Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с диагнозом «стертая дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Количество детей, страдающих дизартрией увеличивается (Л.Т. Журба, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова, Е.Н. Правдина-Винарская и др.). Тем не менее, успешное обучение и воспитание детей названной категории в дошкольном возрасте является предпосылкой их полноценной подготовки к усвоению школьных навыков и успешной адаптации в школе.
Дизартрия – расстройство устной речи, возникающее в следствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата, основным дефектом которого является нарушение произношения звуков, фонематического восприятия и просодических компонентов речи, которое обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Проблема оценки звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией не только в течение многих десятилетий интересовала разных авторов (Г. А. Волкова, О. В. Правдина, Ф. Ф. Рау), но и на современном этапе остается в центре внимания исследователей. Оценка фонематических процессов у детей с дизартрией рассматривается Т. О.Бочкаревой и О. А. Энс. А. Ю. Чистобаева и Л. А. Калугина дают оценку общих подходов и обозначают целесообразность преждевременной диагностики и профилактики звукопроизносительных нарушений. Чем раньше начать целенаправленную работу с ребёнком, тем эффективнее окажется коррекция нарушения.
У детей со стёртой дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Преодоление нарушений звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией – многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития навыков акустического контроля, овладения артикуляцией звука, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые навыки в коммуникативной деятельности.
Цель исследования – изучить особенностей и условия коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии с помощью дистанционных форм логопедической работы.
Объект исследования – особенности развития звукопроизносительной стороны речи при дизартрии.
Предмет исследования – дистанционные формы догопедической работы для коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Гипотеза исследования - это предположение о том, что коррекция звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
-развитии моторики у дошкольников;
-использованию разнообразных игр;
-при дифференцированном подходе к коррекционному процессу;
-при использовании дистанционных форм логопедической работы.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме;
2. Определить уровень сформированности навыков звукопроизношения у детей со стертой дизартрией;
3. Разработать и апробировать дистанционную работу по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией;
4. Определить эффективность предложенной работы.
Методы исследования:
1. теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. наблюдение;
3. обобщение педагогического опыта;
4. диагностика;
5. педагогический эксперимент.
6. количественный и качественный анализ данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренная работа по коррекции звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии может использоваться при организации коррекционно-развивающей работы в условиях дошкольной организации.
Базой исследования является муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101.
В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения и коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией
1.1. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе
Речь это одна из сложных высших психических функций человека, которая представляет собой сложный механизм, где главная, ведущая роль принадлежит работе головного мозга.
При этом, как и в любой высшей психической функции в основе ее лежат не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, расположенные в различных областях центральной нервной системы и объединенные между собой единым направлением действия [36, 62, 66].
Физиологическими основами произносительной стороны речи и закономерностями развития произносительной стороны речи у дошкольников занимались: В. И. Бельтюков [8], Е. Н. Винарская [15], А. Н. Гвоздев[18], Е. Ф. Архипова[4], М. Ф. Фомичева [63], Л. С. Цветкова, А. Р. Лурия, Н. И. Жинкин, Г. В. Чиркина и другие.
Начиная с грудного возраста, ребенок проходит три основных периода психомоторной деятельности, которые становятся основой дальнейшего развития звукопроизностительных компонентов[2]. Рассмотрим их ниже.
1) Таламо-паллидарный (от рождения до 4–6 месяцев): к концу этого периода дети начинают наблюдать за предметом, движущимся в горизонтальной плоскости, поворачивают голову к источнику звука. На смену крику приходит плач, появляется гуление. Кроме того, отмечается наличие эхолалических, эхопраксических, мимических реакций.
2) Стриопаллидарный (от 4–6 до 10–11 месяцев). Ребенок способен определить направление звука в пространстве. Появляется лепет, характеризующийся произношением гласных губно-губных и некоторых переднеязычных звуков. Ребенок начинает слушать речь других и понимать слова, обозначающие название предметов. На данном этапе констатируется начальное понимание обращенной речи.
3) Развитие корковых функций. Ребенок способен различать интонации, слушает музыку. К году уже накоплен значительный словарный запас импрессивной речи. Ребенок называет предметы.
Рассмотрим процесс развития произносительной стороны речи в онтогенезе в норме.
Здоровый ребенок кричит звонким и продолжительным голосом, вдох короткий, а выдох удлиненный. Вскоре после рождения голос приобретает вариативную обертональную окраску. Ко 2–3-му месяцу жизни крик обогащается интонациями. Ребенок реагирует криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. В состоянии перевозбуждения также реакция может выражаться в форме крика, например, перед засыпанием. Это указывает на здоровое формирование функции общения. К 2-м месяцам ребенок уже прислушивается к звукам речи, ищет взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивает внимание на лице и губах взрослого. К 3-м месяцам появляется гуление, кряхтение, радостное повизгивание, и подобные звуки. Их уже можно соотнести со звуками родного языка, зачастую это звуки, напоминающие гласные (а, о, у, э), и легкие для артикуляции, губные согласные (п, м, б), переходящие от физиологического акта сосания. Кроме того, выявляются и заднеязычные (г, к, х), обусловленные физиологическим актом глотания. На этапе гуления, также постепенно выделяется интонация, сигнализирующая о радости и удовольствии ребенка («радостная интонация»).
К 5-6 месяцу младенец уже способен определить направление звука в пространстве. Это период развития лепета, состоящего, в первую очередь, из губно-губных и некоторых заднеязычных звуков. Голосовой поток гуления, постепенно распадается на слоги, появляется локализованность и структурация слогов, выстраивается психофизиологический механизм слогообразования.
Первое полугодие жизни дает диффузную отработку координации фонаторно-дыхательных и артикуляторных механизмов, которые лежат в основе формирования устной речи. Лепетная речь становится организованной ритмически, т.к. находится в тесной взаимосвязи с появлением ритмических движений ребенка, возникающих к 5–6 месяцам жизни. В дальнейшем, развитие речи требует обязательного речевого (слухового) и зрительного контакта со взрослым. Здесь важна сохранность слуха и зрения ребенка. На этом этапе онтогенеза лепетного языка у ребенка появляется явление аутоэхолалии: долгий повтор одного и того же открытого слога (ва-ва-ва, га-га-га). В норме, ребенок внимательно прислушивается к своему голосу (это второй этап развития лепета). Кроме того, ребенок начинает слушать речь других людей, постепенно появляется понимание слов, обозначающих название предметов, имен собственных близких ему людей. Чем активнее общение с взрослыми, тем лучше развивается понимание ребенком обращенной к нему речи.
После 8 месяцев звуки, чуждые фонетической системе родного языка, постепенно угасают. Некоторые лепетные звуки, не соответствующие фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, близкие фонемам речевого окружения. Третьим этапом в развитии лепета, становится время, когда ребенок начинает произносить слова, образованные повторением одного и того же слога по типу: ба-ба, ма-ма, па-па.
Формирование произношения у годовалого ребенка происходит следующим образом: в младенчестве все звуки произносятся неправильно, некоторые из них вообще отсутствуют в речи ребенка, произношение остальных нечеткое. В полугодовалом возрасте у ребенка постепенно появляются звуки, отличающиеся четкостью произнесения, чаще всего этими звуками являются: гласный звук [а], из согласных звуков преобладают [п], [б], [м], [к], [т]. Произносятся эти звуки только в маленьких звуковых конструкциях, и пока характеризуются неустойчивостью. Таким образом, на ранних этапах развития, ребенок неосознанно подготавливает свой речевой аппарат к произнесению новых более сложных по артикуляции звуков.
На втором году жизни произношение звуков становится более четким. Наблюдается правильное произношение звуков [а], [у], [и], [о], но звуки [ы], [э] заменяются детьми на звуки [и], [е]. При этом отмечается также замена при произношении детьми твердых согласных на мягкие. В основном это относится к переднеязычным звукам [т], [д], [з], [с]. Также отсутствуют шипящие звуки, и звуки [л], [р’], [р], что указывает на пока еще недостаточную готовность артикуляционного аппарата ребенка.
Закономерности фонологической системы языка в онтогенезе отражаются в том, что в основе звукопроизносительной системы любого человеческого языка лежат четыре группы фонем: гласные, губные, переднеязычные и заднеязычные согласные. Они находятся во взаимосвязи с функцией генетического речеязыкового аппарата, в связи с чем, считаются универсальными для языков разных национальностей. Ребенок изначально, в речевом онтогенезе использует в общении с окружающими глобальные фонетические структуры, являющиеся функционально значимыми артикуляторными образованиями. Они представляют собой сочетание двух и более фонем [17].
Зачастую, к концу второго года жизни ребенка, сформирована элементарная фразовая речь. Тем не менее, по исследованиям, сроки ее проявления могут индивидуально различаться в достаточно широком диапазоне. Различия в появлении фразовой речи обусловлены многими причинами: генетической программой развития, интеллектом, состоянием слуха, условиями воспитания и др.
К элементарной фразовой речи относится наличие 2-х – 3-х слов, которые выражают определенные требования («мама, дай», «папа, иди», «Лиле пить дать»). Два с половиной годам – это период, после которого отсутствие элементарной фразовой речи, рассматривается как отставание темпа речевого развития от нормы.
В младшем дошкольном возрасте нарастает темп и уровень овладения речью, но ясность и четкость произношения еще не достигает высокого уровня. При произношении звуки у трехлетних детей смягчаются так как многие дети не произносят шипящие звуки и заменяют их свистящими («миска» (мишка), «нозик» (ножик)). Произношение звука [р] также отсутствует или же заменяется на [л], [л’], [в], [й’]: «макофка», (морковка). Очень часто наблюдается искажение звука [л] с заменой его на звук [й’].
Отмечается замена заднеязычных звуков переднеязычными: [к], [г] произносят как [т], [д]; а также звонкие звуки заменяются глухими.
Трехлетние дети отличаются особым произношением, которое проявляется в том, что они один и тот же звук в одном сочетании произносят, а в другом искажают, выпускают (рак, рука и «тлюба», «ключек»). Наиболее частым искажением речи ребенка является сокращение слов за счет выпуска трудно произносимых звуков или целых слогов в длинных или незнакомых словах: «тамвай», «туба», «атабиль», «тефон».Очень часто дети делают в слове перестановки звуков и целых слогов: «клювка» (клюква), «аплесин» (апельсин), «чедоман» (чемодан) и т.п.
К 4-4.5 годам в основном смягчение речи у детей исчезает, оставаясь пока лишь у небольшого количества детей. Начинают появляться шипящие звуки, хотя первоначально их произношение не является четким.
Особенностью произношения детей среднего дошкольного возраста является также неустойчивость произношения («сейчас» и через минуту это же слово звучит как «сейцас», «петушок - золотой гребесок»).
К пяти годам ребенок постепенно усваивает обиходный словарь и способен уже овладеть контекстной речью – самостоятельно создавать текстовое сообщение [2].
В старшем дошкольном возрасте говорят правильно, но все же у некоторых детей произносительная сторона речи остается недостаточно правильной.
Из чего следует, что в онтогенезе у детей в норме в первую очередь формируются звуки, определяющие ядро русской фонологической системы: [а], [о], [п], [м], [т'], [д'], [д], [б], [н]; позже формируются [э], [у], [и], [ы], [с], [ш], [ч], [щ], [л], [р].
Таким образом, развитие звукопроизношения детей – весьма сложный и многообразный процесс. Дети не сразу овладевают ясным и правильным произношением звуков родного языка. Необходимым условием их усвоения является развитие артикуляционной моторики. Неравномерное усвоение звуков приводит к тому, что на различных этапах развития звукопроизношения одни фонемы оказываются уже правильно произносимыми, а другие могут искажаться, заменяться или пропускаться.
Однако в целом формирование правильного звукопроизношения завершается к 5-5,5 годам.
К моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильно строит свою речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказа, описать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Всё это даёт возможность ребёнку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.
Таким образом, формирование звукопроизношения в онтогенезе человека осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
1.2. Анализ нарушений звукопроизношения при дизартрии по данным научной литературы
В зависимости от формы дизартрии выделяются и особенности звукопроизношения.
Прежде всего рассмотрим дизартрию как вариант дизонтогенеза.
Вопросами изучения и коррекции дизартрии занимались многие отечественные ученые: Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, К. А. Семенова, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Г. В. Чиркина и другие.
Дизартрия (диз+ греч. arthroo членораздельно произносить) – рассматривается как нарушение произносительной стороны речи, которое обусловленно недостаточностью иннервации речевого аппарата. При определении дизартрии многие авторы не исходят из точного значения этого термина, но интерпретируют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи [7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. — Москва : Астрель, 2007. — 343 c.
2. Бабина Г. В., Белякова Л. И., Идес Р. Е. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия»): Учебно-методическое пособие / Под ред.Г. В. Бабиной. – М.: МПГУ, 2012. – 104 с. (Электронный ресурс:https://elibrary.ru/download/elibrary_20233593_58923165.pdf) Дата обращения: 21.04.2019
3. Белова-Давид Р.А. (сост.) Нарушение речи у дошкольников / Р.А.Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972.— 232 с.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
5. Волоскова. — Москва : ВЛАДОС, 2009. — 284 c.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И.Божович. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО "МОДЭК" 2001. — 352 с.
7. Бочкарева Т. О. Формирование предпосылок фонематического восприятия у детей 4-5 лет со стертой дизартрией /Т. О. Бочкарева, О. А. Энс //Научно-методический электронный журнал “Концепт”. – 2019. – № V6. – С. 52-59.
8. Вакуленко Л.С. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи / Л.С.Вакуленко. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
9. Винарская Дизартрия / Винарская, Н. Е. — Москва : Астрель, 2005. — 64 c.
10. Волкова Л.С. Логопедия / под ред.Шаховской С.Н. — М.: Владос, 2012. — 364 c.
11. Волкова, Л. С. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. — Москва : ВЛАДОС, 2007. — 680 c.
12. Выготский Л.С.Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.:АСТ, 2013. – 790 с.
13. Выготский Л.С.Педагогическая психология /Л.С.Выготский. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. — 671 c.
14. Зайцева Л.А. Социальное развитие дошкольников с нарушениями речи / Л. А. Зайцева // Специальная адаптация. – 2010. – № 1. – С. 11 - 18.
15. Калугина Л. А. Анализ методик по выявлению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста /Л. А. Калугина, А. Ю. Чистобаева //Вопросы педагогики. – 2019. – № 8-1. – С. 47-50.
16. Киселева В.А. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма у старших дошкольников со стертой формой дизартрии / В.А.Киселева. – Дисс. канд. пед. наук. – Москва, 2001.
17. Консур А.В., Шорохова М.В. К вопросу выявления нарушений просодической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства. Материалы научно-практической конференции. Под редакцией Г.С. Чесноковой, Е.В. Ушаковой. 2018. С. 153-155.
18. Ланина Е.М., Симкин М.Л. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2013. – 164 с.
19. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – Москва: Просвещение, 1967. – 363 с.
20. Поваляева М.А. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, Астрель, Полиграфиздат, 2010. — 608 с.
21. Правдина О.В. Логопедия / О.В.Правдина. – М.: Просвещение, 1973. — 272 с.:
22. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. Пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. интов. Изд. 2-е, доп. и перераб / О. В. Правдина. Москва: Просвещение, 1973. 272с.
23. Русакова М.А., Христолюбова Л.В. Особенности формирования глагольной лексики у дошкольников с лёгкой степенью дизартрии на индивидуальных логопедических занятиях// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза //Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. Научные редакторы: И. А. Филатова; О. Г. Нугаева. 2013. – С.191-196.
24. Семенович А.В., Ланина Т.В. Профилактика и коррекция дизонтогенеза фонетико-фонематических процессов в детском возрасте//Практическая психология и логопедия. — 2004. — №4 (11).
25. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
26. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В.Чернецкая. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 216 с.
27. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений /Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
28. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.Р.Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с
29. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б.Эльконин. – М.: Академия, 2011. – 384с.
30. Юсупова Г. Х. Психологическая помощь детям с общим недоразвитием речи / Г. Х. Юсупова // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития: материалы научно-практической конференции. -Новокузнецк, 2003. - С.14-20.