Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие личности ребенка в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих достижение высоких результатов усвоения учебного материала, влияющих на самоопределение и самооценку младшего школьника.
В настоящее время в практике работы начальной школы актуальным является вопрос активизации познавательной деятельности обучающихся, организации психолого-педагогического сопровождения, способствующего формированию, развитию и совершенствованию познавательных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников. В самом общем виде задача психолого-педагогического сопровождения – предоставить ребенку возможность в успешном освоении базовой программы обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение, с точки зрения реализации ФГОС – это условия, предназначенные для оказания помощи ребёнку, за счет стимулирования развития способностей, позволяющих самостоятельно решать педагогические задачи с опорой на собственные ресурсы. Данные технологии помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с учащимися. В свою очередь в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учеником основной образовательной программы соответствующего уровня в образовательном процессе школы рассматриваются познавательные универсальные учебные действия.
В процессе обучения протекают активные процессы в его физиологическом и психологическом развитии.
Проблему познавательной деятельности учащихся рассматривали Л.А. Венгер, П.Я. Гальперин, А.А. Люблинская, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, Т.Н. Ситникова, В.К. Лукашевич и др. Младший школьник в процессе обучения познает самого себя вместе с окружающим его миром. При этом младший школьник должен иметь высокую степень обученности, осмысления учебного материала. Учебная дисциплина «Окружающий мир» несет в себе триединство знаний: природоведческие, обществоведческие, природоведческие и исторические знания. Младшие школьники на уроках «Окружающий мир», осваивают целостную картину мира, благодаря активному развитию познавательных УУД. Обучающиеся активно формируют представления о способах изучения окружающей среды. Это обусловлено тем, что познавательные УУД включают в себя умения ориентироваться в усвоении учебного материала, постановки и решении проблем, а также развивают исследовательские навыки в поиске эффективных способов решений учебных задач.
В начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
С учетом актуальности, высокого уровня практической потребности и значимости нами была сформулирована тема исследования: «Исследовательская деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира».
Существует противоречие между необходимостью формировать познавательные универсальные учебные действия у младших школьников на уроках окружающего мира с помощью исследовательской деятельности и недостаточным методическим обеспечением данной проблемы.
Из данного противоречия вытекает проблема исследования: каковы возможности применения исследовательской деятельности на уроках окружающего мира как средства формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников?
Цель исследования: обосновать роль исследовательской деятельности в формировании познавательных УУД младшего школьника на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования познавательных УУД младших школьников.
Предмет исследования: исследовательская деятельность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира.
Исходя из цели исследования были определены следующие задачи:
• Охарактеризовать познавательные УУД;
• Выявить возможности предмета «Окружающий мир» в формировании познавательных УУД;
• Проанализировать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках окружающего мира;
• Провести исследование по изучению формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические (сравнение, анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования), эмпирические.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, студентами педагогического факультета.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников на уроках окружающего мира
1.1. Характеристика познавательных УУД по ФГОС
Согласно теории С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, учебно-познавательная деятельность представляет собой процесс, протекающий между самим обучающимся и педагогом. Е.В. Головко утверждал, что познавательная деятельность достаточно сложный педагогический процесс, основанный на переходе обучающихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений из жизненного опыта, к системе познания.
В современном мире такое распространенное понятие, как «познавательная деятельность» несет в себе всеобъемлющую дидактическую нагрузку, а по содержанию – тождественна учению. Познавательная деятельность преследует цель, направленную на формирование личности с собственными мотивами к обучению, личностным потребностям, стремление к овладению высоким уровнем образования. При развитии познавательной активности обучающихся, младший школьник развивает творческие способности, осуществляет становление личности инициативной, для которой образование и приобретенные знания становятся инструментом преобразования окружающего мира [4, с. 132].
В связи с большими изменениями, происходящими в современном обществе, процесс математического образования также требует совершенствования в рамках новых требований ФГОС. Сегодня развитие универсальных учебных действий обучающихся в Новой школе направленно на реализацию системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС. Универсальные учебные действия являются основным педагогическим инструментом и средством предоставления школьникам возможности развивать способность к обучению, развивать способность к саморазвитию и самовосприятию.
Теоретико-методическую основу концепции развития УУД составляют научные работы педагогов, психологов, методистов: А.А. Вахнин, К.Ф. Лебединцев, А.Г. Асмолова, И.А. Володарская, Д.А. Хисматуллина, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.О. Талызиной, В.В. Давыдова, В.И. Загвязинского, П.И. Пидкасистого, Б.И. Королева, Г.И. Щукршой, О.Б. Епишевой, Г.Н. Васильевой, Т. Н. Ивановой и др., имеющих различное мнение.
В ФГОС второго поколения большое внимание уделяется метапредметным результатам учащихся, которые включают в себе освоенные учениками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие формирование умения учиться [28]. Термин «универсальные учебные действия» авторами концепции формирования универсальных учебных действий в широком смысле определяется как умение учиться «т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком смысле (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, навыков, включая организацию этого процесса» [8]. Согласно системе развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) основанием для развития учащегося является именно учебная деятельность, которая включает следующие компоненты: учебный интерес, целеполагание, планирование, учебные действия (действия с учебным материалом), контроль и оценку.
Ю.В. Михеева [14] в своих трудах неоднократно подчеркивает, что возраст обучающихся является важным в процессе развития их коммуникативных способностей, их готовности к личностному самоопределению, включению в проектную и учебную исследовательскую деятельность.
Л. Г. Петерсон и Ю.В. Агапов [16] полагают, что основная цель образования раньше была непосредственная передача знаний от учителя к обучающимся, а результат, показывающий эффективность обучения, отмечался овладением системой знаний, умений и навыков.
Во втором поколении данная концепция уже не используется, также меняется цель образования. Теперь школы должны выпускать в жизнь людей, которые не только усвоили набор определенных знаний и навыков, но и могут извлекать их самостоятельно. Подразумевается, что выпускники должны обладать определенными универсальными учебными действиями.
В обобщенном значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, иными словами, способность учащегося к самореализации и саморазвитию путем осознанного восприятия мира и активного присвоения нового социального опыта. Также, универсальные учебные действия рассматривает учащегося, как человека способного к самостоятельному усвоению культурных ценностей и обладающего такими качествами как социальная компетентность, толерантность, коммуникабельность, способность к усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [38].
В процессе изучения проблем, связанных с определением понятия «универсальные учебные действия» в документах ФГОС [37] и психолого-педагогической литературе особенно выделяется следующее определение: «универсальные учебные действия – это совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности» [16].
Выделяют четыре блока универсальных учебных действий, которые соответствуют главным целям общего образования, такие как личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный. В целях раскрытия темы данного исследования рассмотрим подробно сущность и структуру познавательных УУД.
Впервые мы можем встретить понятие «познавательные универсальные учебные действия» в ФГОС НОО, где познавательные УУД представлены нам как часть метапредметных универсальных учебных действий. Однако в психолого-педагогической литературе мы можем видеть предпосылки формирования этого понятия. Например, там нам встречаются такие термины как «мыслительные действия», «мыслительные операции», «логические операции», «умственные действия», которые, на наш взгляд, можно считать предшественниками понятия «познавательные УУД».
Для того чтобы раскрыть тему нашего исследования разберем подробно сущность и структуру познавательных УУД. В толковом словаре прилагательное «познавательный» означает способствующий познанию, расширению знаний. Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, познание – это «творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире» [11]. Таким образом, под познавательными УУД будем понимать действия, способствующие получению знаний о мире. С целью обобщения опыта предшествующих исследований мы детально изучили и проанализировали исследования и публикации, непосредственно описывающие и раскрывающие сущность познавательных универсальных учебных действий. Исследования С. В. Акименко, Д. С. Елисеевой, О. В. Загитовой, Н. Р. Клементьевой, Е. П. Поздняковой, А. А. Савчук, Е. В Чёрной, В. В. Шамуриной позволяют нам подтвердить предположение об имеющемся интересе к проблематике познавательных УУД. Данный факт объясняется возрастающим интересом к метапредметным результатам в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рассматривая федеральный государственный образовательный стандарт, мы видим, что познавательные УУД представлены в числе метапредметных результатов. К познавательным УУД относятся:
• использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• умение продуктивного построения диалога и взаимодействия для решения учебно-познавательных задач, владение коммуникативными методами;
• умение работать с различными источниками информации (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), поиск, анализ и систематизация информации, построение умозаключений и синтез полученных знаний в соответствии с учебно-познавательными целями, поставленными перед учеником;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты как устно, так и письменно;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• развитие умения решать задачи творческого и поискового характера;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности;
• развитие навыка работы в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе и с учебными моделями) [18].
В пособии «Как проектировать УУД в начальной школе», созданном в рамках проекта разработки общих принципов, функций государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, указана особая важность сформированности таких групп познавательных универсальных учебных действий, как общеучебные, логические учебные действия, а также действия постановки и решения проблемы (задачи) для успешного дальнейшего обучения, в начальной школе [7].
Общеучебные универсальные действия включают:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; умение извлекать важную информацию из прослушанных текстов различных жанров;
• умение определять, какая информация в тексте является основной, отделение ее от второстепенной;
• умение правильно поставить и сформулировать проблему, развитие навыка самостоятельно составлять алгоритм деятельности для решения творческих задач и задач поискового характера. Можно выделить знаково-символические действия как особую группу универсальных общеучебных действий;
• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая) [5].
В свою очередь, ещё одна группа «Логические универсальные учебные действия», связаны с формирование таких действий как: операции анализа, синтеза информации об объекте или явлении, сравнение объектов по критериям, сериация, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; выдвижение и обоснование гипотез, построение умозаключений.
Действия постановки и решения проблемы включают:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [7].
Логические УУД опираются на мыслительные операции, включают в себя их, но ими не ограничиваются, что видно из указанной выше классификации. Кроме того, логические УУД включают в себя сложное логическое действие постановки и решения задач, которое базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлять классификацию, устанавливать аналогии [6]. Из этого следует, что логические УУД мы можем определить как те основные фундаментальные операции, на которые опираются все познавательные процессы, поэтому в данной работе они заслуживают отдельного внимания. В разное время предпринимались неоднократные попытки изучения «мыслительных операций». Так, например, П. Я. Гальпериным изучалось поэтапное формирование умственных действий учащихся [3].
Анализ мыслительных операций был предпринят также Л. С. Выготским, А. З. Заком, А. М. Матюшкиным и др. В «Планируемых результатах начального общего образования» познавательные УУД были разделены на группы по принципу, в основе которого лежит определение возможности достижения учеником определённого результата [12]. Для оценивания результатов освоения УУД выпускниками выделяются «базовый» и «повышенный» уровни. «Базовый» уровень – это уровень освоения УУД, который ожидается у выпускников, он приводится в блоке «Выпускник научится».
Овладение обучающимися УУД, заявленными в базовом уровне, принципиально необходимо для успешного обучения в начальной школе.
Система этих УУД может быть освоена подавляющим большинством детей. «Повышенный» уровень приводится в блоке «Выпускник получит возможность научиться» и содержит те УУД, которыми смогут овладеть только отдельные мотивированные и способные обучающиеся.
Логические УУД, которыми необходимо овладеть выпускнику начальной школы («базовый» уровень), составляют:
• осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществление синтеза, как составления целого из частей;
• проведение сравнения, сериации и классификации по заданным критериям;
• обобщение;
• установление причинно-следственных связей;
• установление аналогий;
• осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза [7].
«Повышенный» уровень познавательных логических УУД составляют следующие УУД:
• осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельным достраиванием и восполнением недостающих компонентов;
• осуществление сравнения, сериации и классификации, самостоятельным выбором основания и критериев для указанных логических операций;
• построение логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей;
• произвольное и осознанное владение общим приёмом решения задач [7].
Таким образом, познавательные универсальные учебные действия оказывают прямое влияние на интеллектуальный уровень развития ученика, способствуют формированию таких важных навыков, как организация самостоятельного процесса добывания предметных знаний, анализа, систематизации изученной информации, построение выводов и умозаключений, формированию умений решения учебно-познавательных задач.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Виневская А.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения. Справочник для студентов / Под ред. И.А. Стаценко. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 258 с.
2. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века » / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2017. – 67 с.
3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1996. – 132 с.
4. Головко Е.В. Моделирование в процессе изучения «Окружающего мира» в начальной школе / Е.В. Головко. – Белгород : ИД «Белгород», 2013.
5. Дмитриева, Н. Я. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 1-4 класс [Текст] / Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казакова. – Самара : Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров» 2010. – 139 с
6. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст] / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачёва, З. И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва : ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 288 с.
7. Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир.1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. – Москва : АСТ Астрель, 2013. – 136 с.
8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
9. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Москва : Издательский центр «Академия», 2000. – 279 с.
10. Лукашевич В.К. Модели и метод моделирования в человеческой деятельности / В.К. Лукашевич. – Минск : Наука и техника, 2003. – 120 с.
11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] / А. М. Мотюшкин. – Москва : Директ-Медиа, 2008. – 354 с.
12. Медведева, Н. В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // Начальная школа плюс До и После. – 2011 – № 7. – С. 44–47
13. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2014. – 174 с.
14. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Учительская газета. – 2012
15. Окружающий мир. 1–4 класс. Разноуровневые задания к урокам. Подготовка к ВПР/автор-составитель О.М. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2018.– 119 с.
16. Петерсон Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. – М., 2008
17. Планируемые результаты начального общего образования: под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с
18. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 1-4 классы [Текст] : учебник для общеобразовательных школ / А. А. Плешаков. – Москва : «Просвещение», 2013. – 135 с.
19. Плешаков, А.А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. – М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
20. Плешаков, А.А. Зеленые страницы [Текст]: книга для учащихся начальных классов / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
21. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. - 95 с.
22. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: методические рекомендации / А.А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б. Кирпичева, А.Е. Соловьева. – М.: Просвещение, 2014. – 143 с.
23. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: рабочая тетрадь. В 2 ч. Часть 1/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 100 c.
24. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 2 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.
25. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
26. Плешаков, А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2014. – 205 с.
27. Плешаков, А.А. От земли до неба [Текст]: атлас - определитель / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2018. – 224 с.
28. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801
29. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 204 с.
30. Савенков, А.И. Диагностика способностей школьников к исследованию и проектированию как педагогическая задача // Вестник МГПУ. Серия Педагогика, психология. – М.: МГПУ, 2015. – №3 (33). – С. 76–82.
31. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии / Т.П. Сальникова. – М.: Сфера, 2005
32. Семенова, Н.А. Образовательные ресурсы учебного предмета «Окружающий мир»в современной начальной школе // Вестник ТГПУ, 2017. – №1 (178). – С. 33–36
33. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: методическое пособие. Томск: изд-во ФГУ «Томский ЦНТИ», 2007.– 76 с.
34. Смирнова, О.М. Деятельностный подход в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе /Актуальные проблемы образования в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: монография /под ред. В.И. Баймурзиной. – СПб.: Социальногуманитарное знание, 2015. – С. 78–96
35. Смирнова, О.М. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие для бакалавров. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 199 с.
36. Соловьева, Т.А. От чувственного опыта младших школьников к постановке и решению проблемы / Гносеологические аспекты образования: международный сборник научных трудов, посвященный профессору С.П. Баранову. – Елец: Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2016. – С. 44–47
37. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
38. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурментская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. 159 с.