Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Первый класс начальной школы – этап плавного вхождения в систему школьного обучения, выравнивания «стартовых» возможностей младших школьников. Усложнение социальной среды, стремительный темп жизни общества, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи негативным образом сказываются на процессах социализации и школьной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. В последние годы многие исследователи, такие как Г.С. Голошумова, О.А. Белобрыкина, Т.Д. Молодцова и другие, констатируют интенсивное увеличение числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к школьным условиям. Нередко источником нарушения адаптации являются высокие учебные нагрузки, возрастающие требования к социальному статусу школьника.
ФГОС НОО ставит задачу четко распределить зону ответственности между школой и семьей в воспитании учащихся. Между тем современные родители учащихся зачастую в силу различных объективных и субъективных причин стараются снять с себя эту ответственность, в результате чего страдает ребенок.
На сегодняшний день тема повышения педагогической культуры родителей младших школьников является актуальной.
Семья - это основоположник, фундамент в воспитании.
В период младшего школьного возраста родители воспитывают и развивают в своем ребенке способность к самостоятельности, обучению, самосовершенствованию. Все зависит от семьи, насколько достаточный вклад в развитие и воспитание ребенка они внесли, если все сделано правильно и вовремя, то школьнику будет легче самореализовываться, самовыражаться, проявлять свои умения и способности. Поэтому семья была, есть и будет важным катализатором в воспитании ребенка, ведь самая трудная и ценная работа отводится именно ей.
Значительная часть родителей считают, что когда ребенок идет в школу, то роль семьи в его воспитании уменьшается, ведь основное время ребенок проводит в стенах школы. Однако это глубочайшая ошибка, так как взаимоотношение школы и семьи служит существенным фактором в воспитании ребенка. И можно даже сказать, что роль семьи напротив увеличивается после того, как ребенок пошел в школу.
Наиболее нуждаются в семейном внимании и понимании эмоционально неустойчивые, чувствительные и ранимые дети. Они ощущают нужду в поддержке близких людей, ведь очень глубоко переживают неудачи и ошибки. Если своевременно не содействовать такому ребенку, то у него пропадет интерес к учебе, в худшем случае - он вообще откажется посещать школу.
Родителям таких детей надлежит побеседовать с учителем, что бы дать оценку индивидуальным навыкам и поступкам ребенка, чтобы помочь ему привести в порядок отношения с одноклассниками и разобраться в себе. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, неназойливо побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми за пределами семьи.
Это поможет безошибочно производить оценку, как собственным поступкам, так и критическим замечаниям, сделанным ребенку. С каждым днем у первоклассника появляются потребности обмениваться с родными своими переживаниями и чувствами, просить у них совета и помощи. В свой черед, родители должны, не взирая на отрицательные чувства, которые бывают возникают от поступков детей, действовать сдержанно, спокойно, рассудительно и, естественно, доброжелательно.
От знаний психолого-педагогических основ зависит полноценное всестороннее развитие детей, соответствующее требованиям, которые выставляет общество. Не всегда сторонами осознаётся степень значимости консолидации усилий в процессе воспитания и образования детей.
Возможности родителей создать в семье благоприятные условия для развития ребёнка зависят от развития и углубления их педагогических представлений. При этом значительную роль повышения уровня знаний играет образовательное учреждение. Этот факт дает нам основание считать позитивную динамику уровня педагогических знаний родителей показателем эффективности воспитательного процесса в школе, показателем его результативности.
Исследованиями в области необходимости повышения педагогической грамотности родителей занимались Ж. Ж. Руссо , И.Г. Песталоцци, наши соотечественники А.И. Герцен , Н.А. Добролюбов, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский , П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и другие.
Объект исследования: Адаптация первоклассников к школьному обучению
Предмет исследования: Взаимодействие школы и семьи в процессе успешной адаптации в процессе успешной адаптации первоклассников к школьному обучению
Цель исследования: Определить педагогические условия формирования педагогической культуры родителей в вопросах школьной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику и раскрыть особенности процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.
2. Раскрыть содержательные характеристики понятия педагогическая культура
3. Описать формы и способы взаимодействия учителя с родителями в период адаптации первоклассников к школьному обучению.
4. Провести входное диагностическое исследование, направленное на изучение адаптации первоклассников к школьному обучению
5. Составить и апробировать на практике родительские собрания, направленные на взаимодействие с родителями в формировании успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.
Методы исследования:
• теоретические – анализ, синтез;
• эмпирические – беседа, анкетирование, анализ документов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Характеристика понятия адаптация. Особенности адаптации первоклассника к школьному обучению
Под адаптацией понимают приспособление организма к условиям существования. В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития.
Проблема адаптации актуальна и сложна в изучении. Она всегда вызывала заинтересованность у исследователей различных областей науки: биологии, философии, психологии, социологии, педагогики. Впервые определение «адаптация) использовался в биологии и был введен в научный обращение в 1865 г. Немецкий физиолог Г. Ауберт трактоваг адаптацию как «изменение чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей». В дальнейшем стало понятно, что дееспособность всех органов чувств связана с «приспособлением». Это и заложило начало всестороннему исследованию проблемы, которая вышла за рамки общей биологии и стала проникать в технические, естественные и гуманитарные области науки [18, с. 134].
Процесс развития человека достаточно сложный. Он протекает под влиянием как внешних реакций, к которым, относится окружающая человека естественная и социальная сфера, а также особая, целенаправленная деятельность по развитию у детей конкретных качеств личности, разумеется, и внутренних сил - биологических и унаследованных факторов, хара ктерных человеку. Развитие ребенка - это преобразование его из биологического индивида в социальное существо - личность, это и обозначает протекание процесса социализации [12, с. 21].
В современной науке термин «адаптация» интерпретируется многозначным, регламентирующийся на всех уровнях жизни людей, и относится к группе междисциплинарных научных дисциплин в области философии биологии, социологии, психологии и педагогики. В своих исследованиях Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткина, Н.А. Милославова выделяют что адаптации учащихся находится в зависимости от активности самой личности в обучении и воспитании. В значительных исследованиях выделяется узкая связь процессов адаптации с различными особенностями социальной общности в границах которой реализовывается адаптация личности к новым социальны! условиям и факторам.
В биологии адаптация - это процесс приспособления строения и функций организма к условиям среды. Адаптация - это изменяющийся процесс, по результату которого подвижные системы живых организмов, наперекор изменяемых условий, поддерживаю стабильность, необходимую для существования, развития и продолжения рода. [6, с. 43].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ведущей ценностью образования сегодня является личность ребёнка. Для её свободного развития необходимы создание благоприятных условий, изменение стиля общения между учителем и учеником, переориентация содержания образования на саморазвитие личности. Таким образом, цель воспитания направлена на достижение каждым учеником успешной социализации. Под социализацией младшего школьника мы понимаем процесс усвоения ребёнком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему уже сегодня быть востребованным и успешным.
Самой большой трудностью, является адаптация к новым условиям. Ему крайне трудно сменить свою прежнюю деятельность, на новую. В детском саду ведущий деятельностью была игра, а придя в школу он должен привыкнуть к новым условиям, новой деятельности.
Адаптируясь к школе, перестраивает свою эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы. Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Воспитание детей – это ежедневная кропотливая работа, требующая от родителей любви к своим детям, большого терпения и владение педагогическими технологиями, которым можно и нужно учиться. А специалисты должны помочь осознанному родительству и развитию педагогической культуры родителей.
Цель адаптационного периода: создать педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации к школьному обучению.
Таким образом, адаптация зависит от многих факторов. И главной задачей как родителей, так и учителей, становится создание наиболее комфортных условий для этого. Необходимо помнить, что мотивация к дальнейшей учебе формируется именно на данном этапе, а это одна из главных составляющих успешного обучения в школе.
На базе МОУ ИРМО «Усть-Балейская НОШ» для изучения процесса социальной адаптации первоклассников к школе было проведено диагностическое исследование.
Проанализировав деятельность МОУ ИРМО «Усть-Балейская НОШ» по адаптации первоклассников к обучению в школе, мы выделили, что работа по адаптации обучающихся проводится по следующим направлениям:
Работа с родителями - родительские собрания, индивидуальные консультации.
Работа с первоклассниками - игровые разминки в учебное время, элементы игровой деятельности на уроке, создание группы продленного дня, школьные мероприятия, кружки по интересам и выездные экскурсии.
Нами были разработаны анкеты для родителей по вопросам адаптации и существующей системе адаптации в данном образовательном учреждении.
Проанализировав результаты, мы выявили такие проблемы: родители нуждаются в методической помощи по протеканию адаптационного процесса; отсутствует система единого контроля по уровню адаптации обучающихся, на базе школы нет единой программы по адаптации первоклассников к обучению в школе; родители нуждаются в помощи по консультированию на этапе адаптации детей.
Вследствие, мы пришли к выводу, что для того, чтобы процесс адаптации первоклассников протекал успешно, необходима программа по адаптации, в которой будет отражена работа всех школьных систем во взаимодействии с друг другом, а также взаимодействие родителей со всеми системами.
На основе анализа анкет и выделенных проблем была разработаны конспекты занятий родительских собраний по адаптации первоклассников к обучению в школе.
Благодаря такому построению работы c родителями можно говорить не только о повышении педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, включение их в решение различных организационных вопросов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://vashpsixolog.ru/
2. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах : (1, 5, 10 классы) : система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 238 с.
3. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога: Уч. пос. для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2013.
4. Андрющенко, Е. Г. Программа психолого-педагогического сопровождения / Е. Г. Андрющенко // Сибирский учитель. – 2011. – № 77. – С. 38-39.
5. Аниденкова М.М., Рабинович О.Т. Педагогическое сопровождение адаптации первоклассников в условиях образовательного учреждения// Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании ’2012». – Выпуск 4. Том 17. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – ЦИТ: 412-0240. – С.56-58.
6. Артюхова И. А. В первом классе – без проблем. – М. : Чистые пруды, 2018. – 32 с.
7. Базарова, С. В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших школьников к условиям образовательного учреждения : на примере Центра диагностики и консультирования : автореф. дис. ... канд.психолог. наук : 19.00.07 / Базарова Светлана Васильевна ; [Место защиты: Кур. гос. ун-т]. – Курск, 2019. – 24 с.
8. Березина, Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС [Электронный ресурс] // Лицей № 1 : [сайт]. – Оренбург, [б. г.]. – URL: http://orenlicey.shkola.hc.ru/galery/267-2011-01-29-05-06-54.html
9. Берк Р. Воспитание на основе здравого смысла. Проверенное и поэтапное руководство по воспитанию ответственных детей и созданию счастливой семьи / Р. Берк, Р. Херрон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/04/13/rey-berk-i-ron-kherron-vospitanie-na-osnove-zdravogo-smysla
10. Болсуновская, Н. Первые шаги. Психологическое сопровождение внедрения новых образовательных стандартов / Н. Болсуновская // Школьный психолог. – 2011. – № 11. – С. 54-57.
11. Бугаева Н. Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. – 2019. – № 2. – С. 25–28.
12. Вильчинская Т. П. Психологические проблемы адаптации детей младшего школьного возраста. – URL: http://www.psi.lib.ru/detsad/sbor/pamd.htm
13. Володина Н. В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н. В. Володина. - Изд. ЭКСМО. 2018. – 127 с. С.56.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М.: Академический Проект, 2014.- 184 с.
15. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый возраст в жизни ребенка. Основные периоды психического развития ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 2017.
16. Знаменская С. И. Адаптация первоклассника к школьному обучению. – URL: http://kidshealth.spb.ru/problems/firstclass/
17. Ильющенко Г.А. Профессиональная культура современного педагога / Г.А. Ильющенко. – СПб., 2019.
18. Кривец М. Е. Динамика развития внутренней позиции школьника у учащихся начальной школы: дипломная работа. М.: Институт психологии и педагогики, 2014.
19. Курганский, С. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса / С. Курганский // Школьное планирование. – 2019. – № 1. – C. 62-77.
20. Лоханина Л. В. Формирование педагогической культуры родителей младших школьников / Л.В. Лоханина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lib2.znate.ru/docs/index-341201.html
21. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готовность ребенка к школе: Метод. разраб. – Волгоград: Перемена, 2016.
22. Педагогический энциклопедический словарь /Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – М. : Большая российская энциклопедия, 2013. – 528 с. С.267.
23. Пешкова, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение процесса саморазвития учителей начальных классов / Н. А. Пешкова // Инновации в образовательных системах : материалы I Всерос. дистанц. науч.-практ. конф. (25 дек. 2019 г.) / под ред. И. В. Резанович. – Челябинск, 2019. – С. 188-192 .
24. Погодаева, М. С. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса 0-1 ступени / М. С. Погодаева // Технологии реализации компетентностно-ориентированного образования - условие достижения нового образовательного результата : сб. материалов межрегион. науч.-практ. семинара, 24 июня-25 июня 2018 года. – Самара, 2018. – С. 9-30.
25. Попов Г. Н., Ширенкова Е. В., Серазетдинов О. З. Критерии здоровья: адаптация, социализация, индивидуализация // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. № 5 (68). С. 83–87.
26. Прокопова Н.Н. Педагогическая культура родителей: сущность, структура, уровни / Н.Н. Прокопова. – СПб.,2016.
27. Психологическое сопровождение образовательного процесса : (из опыта работы педагогов-психологов Сев. окр.) / Сев. окр. упр. образования Департамента образования г. Москвы ; [сост.: Т. В. Ветер, С. В. Кравец]. – М. : Амиграф, 2018. – 148 с.
28. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях : сб. материалов регион. науч.-практ. семинара, Биробиджан, 12-13 нояб. 2019 г. : в 2 ч. / под науч. ред. О. Е. Шаповаловой. – Биробиджан : ДВГСГА, 2019- . Ч. 1. – 221 с.
29. Решетникова, О. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов / О. Решетникова // Школьный психолог. – 2012. – № 8. – С. 51-53.
30. Сафонова, О. А. Модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ и начальной школе / О. А. Сафонова // Детство: образование, социализация, коммуникация, развитие : сб. ст. по материалам заоч. науч.-практ. конф. (март-апрель 2019 г.). – Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госун-та, 2019. – С. 223-227.
31. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 2014. - 304 с.
32. Сорокоумова Г.В. Методы формирования педагогической культуры родителей в образовательном пространстве школы / Г.В. Сорокоумова, А.О. Беспалова // Развитие образования. – 2020. – № 4 (10). – С. 38-42.
33. Сорокоумова Г.В. Воспитательная компетентность будущего педагога: психологические механизмы и условия развития: автор. дис... на соиск. ученой степени доктора псих. наук / Г.В. Сорокоумова. – Н. Новгород: НГПУ, 2011. – 55 с.
34. Сорокоумова Г.В. Учет особенностей современных детей и подростков в процессе патриотического воспитания / Г.В. Сорокоумова // Феномен патриотизма в трансструктурном коммуникационном поле: международная научно-практическая конференция / под ред. И. Савченко. – Н. Новгород: НГЛУ, 2020, с. 125–128.
35. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.
36. Тангалычева, Н. В. Риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения и пути их минимизации. Как с помощью обязательного повышения педагогической компетенции педагогов, психологов, руководителей, можно минимизировать риски образовательного учреждения при внедрении стандартов нового поколения? / Н. В. Тангалычева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 2. – C. 7-16.
37. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // ГБОУ ЦППРиК "Пресненский" : [сайт]. – М., 2010-2012. – URL: http://cpprik-1905goda.narod.ru/FGOS_2.htm
38. Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. – М.: Изд-во Моск.соц-психолог.института: Воронеж, 2013.
39. Шаповалова, О. Е. Исследование психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях / О. Е. Шаповалова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 4. – С. 94-96.
40. Шилова, О. Р. Психолого-педагогическое сопровождение выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий на 2-3 ступенях обучения / О. Р. Шилова // Сибирский учитель. – 2011. – № 74. – 78-82.
41. Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников как инновационная проблема //Инновационные и традиционные подходы в образовании школьников: Сб. Материалов научно-практической конференции молодых ученых.- М.: ИСМО РАО, 2016. –С. 165-172.
42. Янковская, Н. А. Понятие психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Н. А. Янковская // Педагогическая диагностика. – 2019. – № 4. – C. 7-25.