Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В качестве определяющего фактора развития демократии в стране принято выделять возможности граждан на свободное обращение к органам государственной власти во время необходимости защиты прав и свобод, а помимо этого во время возникновения иных вопросов. В качестве цели развития России в современный период времени принято выделять процесс формирования демократической правовой страны, при помощи построения общества, в котором права и свободы граждан будут выступать в качестве наивысшей ценности, устанавливается смысл и содержание функционирования публичной власти.
Значимое место в череде основных прав и свобод граждан отводят праву на обращения к органам власти. Данное право выступает в качестве варианта доведения до органов власти интересов и потребностей граждан, а помимо этого типа участия в процессе управления делами страны, а помимо этого – способом защиты прав граждан. Значение прав граждан в области обращения к органам власти, а помимо этого проблемные вопросы, которые возникают во время их реализации, предопределят выбор направления исследования. В Российской Федерации право граждан на обращения в разнообразных видах существовало в течение всей истории. Изучаемое право развивали, и оно эволюционировало в качестве института конституционного права совместно с процессом развития самой страны. С 1993 г. право граждан на обращения установили в нормах Конституции РФ (ст.33) .
На данный момент времени проблематика взаимодействия граждан с органами власти стоит довольно остро. Данная проблематика нуждается в детальном исследовании существующих типов взаимодействия и выработки, новейших применительно к измениям происходящим в современных условиях жизнидеятельности общества. Следует изучить накопленный российский опыт и выработать новейшие и действенные правовые отношения граждан и страны, которые будут учитывать существующие изменения современного общества. Обращения граждан, это объективный и своевременный источник информации, который необходим во время урегулирования практически каждой отрасли жизнедеятельности общества.
Поток обращений граждан в различные инстанции увеличивается с каждым годом. С одной стороны, это отражает социальную активность и возрастающее доверие к государству, а с другой – выявляет несовершенство организации жизни общества и пробелы в действующем законодательстве, если населению приходиться обращаться к властям в личном порядке.
Таким образом, право граждан на обращение - это крайне важный институт гражданского общества, отражающий своеобразный диалог между человеком и государством. Данный институт выступает и одним из действенных способов устранения нарушений законности, средством предотвращения правонарушений и снятия социальной напряженности, что сегодня является важнейшим условием развития для России.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере производства по жалобам и обращениям граждан РФ.
Предмет исследования составили юридические действия, определяющие содержание административно-правовых основ производства по жалобам и обращениям граждан РФ, которые регулируют реализацию права граждан на обращения, а также проблемы теории и практики реализации данного права, нормы конституционного и иных отраслей права, регулирующие данные отношения.
Цель данной работы состоит в исследовании административно-правовых основ производства по жалобам и обращениям граждан РФ, которые связаны с реализацией и защитой всего комплекса прав и свобод человека и гражданина. Данная цель обусловлена тем, что реализуя административно-правовые основы производства по жалобам и обращениям граждан РФ, граждане вступают в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие теоретические и научно-практические задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и правовое регулирование конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
2. Провести классификация обращений граждан в органы государственной власти.
3. Изучить субъектов и адресатов конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
4. Исследовать порядок реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти.
5. Выявить проблемы реализации конституционного права граждан на обращения в органы государственной власти и пути их решения.
Нормативную базу составляют: Конституция РФ, ратифицированные Россией международные нормативные правовые акты, нормативные акты палат Федерального собрания РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и субъектов РФ, а также федеральное, региональное и местное законодательство, регламентирующее административно-правовые основы производства по жалобам и обращениям граждан РФ.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых конституционалистов и административистов по вопросам административно-правовых основ производства по жалобам и обращениям граждан РФ. Особое место, при изучении данной темы стоит уделить работам юристов-практиков, работающих непосредственно с обращениями граждан и знающих особенности работы с ними.
Вопросы теории и практики производства по жалобам и обращениям граждан РФ нашли отражение в трудах С.А.Авакьяна, С.С.Алексеева, М.В.Баглая, И.Д.Беляева, В.В.Бойцовой, Н.В.Витрука, Л.Д.Воеводина, Н.А.Воскресенского, П.П.Глущенко, Ю.А.Дмитриевой, Д.Л.Златопольского, В.А.Карташкина, А.Е.Козлова, В.В.Комаровой, О.Е. Кутафина, Н.И.Лазаревского, Е.А.Лукашевой, А.В.Малько, Н.И.Матузова, В.С.Нерсесянца, Л.А.Нудненко, С.А.Пяткина, В.В.Пылина, Б.А.Страшуна, В.Н.Руденко, К.М.Тахтарева, Б.Н.Топорнина, Н.Ю.Хаманевой, В.Е.Чиркиной, Б.Н.Чичерина, О.И.Чистякова, М.Ф.Чудакова, Б.С.Эбзеева и других.
Непосредственно исследованию административно-правовых основ производства по жалобам и обращениям граждан РФ посвящены работы Ю.Н.Алистратова, В.В.Альхименко, Д.Н.Бахраха, А.С.Загребельного, М.В.Карасевой, М.А.Миронов, М.Л.Энтина.
Методологией работы являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме этого использованы - научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой логико-юридический, системно-структурный, феноменологический, социологический опрос и анализ его результатов, а также контент-анализ документов.
Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющие одинадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Общие положения об обращениях граждан в Российской Федерации
1.1. Понятие права на обращение граждан в государственные органы РФ
На основании ст. 33 Конституции РФ определено, что любой гражданин России обладает правом на обращения лично, а помимо этого при помощи направения индивидуальных, а также коллективных обращений в органы государственной власти, органы местного самоуправления. В законодательстве понятие «обращение» определили в ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» : в качестве обращения определяют направленное в определенные органы власти в письменной форме или в электронной форме обращение, которое будет выступають как предложение, заявление или жалоба, а кроме этого обращение в устном виде гражданина в орган власти.
В энциклопедическом словаре конституционного права указано на то, что обращения выступают в качестве обобщенных названий разных типов индивидуальных либо коллективных обращений граждан в органы власти, орган местного самоуправления либо к должностному лицу, к администрации предприятия, учреждения, организации, общественного объединения, должностному лицу - заявление, жалоба, предложение, ходатайство .
Анализируя вышеизложенные определения можно сказать, что все эти определения дают понятие термину «обращение» лишь опосредованно, через отдельные его виды. Вместе с тем, указанные виды далеко не исчерпывают всего разнообразия обращений и акцентируются только на основных формах обращений. Другие виды обращений указываются в нормативных актах, регулирующих отдельные сферы общественной деятельности.
Более полное раскрытие термина «обращение» дает С.К. Астаханова: в качестве обращения выступает определенное на уровне федерального, а также международного правозащитного законодательства политические правовоотношения, вкоторые появляются между правосубъектами и Российской Федерацией в области реализации, а помимо этого защиты, имеющихся у субъектов прав и свобод, а помимо этого законного интереса гражданина либо группы граждан либо общества, при помощи внесения по определенным правилам предложения, заявления, жалобы и иных видов обращений в орган власти подлежащее обязательному изучению и представлению решения в установленный по закону срок .
М.В. Карасева указывает на то, что обращения являются конституционным правом, на основании которого предполагают обращения граждан либо коллектива к компетентному органу для защита нарушенного права либо законного интереса, которое выражает волю всех граждан, социальную независимость, а помимо этого общественные отношения в области участия в управлении делами государства и общества в качестве значимого и коренное между страной и гражданами .
Более широким можно признать научное определение С.А. Широбокова, с его слов, обращениями являются волеизъявления индивидов, которые будут выражаться в определенных действиях, у которых устный либо письменный вид, определенные порядком, который закреплен в законодательстве, направленные в органы власти, в форме, необходимой для реализации предоставления, защиты либо восстановления прав и свобод .
Таким образом, возможно установить комплексное понятие: обращениями гражданина в орган власти, является самостоятельно-комплексный институт права, который регламентируют на уровне национального и международного правозащитного законодательства, на основании которого определены права граждан, объединения граждан на прямую либо при помощи представителя обратиться устно либо письменно, в индивидуальной либо коллективной форме в орган власти для того, что бы обеспечить реализацию и защиту своего права и законного интереса а помимо этого для принятия участия в процессе управления делами страны.
Для полноценного понимания термина «обращение» нам необходимо дать понятие его сущности. Существует две основные точки зрения к пониманию сущности права граждан на обращение. С одной стороны обращения граждан являются важнейшим источником информации, необходимой для эффективного реагирования на нужды общества. С другой, право на обращение граждан это форма участия граждан в управлении государством. Например, И. А. Третьяков считает ключевым моментом права на обращение его характеристику в качестве формы участия граждан в решении государственных и общественных дел, возможность активного влияния гражданина на деятельность государственных органов. Возможно, отметить то, что содержание права гражданина на обращение в орган власти, это:
- форма народовластия, которую осуществляют при помощи обязательных для исследования гражданских инициатив, направленных на то, что бы органы власти их приняли либо разрешили в другом виде общественно значимые вопросы;
- определенные по законодательству правила в области защиты прав каждого граждана, которые осуществляются в публично-правовом виде при помощи отправления обращения в орган власти.
Можно сказать, что оба подхода к сущности данного института являются основными и сущность обращения заключается в том, что это один из легальных механизмов взаимодействия граждан с органами публичной власти, отражающая обратную связь, при реализации субъектами своих прав и свобод и защиты своих интересов, а также для совершенствования работы органов власти и привлечения внимания органов власти к общественным проблемам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.
5. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. N 53/144 "Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы" // СПС КонсультантПлюс.
6. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // СЗ РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
7. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // РГ, N 220, 20.11.2002.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
10. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 16.
11. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
12. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СЗ РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
14. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "Об Уполномоченном по правам человека в РФ" // СЗ РФ, 03.03.1997, N 9, ст. 1011.
15. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) "О Верховном Суде РФ" // СЗ РФ, 10.02.2014, N 6, ст. 550.
16. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) "О Конституционном Суде РФ" // СЗ РФ, 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
17. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "О государственной гражданской службе РФ" // СЗ РФ, 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
18. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» // СЗ РФ. 2002.
19. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // РГ. 1997. № 126. 3 июня.
20. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
21. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) "О муниципальной службе в РФ" // СЗ РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
22. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 30.12.2020) "О прокуратуре РФ" // СЗ РФ, 20.11.1995, N 47, ст. 4472.
23. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" // ПГ, N 70-71, 11.05.2006.
24. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
25. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) "О референдуме РФ" // СЗ РФ, 05.07.2004, N 27, ст. 2710.
26. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" // СЗ РФ, 16.02.2009, N 7, ст. 776.
27. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179.
28. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ (ред. от 28.11.2018) "О мировых судьях в РФ" // СЗ РФ, 21.12.1998, N 51, ст. 6270.
29. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
30. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О статусе военнослужащих" // СЗ РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
31. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) "О средствах массовой информации" // РГ, N 32, 08.02.1992.
32. Закон Московской области от 05.10.2006 N 164/2006-ОЗ (ред. от 06.06.2018) "О рассмотрении обращений граждан" // "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 189, 11.10.2006.
33. Указ Президента РФ от 17.02.2010 N 201 (ред. от 25.07.2014) "Об Управлении Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций" // СЗ РФ, 22.02.2010, N 8, ст. 838.
34. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ, N 11, 15.03.2004, ст. 945.
35. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 01.02.2021) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" // СЗ РФ, 19.11.2007, N 47 (1 ч.), ст. 5749.
36. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. № 91 «Об удостоверении личности военнослужащего РФ» // СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 654.
37. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ» // СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3444.
38. Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2005. - № 31. - ст. 3233.
39. Постановление Правительства РФ от 15.06.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» // СЗ РФ. - 2009. - № 25. - Ст. 3060.
40. Приказ Госкорпорации "Роскосмос" от 11.01.2017 N 4 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения в Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" обращений граждан" // http://www.pravo.gov.ru, 21.03.2017.
41. Приказ Росреестра от 26.08.2015 N П/450 "Об утверждении Инструкции об организации работы с обращениями и личного приема граждан в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" // http://www.pravo.gov.ru, 16.11.2015.
42. Приказ Ростехнадзора от 20.08.2013 N 366 (ред. от 10.05.2017) "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // Документ опубликован не был.
43. Приказ Росархива от 22.05.2019 N 71 "Об утверждении Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления" // http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2019.
44. Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2013 N 1453-р "Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция", утв. распоряжением Правительства РФ от 04.04.2013 N 517-р" // СЗ РФ, 26.08.2013, N 34, ст. 4479.
45. Определение КС от 01.06.2010 N 782-О-О // "Вестник ФПА РФ, N 3, 2010.
46. Постановление КС РФ от 19.05.1998 N 15-П // СЗ РФ, N 22, 01.06.1998, ст. 2491.
47. Постановление КС РФ от 23.12.1999 N 18-П // "Сборник решений КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ", ч. 1, 2004.
48. Постановление КС РФ от 19.12.2005 N 12-П // СЗ РФ, 16.01.2006, N 3, ст. 335.
49. Постановление КС РФ от 18.07.2012 № 19-П // СЗ РФ. - 2012. - № 31. - Ст. 4470.
50. Постановление Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 28 мая 2015 г. Дело № 25-АД15-3.
51. Решение Оренбургского районного суда Оренбургской области от 29 марта 2019 года по делу 2-821/19.
52. Князев О.А. Актуальные проблемы обращения граждан: отечественная практика и зарубежный опыт: монография / под ред. О.А. Князев. - Москва: ИД «Международные отношения», 2018. -866 с.
53. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи государственных органов и должностных лиц через призму социального патроната // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 4. С. 20.
54. Корнакова С.В., Чигрина Е.В. Вопросы, разрешаемые при заключении брака лицами, не достигшими возраста 16 лет // Baikal Research Journal. 2016. Т.7. №1. С.16.
55. Лапин А.Е., Борисов Н.И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. № 1. С. 107.
56. Майорова С.А. К вопросу о реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 1 (25). С. 334.
57. Осипова М. А. Правовые основы коллекторской деятельности в Российской Федерации // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 2. С.18.
58. Савоськин А.В. Система обращений в соответствии с объективной стороной волеизъявления граждан РФ (подсистемы устных, письменных и конклюдентных обращений) / А.В. Савоськин / Актуальные проблемы российского права. – 2016. - № 7. - с. 1346 - 1350.
59. Савоськин А.В. Система законодательства об обращениях граждан / А.В. Савоськин/ Lex russica. – 2016. - № 12. - с. 1420 – 1429.
60. Скрябина М.В. Обращения граждан в органы публичной власти как инструмент противодействия коррупции в России // Закон и право. 2019. № 2. С. 4.
61. Савоськин А. В. Предварительная запись на личный прием (конституционно-правовой анализ) // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 1. С. 73–79.
62. Сошин А.А., Самсонов В.А. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях / А.А. Сошин // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. № 3. С. 16.
63. Чуксина В.В., Бондаренко О.В. Права человека в контексте политико-правовой турбулентности / В.В Чуксина // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 2. С. 218-230.
64. Шевченко И.В. Взаимодействие органов власти и общества: история, законодательство, развитие обращений граждан // Политика, экономика и инновации. 2018. № 5 (22). С. 4.