Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время одной из причин смертности детей является нарушение правил дорожного движения. По данным статистики, в 2019 году произошло почти 20 тыс. аварий с участием несовершеннолетних, что на 1,8% выше по сравнению с 2018 годом. Важно отметить, что количество пострадавших растет и среди детей-пассажиров составляет 9,2 тыс. в год.
Идеи сохранения здоровья детей представлены в работах многих отечественных исследователей. Так, доцент кафедры дошкольного и специального образования Н.А. Шепилова с опорой на труды известных учёных Е.А. Аркина, В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Лесгафта, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др., обращает внимание на необходимость сохранения и укрепления здоровья ребенка с раннего возраста, что позволит ему в дальнейшем развиваться как физически, так и интеллектуально.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 3. п. 3 признается: «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
В дошкольных образовательных организациях проводятся мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, занятия по основам безопасного поведения на дорогах.
Целью образовательной работы по ПДД является формирование у воспитанников ДОО и их родителей бережного отношения к здоровью, навыков безопасного поведения на дорогах. Однако проводимые мероприятия в недостаточной мере обеспечивают охрану жизни и здоровья участников дорожного движения. Поэтому профилактика детского дорожно-транспортного травматизма не теряет своей актуальности.
Проблема формирования безопасного поведения на проезжей части у детей дошкольного возраста является составной частью современной образовательной программы, реализуемой в ДОО. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений образовательной программы дошкольного образования в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через игровую, проектную деятельность, драматизацию, изобразительное творчество, музыку.
Актуальность проблемы по обеспечению безопасности дорожного движения детей старшего дошкольного возраста обусловлена тем, что дошкольный возраст – наиболее важный период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизни. Опасность, предостерегающая детей, подтверждается рядом факторов: увеличением числа несчастных случаев на дорогах в связи с усилившимся потоком транспортных средств, понижением воспитательного потенциала семьи.
Проблема потребности развития навыков безопасного поведения в дорожном движении находит отражение в исследованиях В.А. Алексеенко, В.С. Белова, А.С. Вернадского, А.В. Гостюшина, В.А. Левицкого, М.В. Ломоносова, О.Н. Русака, И.М. Сеченова, Э.Я. Соколова, И.К. Топорова и др.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальном путем проверить педагогические условия формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования безопасного поведения детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть сущность проблемы недостаточного количества знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей подготовительной группы;
• Проанализировать организацию работы по изучению правил дорожного движения у детей подготовительной группы в условиях детского образовательного учреждения;
• Выявить психофизиологические и возрастные особенности поведения детей подготовительной группы на улицах и дорогах;
• Изучить первоначальный уровень знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей подготовительной группы в условиях детского образовательного учреждения;
• Разработать и предложить средства и методы взаимодействия родителей и сотрудников детского образовательного учреждения в организации работы по изучению правил дорожного движения у детей подготовительной группы;
• Выявить динамику развития сформированности знаний и представлений о правилах безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста в условиях детского образовательного учреждения.
Теоретической основой данного исследования являются педагогические труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина. В настоящее время существуют различные исследования в области обучения детей безопасному поведению Л.Григорович, С.Мартынов, К.Белая, В.Зимонина, Н.Авдеева, О.Л.Князевой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Хромцовой, Л.Л.Тимофеевой.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы:
• теоретические: психолого-педагогический анализ научно-методической литературы, анализ интерпретация теоретических и экспериментальных данных;
• эмпирические: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретический анализ знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей подготовительной группы в условиях детского образовательного учреждения.
1.1 Сущность проблемы недостаточного количества знаний и представлений о правилах дорожного движения у детей подготовительной группы
Правила дорожного движения ведут свою историю с древних времен, но современное их прочтение насчитывает чуть более ста лет и связано с появлением первых автомобилей в начале XX в. Особенности передвижения «железных коней», высокая скорость и инертность при торможении, а также высокая травмоопасность на дорогах заставили людей установить особые правила дорожного движения, в которых участниками движения стали и водители транспортных средств, и пешеходы.
Из года в год транспортный поток становиться плотнее, скорости возрастают, а показатели статистики дорожно-транспортных происшествий неуклонно растут.
В целом анализ сложившегося положения с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о низкой эффективности системы профилактики данного направления, в том числе формирования у детей основ безопасности дорожного движения.
В последние годы проблема ознакомления детей дошкольного возраста с основами безопасного поведения на улице и дороге становится более актуальной, так как дети относятся к наиболее уязвимой и подверженной различным опасностям категории. Они в силу своего физиологического потенциала не способны самостоятельно оценивать и определять меру опасности, но при этом именно дошкольники восприимчивы к воздействиям, которые позволяют формировать у них основы безопасного поведения.
Вследствие этого особая роль в организации педагогического процесса по освоению ребенком основ безопасного поведения принадлежит окружающим его педагогам.
Первые ступени формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения осуществляются в ДОО. Н.Н. Поддьяков считает, что в дошкольном возрасте знания усваиваются определенным образом, и включение вопросов ознакомления детей дошкольников с правилами дорожной безопасности должно иметь системный характер [16].
В работах Н.Н. Авдеевой, А.В. Гостюшина, Р.Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А. Шорыгиной накоплен огромный опыт по ознакомлению и обучению дошкольников правилам дорожного движения.
О.А. Скоролупова в своих работах указывает, что данная проблема связана с тем, что у детей старшего дошкольного возраста нет полноценной защитной психологической реакции на дорожную обстановку. Желание ребенка всегда открывать что-то новое часто ставит его перед опасностями, в частности, на улицах и дорогах. По мнению исследователя, работа педагога с детьми в данном направлении не должна ограничиваться только словесными объяснениями, а сопровождаться наглядными материалами и личным примером [23].
О.А. Скоролупова считает, что у детей необходимо воспитывать навыки осознанного поведения в дорожных ситуациях, решая следующие задачи:
• усвоение детьми первоначальных базовых знаний о правилах безопасного поведения на дороге и улице;
• формирование у детей новых двигательных навыков, ориентировки в пространстве и полноценного восприятия окружающей обстановки;
• развитие у детей способности предвидеть возможную опасность и организовать безопасное поведение в данной ситуации [24].
Многими учеными выделены научные предпосылки для разработки методов и средств защиты детей от дорожных опасностей. Безопасность на улице и дорогах представляет огромную проблему современности. Именно поэтому в дошкольной педагогике разрабатывается все больше программ по правилам дорожного движения. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк разработали такие программы, как «Азбука поведения на дороге» и «Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города». Данные программы направлены непосредственно на обучение и ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению на улицах и дорогах. Они содержат тематический план, различные варианты занятий, цели, задачи воспитания и обучения, наиболее подходящие методы и приемы для их достижения, а также диагностический материал.
Основная цель деятельности педагогов ДОО по профилактике детского дорожного травматизма – формирование у дошкольников осознанного безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путем решения следующих задач:
1. Формирование у дошкольников первоначальных знаний о правилах дорожного движения.
2. Формирование умений ориентироваться в пространстве, давать правильную оценку ситуации на дороге.
3. Развитие способности к предвидению возможной опасности и построению адекватного безопасного поведения.
Актуальность безопасного поведения детей на дорогах городах является предметом исследования многочисленных трудов авторов. Исследователь Н.Н. Авдеева [1] предлагает программу для ДОО «Основы безопасности детей дошкольного возраста». К.Ю. Белая [4] представляет конспекты ситуаций упражнений, бесед с детьми по темам безопасность на улице, дороге, природе.
Л.А. Вдовиченко [5] в своей работе демонстрирует основы безопасного поведения детей на улице и транспорте. Т.Г. Кобзева [11] разработала систему работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения, которая включает все возможные составляющие: цели, содержание, методы, средства, формы обучения и рекомендации к предметно-развивающей среде.
Н.Б. Неганова [14] разработала методические рекомендации, направленные на уменьшение количества детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Л.Б. Поддубная [15] занималась изучением вопроса формирования безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у старших дошкольников. О.А. Скоролупова [24] в своём труде предлагает педагогам тематическое планирования и конспекты занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром.
Е.В. Федотова [30] описывает приёмы работы с дошкольниками по формированию навыков поведения на дорогах и др.
Ученые, исследуя проблему безопасного пребывания на улице детей дошкольного возраста, приходят к выводу о необходимости формирования у дошкольников ценностного отношения к жизни, интереса к окружающей действительности, способности ориентироваться в пространстве и владения знаниями о правилах дорожного движения и самое главное их соблюдения.
Однако несмотря на проработанность данного вопроса в педагогической науке и апробации методов и приёмов работы с дошкольниками по основам формирования правил дорожного движения, данная проблема остается по-прежнему актуальной и требует поиска эффективных методов взаимодействия с детьми по данной теме.
1.2 Организация работы по изучению правил дорожного движения у детей подготовительной группы в условиях детского образовательного учреждения
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования обучение детей правилам дорожного движения осуществляется не только на специально организованных занятиях, но и при помощи интеграции всех образовательных областей. Например, занятие по речевому развитию может включать составление предложений и рассказов к иллюстрациям и стихам о ПДД.
Способствуют также обучению детей правилам безопасности на дороге наблюдения и беседы на тематических экскурсиях; индивидуальные и групповые беседы; разучивание стихотворений, чтение сказок и рассказов. Познавательная образовательная область включает расширение представлений к составлению планов, схем проезжай части; создание макета ПДД, улиц, машин, зданий и сооружений из различного материала.
Социально-коммуникативное развитие направлено на расширение и закрепление ЗУНов о правилах дорожного движения посредством дидактических, сюжетно-ролевых и настольных игр. Развитие ориентировки в пространстве, координацию движений и др. наполняет физическое развитие. Художественно-эстетическое направление развития дошкольников содержит выполнение различных творческих работ по ПДД, использование их для оформления интерьера детского сада, выставок и конкурсов, привлечение к активному участию в театрализованной деятельности, представлениях, праздниках, развлечениях, мероприятиях [28].
Задачей педагогов дошкольных учебных заведений является обучить дошкольников правилам дорожного движения, она заключается в качественной подготовке детей в школу, ведь многим первоклассникам приходится ходить в школу самостоятельно, а также в обеспечении базовых знаний.
Правила дорожного движения для дошкольников должны сообщаться детям по системе, в которую входит прогулки, занятия, наблюдения и экскурсии. Все знания должны преподноситься детям с учетом их возраста и окружающих условий. Со временем они должны усложняться, дополнятся и уточняться. С целью закрепления полученных знаний должна быть организованна игровая деятельность детей, в ходе которой они научатся применять полученные знания на практике.
Равным образом, при построении системы работы с дошкольниками по изучению правил дорожного движения, следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
• ребенок-пешеход;
• ребенок-пассажир городского транспорта;
• ребенок-водитель детских транспортных средств (санки, ролики, велосипед и др.)
Детей так же необходимо обучить не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на дорогах, улицах и в транспорте. Именно поэтому нужно серьезней работать над этой проблемой и решить следующие задачи:
• обучению детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;
• формированию у детей навыков предвидения опасных ситуаций, и умению обходить их;
• воспитанию сознательного выполнения правил дорожного движения, дисциплинированности, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
На данном отрезке жизни для ребенка одна из наиболее важных задач – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и автомобилей. Следовательно, воспитателю детского сада необходимо научить детей безопасным нормам поведения на улице, и эта работа должна пронизывать все виды деятельности и стороны жизни ребенка: игру, учебу, дорогу домой, домашние ситуации. Таким образом, воспитатели и родители должны использовать всевозможные средства – картинки, раскраски, макеты, игры, мультфильмы, слайды и т.д.
При работе с детьми следует придерживаться нескольких простых, но очень важных принципов:
• речь идет не столько о заучивании детьми правил, сколько о воспитании дошкольников. Следовательно, главное не заучить правила, сколько их понять (принять), превратить в прочные навыки;
• – в детском саду идет обучение не правилам дорожного движения, а правилам безопасного поведения на дороге;
• воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо выходить к дороге,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева Н.Н. Безопасность. По основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста // Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева. СПб.: Детство-Пресс, 2019. 136 с.
2. Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города / Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк [Электронный ресурс]. URL: http://il-ved-main.ru/programma/
3. Аникина Н.С., Попов В.Н. Исследование эффективности обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных образовательных организациях // Вестник НЦБЖД. 2019. № 4 (42). С. 5-20.
4. Белая К.Ю. Безопасность. Как обеспечить безопасность дошкольников. М.: Просвещение, 2001. 234 с.
5. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице: цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и ПДД. СПб.: «Детство-Пресс», 2008. 96 с.
6. Гильманова Л.В., Волочай А.З., Попова Е.К., Сайфуллина Э.М., Салихова А.Д. Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге через ознакомление с правилами дорожного движения // В сборнике: Наука и образование: теоретический и практический потенциал. сборник материалов Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2021. С. 30-35.
7. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-Пресс, 2016 – 2018 с.
8. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий /. – Изд. 2-е. – Ростов н/д: Феникс, 2013. – 173 с.
9. Звезда Л.М. Семинар – практикум как эффективная форма повышения профессионального мастерства молодых педагогов // Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции «Артемовские чтения» / Под общей редакцией М.А. Родионова. –Пенза, 2018. – С. 37-39.
10. Клочанов Н.И. Дорога, ребёнок, безопасность: метод. пособие по правилам дорожного движения. М.: Феникс, 2004. 152 с.
11. Кобзева Т.Г. ФГОС ДО правила дорожного движения. Система обучения дошкольников. М.: «Учитель», 2015. 219 с.
12. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Тихомирова О.Б. Выявление уровня знаний безопасного поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 1-1 (5). С. 194-197.
13. Козловская Е.А., Козловский С.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах т дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений. -М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-48с
14. Методические рекомендации «Формирование безопасного поведения детей и подростков на дорогах и улицах» / М.Б. Неганова, Е.А. Царегородцева. Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2013. 97 с.
15. Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения. Волгоград: ИТД «Корифей», 2009. 89 с.
16. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до шести лет. – СПБ.: РЕЧЬ, 2010.
17. Пустовойтова О.В. Особенности организации проектной деятельности в дошкольной образовательной организации // Мир детства и образование: Сборник материалов ХII Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2018. С. 45-49.
18. Пушкина Е.В., Савенкова А.О., Ахряпова Г.М., Мальцева Т.П. Влияние подвижных и дидактических игр на формирование знаний и умений по правилам дорожного движения детей дошкольного возраста // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ - ТЕРРИТОРИЯ ИННОВАЦИЙ. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2017. С. 32-35.
19. Ребенок и дорога: Методическое пособие для педагогов детских дошкольных и образовательных учреждений/ под ред. А.Н. Коптяевой. – 2- е изд, испр. и доп. – ТОМСК: Изд-воНТЛ, 2010. – 192 с.
20. Росада А.Ю. Использование квест технологии при обучении детей старшей группы ПДД // В сборнике: МИРОВАЯ НАУКА 2021. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ. материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2021. С. 70-73.
21. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-112 с.
22. Семенова Т.А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 12. – С. 105-111.
23. Скоролупова О.А. Занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: «Скрипторий 2003», 2005. 80 с.
24. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Изд. Скрипторий 2003. – 2004.
25. Стеркина Р.Б. Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» / Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева [Электронный ресурс]. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-osnovy-bezopasnostidetei-doshkolnogo-vozrasta-sostavlena-na-osnove-programy-r-b-sterkinoi.html
26. Толмачева Т.Е. Викторина по безопасности дорожного движения "Загадки светофора" // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2019. № 1. С. 10-13.
27. Урунтаева Г.А. Детская психология. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
29. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
30. Федотова Е.В. Обучаем дошкольников ПДД // Ребенок в детском саду. 2011. № 2. С. 24-31.
31. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М.: ООО «Издательство Скрипторий», 2008. 74 с.
32. Шелудько М.В. Некоторые аспекты исследования формирования безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 3-5. С. 700-702.
33. Шепилова Н.А. Рекомендации по формированию ценности «Здоровье» у детей дошкольного возраста // Мир: Сборник материалов ХI Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2017. С. 231-234.