Сургутнефтегаз» призван обеспечить, как минимум, равновесие между сохранением рентабельности добычи природного газа и газового конденсата и уменьшением техногенного воздействия на окружающую среду. Для энергетической отрасли - ОАО «Тюменьэнерго» - повысить энергообеспеченность с сокращением воздействия на ресурсы. Но, тем не менее, можно выделить основополагающие принципы экологической политики, характерные для всех компаний автономного округа ХМАО-Югра:
минимизация техногенного воздействия и сохранение окружающей среды в зонах размещения производственных объектов;
повышение эффективности использования природных и энергетических ресурсов;
эффективное управление природоохранной деятельностью на основе национальных и международных стандартов;
обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации объектов добычи углеводородов.
Для реализации данных принципов, компаниями добровольно приняты на себя следующие обязательства [22]:
действовать в соответствии с природоохранным законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, отраслевыми нормативами и правилами, относящимися к экологическим аспектам деятельности компании;
применять передовые организационно-технологические методы, направленные на снижение техногенного воздействия на окружающую среду и рациональное использование природных ресурсов;
снижать воздействие на окружающую среду путем оптимизации технологических процессов, модернизации производственных систем и снижения уровня риска аварийности; отдавать приоритет применению оборудования и технологий с наименьшим удельным показателем воздействия на окружающую среду и потреблением природных ресурсов;
предупреждать загрязнения окружающей среды за счет проведения соответствующих профилактических мероприятий;
участвовать в обеспечении экологической безопасности районов, в которых размещены производственные объекты компаний;
постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента и т.д.
Иллюстрацией научно обоснованного проведения экологической политики является то, что нефтегазовые компании округа выступают с инициативой создании в регионально-отраслевые системы менеджмента охраны окружающей среды (РОСМ ООС), основными целями которой являются:
формирование и реализация согласованной регионально-отраслевой экологической политики;
координация деятельности исполнительных органов государственной власти, территориальных органов власти, предприятий-природопользователей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и общественных природоохранных организаций;
выработка механизмов минимизации наносимого ущерба окружающей среде, оптимизация затрат в области ее охраны, ресурсоэнергосбережения и др.;
оптимизация функций управления охраной окружающей среды на основе совместных скоординированных решений, согласованных всеми участниками РОСМ ООС;
совершенствование нормативно-правовой базы и организационно-распорядительной документации в области охраны окружающей среды на региональном и федеральном уровнях;
повышение уровня открытости деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, обеспечение населения, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и органов власти достоверной информацией.
Данная инициатива принадлежит ОАО «Лукойл», но достаточно быстро была реализована и другими компаниями, поскольку иностранные партнеры уделяют значительное внимание наличию экологической политики [44].
РОСМ ООС представляет собой систему руководства и управления охраной окружающей среды в терминах ГОСТ Р ИСО 9000, создаваемую на базе нормативно-правовых документов Российской Федерации и информационных технологий. Для решения этой задачи в рамках научно-исследовательских работ используются общепринятые принципы, заложенные в международных стандартах серии ISO 14000 по разработке и внедрению в практику системы экологического менеджмента, что составило основу для формирования концепции РОСМ ООС и механизма ее реализации. В этом контексте была определена структура РОСМ ООС с составом участников и исполнительным органом, что на первом этапе внедрения данной системы в практику позволит в комплексе решать вопросы, прежде всего, нормативно-правового обеспечения. Следует отметить, что создание и развитие РОСМ ООС было бы невозможным без использования технологий, включающих геоинформационные системы (ГИС). Что касается исполнительного органа, то для каждой компании он свой, но существует общая черта, что состоит он из специалистов экологов-технологов, проработавших на предприятии от 5 лет.
Как известно, ГИС оперируют пространственными данными и имеют интуитивно понятный картографический интерфейс, то есть совокупность средств, методов и правил взаимодействия между основными элементами этих систем. ГИС открывают специалистам оперативный доступ к данным внешних информационных систем и позволяют анализировать получаемые сведения совместно с пространственным и взаимным расположением производственных объектов и их геометрическими характеристиками. ГИС в применении к территории ХМАО-Югра имеют высокую актуальность вследствие значительной площади, рельефа, а также лесных ресурсов. Выявить на подобной территории утечку газа, например, достаточно трудно, поэтому ГИС можно назвать одной из ключевых особенностей экологической политики региона.
Экспериментально было определено, что для компаний, являющихся сложно структурированной организацией с географически разнесенными на большие расстояния производственными объектами, требуются ГИС, охватывающие все направления производственной деятельности компании, а также использующие пространственные данные. Средством решения этой задачи стало создание инфраструктуры пространственных данных, характерных для ГИС региона, основными взаимосвязанными элементами которых являются [18]:
информационные ресурсы, включающие пространственные данные в виде распределенных их баз, файловых наборов и описаний (метаданных);
нормативно-распорядительные документы, представленные стандартами организации, положениями, регламентами и приказами, определяющими порядок работы с пространственными данными и метаданными;
технологии и программно-технические средства, обеспечивающие создание, хранение и представление пространственных данных и метаданных пользователям.
Как известно, основной объем пространственных данных поступает в цифровом формате: это материалы топографических съемок, землеустроительных работ и проектная документация. В связи с использованием технологий, включающих ГИС было автоматизировано получение пространственных данных за счет использования оптико-электронных геодезических приборов, систем спутникового позиционирования, данных дистанционного зондирования Земли и созданы условия для моделирования пространственно-распределенных процессов и явлений с прогнозированием их изменений во времени. В результате ГИС позволили вывести на качественно новый уровень использования пространственных данных, которые являются важной составной частью общего информационного поля компаний. В частности, в базу данных ГИС были введены снимки высокого разрешения территорий функционирования компании, сделанные из космоса со спутников Земли, что позволило корректно оценить геоэкологическую ситуацию.
Таким образом, ключевые особенности экологической политики в ХМАО-Югра состоят в следующем:
имеют отраслевую направленность на решение наиболее острых вопросов для сохранения качества окружающей среды;
имеют научную ориентированность;
активное использование геоинформационных систем.
Экологическая политика – это предмет, имеющий достаточно широкую область трактования. Тем не менее, специализация объекта, где внедряется политика вносит в ее организацию свои коррективы, которые позволяют постепенно добиться повышения показателей эффективности внедрения политики. Рассматриваемый пример региона – ХМАО-Югра в понимании предмета экологической политики имеет значительную актуальность, поскольку промышленный комплекс данного территориального образования имеет свою специализацию, которая определяет отраслевую специфику региона [22].
1.2. Основные принципы оценки эффективности реализации экологической политики
Наиболее сложным вопросом является оценка эффективности реализации экологической политики, поскольку для внедрения любых мероприятий характерна, прежде всего, именно экономическая (стоимостная) оценка эффективности. В случае внедрения экологической политики актуальной задачей является развитие экономико-экологического инструментария повышения эффективности принятия управленческих решений на уровне промышленных предприятий, в том числе предприятий со сложной вертикально-интегрированной системой управления, чья продукция участвует в международном товарообмене, а также совершенствование информационных технологий направленных на повышение конкурентоспособности отечественной экономики в современных условиях глобализации, то есть крупных предприятиях нефтегазового комплекса.
В качестве решения проблемы на первых этапах предлагается введение системы отчетности о внедряемых мероприятиях и получаемых показателях качества. Целью использования любого индикатора и индекса можно назвать оценку существующего положения и его изменения по определенным исследуемым направлениям, включая экологический аспект, на основании которой дается прогноз возможностей развития ситуации с целью принятия решений по устранению негативных воздействий.
Практическое применение любого экологического индикатора необходимо для формулирования целей политики устойчивого развития в следующих формах: количественная оценка, разработка стратегии для развития на перспективу и прогнозирование эффекта от принимаемых решений.
Основными индикаторами экологической политики для ХМАО-Югра должен служить следующий перечень [45].
1. В повышении качества окружающей среды:
определение динамики изменения показателей здоровья количества жителей, проживающих и работающих в регионе;
оценка динамики таких показателей, как удельная энергоэффективность, водопотребление и переработка твердых бытовых отходов;
определение динамики показателей качества среды, включая влияние физических факторов;
определение динамики изменений площади свалок и полигонов.
2. Для отраслей промышленности:
сокращение объемов энерго- и ресурсоемкости производств;
повышение долей (%) оптимальных по соотношению качество-экологичность технологий;
сокращение объемов образования отходов.
3. Для сохранения и восстановления природной среды:
расширение и развитие систем особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
повышение площадей рекультивировации земель;
результативность мер по сохранению биологического разнообразия.
Оценка любых экологических нововведений – это вопрос крайне сложный по причине невозможности стоимостного выражения прибыли. Однако, в настоящее время открытость данных позволяет обращаться к рейтинговой системе, от которой напрямую будет зависеть не только репутация компании, но и многие другие взаимосвязи организации и деловой среды.
1.3. Актуальность реализации экологической политики в ХМАО-Югра
Рассмотрим актуальность внедрения экологической политики. Коэффициент нефтедобычи в ХМАО-Югра составляет 0,27 и продолжает уменьшаться, что означает, что из недр извлекается не более четверти объемов нефти. Существуют технические способы решения проблемы, однако многие компании сталкиваются с экономическими ограничениями - высокая стоимость подъема тяжелых пород нефти делает этот процесс недостаточно выгодным, а как следствие, с применением методов повышения нефтеотдачи в России добывается не более 10% нефти.
Негативное влияние нефтегазового сектора ХМАО-Югра на компоненты окружающей среды выражается в следующих изменениях [44]:
изменение целостности массивов пород из-за проходки скважин;
изменение ландшафтов, образование техногенных ландшафтов;
нарушение земель, загрязнение почв, в т.ч. технологическими и аварийными сбросами, химическими реагентами и буровыми растворами;
загрязнение атмосферного воздуха, в т.ч. выбросами попутного нефтяного газа и продуктов его сжигания в факелах;
нарушение водного баланса территории, загрязнение поверхностных и подземных водных объектов;
образование и размещение отходов производства, в т.ч. строительных и шламовых отходов, отработавших изделий из металла и т.п.;
Фрагмент для ознакомления 3
1. Башмачникова Е. В., Вакулевич Н. А. Теоретические аспекты регионального экономического развития //Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. -2012. -№ 2. -С. 21-28.
2. Бегак М.В., Гусева Т.В. Проблемы проведения экологической реформы в России // Водное хозяйство. - № 5. - 2015.
3. Белик И.С. Пряхин Д.А. Методы учета трансакционных издержек при внедрении наилучших доступных технологий и природоохранных мероприятий // Экология и промышленность России. – 2013. – № 1. -С.44-46.
4. Белик И.С. Экономический рост и безопасность развития // Вестник УрФУ. Екатеринбург. - 2014. -№ 5. - С.140-149.
5. Белик И.С. Роль эколого-экономической безопасности в системе принятия управленческих решений социально-экономического развития региона // Экономика и управление в ХХI веке. - 2014. - № 1. -С. 18-25.
6. Бобылев С.Н., Зубаревич Н., Соловьева С. Вызовы кризиса: как измерить устойчивость развития? // Вопросы экономики. - № 1. - 2015.
7. Бурьян А.В. Пути модернизации мирового ТЭК: переход на альтернативные источники энергии // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. №133. С.71-78
8. Быковский В.А. Нефть и газ Западной Сибири. Экономические и социальные проблемы. - Издательство «Баско», 2017
9. Вильчек Г. Е. Экологические аспекты реализации крупных нефтегазовых проектов на континентальном шельфе / Г.Е. Вильчек; Ин-т географии Рос. акад. наук. – М.: Ин-т географии РАН, 2014. – 303 с.: ил., карт. – Библиогр.: 221 назв. Шифр РНБ: 2014-5/460
10. Вишняков Я.Д., Волостнов Б.И., Киселева С.П., Поляков В.В. Совершенствование механизма стимулирования инновационного развития в области рационального природопользования и экологической безопасности // межд. журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации». - №2. - 2013.
11. Вишняков Я.Д., Зозуля П.В., Зозуля А.В., Киселева С.П. Охрана окружающей среды. Учебник. М.: Академия, 2013.
12. Вишняков Я.Д., Киселева С.П. Совершенствование экономического механизма стимулирования хозяйствующих субъектов к снижению техногенной нагрузки на окружающую среду в условиях инновационного развития // интернет-журнал «Мир Науки», вып. 3(5), 2014.
13. Гаврилов В. П. Экологические проблемы при освоении углеводородных ресурсов Арктики // Тр. РГУ нефти и газа. – 2014. – № 4. – С. 5-14. – Библиогр.: 9 назв.
14. Государственное стратегическое управление: Монография / под общ. ред. Ю.В.Кузнецова. - СПб.: Питер, 2014.
15. Гудаев Т. Х. Экологическая политика и экологическое движение в современном мире // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 81-83.
16. Демидов А.Ю. Государственный аппарат: эффективность и результативность деятельности // А.Ю. Демидов. - М.: Изд.дом «Бюджет», 2013, С. 11.
17. Ермолов Н. Г. Экологическая политика в современной России: состояние и тенденции развития: дис. … канд. пол. наук: 23.00.02: защищена 6.12.14 / Ермолов Николай Георгиевич. - А., 2014. - 213 с.
18. Зарецкий В.М. Органы исполнительной власти и оценка эффективности их деятельности: учебное пособие/ В.М. Зарецкий, Г.И.Пещеров и др. М.: ИИУ МГОУ, 2015. -350 с.
19. Киселева С.П. Экологическая безопасность инновационного развития. Монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2013.
20. Киселева С.П., Семилетова Е.В. Государственное управление эколого-ориентированным развитием России: история и перспективы. [Электронный ресурс] // интернет-журнал «Науковедение». - 2015ю - №4(29). - Режим доступа: http:// naukovedenie.ru/PDF/02EVN414/pdf (дата обращения 20.10.2015).
21. Киселева С.П., Семилетова Е.В. Перспективные направления и эффективность реализации государственной политики в области эколого- ориентированного технологического развития // Актуальные проблемы управления-2015: материалы 20-й международной науч.-практ. конф. Вып.2/ ГУУ. - М.: Изд.дом ГУУ, 2015, С.266-270.
22. Мирясова О.А. Экологическое движение на селе в условиях отсутствия политического пространства (случай Сасовского района Рязанской области) // Теория и практика общественного развития. 2013. №8. С. 281-282
23. Михеева А.С., Бардаканова Т.Б., Акашева С.Н. Региональные особенности экологоориентированной инвестиционной политики на территориях с экологическими ограничениями // Региональная экономика. – 2013. - №27. – С. 2-7.
24. Новоселов А.Л. Экономика природопользования: учебное пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2012
25. О состоянии природные ресурсов и окружающей среды ХМАО в 2016 году / Под ред. С Р Гильденскиольд, А Л. Красиков - Красногорск: Министерство экологии и природопользования, 2017. - 310 с.
26. О гармонизации документов стратегического планирования [Текст]: препринт WP8/2015/01/А.В.Клименко, В.А.Королев, Д.Ю.Двинских, И.Ю.Сластихина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015
27. Рогожина Н. Г. Глобальная экологическая безопасность: позиция развивающихся стран // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - №2. – С. 3-11.
28. Рогожина Н. Г. Развивающиеся страны: проблемы экологии и развития // Мировая экономика и международное отношение. – 2014. - №11. – С. 88-98.
29. Пиковский Ю. И. Основы нефтегазовой геоэкологии: учеб. пособие / Ю. И. Пиковский, Н. М. Исмаилов, М. Ф. Дорохова. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 399 с.: ил., табл. – Библиогр.: 222 назв. – Алф. -предм. указ.: с. 383-391. Шифры РНБ: Т И36/П-322; 2015-5/4276 ; У И36/П-322
30. Соромотин А. В. Экологические последствия различных этапов освоения нефтегазовых месторождений в таежной зоне Западной Сибири // Научные чтения памяти Н. Ф. Реймерса и Ф. Р. Штильмарка. Антропогенная трансформация природной среды: материалы Междунар. шк.-семинара мол. ученых. – Пермь, 2014. – С. 30-34.
31. Султанова Г., Гатуауллина Г. Экология и нефтедобыча// Нефтегазовая Вертикаль. – 2013. - №17;
32. Халий И.А. Экологическое сознание населения современной России // История и современность. 2015. № 1. С. 189-205.
33. Шевелева А. В. Развитие институтов и инструментов совершенствования эколого-экономической политики предприятий нефтегазового комплекса РФ в условиях стратегической ограниченности энергетических ресурсов: монография / А. В. Шевелева. – Ростов н/Д.: Содействие-XXI век, 2015. – 155 с.: ил. – Библиогр.: 100 назв. Шифр РНБ: 2016-3/8478
34. Шлихтер А. «Зеленая» стратегия американских корпораций // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. - №7. – С. 12-21.
35. Экологические и гидрометеорологические проблемы развития промышленного освоения ресурсов нефти и газа на шельфе морей Российской Арктики и пути их решения / В. Н. Воробьев, В. В. Дроздов, В. Б. Митько и др. // Экол. и пром-сть России. – 2015. – Т. 19, № 2. – С. 50-55.
36. Экологические проблемы инженерного освоения Тюменского региона: учеб. пособие / сост. Л. А. Казанцева; Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т, Ин-т геологии и нефтегазодобычи. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – 66 с.: ил. – Библиогр.: 13 назв. Шифр РНБ: 2016-4/1793
37. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электрон. дан.] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/. (дата обращения 14.04.16)
38. Словарь экологических терминов http://www.ecoanaliz.ru/glossary/10-alph-01/159-anthropogenic.html (дата обращения 12.05.16)
39. Экологическая обстановка в России: напряжение нарастает [Электронный ресурс]. - URL: wciom.ru/ novosti/ otkrytye-proekty/prazdniki-i-daty /item /single /11956.html. (дата обращения 03.12.17)
40. Экологический союз http://www.ecounion.ru/ru/site.php (дата обращения 03.12.17)
41. Экологическое сознание россиян [Электронный ре¬сурс]. - URL: wciom.ru/ novosti/otkrytye-proekty/prazdniki- i-daty/item/single/3702.html. (дата обращения 01.12.17)
42. О движении «Раздельный сбор» [Электронный ре¬сурс]. http://www.rsbor.ru/about/ (дата обращения 01.12.17)
43. Министерство энергетики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/activity/oil/ (дата обращения 01.12.17).]
44. Обзор «О состоянии о кружающей среды ХМАО в 2016 году», Х - М: 2017 «Государственный комитет по охране окружающей среды ХМАО»
45. Обзор "О состоянии окружающей природной среды Ханты-Мансийского автономного округа в 2016 году". НПЦ "Мониторинг", Ханты-Мансийск, 2017, с.
46. Environmental Management for Cambridge IGCSE & O Level Revision Guide, Gallimard, 2017. – 200 p.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней