Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, отмечают, что у детей доминируют отрицательные эмоции, им трудно контролировать их, понимать собственные переживания и чувства других людей. Как правило, несформированность эмоциональной сферы напрямую влияет на поведение детей, которое характеризуется робостью, неуверенностью в себе, чрезмерной стеснительностью или, наоборот, импульсивностью, агрессивностью. Коррекция и развитие эмоциональной сферы, научение правильному поведению, развитие доброжелательности будут способствовать успешности будущей учебной деятельности, развитию навыков взаимодействия и общения.
В настоящее время наиболее приоритетным направлением воспитательной и образовательной системы Российской Федерации является развитие у детей и молодежи нравственных представлений. Нравственное воспитание является одним из важнейших аспектов воспитания. Оно направлено на усвоение детьми и молодежью высших духовных ценностей и претворение их в жизнь через постепенное изменение характера, нравов, мотивов, а также через повышение ответственности за свои поступки и слова. Нравственное воспитание начинается с самого рождения и продолжается в течение всей жизни. Немаловажную роль в таком воспитании играют образовательные учреждения.
Одной из важных задач нравственного воспитания детей является формирования доброжелательного отношения к людям. Проблемой формирования доброжелательных отношений дошкольников занимались (Л.В. Артемова Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Т.Л. Коротаева и др.).
Эффективность формирования доброжелательных отношений детей определяется средствами. Одним из таких важнейших средств нравственного воспитания являются сюжетно-ролевые игры. Все это и обусловило актуальность темы исследования.
Объект исследования: нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования доброжелательности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить на практике систему работы по формированию доброжелательности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Гипотеза исследования: использование специально подобранных сюжетно-ролевых игр и игровых приемов позволит обеспечить результативное формирование доброжелательности у детей среднего дошкольного возраста.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Раскрыть сущностную характеристику основных понятий исследования.
2. Описать специфику сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть влияние сюжетно-ролевой игры на формирование доброжелательности детей среднего дошкольного возраста.
4. Выполнить анализ педагогической практики по проблеме исследования.
5. Предложить и внедрить систему работы по формированию доброжелательности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
6. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы по формированию доброжелательности у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБДОУ №32 «Ежик» (г. Смоленск).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы нравственного воспитания дошкольников в игре
1.1 Сущностная характеристика основных понятий исследования
Термин «нравственность» восходит к слову «нравы», что в переводе с латыни означает мораль. В свою очередь, под «моралью» понимается особая общая ценностная основа культуры, равенство между людьми в их устремлении к счастливой и достойной жизни.
Согласно словарю С.И. Ожегова под «нравственностью» понимаются «этические нормы и внутренние качества, которым следует человек, а также правила поведения, обусловленные данными качествами» [34, с. 542]. При сравнении первой и второй части данного определения мы можем констатировать, что они противоположны друг другу. Правила поведения, обусловленные нравственными качествами и эти самые качества, которыми руководствуется человек, не могут быть одновременно «нравственностью». В связи с этим нами под нравственностью будет пониматься правила поведения, которые определены человеческой нравственностью (нравственными качествами).
По мнению К.В. Зелинского, «нравственность – это интериоризированные этические нормы, заданные внешне, трансформировавшиеся во внутренние правила поведения и приобретшие в этой связи признаки нравственных качеств» [22, с. 19].
В литературе и в речи слово «нравственность» используют как синоним этики и морали. Данное понятие охватывает совокупность «добродетелей», которые соединяют внутреннюю и внешнюю красоту. Нравственное учение древнего философа Сократа сводит все к мудрости, знанию и добродетели, как высшему благу. В древнее время слово «этика» использовалось для обозначения жизненной мудрости, практических знаний по поводу того, что представляет собой счастье, и как его достичь. В настоящее время этика – это учение о нравственности, о привитии индивиду душевных и деятельно-волевых качеств, необходимых в личной и общественной жизнедеятельности. «Этика – это свод практических правил поведения и образа жизни конкретного индивида. При этом Аристотель считал, что человек не должен рассматриваться вне общества. Философ писал, что человек является общественно-политическим существом. По Аристотелю этика имеет тесную связь с политикой, с учением о задачах государства и его сущности» [17, с. 26].
В.С. Соловьев пишет, что нравственность проявляется в таких чувствах, как благоговение, сострадание (жалость) и чувство стыда. Эти первичные качества позволяют людям видеть разницу между злом и добром, вырабатывать нормы морали и воспринимать их. Ученым предложена гипотеза о поэтапном развитии нравственности.
Н.А. Бердяев выделял три уровня этики, отражающие степень развития личности человека, последовательно преодолевающего этику спасения и послушания в целях достижения этики творчества.
Л. Кольберг также выделял три уровня морального сознания:
«1. Первый уровень – автономная (самостоятельная) мораль, основанная на внутренних убеждениях человека.
2. Второй уровень – конвенционный, необходимый для поддержания хороших взаимоотношений с окружающими.
3. Третий уровень – доморальный, устанавливаемый авторитетом взрослых при помощи поощрений и наказаний» [17, с. 29].
По мнению большинства отечественных авторов, «нравственность» следует рассматривать как нормы и принципы поведения человека (С.В. Титова, В.В. Скляднева, Т.И. Петракова, И.Я. Медведева, Л.М. Донченко). Как правило, под нравственностью понимают социально-ориентированное поведение, нормированное общепринятыми правилами, в качестве истоков которого выступают личностные качества, сформированные таким поведением [3].
С.Ю. Дивногорцева [16] считает, что нравственность является одним из способов ориентации поведения человека, которому отвечает особая направленность личности на абсолютные ценности.
По мнению А.П. Колпаковой [25], нравственность представляет собой принятие групповых норм. При этом группы бывают самыми разными: друзья по школе, компания в клубе, дворовые друзья. Следовательно, поведение и нормы также будут различаться в зависимости от группы. Ребенок может приспосабливаться и к асоциальным группам. В связи с этим, по нашему мнению, называть принятие групповых норм нравственностью не совсем корректно.
Нравственное развитие дошкольников необходимо осуществлять через создание воспитывающих ситуаций, в которых у ребенка развивается:
«- любовь к самому себе;
- любовь к людям, которые его окружают, – таким образом, воспитываются добрые чувства к людям, жалость и сострадание к ним;
- искусство действовать, совершать добрые дела» [37, с. 54].
Так, нравственное воспитание приобретает практический характер, развивая добрые чувства и целомудрие.
Главный результат и цель нравственного воспитания личности – развитие нравственной культуры. Термин «культура» имеет множество толкований. Это же относится и к понятию «нравственная культура». Слово «культура» произошло от латинского «cultura», означающего почитание, воспитание, обрабатывание.
Под нравственной культурой личности подразумевается совокупность (система) сформированных убеждений, усвоенных знаний, норм, жизненных принципов, приобретенных моральных качеств, пережитых эмоций и нравственных чувств, взаимоотношений с людьми и отношений с социумом, способность к борьбе с аморальностью и к моральному творчеству.
Нравственная культура личности, ее нравственное развитие являются результатом влияния и воздействия следующих факторов:
«- наследственности, являющейся предпосылкой нравственного развития. От индивидуального в психике, темпераменте, характере человека зависит очень многое. В некоторой степени в наследственности уже закладывается тип поведения личности – ориентация в сторону эгоизма или альтруизма;
- на нравственное формирование человека влияют пол, возраст и состояние здоровья, поэтому его генетическую «программу» не стоит игнорировать;
- источником нравственного развития личности является социальная среда, которая дает ей возможность в самореализации, в раскрытии в поступках и отношениях с другими людьми своего нравственного потенциала. Человек впитывает в себя нравственные устои социальной среды, поэтому нравственное развитие возможно только в рамках социокультурной сферы» [46, с. 37].
Для полного раскрытия личности необходимо приложить педагогические усилия, что возможно в процессе целенаправленной социализации. Поэтому решающим фактором в нравственном развитии личности является образование, в результате чего человек приобретает практику собственного нравственного опыта. Социализирующими факторами нравственного становления личности выступают семья, учреждения образования, СМИ, или организованные социальные институты.
Процесс нравственного развития личности происходит эффективнее, когда он тесно связан с процессом самообразования, который понимается как осознанное, управляемое человеком саморазвитие, при котором целенаправленно формируются его опыт, качества, отношения.
В современных социокультурных условиях социализацию рассматривают как широкое понятие, которое охватывает не только образование (с его взаимосвязанными процессами – воспитанием и обучением), но и влияние жизни во всей полноте факторов, возникающих случайно и учитываемых сознательно (тогда речь идет о стихийной социализации).
Факторы стихийной социализации, или неорганизованные социализирующие факторы, создают угрозу национальной безопасности государства в гуманитарной сфере.
От степени скоординированности системы таких влияний будет зависеть то, какими будут молодые люди. Как показывает мировая практика, влияние окружающей жизни и социализация оказывают более сильное формирующее воздействие, чем образование. Сегодня у школы много конкурентов, намного превосходящих ее возможности. Школа жизни сильнее собственно педагогической среды. В случае если их воздействия не скоординированы и разнонаправлены, возникает система рисков для государства, общества и отдельного человека.
Нравственному воспитанию детей уделяется первоочередное внимание среди всех образовательных и воспитательных задач, которые выдвигаются обществом.
В развитии общества в целом, и человека в частности, нравственному воспитанию во все времена отводилась важнейшая роль. Практически все иностранные и российские педагоги называют нравственную составляющую в воспитании личности одной из основных [11].
Как отмечает К.Д. Ушинский [43], нравственное влияние составляет ключевую задачу воспитания.
И.Г. Песталоцци [35] также говорил о приоритете нравственного воспитания, называя его «морем бесконечной силы совершенной любви».
По мнению специалиста в области педагогической психологии Л.И. Божович [6], детскому нравственному развитию отведено главенствующее место в воспитании всесторонне развитой личности.
Следовательно, можно обозначить следующий механизм нравственного воспитания: представления и знания; мотивы; отношения и чувства; привычки и навыки; поведение и поступки.
Подобный механизм обладает объективным характером. В ходе развития всех (как безнравственных, так и нравственных) качества личности, он проявляется всегда [48].
Итак, под понятием «нравственное воспитание» в работе будет пониматься формирование совокупности сознания, привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе.
1.2 Специфика сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста
В процессе развития игровой деятельности дети переходят от элементарных, простых, готовых к самостоятельно придуманным сложным сюжетным линиям, которыми охватываются почти все сферы действительности. Они учатся играть друг с другом, обходясь без многочисленных атрибутов игровой деятельности, овладевают правилами игры и стараются следовать им, вне зависимости от уровня сложности последних. Кроме того, в процессе игровой деятельности дети учатся многим другим вещам. Наряду с тем игра рассматривается в качестве однородной деятельности, единственно выражаемой в дошкольном возрасте. Действительно, посмотрев различные программы, можно сделать вывод о наличии в основном сюжетно-ролевой игры. Это наиболее доступный и понятный вид игры. Суть сюжетно-ролевой игры состоит в том, что играющими берется какой-то сюжет – тема и разыгрывается, оживляется с помощью ролей. Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре – сюжетно-ролевая [20].
Под сюжетно-ролевой игрой в данной работе будем понимать ориентировочную (условную) деятельность, действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущностью игровой деятельности является не только техника выполнения действий, но также и переход от практического к умственному действию. Дошкольник рассматривает один и тот же предмет с разных углов (камушек является мелом, хлебом, сахаром и др.), самостоятельно осуществляет переход с одной позиции на другую (к примеру, изменяет роли в игровой деятельности).
В дошкольном возрасте ребенок овладевает
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аркин Е.А. Игры, игрушки и занятия / Е.А. Аркин // Психолог в детском саду / ред. В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – 2019. – № 1. – C. 5–13.
2. Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте: автореф. дис. на … канд. псих. н. / Т.В. Бажанова; Московский городской психолого-педагогический университет. – М., 2018. – 26 с.
3. Баженова Н.Г. Объяснительный рассказ – одно из средств духовно-нравственного воспитания / Н.Г. Баженова // Начальная школа. – 2012. – № 7. – С. 103–108.
4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. – М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2015. – 254 с.
5. Белоцерковец Н.И. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования гуманистической направленности у детей дошкольного возраста / Н.И. Белоцерковец, И.В. Чупаха // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – № 1 (74). – С. 84–87.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2019. – 400 с.
7. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Бузарова, Т.Н. Четыз // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 338–353.
8. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 70 с.
9. Возрастная анатомия и физиология ребенка / Л.А. Яковлева; Магнитог. гос. ун-т. – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2013. – 26 с.
10. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2011. – 624 с.
11. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: актуальные проблемы / Б.Л. Вульфсон; Российская акад. образования, Моск. психолого-социальный ин-т. – М.: Изд-во МПСИ, 2018. – 330 c.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2013. – 1136 с.
13. Гиенко Л.Н. Социальная компетентность дошкольников / Л.Н. Гиенко // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 3 (58). – С. 155–157.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – 4-е изд., перераб. и допол. – СПб.: Питер, 2017. – 208 с.
15. Дарвиш О.Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Владос-Пресс, 2015. – 263 с.
16. Дивногорцева С.Ю. Развитие православной педагогической культуры в современной России / С.Ю. Дивногорцева // Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 50–59.
17. Духовно-нравственное воспитание / сост. С.А. Титова. – Минск: Красико-Принт, 2016. – 125 с.
18. Егоров А.В. Индивидуально-социальные компетенции, факторы личности и когнитивные способности дошкольников / А.В. Егоров, А.М. Казьмин // Клиническая и специальная психология. – 2015. – Т. 4. – №2. – С. 54–66.
19. Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01 / Т.И. Ерофеева. – М., 2016. – 169 с.
20. Забудько Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 7. – С. 24–27.
21. Закирова Л.А. Вклад профессора Н.М. Аксариной в детское здравоохранение / Л.А. Закирова, Л.В. Архипова // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. – 2016. – №2. – С. 150–151.
22. Зелинский К. Духовно-нравственное воспитание в школе: возможности и ограничения / К. Зелинский // Воспитательная работа в школе. – 2018. – № 5. – С. 19–27.
23. Калашникова Н.Н. Исторические и современные подходы к проблеме духовно-нравственного воспитания молодежи / Н.Н. Калашникова, И.Н. Григорьев // Вестник ТГУ. – 2017. – Вып. 4. – С. 257–265.
24. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии / В.Г. Каменская. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 288 с.
25. Колпакова А.Н. Нравственность и ее развитие в образовательном процессе / А.Н. Колпакова, А.А. Баранова // Знание. – 2017. – № 4–4 (44). – С. 35–40.
26. Крофорд В. Три кита успеха: Доброжелательность. Мудрость. Смелость / В. Крофорд. – СПб.: Питер паблишинг, 2017. – 180 с.
27. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2019. – 423 с.
28. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 2017. – 384 с.
29. Мамонова Е.Б. Причины конфликтного поведения детей среднего дошкольного возраста / Е.Б. Мамонова, Т.Е. Федосеева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59–1. – С. 477–479.
30. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание / ред. Т.И. Гризик. – 2018. – № 6. – С. 12–23.
31. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 3-е изд., исправ. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 96 с.
32. Муратова А. Роль воспитания нравственности в семье / А. Муратова, М. Каласалиева // Вестник Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева. – 2017. – № 4. – С. 170–172.
33. Мухина В.С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – 14-е изд., стереотипное. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка: около 60 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. – 25-е изд., исправ. и допол. – М.: ОНИКС: Мир и образование, 2018. – 976 с.
35. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей / И.Г. Песталоцци // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / ред. С.Ф. Егоров. – М.: Академия, 2010. – С. 197–218.
36. Печагина М.В. Сюжетно-ролевая игра – открытое пространство / М.В. Печагина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 62–63.
37. Преснякова Л.А. Трансформация отношений внутри семьи и изменение ценностных ориентиров воспитания / Л.А. Преснякова // Воспитание детей и молодёжи. – 2018. – № 4 – С. 53–57.
38. Психология дошкольника: хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академия, 2011. – 408 с.
39. Радуга: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.
40. Репина О.К. Конструирование игрового сюжета как фактор развития мышления детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. псих. н.: 19.00.07 / О.К. Репина; Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. – М., 2018. – 23 с.
41. Тараненко А. Сюжетно-ролевая игра / А. Тараненко // Воспитание дошкольников. – 2011. – № 4. – С. 32–33.
42. Усова А.П. Игра – форма организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание / ред. Т.И. Гризик. – 2016. – №1. – С. 19–22.
43. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс, 2014. – 576 с.
44. Филиппова С. Мальчики и девочки дошкольного возраста / С. Филиппова // Здоровье дошкольника. – 2011. – № 7. – С. 15–20.
45. Чепикова Л.В. Воспитание нравственных качеств у детей в проектной деятельности / Л.В. Чепикова, Д.В. Горбачева // Аксиологические проблемы педагогики. – 2018. – № 9. – С. 150–157.
46. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2017. – № 8. – С. 37–38.
47. Шакарова М.А. Анализ влияния структуры сюжета и содержания культурных текстов на развитие сюжетно-ролевой игры современных дошкольников: на примере мультипликационных сериалов: автореф. дис. ... канд. псих. н.: 19.00.13 / М.А. Шакарова; Психол. ин-т Рос. акад. образования. – М., 2012. – 24 с.
48. Шилова М.И. Проблема ценностей и цели воспитания / М.И. Шилова // Классный руководитель. –2011.– № 3. – С. 23–26.
49. Шишлова Е.Э. Психология развития образовательной организации / Е.Э. Шишлова. – М.: МГИМО-Ун-т, 2018. – 178 с.
50. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2014. – 383 с.