Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной дипломной работе, обусловлена тем, что наше время характеризуется тяжелой экономической ситуацией в стране, Россия прибывает в финансовом кризисе. Больше всего от роста цен, снижения доходов, страдают не защищенные слои населения.
Семьям с низким уровнем материального достатка сложно приспособиться к жестким условиям существования в современной России, так как страну охватил кризис, снизился уровень жизни граждан, инфляция поглотила всю территорию нашей родины, выросли цены на медикаменты, продукты питания, средства первой необходимости, коммунальные услуги и т.д., а заработная плата, пенсии и другие доходы людей резко сократились. Все это привело к материальным, психологическим и духовным проблемам.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Хакасия, численность постоянного населения Республики Хакасия на 1 ноября 2020 года составила 538,9 тыс. человек.
Количество выявленных и поставленных на учет в органах социальной защиты семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, по состоянию на 01 января 2020 года составляет 496 семей, в них 1110 детей (на 01.01.2019 года – 438 семей, в них 1008 детей).
Семья является одним из главных институтов, которая воздействует как на личность, так и на общество в целом. С рождением ребенок принимает и усваивает семейные нормы, взаимоотношения и все то, что происходит в семье. Уже во взрослом возрасте чаще всего дети повторяют в своей семье, то, что было в семье родителей. В результате у большей части семей ухудшаются условия реализации основных социальных функций.
На сегодняшний день в России работа с неблагополучными семьями, которым требуется защита и поддержка, в том числе и профилактика семейного неблагополучия, разрабатывается в программах Фонда поддержки детей, находящихся в социально опасном положении.
Работники различных учреждений, служб, организаций, работающие с семьей и детьми, сталкиваются с тем, что все проблемы детей напрямую связаны с их жизнью в семье, так как семья влияет на поведение, дальнейшее развитие ребенка. Поэтому очень остро стоит вопрос разработки оптимальной тактики оказания помощи, которая бы могла помочь как семье, так и ребенку в отдельности, с учетом их семейной ситуации.
Деятельность специалистов социального патронажа, прежде всего, направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.
Цель работы патронажных служб с семьей – оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов.
В реальной практике пока нет ни одной службы, которая бы строила свою деятельность на основе всех стадий социального патронажа; обычно присутствуют лишь несколько из них. Это, разумеется, снижает эффективность социального патронажа, а иногда вообще сводит «на нет» все усилия патронажных работников. Вместе с тем, если суммировать проанализированную практику, то именно названные выше стадии в совокупности составляют оптимальную схему социального патронажа, которая должна иметь место в деятельности каждой патронажной службы. Поэтому важное значение имеют «крупицы» опыта, сложившегося в самых разных социальных службах, обобщенные и представленные ниже в целостном виде.
Сегодня большое внимание уделяется государственной политике в интересах семьи и ребенка. Однако анализ показал, что потребность государства в профилактике, в том числе и индивидуальной, семейного неблагополучия возрастает, но тем самым недостаточно разработанных способов поддержки неблагополучных семей, а также нормативной правовой базы.
Из приведенной выше статистики виден заметный рост числа семей, оказавшихся в социально опасном положении, это говорит о том, что нужно повышать эффективность индивидуальных профилактических мероприятий по работе с семьями, находящимися в СОП, и раннему выявлению таких семей на начальной стадии.
Кризис современного общества ведет не только к образованию конфликтов поколений, но и распаду общества, его социальных институтов.
Негативные изменения неблагополучия в обществе влияют на семью, семья – это самый уязвимый социальный институт. Семейное нестабильное поведение, результатом которого является нарушение процесса социализации и развития личности детей, приводит к росту социальной дезадаптации и девиантному поведению подрастающего поколения. В результате страдает не только семья, как социальный институт, но и все общество в целом. Это приводит к тому, что личностная проблема или внутрисемейная становиться проблемой более масштабной, массовой, социальной.
Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса, чтобы предупредить беспризорность, бродяжничество и совершение противоправных, антиобщественных действий со стороны детей и подростков.
Социальная работа на сегодняшний день играет главную роль в социальной защите семей, поскольку направлено на удовлетворение основных потребностей граждан.
В современных кризисных социально – экономических условиях, в условиях бедности, безработицы, растет уровень противозаконных действий, наркомании, алкоголизма – все больше семей попадают в социально опасное положение.
В зону риска попадают семьи, утратившие статус полной, социально – психологически и физически здоровой семьи по различным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка.
Объектом исследования является семья, находящейся в социально опасном положении.
Предмет исследования: организация помощи по технологии «Социальный патронаж» семьям, находящимся в социально опасном положении.
Цель исследования: проанализировать и выявить проблемы в организации помощи по технологии «Социальный патронаж» семьям, находящимся в социально опасном положении.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, цель и задачи помощи семьям, находящимся в социально опасном положении по технологии «Социальный патронаж».
2. Выделить проблемы, причины и характеристику семьи, находящейся в социально опасном положении.
3. Обосновать правовые основы проведения помощи по технологии «Социальный патронаж» в отношении семей, находящихся в социально опасном положении.
4. Рассмотреть опыт помощи семьям, находящимся в социально опасном положение по технологии «Социальный патронаж» в регионах России.
5. Исследовать практику помощи семьям, находящимся в социально опасном положение по технологии «Социальный патронаж» в ГКУ РХ УСПН г. Абакана.
6. На основании результатов исследования разработать практические рекомендации по совершенствованию помощи семьям, находящимся в социально опасном положение по технологии «Социальный патронаж» для специалистов ГКУ РХ УСПН г. Абакана.
Практическая значимость работы: Результаты проведенного исследования могут представлять интерес для специалистов практиков, занятых помощью семьям, находящимся в социально опасном положение по технологии «Социальный патронаж» и студентам, обучающимся по направлению подготовки 39.03.02 – Социальная работа.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка литературы, а также приложения.
База исследования: ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения города Абакана».
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ научной и учебной литературы, нормативно-правовых документов;
2) эмпирические: анализ документов, анкетирование, экспертный опрос.
Выборка:
– метод анализа документов;
– анкетирование (n=100): клиенты социальных служб, члены семей, находящихся в социально опасном положении;
Эмпирическая база. ГКУ РХ «УСПН г. Абакана»
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ ПО ТЕХНОЛОГИИ «СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ» В ОТНОШЕНИИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
1.1. Помощь семьям, находящимся в социально опасном положении по технологии «Социальный патронаж»: понятие, цель и задачи
Деятельность специалистов социального патронажа, в первую очередь, направлена на выявление социально незащищенных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и на организацию сотрудничества с ними в целях обеспечения условий жизни и развития ребенка.
Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, в которых дети подвергаются жестокому обращению, не соблюдают моральные нормы, злонамеренно уклоняются от контактов с правоохранительными органами, государственными чиновниками и общественностью [19, с. 16].
Целью работы патронажных служб с семьей является оказание всесторонней помощи семье и детям в создании благоприятных условий для развития ребенка и защите его прав и интересов.
Работа с семьями, оказавшимися в социально-опасной ситуации, включает несколько этапов [30, с. 126]:
– установление контакта с членами семьи;
– выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;
– определение плана вывода семьи из сложной ситуации, обеспечение необходимой помощи и поддержки со стороны учреждения, других служб, поощрение родителей к помощи самим себе;
– выполнение намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в решении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;
– контроль, шефство над семьей для закрепления результатов проделанной работы.
В процессе патронажа специалисты оказывают различную помощь. Если это семьи «группы риска», то им, в первую очередь, необходима материальная и бытовая помощь, услуги психолога, социально-педагогические услуги [20, с. 5].
Основная работа с неполными семьями заключается в [12, с. 89]:
– помощи в получении всевозможных материалов, одежды, продовольственных корзин;
– оказании содействия в оформлении пенсий по потере кормильца, алиментов на содержание детей;
– помощи в постановке детей в ясли и детские сады, отправке детей школьного возраста в летние лагеря;
– проведении регулярных консультаций по широкому кругу семейных проблем.
Особое внимание патронажными службами уделяется несовершеннолетним матерям. Им предоставляется полный спектр социальных услуг, помощь в получении адресной, материальной и материальной помощи для матерей и детей, обучение в области морально-правового воспитания и планирования семьи.
В целях предупреждения и предупреждения девиантных форм поведения несовершеннолетних налаживаются регулярные контакты с различными организациями и ведомствами. Осуществляется тесное сотрудничество с инспекторами ЦДН и ОДН, поддерживается постоянная связь со специалистами детского отделения наркологического диспансера [6, с. 156].
Для специалистов социального патронажа важно привить детям умение грамотно и интересно проводить свободное время с пользой для себя и окружающих, помочь ребенку обрести опыт самоутверждения и общения со сверстниками. Основными составляющими этой работы являются привлечение подростков к праздникам, проводимым в центрах социального обслуживания, привлечение детей и подростков к работе клубов и спортивных секций, участию в культурных мероприятиях на городских площадках и многое другое [14, с. 95].
А.М. Панов выделил следующие конкретные этапы технологии социального патронажа в отношении семей, оказавшихся в социально опасной ситуации [25, с. 63]:
1. Этап установления социального диагноза, который заключается в выявлении и оценке семейной ситуации как кризисной, сложной или опасной, сборе предварительных данных, анализе информации для разработки программы социального патронажа. Еще до первой встречи с клиентами патронажные работники собирают необходимую информацию о семьях из группы риска. Точный, тщательный и своевременный сбор такой информации является чрезвычайно важным шагом и необходимой частью работы с будущими клиентами. Сбор информации продолжается в процессе патронажной работы, на этапе целенаправленного изучения социального положения объектов социальной работы.
2. Этап вмешательства патронажной службы и предоставления услуг других социальных организаций в семейную ситуацию. Семьи и дети становятся объектами социального патронажа, а вмешательство в их жизнедеятельность становится жизненной необходимостью, что подтверждается социальным диагнозом. Социальное вмешательство в том виде, в котором оно используется в практике эффективных социальных услуг, – это действия, посредством которых патронаж и другие социальные услуги пытаются внести изменения к лучшему в жизнь клиентов.
3. Этап работы над изменением мотивации клиентов и ближайшего окружения. Считается достаточным использовать различные формы продвижения социальных услуг, предоставляемых патронажными службами, и социальную рекламу ее эффективности. Наиболее часто используемые психосоциальные методы, которые применяются в данном направлении [9, с. 76]:
– заверение;
– мягкая опора;
– откровенные разговоры о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей в сложившейся ситуации;
– объяснение преимуществ полноценной и социально здоровой жизни;
– осторожное принуждение к тому, что советует патронажная служба;
– проявление разочарования, негодования или даже бессилия патронажного работника, чтобы клиент был уверен, что специалист полностью поглощен его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.
4. Этап анализа проблем – это совместная работа с семьей для определения причин ее несчастья, характера проблем и их влияния на жизнь, а также для определения ресурсов и систем коммуникации, которые могут участвовать в поддержке семьи.
С помощью методов анализа проблем патронажные службы определяют, каков характер трудностей семьи или ребенка – социальный, психологический или иной. Неправильная оценка может исказить понимание ситуации, и от этого зависит направленность и содержание программы социального патронажа. Этот этап патронажа логически связан с его первым этапом – постановкой социального диагноза, но предполагает гораздо более глубокое проникновение в причинно-следственные связи, определяющие кризисное состояние семьи или ребенка [28, с. 63].
5. Этап рассмотрения всего спектра возможных решений, способов их достижения и выбор наиболее эффективных, а также составления формального или неформального соглашения, определяющего ответственность и обязанности сторон, время работы, место встреч и др., стадии, важные для успешной реализации патронажной программы. Это этап, включающий в себя постановку целей и задач совместной деятельности с клиентом и планирование встреч.
Надо отметить, что, как правило, заключенный договор между сотрудником патронажной службы и семьей, оказавшейся в социально опасной ситуации, не является юридическим документом – он содержит моральные обязательства сторон друг перед другом [9, с. 82].
6. Этап социальной терапии, который включает в себя непосредственное выполнение действий, направленных на достижение запланированных преобразований с учетом различных обстоятельств и обязательств участников. Этот этап заключается в реальном процессе реализации намеченных преобразований и программ социального патронажа.
На практике существует большое разнообразие типов и видов таких программ, направленных на решение соответствующих разноплановых кризисных ситуаций и нивелирование факторов риска (программы патронажа для семей с асоциальным поведением взрослых, жестокого обращения, семей молодых матерей, разведенных родителей и ряда других [24, с. 42].
7. Этап оценки эффективности совместных действий и, при необходимости, обращение к другим, более адекватным средствам достижения поставленных целей.
8. Этап помощи клиентам в принятии решения об использовании постоянной системы поддержки, а также других способов и средств в случае возникновения непредвиденной ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Законы и иные нормативные документы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 01 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 08.04.2021)
2. Федеральный закон Российской Федерации № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года (в действ. ред. от 31 июля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (Дата обращения: 08.04.2021)
3. Федеральный закон Российской Федерации № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года (в действ. ред. от 24 апреля 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/ (Дата обращения: 09.04.2021)
4. Федеральный закон Российской Федерации № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года (в действ. ред. от 29 декабря 2020 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (Дата обращения: 08.04.2021)
5. Федеральный закон Российской Федерации № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28 декабря 2013 года (в действ. ред. от 13 июля 2020 года) // Консультант. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (Дата обращения: 07.04.2021)
II. Научная литература
6. Абрамова, С.М. Социальная работа с семьей / С.М. Абрамова. – Волгоград: Заря, 2015. – 390 с.
7. Голод, С.И. Состояние и перспективы развития семьи. Теоретико-типологический анализ. Эмпирическое обоснование / С.И. Голод, А.А. Клепин. – Санкт-Петербург: Филиал института социологии РАН, 2007. – 25 с.
8. Гусева, А.Я. Социальные проблемы России / А.Я. Гусева, И.И. Столешникова. – Москва: Форум, 2020. – 326 с.
9. Дементьева, М.М. Социальная работа с неблагополучными семьями / М.М. Дементьева. – Махачкала: Старт, 2015. – 366 с.
10. Лебедева О.А. Проблемы социальной работы: история и современность. – Липецк: Свет, 2021. – 468 с.
11. Мануйлова, И.М. Технологии социальной работы с семьями / И.М. Мануйлова, И.А. Федорова. – Воронеж: Сфера, 2019. – 262 с.
12. Самойлова, Г.В. Социальные технологии / Г.В. Самойлова. – Самара: Учитель, 2018. – 430 с.
13. Чистякова, С.Н. Социальная работа / С.Н. Чистякова. – Москва: Просвещение, 2016. – 326 с.
14. Храмова, И.С. Социальный патронаж / И.С. Храмова. – Тюмень: Смена, 2020. – 320 с.
15. Шилова, И.М. Социальная работа в России / И.М. Шилова, О.В. Дубцова, И.И. Шахматова. – Воронеж: Статут, 2017. – 298 с.
III. Статьи
16. Абрамова, С.М. Организация социальной работы с неблагополучными семьями: обзор научных статей / С.М. Абрамова, И.С. Кутейникова, Г.А. Миронова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23.
17. Беркутова, С.И. Современные проблемы социального обеспечения и реализации технологии «Социальный патронаж» в регионах Российской Федерации / С.И. Беркутова, А.А. Ивановский // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной работы в Российской Федерации». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2021. – С. 56–67.
18. Бурдинова, С.С. Социальная поддержка семей группы риска: проблемы и перспективы / С.С. Бурдинова, Г.В. Марелова, О.А. Чурсина // Социологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52.
19. Викторова, Н.Е. Специфика социального патронажа неблагополучных семей / Н.Е. Викторова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 3. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2017. – С. 16–30.
20. Володина, Ю.А. Принципы анализа эффективности социального патронажа семей / Ю.А. Володина // Социальные технологии. – 2018. – № 8. – С. 5–12.
21. Головина А.П. Принципы социальной работы с неблагополучными семьями: история и современность / А.П. Головина, И.М. Залеская, И.Т. Густова // Вопросы социальной работы. – 2020. – № 10. – С. 55–68.
22. Еропкин И.М. Проблемы изучения причин неблагополучия современных семей / И.М. Еропкин, М.А. Скакунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной работы в современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет, 2019. – С. 124–135.
23. Ольминский, Е.В. Проблема социального обеспечения неблагополучных семей в российских регионах / Е.В. Ольминский // Технологии социальной работы. – 2019. – № 8. – С. 60–74.
24. Остапенкова, В.И. Проблемы и перспективы организации социальной патронажной работы с семьями, оказавшимися в социально опасной ситуации / В.И. Остапенкова, Е.Е. Заврагина, И.М. Поляренко // Социальные технологии в России. – 2021. – № 3. – С. 42–56.
25. Панов, А.М. Деятельность служб социального патронажа семей и детей в России и за рубежом / А.М. Панов // Социальное обслуживание. – 2005. – №1. – С. 59–75.
26. Пархоменко, К.Ф. Деструктивные семьи как предмет научного исследования / К.Ф. Пархоменко, Е.А. Найденов, Е.Е. Самохвалова // Вопросы педагогики и социальной работы. – 2019. – № 10. – С. 103–116.
27. Пилецкая, С.В. Проблемы изучения причин возникновения деструктивных семей / С.В. Пилецкая, А.В. Оноприенко, Г.В. Родионова // Материалы научно-практической конференции «Формирование гармоничного социального поля в историческом пространстве». – Саратов: Саратовский государственный университет, 2016. – С. 100–123.
28. Прокопенко, Ю.И. Проблема классификации инструментов социального патронажа неблагополучных семей / Ю.И. Прокопенко // Социальная работа в России и за рубежом. – 2016. – № 8. – С. 63–72.
29. Радунская Е.А. Исследование неблагополучных семей: российский и зарубежный опыт // Социальные технологии в России и за рубежом. – 2021. – № 1. – С. 42–50.
30. Славина, И.Ю. Исследование классификационных категорий в системе социального патронажа / И.Ю. Славина // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 3. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2019. – С. 126–140.
31. Торбенко, А.А. Типология неблагополучных семей в Российской Федерации: аналитический обзор / А.А. Торбенко, И.С. Соколова, И.Г. Щедрина // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. – С. 44–58.
32. Яковлева, А.С. Нарушения социальной структуры семьи: диагностика и коррекция / А.С. Яковлева // Социально-педагогические исследования. – 2021. – № 1. – С. 30–42
33. Ясенева, И.Т. Формирование эффективной модели социального обслуживания населения, попавшего в сложные жизненные ситуации: методологический и правовой аспекты / И.Т. Ясенева, Г.А. Володарская, Т.А. Решетникова // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2020. – С. 100–112.
34. Ястребинская, И.М. Принципы организации социальных услуг в муниципальных органах социальной защиты на современном этапе развития российского общества / И.М. Ястребинская, Я.В. Глинцева, И.М. Хорошева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы организации социальной помощи населению: научно-методологические и практические аспекты исследования». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2021. – С. 48–59.
IV. Интернет-источники
35. Бойчук, Е.Н. Сущность социального патронажа как технологии социальной работы / Е.Н. Бойчук // Материалы VII международной научной студенческой конференции «Студенческий научный форум-2015». – [Электронный ресурс] https://scienceforum.ru/2015/article/2015014873 (Дата обращения: 16.04.2021)
36. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление социальной поддержки населения». Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://uspn-abakan.ru/ (Дата обращения: 15.04.2021)
37. Министерство здравоохранения Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://minzdrav.gov.ru/ (Дата обращения: 16.04.2021)
38. Социальный патронат и патронаж // ЗаконСовет. – [Электронный ресурс] https://zakonsovet.com/semejnoe/prava-i-objazannosti/usynovlenie-i-opeka/patronat-i-patronazh.html (Дата обращения: 16.04.2021)