Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Доставка грузов водным транспортом предусматривает выполнение большого комплекса транспортных услуг. Помимо этого, необходимо предусматривать услуги по получению груза от грузоотправителя, накопление, учет и передачу груза с водного или на водный транспорт в портах, перемещение груза по водным участкам пути и выдачу их в порту назначения грузополучателю [1, 3, 4, 7].
Под перегрузочным процессом понимают какие-либо изменения местоположения грузов в пространстве, в процессе того, как осуществляется его перемещение с водного на водный транспорт, с сухопутного на водный или обратно, а также со склада на склад [2, 5, 6, 9, 10].
Совокупность технических средств, способов осуществления погрузки-выгрузки судов, вагонов и автомобилей, определенный численный и профессиональный состав рабочих, порядок и последовательность выполнения операций перегрузочного процесса является технологией перегрузочного процесса.
Организация перегрузочного процесса – это комплекс мероприятий, с помощью которых создаются условия непрерывности работы в течение всей смены. Кроме того, их реализация предусматривает обеспечение прогрессивных условий работы, эффективного использования рабочих и технических средств [2, 5, 6, 8].
Совершенствование схемы механизации перегрузки щебня на причалах ООО «Сергинский речной порт» является актуальным вопросом для достижения большего дохода рассматриваемой компании.
Целью работы является Совершенствование схемы механизации перегрузки щебня в ООО «Сергинский речной порт». Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать производственную деятельность ООО «Сергинский речной порт»;
- выполнить обоснование выбора схемы механизации перегрузки щебня в ООО «Сергинский речной порт»;
- рассмотреть организацию работы порта ООО «Сергинский речной порт»;
- провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СЕРГИНСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ»
1.1 Регион тяготения и гидрографическое положение порта
ООО «Сергинский речной порт» является единственным специализированным предприятием речного транспорта в бассейне Иртышского речного пароходства.
21 апреля 1975 г. - Образование "Пристани Сергино" Ханты-Мансийского управления Иртышского Речного Пароходства.
03 июля 1980 г. - Преобразование "Пристани Сергино" в филиал Ханты-Мансийского речного порта "Сергинский порт".
21 апреля 1981 г. - Приказом Министра речного флота РСФСР №49 "О предприятиях и организациях речного флота РСФСР" организован на полном хозяйственном расчете, с самостоятельным балансом и расчетным счетом в учреждении Госбанка СССР порт "СЕРГИНО" Иртышского речного пароходства.
Декабрь 1987 г. - Образование структурного подразделения "Обь-Иртышское речное пароходство".
Декабрь 1993 г. - Преобразование порта "Сергино" в филиал ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство"
04 ноября 1999 г. - Реорганизация филиала "Сергино" в ОАО "Сергинский речной порт" - дочернее общество ОАО "Обь-Иртышское речное пароходство"
06 марта 2013 г. - Реорганизация ОАО "Сергинский речной порт" в Общество с ограниченной ответственностью "Сергинский речной порт".
Юридический и почтовый адрес: 628126, Ханты-Мансийский автономный округ, Октябрьский район, п.г.т. Приобье, ул. Портовая, 12. Порт расположен на 17-ом км. Алёшкинской протоки (р. Обь) с гарантированными глубинами 300 см. Конечный пункт железнодорожной ветки Свердловск - Приобье (Через станции Тагил, Серов, Югорск и др.)
На сегодняшний день ООО «Сергинский речной порт», функционирует для сохранения жизнедеятельности в Ханты-Мансийском автономном округе. Несёт ответственность за обеспечение населения всем необходимым, преодолевая тяжелейшие проблемы, ежегодно вводит в эксплуатацию до 30 самоходных судов транспортного и вспомогательного флота.
Основная деятельность предприятия – перевозки и погрузо-разгрузочные работы.
ООО «Сергинский речной порт» осуществляет перевозку и переработку всех видов грузов в бассейне реки Колыма с притоками. Имеет 26 речных судов различного назначения, портальные и плавучие краны, ремонтную базу и вспомогательные службы. ООО «Сергинский речной порт» предоставляет данные услуги более 45 лет.
Общая протяжённость эксплуатируемых водных путей – 2169 километров.
Работа флота компании строится по рейсовой форме с установлением каждому судну навигационного плана в тонно-километрах.
В весенний паводковый период навигации формируются караваны судов, для выполнения экспедиционного завоза грузов на малые реки, пригодные для судоходства, но не имеющие оборудованного судового хода.
В этом случае караваны формируются из состава флота, укомплектованного наиболее опытными судоводителями, разрабатываются специальные мероприятия по обеспечению безопасности судоходства.
В отдельных случаях, для определения наиболее эффективного метода работы, на том или ином участке проводятся экспериментальные рейсы.
На проведение экспериментального рейса издается отдельный приказ генерального директора предприятия.
Организация работы флота в прошедшую навигацию имела отклонения от плановой схемы в связи с изменением объемов грузоперевозок в течение навигации, а так же длительным ремонтом емкостей на нефтебазе.
Валовая производительность в целом по флоту составила 108,01% к отчету прошлого года и 102,60% к плану 2020 г.
По объективным причинам, в частности из-за неравномерности предъявления грузов (арктический завоз, завоз через Магадан), компания не имеет возможности серьезно уменьшить количество вводимых в эксплуатацию судов.
Производительность наливных судов на перевозках нефтепродуктов составила 147,42% к плановым показателям, 109,38% к факту 2019 года.
Показатель валовой производительности сухогрузных теплоходов составил 115,45% к плановым показателям и 117,21% к факту 2019 года, буксиров – 116,04% к плановым показателям и 108,59 к факту 2019 года.
Наиболее эффективно отработали сухогрузные теплоходы. Производительность этого флота составила 144,54% и 143,92% соответственно, к плановым показателям. Росту производительности способствовали как гидрологические условия, так и уменьшение времени стоянок в порту перевалки.
Расстановка флота на зимний отстой – это неотъемлемая часть работы буксирных теплоходов, поэтому вариантов для сокращения времени эксплуатации не много. Тем не менее, правильная организация работы флота и точный расчет позволили вовремя поставить на отстой большегрузные баржи, тем самым значительно облегчив задачу по подъему последних судов и плавкранов в завершающий период навигации к месту зимовки.
Не смотря на солидный возраст судов, техническое состояние флота компании хорошее и годное к эксплуатации по критериям контролирующих организаций и ведомств.
Средний возраст судов в эксплуатации составляет 34 года, в том числе:
сухогрузный флот – 29 лет;
сухогрузно-наливной флот – 38 лет;
буксирный флот – 40 лет;
вспомогательный флот – 30 лет;
грузовой несамоходный флот – 29 лет;
стоечный флот – 34 года.
Железнодорожный транспорт для перевозки навалочных грузов использует в основном полувагоны с нижними открывающимися люками, а также думпкары.
Технические характеристики полувагона приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Технические характеристики универсального полувагона модели 12-132
Тип вагона Грузо-подъем-ность, т Размеры, м Объем кузова,
м Вес вагона,
т
длина ширина высота
Полувагон 4-х осный универсальный с автоматическим тормозом 69 12,75 2,91 - 88,0 24,0
Объемно-массовые характеристики щебня позволяют загружать подвижной состав для его перевозки на полную грузоподъемность.
Одной из острых проблем, стоящих перед Сергинским речным портом, является проблема морального и физического износа основных средств. Износ основных средств Общества составил 51 процент, в том числе: зданий и сооружений – 43 процента, машин и оборудования – 52 процента, транспортных средств – 73 процента, производственного и хозяйственного инвентаря – 48 процентов.
На цели обновления основных средств портом направлены ежегодные инвестиционные программы. В отчетном году освоены капитальные вложения в основные средства в размере 151 миллион рублей, введены в эксплуатацию основные средства и нематериальные активы на сумму 142 миллиона рублей.
1.2 Производственные и финансово-экономические показатели ООО «Сергинский речной порт»
Динамика грузооборота ООО «Сергинский речной порт» приведена в таблице 1.2 и на рисунке 1.1.
Таблица 1.2 – Динамика грузооборота ООО «Сергинский речной порт»
Наименование груза Год, тыс. т
2017 2018 2019
Насыпные и навалочные грузы,
в том числе 445
434
504
ПГС, песок 92 72 100
щебень, гравий 288 304 319
прочие 65 58 85
Грузы в транспортных пакетах и спецконтейнерах 114 132 156
Тарно-штучные грузы 82 73 78
Грузы в универсальных контейнерах 72 99 118
ВСЕГО 711 762 832
Рисунок 1.1 – Динамика грузооборота ООО «Сергинский речной порт»
Анализ динамики грузооборота порта Сергино показывает, что в 2019 году объем грузооборота в Сергинском речном порту увеличился на 8,41% или 70 тыс. т по сравнению с 2018 годом и составил 832 тыс. тонн.
Структура грузооборота Сергинского речного порта в 2019 году приведена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Структура грузооборота ООО «Сергинский речной порт» в 2019 году
В структуре грузооборота преобладает обработка навалочных грузов (щебень, гравий), из штучных грузов значительный вес имеет грузооборот грузов в транспортных пакетах и спецконтейнерах.
В открытых источниках есть данные о бухгалтерской отчетности юр.лица ООО "СЕРГИНСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" (ОГРН 1138610000286, ИНН 8614009070), зарегистрированного 6 марта 2013 года, за 2013 – 2018 гг. Анализ динамики активов показывает рост внеоборотных активов на 232,59% c 76 705 тыс.руб. до 255 116 тыс.руб., при этом сумма по основным средствам уменьшилась на 17 178 тыс.руб.. Рост оборотных активов составляет 10,64% c 147 141 тыс.руб. до 162 794 тыс.руб., при увеличении дебиторской задолженности на 22 168 тыс.руб..
Динамика пассивов ООО "СЕРГИНСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" свидетельствует о росте собственного капитала на 35,38% c 207 345 тыс.руб. до 280 712 тыс.руб.. Величина долгосрочных обязательств снизилась на 608 тыс.руб., краткосрочные обязательства увеличились на 121 305 тыс.руб., что даёт рост заемного капитала на 731,45%. За 6 отчетных лет чистая прибыль ООО "СЕРГИНСКИЙ РЕЧНОЙ ПОРТ" уменьшилась на 52,91% c 31 808 тыс.руб. до 14 977 тыс.руб..
Рентабельность продаж юр.лица по данным за последний отчетный год равна 9,68%. Коэффициент рентабельности собственного капитала за 2018 год — 5,34%.
Финансово-экономические показатели ООО «Сергинский речной порт» за период с 2017 по 2019 годы представлено на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Основные финансовые показатели деятельности ООО «Сергинский речной порт»
В навигацию 2020 года поступили заявки на перевозку нефтепродуктов от пяти клиентов – это ГУП ЧАО «Сургутснаб», АО НК «Туймаада-нефть», АО «Сургутнефтегазсбыт», ООО «Т-Цемент», ГУП «ЖКХ РС (Я)».
От ГУП ЧАО «Сургутснаб» поступила заявка на перевозку 17 тыс. тонн нефтепродуктов. Из них доставлено 13,48 тыс. тонн. Оставшееся количество не было доставлено из-за нехватки места в емкостях нефтебазы в г. Омск. По сравнению с 2019 годом объем перевозок нефтепродуктов сократился на 2,88 тыс. тонн.
По заявке АО НК «Туймаада-нефть» для Омска перевезено 9,25 тыс. тонн нефтепродуктов. В 2019 году заказчиком было ОАО «Энерготрансснаб» и объем перевозки составил 10,66 тыс. тонн.
По заявке АО «Сургутнефтегазсбыт» перевезено нефтепродуктов в Омск 6,54 тыс. тонн, что на 4,8% больше, чем в 2019 году.
В целом, перевозка нефтепродуктов (без сырой нефти) из порта в Омск сократилась, по сравнению с фактом 2019 года на 3,7%.
В 2020 году потребность ООО «Т-Цемент» в перевозке нефтепродуктов была на 2,2 тыс. тонн больше, чем в 2016 году (рост на 34,55%), в том числе за счет перевозки в Омск из Тобольска – 1,19 тыс. тонн и из Омска – 1,00 тыс. тонн. Нефтепродукты из Омска на уровне 2019 года.
Перевозка нефтепродуктов (без сырой нефти) из Тобольска в Омск сократилась, по сравнению с фактом 2019 года на 3,7%.
По сравнению с прошлым годом перевозки из Приобья возросли на 6,3%, в том числе за счет увеличения объемов генеральных грузов в Томск на 2,16 тыс. тонн (в 1,8 раза). Перевозки на направлении Приобье – Тобольска на уровне 2019 года (+0,44%). По остальным направлениям объемы перевозок сократились, так например, Приобье – Омск на 13,9%, Приобье – Павлодар на 93,5%, Приобье – Тобольск на 60%.
Весь груз, предъявленный к перевозке на пристань Приобье, был доставлен в пункты назначения.
Перевозка генеральных грузов из Приобья возросла на 7,8% к прошлому году. В том числе, на направлении Тобольск – Омск рост составил 21,3%. По остальным направлениям сокращение объемов перевозок следующее: Тобольск – Павлодар на 23,8%, Тобольск – Омск на 18,2%.
По остальным прочим грузам, предъявленным к перевозке, снижение составило 69,6% (- 1,95 тыс. тонн): из Омска - на 86,1%, из Павлодара - на 20%, из Омска - на 29,2%.
На Омск было заявлено 50 тыс. тонн щебня. В сентябре поступила заявка на перевозку дополнительного объема в количестве 3 тыс. тонн. На Тобольск доставлено 10 тыс. тонн угля.
ГУП «ЖКХ РС (Я)» по сравнению с 2019 годом увеличило объем щебня для нужд томского района на 3,04 тыс. тонн, для павлодарского района - на 15,27 тыс. тонн, для тобольского района - на 1,91 тыс. тонн. Перевозка для нужд семипалатинского района не осуществлялась.
Для омского района было перевезено 20 тыс. тонн щебня (в 2019 году – 5 тыс. тонн).
Контейнерные перевозки в навигацию 2020 года осуществлялись по следующим направлениям: Омск – Павлодар; Барнаул – Томск; Тюмень – Тобольск.
Всего в навигацию 2020 года объём контейнерных перевозок составил 11,37 тыс. тонн.
Все виды грузов, принятые на борт судов в навигацию 2020 года, были доставлены до пунктов назначения и без потерь.
Невыполнение плана доходов обусловлено снижением объемов перевозок по отношению к планируемым. Рынок перевозок в Приобье ограничен и практически закрыт для перевозчиков со стороны, 98% всех перевозок выполняет наше предприятие. Но так же сильна зависимость от ограниченного круга грузовладельцев. В прошедшем году грузовладельцы, в связи с дефицитом средств резко сократили закупки.
Схема ООО “Сергинский речной порт” приведена на рисунке 1.4.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ветренко Л. Д., Ананьина В. З., Степанец А. В. Организация и технология перегрузочных процессов в морских портах: Учебник для вузов. – М.: Транспорт, 1989. – 245 с.
2. Левый В.Д. Управление портовой деятельностью. – М.: Альтаир – МГАВТ, 2008. – 302 с.
3. Луговец А.А., Степанец А.В. Разработка сводного месячного графика подачи судов в порт: Учебное пособие. – М., 1997. – 98 с.
4. Механик Л.А., Токман Г.И. Портовые перегрузочные работы. – М.: Транспорт, 1983. – 257 с.
5. Справочник диспетчера речного флота. – М., 1990. – 313с.
6. Степанец А.В., Дикарев Ю.В. Разработка плана – графика работы производственного перегрузочного комплекса: Методические указания. – М., 1999. – 44 с.
7. Степанец А.В., Дикарев Ю.В., Луговец А.А. Управление использованием трудовых ресурсов на производственном перегрузочном комплексе: Методические указания. 1997. – 41 с.
8. Сиротский В.Ф., Трифонов В.Н. Эксплуатация портов (организация и управление). Учебник. - М.: Транпорт, 1984. – 280 с.
9. Альбом судов, вагонов, грузозахватных устройств, схем механизации и другие справочные материалы кафедры.
10. Единые комплексные нормы выработки и времени на погрузо-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях. – М.: Транспорт, 1987. – 160 с.
11. Зачесов В.П., Филоненко В.Г., Технология и организация перевозок на речном транспорте. – Новосибирск, 2004. – 399 с.
12. Иванов И.А., Методические указание по оформлению дипломных проектов. – Новосибирск: НГАВТ, 2009. – 30 с.
13. Иванов И.А., Технология и организация перегрузочных процессов: Учебное пособие / И.А. Иванов, Е.Н. Лоскутов, Ю.В. Турищев, Н.М. Яичников. – Новосибирск: НГАВТ, 2007. – 405 с.
14. Турищев Ю.В. Какой кран нужен порту где и как его купить.
15. Турищев Ю. В. Технико-экономическое обоснование схем механизации и технологии перегрузки грузов / Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НГАВТ, 2008. – 184 с.
16. Турищев Ю. В. Нормативы и нормы времени на перегрузочные работы / Учебное пособие. Новосибирск: НГАВТ, 2007. – 102 с.
17. Чернышков В. А. Грузоведение / Учебное пособие. – Новосибирск: НГАВТ, 2001. – 142 с.