Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Тяготение к автобиографизму в разных его проявлениях охватило почти все наиболее значимые литературные течения эпохи», — писал Д. Максимов о литературной ситуации начала XX века. Действительно, в истории русской литературы традиция автобиографической прозы чрезвычайно сильна и представлена такими всемирно известными произведениями, как «Былое и думы» А.И. Герцена, «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова и др.
Начало XX века — это время чрезвычайной популярности автобиографииеской литературы, и одним из самых сильных «катализаторов» этого расцвела явилась эмиграция, которая, с одной стороны, обеспечила полную изоляцию от мира прошлого и обусловила актуализацию в культурном сознании «первой волны» мифологемы «потерянного рая», а с другой — способствовала развитию русской литературы в «тесном контакте» с европейским модернизмом. Жанр автобиографического романа действительно становится одним из доминирующих в общей жанровой системе: «Лето Господне» И.С. Шмелева, «Путешествие Глеба» Б.К. Зайцева, «Юнкера» А.И. Куприна, «Детство Никиты» А. Толстого, «Подстриженными глазами» А. Ремизова, «Времена» М. Осоргина и др.
Особое место в этом ряду занимают романы И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега», по праву считающиеся одними из вершинных творений в литературе Русского Зарубежья, знаковые, этапные произведения писателей, осмыслявшееся многими критиками как творческий итог художественных исканий. Вряд ли «Жизнь Арсеньева» и «Другие берега» можно назвать «забытыми» художественными феноменами, поскольку уже долгое время романы становятся объектами для многочисленных и разноаспектных исследований.
Рассматриваемые нами писатели, И. Бунин и В. Набоков – фигуры для своего времени знаковые. Бунин – признанный авторитет, чьи корни питаются Традицией. Набоков – новатор, открытый Западу. Поэтому многие современники видели в них два полюса русской литературы.
И поэтому отмечу, что непрекращающемся научном внимании к набоковскому и бунинскому творческому наследию, а также при наличии ряда теоретических работ, посвященных мемуарно-автобиографическому жанру, в целом в науке не ставилась задача концептуально-комплексного изучения автобиографического метатекста как особого феномена автобиографического письма, целостной системы формирования автобиографической поэтики, «закрепленной» и концептуализированной в автобиографическом романе. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Материалом исследования являются произведения И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега».
Объект исследования — феномен автобиографических метатекстов И. Бунина и В. Набокова.
Предмет исследования состоит в анализе принципов бунинского и набоковского автобиографического дискурса, способов художественной репрезентации авторской концепции памяти, а также в осмыслении мемориальной парадигмы.
Цель исследования: рассмотреть автобиографическое и художественное в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега».
Задачи:
1. Обобщить автобиографию и проблему типологии «литературы во времени»;
2. Рассмотреть концепцию автобиографии в современном литературоведении;
3. Проанализировать трансформацию автобиографического нарратива в произведениях И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега»;
4. Описать органическую поэтику памяти И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега»;
5. Изучить «Генетическое досье» «Жизни Арсеньева» и «Другие берега»: формирование поэтики Бунина и Набокова.
Научная новизна работы определяется стремлением описать и проанализировать автобиографические метатексты И. Бунина и В. Набокова как целостное, системное явление, проецируемое на автобиографический контекст русской и западноевропейской литературы первой половины XX века, в разных аспектах его художественного воплощения (от формирования автобиографической поэтики до ее реализации в автобиографическом романе, от выявления общих принципов автобиографического моделирования до исследования форм и принципов автобиографического письма), а также обусловлена выбором последовательно применяемых в работе теоретических категорий, способствующих более глубокому и последовательному уяснению сущности феномена «письма памяти».
Теоретическая значимость исследования определяется разграничением и идентификацией понятий автобиография, автобиографический роман, автофикция, модернистская автобиография, автобиографический метатекст; используемой системой иптратекстуальных и экстратекстуальных критериев для определения жанрового статуса вышеуказанных явлений, предложенными в работе концепцией автобиографического метатекста и имманентным тезаурусом для исследования данного явления.
Практическая значимость выпускной квалифицированной работы состоит в том, что ее результаты могут найти применение в рамках учебных курсов по истории русской литературы века, истории литературы русской эмиграции, литературной компаративистике, теории литературы, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров, учебных и методических пособий.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Проблемно - методологические аспекты
1.1 Автобиография и проблема типологии «литературы во времени»
В отечественном литературоведении, как нами было уже отмечено, преобладают эмпирические исследования имеющихся в истории русской литературы автобиографий и автобиографических романов, и в какой-то мере точные и интересные наблюдения над поэтикой конкретных текстов компенсируют теоретическую неопределенность: так, одно и то же произведение может быть названо мемуарами, воспоминаниями, автобиографией, автобиографическим романом и т.д. Таким образом, даже в историко-литературных исследованиях автобиографических текстов начала XX века «в одной обойме» часто оказываются такие абсолютно разные по жанровому статусу произведения, как «Самопознание» Н.Бердяева и «Некрополь» Ходасевича, «Далекое» Б. Зайцева и «Другие берега» В. Набокова, И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева», «Курсив мой» Н.Берберовой и «Лето Господне» И. Шмелева. Не ставя задачей данного параграфа разграничение фактуальных и фикциональных текстов автобиографической литературы, попытаемся определить структурные интратекстуальные (то есть собственно текстуальные) черты аутентичной «классической» автобиографии и предложить модель внутрижанровой типологии litterature intime, обозначив соотношение автобиографии со смежными жанрами.
Исследования типология жанров автобиографической прозы в отечественном литературоведении определяются одной из следующих тенденций:
Заключение
В выпускной квалифицированной работе ставились и были решены следующие задачи:
1. Рассмотрели автобиографию и проблему типологии «литературы во времени» и концепцию автобиографии в современном литературоведении.
Автобиография - это, скорее, публицистика, а автобиографический роман - художественный текст, автобиография - жизнеописание, а автобиографический роман - жизнетворчество, автобиографический роман пренебрегает точностью, а автобиография - сложностью и амбивалентностью. Но, во всяком случае, высказанные нами суждения о принципах разграничения автобиографии и автобиографического романа пока имеют предварительный характер и требуют более развернутого теоретического осмысления соотношения фактуальных и фикциональных жанров в рамках автобиографической литературы.
Хотелось отметить, что все исследователи сходятся в том, что у автофикции нет «горизонта ожидания», она ставит читателя перед высказыванием, правдивость которого остается неясной, неопределенной и неизвестно, он должен читать текст как фикцию и как автобиографию. Однако проблема синтеза и взаимодействия между этими двумя регистрами пока остается неисследованной.
За двадцать девять лет, в течение которых продолжается теоретическое осмысление проблем автофикции, отчетливо сформировалось два полюса, две концепции автофикции, по-разному интерпретирующие природу автофикционального синтеза. Определяя автофикцию как своего рода мутацию автобиографии под воздействием вымысла, литературоведы рассматривали эту трансформацию в двух аспектах. В плане стилистики, эта метаморфоза автобиографии в автофикцию есть изменение типа языка, фикционализация самого процесса письма, точнее, рассмотрение автобиографии прежде всего как языкового феномена. Референциальный же подход постулирует процесс трансформации в плане изменения соотношения текстовой и экстратекстовой реальности, когда фикционализации подвергается содержание, сами воспоминания.
Автофикция не является причиной того, что разрушать устоявшиеся категории или расшатывать коды автобиографии: она акцентирует внимание на договоре и способе чтения. Она борется против языка, пытаясь его заставить говорить то, о чем он умалчивает, используя для этого механизм «комбинаторного приращения смысла», потенциал словесных комбинаций, дополнительных коннотаций и языковых резонансов как единственный инструмент автобиографической правды. Автофикция - это постепенно утверждающаяся в литературоведении категория, она включает в свое поле определенные типологически сходные явления, и ее дальнейшее теоретическое обоснование перспективно.
2. Проанализировали трансформацию автобиографического нарратива в произведениях И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега» и описали органическую поэтику памяти И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В. В. Набокова «Другие берега».
Осознание условности и искусственности многих автобиографических формул - общее место модернистской автобиографии, однако субъективная модальность производимой писателями деконструкции различна. Бунин далек от иронической деконструкции литературных моделей - его деконструкция носит лирический характер. Ее причина не ироническая рефлексия над литературными штампами и формулами, а глубинно-органическое ощущение фальши и невозможности описания своей жизни, используя тот или иной литературный алгоритм.
Несмотря на различие пафоса авторефлексивных фрагментов, предметом рефлексии в автобиографических романах И.Бунина и В.Набокова, становятся общие принципы автобиографического письма. Прежде всего, это осознание условности любой историософской и биографической логики, понимание того, что любая конструкция - это явление знаковой природы, феномен познающего сознания.
Также отмечу, что творческое делание для героев обоих романов, воплощая абсолютную свободу художника, оказывается несовместимым с любыми проявлениями кружковой ангажированности, что бунинский Арсеньев напряженно ощущает в харьковский период своей жизни, а герой Набокова после истории с лживой хвалебной рецензией на свою «первую книжечку стихов» не раз признается в «отвращении ко всяким группировкам, союзам», «сберегая все свои силы для… своих игр, своих увлечений и причуд…».
Подводя итог предложенному сопоставлению, стоит указать на то, что «автобиографические» романы И. Бунина и В. Набокова, при всей отмеченной самобытности в творческой манере двух авторов, явили общность в путях обновления романной формы, в специфике автобиографизма, в экспериментах с художественными пространством и временем, обусловленных онтологической весомостью категории Памяти. Художественное содержание «Жизни Арсеньева» и «Других берегов» обращено и к постижению таинственной целостности бытия творца, личности в «вывихнутом» историческом времени.
3. Изучили «Генетическое досье» «Жизни Арсеньева» и «Другие берега»: формирование поэтики Бунина и Набокова.
Хотелось бы указать, что «автобиографические» романы И. Бунина и В. Набокова, при всей отмеченной самобытности в творческой манере двух авторов, явили общность в путях обновления романной формы, в специфике автобиографизма, в экспериментах с художественными пространством и временем, обусловленных онтологической весомостью категории Памяти. Художественное содержание «Жизни Арсеньева» и «Других берегов» обращено и к постижению таинственной целостности бытия творца, личности в «вывихнутом» историческом времени.
Выделю, что особый статус автобиографического романа в творчестве Бунина и Набокова заключается в том, что он представляет собой уникальный пример интерференции двух дискурсов - жизни и творчества. Не следует понимать этот процесс взаимодействия упрощенно - как презентацию автором биографических фактов в художественном тексте. Во-первых, в автобиографическом романе действует принцип двойной референции: в качестве «строительного материала» используются как биографические факты, так и собственные художественные тексты, поэтому автобиографический роман является кодом, «ключом» к интерпретации и жизни и предшествующего (а порой и последующего) творчества художника. Во-вторых, автобиографический акт синтезирует две противоположно направленные интенции - это одновременно текстуализация жизни и онтологизация текста, творчества. Иначе говоря, автор выстраивает факты своей жизни в определенную конфигурацию, моделирует автобиографический миф в соответствии с определенной интегральной идеей, превращает себя из человека – реального объекта в человека - текст, стремясь сохранить в тексте свое бытие и произвести свою персональную идентификацию; но одновременно все свое творчество он осознает как единственно подлинное бытие, как ту реальность, существование в которой дает возможность творческому субъекту обрести смысл жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрамов А.И. К вопросу об эстетике истории в «Слове о полку Игореве» и в «Жизни Арсеньева» // «Слово о полку Игореве» и древнерусская философская культура. - М., 1989. - С. 59-67.
2. Аверин Б.В. Из творческой истории романа «Жизнь Арсеньева»// Бунинский сборник - Орел, 1974. - С. 67 - 89.
3. Адамович Г.В «Жизнь Арсеньева» Бунина // Иллюстрированная Россия. - 1930. - 1 марта. - С. 14.
4. Адамович Г.В. Бунин // Адамович Г.В. Одиночество и свобода. - СПб., 1993.-С. 45-61.
5. Адамович Г.В. Бунин. Воспоминания // И.А.Бунин. СПБ.: РХГИ, 2001. - С. 216 - 236.
6. Айхенвальд Ю.И. Литературные заметки: («Жизнь Арсеньева» (Современные записки. 1928. Кн. 34, 35, 37)) // Руль. - 1928. - 14 марта, 13 июня.
7. Алданов М.А. Ив. Бунин. Жизнь Арсеньева. Ч. 1. Истоки дней. Париж, 1930 // И.А.Бунин: pro et contra. СПБ.: РХГИ, 2001. - С.406 - 408.
8. Александров Н.Д. Арбат, 55 (к биографии А.Белого) // Наше наследие. - 1990. - №5. - С.99 - 100.
9. Альберт И.Д. Некоторые вопросы психологии творчества в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Вопросы русской литературы. - Вып. 1 (45). - Львов. - 1985. - С. 58 - 65.
10. Альберт, И.Д. И.А.Бунин о творческой личности и мире творчества в романе «Жизнь Арсеньева» // Творчество И.А.Бунина и русская литература XIX-XX веков. - Белгород, 2000. - Вып. 2. - С. 3¬15.
11. Альгазо X. Нравственное становление личности в автобиографической прозе русского Зарубежья: И. А. Бунин, И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, А. И. Куприн: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01:-М., 2006.
12. Амелия А. «Автобиографическое пространство» А.М.Ремизова // Ремизов А. Учитель музыки. Каторжная идиллия. - Paris, 1983. - С. 7 - 32.
13. Анастасьев Н. Феномен Набокова. - М., 1992.
14. Ачатова А.А. Концепция личности художника в романе И.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Проблемы метода и жанра / Труды Томского Гос. Университета им. В.В.Куйбышева. - Томск, 1974. - Т. 252. - С.66 -67;
15. Бабореко А.К. И.А.Бунин. Материалы для биографии. - М., 1967.
16. Бабореко А.К. Комментарии // И.А.Бунин. Собрание сочинений в шести томах. Том третий. - М., 1987. - С. 593 - 668.
17. Барахов B.C. Искусство литературного портрета. - М., 1976.
18. Бжоза Г. Структура эпического пространства в романе Ивана Бунина «Жизнь Арсеньева» // Studia rossica posnaniensia. - Poznan, 1970.-Z. l.-S. 111-131.
19. Бибина И.В. Пространство и время в автобиографических романах В.Набокова: Дис... кандидата филол. наук. - Саратов, 2003,
20. Билинкис М. Этапы развития русской мемуарно- автобиографической литературы VI11 века: Дис... кандидата филол. наук. - М., 1968.
21. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева» // Бунин И.А. Собрание сочинений. В 4- хтомах.-Т. З.-М., 1988.
22. Бунин И.А. Собрание сочинений. В 6-ти томах. - М., 1987 - 1988.
23. Бунин И.А., Бунина В.Н. Устами Буниных. Дневники. Сост. М.Грин. Том 2.-М., 2005.
24. Бунин И.А.: Новые материалы. Вып. 1. - М., 2004.
25. Бурлина Е.Я. Культура и жанр: Методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза. - Саратов, 1987. - С. 43-47.
26. Быков Д. Как я себя (заметки о новом автобиографизме) // Столица,- 1994. - №41. - С.58 - 60.
27. Вихрян О.Е. Языковые средства выражения авторской модальности в романе «Жизнь Арсеньева»: Автореферат дис. канд. филол. наук. - М., 1990.
28. Вихрян, О.Е. Цветопись в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» в свете теории авторской модальности // Текст как реальность: содержание, форма, изучение. - Тула, 1997. - С. 88-92.
29. Волков А. Проза Ивана Бунина. - М., 1969.
30. Волынская Н.И. К проблеме героя в романе И.Бунина «Жизнь Арсеньева» //
31. Воспоминания, дневники, переписка, эмигрантская критика:
32. Гей Н.К. Художественность литературы: Поэтика. Стиль. - М., 1975.
33. Дарийчук Л.Д., Зверева Л.И. Мир детства у И.Бунина и А.Толстого // Вопросы русской литературы: Респ.межвед.науч.сб./ Черновиц.гос.ун-т. - Львов, 1987. - Вып. 2. - С. 82 - 87.
34. Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. - СПБ., 1999.
35. Делез Ж. Складка. Лейбниц и барокко. — М., 1997.
36. Десницкий А. Русские дворянские и крестьянские писатели XIX века о своем детстве: опыт изучения жанра) \\ Литературная учеба. - 1933. - №8. - С. 29 - 42. - №9. - С.36 - 68.
37. Дмитриева Е. Словарь // Генетическая критика во Франции: Антология. - М., 1999. - С. 283 - 287.
38. Запровская А. К вопросу об автобиографическом жанре в пролетарской литературе//На литературном посту. - 1928.- №13\14. -С.66-68.
39. Зарецкий Ю.Н. Детство в средневековой автобиографии: Святой Августин и Гвиберт Ножанский // Вестник Университета Российской академии образования. - 1998. - № 1. - С. 63-81.
40. Зарецкий Ю.П. «Индивид в европейских автобиографиях: от Средних веков к Новому времени: Источниковедческий аспект проблемы»: Дис.... д-ра ист. наук. - М., 2005.
41. Кацис Л.Ф. И.-В. Гете и Р.Штейнер в поэтическом диалоге А. Белый - О. Мандельштам. \\ Литературное обозрение. - 1995. - № 4 / 5.-С. 168- 178.
42. Кашпур О.А. Становление жанра литературного портрета в творчестве Б.К. Зайцева // Проблемы эволюции русской литературы XX в. Вып. П.-М., 1995.
43. Крыжицкий С. Жизнь и творчество И.Бунина в эмиграции. - Питгсбург, 1972.-С.107- 121.
44. Крюкова Н.Г. Дневники И.Бунина в контексте жизни и творчества писателя: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Елец, 2000.
45. Летаев», «Крещеный китаец», «Записки чудака». - М., 1997. - С. 5 - 21.
46. Мандельштам
47. Марахова Т.А. О жанрах мемуарной литературы \\ Вопросы советской, русской и зарубежной литературы. Ученые записки Горьковского педагогического института. - Вып.59. - Серия филологических наук. - Горький, 1967. - С. 19 - 39.
48. Мещерский
49. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. - М., 1989.
50. Набоков В.В. Другие берега // Набоков В.В. Собр. соч. в 4-х томах. - Т.4.-М., 1990. 13-Осоргин М. Времена. - Екатеринбург, 1992.
51. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова. - М., 1995.
52. Паустовский К. Иван Бунин // Бунин И.А. Чистый понедельник: Повести и рассказы. - М., 2001. - С. 5- 16.
53. Петинова Е. Биография души // Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: Роман. - СПб., 2001. - С. 5-22.
54. Пискунов В.М. Чистый ритм Мнемозины (Мемуары русского «серебряного века» и русского зарубежья). - М., 1992.
55. Пискунов В.М., Александров Н.Д., Пархоменко Г. Становление самосознающей души // Андрей Белый. Собрание сочинений: «Котик
56. Пискунова С., Пискунов А. Культурологическая утопия А.Белого // Вопросы литературы. - 1995. - Вып.З. - С. 217 - 246.
57. Родионова Н.А. О некоторых особенностях литературного портрета: (на материале романа И.Бунина «Жизнь Арсеньева») // Проблемы изучения литературного процесса XIX - XX вв.: Сб.науч.ст., посвящ.памяти проф. Л.А.Финка. - Самара, 1999. - С. 69 - 75.
58. Саакянц А. Проза позднего Бунина \\ Собрание сочинений И.А.Бунина: В 6 томах. Том 5. - М., 1996. - С.548 - 559.
59. Савкина И. «Пишу себя...». Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX века. - Tampere, 2001.
60. Садыкова Н.А. Проза Бунина. - Душанбе, 1975.
61. Сазонова Ю. «Жизнь Арсеньева»// «Новое Русское Слово». - 1952. - 23 февр.
62. Сазонова Ю.Л. (Рец. на кн.: Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: Нью- Йорк, 1952) // Новый журнал. - 1952. - Кн.ЗО. - С. 287 - 290.
63. Сидорова С.Ю. Концепция творческой памяти в художественной культуре: Марсель Пруст, Владимир Набоков, Иван Бунин: Дис... кандидата филос. наук. - М., 2001.
64. Сидякова Т.В. Жанровое своеобразие романа И.Бунина «Жизнь Арсеньева» // Содержательность художественных форм в литературе. - Самара, 1991.-С. 70-84.
65. Силард JI. Поэтика символистского романа конца XIX— начала XX в (В. Брюсов, Ф. Сологуб, А. Белый) // Проблемы поэтики русского реализма XIX века / Ленингр. ун-т. - Л., 1984. - С. 265—284.
66. Сливицкая О.В. Чувство смерти в мире Бунина // Рус. лит. - 2002. - N1.-C. 64-78.
67. Смирнов В.А. Идея «золотого века» в «Жизни Арсеньева»: И.А. Бунина (мистериальное начало) // Пастораль в театре и театральность в пасторали. - М.,2001.- С. 149-156.
68. Смирнов М. О ловле бабочек, «проблеме языка» и неточных инициалах // Литературная учеба. - 1987. - №6. - С.56- 59.
69. Спивак Р.С. И.А. Бунин в интерпретациях русского литературоведения 1990-х годов // Литературоведение на пороге XXI века. - М., 1998. - С. 462-467.
70. Спивак Р.С. Русская философская лирика: Проблемы типологии жанров. - Красноярск, 1985.
71. Старосельская Н. Все это было, было, было... Заметки о мемуарной прозе последних лет // Литературное обозрение. - 1987. - №8.-С. 8-14.
72. Степанов А.В. Об одном свойстве «поэтической речи»: (Замечания к стилю романа И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева») // Исследования по славянской филологии: Сб., посвящ. памяти акад. В.В.Виноградова. - М., 1974. - С. 290 - 300.
73. Степанова Н.С. Россия в воспоминаниях писателей «первой волны» эмиграции: (И.Бунин, И.Шмелев, М.Осоргин, В.Набоков) // Россия. Духовная ситуация времени. - М., 1999. - №2. - С. 35- 57.
74. Степун Ф. Встречи. - М., 1998.
75. Струве Г. Русская литература в изгнании. - Нью-Йорк, 1956; Париж, 1984.
76. Субботина Г.А. Концепция времени в произведениях М. Пруста и Ж.-П. Сартра: Учеб. пособие. - Чебоксары, 2004.
77. Сутаева З.Р. Жанровые особенности мемуарной и автобиографической прозы: На материале творчества А.С. Пушкина, П.А.Вяземского, Н.Г.Чернышевского. Автореф. дис... канд. филол. наук. - М., 1998.
78. Суханова Л.В. Мотивы пустынности и одиночества в романе И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Всероссийская научная конференция «Художественный текст и культура». - Владимир, 1993. - С. 173-175.
79. Таганов А. Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже 19-20 века. - Иваново, 1993.
80. Таганов А.Н. Иван Бунин и Марсель Пруст: Потаенное сродство // Потаенная литература. - Иваново, 2000. - Вып.2. - С. 107-116.
81. Фернандес Д. Пруст - ничей сын // Фернандес Д. Древо до корней. Психоанализ творчества. - СПб., 1998.
82. Хранина Т.И. Черты модернизма в творчестве Бунина // Материалы докладов V конференции молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева, 11-12 апреля 2000 года. - Саранск, 2000. - С. 139-142.
83. Шталь-Швэцер X. О понятии действительности // Литературное обозрение. - 1995 - № 4 / 5 - С. 161 - 167.
84. Штейнер Р. У врат посвящения. Пер. А.Белого // Литературное обозрение. - 1995. - № 4 / 5. - С. 69 - 73.
85. Штерн М. С. В поисках утраченной гармонии: Проза И. А. Бунина, 1930-1940-х годов. - Омск, 1997.