- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Политика КНР в Восточной Африке во второй половине ХХ — XXI вв.
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Востоковедение
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Политика КНР в Восточной Африке во второй половине ХХ — XXI вв."?70 страниц
51 источник
Добавлена 28.06.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Политика КНР в Восточной Африке в период холодной войны 8
1.1. Формирование отношений КНР и государств Восточной Африки в период правления Мао Цзэдуна 8
1.2. Развитие сотрудничества КНР и восточноафриканских стран в начале политики открытости и реформ 21
Глава 2. Политика КНР в отношении государств Восточной Африки в конце XX – XXI вв………………………………………………………………...27
2.1. Особенности отношений Китая и стран Восточной Африки в конце XX-начале XXI веков 27
2.2. Инициатива «Один пояс, один путь» в Восточной Африке 43
Заключение 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 64
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Китайская Народная Республика является одним из глобальных центров силы, который оказывает возрастающее влияние на международные отношения. Однако в период холодной войны Китай представлял собой развивающееся государство, заметно уступающее двум ведущим полюсам биполярного мира – США и СССР.
Формирование КНР как государства, эволюция его внешнеполитической стратегии вызывает интерес как период возрождения Поднебесной, одной из древнейших цивилизаций, оказавших влияние на развитие всего человечества.
К моменту образования КНР страна находилась почти столетие в полуколониальной зависимости, подвергаясь иностранным вторжениям и раздираемая гражданской войной.
Само образование Китайской Народной Республики знаменовало окончание последней четырехлетней гражданской войны между «коммунистическим» и «националистическим» правительством.
Восточная Африка в период холодной войны представляла собой преимущественно территории, состоявшие из колоний, постепенно обретавших свою независимость.
В этой связи вызывает интерес процесс становления и развития отношений между КНР и государствами Восточной Африки, роль Пекина в региональных процессах, а также эволюция роли КНР в Восточной Африке после начала периода реформ и открытости в Китае и быстрого роста экономических возможностей страны.
Отдельный исследовательский интерес вызывает анализ современного этапа отношений Китая со странами Восточной Африки в условиях формирования КНР как глобального центра силы и реализации проекта «Один пояс, один путь».
Представляет интерес формирование нового Китая, его внешнеполитического курса, развития отношений в условиях противостояния с США и того, как это противостояние проявляется в Восточной Африке.
Объектом исследования является Китайская Народная Республика и Восточная Африка.
Предмет исследования сотрудничество КНР со странами Восточной Африки.
Целью курсовой работы является анализ сотрудничества КНР с государствами Восточной Африки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть формирование отношений КНР и государств Восточной Африки в период правления Мао Цзэдуна;
- изучить развитие сотрудничества КНР и восточноафриканских стран в начале политики открытости и реформ;
- рассмотреть особенности отношений Китая и стран Восточной Африки в конце XX-начале XXI веков;
- проанализировать инициативу «Один пояс, один путь» в Восточной Африке.
Анализ использованных источников. К источникам исследования можно отнести нормативно-правовые документы, такие как Совместное заявление чрезвычайного саммита Китай-Африка о солидарности против КОВИД-19 , документы о строительстве железной дороги Эфиопия – Джибути в рамках проекта «Один пояс, один путь» . Вместе с тем, следует отметить незначительное количество документов, доступных для чтения на русском или английском языках, поскольку соглашения носят часто закрытый характер или же не переводятся.
Среди источников можно отметить официальные выступления и заявления Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина , в которых излагались основные принципы внешней политики Китая на том или ином историческом этапе, а также беседа премьер-министра КНР Чжоу Эньлая в ходе его первого визита в Африку в 1963-1964 годах . Также, выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете , выступление заместителя министра иностранных дел КНР по вопросам проекта «Один пояс, один путь».
Кроме того, сюда же относятся материалы газеты «Жэньминь жибао» о сотрудничестве КНР со странами Восточной Азии в контексте реализации проекта «Один пояс, один путь».
Историографический обзор. Материалы исследования целесообразно разделить на две группы. В первую включены работы отечественных авторов, таких как В.В. Бондарева о становлении отношений Китая и стран Восточной Африки, А. Виноградов об особенностях внешней политики КНР, Л. Гудошникова, Б. Барахта о начале реформ в КНР, котоыре полностью изменили внешнеполитическую стратегию страны, Е. Поликарпова , В. Усов , проанализировавшие различные аспекты внешнеполитического развития КНР при Мао Цзэдуне и Дэн Сяопине, А.Ф. Клименко, П.Б. Каменнов , С. Мануков , С.М. Труш , изучавшие различные аспекты внешней политики КНР.
Во вторую группу включены работы зарубежных авторов, таких как Цзицай Фэн , Э. Вогель , Ш. Кобаяши , изучавших особенности внешнеполитического развития в период Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, А. Клифтон , Д. Гроссман , Фанг Джин , Се Тао , анализировавших особенности внешней политики КНР и их проект «Один пояс, один путь», А. Абдилахи , А. Забелла , Э. Альберт , Я. Тейлор , Дж. Торнтон , С. Чан , рассматривавших политику КНР в отношении Восточной Африки.
Глава 1. Политика КНР в Восточной Африке в период холодной войны
1.1. Формирование отношений КНР и государств Восточной Африки в период правления Мао Цзэдуна
Восточная Африка представляет собой регион, состоящий из развивающихся стран, некоторые из которых находятся в состоянии внутреннего конфликта, или полураспада, как, например, Сомали.
Сам регион включает в себя страны восточной части Африки, за исключением Египта на севере и Южно-Африканской Республики, на юге .
Некоторые источники не включают в регион Судан, одновременно вводя в состав Восточной Африки Южный Судан .
Энциклопедия Британника определяет Восточную Африку как часть Африки к югу от Сахары, включающую два традиционно признанных региона: Восточная Африка в узком смысле слова, состоящую из Кении, Танзании и Уганды; и Африканский Рог, состоящий из Сомали, Джибути, Эритреи и Эфиопии .
В рамках исследования мы полагаем целесообразным исходить из широкой трактовки региона Восточная Африка, включающего в себя и Судан, и страны до Южно-Африканской Республики.
Из современных стран Восточной Африки к началу холодной войны независимость сохраняла лишь Эфиопия. Основной процесс сформирования независимых государств Восточной Африки происходил в 1950-1960-е годы. Соответственно, до образования независимых государств отношения могли строиться лишь в виде поддержки движения самоопределения, причем со стороны Китая эта политика формировалась на основе общего курса внешней политики, отношений с СССР и ситуации с безопасностью вокруг КНР.
Между тем, только в 1949 году гражданская война в Китае была завершена, Коммунистическая партия Китая во главе с Мао Цзэдуном одерживало верх в четырехлетнем конфликте с Националистическим правительством, которое, в попытке удержаться у власти, призвало США, Великобританию, Францию и Советский Союз выступить посредником мирного урегулирования.
Мао Цзэдун завил о готовности к переговорам, одновременно продолжая наступление. В течение весны и лета 1949 года Националистическое правительство оставило все ключевые пункты на материке, а Мао Цзэдун провозгласил создание Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года .
Таким образом, в вопросе отношений со странами мира в целом, и Восточной Африки, в частности, стала сказываться проблема Тайваня и условие КНР признания при непризнании Тайваня в качестве государства.
Положение осложнялось тем, что Тайвань до 1971 года занимал место Китая в Совете Безопасности ООН, в то время КНР не была представлена в Организации Объединённых Наций.
В течение 1950-1960-х годов обсуждалось двойное представительство Китая, либо как разделенной страны, либо как двух государств, КНР и Тайвань. Ни Пекин, ни Тайбэй не проявляли гибкость в этом вопросе, а Тайбэй опасался, что при таком развитии ситуации он потеряет место в Совете Безопасности .
КНР придерживался следующих принципов «единого Китая»:
- в мире только один Китай;
- Тайвань является частью Китая;
- Китайская Народная Республика является единственным законным правительством, которое представляет всех граждан Китая.
В этом контексте важна позиция США как ключевого союзника Тайваня. США являются «третьим игроком» в отношениях КНР и Тайваня . США признали, что Коммунистическая партия Китая является единственным правительством Китая, но сохраняли расплывчатую позицию, когда речь идет о том, принадлежит ли Тайвань Китаю.
В этой связи, ослабленный Китай, занятый своими внутренними проблемами, и территориальным объединением страны а также ее международным признанием, фактически устранился из процесса формирования государственности в Восточной Африке.
В самом общем виде КНР поддерживала Советский Союз в его позиции по вопросам антиколониализма. СССР был самым близким союзником Китая с самого начала формирования нового государства. Однако уже в период 1949–1952 гг. ознаменовался изменениями советского влияния в Китае. Официально санкционированные условия такого влияния были разработаны во время визита Мао в Москву и оформлены в Договоре о дружбе, союзе и взаимной помощи, подписанном 14 февраля 1950 года .
Спустя годы, уже в период охлаждения отношений, китайцы обвинили Москву в том, что Москва не смогла оказать Пекину адекватную поддержку в соответствии с этим договором, и оставила китайцев лицом к лицу с силами ООН, практически одними в Корее. Семена сомнений относительно готовности Советского Союза помочь Китаю были посеяны .
Пекин договорился с Москвой по дальнейшему сокращению прямого советского контроля в Китае, что включало достижение соглашения об окончательном выводе советских войск из Порт-Артура (Люшунь) к середине 1955 года.
Уступчивости Москвы и способствовала смена политического руководства. Новые лидеры стали предпринимать усилия по прекращению напряженности в отношениях с китайцами. Применимость советской модели к Китаю и степень, в которой ее использование могло бы стать предлогом для вмешательства в дела Китая, стали подвергаться сомнению китайским руководством.
Тем не менее, это потенциальное сокращение советского влияния было уравновешено растущей советской деятельностью в других областях. Китайская армия была реорганизована по советской линии, с большим упором на тяжелую огневую мощь и мобильность. Советские тексты и агитационные материалы наводнили страну. Советский Союз ранее предоставил кредит в размере 300 миллионов долларов (использованный к 1953 году), за которым последовал меньший кредит на развитие в 1954 году (использованный к 1956 году) .
Советский Союз играл важную роль во внешней политике Китая, и Китай принял лидерство Москвы в международном коммунистическом движении. Сотрудничая с Москвой, Пекин поддерживал революционную деятельность по всей Африке и выступал против компромисса с нейтралистскими режимами.
В то время как китайцы изначально брали свои основные сигналы в формировании внешней политики от внутренних событий и в целом придерживались первоначальной просоветской линии, они начали действовать - основываясь на нескольких важных уроках, извлеченных в ходе корейской борьбы, - чтобы уменьшить воинственную и изоляционистскую позицию Пекина в международных делах.
Пекин признал нецелесообразность огромных затрат на войну, усомнился в надежности советской военной поддержки. Китай понимал связанные с этим издержки и риски и был полон решимости проявлять большую осторожность в своих международных делах .
Другой урок состоял в том, что нейтральные страны в Азии и Африке не были «западными марионетками», и было выгодно поддерживать дружеские отношения с ними с политической точки зрения.
Эти уроки, подкрепленные внутренними соображениями, привели Китай к попыткам проведения более сбалансированной внешней политики и нормализации свои внешних связей, согласно принципу мирного сосуществования, что сказалось и на отношениях с государствами Восточной Африки.
Премьер-министр КНР Чжоу Эньлай символизировал более активную дипломатическую роль Китая на Бандунгской конференции в апреле 1955 года, на которой обсуждались азиатско-африканские проблемы. Его лозунгом было «Единство со всеми», согласно линии мирного сосуществования.
Эта «линия Бандунга», связанная с Чжоу, привлекла внимание всего мира, когда он сказал присутствующим, что его правительство полностью готово к установлению нормальных отношений со всеми странами мира .
В рамках этой политики в апреле 1955 года было положено начало развития отношений между Китаем и странами Восточной Африки. В ходе Бандунгской конференции премьер-министр КНР Чжоу Эньлай впервые встретился с руководством таких государств, как Эфиопия, Судан, после чего Китай активизировал контакты со странами Африки.
Однако уже вскоре Китай принял новую, более воинственную внешнюю политику, которая четко прослеживалась в заявлении Мао во время поездки в Москву в ноябре 1957 года о том, что «восточный ветер преобладает над западным ветром», что подразумевало возвращение к боевой борьбе .
По некоторым оценкам, изменение в линии было вызвано США. Наращивание сил антикоммунистических режимов для окружения Китая и отсутствие значительных успехов в мирном сосуществовании с нейтральными странами третьего мира побудили занять более воинственную позицию.
К тому же, в Бандунге руководство КНР осознало, что «Третий мир» представляет собой совокупность относительно небольших государств, которые Китай мог бы повести за собой в качестве альтернативного полюса силы биполярного мира.
Другие аналитики утверждают, что Мао рассматривал запуск советского космического корабля (октябрь 1957 г.) и китайско-советское соглашение о ядерном оружии как свидетельство того, что соотношение мировых сил изменилось в пользу коммунизма .
В 1960-е годы Китай вступил с новой геополитической парадигмой, позиционируя себя как часть и одновременно как лидера Третьего мира. Во время тура по Африке в конце 1963 и начале 1964 года Чжоу Эньлай начал с призыва к революции в новых независимых государствах и открыто бросил вызов Советскому Союзу за лидерство в Третьем мире .
Первый тур Чжоу Эньлая по Африке, широко известный как «Сафари» Чжоу, представлял собой серию государственных визитов в десять независимых африканских стран, предпринятых китайским премьер-министром в период с декабря 1963 по февраль 1964 года.
Эти визиты, которые произошли в период, когда многие страны обретали независимость от колониальной державы, были первыми, когда какой-либо высокопоставленный китайский коммунистический лидер посетил Африку.
Первоначальный план Чжоу состоял в том, чтобы посетить все страны на континенте, которые установили официальные дипломатические отношения с Пекином, не выделяя отдельно Восточную Африку.
Он путешествовал во главе делегации из более чем пятидесяти человек, в том числе министра иностранных дел Китая Чэнь И. Делегация начала свое турне в Египте, который в мае 1956 года стал первой африканской страной, признавшей коммунистическое правительство Китая.
Во время поездки в маршрут несколько раз вносились поправки, в которые был добавлен Тунис, правительство которого планировало признать коммунистический Китай; убрать восточноафриканскую страну Танганьику, которая была в разгаре Занзибарской революции; и добавить еще одно восточноафриканское государство Эфиопию, несмотря на то, что она не признавала пекинский режим до 1970 года.
В итоге были посещены следующие десять стран: Египет (Объединенная Арабская Республика: 14–21 декабря 1963 г.), Алжир (21–27 декабря), Марокко (27–30 декабря), Тунис (9–10 января 1963 г.). 1964 г.), Гана (11–16 января), Мали (16–21 января), Гвинея (21–26 января), Судан (27–30 января), Эфиопия (30 января - 1 февраля) и Сомали (1–2 февраля) .
Из них, среди стран Восточной Африки, это Эфиопия, Судан и Сомали.
Основная цель Чжоу в Африке заключалась в том, чтобы поднять авторитет Китая на континенте в то время, когда он начинал открыто бросать вызов Советскому Союзу по поводу направления глобального коммунистического движения.
В то время как Чжоу был тепло встречен в странах с левыми правительствами, , он столкнулся с более враждебными столкновениями с лидерами, которые были категорически антикоммунистами, особенно в Эфиопии.
В ответ Чжоу последовательно утверждал, что страны с разными «политическими системами» могут поддерживать дружеские отношения. Вместо того, чтобы сосредоточиться на делах постколониальных правительств, он в значительной степени ограничился тем, что призвал африканские страны, все еще находящиеся под колониальным правлением, добиться независимости. Однако Чжоу использовал марксистскую риторику в нескольких своих выступлениях в Африке.
В прощальном обращении в Могадишо, столице Сомали, перед тем, как вернуться в Китай, например, он пообещал, что Китай будет поддерживать «революционную борьбу» на всем континенте и выступать против иностранной интервенции и местных «реакционеров» .
Другой важной целью поездки Чжоу в Африку было вызвать энтузиазм в отношении проведения второй Азиатско-Африканской конференции в Алжире в 1965 году, через десять лет после проведения первой Азиатско-Африканской конференции в Бандунге, Индонезия.
Чжоу был особенно обеспокоен тем, чтобы Советский Союз не был приглашен для отправки делегации на конференцию, поскольку это затруднило бы китайскому правительству возможность представить себя единственной действительно антиимпериалистической марксистской державой.
Чжоу совершил вторую, более короткую поездку в Африку в июне 1965 года, чтобы лоббировать нескольких африканских лидеров, чтобы они поддержали его видение второй Азиатско-африканской конференции, но конференция была отменена вскоре после свержения президента Алжира Ахмеда Бен Беллы.
Позицию КНР разъяснил Чжоу Эньлай на переговорах с президентом Ганы в 1964 году, где осветил цели политики КНР в фрике и в мире, его видение Третьего мира и своей роли в нем .
Он предложил принять опыт Китая, утверждая, что после основания КНР в 1949 году страна прошла три периода:
- период восстановления первых трех лет,
- период первой пятилетки
- период второй пятилетки.
Он провел параллели с Африкой., утверждая, что за три года восстановление было очень быстрым, и в Африке может быть также, поскольку как и в Черной Африке, во времена освобождения народ имел «огромную страсть к работе».
Одновременно он подверг критике советский путь строительства. В то время в Китае не было опыта и они пошли по советскому пути строительства, и Советский Союз также помог нам построить несколько важных объектов, но скопированная в СССР программа не работала дальше элементарных основ .
Например, в некоторых случаях масштаб был слишком большим. Он был плохо интегрирован с меньшими объемами и в некоторых случаях это не соответствовало реальной ситуации.
Общая политика КНР, предлагаемая для Африки, в области строительства заключается в том, чтобы взять за основу сельское хозяйство и промышленность как ведущий фактор.
Без сельского хозяйства в качестве основы невозможно ускорить проекты индустриализации и строительства, стремятся разрабатывать и производить собственное оборудование, сокращать импорт, и сдерживать нашу собственную производительность и техническую мощь.
Китай показывал, что его успехи служат лучшим образцом для Африки. Так, в период второй пятилетки КНР уровень самообеспеченности оборудованием увеличился с 55 процентов до 85 процентов и приближаюсь к 90 процентам .
Произошел значительный рост количества, разнообразия, и качество товаров, что позволило нам создать всю нашу национальную экономику, а также промышленную и сельскохозяйственную производству, а также культура, образование и научные исследования на основе самостоятельности.
С другой стороны, Китай, строя социализм, обязан помогать другим странам, помогать тем странам, которые еще не одержали победу и экономика которых еще не развита.
В период второй пятилетки КНР столкнулась с некоторыми проблемами. Стихийные бедствия в первый и третий годы принесли трудности. Однако в зависимости от людей, спасающих себя и при поддержке государства за последние два года мы преодолели эту трудность.
Чжоу Эньлай предостерегал от опасностей помощи СССР. Он отметил, что Советский Союз в 1960 году вывел своих экспертов и разорвал контракты, что вызвало для КНР огромные трудности. После разрыва контрактов некоторые строительные работы были остановлены. В некоторых случаях пришла только половина оборудования. В других привозили только основное оборудование .
КНР вынуждена была вносить коррективы, преодолеть технические трудности, закупить оборудование, преодолевать трудности.
Советский Союз, по словам Чжоу Энльая, оставил КНР большие долги. Эти долги накопились из экономических, торговых и военных ссуд в первоначальный период строительства и войне против США и помощи Корее, в основном военные займы. Африканским странам необходимо опасаться этого.
Чжоу Эньлай подчеркнул, что с момента основания КНР, особенно в последние годы, Пекин постепенно взял на себя обязательства по оказанию помощи новым развивающимся странам.
КНР считает себя обязанной помогать другим новым независимым странам. При этом, вначале у КНР было мало возможностей, были ограничения в поставках современного оборудования, материалах или технологиях .
Однако, как подчеркивал Чжоу Эньлай, Китай оказывает помощь странам Азии и Африки, а также таким европейским социалистическим странам, таким как Албания.
Внешняя помощь КНР страны имеет следующие политические границы :
1. Считать иностранную помощь взаимовыгодной, помогать другим и помогать себе,
2. улучшить экономическое строительство страны-получателя и ослабить империализм;
3. принцип равенства;
4. Помощь должна уважать суверенитет страны-получателя, не предусматривать каких-либо условий или привилегий.
5. Международная помощь должна быть безусловной и, следовательно, наносить удар против условной помощи империализма.
5. Ссуды дружественным странам
6. Ссуды должны быть под низкие проценты или беспроцентными и не могут выдаваться под высокие проценты. Ссуды даются не для получения прибыли, а для искренней помощи. Они также должны иметь срок, но в случае затруднений может быть продлен.
7. Помощь должна способствовать самообеспечению страны-получателя.
8. Страна должна развивать производство своих ресурсов и не зависеть от других, кроме как на переходный период.
9. Помощь способствует накоплению капитала, увеличивает доход и не приносит убытков.
10. КНР гарантирует качество предоставляемого оборудования, и оно соответствует международным стандартам.
11. В случае некачественного оборудования КНР гарантирует его замену.
12. КНР обучает технический персонал стран-получателей.
13. КНР выплачиваем зарплату экспертам, которых она отправляет.
Это несколько принципов, по которым КНР предоставлял помощь странам Восточной Африки .
В политическом плане Пекин выражал поддержку народов африканских стран в борьбе против колониалистов для завоевания и сохранения национальной независимости; публично декларировал поддержку политики мира, нейтралитета и неприсоединения африканских стран; поддерживал стремление африканских стран к солидарности и единству способами, выбранными странами континента, а также поддерживал усилия по урегулированию разногласий путем мирных переговоров; поддерживал суверенитет африканских государств и борьбу против агрессий и других форм иностранного вмешательства.
Политика КНР в Восточной Африке строилась на принципе самостоятельности от двух блоков – Западного и Восточного. Этот период времени стал интерпретироваться как одно из важнейших решений в Китае.
Именно в этот период упора на самостоятельную борьбу Китай приобрел ядерное оружие. Хотя Советский Союз некоторое время поддерживал китайскую ядерную программу, эти усилия были полностью приняты китайцами после июня 1959 года.
К 1964 году расходы на программу привели к существенному сокращению других расходов на оборону. Первый атомный взрыв в Китае (16 октября 1964 г.) повлиял на дебаты, поскольку он поддержал утверждение Мао о том, что внутренняя революция никоим образом не поставит под угрозу долгосрочные стремления и обороноспособность .
Военное мышление Мао, являющееся результатом его собственного опыта гражданской войны и важнейшего компонента его идеологии, подчеркивало важность военной мощи. Он чувствовал, что подготовка к войне может превратить слабости Китая в военные активы и уменьшить его уязвимость.
Взгляд Мао на войну умалял мощь ядерного оружия как «бумажного тигра», но признавал, что стратегическая неполноценность Китая подвергает его опасностям, которые в значительной степени находятся вне его контроля. В конечном счете, однако, он считал, что Китаю потребуется ядерное оружие, чтобы лишить сверхдержавы их потенциала шантажа и сдержать агрессию против более мелких государств.
В 1970 е годы политика КНР претерпела некоторые изменения. Прежде всего, изменился статус КНР. Пекин получил место в ООН и Совете Безопасности, а Тайвань вышел из этой международной организации. Одновременно происходило некоторое сближение с США на фоне антисоветских настроений КНР.
Это сказалось и на политике в Восточной Африке. Ухудшились связи с просоветскими Эфиопией, а затем с Сомали и Мозамбиком, однако в целом КНР поддерживал курс на антиколониализм, причем антиколониализм понимался и в отношении Запада, и в отношении СССР. На этом фоне моно отметить улучшение отношений с Мадагаскаром и Танзанией .
Таким образом, в период правления Мао Цзэдуна Китай проводил собственный курс в отношении Восточной Африки. Первоначально, в условиях становления нового Китая Пекин поддерживал антиколониальное движение, однако эта поддержка была пассивной и шла в духе курса Советского Союза.
По мере ослабления связей с СССР и роста напряженности Китай перешел к самостоятельному курсу в связях с восточноафриканскими странами. Он стремился позиционировать себя как третий центр силы, возглавляющий развивающиеся страны, в противовес двум сверхдержавам, и развивал альтернативные программы содействия развитию.
В 1970-е годы, под влиянием укрепления международного положения, вступления в ООН и налаживания связей с Западом, в политике КНР в отношении Восточной Африки произошли определенные корректировки, однако новый этап начался уже после смены власти в КНР.
1.2. Развитие сотрудничества КНР и восточноафриканских стран в начале политики открытости и реформ
После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году и относительно короткой, но неоднозначной борьбы за власть в Китае утвердился Дэн Сяопин, объявивший о начале нового периода в истории страны – эпохи перемен, политики реформ, открытости и прагматизма.
Дэн Сяопин в первую очередь установил дипломатические отношения с США в 1978 году, нуждаясь в привлечении инвестиций и улучшении условий для внешней торговли.
Курс реформ привел к открытости во внешней политике, созданию условий для привлечения иностранных инвестиций. На этом фоне Пекин отказался продлевать договор о дружбе с СССР, подчеркивая свою ориентацию на Запад.
1970-е годы принесли кардинальные изменения в положение КНР. После того, как США согласились на замену Тайваня Китайской Народной Республикой в Совете Безопасности ООН, и после выхода Тайваня из ООН материковый Китай остался единственным международно-признанным правительством Китая .
В 1978 году США официально установили дипломатические отношения с КНР, одновременно разорвав их с правительством на Тайване.
Сближение США и КНР продолжалось в 1980-е и в 1990-е годы, временно омрачившись в период событий на площади Тяньаньмэнь, когда выступления против режима были подавлены силовым путем.
После своего первоначального ошибочного идеологического набега в регион в 1960-х и 1970-х годах Китай стал маргинальным игроком на континенте в 1980-х и начале 1990-х годов, в котором доминировало соперничество времен холодной войны между США и российскими сверхдержавами.
Фрагмент для ознакомления 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете (полный текст). URL: http://kz.china-embassy.org/rus/ztbd/XJPFWHSKST/t1077192.htm(дата обращения: 19.04.2021)
2. Выступление Мао Цзэдуна на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК (фрагменты), 20 марта 1966 г. URL http://library.maoism.ru/speech-20-03-1966.htm (дата обращения: 19.04.2021)
3. Выступления и высказывания Дэн Сяопина. - М.: Прогресс, 1979. - 285 с.
4. Восемь граней Пояса и Пути. URL http://russian.people.com.cn/n3/2019/1118/c95181-9633071.html (дата обращения: 19.04.2021)
5. В кенийском Ламу начал работу построенный Китаем морской порт. URL http://russian.people.com.cn/n3/2021/0521/c31520-9852358.html (дата обращения: 19.04.2021)
6. Китай и Эфиопия подписали меморандум о механизме обеспечения безопасности проектов "Пояса и пути". URL http://russian.people.com.cn/n3/2021/0308/c31520-9826564.html (дата обращения: 19.04.2021)
7. Мао Цзэдун. Избранные произведения. Том 1. - Пекин, Издательство литературы на иностранных языках, 1967. – 453 с.
8. Резолюция Мао Цзэдуна на проект самокритики Дэн Сяопина (22 октября 1966 г.). URL http://library.maoism.ru/resolution-22-10-1966.htm (дата обращения: 19.04.2021)
9. Сотрудничество Китая и Африки в рамках "Пояса и пути" имеет светлое будущее -- глава МИД КНР. URL http://russian.people.com.cn/n3/2021/0111/c31521-9807718.html (дата обращения: 19.04.2021)
10. Joint Statement of the Extraordinary China-Africa Summit On Solidarity Against COVID-19, 2020/06/18. URL https://www.fmprc.gov.cn/ce/ceke/eng/zxyw/t1789803.htm (дата обращения: 19.04.2021)
11. Ethiopia-Djibouti Railway Operation and Maintenance Handbook. URL https://www.docdroid.net/joAPJeF/ethiopia-djibouti-railway-operation-and-maintenance-handbook-docx (дата обращения: 19.04.2021)
12. Record of Premier Zhou Enlai's Conversations with the President of Ghana Kwame Nkrumah,” March 08, 1964, History and Public Policy Program Digital Archive, PRC FMA 203-00623-02, 1-40 - URL https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/165410.pdf?v=6f30fa5397060488c23d0eb97536b55a (дата обращения: 19.03.2021)
Литература
1. Абрамова, И.О. Экономическая привлекательность и инвестиционный потенциал региона Африки к югу от Сахары / И.О. Абрамова, Л.Л. Фитуни // Проблемы современной экономики. — 2015. — №3 (55). — С. 167 - 173.
2. Африка: современные стратегии экономического развития. М.: Институт Африки РАН, 2016. 432 с.
3. Бондарева В.В. Политическая оппозиция Мао Цзэдуна в середине 1960-х гг. : курс на «Культурную революцию» . - URL https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskaya-oppozitsiya-mao-tszeduna-v-seredine-1960-h-gg-kurs-na-kulturnuyu-revolyutsiyu (дата обращения: 19.04.2021)
4. Виганд В.К., Дейч, Т.Л. Африка: тернистый путь к единству// Свободная мысль. 2003. № 6. С. 30-35
5. Виноградов А. Внешняя политика Китайской Народной Республики в 1949 – 1976 гг. - URL http://www.perspektivy.info/history/vneshnaja_politika_kitajskoj_narodnoj_respubliki_v_1949__1976_gg_2016-08-15.htm (дата обращения: 19.03.2020)
6. Восточная Африка. -URL http://www.hyno.ru/disposition/3.html (дата обращения: 19.04.2021) ; Страны Восточной Африки. -URL https://www.nado5.ru/e-book/strany-vostochnoi-afriki (дата обращения: 19.04.2021)
7. Восточная Африка: страны. -URL https://online.seterra.com/ru/vgp/3040 (дата обращения: 19.04.2021)
8. Гудошников Л.М., Барахта Б.П. Китай после "культурной революции" - М.: Мысль, 1979. 360 с.
9. Капица М.С. КНР: три десятилетия-три политики. - М.: ИПЛ, 1979. 574 с.
10. Клименко А.Ф., Каменнов П.Б.Военная политика КНР и ее роль в увеличении комплексной мощи государства // Проблемы Дальнего Востока, 2017. - № 9 (2).- С. 69-85
11. Лексютина Я.В. США и политика «Одного Китая» // Контуры глобальных транс¬формаций: политика, экономика, пра¬во. 2017.- №10 (5).- С. 99-115
12. Мануков С. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути» URL: https://expert.ru/2019/08/16/poyas/ (дата обращения: 19.04.2021)
13. Поликарпова Е. Трансформация Китайской государственности в новое и новейшее время- URL https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kitayskoy-gosudarstvennosti-v-novoe-i-noveyshee-vremya (дата обращения: 19.04.2021`)
14. Се Тао. Внешняя политика Китая «по Си Цзиньпину». // Московский центр Карнеги, 2018. URL https://carnegie.ru/2018/01/23/ru-pub-75325(дата обращения: 19.04.2021)
15. Цзицай Фэн: Десятилетие бедствий. Записки о "культурной революции". – М.: ИВЛ, 2015. 303 с.
16. Сыроежкин К, К итогам визита Си Цзиньпина в Центральную Азию: Казахстан. Московский центр Карнеги. URL: https://carnegieendowment.org/2013/09/16/ru-pub-52988(дата обращения: 19.04.2021)
17. "Сообщество общей судьбы" Китай-АСЕАН ("Женьминь Жибао", Китай). URL: http://rodon.org/polit-131009112938(дата обращения: 19.04.2021)
18. Труш С.М. Отношения КНР и США на рубеже Обама – Трамп: политические и военно-политические аспекты// США и Канада: экономика, по¬литика, культура. 2017. №2 (3). С. 48–67
19. Усов В.Н. "История КНР. В 2 томах. Том 1. 1949-1965 гг" – М.: АСТ, 2006. 816 с.
20. Abdilahi Ismail Abdilahi Cooperation and Development between China and East Africa URL https://www.researchgate.net/publication/340603284_Cooperation_and_Development_between_China_and_East_Africa (дата обращения: 19.03.2021)
21. Anastasia Zabella China in Africa: the history of Sino-African relations, place of Africa in Chinese Foreign Policy and the main spheres of cooperation URL https://www.researchgate.net/publication/343771329_China_in_Africa_the_history_of_Sino-African_relations_place_of_Africa_in_Chinese_Foreign_Policy_and_the_main_spheres_of_cooperation (дата обращения: 19.03.2021)
22. Anthony Low. Eastern Africa -URL https://www.britannica.com/place/eastern-Africa (дата обращения: 19.04.2021)
23. Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC). URL: https://ustr.gov/issue-areas/trade-organizations/asia-pacific-economic-cooperation-apec (дата обращения: 09.04.2021)
24. China, Africa and the International Aid Architecture URL https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/WORKING%20107%20%20PDF%20E33.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
25. China-Africa Relations URL https://media.africaportal.org/documents/China_Africa_book_3.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
26. Clifton A. NSR programme presents: Strategic communications and China’s Belt and Road Initiative. URL: https://www.lai.lv/viedokli/nsr-programme-presents-strategic-communications-and-chinas-belt-and-road-initiative-705(дата обращения: 19.04.2021)
27. China's Foreign Policy in a Fast Changing World: Mission and Responsibility. Speech by Vice Foreign Minister Le Yucheng At the Lunch Meeting of the Eighth World Peace Forum, 2019. URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1679454.shtml (дата обращения: 09.04.2021)
28. China’s policy toward Africa: a Chinese perspective URL https://www.iias.asia/sites/default/files/nwl_article/2019-05/IIAS_NL60_2627.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
29. Clover, C., and L. Horny. China’s Great Game: Road to a new empire. Financial Times 12 October, 2015. URL: http://www. ft.com/cms/s/2/6e098274–587a-11e5-a28b-50226830d6 44.html#axzz4E2lfcpOT (дата обращения: 19.04.2021)
30. Chinese Civil War, 1945–1949. -URLhttps://www.britannica.com/event/Chinese-Civil-War/The-tide-turns-1947-48(дата обращения: 19.04.2021)
31. China. Encyclopedia Britannica. - URL https://www.britannica.com/place/China/Attacks-on-party-members (дата обращения: 19.03.2021)
32. Clifton A. NSR programme presents: Strategic communications and China’s Belt and Road Initiative. URL: https://www.lai.lv/viedokli/nsr-programme-presents-strategic-communications-and-chinas-belt-and-road-initiative-705(дата обращения: 19.04.2021)
33. China's Foreign Policy in a Fast Changing World: Mission and Responsibility. Speech by Vice Foreign Minister Le Yucheng At the Lunch Meeting of the Eighth World Peace Forum, 2019. URL https://www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjdt_665385/zyjh_665391/t1679454.shtml(дата обращения: 19.04.2021)
34. Derek Grossman. Where Does China’s ‘One Country, Two Systems’ Stand in 2020? URL https://thediplomat.com/2020/02/where-does-chinas-one-country-two-systems-stand-in-2020/(дата обращения: 19.04.2021)
35. Eleanor Albert China in Africa URL https://www.cfr.org/backgrounder/china-africa (дата обращения: 19.03.2021)
36. Ezra F. Vogel Deng Xiaoping and the Transformation of China . - Belknap Press: An Imprint of Harvard University Press; Illustrated edition (October 14, 2013) 928 p
37. From Mao to Deng: China’s Changing Relations with the United States. - URLhttps://www.wilsoncenter.org/publication/mao-to-deng-chinas-changing-relations-the-united-states (дата обращения: 19.04.2021)
38. Ian Taylor China's Foreign Policy towards Africa in the 1990s URL https://www.jstor.org/stable/161792?seq=1 (дата обращения: 19.03.2021)
39. John L. Thornton Africa in China’s Foreign Policy URL https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/Africa-in-China-web_CMG7.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
40. James D. Sidaway, Chih Yuan Woon. Chinese Narratives on “One Belt, One Road” (一带一路) in Geopolitical and Imperial Contexts. URL: https://ap4.fas.nus.edu.sg/fass/geojds/intro/chinese%20narratives%20on%20one%20belt%20one%20road%20in%20geopolitical%20and%20imperial%20contexts.pdf(дата обращения: 19.04.2021)
41. Fang Jin. The Belt and Road Initiative: Progress, Problems and Prospects. URL: https://www.csis.org/belt-and-road-initiative-progress-problems-and-prospects(дата обращения: 19.04.2021)
42. Kurt M. Campbell and Mira Rapp-Hooper. China Is Done Biding Its Time. // Foreign Affairs (USA), 2020. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2020-07-15/china-done-biding-its-time (дата обращения: 09.04.2021)
43. Low. Eastern Africa -URL https://www.britannica.com/place/eastern-Africa (дата обращения: 19.04.2021)
44. Liu, X. M. New Silk Road is an opportunity, not a threat. Financial Times 24 May, 2015. URL: http://www.ft.com/cms/ s/0/c8f58a7c-ffd6–11e4-bc30–00144feabdc0.html#axz z4E2lfcpOT (дата обращения: 19.04.2021)
45. Michael Chege Economic Relations between Kenya and China, 1963–2007 URL http://csis-website-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/080603_chege_kenyachina.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
46. San-shiun Tseng The Republic of China’s Foreign Policy towards Africa: The Case of ROC-RSA Relations URL https://core.ac.uk/download/pdf/39666111.pdf (дата обращения: 19.03.2021)
47. Stephen Chan China's foreign policy and Africa URL https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00358538508453724?journalCode=ctrt20 (дата обращения: 19.03.2021)
48. Steven F. Jackson China's Third World Foreign Policy: The Case of Angola and Mozambique, 1961–93URL https://digitalarchive.wilsoncenter.org/document/165410.pdf?v=6f30fa5397060488c23d0eb97536b55a (дата обращения: 19.03.2021)
49. Shigeo Kobayashi. The "Three Reforms" in China: Progress and Outlook . URL: h https://www.jri.co.jp/english/periodical/rim/1999/RIMe199904threereforms/ (дата обращения: 09.04.2021)
50. Swaine M. Chinese Views and Commentary on the “One Belt, One Road” Initiative URL: https://www.hoover.org/sites/default/files/research/docs/clm47ms.pdf(дата обращения: 19.04.2021)
51. UNGA passes Resolution 2758, “Restoration of the lawful rights of the People’s Republic of China in the United Nations,”. - URL https://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/RES/2758(XXVI) (дата обращения: 09.04.2021)
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней