Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время современные библиотеки обладают всеми необходимыми ресурсами и возможностями по организации досуга в рамках собственного учреждения. Грамотно построенная система досуговых мероприятий, основанных на использовании различных форм, способствует полноценному отдыху посетителей за достаточно кратковременный срок. Рассмотрим формы досуговых мероприятий, которые возможно использовать в рамках деятельности библиотеки на рисунке 1.
Рис.1. Формы досуга, применяемые в библиотеке
Как видно на рисунке, при организации досуга библиотека может использовать как отдельные формы досуга, так и в зависимости от целей учреждения компоновать данные формы в целый комплекс [18].
Необходимо подчеркнуть, что во время проектирования и проведения культурно-досуговых мероприятий городского и регионального уровня на базе библиотеки, привлекается большое количество специалистов из различны областей: активистов клубов, организаторов мероприятий, волонтеров, партнеров, спонсоров и т.д. Таким образом, библиотеки рассматриваются в качестве многофункциональных площадок, в рамках которых происходит продуктивное взаимодействие аудитории с целью организации культурно-досуговых мероприятий.
Специфика деятельности современной библиотеки, как культурно-досугового учреждения подразумевает наличие и формирование средств социально-культурных технологий, которые позволят усовершенствовать процесс работы данного учреждения.
Социально-культурные технологии культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке тесно связаны с процессом просветительской, воспитательной, социальной, педагогической деятельности. Сам термин технология подразумевает использование совокупности приемов в контексте определенного вида деятельности. Технология подразумевает совокупность приемов и методов, которые применяются в практической работе с населением, в процессе осуществления социально культурной деятельности [5].
Средства социально-культурной направленности, а также задействованные в этом процессе соответствующие технологии, в деятельности современной библиотеки, достигают определенного прогресса, формирующего планируемые результаты культурно-досуговой деятельности.
Многие социально-культурные технологии созданы в рамках использования, в крупном объеме, для внедрения на уровне страны или региона. Некоторые социально-культурные технологии подразумевают использование лишь в отдельных городах, объединениях, а также в конкретном учреждении.
Среди исследователей, изучающих вопрос развития социально- культурных технологий в контексте культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке, можно выделить А.Д. Жаркова, И.А. Федорова, Э.Б. Теймурову, М. С. Разумову, Л.Г. Попову и других.
А.Д. Жарков [7], выделяет важнейшие особенности социально-культурных технологий: «чтобы технология была направлена на повышение прикладного, организационно-методического потенциала, а ее четкая прикладная направленность должна привлекать внимание участников культурно-досуговой деятельности во всем мире». Социально-культурные технологии полностью организуют практическую деятельность работников сферы культуры, в том числе и современной библиотеки.
По своим разновидностям социально-культурные технологии можно разделить на их интегративную функцию, в контексте формирования культурно-досуговой деятельности современной библиотеки. Социально-культурные технологии способствуют распространению, выявлению и сохранению культурных ценностей и традиций, включая освоение новых, актуальных и приоритетных форм организации досуга.
Для реализации и внедрения социально - культурных технологий в работу современной библиотеки необходимо основываться на деятельности других сфер, включающих управленческие, коммуникационные, образовательные, культуротворческие, оздоровительные, культуроохранные, исследовательские, проектные, рекламные и имиджевые, а также другие технологии, входящие в процесс организации социально-культурных технологий [8].
Каждая из технологий формирует определенный процесс. Культуротворческие технологии внедрены для рассмотрения, ознакомления, а также использования культурных ценностей и культурного наследия в жизни современного общества. Культуротворческие технологии созданы для того, чтобы обогатить культурные ценности, творческое развитие детей, подростков и взрослых.
Образовательные технологии используются в контексте организации процесса и обеспечения взаимодействия отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта.
Образовательные технологии включают воспитательно-педагогический аспект, включающий в свою очередь разные приемы и методы, выступающие механизмом формирования социально-значимых качеств, культурных норм и ценностей, связующим звеном в передаче опыта социально-культурного поведения и общения.
Управленческие технологии призваны организовать процесс с позиции планирования и менеджмента работы современной библиотеки. Управленческие технологии открывают простор для формирования социально культурного менеджмента, открытого для форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы в рамках работы библиотечного учреждения [20].
Исследовательские технологии помогают проводить актуальный мониторинг деятельности современной библиотеки. При помощи аналитических, наблюдательных, проектных, экспериментальных и других методов исследования, можно выявить наиболее актуальные направления социально-культурной деятельности, для этого нужно провести опрос или анкетирование заинтересованной аудитории.
Рекламные и имиджевые технологии деятельности современной библиотеки формируют современный облик культурно-досугового учреждения, делая акцент на уникальной, эксклюзивной деятельности, на наличии высокопрофессионального библиотечного состава, завоевавшего признание в своей области, и так далее. Для реализации рекламных и имиджевых технологий подойдут как профессиональные разработки, так и волонтерский опыт организации. Рекламные и имиджевые технологии могут проявляться в виде публикации в СМИ, создания тематических видеороликов и сюжетов, создания рекламы в соцсетях и сети интернет [1].
Слияние данных технологий в один процесс, выступающий средством формирования социально-культурной досуговой деятельности современной библиотеки в рамках одного учреждения, является универсальным инструментом.
Содержание таких технологий социально-культурной деятельности находят своё отражение в формировании исторической памяти, культурных ценностей и самосознания, обеспечивающие целостность и историческую сохранность, свидетельствующие о стержневых мировоззренческих характеристиках общества, формирующих понимание значения культуры у детей, подростков, взрослых.
Средствами социально-культурных технологий деятельности современной библиотеки в данном случае выступают методики, являющиеся целостной системой, которая взаимодействует с множеством компонентов, представленных в виде подсистем. Каждый сотрудник, работающий в библиотечном учреждении, использует организационную, методическую, психологическую и другие функции, которые становятся основными средствами реализации социально-культурных технологий.
Социально-культурные технологии, внедренные в процесс деятельности современной библиотеки, включают в себя также процесс социально-культурной адаптации, выступающий как потребность и необходимость для конкретного человека в понимании социально-культурных условий жизнедеятельности, а также процессом приспособления к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Социально-культурная адаптация происходит во всех учреждениях социально-культурной досуговой деятельности.
Что же касается дифференциации социально-культурных технологий, то их можно разделить на: досугово-просветительские и воспитательно-обучающие. Данная дифференциация помогает и прежде всего, способствует становлению, развитию и воспитанию в человеке индивидуальной позиции личности, путем раскрытия его творческих способностей и личностных качеств. [19, с. 34].
Средства социально-культурных технологий не могут обойтись без внедрения информационно-познавательной и просветительской деятельности. Некоторые особенности влияния информационных процессов полностью формируют динамику общественного развития, поэтому их нельзя обойти стороной.
К основным факторам, способствующим совершенствованию системы информационного обеспечения, которая внедрена в деятельность современной библиотеки, можно отнести социально-культурные, социально-экономические, технические аспекты, которые обеспечивают процесс реализации и дальнейшего усвоения информации.
Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что просветительская деятельность призвана просвещать, информировать, разъяснять, реализовывать на практике интересы читательской аудитории. Просветительская деятельность, как технология, внедрена в организацию современной библиотеки и представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественной, коммуникационной, организационной, деятельность участников данного процесса. Средства социально-культурных технологий создают, формируют и моделируют образовательную среду культурно-досуговых учреждений и, в частности, современной библиотеки.
1.3. Опыт организации культурно-досуговой деятельности в условиях библиотек РФ
Как было отмечено в п.1.2 настоящей работы, библиотека как социальный институт осуществляет не только информационную функцию, но также ориентирована на культурную и просветительскую деятельность. В культурно-досуговой деятельности библиотеки проявляется осознанное привлечение человека к культуре, творчеству и социальной жизни. Субъектом деятельности библиотеки могут выступать социальные и социально-демографические группы населения, а также отдельные индивиды.
Библиотека имеет огромный потенциал в области эмоционального воздействия, богатый технологический арсенал, поэтому обладает возможностями выполнения своего главного предназначения - продвижения чтения и привлечения читателя в библиотеку. Важно также то, что библиотеки имеют возможности для реализации разных форм досуга различным социальным категориям пользователей. Спектр таких возможностей достаточно широк.
Главными задачами общедоступных городских библиотек является формирование социально-культурной среды города, в которой успешно проходит социализация населения, информационное и культурное развитие человека; повышение культурного уровня населения; создание условий для проявления способности жителей; содействие повышению качества жизни, а также стабильному экономическому росту территории.
Важное место в культурно-досуговой деятельности библиотек занимает приобщение к культурным ценностям самые широкие слои населения, которое осуществляется посредством массовой работы, включающей:
– организацию и проведение литературных и фольклорных праздников.
Большинство библиотек проводят литературные и фольклорные праздники, которые приурочены к знаменательной дате, либо связаны с местными традициями. Например, Оренбургская областная библиотека им. Н. Крупской ежегодно проводит фестиваль «Год литературы» в рамках которого реализует цикл учебно-познавательных программ, направленных на поддержку чтения «Библионочь», а также флешмоб «Молодежь выбирает чтение!». Красноярская краевая библиотека им. Горького в честь дня рождения великого поэта А.С. Пушкина ежегодно в начале июня проводит литературный квест «Книгочай для книгочеев», включающий выполнение увлекательных заданий, связанных с творчеством поэта.
Следует отметить всероссийскую акцию «Ночь искусств» в рамках которой библиотеки, театры и музеи проводят культурно-досуговые мероприятия, включающие встречи с писателями, актерами, художниками и музыкантами, официальной датой проведения акции считается 3 ноября [13].
– проведение конференций.
В рамках просветительской работы многие библиотеки сотрудничают с молодежными центрами и Министерством культуры с целью приобщения населения к культурному наследию страны и проводят совместные конференции. Например, в Челябинской областной универсальной библиотеке в 2020 году была проведена научно-практическая конференция «Моргенштерновские чтения 2020», посвященная информированию населения о современных возможностях библиотечных систем, в рамках которой каждый участник мероприятия мог ознакомиться с современным библиотечным фондом, оценить цифровизацию научных изданий и современные технологии работы с литературой.
– презентаций книг и встречу с автором.
Данное направление культурно-досуговой деятельности в настоящее время набирает популярность. Современные писатели и поэты (Сола Монова, Евгений Водолазкин, Алиса Наниева, Сергей Беляков и др.) также как и артисты театра и кино посещают города России в рамках презентации собственного творчества. Библиотеки в данном случае выступают в качестве организатора проведения презентации бестселлеров и встреч автора с читателями. Так, Псковская областная научная библиотека совместно с А. Наниевой провели цикл встреч «Читаем на траве», мероприятия проходили в городском летнем саду им. Пушкина [18].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андреева А.В. Интеллектуальный досуг как сфера полисубъектного взаимодействия [Электронный ресурс]. Точка доступа www.gramota.net/materials/3/2014/12-3/1.html (дата обращения 12.05.2021).
2. Бабосова Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность / Е. С. Бабосова // Социологический альманах. – 2016. – № 3. – С. 336-344.
3. Батуева Б.Б. Свободное время и культура досуга: теоретический аспект / Б.Б. Батуева // Вестник Бурятского государственного университета. –2019. –№ 14. – С. 268-271.
4. Бенин В.Л. Роль и место библиотеки в социокультурном пространстве / В. Л.Бенин, Р.А. Гильмиянова // Библиосфера. – 2017. – № 1. – C. 3-13.
5. Беспалько В.П. Социально-культурная деятельность: сущность, новые подходы / В.П. Беспалько, И.И. Беспалько // Культурологические проблемы развития региона: Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. –Тюмень: Изд-во ТГУ, 1999. – С.10-12.
6. Белуза Л.М. «Отдыхай, книжку не бросай!» / Л.М. Белуза // Библиотека. – 2005. – № 6. – С. 47-48.
7. Бородина В. А. Летняя школа чтения / В. А. Бородина // Школьная библиотека. – 2017. – № 4. – С. 42-49.
8. Бородина В.А. Теория и технологии читательского развитии в отечественном библиотековедении: учебное пособие / В. А. Бородина. – М.: Школьная библиотека, 2016. – 336 с.
9. Бондаренко Е. У познания нет каникул. Приобщение к литературе во время отдыха / Е. Бондаренко // Библиотека. – 2011. – № 7. – С. 45-47.
10. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема/А. В. Воронцов// Universum: Вестник Герценовского университета. – 2019. – № 11. – С. 24-33.
11. Галимова Е.Я. Проектная деятель¬ность библиотек: управление и библиотека / Е.Я. Галимова // Библиотековедение. – 2004. – № 4. – С. 36-39.
12. Гениева Е.Ю. Библиотека как центрмежкультурной коммуникации: диссертация д-ра пед. Наук: 05.25.03 / Е. Ю. Гениева. – Москва, 2006. – 304 с.
13. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е.И. Григорьева. –Тамбов: ТГУ им. Державина, 2016. – 284 с.
14. Гринюк О.И. Эволюция взглядов на понятие «культура чтения» /О.И. Гринюк // Известия ВГПУ. –2012. – № 1. – С. 100-104.
15. Гушул Ю.В. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) / Ю. В Гушул // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2018. – № 1. – С. 80-86.
16. Добрусина С.А. Библиотека как площадка обмена опытом / С. А. Добрусина // Библиотечное дело. –2017. – №23. – С.21-22.
17. Ермакова Е.Н. Слагаемые успеха: PR-технологии детской библиотеки: учебно-практическое пособие / Е. Н. Ермакова. – М.: Литера, 2016. – 288 с.
18. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы / А.Д. Жарков. – М.: АСТ, 2019. – 239 с.
19. Жаркова JI.C. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учебное пособие / JI.C. Жаркова. – М.: КНОРУС, 2018. – 315 с.
20. Жирова М.Б. Современные методы управления культурно-досуговой сферой: региональный опыт // Ученые записки РГСУ. – 2017. – № 3. – С.28-34.
21. Ильина И. Особенности игровых технологий в организации молодежного досуга в социально-культурных учреждениях // Материалы 47-й науч. Студ. Конф. – Челябинск, 2015. – С. 114-119.
22. Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках: методические рекомендации / сост. М. В. Лунева, Л. Л. Леонова. –Тула: ГУК «ТОУНБ», сектор науч.-метод. Работы, 2018. – 19 с.
23. Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учебное пособие / Е.Ю. Качанова. – СПб: Профессия, 2007. – 336 с.
24. Качанова Е.Ю. Оценка инновационной деятельности библиотек: обучение методикам анализа / Е. Ю. Качанова // Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства: Материалы Всерос. Науч.-практ. Конф. 2001 / Хабаровск. Гос. ин–т искусств и культуры. – Хабаровск, 2001. – Ч.1. – С. 73-76.
25. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности учащихся: Методические. Рекомендации для библиотекарей / Т.М. Кашурниква. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017. – 128 с.
26. Киселева Т.М. Современная библиотека как культурно-досуговое учреждение / Т.М. Киселева // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. – 2007. – № 3. – С. 83-84.
27. Киселева Л.Б. Библиотечное проек¬тирование: примеры программ / Л.Б. Киселева // Библиотечная орбита. – 2014. –№5. – С. 4-24.
28. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: основные тенденции развития / Т.Г. Киселева // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности. – 2019. – №21. – С. 128-134.
29. Кокорина К.А. Воспитательный потенциал игровых технологий в организации досуга молодежи / К.А. Кокорина // Ученые записки. Художественное образование в условиях многоуровневой системы подготовки: практика, проблемы, перспективы: материалы Междунар. Науч.-практ. Конф. – Барнаул, 2015. – С. 162-165.
30. Кондратенко Н.В. Социальная роль учреждений культуры в процессе рационального использования населением свободного времени / Н.В. Кондратенко // Ученые записки. – 2016. – № 3. – С. 39-43.
31. Красильников Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: учебное пособие/ Ю.Д. Красильников. – М.: Юрайт, 2017. – 80 с.
32. Крылова Н.Б. Новое поколение – новые технологии в привлечении к чтению классики / Н.Б. Крылова // Вестник ЧГАКИ. – 2017. – № 2. – С. 22-27.
33. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. Ред. академ. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. – М.: Атриум, 2018. – 461 с.
34. Ловкова Т.Б. Культурно-досуговая деятельность публичных библиотек: терминологический аспект / Т.Б. Ловкова // Библиотековедение. – 2004. – № 4. – С. 32-35.
35. Мандель Б.Р. Интеллектуальная игра: социокультурный феномен в движении (к вопросам истории и определения сущности) / Б.Р. Мандель // Известия ВГПУ. – 2016. – № 4. – С. 64 –67.
36. Массовая деятельность в библиотеке: формы и методы проведения мероприятий: методическое пособие /сост.: О. П. Коваленко. – Ровеньки: МУК «ЦБ Ровеньского района», 2017. – 36 с.
37. Матвеев М. Ю. Проблемы создания имиджа традиционных библиотек в электронной среде / М. Ю. Матвеев // Вестник СПбГУКИ. – 2011. –№ 4. – С. 50-59.
38. Матлина С. Библиотечное пространство: от публичного к общественному. Новые понятия и их смыслы / С. Матлина // Библиотечное дело. – 2018. – № 2. – С. 2-9.
39. Мирошниченко Е.В. Деятельность библиотеки по организации досуга населения: терминологический аспект / Е.В. Мирошниченко, Е.А. Белецкая// БИБЛИОСФЕРА. – 2012. – № 2. – С. 62-67.
40. Мирошниченко Е.В. Мероприятие в досуговой деятельности библиотеки: теория, практика, кадровое обеспечение. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. Пед. Наук: 05.25.03 / Мирошниченко Елена Васильевна. – Краснодар, 2011. – 23 с.
41. Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: учебно-методическое пособие / Г.К. Олзоева. – М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2016. – 120 с.
42. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения / Э.А. Орлова // Наука и жизнь. – 2018. − № 5. – С. 7-8.
43. Официальный сайт ГБУК «ЦГПБ им. В.В. Маяковского» г. Санкт-Петербург. [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://pl.spb.ru/ (дата обращения 15.05.2021).
44. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: Сборник научно-практических работ / Составитель В. Я. Аскарова. –М.: МЦБС, 2017. – 272 с.
45. Попов В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования / В.В. Попов. – Тюмень: ТГУ, 2014. – 176 с.
46. Разумова М.С. Направления развития учреждений культурно-досуговой сферы / М.С. Разумова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2016. – №82 – С. 13-18.
47. Снимщикова Э. В. Социализация и позитивные девиации личности / Э. В. Снимщикова // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 1. – С. 114-116.
48. Сокольская Л.В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности / Л. В. Сокольская // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2016. – №1. – С. 150-153.
49. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практика: Межвуз. Сб. науч. Ст./ Ред.-сост. В.В. Туев. – Кемерово: КемГАКИ, 2002. – 177 с.
50. Стрельцов Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности / Ю.А. Стрельцов //Вестник ЧГУКИ. – 2017. – № 2 (12). – С. 152-161.
51. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учебное пособие для вузов искусств и культуры / В.В. Туев. – М.: Юрайт, 2019. – 250 с.
52. Трунова Т. Сохрани в себе сказку: [популяризация чтения, проектная деятельность] / Т. Трунова // Библиотечная газета. – 2007. – № 36. – С. 7.
53. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2. Растим читателя – творца / авт. – сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Сер.1) – Приложение к журналу «Школьная библиотека).
54. Чтение как увлечение / Сост.: О.Л. Кабачек. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017. – 176 с.
55. Ярошенко Н.Н. Воспитательный потенциал современной индустрии досуга / Н. Н. Ярошенко // Вестник ЧГУКИ. – 2016. – № 4. – С.28-35.