Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Из всех существующих видов деятельности ключевую позицию в процессе развития личности человека занимает познавательная деятельность, поскольку в ходе познания формируется сознание человека, что предполагает осознание им объектов и предметов познания, самого себя субъектом познания, собственных возможностей распоряжаться имеющимся знанием. Ведущую роль в познавательной деятельности играет мышление.
Мышление – это психический познавательный процесс опосредствованного отображения свойств объектов и явлений окружающего мира. Мышление развивается в процессе онтогенеза и опосредовано речью, так в процессе социального взаимодействия развивается специфический для человека вид – вербальное мышление. Но это речевое мышление не исчерпывает ни всех форм мысли, ни всех форм речи. Есть большая область мышления, которая не имеет непосредственного отношения к речевому мышлению – это невербальное мышление. При этом вербальное и невербальное мышление выступают в синтезе, во взаимопереплетении.
К шести годам начинается интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Этот возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности. В свою очередь важна диагностика и помощь в развитии мыслительных операций детей.
Изменения, проводимые в системе дошкольного образования позволяют говорить о том, что детский сад сегодня ориентируется на индивидуальные особенности каждого ребенка, который становится субъектом образования.
Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки предметов и явлений, делать элементарные выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой развития интеллекта ребенка. Условием успешного обучения в начальной школе является сформированность у детей мыслительных операций. Умение быстро перерабатывать в уме информацию, при этом используя логические приемы мышления, дает ребенку получить более глубокие знания и понимание учебного материала.
Цель исследования – выявить особенности мыслительной операции сравнения у дошкольников.
Объект исследования – мыслительные операции.
Предмет исследования – особенности мыслительной операции сравнения у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения особенностей мыслительной операции сравнения у дошкольников.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей мыслительной операции сравнения у дошкольников.
3. Проанализировать результаты диагностики, сделать выводы по исследованию.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, беседа, математико – статистические методы.
Теоретическую основу исследования составляют труды психологов и педагогов, рассматривающие условия развития мышления дошкольника (Ж. Пиаже, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Н. Поддъяков, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Эмпирическая база исследования:
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка литературы.
Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей мыслительной операции сравнения у дошкольников
1.1. Особенности мышления в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст принято считать периодом яркого самовыражения, проявления творческих возможностей ребенка.
По-иному данный период называют периодом становления будущей личности, в течение которого прогрессируют значимые личностные и поведенческие механизмы. Дети дошкольного возраста начинают самосильно определять и осмысливать собственное поведение, выстраивать взаимоотношения с окружающим миром. Именно в данный период нужно прививать ребенку верные манеры поведения и общения.
Высшей формой обособленности детей является созидание. Именно в интересной творческой деятельности перед дошкольником появляется проблема независимого определения плана, методов и форм его воплощения. Непременным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей [17].
Правильное физическое и психологическое становление дошкольников в будущем определяет их физическое здоровье, активность, психологическую стабильность и последующее становление личности. Следственно в данный отрезок времени нужно привить детям положительные навыки, максимально сократить неблагополучные факторы, создавая благоприятную и слаженную атмосферу.
Данный период помимо значимости является одним из самых трудных этапов в жизни детей. Именно с 4-х лет происходит становление личности, формируются повадки поведения, которые свойственны только мальчикам либо только девочкам. Детей начинают волновать более трудные и увлекательные игры, скажем, мальчики, как водится, начинают что-нибудь мастерить, а девочки помогают родителям по хозяйству. Отдельное место среди игр следует выделить рисованию, так как оно является одним из любимых занятий дошкольников. На данном этапе нужно развивать творческий потенциал ребенка и уделять внимание его разностороннему развитию.
В возрасте 5 лет у дошкольника начинают формироваться все виды восприятия. Восприятие дошкольников становится многоплановым, появляется опора на прошлый опыт и связи воспринимаемого объекта с другими объектами и явлениями. Развивается апперцепция, становится возможным произвольное восприятие: наблюдение, рассматривание, поиск. Утрачивается аффективный компонент восприятия [18].
На данном периоде нужно играть с ребенком в игры с установленными правилами, т.к. он уже должен знать элементы специальной значимости. Ребенок должен осмысливать, что у него также существуют определенные обязательства, которые необходимо исполнять, следственно в данный период нужно не упустить момент и постараться максимально его применять для развития ответственности за свои поступки и действия [21].
У детей в возрасте 6-7 лет происходят существенные изменения в чувственном восприятии речи. Ребенок начинает обдумывать решение какого-нибудь вопроса, а потом придумывать решение с помощью определенных действий.
Так, в старшем дошкольном возрасте у детей формируются новые психологические и физические возможности, вырабатывается процесс управления собственным поведением, устанавливаются отношения с окружающим миром. Данный период является одним из самых главных и трудных в жизни ребенка. Нужно приложить большие силы для того, дабы оказать помощь ему. Весьма значимы игры с физическим уклоном и с намеренно установленными правилами для образования чувства ответственности. Развить творческий потенциал ребенка поможет рисование.
В дошкольном возрасте ребенок продолжает познавать окружающий его мир преимущественно спонтанно. Его познавательная активность становится более организованной, целенаправленной. Познавая свойства предметов, он приходит к необходимости характеризовать их в соответствии с выработанной в человеческой культуре системе [24].
Приблизительно к 6 годам ребенок сам начинает руководить собственным вниманием, принуждая себя сосредоточиваться на чем-либо значимом и надобном, жертвуя увлекательным занятием. При образовании внимания у ребенка прогрессирует разум, тот, что опирается вначале на чувственное содержание, а после этого начинает переключаться на мыслительные связи. В итоге этого процесса возрастает объем внимания ребенка.
К шести годам ребенок может одновременно воспринимать большее число предметов. Также изменяются свойства предметов, которые привлекают его внимание - интерес могут вызвать даже ничем не знаменательные наружно предметы. Стабильность внимания возрастает с возрастом. Это качество может проявляться, скажем, в длительности детских игр. К пяти-шести годам продолжительность игры повышается до 2-х часов. Связано это с тем, что в играх детей старшего дошкольного периода возникают больше трудные действия и многообразные обстановки.
Помимо того, выявлен факт того, что старшие дошкольники начинают держать внимание на действиях, которые увлекательны им в умственном плане: решение загадок, учебных заданий, головоломки.
Следует подметить, что дети старшего дошкольного периода, начиная с 6 лет способны энергично и производительно заниматься одним и тем же делом не больше 10-15 минут. Сила концентрации внимания у дошкольников еще невысока, впрочем, переключение внимания в этом возрасте у детей даже выше, чем в среднем у взрослого человека. Что же касается характеристик мыслительной деятельности ребенка старшего дошкольного периода, то следует подметить, что дети этого периода начинают решать задачи, не применяя, как прежде определенные предметы, а получая необходимый результат при помощи умственных усилий.
Доминирующая функция данного периода – память. Ребенку запоминаются стихотворения, сказки, рассказы, когда он сопереживает героям. Повышается эффективность непроизвольного запоминания, причем, чем более осмыслен материал, тем лучше запоминание. Смысловая память развивается наряду с механической. Произвольная память начинает формироваться в среднем и старшем дошкольном возрасте, хотя сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически, когда они включены в другие виды деятельности.
Мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно – образному. К концу периода оно уже носит характер словесного мышления. Ребенок осваивает понятия (благодаря развитию речи), способен обобщать и устанавливать связи. Образное мышление помогает дошкольникам усваивать обобщенные познания. Вследствие обобщенным умениям ребенок учится представлять предметы в различных плоскостях и руководить разными наглядными образами. Вслед образному мышлению у ребёнка начинает развиваться знаковая функция сознания и как итог логическое мышление.
Причиной развития мышления ребенка дошкольного возраста, по А. В. Запорожцу, представляется изменение содержания и видов детской деятельности. Элементарные накопленные знания не ведут непроизвольно к развитию мышления. Мышление дошкольника создается в педагогическом процессе и состоит в активном освоении ребенком способами познавательной и практической деятельности, которые имеют социальное происхождение. С позиции А. В. Запорожца, освоение подобными способами играет значительную роль в развитии не только сложных видов словесно-логического, абстрактного мышления, но и мышления наглядно-образного, которое характерно для дошкольников [13].
Мышление ребенка формируется в близкой связи с развитием восприятия. Собственно мышление возникает в восприятии действительности у дошкольников.
Интеллектуальная деятельность ребенка в период от года и до трех лет жизни создается в плане действия. С. Л. Рубинштейн установил, что ребенок сначала проводит манипуляции с предметами без учета их характерных особенностей, результаты таких действий совершенно случайны [30].
Развитие и усложнение наиболее ранней формы умственной деятельности, наглядно-действенного мышления, приводит к появлению у дошкольника наглядно-образного мышления. Ребенок использует не определенный предмет, а его образ и представление. Дошкольник верит только своему собственному восприятию, он изучает предметы со своей, личной позиции, которая выступает как абсолютная и единственная. Один особенно видный и бросающийся в глаза признак выступает единственным и главным показателем оценки количества. Но другие измерения дошкольник рассматривать еще не может, так как логически рассуждать ребенок к 5 годам еще не умеет.
Особенным для этого возраста принято считать феномен эгоцентрической речи, по-другому – речи для себя, которая не обращена собеседнику. Ж. Пиаже определял этап эгоцентрической речи как промежуточный этап между социализированным и индивидуальным мышлением ребенка.
Л. С. Выготский указал, что эгоцентрическая речь выступает средством мышления ребенка, способствует осознанию ситуации и решении задачи. Мышление происходит с точки зрения внутренней речи, которая значительно отличается от внешней по своей структуре и функции. Эгоцентрическая речь ребенка во многом схожа с внутренней речью взрослого человека и представляет собой этап формирования внутренней речи, которая представляется главным средством мышления человека [7].
Эгоцентризм детского мышления подводит к тому, что ребенок воспринимает мир, не думая о связи отдельных картин мира, которые он воспринимает, и его явлений, которые для взрослого человека являются обязательными. Дети часто не употребляют придаточных предложений. Причинных связей в речи ребенка чаще всего не существует, связь «потому что» или «вследствие того» замещается союзом «и» или подобным по значению словом – «я пошел погулять, потом пошел дождь, потом я промок». Сложная единая картина мира, положение явлений по их связи и причинной зависимости замещаются простым «склеиванием» отдельных признаков, их примитивным объединением друг с другом. Ребенок, можно сказать, не знает признаков причинности и объединяет в одну цепочку все подряд, без определенного порядка, и следствия, и причины, и действия, и отдельные не имеющие к ним отношения явления.
Л. В. Выготский и А. Я. Лурия отмечают и другой факт в развитии логического мышления ребенка. Представления ребенка не складываются в определенной иерархии, но отдельные образы для ребенка оказываются как бы равнозначными [7]. Например, такие понятия, как «город» - «регион» - «страна», принципиально не имеют отличий даже для 8-летнего ребенка (по исследованиям Ж. Пиаже). Он пока не может думать логически последовательно, понятия, которые связанны с внешним миром, могут размещаться в несколько этажей, а объект может относиться вместе с тем и к более узкой группе, и к более широкому классу.
Мышление ребенка является абсолютным и конкретным. В образах ребенка одна вещь может воздействовать на другую вне зависимости от расстояния, полного отсутствия связи времени.
Н. Н. Поддъяков рассмотрел особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и нацелен на раскрытие скрытых от наблюдения связей и свойств предметов. Этот тип мышления называется детское экспериментирование, которое не предлагается взрослым, а создается самим ребенком [26].
В процессе экспериментирования ребенок собирает новый, даже неожиданный для него материал, что нередко приводит к перестройке как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В процессе экспериментирования у ребенка появляются новые, неясные знания. Н. Н. Поддъяков выдвинул гипотезу о том, что процесс мышления формируется не только от незнания к знанию, но и в обратном направлении – от определенного к неопределенному, от понятного к непонятному. Переход неясных и ясных знаний ребенка, с точки зрения Н. Н. Поддъякова, образует суть саморазвития мышления детей [26].
У детей старшего дошкольного возраста только начинают возникать элементы логического мышления, которые характерны для школьников и взрослых. В течение дошкольного возраста мышление ребенка качественно изменяется. К 5-6 годам у ребенка зарождается возможность отражать не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами – мышление принимает характер наглядно-схематического.
Образно-схематическое мышление есть промежуточное звено между образным и логическим. В процессе различных видов деятельности наблюдается развитие знаковой функции сознания ребенка, он осваивает построение особого вида знаков – наглядно-пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, которые существуют объективно. Многие виды знаний, где ребенок не может усвоить обозначения взрослого на основе словесного или в процессе определенных взрослыми действий с предметами, он легко сможет усвоить, если эти знания дадут ему в виде действий с моделями, которые отображают значимые черты изучаемых явлений.
К концу дошкольного возраста формируются элементы логического мышления с опорой на понятие. Понятия формируются тогда, когда организован переход ребенка от внешних ориентировочных действий к действиям во внутреннем плане. При этом внешние средства заменяются словесными обозначениями, что дает возможность перевести действия на различные ситуации.
Причиной формирования понятий являются представления. Это обобщенные образы явлений и предметов. Процесс формирования понятий включает следующие этапы:
- восприятие отдельных предметов и явлений;
- выделение множества признаков предметов и явлений;
- выделение существенных признаков с переходом к обобщениям;
-обозначение их словом [33].
Важную роль в развитии логического мышления играют целенаправленные действия взрослого в форме воспитания и обучения. Л. С. Выготский отметил, что обучение ведет за собой развитие, а также и развитие логического мышления. Развитое образное мышление приводит ребенка к началу логики, дает возможность ему создавать обобщенные представления, на которых создается формирование понятий [7].
Таким образом, развитие логического мышления ребенка является процессом формирования понятий и логических приемов мышления, который происходит в деятельности.
Ж. Пиаже выделил стадии формирования логических структур, которые отражают стихийный процесс, основанный на спонтанных механизмах развития детского интеллекта. Период от 2 до 4 лет обладает особенностью развития символического и допонятийного мышления. От 4 до 7-8 лет возникает интуитивное (наглядное) мышление, которое вплотную приводит к операциям. С 7-8 лет до 11-12 формируются конкретные операции [25].
Средства познания, которые находятся в распоряжении ребенка на данной стадии, мало «формальны», еще неполно очищены и отделены от материи, для действий с которой они определены, и потому не позволяют субъекту произвести структурирование, не зависящее от содержания, структурируемого и равно подходящее к любому содержанию. Ученый сделал вывод, что подлинное усвоение ребенком знаний невозможно без наличия у него форм логического мышления.
Отечественные ученые и педагоги (А. В. Белошистая, З. А. Михайлова, А. А. Столяр, Л. А. Венгер, А. З. Зак и др.) внесли свой вклад в создание методических разработок и рекомендаций по развитию логического мышления дошкольников. Все они показывают на взаимозависимость развития и формирования математических способностей детей дошкольного возраста и формирования логической сферы дошкольника. Кроме этого, все они указывают, что развитие и формирование логических структур мышления должно осуществляться в определенное время.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б. Г. Ана-ньев. – М.: Просвещение, 2013. -546с.
2. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем / А.С. Батуев. – СПб.: Питер, 2010. – 317с.
3. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под. общ. ред. Б. М. Бим-Бад – М.: Академия, 2002. – 306 с.
4. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. Учеб-ник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2018. - 478 c.
5. Боно Э. Латеральное мышление. учебник творческого мышления / Боно Э. - М.: Мн: Попурри, 2010. - 384 c.
6. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение [Текст] /А.В. Брушлинский. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2003. – 1136 с.
8. Гальперин П. Я. Психология как объективная наука [Текст] / П.Я. Гальперин // Психология. – М: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модек, 1998 – 480 с.
9. Данилов М.А. Проблемы и перспективы развития образования/М.А. Данилов — М.: Педагогика,2013. -358с.
10. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студ. ПедВУЗов /А.Н. Джуринский – М.; Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.
11. Ефремова О.И. Педагогическая психология: учеб. пособие для сту-дентов пед. ин-тов / О.И. Ефремова, Л.И. Кобышева. – М.: Дирек-тМедиа, 2017. – 171 с.
12. Зак А.С. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – М.: Аркти, 2001. – 144 с.
13. Запорожец А.В. Психология действия: избранные психологические труды. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 736 с.
14. Капарулина В.Н. Психологический словарь [Текст] / Ю. Л. Неймира, В. Н. Капарулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. Н. Балобано-ва. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 640 с.
15. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления. Из научного насле-дия / С.Д. Кацнельсон. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 864 c.
16. Корнилов Ю.К. Современные теории мышления: учебное пособие / Ю. К. Корнилов, И. Ю. Владимиров, С. Ю. Коровкин. – Ярославль: ЯрГУ, 2011. – 144 с.
17. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 597 с.
18. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Марцинков-ская Т.Д. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.
19. Матюшкин А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А.М. Матюшкин. - М.: КДУ, 2009. - 370с.
20. Михайлова З.А. Математическое развитие дошкольников [Текст]: уч. метод. пособие / Сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова. – СПб: Дет-ствоПресс, 2000. – 144с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество: Учебник для студ. вузов - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 456 с.
22. Немов Р.С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 639с.
23. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 2015. 64 с.
24. Обухова Л.С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.С. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ. 2007. – 406 с.
25. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже. – СПб: Питер, 2004. – 160 с.
26. Поддьяков Н.Н., Развитие мышления и умственное воспитание до-школьника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова. - М.: Просвещение, 1992. – 200 с.
27. Половникова Н. А. Метод познавательной деятельности – средство и результат воспитания познавательной самостоятельности школьни-ков./Н.А. Половникова - Учёные записки. 2012.-277с.
28. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 272с.
29. Психология человека от рождения до смерти. – М.: АСТ, 2015. – 656 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинщтейн. – СПб.: Питер, 2015. – 712 с.
31. Соколова Н.И. Творческое мышление и методы его активизации / Н.И. Соколова. В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методи-ка и практика III Международная научно-практическая конференция. – 2015. – С. 76-77.
32. Солондаев В. К. О смысловой детерминации мышления практика // Практическое мышление и опыт: ситуативность и инструменталь-ность обобщений / В.К. Солондаев / под ред. Ю. К. Корнилова. – Ярославль: ЯрГУ, 2000. – С. 135–148.
33. Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем: Учебное пособие / В.Ф. Спиридонов. – М.: Генезис, 2010. – 319 с.
34. Тихомиров О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. М.: Ака-демия, 2002. - 272с.
35. Уоллес Г. Стадии решения мыслительной задачи // Психология мышления: хрестоматия по психологии [Текст] / под ред. Ю. Б. Гип-пенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – С. 298–309.
36. Щедровицкий Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедро-вицкий. – СПб.: Питер, 2014. – 800 c.
37. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384 с.