Фрагмент для ознакомления
2
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика – это интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств .
Кроме материальных потоков, для оптимальной работы логистики важен также информационный поток, который несет в себе сведения о требованиях к ассортименту продукции, качеству товара, процедуре заказа и доставки продукции на рынок.
В логистике обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального или информационного потока, называется логистической операцией .
К логистическим операциям относятся, например, погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, маркировка, сбор, хранение, передача прав собственности на товар и т. д.
Рисунок 1 - Логистические операции производственного предприятия
Рисунок 2 - Схема базовых понятий информационного обеспечения
Укрупненная группа логистических операций предприятия представляет собой логистические функции, которые делятся на три подгруппы, как это показано на рис. 1.
Схема базовых понятий информационного обеспечения приведена на рис.2.
Рисунок 3 - Схема логистического управления потоками
Набор этих свойств, приведен на рис. 4.
Рисунок 4 - Свойства логистической системы
Известно, что логистику можно представить как науку об управлении и оптимизации движения вещественных, энергетических и связанных с ними информационных потоков в различных системах, для достижения поставленных перед ними целей – удовлетворения требований потребителей .
Как видно из рисунка 3, информация содержит в виде знаний нормативно-правовые данные и в виде сведений – конкретные данные по логистическому потоку.
Далее, в практической части работы, информационные системы помогут расширить комплекс логистических услуг сбыта.
Как и любая из систем, логистическая система предприятия должна обладать определенными свойствами .
Как видно из рис.4, логистическая система должна иметь целостность и членимость, т.к. система – это, по определению, целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Следует иметь в виду, что элементы существуют лишь в системе. Вне системы это лишь объекты, обладающие потенциальной способностью образования системы.
Так как целью логистической системы является доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек , а доставка невозможна без осуществления такой базисной логистической операции, как сбыт (рис.1), то возникает необходимость рассмотреть виды сбытовой деятельности предприятий подробнее.
В процессе развития логистики возникли и получили развитие ряд логистических концепций.
Часто возникает некоторая путаница в понятиях планирования потребности в материалах, количества экономического заказа и своевременности. Целью данной статьи является описание различий между методами планирования потребности в материалах (MRP) для экономического заказа (EOQ) и just in time (JIT) и планирования материалов. Оба подхода распространены в производственной среде. Однако каждый метод лучше всего использовать в ситуациях, когда они соответствуют критериям. Ниже приводится краткое изложение двух методов и описание того, когда каждый из них лучше всего подходит для серийного или непрерывного производства. В некоторых случаях используются оба метода одновременно.
Равный объем заказа (EOQ) - это функция в системах планирования потребности в материалах. EOQ устанавливает размер партии производственного цикла или размер партии поступления приобретенного продукта равным количеству, которое получается, когда затраты на заказ равны затратам на хранение.
Первоначально разработанная для процессов серийного производства в IBM, концепция была пересмотрена и теперь включает в себя покупные детали. EOQ используется в мастерских или в индивидуальных пакетных заказах. EOQ позволяет эффективно использовать инвентарные активы и оптимизировать затраты. Однако размер пакета не так эффективен, как методы JIT.
JIT-методы предполагают, что размер партии равен единице, а возможная частота доставки - наиболее частая, необходимая с учетом минимальных размеров партии. Оптимальный размер партии часто нецелесообразен. Большинство компаний устанавливают размер партии (в канбане) на количество, необходимое для производства продукта, запланированного на одну рабочую смену. Идея состоит в том, чтобы свести размер партии к минимуму, доставить как можно больше раз, используя минимально возможный размер партии.
JIT - это система спроса-вытягивания, управляемая заказами клиентов, и поскольку это вытягивающая система, отдельные канбаны настроены на создание минимального незавершенного производства и уровней запасов готовой продукции. Каждый запрос спроса клиентов приводит к соответствующему каскадному запросу в каждом канбан-местоположении. Когда продукт извлекается из Канбана, рабочая станция пополняет только количество, необходимое для завершения Канбана.
Методы JIT требуют точных прогнозов и серийного производства.
Динамический планировщик перемещается по фабрике и расположению готовой продукции и корректирует прогнозы в соответствии с тенденциями в активности заказов. Планировщик также определяет, следует ли корректировать количество Канбан.
Некоторые компании сочетают эти два метода. Выбор процесса JIT для незавершенного производства и метода MRP (EOQ) для заказа приобретенных деталей.
JIT закупок запчастей создает проблемы для компаний цепочки поставок. При создании канбанов для поставщиков некоторые могут выбрать использование процесса MRP для создания достаточного количества для заполнения канбанов клиентов готовой продукции поставщика. Этот процесс, как правило, сводит на нет цель JIT.
При принятии решения о том, какой метод использовать, следует учитывать степень точности прогнозов и наличие серийного производства. Когда прогнозы неточны или когда производство основано на графике работы цеха, MRP является предпочтительным методом. Среди прочих логистических концепций и технологий, возникших в последние годы, стоит отметить следующие: концепция DDT − Demand-driven techniques (логистика, ориентированная на спрос); концепция ЕСR − Effective Customer Response (Эффективная реакция на запросы потребителей); концепция Value added logistics (логистика добавленной стоимости); концепция Time-based logistics (логистика в реальном масштабе времени); концепция Virtual logistics (виртуальная логистика); концепция E-logistics (электронная логистика).
1.2. Логистические посредники в деятельности предприятия
Эффективность работы производственного предприятия связана не только возможностью достижения целей предприятия, но и способностью организации реагировать на происходящие изменения. Для этого менеджеры предприятия должны иметь возможность применять логистические методы в организации, в том числе, финансовых и материальных потоков.
Совершенствование системы управления коммерческой деятельностью организации представляет собой внесение прогрессивных изменений в управление, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия. Необходимость таких изменений обусловлена как внешними факторами, такими как обострение конкуренции предприятий, наличие неопределенности, так и внутренними – увеличением количества организационной информации, необходимостью стратегического планирования .
Важными элементами логистики предприятия являются следующие:
-Бизнес-концепции, которые подразумевают различные производственные среды, используемые для процесса трансформации, и финансовые основы. Здесь имеют место три наиболее распространенных подхода к управлению в масштабах компании (MRP II, JIT и TQM) вместе с их взаимосвязями.
-Элементы цепочки поставок (1. Поставщик, 2 Производитель, 3. Дистрибьютор, 4. Розничный продавец, 5. Заказчик, 6. Сервис и поддержка
-Операционная среда (1. Определение и влияние, 2. Выбор процесса, 3. Влияние дизайна продукта, 4. Производственная среда)
-Финансовые основы (1. Заявления, 2. Затраты, 3. Анализ)
-Планирование производственных ресурсов (MRP II, 1. Цели
-Основные принципы и характеристики
-Планирование спроса
В этом разделе рассматривается планирование спроса, включая базовое понимание рынков и ожиданий клиентов, определение стоимости и фундаментальный обзор прогнозирования спроса.
-Ориентировано на рынок (1. Клиенты, 2. Конкуренты, 3. Экономика и регуляторная политика).
-Ожидания клиентов и определение ценности (1. Порядок победителей / отборочных, 2. Маркетинговая стратегия, Отношения с клиентами
-Управление спросом (1. Источники спроса, 2. Управление прогнозом, 3. Планирование требований к распределению (DRP))
-Преобразование спроса в предложение (проектирование, управление и контроль самого процесса трансформации).
-Дизайн (1. Производственная возможность, 2. Параметры планирования, 3. Данные, 4. Функциональные обязанности)
-Управление мощностями (1. Ресурсы, 2. Измерительная способность. 3. Планирование мощностей, 4. Узкие места / ограничения)
-Планирование (1. Бизнес-планирование, 2. Планирование продаж и операций / планирование производства, 3. Сводное планирование и предварительное планирование мощностей, 4. Планирование потребности в материалах (MRP) и планирование потребности в мощностях (CRP))
Фрагмент для ознакомления
3
никин Б. А. Логистика: учебное пособие/ Под ред. Б. А. Аникина. - М. : ИНФРА-М, 2016.
2. Аутсорсинг логистических услуг 5 шагов на пути к выстраиванию успешного сотрудничества с 3PL [Электронный ресурс] file:///C:/Users/sstor/Desktop/Транспорт.%20Деловые%20Линии/How_to_select_logistics_provider.pdf
3. Бобкова В. М. Влияние логистики на эффективность торгового бизнеса [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=37633253
4. Волков, В.Д. Транспортные, информационные и системные аспекты логистики / В.Д.Волков: моногр. — М.: «Техполиграфцентр», 2010
5. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. — Учебник. — 21-е изд. — М.: Дашков и К°, 2016. — 420 с.
6. Ефимова О.В. Логистика: Учебник/ О.В. Ефимова. - М.: Дрофа, 2016.
7. Заботина Н.Н. Проектирование информационных систем: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 331с.
8. Коммерческая логистика: теория и практика : учебник для бакалавров / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. – 2–е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2017. – 490 с.
9. Лавриков, И. Н. Транспортная логистика : учебное пособие / И. Н. Лавриков, Н. В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. – 92 с
10. Логистика и бизнес: проблемы организации и развития [Электронный ресурс] https://elibrary.ru/item.asp?id=32263792
11. Логистика: современные тенденции развития : материалы XI Международной научно–практической конференции, 19 – 20 апреля 2017 г. / [редкол.: В. С. Лукинский (отв. ред.) и др.]. – Санкт–Петербург : СПбГИЭУ, 2017. – 470 с.
12. Молино П. Технологии CRM: Экспресс-курс. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
13. ООО Авто-Премиум [Электронный ресурс] https://autopremium-tver.ru//
14. Саломатова С.Н., Хальзова Н.А. Транспортное обеспечение коммерческой деятельности. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ), 2017. — 186 с.
15. Шумаев, В. А. Основы логистики : учеб. пособие / В. А. Шумаев. — М. : Юридический институт МИИТ, 2016. — 314 с.
16. Aastrup J., Kotzab H. A Model for Structuring Efficient Consumer Response Measures [Электронный ресурс] https://www.researchgate.net/publication/37245150_A_Model_for_Structuring_Efficient_Consumer_Response_Measures
17. ExxpertApps. [Электронный ресурс] www.crm.ahktunis.org
18. Finance online. 15 Best CRM Systems. [Электронный ресурс] https://financesonline.com/15-best-crm-software-systems-business/
19. Freshsales. CRM // URL: https://www.freshworks.com/freshsales-crm/industry/
20. Hirschi J. C. The role of research in the coal-mining industry: Moving forward using lessons from the past // Advances in Productive, Safe, and Responsible Coal Mining. Woodhead Publishing, 2019. P. 303-312.
21. Insightly. //URL: www.insightly.com
22. Nimble. // URL: www.nimble.com
23. Pipedrive. // URL: www.pipedrive.com
24. Richard D. Wilding, J. Michael Newton. Enabling time‐based strategy through logistics ‐ using time to competitive advantage [Электронный ресурс] https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/09576059610107888/full/html
25. Salesforce CRM.// URL: https://www.salesforce.com/crm/
26. Zadek H.: „Struktur des Logistik-Dienstleistungsmarktes“, in: „Supply Chain Steuerung und Services – Logistik-Dienstleister managen globale Netzwerke – Best Practices“, Springer-Verlag, 2004.
27. Zhang L.J. ELPIF: An E-Logistics Processes Integration Framework Based on Web Services [Электронный ресурс] https://researcher.watson.ibm.com/researcher/files/us-bth/zhang.pdf
28. Zoho CRM // URL: www.zoho.com
29. Муратов Р. Р. Выбор логистического посредника с использованием метода аналитической иерархии в условиях малого бизнеса [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19045844