Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающего поколения, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных этапов становления личности. Нравственное воспитание как один из видов социальной активности специально подготовленных людей (педагогов) призвано помочь подрастающему поколению в овладении социальным моральным опытом, «присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в социуме.
Вопросы нравственного становления, воспитания, развития личности человека всегда волновали социум. И сегодня можно встретить жестокость, грубость, обман, сквернословие, поэтому проблема нравственно-эстетического воспитания считается актуальной. Кто как не учитель, могущий влиять на воспитание учеников способен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей работе. И именно поэтому целью педагога является защитить ребёнка от мира жестокости и грубости, познакомить его с принципами морали и этики. Сформировать нравственные представления и понятия у учеников должен педагог-профессионал, в нашем случае - учитель по экономике
Нравственное направление имеет особую значимость в экономическом обучении и воспитании. Одно только присутствие знаний и представлений об экономике не может говорить о том, что ученик умеет правильно их использовать в жизни. Часто срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает ребенку ориентироваться в сложившейся ситуации самостоятельно.
В условиях рыночной экономики система образования и школа реализуя экономическое воспитание учеников тесно связывает его с трудовым. Для экономической подготовки юношества разработаны программы, учебные пособия. Обучающиеся должны не только знать элементарные основы экономической жизни общества, но и приобретать навыки экономического мышления, целесообразного личного экономического поведения. Уже в школе нужно научить умению рационально решать вопросы о заработках и затратах, об экономике семьи подростка; учить умению рассчитывать экономическую сторону его ближайшей и отдаленной жизни, сознательно избирать нужный для этого образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо дать знания о сути и динамике экономических действий в государстве и мире.
Экономические знания и поведение человека связаны с социальным, нравственным формированием, поэтому задачей экономического воспитания представляется формирование у школьников стремления активно принимать участие в трудовой и экономической жизни страны.
Целью выпускной квалификационной работы являются вопросы формирования нравственно-эстетического воспитания школьников в процессе обучения экономики.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• изучить теоретические основы нравственно-эстетического воспитания учеников;
• проанализировать основные формы и методы осуществления нравственно-эстетического воспитания на уроках экономики, описанные в литературе;
• применить технологию осуществления нравственно-эстетического воспитания на практике при проведении уроков экономики в школе.
Объект исследования – нравственно-эстетическое воспитание школьников.
Предмет исследования – методы и приемы нравственно-эстетического воспитания учеников в процессе изучения экономики.
При написании работы были использованы труды В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, В.С. Автономова, А.Б. Азимова, А.Ф. Аменда, П.Р. Атутова, Б.Т. Лихачева и др.
Практическая значимость работы в проведении … уроков по экономике в 10 классах средней образовательной школы с использованием различных методов и приемов нравственно-эстетического воспитания, по окончанию которых автором сделан анализ приобретенных ими нравственно-эстетических норм.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Сущность нравственно-эстетического воспитания и его особенности в процессе преподавания экономики в бщеобразовательной школе
Диалектика социально-экономического становления любого государства всегда подразумевала взаимосвязь воспитания и образования, их социальных институтов с развивающимся обществом, его экономическими нуждами. Каждый новый поворот в истории человечества порождает новые подходы к экономическому образованию и воспитанию подростков.
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность учеников. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь оказывает влияние на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций, выступающих и как критерий его нравственного развития.
Более важной проблемой современного общества является нравственное снабжение рыночных преобразований.
Ученые разных веков трактовали понятие нравственности по- разному. К примеру, Аристотель о нравственном человеке говорил: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [17]
В новом энциклопедическом словаре говорится о нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское moralis - нравственный) система норм и ценностных представлений, определяющих и регулирующих поведение человека. В отличие от простого обычая или традиций, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия.[15]
В педагогическом словаре термин нравственное воспитание толкуется как составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулировать обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи:
-Выработку нравственных требований, находящих отражение и получающих обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра и зла и т.п.
-Внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознании каждого отдельного человека, с тем чтобы он смог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения
У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[12].
В.И Даль смыслил слово мораль как «нравственное учение, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало.
К умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, незапятнанной, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, отваги»
А что же говорить о детях? Учитель начальных классов Л.В. Калинина говорила, что в современном обществе большое внимание уделяется ориентации учеников на нравственные значения: умение сравнивать поступки, события с общественными нормами и ценностями; способствовать самостоятельному, нравственному поступку в различных ситуациях.
В школьном возрасте формируется основа становления личностных качеств ученика.
Педагогу важно учитывать, что на формирование нравственных ценностей ориентаций оказывают существенное влияние 3 компонента: знания, эмоции и воля. [61]
О нравственности человека традиционно рассуждают по его поведению. Но поведение - понятие обширное и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сути необходимо сделать акцент на какой-то наименьшей единице, которая сохраняла бы характеристики цельного. Под таким элементом понимается поступок.
Что такое поступок? Поступок -действие, расцениваемое как нравственное самоопределение человека, в котором он утверждает себя как личность в отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом [23].
Нравственную направленность можно обнаружить не в единичных поступках, а в общей деятельности, которая оценивается, через способность человека активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности отстаивать моральные эталоны общества в избранной области деятельности [4].
Таким образом, основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к людям. Из этого следует, что нравственным следует считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Школьное образование выступает своеобразным приспособлением постижения экономического образования.
А экономическое образование обеспечивает следующее:
- экономическое самоопределение личности, создает условия для ее реализации;
- формирование у школьников понятий соответствующих современному уровню знаний и уровню образовательной программы экономики;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современные экономические отношения.
Непрерывное экономическое образование с младшего возраста многократно усиливает свой смысл в формировании моральной стороны личности школьника, способной рационально действовать в условиях рынка.
Движение общества к рынку для непрерывного экономического образования молодежи означает ориентирование к новому типу высоконравственной личности, способной успешно жить и работать в рыночных условиях.
Если раньше экономические трудности ненатурально отодвигались от школьника, и он порой до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизнь настойчиво призывает, чтобы школьник уже в начальной школе познавал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать выбор. Представлял смысл денег, понимал формирование бюджета семьи и школы; имел представление о цене товара, от чего она зависит, как создаётся богатство и каковы его законные источники [6].
Исходя из значимости системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов становится ясно, что непрерывное экономическое образование представляет собой открытую систему, в основе которой лежит синтез социально-экономических и психолого-педагогических знаний. Это наиболее оптимальный подход, соответствующий требованиям общества в рамках культурологической модели современного школьного образования (Э.Ф. Зеер, И.Я. Лернер, В.В. Караковский, Е.В. Ткаченко). [28]
Известно, что главное действующее лицо рыночной экономики - человек творческий, инициативный, самостоятельный, успешно воплощающий свои способности в свободной экономической деятельности и несущий ответственность за её конечные результаты, как гражданин способный работать эффективно.
Сформировать такой тип нравственной личности важно и необходимо в процессе обучения в общеобразовательной школе, максимально пользуясь возможностями образовательного процесса.
1.2. Методы и приемы нравственно-эстетического воспитания школьников на уроках экономики
Согласно Федеральному государственному стандарту и на основании концепции проекта общесвоведческого образования в экономической сфере говориться о возросшей значимости экономических знаний. Это связано с утверждением экономической свободы, многообразия форм собственности, права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, права свободно выбирать род деятельности и профессию. Результаты труда и хозяйствования в значительно большей мере, чем 10-15 лет назад, зависят от личного выбора, частной инициативы, экономической подготовки каждого. Любой человек включен в многообразные экономические отношения, и от его экономической грамотности во многом зависит его собственное благополучие и благосостояние всего общества. Знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому вступающему в самостоятельную жизнь.
Важнейшим требованием современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих умение учиться, а также подготовить ученика к жизни в реальном обществе.
Общеобразовательные учреждения нуждаются в исследованиях экономического воспитания подрастающего поколения. Такая необходимость существует, так как выпускники школ, которые готовятся к самостоятельной жизни независимо от выбираемой профессии, должны уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах и обладать деловыми качествами. Они должны стать полноправными членами экономического сообщества.
В связи с переходом общества к рыночной экономике образовательная система России должна обеспечить формирование экономически воспитанного подрастающего поколения. Но экономические знания, которыми обеспечивают школьников, носят теоретический характер и не позволяют учащимся обладать необходимым уровнем экономической воспитанности. В связи с этим стало необходимостью экономическое воспитание практической направленности, которое предполагает формирование таких качеств, как бережливость, предприимчивость, расчетливость. [12.C. 2]
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абросимов, В.Н. Конструирование образовательной среды формирования экономической культуры учащихся как проблема соотношения учения и обучения в педагогических действиях средней школы /Педагогика развития: соотношение учения и обучения. Красноярск, 2010. 230 с.
2. Автономов, B.C. Модель человека в экономической науке. СПб: Экономическая школа, 1998. 230 с.
3. Автономов, В. Ценностнообразующие аспекты школьного курса экономики /В. Автономов //Экономика в школе. 2012. № 2.
4. Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект - Пресс, 2015 г. - 71 с.
5. Алиева, Т.,. Экономика: жизнь и игра /[Текст]:/ Лысенко В., Гиз Н. Обруч, 2018. - №3. - С. 3-4.
6. Аменд, А.Ф., Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы [Текст]: Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ:/ Аменд, А.Ф., Тюнин А.И.-Челябинск.: Издательство ЧГПУ, 2018.- 20-28 С.
7. Андреева, И. В. Экономическая психология. Социокультурный подход /И. В. Андреева. СПб, 2016. 236 с.
8. Анисимов, С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление / С. Ф. Анисимов. М., 1988. 212 с.
9. Балакина, Т.Н. История отечественной культуры / Т.Н. Балакина. М., 1994. С. 3.
10. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: Пособие для учителя/ Л.С. Бахмутова. - М: ВЛАДОС, 2018.
11. Битяева Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии, (аналитический обзор) /Н.Р. Битяева. М.: МП-СИ, Флинта, 1998. 48 с.
12. Боголюбов, Л.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? /Л.Н. Боголюбов, Л.Н.Иванова // Педагогика. М - 2011. - №9.
13. Воронина, Г.А. Принципы отбора учебного материала в профильных классах /Г.А. Воронина //Школа. 2012. № 2. С. 32.
14. Воспитание школьников во внеурочное время: методическое пособие/ под редакцией Л.К. Балясной. - М.: ВЛАДОС, 2011.
15. Вуколова Т.С. Национальная экономическая ментальность в эпоху рыночных реформ /Т.С. Вуколова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2014. Том 2, №1. С. 72-84.
16. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / О. С. Газман //Новое педагогическое мышление. М., 2016. С.221-237.
17. Гершунский, Б.С. Философия образования/Б.С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.
18. Гольц, Г.А. Культура и экономика: поиски взаимосвязей /Г.А. Гольц //Общественные науки и современность. 2010. № 1. С.23-35.
19. Горлач, Н. И. Экономическое образование и воспитание учащихся / Н. И. Горлач. -Москва, 2018.
20. Гусева, Л.А Экономическая теория в школе. [Текст]:Книга для учителя / Под ред. Гусева Л.А. - Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2016. - 544 с.
21. Даринский, А. В. Экономическая подготовка школьников / А. В. Даринский // Педагогика. 2011. - №3.
22. Зайченко, Н.А. Педагогические возможности экономического образования в современной школе [Текст]: Дис. ...канд. пед. наук. — СПб., 2018. - 248 с.
23. Землянская, Е.Н. Экономическое образование в школьной программе //[Текст]: Народное образование. - 2017, № 10. - С.220-228.
24. Землянская, Е.Н. Экономическое образование школьников как условие их социализации// [Текст]:Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧПТУ. Сер. 3; Экономическое образование. - Челябинск. Изд-во: Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С. 37-45.
25. Каирова, И.А. Азбука нравственно-эстетического воспитания: [Текст]: пособие для учителя: О.С. Богданова.- М.: Просвещение, 2017.-17 с.
26. Ковалева, В. Е., Орлова, Т. В. Экономическое воспитание школьников в условиях совершенствования социальной демократии / В. Е. Ковалева, Т. В. Орлова // Демократия средней школы: проблемы, поиски, опыт. - М., 2012.
27. Кудинов, В. В. Экономическое воспитание учащихся старших классов в информационной среде школы : дисс. ... канд. пед. наук / В. В. Кудинов. - Ижевск, 2011.
28. Леонтьев, А. Дети и бизнес / А. Леонтьев // Народное образование. - 2012. - №8.
29. Лукьянова, Р. Формирование системы практических умений и навыков учащихся на уроках экономики //[Текст]: Народное образование . 2013, № 10. - С. 157.
30. Любимов,Л., Раннева, Н. Основы экономических знаний. :[Текст] Л. Любимов., Н. Раннева.- М., 2015. - 585 с.
31. Мамарыгин, А.А. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности. [Текст]: / А.А. Мамарыгин // Дополнительное образование и воспитание. 2012 г. - № 9. - С. 8 - 10.
32. Матюша, И. К. Связь трудового и экономического воспитания / И. К. Матюша // Педагогика. 2018. - №9.
33. Молчанов, С.Г.,. Подготовка учителя к преподаванию экономики в системе повышения квалификации педагогических работников [Текст]: / Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧПГУ. Молчанов, С.Г, Ибрагимова, Л.Д.- Сер. 3; Экономическое образование. - Челябинск. Издательство: ЧГПУ, 2018.-С. 45-49.
34. Нравственное воспитание в школе.-Режим доступа http://studopedia.ru/
35. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. М. М. Безруких, В. А. Болотво, Л. С. Глебова. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2019.
36. Письмо Министерства образования и науки «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г.
37. Плешакова М.В. Деловые игры в экономике. Методология и практика / М.В. Плешакова Н.В. чигиринская Л.С. Шаховская. — М. : КноРус, 2011.
38. Поляков, Л.О. Обществознание. Глобальный мир экономики в XXI веке: Книга для учителя/Л. О. Поляков - М: Просвещение, 2018.
39. Пономарева З.М. Деловые игры в коммерческой деятельности. темы «Аукцион», «Биржа» / З.М. Пономарева. — Дашков и Ко, 2012.
40. Пробст, Л.Э. Профессиональное школьное образование в современных условиях /Л.Э. Пробст //Экономика. Вопросы школьного образования. 2012. № 4.
41. Прутченков, А.С. Экономическое воспитание молодежи в контексте современных социальных преобразований/ А.С. Прутченков // Экономика и финансы. - 2015. - №3.
42. Пугачев В.П. тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом : учебник для студентов вузов / В.П. Пугачев. — М. : Аспект Пресс, 2018.
43. Пучкова С.И. Компьютерная деловая игра «Бизнес - курс. Корпорация Плюс» / с.И. Пучкова, Ю.М. Потанина. — Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ, МГИМО- Университет, 2018.
44. Рожкова, М. И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением : учеб.-метод. пособие / М. И. Рожкова. - М. : ВЛАДОС, 2011.
45. Романовская, М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы /М.Б Романовская. М., 2014. 275 с.
46. Рывкина Р.В. Экономическая культура как память общества / Р.В. Рывкина //ЭКО. 1989. № 1. С. 21-39.
47. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. [Текст]:Пособие для учителя. М: Вига - Пресс, 2019. - 447 с.
48. Самохина, А. Формирование информационной культуры в процессе экономической подготовки старшеклассников /А. Самохина //Экономика в школе. 2012. № 1. С.12-15.
49. Сасова И. А. Экономическое образование: проблемы и решение [Текст]:// Школа. - 2015. -№2.-С.23
50. Сасова, И. Социально-экономическое образование и воспитание учащихся/И. Сасова//Народное образование. 2011. № 10. С. 18-22.
51. Свиридова, Г. С. Педагогические условия эффективности формирования экономического мышления у студентов колледжа: автореф. дис.канд. пед. наук. Магнитогорск, 2011. 26 с.
52. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школьная пресса, 2016. 512 с.
53. Смирнов, И. П., Ткаченко, Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. - Екатеринбург : Сократ, 2012.
54. Соколова, Т.Н. Экономическая социология: учебник. Мн.: Высш. шк., 2017. 241 с.
55. Сущность нравственно-эстетического воспитания. // Режим доступа Студопедия URL: http://studopedia.ru/
56. Таренд, А. Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся: Пособие для учителя/ А. Ф. Таренд. - М.: ВЛАДОС, 2018.
57. Тюнин, А.И. Непрерывное экономическое образование в условиях общеобразовательной школы: [Текст]:Авто реф. дис.... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011. - 23 с.
58. ФГОС основного общего образования: Справочно-информационный интернет-портал — Режим доступа httpV/минобрнауки.рф/ свободный.
59. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности //[Текст]: Классный руководитель. 2017. - № 4 - с.24-29.