Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время в общественной жизни России, как и во всем мире, происходят сложные процессы, которые ставят перед учреждениями социально-культурной сферы принципиально новые задачи. Ценностно ориентированная модель государственной культурной политики, которая в течение последних шести с половиной лет реализуется в нашей стране, нацеливает на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения. Поскольку сама социально-культурная деятельность выступает одним из ключевых факторов формирования личности, а культурный кругозор современного человека непрерывно расширяется, то учреждениям необходимо пересматривать свое отношение к организации досуга населения, учитывать новые тенденции и предпочтения потребителей в процессе воспитания детей и молодежи.
Именно в детском возрасте происходит процесс освоения и осознания эстетических ценностей и норм поведения, механизмов коммуникации и взаимодействия с социумом, развиваются способности различать плохое от хорошего, красивое от некрасивого, воспитывается желание создавать что-то красивое, любовь к творчеству. Большую роль в этом играют специализированные воспитательно-досуговые учреждения – центры эстетического воспитания для детей. Между тем, национальный проект «Культура. 2019–2024» нацеливает на поддержку талантов, в том числе и посредством совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования детей. В Указе Президента РФ от 8 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» прямо отмечено:
Правительству Российской Федерации при разработке национальной программы в сфере культуры обратить особое внимание на необходимость:
– обеспечения детских музыкальных, художественных, хореографических школ, училищ и школ искусств необходимыми инструментами, оборудованием и материалами;
– продвижения талантливой молодёжи в сфере музыкального искусства.
В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» среди пяти главных национальных целей развития страны особо выделяется формирование «возможности для самореализации и развития талантов».
Данные поручения непосредственно связаны с необходимостью повышения значения деятельности учреждений дополнительного образования детей в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
В то же время отдельные учреждения дополнительного образования недостаточно результативно применяют потенциал социально-культурной деятельности как инструментарий сохранения традиционных культурных ценностей в условиях ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, не обеспечивают необходимый уровень процесса передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения, а иногда просто не могут четко определить свою целевую аудиторию и сформировать адекватную стратегию деятельности. Касается это и центров эстетического воспитания детей, которым также необходимо расширять свою аудиторию, уметь определять потребности потребителей, чтобы деятельность по передаче от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения была максимально результативной.
Проблема исследования заключается в противоречии между потенциалом социально-культурной деятельности как инструмента сохранения традиционных культурных ценностей в условиях ценностно ориентированной модели государственной культурной политики, с одной стороны, и недостаточным использованием данного потенциала в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Цель исследования: выявить и обосновать потенциал социально-культурной деятельности как средства сохранения традиционных культурных ценностей муниципального образования в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Объект исследования: потенциал социально-культурной деятельности как средства сохранения традиционных культурных ценностей
Предмет исследования: организационно-педагогические условия использования потенциала социально-культурной деятельности как основы для сохранения традиционных культурных ценностей в процессе передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Гипотеза исследования: применение социально-культурной деятельности в мероприятиях центра эстетического воспитания детей по сохранению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения будет более результативным при следующих организационно-педагогических условиях:
тщательный учет в мероприятиях центра эстетического воспитания детей задач государственной культурной политики в части деятельности по сохранению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения;
расширение спектра форм социально-культурной деятельности в мероприятиях центра эстетического воспитания детей по сохранению традиционных культурных ценностей, включая создание специализированных кружков и применение событийных мероприятий;
учет возрастных и психологических особенностей детей, принимающих участие в мероприятиях центра эстетического воспитания по сохранению традиционных культурных ценностей;
включение детей в творческую деятельность, направленную на изучение традиционных культурных ценностей муниципального образования в программа центра эстетического воспитания;
поиск и внедрение инновационных форм, прежде всего – Интернет-ресурсов и рекламы для популяризации деятельности центра эстетического воспитания детей по сохранению традиционных культурных ценностей территории;
применение комплексного подхода, позволяющего одновременно охватывать разные каналы коммуникаций и разные области восприятия целевой аудитории.
Задачи исследования:
Рассмотреть особенности деятельности по сохранению традиционных культурных ценностей в условиях ценностно ориентированной модели государственной культурной политики;
Определить потенциал социально-культурной деятельности в практике сохранения традиционных культурных ценностей муниципального образования и выявить психолого-педагогические особенности детей, принимающих участие в мероприятиях центра эстетического воспитания;
Обосновать организационно-педагогические условия применения средств социально-культурной деятельности в практике сохранения традиционных культурных ценностей территории;
Проанализировать деятельность Старостаничного Центра эстетического воспитания детей по передаче подрастающему поколению традиционных ценностей, норм, обычаев и образцов поведения.
Провести диагностику результативности применения Старостаничным Центром эстетического воспитания детей средств социально-культурной деятельности в практике сохранения традиционных культурных ценностей.
Разработать социально-культурный проект, направленный на повышение результативности применения Старостаничным Центром эстетического воспитания детей средств социально-культурной деятельности в практике сохранения традиционных культурных ценностей муниципального образования.
Методологическая основа исследования. В своём исследовании мы опирались на положение о социальной природе психической деятельности человека (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), а также на психолого-педагогические концепции по изучению процесса социализации (В. Г. Бочарова, Б. 3. Вульфов, М.А. Галагузова, В. Т. Лисовский, Р.А. Литвак, Ф. А. Мустаева, В. А. Никитин, В.Д. Семёнов и др.); теории социокультурной деятельности В. Л. Бенина, Н.М. Борытко, О. С. Газмана, Е.В. Грунт, Н.Б. Крыловой, И.Г. Цукермана, И.И. Фришмана, С.А. Шмакова и др.
Степень разработанности темы исследования. Большое значение для исследования социально-культурной деятельности имеют работы учёных: JI.A. Акимовой, М.А. Ариарского, А.А. Бодалева, С.Б. Брижатовой, В. Веблена, О.С. Газмана, Е.Г. Доронкиной, Б.С. Ерасова, Ю.В. Китова, И.С Кона, П. Лафарга, В.Т. Лисовского, Б.Г. Мосалёва, А.В. Мудрика, B.C. Мухиной, А.С. Орлова, Ю.А. Стрельцова, Э.В. Соколова, В.Я. Суртаева, Б.А. Трегубова, В.В. Туева и др.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Старостаничный центр эстетического воспитания детей Каменского района».
Методы исследования. В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по исследуемой теме; изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования детей с помощью наблюдения, эмпирические исследования, включающие анкетный опрос.
Этапы исследования
Новизна исследования: в исследовании предпринята попытка анализа роли учреждений дополнительного образования в сохранении и преумножении традиционных ценностей муниципального образования.
Практическая значимость исследования состоит в разработке социально-культурного проекта, направленного на повышение результативности применения Старостаничным Центром эстетического воспитания детей средств социально-культурной деятельности в практике сохранения традиционных культурных ценностей муниципального образования.
На защиту выносятся:
Структура дипломной работы отражает общий замысел исследования и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений. Текст выпускной квалификационной работы иллюстрирован таблицами и диаграммами
Глава 1. Теоретические аспекты социально-культурной деятельности в процессе сохранения традиционных культурных ценностей
1.1. Сохранение традиционных культурных ценностей в условиях ценностно ориентированной модели государственной культурной политики
В настоящее время в общественной жизни России, как и во всем мире, происходят сложные процессы, которые ставят перед учреждениями социально-культурной сферы принципиально новые задачи. Ценностно ориентированная модель государственной культурной политики, которая в течение последних шести с половиной лет реализуется в нашей стране, нацеливает на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения. Поскольку сама социально-культурная деятельность выступает одним из ключевых факторов формирования личности, а культурный кругозор современного человека непрерывно расширяется, то учреждениям необходимо пересматривать свое отношение к организации досуга населения, учитывать новые тенденции и предпочтения потребителей в процессе воспитания детей и молодежи [11].
Ценностно ориентированная модель государственной культурной политики, которая в течение последних шести лет реализуется в нашей стране, нацеливает на формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, обычаев и традиций, образцов поведения.
Основы государственной культурной политики, утвержденные Президентом России 24 декабря 2014 г. № 808, в числе первоочередных ставят такие задачи, как [11]:
– формирование базовых навыков восприятия и создания произведений искусства в процессе общего образования; – утверждение в обществе представления о высокой социальной ценности просвещения, вовлечение граждан в различные формы просветительской деятельности, в том числе путем поддержки обществ, клубов, общественных объединений просветительской направленности;
–возрождение и развитие массового краеведческого движения в стране, а также деятельности по историческому просвещению граждан;
– сохранение сложившейся сети организаций культуры, создание условий для их развития, освоения ими новых технологий культурной деятельности;
– усиление роли организаций культуры в деле исторического и культурного просвещения и воспитания;
– создание условий для развития творческой самодеятельности граждан, поддержка общественных инициатив в этой сфере с учетом этно-национальных традиций, особенностей регионов и местных сообществ/
Становление новой, ценностно ориентированной модели государственной культурной политики современной России обусловлено насущной необходимостью обеспечить готовность государства и общества ответить на многочисленные вызовы современного мира и результативно противостоять действию негативных факторов, влияющих на обеспечение национальной безопасности в сфере сохранения культуры и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации. Утверждение новой модели государственной культурной политики должно способствовать достижению указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации следующих стратегических целей:
– сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;
– сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
– повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
Эти задачи и соответствующий инструментарий государственной культурной политики тесно связаны с развитием духовно-нравственного потенциала человека и социума, с опорой на приоритетное развитие сферы культуры, на поддержку целостности единого культурного пространства как базы национальной идентичности, согласия и преемственности поколений, на сохранение культурного наследия и передачи от поколения к поколению традиционных ценностей и норм [14].
Концептуальным ядром новой ценностно ориентированной модели государственной культурной политики нашей страны выступают «Основы государственной культурной политики», утвержденные Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24 декабря 2014 г. На координацию деятельности и взаимодействия разных субъектов культурной инициативы в сфере реализации государственной культурной политики направлена утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. «Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 г.».
Главной целью ценностно ориентированной модели государственной культурной политики является формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития, сохранение и развитие культуры народов Российской Федерации путем передачи новым поколениям ее гуманитарного ценностного содержания, традиционного для российской цивилизации.
Базовыми ценностно-смысловыми доминатами российской цивилизации выступают: приоритет духовного блага над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Государственная культурная политика направлена на достижение следующих стратегических целей:
– сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности;
– сохранение и развитие общероссийской идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;
– повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве.
В рамках ценностно ориентированной модели государственной культурной политики предусматривается межведомственное взаимодействие Министерства культуры Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими, в соответствии с их полномочиями, деятельность в различных сферах (образования и науки, молодежной политики, спорта, национальной политики, связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регулирования деятельности средств массовой информации и поддержки книгоиздательской деятельности, промышленности и торговли (народных промыслов), иностранных дел, сотрудничества с соотечественниками за рубежом, обороны, внутренних дел, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, исполнения наказаний, а также деятельность по развитию Северного Кавказа, Дальнего Востока [11]).
Именно поэтому постановлением Правительства России от 10 июля 2017 г. образована Правительственная комиссия по вопросам государственной культурной политики, которая отвечает за
· формирование эффективных механизмов координации деятельности субъектов государственной культурной политики, а также мониторинг достижения ее целей, разработку проектов стратегии культурной политики, подготовку предложений о корректировке действующих и принятии при необходимости новых государственных программ.
· выработку критериев оценки деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам реализации государственной культурной политики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абанкина Т. В. PR некоммерческой организации: теоретические основы современных PR-технологий и моделей коммуникации / Т. В. Абанкина // Музей будущего: информационный менеджмент. – Москва : Прогресс-Традиция, 2001. – С. 168–189.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – Москва : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
3. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность. Учебное пособие / Г.А. Аванесова – Москва: Аспект-Пресс – 2006. – 236 с.
4. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 1-3. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7546/ (дата обращения: 08.12.2019).
5. Ариарский М. А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления / М. А. Ариарский. – Санкт-Петербург: Арт-студия «Концерт», 2008. – 792 с.
6. Ариарский М. А. Теория социально-культурной деятельности отвечает на вызовы времени / М. А. Ариарский // Вестник СПбГИК. 2013. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-otvechaet-na-vyzovy-vremeni (дата обращения: 11.12.2020).
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Белкин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
8. Бердникова, Н.В. Веселая ярмарка. Народные и календарные праздники для детей 3–10 лет / Н. В. Бердникова. – Ярославль : Академия развития, 2005. – 224 с.
9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна, 3- изд. – Москва : Московский психологический социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 352 с.
10. Бурдовская Е. Современные PR-технологии СМИ в России / Е. Бурдовская // Служба PR. – 2015. - №4. – С.13.
11. Востряков, Л.Е. Новая модель государственной культурной политики России / Л.Е. Востряков, А.С. Тургаев // Вестник СПбГИК. – 2018. – №3. – С. 6–16.
12. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл. Изд-во Эксмо, 2004. – 512 с.
13. Государственная программа РФ «Патриотическое воспитание граждан на 2016–2020 гг.» (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).
14. Гладилина, И.П. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества / И.П.Гладилина, Г.М. Королева // Армия и общество. – 2012. – №4 (32). – С.23–30.
15. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Е.И. Григорьева, В.А. Монастырский, И.И. Алпацкий и др.; под ред. Е.И. Григорьевой. – Тамбов: Першина. – 2004. – 512 с.
16. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. – Москва: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – 480 с.
17. Завальников В.В. PR-позиционирование и продвижение объекта культурно-развлекательной сферы (на примере киноконцерта «Галактика» / В. В. Завальников // Коммуникативные исследования – 2015 – №3(5). – С.13–15.
18. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» и специальности «Социально-культурная деятельность» / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников; М-во образования и наук Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – Москва : МГУКИ. 2004. – 539 с.
19. Литвинцева, Г. Ю. Классификация и проектирование социально-культурных технологий [Электронный ресурс / Г.Ю. Литвинцева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2018, – 29 с.] – Режим доступа: http://irinasimonova.ru/index.php/publications/blog-1
20. Литвинцева, Г. Ю. Культурология досуга: учебное пособие / Г. Ю. Литвинцева. – Санкт-Петербург: Издательство «КультИнформПресс», 2018. – 268 с.
21. Методика «погружения» в специальность: науч.-метод. пособие в помощь осваивающим специальность «социально-культурная деятельность» / М. А. Ариарский, И.А. Ивлиева, Л.В. Полагутина. – Санкт-Петербург: СПбГУКИ, 2007. – 337 с.
22. Народная художественная культура: Учебник / Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой // Под ред. Т.И. Баклановой, Е.Ю. Стрельцовой. – Москва : МГУКИ, 2000. – 344 с.
23. Опарин Г. А. Оптимизация культурно-досуговой деятельности дома культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1901–1905. – URL: http://e-koncept.ru/2016/96299.htm.
24. Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Тургаев, Л.Е. Востряков, В.В. Брежнева и др.; под ред. А.С. Тургаева. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017. – 336 с.
25. Основы государственной культурной политики: утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 52, ч. 1. – Ст. 775.
26. Официальный сайт Старостаничного центра эстетического воспитания детей // https://stdmsh.rnd.muzkult.ru/about (дата обращения: 21.11.2020)
27. Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. науч. статей. Вып. 8 / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2014. – 115 с.
28. Разыграева М.Г. Деятельность органов местного самоуправления по развитию физкультуры и спорта (на примере г. Новосисбирска) / М. Г. Разыграева, А. О. Судибье, Т. Н. Чекменева // Вестник Академии. – 2014. – № 1. – С. 172–177.
29. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 11. – Ст. 1552.
30. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1, ч. 2. – Cт. 212.
31. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга / Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. – Москва: МГУКИ, 2008. – 272 с.
32. Солодухин В.И. Культурно-досуговая программа как объект и предмет научного исследования / В.И. Солодухин // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. – 2017. – №3 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-dosugovaya-programma-kak-obekt-i-predmet-nauchnogo-issledovaniya (дата обращения: 08.11.2020).
33. Сукало, А.А. Самодеятельное творчество в современных условиях: проблемы и перспективы / А.А. Сукало // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 2 (7). – С. 70–78.
34. Теньшова О.Н. Современные социально-культурные технологии // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №6 (79). – С. 293–295. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-sotsialno-kulturnye-tehnologii (дата обращения: 27.11.2020).
35. Шарков Ф.И. Паблик рилейшенз. Учебник / Ф.И. Шарков. – Москва : Дашков и К, 2017. – 330 с.
36. Фисюк Т.Т. Проявление феномена анимации в технологии организации культурно-досуговых программ / Т. Т. Фисюк // Учёные записки (АГАКИ). 2018. №2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-fenomena-animatsii-v-tehnologii-organizatsii-kulturno-dosugovyh-programm (дата обращения: 08.11.2020).
37. Ярошенко, Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник / Н. Н. Ярошенко. – Москва: МГУКИ, 2013 – 456 c.