Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Глава 13 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об обра-зовании в Российской Федерации» регламентирует особенности финансово-го обеспечения в сфере образования. Например, процесс и особенности определения нормативных затрат на оказание государственной или муни-ципальной услуги, определен в ст. 99 Закона №73-ФЗ. А особенности и по-рядок осуществления приносящей доход деятельности в ст. 101 Закона №273-ФЗ.
Чтобы в полном объеме вести учет финансирования учреждения обя-заны регулярно сдавать отчетность в вышестоящие органы в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010 №191н (ред. от 26.10.2012) «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Также для полноценного функционирования образовательных учре-ждений существуют комплексы федеральных целевых программ (ФЦП). Денежные средства на такие программы выделяются исключительно из фе-дерального бюджета. Эти программы нужны для выполнения конкретных функций и решения поставленных задач. Как правило, в процессе выполне-ния таких программ задействовано множество различных министерств и ведомств.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время деятельность образовательного учреждения не сводится к простому функционированию.
Это целый набор всевозможных «операций», которые необходимы для осуществления образовательного процесса, а, следовательно, опреде-ленный набор ресурсов, без которых поставленные перед учреждением це-ли не могут быть выполнены. Поэтому, чтобы избежать проблемы финан-сирования деятельности образовательного учреждения, оно должно быть соответствующим, чтобы была возможность приобретения всех тех ресур-сов, которые необходимы.
Объект исследования – государственная политика в сфере финанси-рования образования.
Предмет исследования – направления финансового обеспечения обра-зовательного учреждения.
Цель работы – рассмотреть особенности финансирования образова-тельного учреждения.
Задачи работы:
- определить законодательное регулирование финансирования учре-ждений в сфере образования;
- представить основы финансирования бюджетных учреждений;
- раскрыть предпринимательскую деятельность как дополнительные доходы бюджетных учреждений;
- представить характеристику деятельности ГБПОУ АО АГКП;
- проанализировать финансирование ГБПОУ АО АГКП;
- оценить финансово-экономические показатели деятельности ГБПОУ АО АГКП;
- определить направления улучшения результативности использова-ния бюджетных средств и совершенствования организации финансово-хозяйственной деятельности ГБПОУ АО АГКП.
Объект исследования – ГБПОУ АО АГКП.
Предмет исследования – формирование и использование финансовых ресурсов.
В качестве теоретической и практической базы исследования высту-пили труды таких авторов, как: Гейц И.В., Марголис А.А., Нестеров В.И., Таманаева М.Н., Чулков А.С. и др.
Информационной базой послужили данные внутренней отчетности ГБПОУ АО АГКП, законодательные и производные нормативные акты: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федераль-ный закон «О некоммерческих организациях» и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов образовательных учреждений.
Во второй главе работы представлен анализ финансирования ГБПОУ АО АГКП.
В третьей главе работы представлены направления улучшения финан-сирования ГБПОУ АО АГКП.
1 Механизм формирования финансовых ресурсов учреждений обра-зования из бюджетных и внебюджетных источников
1.1 Законодательное регулирование финансирования учреждений сферы образования
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, реа-лизация финансирования образовательных учреждений возможна только за счет бюджета того уровня, к которому, непосредственно, относится данное учебное заведение. Федеральный закон «Об образовании» гарантирует вы-деление финансовых средств на потребности образования в размере не ме-нее 10% национального дохода, а также защиту соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Для федеральных образовательных учреждений все задания форми-руют на основе общей формы, которая утверждена на основе Постановле-ния Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного за-дания». Данного рода постановлением облегчается жизнь как финансово-экономического блока федеральных ведомств, так и самого автономного учреждения. К примеру, состав показателей должен выступать как едино-образный для автономных учреждений единой отрасли, вводится механизм качественного уровня предоставления государственных услуг автономным учреждением, обеспечиваются финансовыми ресурсами только те государ-ственные услуги, которые входят в утвержденный перечень услуг государ-ства.
В систему финансового обеспечения автономных федеральных обра-зовательных учреждений входят несколько типов предоставления субсиди-рования (однако при этом может быть она использована и для автономных учреждений иного рода уровней) [32, с.5].
1. Первым типом являются субсидии целевого характера. Данного рода субсидии предоставляют на определенного рода цели и/или ликвида-цию бедствий стихийного характера.
2. Второй тип представляет субсидии на возмещение затрат норма-тивного характера, которые связаны с оказанием автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг согласно государственному зада-нию. Это самая объемная категория предоставляемых субсидий.
3. Третьим типом являются разовые субсидии целевого характера. Такого рода субсидии направляют на финансовое обеспечение мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) программ целевого ха-рактера.
Помимо исполнения заданий их собственников (учредителей), авто-номными учреждениями могут оказываться платные услуги. В качестве са-мой распространенной платной услуги выступает предоставление высшего образования на основе платного характера. Порядок установления размера платы за оказание услуг платного характера устанавливается учредителем автономного учреждения согласно Постановлению Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг». Непосредственным образом сам расчет уровня платы за оказание образовательных услуг платного характера устанавливается на ос-нове приказа Минфина РФ от 22.10.2009 № 105н «Об утверждении Мето-дических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находя-щимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчет-но-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государ-ственных бюджетных учреждений» и не может быть выше экономическим образом величины сформированных расходов на оказание такого рода об-разовательной услуги. Экономически обоснованные затраты образователь-ного учреждения представляют собой такого рода затраты [29, с.19]:
- величина расходов на оплату труда профессорско-преподавательского и прочего персонала;
- величина расходов на приобретение материалов расходного харак-тера для обеспечения образовательного процесса;
- величина затрат на проведение коммунальных платежей;
- величина иного рода затрат на содержание и использование имуще-ства, а вместе с тем расходы общехозяйственного значения. С учетом спе-цифик образования (колледж, вуз и т.д.) данный перечень затрат может быть дополнен.
До перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные образовательные учреждения оставались получателями бюджетных средств, и на них в полной мере распространялось бюджетное законода-тельство. После перехода на финансовое обеспечение за счет субсидии бюджетные образовательные учреждения утратили статус получателей бюджетных средств, и в собственной деятельности руководствуются зако-ном о некоммерческих организациях № 7-ФЗ, а вместе с тем «Инструкцией по применению единого плана счетов…», которая утверждена приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н , и «Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений», которая утверждена приказом Минфина РФ от 16.12.10 № 174н [32, с.141].
Автономные образовательные учреждения, также как и бюджетные, не являются получателями бюджетных средств. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом и Законом об автономных учрежде-ниях от 03.11.06 № 174-ФЗ. Правила бухгалтерского учета для автономных учреждений установлены Инструкцией № 157н, а также «Инструкцией по применению плана счетов автономных учреждений», утвержденной прика-зом.
Государством гарантируется финансовая и материальная поддержка в воспитании детей и подростков, обеспечивается доступность услуг в сфере образования для всех слоев населения. В связи с чем большинство образо-вательных учреждений в нашей страну имеют статус государственных (му-ниципальных). Поэтому с целью учета их финансирования применяют принципы бюджетного учета. Также нужно отметить, что большинство об-разовательных учреждений уже являются автономными учреждениями, в связи с чем также нужно рассмотреть особенность этой формы в организа-ции учета финансирования.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, которые созданы РФ, субъектом РФ или му-ниципальным образованием с целью исполнения работ, оказания услуг для осуществления предусмотренных согласно законодательству РФ полномо-чий органов власти государства, местного самоуправления в научной сфе-ре, сфере образования, а вместе с тем в иного рода сферах. То есть авто-номными учреждениями в основе своей осуществляется собственная дея-тельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ в качестве основной деятельности автономного учреждения выступает деятельность, которая непосредственным образом направлена на достиже-ние целей, ради которых данного рода автономное учреждение было созда-но.
В настоящее время финансирование образования в России является одной из актуальных проблем государства. В течение последнего десятиле-тия ведется активная политика, направленная на сокращение возможностей получения высшего образования путем снижения количества бюджетных мест в высших учебных заведениях и переложение ответственности расхо-дов на получение образования молодым поколением на хрупкие плечи се-мейных бюджетов. Это изменение привело к тому, что сфера образования постепенно перешла в сферу услуг.
1.2 Основы финансирования бюджетных учреждений
Рассмотрим важнейшие источники финансового обеспечения образо-вательных учреждений как учреждений некоммерческого характера.
В качестве источников образования финансовых ресурсов, которые отражают специфичность разного рода организационно-правовых форм об-разовательных учреждений как некоммерческих организаций и соответ-ственно организации их финансов, выступают такие [15, с.14]:
1. Учредительские взносы. В качестве учредителей образовательного учреждения как некоммерческой организации разного рода форм могут вы-ступать либо юридические и физические лица, либо только физические ли-ца (к примеру, в частных общеобразовательных школах). Величина и поря-док по внесению взносов устанавливаются в учредительной документации.
2. Взносы вступительные, паевые и членские. Формирование данного рода средств происходит только в тех образовательных учреждениях, ко-торые имеют членство, к каким относят объединения лиц юридических (к ним относят ассоциации и союзы учреждений образования – к примеру, ву-зов страны). Те вступительные взносы, у которых есть предназначение для накопления основного и оборотного капитала первоначального характера, уплачивают участники в момент вступления в такую некоммерческую ор-ганизацию. Взносы членские выступают в качестве покрытия администра-тивно-хозяйственных и иного рода расходов, которые связаны с функцио-нированием такого рода учреждения сферы образования.
3. Взносы и пожертвования добровольного характера. Их поступле-ние происходит от юридических лиц, а вместе с тем от физических лиц с целью ведения уставной деятельности. Данного рода источник доходов яв-ляется характерным для общественных объединений сферы образования.
4. Все поступления от юридических и физических лиц целевого ха-рактера, в т.ч. и иностранных, в том числе гранты. Грант является целевы-ми средствами, которые предоставлены безвозмездным образом организа-циями благотворительного характера в стоимостной или натуральной фор-ме на осуществление исследований научного характера, ведение опытно-конструкторских работ, на обучение, иного рода цели образовательному учреждению с предоставлением дальнейшего отчета об их использовании [24, с.102]. Средства, которые поступают согласно договору гранта, будут выступать как собственность образовательного учреждения как некоммер-ческой организации и могут быть использованы только на те цели, которые предусмотрены в заключенном между субъектами договоре.
5. Ассигнования бюджета. Выделяют для финансового обеспечения отдельно взятых программ, проектов, разного рода мероприятий. Выделе-ние данного рода средств из бюджетов всех уровней происходит согласно федеральным законам, законам о федеральном, региональном и местном бюджетах на определенный финансовый год. Средства бюджета могут быть предоставлены либо в форме ассигнований непосредственным образом об-разовательному учреждению как некоммерческой организации, либо в форме субсидирования образовательных услуг платного характера, кото-рые оказываются определенным категориям потребителей.
6. Доходы от предпринимательской деятельности. Образовательные учреждения как некоммерческие организации могут вести предпринима-тельскую деятельность самостоятельным образом или посредством учре-ждаемых ими предприятий.
Образовательные учреждения как некоммерческие организации могут использовать временно свободные денежные средства с целью получения дополнительного размера дохода, в частности, осуществлять операции с приобретением валюты, с ценными бумагами (акциями, облигациями, век-селями), размещать средства на депозитных счетах в банковском учрежде-нии, в паевых фондах и т.д.
Дополнительно к представленным выше доходам некоторые образо-вательные учреждения как некоммерческие организации могут иметь ис-точники образования финансовых ресурсов специфического характера, ко-торые обусловлены уставными целями их деятельности. Важнейшие направления использования средств связаны с финансовым обеспечением достижения образовательных учреждений как некоммерческой организаци-ей уставных целей. Выделяют такие группы расходов:
1. Административно-хозяйственные расходы, которые связаны с содержанием образовательного учреждения как некоммерческой организа-ции. К данного рода группе относят расходы по осуществлению оплаты труда административно-хозяйственного персонала, уплате единого соци-ального налога в государственные внебюджетные фонды, расходы по арен-де и хозяйственному содержанию помещений, почтово-телеграфные расхо-ды, командировочные и представительские расходы, амортизационные от-числения, расходы на ремонт помещений и оборудования, платежи за ком-мунальные услуги и т.п. Данные затраты являются относительно постоян-ными, потому что их величина не находится в зависимости от изменений в объеме деятельности организации.
2. Расходы по выполнению программ и мероприятий, которые осуществляются за счет поступлений целевого характера и бюджетных ас-сигнований. В данную группу включают расходы, которые непосредствен-ным образом связаны с реализацией финансируемых программ и мероприя-тий. Расходы можно разделить на две группы: прямые и косвенные. К пря-мым относят расходы, которые непосредственным образом связаны с ис-пользованием средств по важнейшим направлениям деятельности, которые установлены в программе либо уставе образовательного учреждения [20, с.10]. К примеру, средства по поступлениям целевого характера, которые получены образовательным учреждением согласно договорам гранта, мо-гут быть использованы на проведение научно-исследовательских и опытно-
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации (по состоянию на 2015 год). – М.: ЭКСМО, 2015. – 80с.
2 Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2015 г.: офиц. текст. М.: Омега-Л, 2015. 478с. Гражданский кодекс РФ. Части
3 Нaлоговый кодекс, ч. 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. ред. 09.07.2015) и ч. 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 30.11.2015 N 359-ФЗ) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
4 О бухгалтерском учете: федеральный закон РФ от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru. Ф
5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 06 декабря 2003 №131-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - URL: http://www.consultant.ru.закон РФ «О
6 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08 мая 10 № 83-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
8 О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
9 Об автономных учреждениях: федеральный закон РФ от 03 ноября 2006 года №174-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
10 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. №174н г. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
11 Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации: приказ Минфина России от 21 декабря 2011 года №190н [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
12 О порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Министерства Финансов РФ №33-н от 25.03.2011 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
13 Развитие образования на 2013 - 2020 годы: государственная программа Российской Федерации. - Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». - URL: http://www.garant.ru.
14 Бычкова, В.С. Источники финансирования государственных и муниципальных бюджетных образовательных учреждений / В.С. Бычкова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. - №3-7. – С.77-79.
15 Васюнина, М.Л. О нормативах бюджетного финансирования высшего образования / М.Л. Васюнина // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2016. - №7. – С.13-20.
16 Гаджиев, Г.Г. К вопросу повышения эффективности финансирования образовательных учреждений / Г.Г. Гаджиев, А.Г. Эскендеров, Н.Г. Кельбиханова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2017. – Т. 11. - №2. – С.118-121.
17 Галкин, В.В. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин, А.Е. Волков. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. – 104с.
18 Гафурова, Г.Т. Оценка результатов реформы государственных учреждений (на примере государственного автономного учреждения образования Республики Татарстан) / Г.Т. Гафурова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. - №17. - С.47-59. Оценка результатов реформы
19 Гейц, И.В. Государственные и муниципальные учреждения: автономные, бюджетные. Новое в учете, отчетности, налогах и оплате труда / И.В. Гейнц. - М.: Дело и сервис, 2016. - 192с. Гречко, М.В. «Провалы образования» как барьер развития отечественной системы образования в условиях инновационного рывка / М.В. Гречко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2016. - №17. – С.12-20.ни
20 Дрогобыцкий, И.Н. Модели процессов реформирования системы высшего образования / И.Н. Дрогобыцкий // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. - №35. – С.2-18.ци
21 Дуболазов, В.А. Учет имущества федеральных государственных автономных образовательных учреждений в соответствии с российскими и Международными стандартами финансовой отчетности / В.А. Дуболазов, Н.В. Неелова // Международные бухгалтерский учет. - 2016. - №12.- С.2-15.
22 Захарчук, А.А. Экономика образовательного учреждения / А.А. Захарчук. – Ростов-на-Дону: Форум, 2014. – 112с.
23 Зубакин, С.И. Бюджетный контроль: учебное пособие / С.И. Зубакин. - М.: Дело, 2015. - 401с.
24 Игнатова, Т.В. Детерминанты институциональной модернизации в сфере экономики образования / Т.В. Игнатова, Е.М. Филимонцева // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2017. – Т. 6. - №2. – С.101-104.
25 Касьянова, Г.Ю. Бюджетный документооборот: новые правила / Г.Ю. Касьянова. - М.: АБАК, 2016. - 376с.
26 Купцова, Г.В. Теоретические аспекты применения нормативного финансирования в образовании / Г.В. Купцова // Science Time. – 2017. - №9. – С.11-14.
27 Марголис, А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т.19. - №3. - С.41–57.
28 Михайлова, Е.А. Проблемы финансирования образования на современном этапе / Е.А. Михайлова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. – 2017. - №9. – С.100-102.
29 Набиуллина, Л.М. План финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения как форма и способ его финансирования / Л.М. Набиуллина, А.А. Фаттахов // Научно-практические исследования. – 2017. - №1. – С.19-24.
30 Нестеров, В.И. Реформирование государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Федеральным законом №83-ФЗ / В.И. Нестеров. - М.: Дело и сервис, 2016. - 96с.
31 Таманаева, М.Н. Современные проблемы науки и образования / М.Н. Таманаева // http://infourok.ru/sovremennye_problemy_nauki_i_obrazovaniya-523304.htm.
32 Чулков, А.С. Проблемы финансирования учреждений образования и науки в период бюджетной реформы и пути их решения / А.С. Чулков // Финансы и кредит. 2016. №7. С.5-13.