Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Развитие пешего туризма в современных условиях является актуальным. В связи с современными тенденциями, этот вид туризма приобретает все большую популярность, что также отражается и на потребностях получателей туристических услуг. Кроме того, пеший туризм хорошо интегрируется и с другими видами туризма: лечебно-восстановительным туризмом, событийным туризмом, деловым туризмом. Однако на сегодняшний день конкуренция в данном направлении очень неоднородна и в большинстве регионов России детский пеший туризм развит слабо, что открывает хорошие перспективы для туристских компаний.
Следует отметить, что развитие пешего туризма неразрывно связано с краеведением. Вопрос формирования представлений детей о родном крае очень актуален сегодня. В условиях изменения политической, военной, экономической обстановки в мире, в том числе в нашей стране, кризисы, охватывающие разнообразные сферы жизнедеятельности обостряют жизнь российского общества с каждым днем. Воспитание патриотов – людей, любящих свою малую Родину, способных к защите ее интересов – важнейшая задача, так как от ее решения зависит существование и процветание нашей страны. Мы видим, что необходимо развивать в учащихся чувства гордости за свой край уже с детства, что возможно в рамках детского туризма.
Степень разработанности проблемы. Изучению особенностей развития пешего туризма для школьников посвящены работы различных исследователей. Так, Н.И. Федорченко отмечает эффективность использования игровых технологий при организации экскурсионно-познавательного туризма для детей в рамках краеведения. С.М. Губаненков, рассматривая детский туризм в системе образования Санкт-Петербурга, полагает, что работа секций для детей в рамках туристического направления имела большое значение на протяжении длительного периода своего существования в эпоху СССР. О.М. Голикова отмечает значительное развивающее значение экскурсий в рамках пешего туризма: они способствуют интеллектуальному и творческому развитию, положительно отражаются на физическом развитии детей, способствуют оздоровлению, а также социализации детей, формированию их коммуникативных качеств и умений выстраивать взаимоотношения со сверстниками. С.В. Сарайкина отмечает, что развитие пешего туризма имеет важное социальное значение в регионе, так как он охватывает важные социальные сферы: здравоохранение, образование, спорт, воспитание.
Проблема исследования. Несмотря на существенную значимость работы в сфере пешего туризма к настоящему времени эта деятельность осуществляется преимущественно посредством традиционных форм. При этом на современном этапе развития общества необходимо использование инновационных технологий в пешем туризме.
Объект исследования – пешем туризм
Предмет исследования – разработка краткосрочного курса «Основы пешего туризма».
Целью ВКР является рассмотрение особенностей пешего туризма и его влияния на развитие турдестинации.
Задачи:
1. Определить исторические аспекты развития пешего туризма в мире
2. Рассмотреть специфику понятия и современные черты пешего туризма
3. Выявить особенности организации пешего туризма для школьников
4. Разработать рекомендации по дальнейшему развитию пешего туризма для школьников (на примере Пермского края)
Гипотеза исследования: новые формы работы в сфере дополнительного образования по пешему туризму и краеведению в Пермском крае станут эффективными, если:
1) при их организации будут использованы достижения современных технологий
2) они будут основаны на активном участии детей в различных ивентах.
Теоретической основой исследования послужили научные материалы по проблемам развития туризма (работы Л.И. Геращенко, С.Ю. Гришина, О.М. Голиковой, В.П. Голованова, С.М. Губаненкова, Н.А. Добриной, Л.В. Ильиной, М.Ю. Косыло, А.Е. Крылова, О.В. Савельевой, Н.И. Федорченко и др.). Информационной базой работы являются нормативные документы, опубликованные в средствах массовой информации.
Успешность выполнения задач по написанию ВКР в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В дипломной работе использовались методы: анализ литературных источников и Интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта, анализ статистических данных, анализ ценовых показателей.
Основные понятия: пеший туризм, краеведение, экскурсионно-познавательный туризм, дополнительное образование, культурно-досуговые центры.
Детский туризм – различные виды туризма с использованием активного передвижения туристов пешком, государственную основу в РФ которых составляет система центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма при Детско-юношеских спортивных школах.
Краеведение - область знаний, гуманитарная наука, занимающаяся комплексным научно-исследовательским и популяризаторским изучением определенной территории и накоплением знаний о ней, объединяя знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики.
Экскурсионно-познавательный туризм – одна из разновидностей туризма, которая предполагает путешествие с целью ознакомления с культурными, историческими, природными и другими достопримечательностями.
Дополнительное образование - это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Культурно-досуговые центры – субъект обеспечения государственной культурной политики на территории Российской Федерации и конституционных прав граждан Российской Федерации на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; создается в целях реализации полномочий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов в сфере культуры.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при разработке мероприятий по совершенствованию развития пешего туризма.
Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, логически разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы организации пешего туризма в условиях образовательной организации
1.1. История пешего туризма в образовании
История становления пешего туризма в образовании достаточно продолжительная. В качестве общественного явления детско-юношеский туризм и краеведение являются следствием промышленной революции, когда появление буржуазных отношений в Западной Европе стало причиной новых требований к воспитанию подрастающего поколения. Основной целью воспитания в эпоху Возрождения стало формирование всесторонне развитой личности, находящейся в гармонии с собой и с окружающей средой, чему и должен был способствовать детский туризм [17, c. 82].
Одной из первых попыток использования пеших туристских походов в воспитательных и образовательных целях была организация подобных занятий в «Доме игр» - школе, созданной в 1425 г. Витторино да Фельтре в Мантуе (Северная Италия). Воспитанники данного педагога совершали походы к предгорью Анд, которые могли продолжаться один день или несколько. Многие известные педагоги использовали туристские походы в качестве средства воспитания; в их числе были И. Меркуриалис, Э. Роттердамский, Х.Л. Вивес. Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтель.
В конце XVII - начале XVIII вв. в учебных заведениях Британии, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии и других государств при изучении определённых аспектов внешней среды педагоги прибегали к прогулкам или с обучающимися. Так стали получать распространение несложные экскурсии, которые имели образовательное и воспитательное значение. Многие педагоги этого периода признавали важность посещения детьми различных интересных мест для развития их исследовательских умений. Большое значение туристических походов как средства создания наглядности признавали такие педагоги, как Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег. Учебные заведения нового типа (так называемые «коллегии») предоставляли обучающимся один «рекреационный» день, который, как правило, использовался для коротких походов. Разрабатывая программу общедоступных средних школ Я.А. Каменский предлагал: «...в конце обучения два или три года останутся для путешествий».
История развития детского туризма в России неразрывно связана с краеведением.
В различных источниках представлена классификация видов детского туризма. Если в основу положен территориальный признак, то разграничивают внутренний, международный, въездной, выездной. В зависимости от целевых ориентиров детский туризм делится на культурно-познавательный, рекреационный, спортивный, лечебный, приключенческий, образовательный, экологический. По способу организации бывает самодеятельным и плановым. По продолжительности – многодневным и однодневным. По сезонности – сезонным и межсезонным. По форме организации – групповым и индивидуальным. По используемым транспортным средствам – комбинированным, автобусным, железнодорожным, авиа. По способу финансирования – коммерческим и социальным [14, c. 183].
На наш взгляд, одним из основных признаков, которые могут быть положены в основу классификации данного туризма, является отраслевое направление образования. Так, Канадская Ассоциация Образовательного Туризма CETA рассматривает следующие виды пешего туризма:
- экотуризм;
- сельскохозяйственный туризм;
- лечебный туризм;
- культурный туризм;
- языковые курсы;
- кулинарные семинары;
- кратко- и долгосрочные академические программы;
- обменные программы;
- курсы, конференции, семинары, коллоквиумы;
- профессиональные и деловые обмены;
- спортивный туризм;
- туризм интересов [28,c. 52] .
Как видим, данная классификация использует широкий подход к пониманию сущности пешего туризма в образовании и включает в себя не только туризм, связанный с обучением по конкретным учебным программам, но и туризм в рамках личных интересов. В этом аспекте важной является классификация пешего туризма в образовании в зависимости от выраженности формального признака образования. При этом можно выделить два основных вида туризма:
- формальный (или академический) образовательный туризм;
- неформальный (неакадемический) образовательный туризм.
Так, если пеший туризм связан с обучением в рамках конкретной утвержденной программы обучения, то он является академическим (формальным). Если же он осуществляется с целью изучения языка, но при этом не привязана к конкретной обучающей программе, то такой образовательный пеший туризм является неакадемическим (неформальным).
Зачастую при узкой трактовке исследуемого термина неформальный туризм исключают из содержания образовательного туризма. С точки зрения туристического менеджмента особенно актуальной является классификация образовательного пешего туризма в зависимости от его региональной направленности. При этом целесообразно выделить:
1) международный образовательный туризм;
2) внутригосударственный образовательный туризм:
- межрегиональный;
- внутрирегиональный [32, c. 83].
Международный образовательный туризм характерен чаще для студентов вузов, а также для специалистов, получающих послевузовское и вневузовское дополнительное образование. Для школьников, как правило, характерен внутригосударственный (особенно внутрирегиональный) пеший туризм, что связано с особенностями учебных программ и нецелесообразностью длительного отрыва школьников от семьи. Такой туризм проявляется в рамках различных школьных и внешкольных экскурсий.
Вместе с тем, международный туризм школьников также развивается и связан зачастую с их участием в международных конкурсах и соревнованиях, а также с программами обучающего отдыха (отдых в зарубежных лагерях и т.д.), обучения на языковых курсах и т.п.
Также можно классифицировать туризм в образовании в зависимости от форм организации поездок и обучения. Наиболее популярными видами образовательного туризма на сегодня считаются такие его формы:
- учебные путешествия с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;
- ознакомительные путешествия в учреждения, организации и предприятия;
- научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;
- участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;
- экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным природным зонам и странам [29, c. 77].
Для более полного понимания сущности пешего туризма важно рассмотреть также и его функции. В этом аспекте основное внимание исследователи уделяют функциям образовательного туризма по отношению к туристам. Среди таких функций в научной литературе выделяют следующие:
- интеллектуально-образовательная, реализуемая через создание условий для развития творческой, интеллектуальной, образованной личности благодаря соединению туристических, культурно-образовательных, духовно-эстетических и оздоровительных форм активной работы;
- культурно-познавательная, направленная на формирование культуры населения за счет воспитывающей деятельности преподавателей;
- рекреационно-оздоровительная, нацеленная на восстановление моральных, физических, психологических сил участника тура, лечение конкретных заболеваний природными источниками (водолечение, грязелечение и др.) [11, c. 154].
Особое значение данный вид туризма имеет для языковых программ – при изучении иностранного языка проживание и обучение в стране-носительнице языка обеспечивает достижение наилучших результатов .
В обеспечении многостороннего развития личности, продолжает А.Д. Чудновский, роль путешествий невозможно переоценить, так как именно походы, экскурсии способствуют обогащению внутреннего мира ребенка. Пешие экскурсии связаны с посещением музеев, интересных мест, с рассматриванием памятников и проч. Однако содержание во многом зависит от темы, которой интересуется ребенок. Отсюда детские экскурсии разграничивают на литературные, исторические, природоведческие, военно-исторические и проч. Поскольку экскурсанты неоднородны по своему возрастному составу, то информационное наполнение будет иметь значительные отличия. Говоря иначе, пешие экскурсии для детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста различаются по глубине анализа, языку, развлекательности и продолжительности. Важно, чтобы информация, сообщаемая экскурсоводом, не была общеизвестной, избитой. В противном случае юные слушатели быстро потеряют интерес. Вместе с тем нельзя рассказывать то, чего дети и подростки совсем не знают. При разработке программы детских пеших экскурсий необходимо предусмотреть множество нюансов, а именно:
отдых и досуг, включая проведение культурно-познавательных, оздоровительных, физкультурных мероприятий, спортивных игр, конкурсов, олимпиад и проч.;
мероприятия по развитию интеллектуальных и творческих способностей, патриотического воспитания, профориентации, пропаганды здорового образа жизни;
обучение основам правовой культуры;
соблюдение питьевого режима и режима питания [4, c. 29].
Дети школьного возраста достаточно часто бывают на военно-исторических экскурсиях, которые служат одной из форм работы с подрастающим поколением, воспитания любви к Родине, уважения к своей истории. Военно-патриотические экскурсии могут быть посвящены спорному факту истории, что особенно привлекательно для подростков; отдельной военной кампании, определенному событию или подвигу. Н.А. Добрина разграничивает экскурсии по памятным местам воинской славы; памятным местам, связанным с борьбой народа за независимость; военно-инженерным сооружениям (форты, крепости); местам, связанным с жизнью и деятельностью героев войны [36, c. 293].
Ориентированные на детскую и подростковую аудиторию, пешие экскурсии строятся по хронологическо-тематическому принципу. Они основаны на показе исторических мест, в которых некогда произошли важные события. Целесообразно, убеждена Н.А. Добрина, «освещать события на фоне исторической обстановки в стране, регионе, мире. Так, если речь идет о событиях Второй мировой войны, важно показать роль СССР в антигитлеровской коалиции, подчеркнув, что на плечи советского народа легла основная тяжесть военных лет». Школьникам сложно вообразить масштабы трагедии, постигшей страну, следовательно, важно приводить цифры с подобными иллюстрациями-уточнениями. Они ярче воспринимаются разумом человека. Например, «под натиском фашистских захватчиков
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/
2. Александрова, А.Ю. Фактор сезонных колебаний в развитии туристско-рекреационной сферы / А.Ю. Александрова // Вестник ТвГУ. Серия «География и геоэкология». — 2013. — № 8. — С. 99—110
3. Баранова, С. А. Государственное регулирование предпринимательских структур индустрии туризма на региональном уровне // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2011. № 4 (127). С. 236-242.
4. Беляев, В.А. Пробелмы преподавания БЖД на современном этапе // Открытое и дистанционное образование. 2008. № 4 (32). С. 10-16.
5. Бекбаулина, С. Ценность экскурсионно-познавательного туризма в современном обществе // МОЛОДЕЖЬ - НАУКЕ - IX: РАЗВИТИЕ СФЕРЫ ТУРИЗМА, ГОСТЕПРИИМСТВА И СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ответственный редактор С.В. Гриненко. 2018. С. 292-295.
6. Боброва, Д.А. Влияние туризма на экономическое развитие республики Карелия // ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС. сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 52-54.
7. Борисов П.С., Смык Ф.Д. Спортивный туризм как педагогическая технология, ж. Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения, СПБ, 2010, т.5 выпуск 1 с.205-206 9
8. Вовк, А.И. Об изменениях концепции преподавания БЖД // Техногенная и природная безопасность ТПБ - 2013. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Д.А. Соловьева. 2013. С. 28-31.
9. Голикова, О.М. Особенности сервисного пространства в детском туризме // Сервис в России и за рубежом. - № 3(50) – 2014. – С. 35 - 43
10. Григорьева, В. В. Комплексная оценка рекреационного потенциала для сбалансированного развития экологического туризма // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 10. С. 169-171.
11. Губаненков С.М. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований подростков СПб.: Изд. дом Петрополис, 2007, 278 с
12. Добрина Н.А. Экскурсоведение: учеб. пособ / Н.В. Добрина. – 3-е изд., стер. – Москва: Флинта, 2013. – 288 с.
13. Дрогов И.А. Нормативно-правовые проблемы детско-юношеского туризма и обоснование необходимости их решения // Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристского движения в воспитании и оздоровлении населения», посвященной 15-летию создания РОО Академия детско-юношеского туризма и краеведения 1- 2 декабря 2012 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов. - М.: МосгорСЮТур, 2012.
14. Жукова, М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 200 c.
15. Ивашко, К.С. Роль курса БЖД и ГО в формировании личности // Инновационные перспективы Донбасса. Материалы 3-й Международной научно-практической конференции. 2017. С. 18-21.
16. Колесников, С.Н. Кластерный подход к развитию туризма в регионе на примере республики Карелия // Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета. Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет. 2015. С. 426-430.
17. Константинов Ю.С. общ. ред. Туризм и краеведение. Программы для системы дополнительного образования детей, М, ФЦДЮТиК, 2014
18. Крылов А.Е. Край между Псковом и Новгородом. – Псков, 2013. – 544 с.
19. Куликов В.М. Школьный туризм Концепция с критическими оценками современного состояния (28 тезисов), Вестник детско-юношеского туризма в России № 3 (23), 1997 с.16-24
20. Мануйлова, Н.Б. Совершенствование преподавания БЖД в современных условиях // Территория науки. 2012. № 4. С. 210-214.
21. Нгуен, К.Х. Культурный туризм и культурная политика в современном виде: факторы взаимосвязи // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37). С. 406-408.
22. Новиков, В. С. Инновации в туризме / В.С. Новиков. - М.: Академия, 2013. - 208 c.
23. Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся, М.2001, 87с
24. Официальный сайт программы «туристический кэшбэк» [Электронный ресурс] – URL: https://мирпутешествий.рф/
25. Официальный сайт туристической компании ООО «Maxi Tour» - [Электронный ресурс] – URL: https://www.maxi-tour.com/
26. Павлова, Э.Н. Развитие туризма в приграничном регионе // Туризм в современном мире: направления и тенденции развития. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 10-летию кафедры «Социально-культурный сервис и туризм». под редакцией В.А. Чернова. 2013. С. 182-186.
27. Поспелова, Е.С. Основные проблемы развития детско-юношеского туризма в Пермском крае // География и туризм. Сборник научных трудов. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Пермский государственный университет". Пермь, 2008. С. 217-225.
28. Расковалов, В.П. Территориальная организация с использованием возможностей развития природно-ориентированного туризма в Пермском крае // Географический вестник. 2010. № 4 (15). С. 87-92.
29. Ривкин Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками, ТКО Искатель, М., 2001, 27с
30. Савельева, О.В. Особенности развития туризма в арктических зонах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-3 (65). С. 250-255.
31. Сафина, С.С. Анализ туристской конкурентоспособности стран Азиатско-Тихоокеанского региона // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 2 (104). С. 30-36.
32. Сирченко, А. О развитии культурно-познавательного туризма в Российской Федерации // Самоуправление. 2011. № 8. С. 31-32.
33. Солодовник, Е.М. Развитие активного туризма в республике Карелия // Modern Science. 2021. № 1-2. С. 311-314.
34. Стыцюк, Р.Ю. Проблемы и перспективы использования культурного и природного наследия в спортивно-приключенческом туризме // Современные технологии управления – 2014. Сборник материалов международной научной конференции. 2014. С. 290-303.
35. Тихомирова, И.И. Инновационная деятельность в сфере туризма: сущность и специфика [Электронный ресурс] / И.И. Тихомирова, А.А. Андреева // Интернет–журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2015. – №2. – Том 7. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/102EVN215.pdf.
36. Федорченко, Н.И. Использование игровых технологий в туристско-краеведческой работе // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - №3. – 2014. – с. 157 – 164
37. Федотова, С.Е. Культурно-познавательный туризм как одно из ключевых направлений развития туризма в России // Международный туризм и спорт. материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под ред. Ю.В. Жилковой. 2014. С. 272-276.
38. Фёдорова, А.Ю. Разработка рекомендаций по развитию приключенческого туризма // Туризм и сервис в России: проблемы и перспективы развития. Студенческая научно-практическая конференция. 2015. С. 98-100.
39. Фёдорова, Т. А. Туристский каркас территории СЗФО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 304.
40. Юдин, И.О. Значение и роль экскурсионно-познавательного туризма в современном мире // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ. Сборник трудов VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2019. С. 241-242.