Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из возможных способов качественного изменения содержания воспитательного процесса является включение в него гуманистических идей и традиций народной педагогики. В настоящее время в воспитательной практике дошкольных учреждений возрастает интерес к использованию потенциала народной педагогики, аккумулирующей многовековую мудрость и опыт в области воспитания. Интерес к традициям народного воспитания обусловлен еще и тем, что они базируются не только на художественных ценностях, созданных народом, но и на осмыслении тех переживаний человека, нации, которые отражают опыт противоборства добра и зла, кодекс чести и достоинства, его идеалы и привязанности.
Народная педагогика располагает огромным арсеналом средств, форм и методов, которые доказали свою жизненность и эффективность. К ним относятся произведения устного народного творчества, включающие в себя сказки, загадки, заклички, песенки, потешки, пословицы и поговорки; народные праздники и обряды; различные народные игры и состязания; разножанровые виды декоративно-прикладного искусства. Все эти формы и средства направлены на реализацию определенных задач в воспитании детей, т.е. осуществляют комплексное воздействие на ребенка, преследуя главную цель - воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности.
Любой человек овладевает культурой в соответствии с тем воспитанием и обучением, который получил с детства. Очевидно, что жизненный опыт ребенка, полученный им в кругу семьи, реальная жизненная практика, специфика проживания в определенном национальном регионе накладывают отпечаток в душе и мировоззрении растущего человека.
Любая национальная культура – это, прежде всего, культура рода, семьи, в которой вырос ребенок. С молоком матери он впитал в себя мировоззрение и мировидение той этнической и социокультурной среды, в которой он родился.
Самые яркие воспоминания детства у каждого человека связаны с милыми сердцу колыбельными песнями матери, детскими народными песнями, играми, сказками, народными праздниками. Между тем, ученые, педагоги и сами родители дошкольников отмечают, что в обозримом будущем семья не сможет обеспечить в массовом порядке приобщение детей к истокам национальной культуры.
В настоящее время ребенок с самого рождения погружен в унифицированную культурную среду, которая зачастую лишает его возможности говорить на родном языке, знать и уважать традиции своих предков. Таким образом, задача приобщения детей к народной культуре, ложится на плечи педагогов. Особенно актуальна эта задача для педагогов дошкольного образования.
В этом и заключается актуальной рассматриваемой темы «Перспективы использования этнически сложившихся традиций в педагогике».
Объект исследования: процесс воспитания детей старшей группы ДОУ с использованием этнически сложившихся традиций.
Предмет исследования: народные традиции как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить использование этнически сложившихся традиций в педагогике в условиях детского сада.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что эффективность воспитания детей старшего дошкольного возраста может быть обеспечена посредством использования воспитательного потенциала народных традиций.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и содержание народных традиций в этнопедагогике.
2. Рассмотреть использование традиций народной культуры в дошкольном воспитании.
3. Выявить уровень представлений дошкольников о национальной культуре.
3. Подобрать и апробировать занятия по использованию народных традиций в старшей группе ДОУ.
Методы исследования: теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, констатирующий и формирующий эксперимент.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при условии подтверждения эффективности воспитания старших дошкольников средствами народных традиций, возможно дальнейшее использование полученных данных в педагогической практике с целью формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы использования народных традиций в воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и содержание народных традиций в этнопедагогике
В последнее время в отечественном образовании происходит стабилизация этнонационального вектора, выступающего в контексте диалектики приобщения к российским и мировым культурным достижениям. Поиск сбалансированности двустороннего процесса развития национальной самобытности и ориентации на мировой культурный опыт в образовательной системе России поможет сформировать у учащихся этническую идентичность, толерантность, культуру межнационального общения, умение позитивно взаимодействовать в процессе межэтнического диалога. В современном образовательном процессе дошкольной организации и школы воспитание на народных традициях, стремление к единству с окружающим миром посредством интеграции в поликультурное этническое пространство является важной основой этнокультурного образования детей.
На сегодняшний день, несмотря на достаточную разработанность вопросов этнической тематики в различных исследованиях в области философской, социологической, педагогической науки, единого определения понятия «этнокультурное образование» не существует.
Современные исследователи М.И. Григорьева и Н.Н. Журавлева рассматривают этнокультурное образование как целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к этнической культуре в учреждениях дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования на основе взаимодействия с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации .
К.С. Борисова трактует этнокультурное образование как «органическую составную часть общего государственного образования России как полиэтнической страны, многомерное историко-политическое, социокультурное и педагогико-организационное явление, основой которого является творческое освоение этнокультурных ценностей (языка, литературы, истории и культуры, духовного наследия)» .
Т.К. Солодухина дает следующее определение данного термина: «Взаимодействие культуры и образования, основанное на ценностях этнических культур и педагогических достижений народов, есть этнокультурное образование» .
Мы разделяем позицию А.Б. Афанасьевой, одного из ведущих специалистов в области этнокультурного образования. Раскрывая в своей монографии феномен этнокультурного образования, она определяет его как «целостный процесс изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса и суперэтноса в структуре развития мировой культуры» . Автор акцентирует внимание на «здоровом» балансе «моноэтнической глубины постижения родной культуры и полиэтнической широты», что наиболее полно отвечает современным задачам этнокультурного образования.
Историко-педагогический анализ становления этнокультурного образования в России показал, что в содержании российского образования вопросы соотношения этнокультурного и поликультурного компонентов всегда занимали одно из важных мест: начиная с XVIII века (точнее, с 1760 года) обучение этнических меньшинств в России осуществлялось на родном языке. Значительный вклад в разработку теоретических проблем российской национальной школы на рубeже XIX–XX веков был внесен К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, Н.И. Ильминским, С.И. Гессеном и др.
К.Д. Ушинский приоритетным считал принцип народности, выражающийся в стремлении народа сохранить свое национальное «Я» для дальнейшего исторического развития во всех областях жизни. В работе «Народность в общественном воспитании» автор указывал на важную роль «народной педагогики» в воспитании детей: «Народная педагогика – область эмпирических знаний и опыта народных масс…. Источниками изучения народной педагогики являются произведения фольклора с педагогическим содержанием и направленностью, этнографические материалы, народные воспитательные традиции, игры, игрушки, народные и молодежные праздники, опыт семейного воспитания и прочее» .
Основу разработки теоретических и практических вопросов функционирования национальной школы в России в середине XIX века положил православный миссионер выдающийся деятель народного просвещения, этнограф и переводчик Н.И. Ильминский. Система Н.И. Ильминского предполагала просвещение «инородцев» в православной миссионерской школе на родном для учащихся языке с одновременным изучением русского и последующим переводом обучения на русский язык. Система Н.И. Ильминского опиралась на определенные условия функционирования национальной школы: обеспечение государственной нормативно-правовой базы; осуществление содержания образования с учетом особенностей развития детей; подготовку педагогических кадров и наличие пособий для обучения.
П.Ф. Каптерев в труде «История русской педагогии» большое внимание уделял вопросам содержания педагогического процесса, раскрывающегося через национальные ценности: язык, религию, быт. По мнению ученого, особую роль в данном процессе играет родной язык, в ходе освоения которого ребенок приобщается как к национальным духовным ценностям, так и к общечеловеческим знаниям, формирующим научный взгляд на окружающий мир. П.Ф. Каптерев, разрабатывая содержание воспитательного идеала, советовал педагогам учитывать не только национальные, но и общечеловеческие особенности учащихся, обусловленные ценностями их культуры.
П.Ф. Каптерев пишет: «Общечеловеческое и народное неразрывно соединены, живут и действуют в каждом народе. Основы воспитания и образования общечеловечны, национальность же дает дополнительные черты образовательному идеалу, более частные, но не менее важные» . Главным результатом образовательного идеала является, по мнению автора, тесное «сплетение» культуры национального и общечеловеческого: «Человек и гражданин, не только член известной нации, но и человечества. Образование должно сообщить человеку такие вкусы, склонность, такую подготовку, чтобы он не чувствовал себя чужим ни в одном культурном обществе. Каждый образованный человек должен быть гражданином всего культурного мира» .
Известный отечественный ученый, педагог С.И. Гессен в начале XX века, рассуждая о приоритетности национального образования в процессе формирования культуры личности, задачу его видит не только в упрочнении нации, но и в «вовлечении народа в образовательный процесс», привлечении всех слоев народа к культуре, «к образованности как высшему ее проявлению» .
С.Т. Шацкий одним из первых отечественных педагогов обосновал и реализовал этнокультурологический подход, при котором культура стала интегративным средством, объединившим воспитание и образование с народной педагогикой. Отмечая сложность проблемы вхождения ребенка в сферу культурных достижений человечества, он советовал педагогам опираться на принцип народной педагогики, соединяющий национальные, общечеловеческие ценности с духовным формированием развивающейся личности .
Подводя итог небольшому историческому экскурсу, можно отметить, что уже в царской России приоритетными задачами в государственной образовательной политике выступали вопросы взаимодействия этнического и полиэтнического компонентов.
В советский период образование подчинялось идеологическим установкам государства, направленным на интернациональное воспитание учащихся: развитие идей равноправия, дружбы народов. В это время значительно активизировались организация и развитие образования национальных меньшинств, изучение национальных культур народов, населяющих Союз Советских Социалистических Республик. Государственная политика способствовала развитию основ этнокультурного и поликультурного образования, что снимало национальную напряженность, конфликты на межнациональной почве, утверждало толерантность.
Обоснование проблемы этнокультурного образования было содержательно отражено в культурно-исторической теории развития поведения и психики Л.С. Выготского, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Ученый доказал, что всякая функция в культурном развитии личности появляется в двух планах: сначала в социальном, затем психологическом (переход интерпсихической категории в интрапсихическую), что изменяет процесс развития психики человека, его структуру и функции. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского основывается на знаковой организации психики человека. Эти знаки (коды) вырабатываются в ходе истории народа, фиксируются в его культуре, передаются от поколения к поколению благодаря воспитательно-образовательному процессу. Теория Л.С. Выготского убедительно доказывает положительное влияние образовательного процесса, включающего этнокультурный компонент, на культурно-образовательную самоидентификацию личности учащихся, толерантное и уважительное отношение к представителям других этнических культур.
Этнокультурное образование в России в полной мере сложилось во второй половине XX века, но предпосылки его возникновения появились уже в советский период. Так, благодаря научным изысканиям М.К. Абдуллатипова, Ю.В. Бромлея, Л.П. Буевой, М.С. Кагана, И.С. Кона, Д.С. Лихачева, М.К. Мамардашвили и др. авторов были раскрыты вопросы формирования и эволюции этносов и наций, национального и этнического самосознания, культуры, природы социальных конфликтов и т.д.
Значительный вклад в развитие этнокультурного образования был внесен известным советским педагогом В.А. Сухомлинским, считавшим этнокультурный компонент средством обновления учебно-воспитательного процесса в школе. В своих многочисленных трудах он подчеркивал важность сохранения и передачи последующим поколениям особенностей национальной психологии народа, его самобытной культуры, творческих традиций, тесных духовных связей с представителями других национальностей.
Этнопедагогика как наука появилась в 70-х годах XX века благодаря трудам Г.Н. Волкова, послужившим фундаментом для создания концептуальных положений в области этнокультурного образования. Г.Н. Волков дал следующее определение науки: «Этнопедагогика – наука, изучающая народную культуру и народную педагогику с целью выявления общих закономерностей их становления и развития и возможностей использования в современных учебно-воспитательных системах» .
В годы перестройки, после распада СССР, со стороны национальных движений активизировался поиск моделей национального образования, связанный с желанием уйти от унификации явлений общественной жизни, идеологических издержек. Исследователи А.Ю. Белогуров, Г.С. Денисова, Т.К. Солодухина и др. с тревогой фиксировали факты создания моделей «этнической изоляции» во многих российских республиках, что, по их мнению, приводит к разрушению целостности государственной национальной политики России . Поиск сбалансированной образовательной системы, учитывающий принцип равенства всех национальностей на территории России в конце XX века, привел к появлению в отечественной педагогической науке этнокультурного образовательного компонента. Интерес ученых к проблеме этнокультурного образования в Российской Федерации дал толчок для разработки определенных научных направлений – моноэтнического и полиэтнического (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Т.Н. Петрова, А.Б. Панькин, А.Б. Афанасьева, У.А. Винокурова, А.Д. Семенова и др.).
Моноэтническое направление связано с активизацией интереса к национальному фактору в системе воспитания и обучения детей, возврату к корневой системе народной педагогики. Данная тенденция подталкивает людей к познанию своей национальной принадлежности, уникальности, самобытности, что, по словам этнопсихолога Т.Г. Стефаненко, получило название «этнического парадокса современности», т.е. «интереса к своим корням». Моноэтническое направление этнокультурного образования было представлено в моделях национальных школ, получивших распространение в годы перестройки. Приоритетом данного направления являлось обучение родному языку, истории, литературе в общеобразовательной школе, начиная с младшего школьного возраста.
На сегодняшний день моноэтническое направление, по мнению ведущих специалистов в этнокультурном образовании, является невозможным по причине его «однополярности» в многонациональном территориальном пространстве России. Однако интерес к этнической культуре в образовании положительно сказался на содержании образования, что привело к углублению изучения материала, связанного с различными аспектами этнопедагогики, принятию концептуальных документов в области этнокультурного образования в различных республиках Российской Федерации (Башкортостан, Татарстан и др.).
Полиэтническое направление как вектор этнокультурного образования связано с активизацией процесса глобализации образования, способствующей усвоению учащимися знаний о других культурах, традициях, образе жизни других народов. Исследователи В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Р. Садыкова, М.Л. Воловикова и др., опираясь на западные концепции мультикультурного (многокультурного) образования (К. Беннет, Д. Бэнкс, К. Кэмпбелл и др.), в своих трудах стремятся к важной цели – формированию толерантной личности, способной к позитивному диалогу с представителями других культур. Однако, несмотря на положительные идеи представителей данных концепций, во главу угла полиэтнического направления ставится прежде всего изучение мировой культуры, что нейтрализует вопросы, связанные с формированием этнической самоидентичности.
Важнейшей задачей этнокультурного образования на современном этапе является тесное взаимодействие моноэтнического и полиэтнического направлений: сохранение национальной идентичности при формировании толерантности в межкультурном взаимодействии.
Фундаментальной основой этнокультурного образования выступают определенные научные подходы, реализующиеся в системе непрерывного образования: на ступени дошкольного, школьного, дополнительного образования, а также на ступени подготовки педагогических кадров (Г.Н. Волков, В.Ф. Афанасьев, Т.Н. Петрова, А.Б. Афанасьева, У.А. Винокурова, А.Д. Семенова и др.)
Поскольку ядром этнокультурного образования является взаимодействие культуры и образования, особую значимость приобретают культурологический и этнокультурологический подходы, предполагающие развитие способности человека к межкультурной коммуникации, приобщение личности к ценностям различных видов народной художественной культуры, культурам народов мира.
Процесс становления у детей основ этнической идентичности, развития толерантности, культуры межнационального общения приходится на период дошкольного и младшего школьного возраста. В возрасте от пяти до десяти лет происходит вхождение ребенка в социум, усвоение различных нравственных норм, формирование духовных ценностей. Важность проблемы этнокультурного образования дошкольников и младших школьников зафиксирована в образовательных стандартах дошкольного и начального общего образования, основанных на «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
На этапе дошкольного образования, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, формирование основ этнической культуры выражается в развитии «представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира» .
Формирование личности и ее дальнейшее развитие происходит постепенно и способствуют этому процессу многие факторы, которые как могут зависеть от индивидуальной воли человека, так могут и не заметить, относятся к субъективным или к объективным, могут быть как внешними, так и внутренними . Несмотря на то, что система образования развивается и особенности преподавания так же претерпевают изменения народные нравственные традиции не канули в лету и продолжают переходить из поколения в поколение. Так же по наследству передаются опыт и идеи нравственной педагогики, которая оказывает влияние на умы нового поколения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Акулова, О.В. Проблема воспитания этнотолерантности у детей дошкольного возраста / О.В. Акулова //Дошкольная педагогика. – 2008. – № 11. – С. 8–12.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики : В 20 кн. Кн. 3. Школа жизни / Ш.А. Амонашвили. - Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2012. – 320 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. В 2 т.: Т. 2 / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 549 с.
4. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию: Учебное пособие / А.И. Арнольдов. - М.: Народная Академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -352 с.
5. Арутюнов, С.А. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. – Люистон: Изд-во Эдвин Меллен Пресс, 2002. - 386 с.
6. Асмолов,А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: Учебник / А.Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. - 528 с.
7. Афанасьева А.Б. Содержание этнокультурного образования в современной поликультурной среде // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 7. С. 78–82
8. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009
9. Бабаков, В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / В.Г. Бабаков, В.М. Семенов. – М.: ИФ РАН, 1996. - 70 с.
10. Баева Г.И. Народные традиции в воспитании детей. [Электронный ресурс]. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ac68a5c53a88421316d27_0.html
11. Бгуашева, З.К. К проблеме приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре / З.К. Бгуашева // Вестник Адыгейского государственного университета. - № 3, 2006. – С. 129-131.
12. Бельский В.Ю. К.Д. Ушинский о национальном характере воспитания / В.Ю. Бельский // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 6. - С. 203-213.
13. Березина, Т.А. Как знакомить старших дошкольников с историей родной страны / Т.А. Березина // Детский сад: Теория и практика. - № 9, 2011. – С. 16-23.
14. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
15. Бонами, З.А. Музей – образование – дети / З.А. Бонами // Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией / Сост. М.Ю. Юхневич. – М.: Российский институт культурологии, 1997. – С. 5-21.
16. Борисова У.С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (на материале Республики Саха (Якутия)): дис. ... докт. социол. наук. СПб., 2006.
17. Бударина, О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие / О.Н. Бударина. – М.: Детство, 2008. - 400 с.
18. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 168 с.
19. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1999.
20. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
21. Григорьева М.И, Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. № 2(6). С. 28–33
22. Егорова Н.И., Николаева Л.В. Этнопедагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2015. - С. 147-149.
23. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая. – Санкт-Петербург: Д.-ПРЕСС, 2005
24. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.- М.,1991
25. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 2004. – с. 155
26. Квасова Л. Н. Духовно-нравственное воспитание личности ребенка как средство формирования представлений о России и ее культуре в сфере дошкольного образования / Л. Н. Квасова // Педагогика XXI века: традиции и инновации: сб. Всероссийской научной конференции с международным участием (Липецк, 06 декабря 2018 г.) / под ред. Н. В. Фединой. – Липецк: ЛГПУ имени П. П. СеменоваТян-Шанского, 2018.
27. Лисовенко Г.В. Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона. [Электронный ресурс]. - http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-natsionalnye-traditsii-kaksredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-shkolnikov-v-usloviyah-polietnicheskogoregiona#ixzz4Ox0xqh2V
28. Николаева Л.В. Формирование этнопедагогической компетентности педагогов дошкольного образования в вузе / Л.В. Николаева. - Якутск: Изд. дом СВФУ, 2009. - 142 с.
29. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей / С. И. Поздеева // Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3. – С. 76-83
30. Скоролупова О.А. Введение ФГОС дошкольного образования: разработка образовательной программы ДОУ / О.А. Скоролупова. - М.: Изд. Скрипторий, 2014. - 94 с.
31. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. педвузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Изд. Центр «Академия», 2013 - 576 с.
32. Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом пространстве Республики Бурятия. – Москва-Улан-Удэ, 2005
33. Суслова Э. К. Формирование образа Родины у дошкольников в рамках программы «И ты увидишь, мир прекрасен!» // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3.
34. Титенкова Л.И., Беловолова С. П. Журнал Сибирский педагогический журнал. Выпуск № 12 / 2007 [Электронный ресурс]. http://cyberleninka.ru/article/n/traditsiinarodnoy-pedagogiki-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov
35. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Избранные труды. В 4 кн. Кн. 1: Проблемы педагогики. М.: Дрофа, 2005. С. 54–131
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
37. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1980.