Фрагмент для ознакомления
2
Обработка полученных результатов. Производится подсчет среднего показателя оценки социально-психологического климата данного учебного коллектива. Интерпретация результатов осуществляется по следующим показателям: +2 – +3 – это высокая степень благоприятности социально-психологического климата данного учебного коллектива; 0 – +2 – это достаточная степень благоприятности климата; -1 – 0 – это недостаточная степень благоприятности климата; -3 – -1 – это неблагоприятный климат в учебном коллективе.
Таким образом, целью исследования является выявление особенностей психологического климата в коллективе младших школьников.
Особенности психологического климата в коллективе младших школьников могут быть выявлены через анализ привлекательности группы для ее членов, оценку психологической атмосферы в коллективе, и оценку социально-психологического климата в группе.
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ
Первоначальная диагностика, направленная на выявление уровня привлекательности класса как отдельной группы для его учеников, показала, что преобладает средний уровень (см. приложение Б и таблицу 2.1.).
Таблица 2.1 – Уровень привлекательности класса как отдельной группы для его учеников на стадии констатирующего эксперимента 3 «А»
№ п/п Баллы Уровень Число выборов (в %)
1. 7 – 13 Низкий 14,3(3)
2. 14-17 Средний 71,4(15)
3. 18- 25 Высокий 14,3(3)
То есть малая часть детей(14,3%) показали низкую привлекательность для них класса в качестве отдельной группы. Например, Валера не чувствует, что он является членом класса. Взаимоотношения учеников вне класса он оценивает хуже, чем в других классах школы. Даниил считает практически также. Кроме этого, он хотел бы перейти в другой класс, если бы у него появилась такая возможность. В свою очередь Полина затруднилась с ответом на многие вопросы.
Более половины учеников (71,4%) своими ответами показали средний уровень привлекательности класса как отдельной группы. При этом многие младшие дошкольники, оценивая коллектив своего класса в разных ситуациях (взаимоотношения учеников, взаимоотношения учителя и учеников, отношение учеников к воспитательной работе и учебе) указывали, что ситуация примерно такая же, как и в большинстве классов. Только трое учеников (14,3%) исследуемого класса считают свой коллектив достаточно привлекательным, они чувствуют себя полноценным членом учебного коллектива, а также считают свой класс лучше, чем другие классы.
Далее рассмотрим оценку психологической атмосферы в коллективе рассматриваемого класса по методике Ф. Фидлера. Средний балл выбора между признаками психологической атмосферы учениками класса представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Средний балл выбора между признаками психологической атмосферы коллектива учениками класса на стадии констатирующего эксперимента
Положительный признак Средний балл по классу Отрицательный признак
Дружелюбие 6,4 Враждебность
Согласите 5,8 Несогласие
Удовлетворенность 5,1 Неудовлетворенность
Продуктивность 5,3 Непродуктивность
Теплота 6,1 Холодность
Сотрудничество 6,2 Несогласованность
Взаимоподдержка 6,4 Недоброжелательность
Увлеченность 6,1 Равнодушие
Занимательность 5,2 Скука
Успешность 5,1 Безуспешность
Полученные результаты показывают, что практически все средние показатели тяготеют к отрицательным признакам. В их числе лидируют такие признаки, как враждебность и недоброжелательность. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на наличие единичных положительных оценок, общее восприятие дает основание говорить о неблагоприятной психологической атмосфере в ученическом коллективе.
В свою очередь, приведённая нами диагностика социально-психологического климата в учебном коллективе по экспресс – методике А.Н. Лутошкина также позволила выявить недостаточную степень благоприятности социально-психологического климата (см. приложение В и таблицу 2.3).
Таблица 2.3 – Социально – психологический климат в учебном коллективе 3 «А» на стадии констатирующего эксперимента
№ п/п Баллы Степень благополучия климата учебного коллектива Число выборов
(в %)
1. +2 – +3 высокая степень 0
2. 0 – +1 достаточная степень 23,8(5)
3. -1 – 0 недостаточная степень 61,9(13)
4. -3 – -1 неблагоприятный социально психологический климат 14,3(3)
Таким образом, высокая степень благополучия климата учебного коллектива не была указана ни одним учеником. Достаточную степень обозначили 23,8% учеников. Например, отмечалось, что в трудные минуты ученики класса сплачиваются (Диана, Наташа); совместные дела увлекают всех (Вера, Александра); класс в целом активен, полон энергии (Маша В.).
Недостаточную степень обозначили 61,9% больше половины учеников. В этом случае младшими школьниками указывалось, что в классе имеют место конфликты во взаимоотношениях (например, Валера С. и Яна К.); девочки и мальчики конфликтуют между собой (Никита, Тарас, Андрей.); каждый считает свое мнение главным, не слушает при этом других (Михаил, Анастасия, Иван. и др.).
Меньшая часть (14,3%) опрошенных учеников считают социально психологический климат в коллективе неблагоприятным. Они, например, считают, что в ученическом коллективе преобладает подавленное, а также унылое настроение (Марина); успехи и неудачи некоторых учеников вызывают зависть либо злорадство других членов коллектива (Катерина); в трудные минуты ученики класса теряются, а также ссорятся, обвиняют друг друга (Полина); коллектив невозможно поднять на совместное дело (Катерина); в ученическом коллективе пренебрежительно относятся к слабым, обожают, а также высмеивают их (Марина).
Таким образом, полученные нами результаты констатирующего эксперимента показали:
1) преобладание среднего уровня привлекательности класса как отдельной группы для его учеников;
2) доминирование таких отрицательных признаков, как холодность, несогласованность, враждебность, недоброжелательность;
3) недостаточную степень благополучия в социально-психологическом климате рассматриваемого нами учебного коллектива.
2.3 Интерпретация данных констатирующего эксперимента
На основе полученных нами результатов диагностики на констатирующем этапе эмпирической работы были сформированы показатели (критерии) сформированности психологического климата в коллективе учащихся младших классов. Они приведены нами в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели психологического климата в коллективе младших школьников на констатирующем этапе исследовательской работы
Показатель (критерий) Характеристика
Хороший психологический климат Высокая привлекательность класса как отдельной группы для его учеников. В классе преобладает дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность, доброта, сотрудничество, взаимоподдержка, увлеченность, занимательность и успешность. Малое количество 4 (19%) респондентов оценивают степень благополучия в социально-психологическом климате учебного коллектива как высокую и достаточную.
Недостаточно сформированный психологический климат Для ученика чаще всего класс как отдельная группа недостаточно привлекателен. В учебном классе при оценке психологической атмосферы коллектива учениками приоритет у отрицательных признаков. Положительные признаки прослеживаются в единичных случаях. Единичные респонденты оценивают степень благополучия в социально-психологическом климате учебного коллектива как достаточную. Большинство учеников присваивают ей характеристику «недостаточная».
Психологический климат не сформирован Низкая привлекательность класса как отдельной группы для его учеников. Доминантными являются такие характеристики, как враждебность, несогласие, неудовлетворенность, непродуктивность, холодность, несогласие, недоброжелательность, равнодушие, скука, безуспешность. Называются только единичные положительные признаки психологической атмосферы коллектива.
Количественное распределение данных показателей показано на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Показатели психологического климата в коллективе младших школьников на констатирующем этапе исследовательской работы (в %)
То есть для 14 (66,7%) учеников класс в качестве отдельной группы является недостаточно привлекательным. При оценке психологической атмосферы коллектива учениками приоритет отдавался отрицательным признакам. Положительные признаки прослеживаются в единичных случаях. Это можно объяснить холодностью, враждебностью, агрессивностью по отношению друг к другу в коллективе. Злорадством, когда возникают проблемы у одноклассников, отсутствием поддержки, разобщенностью, высмеиванием слабых.
Единичные респонденты оценивают степень благополучия в социально-психологическом климате учебного коллектива как достаточную. Однако большинство учеников ей присваивают характеристику «недостаточная». То есть подавляющим большинством младших школьников изучаемого класса благоприятный климат в коллективе на констатирующем этапе исследовательской работы оценивается как недостаточно сформированный. Это можно объяснить тем, что класс очень разобщен. Его невозможно заставить собраться и сделать общее дело на благо класса. Есть лидеры (звезды), и отвергнутые (изгои).
Для четверых учеников начальной школы (19 %) класс как отдельная группа имеет высокую привлекательность. С их точки зрения в классе преобладает дружелюбие, согласие, удовлетворенность, продуктивность, доброта, сотрудничество, взаимоподдержка, увлеченность, занимательность и успешность. Данные младшие школьники оценивают степень благополучия в социально-психологическом климате учебного коллектива как высокая и достаточная. Это можно объяснить тем, что сформированы отдельные группы, в которых один сильный лидер. В группах никто не обижает, не задевает, не унижает других приближенных.
Наконец, для троих (14,3%) респондентов привлекательность класса как отдельной группы является низкой. Доминантными с их точки зрения являются такие характеристики, как враждебность, несогласие, неудовлетворенность, непродуктивность, холодность, несогласие, недоброжелательность, равнодушие, скука, безуспешность. Называются только единичные положительные признаки психологической атмосферы учебного коллектива. Причиной таких показателей может являться то, что они считаются изгоями в классе. Их гнобят, оскорбляют, не поддерживают, либо это очень не уверенные в себе дети. Либо то, что эти учащиеся плохо вливаются в коллектив и не играют со звездами на переменах, на них просто не обращают внимание.
Выводы по второй главе
С целью выявления особенностей сформированности психологического климата в коллективе младших школьников была организована и проведена диагностическая работа. Задачами данного этапа исследования были следующие: привести оценку привлекательности группы младших школьников; изучить психологическую атмосферу в детском коллективе; определить социально-психологический климат в учебном коллективе. Для реализации поставленных задач применялись следующие методики: методика оценки привлекательности группы (СИШОР), методика оценки психологической атмосферы в коллективе Ф. Фидлера, экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе А.Н. Лутошкина.
Проведенная нами диагностика первичного уровня сформированности благоприятного климата в коллективе младших школьников показала, что привлекательность коллектива класса оценивается учениками преимущественно как средняя. При этом респондентами при рассмотрении признаков (характеристик) психологической атмосферы в коллективе был сделан выбор в сторону негативных черт. Социально-психологический климат в учебном коллективе в основном характеризуется недостаточной степенью благоприятности. Все это наглядно свидетельствует о недостаточности сформированности благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников и необходимости проведения дополнительной работы с использованием психологических игр для сплочения ученического коллектива и формирования в нем благоприятного климата.
Описание такой работы и оценка ее эффективности приведены нами в следующем разделе.
3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КОЛЛЕКТИВЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ
3.1 Методика формирования благоприятного психологического климата в коллективе учащихся младших классов посредством использования психологической игры
С целью формирования благоприятного климата в коллективе младших школьников (в 3 «А» классе) средствами психологических игр был разработан комплекс занятий. Этот комплекс был реализован на формирующем этапе экспериментальной работы.
Целью данного этапа выступает формирование в коллективе младших школьников благоприятного психологического климата.
Задачи формирующего этапа:
1) повышение степени привлекательности коллектива для его членов
2) формирование благоприятной психологической атмосферы в коллективе (снижение враждебности и недоброжелательности)
3) увеличение степени благополучия социально - психологического климата в коллективе
Гипотеза исследования: формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе младших школьников посредством использования психологических игр соответствующей направленности будет успешным, если:
-игры будут включены в урочную и внеурочную деятельность обучающихся;
-в процесс работы с детьми будут добавлены неигровые приемы, направленные на оптимизацию навыков общения и взаимодействия со сверстниками.
Психолого - педагогическое сопровождение процесса становления взаимоотношений в детской группе.
педагог-психолог решает три основные задачи (М. Р. Битянова):
1. Отслеживание особенностей индивидуального развития ребенка (диагностика). В случае выявления каких-либо проблем изучается причина и принимается решение о путях коррекции.
2. Создание необходимых психологических условий для полноценного развития каждого ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей. Данная задача решается с помощью таких средств, как просвещение, активное психологическое обучение родителей, педагогов и самих детей, организуется методическая помощь, проводится развивающая психологическая работа.
3. Создание специальных психолого-педагогических условий для оказания помощи детям, испытывающим какие-либо трудности. Есть дети, которые в пределах возрастной нормы не реализуют свой потенциал, «не берут» из данной им педагогической среды то, что им в принципе под силу взять. На них также ориентирована специальная работа педагога-психолога.
Педагог психолог проводит мониторинг состояния класса, проводит диагностическую работу по выявлению уровня личностных особенностей, действует и по запросу учителя, если есть проблемы. Также диагностика проводится для раннего выявления проблемных детей и начало работы с проблемными детьми индивидуально. Педагог - психолог предоставляет классному руководителю необходимую информацию о каждом ученике для создания в обучении и создании коллектива личностного - ориентированного подхода к каждому ученику. Проводит необходимую коррекционно - развивающую работу отдельно с проблемными детьми. С классным руководителем он проводит профилактическую и просветительскую деятельность. Так как от учителя будет зависеть состояние психологического климата коллектива.
При подборке психологических игр ориентировались на то, что для учащегося начальной школы игровая деятельность по-прежнему остается значимой наряду с учебной.
При этом психологические игры способны снимать фобии, снижать тревожность, позволяют многим детям преодолевать имеющуюся изолированность, а также ощущение неудачи в своей деятельности. В качестве основных педагогических условий выступали следующие:
1) подбор психологических игр осуществлялся с обязательным учетом возрастных особенностей младших школьников, вошедших в выборку;
2) все игры реализовывались только в спокойной и дружеской атмосфере;
3) при включении детей в игровою деятельность учитывались также индивидуальные особенности каждого младшего школьника, включенного в выборку.
В рамках применения психологических игр в качестве важного педагогического средства формирования благоприятного климата в ученическом коллективе соблюдались следующие основные принципы:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Наука, 2003. – 224 с.
2. Ахметов, Н.К. Игра как процесс обучения [Текст] / Н.К. Ахметов // Вестник научно-педагогического центра. - 2015. - № 22. - С. 8 – 10.
3. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива [Текст]: метод. пособие / Н.В. Белобородов. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с.
4. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер 2010. – 368 с.
5. Битянова M. P. Психологическое сопровождение детей / Л. Битянова // Школьный психолог. — 2000. — № 10. 5. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Отв. ред. И. В. Дубровина. — М., 1987.
6. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие / И.З. Гликман. – М.: Школьные технологии, 2008. – 176 с.
7. Горынина, В.С. Психолого-педагогическое сопровождение формирования самосознания у детей и подростков с ОВЗ в инклюзивном образовании [Текст] / В.С. Горынина // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – №50-3. – С. 259–265.
8. Гринченко, И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учеб.-методич. пособие / И.С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2017. – 80 с.
9. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст]: метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 168 с.
10. Дилтс, Р. Изменение убеждений с помощью НЛП [Текст] / Р. Дилтс. – М.: Класс, 2017. – 192 с.
11. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы [Текст] / Н.И. Дереклеева – М.: Вако, 2004. - 240 с.
12. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности [Текст] / А.И. Донцов. – М.: МГУ, 2010. – 128 с.
13. Дубровина, И.В. Школьная психологическая служба [Текст] / И.В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2017. – 264 с.
14. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко [Текст] / Г.Е. Журавский.– М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1998. – 360 с.
15. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Акад. проект, 2006. – 336 с.
16. Игнатович И.С. О психологических играх [Электронный ресурс]. https://www.b17.ru/article/?razdel=7. – (дата обращения: 04.04.2021)
17. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе [Текст] / М.Г. Казакина. – СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2011. – 115 с.
18. Классному руководителю о воспитательной системе класса [Текст]: сб. ст. / под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Владос, 2000. – 147с.
19. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности – основа учебно-воспитательного процесса [Текст] / В.А. Караковский. – М., 2003. – 188 с.
20. Кузьмин, Е.С. Психология личности и малых групп [Текст] / Е.С. Кузьмин. – СПб.: Питер., 2017. – 129 с.
21. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе [Текст] / В.М. Лизинский. – М.: Центр Пед. поиск, 2012. – 160 с.
22. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст] / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.
23. Макаренко, A.C. Проблемы воспитания в советской школе [Текст]: учеб. пособие / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1984. – 300 с.
24. Модрус, А.Л. Социально–психологические особенности сплоченности малой группы и неформальных подгрупп [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Л. Модрус.– Ростов н /Д., 2008. – 23 c.
25. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. – М.: АСТ, 2014. – 736 с.
26. Пашкова, А.М. Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе [Текст] / А.М. Пашкова // Начальная школа. – 2015. – №11. – С.44 – 46.
27. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей [Текст] / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 288 с.
28. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие / под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Владос, 2018. – 160 с.
29. Психология младшего школьника [Текст]: учеб.-методич. пособие / авт.-сост. Ю.Е. Водяха, С.А. Водяха. – Екатеринбург: УГПУ, 2018. – 264 с.
30. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Приор, 2008. 142 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2016. – 712 с.
32. Рудкова, С.Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников [Текст] / С.Г. Рудкова // Гуманитарные исследования Сибири и Дальнего Востока. – 2010. – № 1. – С. 32–35.
33. Сергеева, В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я [Текст] / В.П. Сергеева. – М.: Педагогическое общество России, 2017. – 256 с.
34. Сидоренков, А.В. Групповая сплоченность [Текст] / А.В. Сидоренков // Психологический журнал. – 2006. – №1.– С.44–49.
35. Скотарева, Е.М. Психолого-педагогическая коррекция: теоретико-методологический аспект [Текст]: учеб. пособие / Е.М. Скотарева. – Саратов: Изд. центр «Наука», 2017. – 72 с.
36. Сундеева, Л.А. Формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Л.А. Сундеева, З.Ф. Рахимова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 2(19). – С. 180-185.
37. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива [Текст] / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2000. – 53 c.
38. Тележникова, Т. Лучшие игры, развивающие интеллект и творческие способности [Текст] / Т. Тележникова. – М.: ООО ПКФ «БАО», 2017. – 272 с.
39. Трайнев, В.А. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика) [Текст] / В.А. Трайнев. – М.: Дашков и Ко, 2018. – 282 с.
40. Ульянова, И.А. Проблемы развития рефлексивности младшего школьника в учебной деятельности [Текст] / И.А. Ульянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2009. – № 9. – Т. – С. 55 - 57.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2016. – 51 с.
42. Фетискин, Н.П. Социально–психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 490 с.
43. Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст] / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 200 с.
44. Шевырева, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве [Текст] / Т.В. Шевырева, О.В. Дорошенко // Вестник РНУ. – 2016. – №1. – С.48–50.
45. Штерц, О.М. Практика проведения практических занятий для студентов по психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного образования [Текст] / О.М. Штерц // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – №56-5. – С.253–256.
46. Якупова, Г.Ш. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений младших школьников [Текст] / Г.Ш. Якупова // Вестн.УЮрГУ. – 2006. – № 3. – С. 146–149.
47. Ясницкая, В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика: учеб. пособие [Текст] / В.Р. Ясницкая. – М.: Академия, 2014. – 352 с.