Фрагмент для ознакомления
2
Тема курсовой работы: «Логопедическая работа по развитию лексического компонента речевой системы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, методы и средства логопедической работы по развитию лексического компонента речевой системы у детей дошколного возраста с нарушениями речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме исследования лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
2. Подобрать методику исследования состояния лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Выявить отличительные черты лексического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
4. Выработать направления логопедической работы по формированию лексического строя речи, с учётом выявленных особенностей данного процесса у детей с общим недоразвитием речи в сравнении с детьми с нормальным речевым развитием.
Объектом исследования процесс развития лексического компонента речевой системы детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предметом исследования психолого-педагогические условия, методы и средства, способствующие развитию лексического компонента речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Гипотеза: мы предполагаем, что логопедическая работа по формированию предметной лексики у детей с ОНР позволит подобрать эффективные способы формирования лексического строя.
Методологические основы исследования. Отдельные принципы психологии и педагогики (принцип развития).
Методы исследования определялись нами в связи с задачами работы:
1. Теоретический (анализ литературы по проблеме исследования);
2. Организационные (сравнительный, комплексный);
3. Эмпирические (обсервационные - наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, биографический - сбор и анализ анамнестических данных);
4. Количественно-качественный анализ полученных данных (математический, описательный).
База исследования. Дети дошкольного возраста с нарушениями речи.
Теоретическая база исследования: В фундаментальных трудах неоднократно исследовалась проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В. П. Глухов, Н. С. Жукова, И. Ю. Кондратенко, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), выделены особенности развития лексики детей указанной категории. Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи. Большая часть перечисленных исследований придерживается мнения, что лексическую систему детей с ОНР необходимо развивать как можно раньше, используя для этого нетрадиционные методы обучения. – см. методичку
Теоретическая значимость: Теоретическая значимость исследования.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР расширили и дополнили теоретические представления о речевой сфере детей. В работе также было описана структура формирования развития лексики у обучающихся данной категории.
Практическая значимость: возможность использовать результаты исследования в практической деятельности.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. - [Электронный ресурс]. - URL.: fgos.su. Дата обращения: 24.05.2020; - в алфавитном порядке!
2. Активизация словаря младших школьников // Начальная школа. - 2013. - №4. - с.12-14;
3. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков. - М.: Эксмо, 2012. - 448с.;
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1977. - 153с.;
5. Акаева, Н.Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. - 2014. - с.22-28;
6. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. Казань, 2000;
7. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи // Современное дошкольное образование. - 2017 . -с.38-44;
8. Бадалян, Н. Р. Особенности развития монологической речи современных старших дошкольников [Текст] / Н. Р. Бадалян // Молодой ученый. - 2018. - № 17 (203). - С. 271-273;
9. Баль, Н.Н. Особенности словообразования сложных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мадырского педагогического университета. - 2012. - с.63-67;
10. Бизикова, О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие [Текст] / О. А. Бизикова. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 235 с.;
11. Бородулина, М.К., Минина, Н.М. Диалогическая речь и методика ее преподавания // Язык и стиль. Сб.ст. под ред. Дегтеровой Т.А. – М., 1965. – с.211-225;
12. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т. Г. Визель. - М. : Академия, 2005. - 390 с.;
13. Воронина, М.П. Диалог на уроке в начальной школе // Начальная школа. – 2004. - №6. – с.45-50;
14. Выготский, Л.С. Мышление и речь: Собрание сочинение в 6-ти томах. – т.2. – М.: Педагогика, 1982. – 504с.;
15. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.;
16. Глухов, В. П. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / В. П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2014. - 312 с.;
17. Головина, О.П. Развитие диалогической речи учащихся младших классов. – Вестник Тгу. – 2009. – Вып.9. – с.215-219;
18. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М., Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург : Аспект - С, 2004. – 319 с.;
19. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1980;
20. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С.Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.;
21. Ковалева, А.И. Теоретические основы проблемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Молодой ученый. - 2018. - №46. - с.293-295;
22. Козинец, С.Б. Деривационные возможности словообразования метафоры // Известия Саратовского университета. - 2008. - с.8-15;
23. Колокольцева, Т.Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. – Волгоград: Вгу, 2011. – 261с.;
24. Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н.В. Новоторцева. - Спб: КАРО, 2006;
25. Косова, В.А. Словообразовательная категория: Формирование понятия и основные направления исследования // Ученые записки Казанского университета. - 2010. - с.199-212;
26. Мамаева А.В. Деятельность учителя логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. [Текст] / Красноярск, 2019. 300 с.;
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2004;
28. Немов, Р.С. Психология: учебник, т.2. – М.: Высшее образование, 2005. – 375с.;
29. Николаев, Г.А. Теоретические проблемы русского словообразования // Диалектное словообразование, морфемика и морфология. - 2007. - с.7-29;
30. Резанова, З.И. Теория русского словообразования в трудах профессора М.Н. Янценецкой [Электронный ресурс]. - URL: (Дата обращения: 08.05.2018);
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720с.;
32. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие. – М.: Полипресс, 2001. – 480с.;
33. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.;
34. Стребелева, Е.А. Специальня дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 312с.;
35. Хомская, Е.Д. Нейропсихология. – М., 1987. – 496с.;
36. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. - 2006. - №11