Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современную культуру невозможное представить без системы средств массовой информации, первым из которых стало кино. Кино оказалось более эффективным средством распространения информации и по сравнению с радио, так как оно добавило к сообщениям, воспринимаемым на слух, зрительные образы, помогающие эти сообщения воспринимать эмоционально. Преимущество кино перед другими средствами массовой коммуникации, возросшие с появлением телевидения, заставляют пристально приглядеться к содержанию информации, доступ к которой обеспечивает широким массам киноэкран. Чем шире аудитория кинозрителей, тем значительнее для общества социальный эффект усвоения ими идейного и нравственного содержания кинофильмов. Кинематограф, реализуя функции контроля над восприятием и побуждения зрителя идентифицироваться с героями фильма, является социальным катализатором в процессе формирования ценностных ориентаций молодежи, в целом, и политических ориентаций, в частности. Сложившиеся обстоятельства актуализируют значение кинематографа в современном мире.
Хотя концепция «мягкой силы» изначально задумывалась как подспорье во внешней политике США, а ее реализация опиралась на потребности крупных держав мирового сообщества, она приобретает широкую популярность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в особенности в субрегионе Северо-Восточной Азии.
Республика Корея привлекает повышенное внимание экономистов, политологов, международников благодаря резкому рывку этой страны на протяжении последнего полувека. Одним из важнейших достижений для внутренней и внешней политики Республики Корея стало эффективное использование «мягкой силы» для упрочения своего положения на мировой арене. В качестве ресурсов «мягкой силы» в Республике Корея признаются успешный опыт быстрой экономической модернизации и демократизации государства и общества, международный туризм, популяризация традиционной культуры за рубежом и так называемая «корейская волна» («hallyu»). Говоря о целях политики «мягкой силы» Южной Кореи, можно выделить следующие: 1) политические – расширение влияния в регионе и за его пределами, повышение уровня безопасности; 2) торгово-экономические – увеличение притока иностранных туристов, привлечение новых инвестиций, расширение рынков сбыта (экспорта) южнокорейской продукции.
Феномен «корейской волны» стал наиболее известным и применяемым ресурсом «мягкой силы» Южной Кореи, способствовал продвижению бизнеса, культуры и имиджа страны. Одним из инструментов мягкой силы является кинематограф.
В настоящее время кинематограф является одним из наиболее влиятельных видов искусства. Некоторые исследователи даже полагают, что он является «стилеобразующим» элементом так называемой «визуальной культуры». Это подразумевает под собой не только огромное количество способов выражения своих творческих идей для авторов, но и большие возможности по воздействию на аудиторию.
Республика Корея – страна, кинематограф которой с конца двадцатого века вышел на международный уровень.
Визуальные образы корейской культуры становятся все более заметными в глобальном медиапространстве. Фильмы корейских режиссеров, таких как Ким Кидук, Ли Чандон, Пак Чанук, регулярно отбираются на международные кинофестивали и завоевывают награды в различных номинациях. Ежегодно на корейских студиях снимается больше сотни сериалов, которые транслируются по телеканалам во всем мире.
Экранную культуру в рамках кинематографа анализировали А. Г. Хван, Б. Йесиес, Ким Ресил, Ким Соѐн, Ким Есу, Ким Михѐн, Мун Джэчол, Но Квану, О Менсок, Пак Мисук, Пак Сынхен, Сим Дупо, Чин Далѐн и др. Кроме того, результаты исследований современной культуры Республики Корея представлены преимущественно в англоязычных коллективных монографиях, таких как «В поисках Сеула: культура и идентичность в современном корейском кинематографе» (2007), «Корейский кинематограф: от истоков до возрождения» (2007), «Восточноазиатская популярная культура: анализируя корейскую волну» (2008) и т.д.
Цель данного исследования является изучение влияния мировой политики на формирование южнокорейского кинематографа конца 20 - начала 21 века.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть кинематограф как инструмент мягкой силы;
• Изучить вопрос влияния кинематографа на массовое политическое сознание;
• Выявить особенности кинематографа как инструмента политической пропаганды в эпоху глобальной информационной войны;
• Проанализировать вопросы возникновения, развития и трансформации южнокорейского кинематографа;
• Определить особенности и перспективы развития южнокорейского кинематографа на фоне мировых политических событий конца XX – начала XXI века.
Объект исследования: кинематограф как инструмент мягкой силы.
Предмет исследования: южнокорейский кинематограф конца 20 - начала 21 века.
Методологические основы исследования: в работе применены методы контекстуального, сравнительного и дискурс-анализа.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы понимания кинематографа как политического инструмента
1.1. Кинематограф как инструмент мягкой силы
Среди различных способов оказания влияния на психику человека, кино является одним из наиболее мощных. С точки зрения психологического воздействия на человека, кино сильно влияет как на мировоззренческий аспект мышления человека, так и на его психологические реакции в целом. Причём, часто фильмы формируют определенные поведенческие реакции. Это утверждение касается, прежде всего, подростков и детей, так как именно их психика поддается наиболее сильному влиянию под воздействием информации извне. Взрослые также подвержены влиянию кинофильмов, хотя и в меньшей степени. Кино вбрасывает информацию прямо в подсознание человека и является средством управления поведением людей . Любой фильм, который смотрит человек и который ему интересен, создаёт особый иллюзорный мир в сознании человека, тем самым управляя в определённых ситуациях его поведением . Говоря об иллюзорной реальности, создаваемой «магией кино», уместно вспомнить теорию соблазна Ж. Бодрийяра. Согласно его концепции, понятие соблазна следует использовать в качестве категории, обозначающей силовое властное воздействие, осуществляемое в пространстве символических образов .
Следовательно, соблазн это нематериальная сила, которая, тем не менее, присутствует в реальных проявлениях власти.
Стратегия воздействия соблазна состоит в том, что он обольщает посредством красивой приманки, очаровывающей иллюзии, в которую человек погружается с готовностью и удовольствием. Источником «мягкой силы» соблазна является символическое пространство видимостей и симулякров, идеальной моделью которого является как раз кинематограф .
В 1990 году профессор Гарвардского университета Джозеф Най ввел в научный дискурс термин «мягкая сила» (soft power). Согласно американскому ученому, наряду с традиционной «жесткой силой» (hard power), обусловленной политическим, военным и экономическим потенциалами государства, существует другая сила, «мягкая», представляющая собой совокупность привлекательных для других государств аспектов национальной культуры данного государства, его политических и духовных ценностей и проводимой им внешней политикой .
Продолжая сравнение, следует добавить, что «жесткой силе» (власти) традиционно соответствуют такие характеристики как насилие, принуждение, подавление и господство. «Мягкая сила», в свою очередь, отождествляется с такими понятиями как «гибкость, эфемерность, привлекательность и ненавязчивость» .
Иными словами, если «жесткая сила» в веберовской трактовке представляет собой возможность (способность) одного субъекта навязать свою волю другому субъекту вопреки нежеланию последнего, то «мягкая сила» побуждает сделать желаемое без осязаемых угроз, выплат и иных издержек. Ключевой особенностью «мягкой силы» является добровольный характер ее восприятия субъектом. Другими словами, субъект (человек, народ или государство) подчиняются такого рода силе по собственному желанию, что является «результатом самостоятельного выбора» .
Идея распространения влияния путем социально-гуманитарных средств стала популярной среди западных политиков и исследователей, поскольку была подкреплена высокой оценкой потенциала «мягкой силы» США и, во многом, Европы. После распада СССР эти акторы по сути представляли собой единственные центры генерации и источники транслирования своих идей и культуры на весь остальной мир. Другие центры влияния, такие как Азия и Ближний Восток находились, по мнению Ная, в зачаточном состоянии и поэтому не представляли собой серьезной угрозы . Подтверждением этого стали интенсивное продвижение и популяризация именно западной продукции самой разной направленности, от одежды до стиля жизни.
Сегодня «мягкая сила» присутствует фактически в каждом, даже малозначительном, событии в международной жизни . А благодаря современным информационным и коммуникационным технологиям ее влияние усиливается многократно. За счет информационной революции «soft power» получила возможность оказывать воздействие многочисленными способами: посредством общественной дипломатии, СМИ, Интернета, социальных сетей, рекламы и т.д. Не менее важным (а возможно, одним из ключевых) каналом оказания влияния становится также сфера кинематографа.
Возросшая роль кинематографа в контексте «мягкой силы» вытекает также из теории текучей современности З. Баумана. Ученый отмечает, что на смену господствующей модели современности, основанной на системе жесткой иерархии, квинтэссенцией которой является фордизм, приходит эпоха легкой (текучей) современности. Это мир, полный бесконечных возможностей потребительского выбора. В рамках такого мира контроль над людьми при помощи традиционных средств затрудняется, поэтому необходимы новые инструменты властвования. Согласно автору, такими инструментами становятся современные масс-медиа в том числе и кинематограф.
Из средства развлечения кинофильм превращается в один из основных ориентиров для человека в мире быстро сменяющих друг друга модных тенденций. Исследователь пишет, что экранные зрелища замещают средства надзора.
Они продолжают развлекать людей, однако, вместе с тем, приобретают дисциплинирующие функции .
По мнению психологов, многие люди не задумываются над тем, что иногда разные типы настроения могут быть навязаны фильмами с тем или иным сюжетом. Просмотр определенных фильмов, будь то ужасы или драма, будет вызывать аналогичные эмоции и переживания, которые могут влиться в жизнь человека. Впоследствии частый просмотр кинофильмов определенного жанра или тематики (например, военных фильмов) постепенно будет вызывать в человеке соответствующий набор чувств: гордость за свою Родину и армию и ненависть или недоверие по отношению к другой стороне (подобная дихотомия «свой-чужой» красной линией проходит через большинство американских фильмов о Второй мировой войне).
При просмотре фильмов определенного жанра или тематики зритель испытывает эмоции и тем самым «подпитывает» чувства, вызванные этим же фильмом или ранее просмотренными, которые через сознание проникают на остальные уровни сознания и там фиксируются. Сформировавшиеся словно условный рефлекс эмоции или ассоциативный ряд затем проявляются через соответствующее отношение (поведение) к другим людям, животным, стране и так далее. Это не чувства в прямом смысле слова. Человек изначально может не испытывать негативных чувств по отношению к другому субъекту, однако набор соответствующих эмоций или ассоциаций заставляет его в данной ситуации поступать именно таким образом.
Отчасти это похоже на стереотипное мышление, вырабатываемое также наборами ассоциаций. Сформированный за счет частого просмотра фильмов с определенным контекстом (посланием) своего рода пласт эмоций или условных характеристик будет оказывать влияние на жизнь человека в зависимости от ситуации.
Если зрителю в течение нескольких лет демонстрировать фильмы, в которых его нация показана в качестве наиболее успешной, привлекательной и развитой по отношению к другим, постепенно он будет ощущать свое превосходство относительно представителей другой национальности. Помимо этого, окружающие человека события, процессы и атмосфера в обществе в целом также будут провоцировать его к проявлению соответствующего поведения и усиливать «мягкое» воздействие кинофильмов (если государственная идеология декларирует то, что страна должна стать сильнейшей державой в мире, фильм, содержащих данный контекст, будет оказывать гораздо более сильное влияние на зрителя). Следует отметить, что бессознательное влияет на сознательный уровень так, что человек не управляет этим процессом, так как он происходит неосознанно. Поэтому индивид не замечает и даже не догадывается, что во время просмотра киноленты на него оказывается определенное воздействие.
Таким образом, кино способно объединять людей и заставлять их следовать единой модели поведения. Являясь пассивно-привлекательной сферой развлечения («всё доступно, не выходя из дома») влияние кино становится практически абсолютным . Такое воздействие может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от этических принципов создателей доводимой до кинозрителя информации. Кино может как побудить человека к совершению какого-либо действия, так и воздействовать на него деструктивно, «засоряя мозги» бессмысленными сериалами и фильмами, которые превращают его в пассивного наблюдателя и лишают возможности критически мыслить. Фактически, кинематограф способен лишить индивида действовать самостоятельно. Если говорить о глобальном влиянии кино, то можно с уверенностью сказать, что, поощряя производство фильмов определенного жанра и транслируя их в общемировом масштабе, можно повлиять на глобальное изменение в образе жизни целых народов и государств.
1.2. Кинематограф и массовое политическое сознание
Тема кинематографа как инструмента политической коммуникации чрезвычайно важна в современном мире, в котором политика пронизывает практически все сферы жизни общества. В этой связи, следует отметить, что взаимодействие кино и политики было вопросом времени. Современным фильмам необязательно затрагивать политические темы для того, чтобы оказывать нужный эффект на зрителя. Арсенал киноиндустрии очень многообразен и чаще всего на первый взгляд несет в себе исключительно развлекательный характер. Художественное и документальное кино, телепередачи и телесериалы, видеоклипы и даже мультфильмы. Все это в той или иной степени способствует формированию и поддержанию политической коммуникации.
Роль телевидения и кинематографа в формировании политических ценностей возрастает с каждым днем. Кинофильмы и телесериалы выступают в качестве популярных средств социальной коммуникации, являются своего рода инструментом регулирования совместной жизни людей. С их помощью формируется картина мира граждан, их моральные установки и эстетические вкусы, складывается национально-государственная идентичность общества.
Сильнее всего подвергаются воздействию кинематографа молодые люди за счет недостаточности жизненного опыта.
Е.Б. Шестопал считает, что политическое сознание человека включено в сложную ткань его психической деятельности в соответствии с ее законами. Политическое сознание представляет собой восприятие субъектом той части реальности, которая связана с политикой, с вопросами власти и подчинения, государства с его институтами .
Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях — массовом, групповом и индивидуальном, — что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах.
На политическое сознание индивида оказывают существенное влияние социальная среда, к которой он принадлежит, его психологические особенности, характер взаимоотношений, складывающийся между различными социальными группами, обществом и государством, а также собственный индивидуальный опыт в политической жизни. Исходной составляющей политического сознания является психолого-политическое состояние человека, формирующее предпосылки для его ориентации в мире политики, т.е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей. На формирование политического сознания оказывает влияние также процесс критического осмысления людьми социальной действительности, обобщение и рационализация чувственных представлений, осознание целей различных политических движений, принятие или отказ от сложившихся норм политического процесса, эмоциональное восприятие тех или иных политических идеалов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. Под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008 — 240 С.
2. Бодрийяр Ж. Соблазн / Пер. с фр. А. Гораджи. М.: Изд-во Ad Marginem, 2000.
3. В Южной Корее заслуженных режиссеров (и других известных и опытных в своей сфере людей) уважительно называют мастерами, что является частью обязательного этикета.
4. Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996
5. Кино. Психологическое влияние на человека. URL: http://jupiterfm.ru/blogi/ 17-кино-психологическое-влияние-на-человека.html
6. Кокарев И.Е. Кино как бизнес и политика: современная киноиндустрия США и России: учеб. пособие / – 2-е изд.– М.: Аспект Пресс, 2009. С. 34
7. Крылов В. Кино и его влияние на человека. 2013. URL: http://xquite.ru/life/rub/lkinview.php?id=1
8. Курбанов С. О. Первомартовское движение и буржуазно-демократическая революция в Корее // Первомартовское движение за независимость Кореи 1919 г. Новое освещение. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. С. 91-104
9. Ланьков А.Н. Современная ситуация и проблема «корейской волны» [Электронный ресурс] // URL: https://makkawity.livejournal.com/819307.html
10. Методы воздействия на подсознание человека. Май, 2006. URL: http://psi-technology.net/articles/ podsoznanie/metodi-vozdeystviya-na-podsoznanie-cheloveka.php
11. Нестерчук О.А. Опасный контент как технология скрытого управления массовым сознанием и поведением в современных условиях // Безопасность Евразии. – 2013. – № 2(46).
12. Опрос: 48% россиян считают, что надо снимать социальные фильмы // http://ria.ru/ society/20150408/1057301078.html
13. Пак М. Н. История и историография Кореи. Избранные труды. М.: Восточная литература, 2003.
14. Полотовский С.А. Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России: межкультурные связи в контексте международных отношений: автореф. дис. … к. и. н. – СПб., 2006.
15. Пономарева Е.Г. Железная хватка «мягкой силы» / Е.Г. Пономарева // Однако. — 2013. — № 6. — С. 18-26
16. Российское кино боится быть социальным // Эксперт – Online. – 2015 // http://expert.ru/south/2008/31/ros_kino/
17. Русакова О.Ф. Концепт «мягкой силы» (soft power) в современной политической философии // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения РАН. — 2010. Вып. 10. С. 173-192
18. Саид Э. В. Ориентализм: западные концепции Востока / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: Русский
19. Селезнева А.В. Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей //Вестник Томского государственного университета № 345. 2011
20. Хван А.Г. Очерки истории корейского кино (1903-1949). – М.: Вост.лит., 2007. – 135 с.
21. Что есть политика? По мотивам сериала «Карточный домик» // РИА-Новости. – 2015 // http://ria. ru/columns/20130303/925560183.html
22. «Arirang», реж. На Ун-гю, Корея, 1926. URL: https://www.imdb.com/title/tt0149706/?ref_=nv_sr_2?ref
23. «The Righteous Revenge», реж. Ким До-сан, Корея, 1919. URL: https://www.imdb.com/title/tt0010631/
24. «Бродяга» («Nageune» / «Drifter»), реж. Ли Гви-хван, Корея, 1937. URL: https://www.imdb.com/title/tt531311
25. «Да здравствует свобода» («Jayu manse»), реж. Чхве Ин-гю, Корея, 1946. URL: https://www.imdb.com/title/tt
26. «Два полицейских» («Tukabseu» / «Two Cops»), реж. Кан У-сок, Южная Корея, 1993. URL: https://www.im
27. «День свадьбы» («Ja-yugyeolhon » / «The Wedding Day»), реж. Ли Бён-иль, 1956. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/685750/
28. «День, когда свинья упала в колодец» («Daijiga umule pajinnal» / «The Day a Pig Fell Into the Well»), реж. Хон Сан-су, Южная Корея, 1996. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/317000/
29. «Дом в сердце» («Maeumui gohyang»), реж. Юн Ён-ги, Южная Корея, 1949. URL: https://www.imdb.com/title/tt2151544/?ref_=adv_li_tt URL: https://www.kinopoisk.ru/film/722070/
30. «Дымка» («Anagae» / «Mist»), реж. Ким Су-ён, Южная Корея, 1967. URL: https://www.imdb.com/title/tt0322872/?ref_=nm_flmg_dr_20 URL: https://www.kinopoisk.ru/film/100374/
31. «Единое тело» («naisen ittai») - популярный лозунг в колониальной Корее, под который использовался для построения Великой восточноазиатской сферы сопроцветания.
32. «Зеленая рыба» («Chorok mulkogi» / «Green Fish»), реж. Ли Чан-дон, Южная Корея, 1997. URL: https://ww
33. «История о жизни в браке» («Gyeolhon iyagi» / «Marriage Story»), реж. Ким И-сок, Южная Корея, 1992. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/110079/
34. «Конюх» («Mabu» / «The Stableman») Кан Дэ-чжин, 1961. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/149297/
35. «Лодка без хозяина» («Imjaeobtneun naleutbae» / «The Ownerless Ferry Boat»), реж. Ли Гю-хван, Корея, 1932. URL: https://www.imdb.com/title/tt0151874/?ref_=nm_flmg_wr_4
36. «Мандала» («Mandala»), реж. Лим Гвон-тхэк, Южная Корея, 1981. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/20
37. «Национальная граница» («Kukgyong») / «Frontier of the Nation»), реж. Ким До-сан, Корея, 1923.
38. «Оазис» («Oasiseu» / «Oasis»), реж. Ли Чан-дон, Южная Корея, 2002. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/46
39. «Обещание Вольха» («Ulha ui Mengse»), Корея, 1923.
40. «Однорукий меченосец» («Du bei dao » / «One-Armed Swordsman»), реж. Чанг Че, Гонконг, 1967. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/116297/
41. «Остров чеджу» («Chejudo pungtoki» / «The nature os ChejU Island»), реж. Ли Ён-мин, Южная Корея, 1946. URL: https://www.imdb.com/title/tt0395500/?ref_=nv_sr_1?ref_=nv_sr_1
42. «Остров» («Seom» / «The Isle»), реж. Ким Ки-дук, Южная Корея, 2000. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/
43. «Примак» («Primak»), реж. Ли Ду-ён Южная Корея, 1981. URL: https://www.imdb.com/title/tt0220695/?ref_
44. «Прокручивая рассказы о жестокости к женщинам» («Isanghan gwangye» / «Spinning the Tales of Cruelty Toward Women»), реж. Ли Ду-ён Южная Корея, 1983. URL: https://www.imdb.com/title/tt0378114/?ref_=nm_f
45. «Связь» («Jeopsok» / «The Contact»), реж. Чан Юн-хён, Южная Корея, 1997. URL: https://www.imdb.com/titl
46. «Сказание о Чхунхян» («Chunhyang-jeon»), реж. Ли Мен-ву, Корея, 1935.
47. «Служанка» («Hanyo» / «The Housemaid»), реж. Ким Ги-ён, Южная Корея, 1960. URL: https://www.imdb.
48. «Сопендже» («Sopyonje»), реж. Лим Гвон-тхэк, Южная Корея, 1993. URL: https://www.kinopoisk.ru/film/
49. «Суррогатная мать» («Sibaji» / «Surrogate Mother»), реж. Лим Гвон-тхэк, Южная Корея, 1987. URL: https://
50. «Сын генерала» («Janggunui adeul» / «The General’s Son»), реж. Лим Гвон-тхэк, 1990. URL: https://www.imd
51. «Харчевня дракона» («Long men kezhan» / «Dragon Inn»), реж. Кинг Ху, Тайвань, 1967. URL: https://www.i
52. «Хон Ки-донг» («Hong Kil-dong »), реж. Шин Дон-хён, Южная Корея, 1967. URL: https://www.imdb.com
53. «Шальная пуля» («Obaltan» / « Aimless Bullet»), реж. Ким Ки-янг, Южная Корея, 1961. URL: https://www.
54. «Шепот стен» («Yeogo goedam» / «Whispering Corridors»), реж. Пак Ки-хён, Южная Корея, 1998. URL: http
55. «Шири» («Swiri» / « Shiri »), реж. Кан Джэ-гю, Южная Корея, 1999. URL: https://www.imdb.com/title/tt0192
56. Chadha K., Kavoori A. Media imperialism revisited: Some findings from the Asian case //Media, culture & society. – 2000. – Т. 22. – №. 4. – С. 415-432.
57. Cho. J. H. Korean New Wave. 1987 – 1996 // Korean Film Archive.
58. Dragons and Tigers Award – премия Международного Ванкуверского кинофестиваля для режиссеров Азиатско-Тихоокеанского региона.
59. Dunschen T. Berlinale 2018: Human. Space. Time and human. 2018.
60. Featherstone M., Lash S., Robertson R. (ed.). Global modernities. – Sage, 1995. – Т. 36.
61. Grand Bell Awards – церемония награждения Корейской ассоциацией кинематографических фильмов за выдающиеся достижения в области кино в Южной Корее.
62. International Monetary Fund, IMF - специализированное учреждение ООН, которое предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства.
63. Kraidy M. M. Hybridity in cultural globalization //Communication theory. – 2002. – Т. 12. – №. 3. – С. 316-339.
64. Lee Young II. The Establishment of a National Cinema under Colonialism: The History of Early Korean Cinema [Электронный ресурс]. URL: http://archive.li/JMiON
65. Lee Young-il, Choe Young-chol. The History of Korean Cinema. Seoul: Jimoondang International, 1988.
66. Min Eungjun, Joe Jinsook, Han Ju Kwak. Korean Film. History, Resistance, and Democratic Imagination. L.: Praeger, 2003.
67. Nye J. Soft Power. Th e Means to success in world politics // N.Y. Public Aff airs, 2004
68. Shim D. Hybridity and the rise of Korean popular culture in Asia //Media, culture & society. – 2006. – Т. 28. – №. 1. – С. 25-44.
69. Yecies B., Shim Ae-Gyung. Korea's Occupied Cinemas, 1893-1947. N. Y.: Routledge, 2011