- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Разработка мероприятий по развитию паломнического туризма
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Туризм (другое)
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Разработка мероприятий по развитию паломнического туризма "?55 страниц
37 источников
Добавлена 01.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ……………………………………...…………………………7
1.1 Понятие и сущность паломнического туризма…………………….………7
1.2 Нормативно-правовая база паломнического туризма……………………14
1.3 Методические основы организации религиозного туризма………………16
ГЛАВА 2. ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИНДУСТРИИ……………………………………………………………….22
2.1 Современные аспекты паломничества в Российской Федерации………..22
2.2 Продвижение религиозного туризма в Российской Федерации………….27
2.3 Развитие религиозного туризма и паломничества в России…………..…30
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА………………………………………………………………………36
3.1 Значение развития паломничества на Русский север для популяризации истории православия…………………………………………………………..36
3.2 Необходимость разработки религиозных туристических маршрутов в России………………………………………………………..…………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………53
ПРИЛОЖЕНИЯ
Фрагмент для ознакомления 2
Религиозный туризм приобретает все большую роль во всех уголках земного шара. Благодаря своей первоначальной составляющей – паломничеству – он часто считается старейшей формой туризма, существовавшей и тысячелетия назад.
Сегодня, как и много веков назад, религиозные убеждения являются одним из главных мотивов путешествий. Верующие странствуют для поклонения святыням в надежде обрести душевное спокойствие, избавиться от тяжкого недуга, ощутить единение с духовно близкими людьми [16, с. 12].
Только за последние три года в России увеличилось количество туристов, заинтересованных в паломничестве, совершающих паломничество к святыням России, а также направляющихся за границу с религиозно-познавательными целями. Ежегодно около 330 млн человек отправляются в путешествие к святым местам, и очень часто наблюдаются различные происшествия во время маршрутов. В свою очередь, важно знать о мерах безопасности и о методах предотвращения чрезвычайных ситуаций.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
1.1 Понятие и сущность паломнического туризма
Паломнический туризм это разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам. Идея паломничества в напряженной работе тела, ума и духа, во взаимосвязи приложенных физических и умственных усилий, в особом духовном действе, в получении психоделического опыта (без психотропных веществ). А такое наиболее возможно, когда паломник один на один с природой, дорогой, с собой и своими мыслями. Оказываясь в святом месте, будь то церковь, мечеть, синагога или буддистский храм, паломник или просто турист, который интересуется религией, открывает для себя новый мир, интересные идеи, знакомится с традициями других народов, что, несомненно, способствует росту уважения и взаимопонимания между людьми разных вероисповеданий и различными народами. Паломники едут к чудотворным иконам, к мощам святых.
С момента появления паломничество определяется как посещение священных мест с целью религиозного поклонения. Оно характерно для различных культурных традиций и в силу этого имеет свои особенные черты в понимании и осуществлении. Общей характерной чертой паломничества является его изначальная наполненность смыслом и событийность. Оно предполагает не только посещение конкретного места, но и путь к нему, приобщение к содержащимся смыслам. Здесь органично выявляется его связь с герменевтической традицией, направленной на обнаружение и понимание различных смыслов: «в историческом плане можно говорить о двух, по меньшей мере, герменевтиках: в первой текст рассматривается как прибытие смысла, речь идет о смысле традиции, авторитет которой требует, чтобы смысл был вписан в некое первоначало (не важно, божественное или нет); во второй, напротив, текст рассматривается как событие, то есть как составная часть действительной истории» [21; 65].
Представляя собой процесс и деятельность, его цель является смыслообразующей для понимания феномена паломничества. Она субъективна и определяется внутренними мотивами, ее можно обозначить как путь, который не имеет конечного «пункта назначения», в котором главным направлением является поиск себя и истины, осуществляемый через приобщение к высшим, сакральным идеям и содержаниям. В качестве условно прагматических причин могут выступать желание найти ответы на конкретные вопросы или просьбы (желания), поиск защиты или исцеления от болезней и, наконец, покаяние в совершенных грехах.
Мировая история паломничества уходит в глубь веков и даже тысячелетий. Для Руси, принявшей христианство почти на тысячу лет позже центров античного Средиземноморья, пришлось идти путем развития местного паломничества к почитаемым монастырям и местам «житийной» деятельности русских святых, преподобных, чудотворцев и др.
Тем не менее в русском народе всегда существовала тяга к посещению не только своих, но и мировых христианских святынь, особо почитаемых в нашей стране. Это, конечно же, паломничество в Святую Землю, к святыням Египта, к гробнице Николая Чудотворца в городе Бари в Италии и т.д. Одним из самых популярных мест паломничества в России стало село Дивеево – четвертый (и последний) удел Пресвятой Богородицы. Интересно также отметить, что на территории Российской империи находилось еще два удела Божьей Матери – Иверия и Киево-Печерская лавра. Да и второй земной удел Богородицы – гора Афон был одно время под покровительством православного «белого царя», российского императора. Ну как тут не вспомнить что Москва «…есть Третий Рим цветущий, а четвертому не бывать». Что же касается истории религиозного туризма в России, то, на наш взгляд, она началась совсем недавно – около 30 лет назад. И в самом деле, в Российской империи религиозного или точнее, религиоведческого туризма быть не могло - любой человек путешествующий по монастырям (даже если он ехал с целью осмотреть памятники культовой архитектуры в чисто профессиональных целях), считался паломником. Первым примером подобного путешествия, кстати, стала поездка итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти во Владимир, который осматривал там Успенский собор для проектирования главной столичной церкви, Успенского собора в Московском Кремле.
1.2 Нормативно-правовая база паломнического туризма
Туроператорская деятельность регулируется множеством различных нормативно-правовых актов, главным из которых является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В России наряду с обязательными к выполнению нормативными документами существуют документы рекомендательного характера – государственные стандарты, регламентирующие отдельные стороны деятельности туроператоров.
Понятие «религиозный туроператор» в российской нормативной практике не закреплено, поэтому можно сформулировать примерное определение: религиозный туроператор – специализированный туроператор (туроператор специального интереса), деятельность которого ориентирована на религиозный туризм и паломничество. Необходимо отметить, что в научной среде понятия религиозного туризма и паломничества часто считают синонимами или одно – частью другого.
В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности» были внесены изменения, что средства размещения для паломников больше не являются гостиницами, и поэтому к ним не применяется классификация гостиниц.
1 ноября 2019 года вступил в силу Закон о разграничении паломничества и туризма, хотя официально он называется: Федеральный закон от 03.07.2019 N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Чтобы понять все тонкости, необходимо разобраться в терминах, используемых светскими и религиозными организациями.
Вышеуказанный Закон не возбраняет религиозным организациям привлекать к формированию паломнических поездок туроператоров, заключая с ними соответствующие соглашения [3].
Законом закреплено преимущественное право гидов (экскурсоводов) религиозных организаций на проведение экскурсий при посещении паломниками и туристами святых мест. Теперь гид (экскурсовод) турфирмы получит возможность провести экскурсию на территории религиозной организации только в том случае, если такая возможность закреплена в соглашении между религиозной организацией и турфирмой. В остальных случаях экскурсии будут проводить гиды монастырей и приходов. [1]
В заключение хочется подчеркнуть, что принятие данного закона не запрещает религиозный туризм. Всегда будут существовать люди, не желающие глубоко воцерковляться или пока не желающие, которые будут отдавать предпочтение туристическим фирмам в вопросах отдыха и ознакомления с религиозными объектами.
Согласно Федерального закона N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания».
1.3 Методические основы организации религиозного туризма
Основными потребителями паломнического туристического продукта являются верующие люди, а также туристы, интересующиеся историей православия. Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность.
Паломническая поездка – это духовный университет, начиная от дороги и заканчивая участием в Таинствах Церкви. А туризм – это, прежде всего, отдых, экономика впечатлений; удовлетворение столь различных потребностей клиентов; для туристских компаний - это бизнес, получение прибыли, что коренным образом отличает его от паломничества. Зачастую это отдых тела, в лучшем случае с элементами краеведения, а вот коснѐтся ли эта поездка души остается вопросом. Теперь в России на законодательном уровне определено понятие «паломническая деятельность» и «паломник». Право организовывать паломнические поездки теперь есть только у религиозных организаций или их дочерних структур. Турфирмы теперь не смогут осуществлять самоорзанизованные паломнические поездки. «Паломник» - это человек, который совершает «поклонение местам религиозного почитания и объектам религиозного назначения». Стоит подчеркнуть, что речь идет о различных конфессиях. На сегодняшний день соотношение паломников к туристам складывается в неравной пропорции 20% к 80% [1, 3].
Одним из инициаторов передачи организации паломнического туризма в ведение религиозных структур, которые несут попечение о «духовной пользе» паломников еще в 2005 году выступал глава Отдела внешних церковных связей РПЦ – тогда митрополит, а сейчас патриарх московский и всея Руси Кирилл [5].
В основе разграничения религиозного туризма и паломничества лежит конечно же различная мотивация [4].
Цель паломничества заключается в поклонении святыням и участие в церковных Таинствах. Несмотря на общую цель, совершать паломничества людей побуждает много мотивов: молитва, исповедь, покаяние, причастие и пр. Религиозные Таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви и поездки. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.
Религиозный туризм – одно из перспективных направлений индустрии путешествий. Он предполагает посещение храмов, святых источников и монастырей для знакомства с их культурным наследием, как правило, без участия в религиозных Таинствах.
Существенно отличается портрет паломника и религиозного туриста. В паломнические поездки отправляются, как правило, воцерковленные люди, активные прихожане, постоянно участвующие в жизни своего прихода, выезжающие либо со своим приходом, либо через паломнические службы, действующие с благословения правящего архиерея.
Паломник в большинстве случаев - глубоко религиозный человек с Христоцентричным мировоззрением. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, для достижения своих духовных и нравственных целей. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они могут работать трудниками, соблюдать пост и ограничения в еде, останавливаться на ночлег в кельях монастырей. Паломнику не нужна излишняя роскошь средств размещения.
Если говорить о собирательном портрете сторонников культурно-религиозного туризма, то его спектр, конечно же, шире. Это могут быть люди разной степени воцерковленности, его основой могут быть не столько духовные, сколько культурно-познавательные и образовательные цели. Это могут быть люди, которые интересуются иконописным искусством, архитектурой соборов и храмов, особенностями монастырской кухни.
Организация религиозного и паломнического туризма, с целью знакомства со святыми местами и попутным душевным отдыхом в намоленном месте –задача туристических фирм.
Современный религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма, и с каждым годом спрос на различные религиозные туристские объекты возрастает. Религиозный туризм можно подразделить на непосредственно паломничество и познавательный туризм религиозной направленности. Виды паломничества также различаются: индивидуальные, семейные и групповые; длительные и короткие паломничества, внутренние и зарубежные. Отметим, что различие паломнических и познавательных поездок религиозной направленности заключается в различии их целеполагания.
ГЛАВА 2. ПАЛОМНИЧЕСТВО КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТУРИНДУСТРИИ
2.1 Современные аспекты паломничества в Российской Федерации
Паломничество, или путешествие в религиозных целях, является одним из древнейших видов туризма, который имеет глубокие исторические корни.
История религиозного туризма в России относится к этапу становления Руси – после принятия христианства церковь стала объединяющим центром для русских земель.
Православные обители связаны с важнейшими событиями российской истории, а церкви - это шедевры архитектуры, как, например, деревянные храмы Русского Севера. Такие маршруты интересны путешественникам независимо от того, к какой конфессии они принадлежат.
Россия изначально и сейчас является одной из стран мира, в которой религии уделяется особое значение, церковь имеет достаточно привилегий и возможностей, определенных государством. Отличительной особенностью российского религиозного туризма является наличие практически в каждом городе страны множества соборов, что говорит о том, что количество мест для поклонения огромно.
Сегодня предназначение множества религиозных объектов обретает собственное первоначальное значение, они являются предметами поклонения и постижения, частью культурного наследия и объектами туризма. Следует акцентировать внимание на том, что религиозный туризм представляет значимость в концепции международного, и, безусловно, внутреннего туризма, поскольку путешествующие люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам.
Вероисповедание влияет на развитие самосознания и стандарты поведения людей, и выступает одной из важнейшей составляющей общественной системы.
В Ростуризме справедливо считают религиозный туризм очень перспективным - как для путешествий россиян по родной стране, так и с точки зрения привлекательности для иностранных гостей.
Возрастающий интерес к религиозному туризму превращает его в важный фактор обеспечения социальной стабильности и межрелигиозного диалога в глобализирующемся мире, а увеличение турпотока становится драйвером экономического развития и серьезным источником поддержания памятников.
По оценкам сайта ТурСтат, паломническим туризмом в России, составляющим порядка 10% рынка внутреннего туризма в России, занимается 5 миллионов человек в год.
Российский паломнический туризм наиболее развит в городах и регионах Центрального федерального округа, Северо-Запада и Поволжья.
В России почитаются многие места как святые, но главными духовными центрами являются следующие:
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра (XIVв.) – город Сергиев Посад.
- Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь (XI-XIIв.) – Валаам, республика Карелия, Ладожское озеро.
- Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (XVв.) – посёлок Соловецкий, Архангельская область, Белое море.
- Серафимо-Дивеевский женский монастырь – (XVIIIв.) – Нижегородская область, село Дивеево.
Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль. Географически, паломнические поездки можно разделить на следующие области:
– монастыри и святыни соседних стран (преимущественно Украины);
– дальнее зарубежье (святыни Болгарии, Греции - прежде всего Афон, Италия – мощи Николая Мирликийского, Израиля).
Например, «самыми близкими» к Москве являются городские монастыри, места, связанные с пребыванием императорской семьи, а также монастыри Московской области (Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и другие) [3]. Паломнический тур, в отличие от религиозного, включает в себя не только посещение и осмотр храмов, монастырей, святых мест, но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещать богослужения. Религиозные и паломнические туры связывают маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к тому, что любая поездка в монастырь называется паломничеством. Вместе с тем у этих туров разные цели: паломнический тур в основном религиозно мотивирован, обзорная экскурсия познавательно мотивирована.
2.2 Продвижение религиозного туризма в Российской Федерации
Продвижение в сфере туризма тесно связано с самой спецификой туристского рынка. При продвижении турпродукта важным является понимание того, чего желает потребитель. Это позволяет сформировать интересное, актуальное предложение и преподнести его в соответствии с ожиданиями потребителя.
Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места, религиозные центры. Поездки туда могут быть обусловлены праздниками, культовыми актами, фестивалями, проходящими в определенное время года. Так как в религиозных поездках принимают участие, как верующие, так и светские лица, цели религиозного путешествия различаются в зависимости от мотивов [23].
Таким образом, в качестве туристских религиозных мотивов могут выступать: духовное развитие; празднование религиозных обрядов; поклонение святому месту, храму, мощам, духовное и физическое исцеление; познание новых духовных граней; получение эстетического удовольствия от архитектуры, живописи, иконописи, церковного песнопения.
Определив преобладающую мотивационную направленность потребителей, необходимо делать упор при продвижении именно на этот мотив, всячески выделяя его.
Продвижение турпродукта является важной задачей на рынке туризма. С целью увеличения спроса на турпродукт применяется множество методов продвижения, таких как связи с общественностью, реклама, ярмарки, выставки, и другие [28].
Для продвижения религиозного туризма во многих странах мира религиозными организациями и ассоциациями, часто с участием туристских компаний, заинтересованных в развитии туристского бизнеса, в последние годы регулярно проводятся специализированные выставки, биржи, конгрессы и конференции. Существует практика включения конференций и конгрессов в программу проведения выставок, а также тенденция роста количества мероприятий подобного рода, развития новых форм – фестивалей, театрализованных представлений, создание специализированных объектов показа [16].
2.3 Развитие религиозного туризма и паломничества в России
С учетом текущей ситуации на мировой арене, а также регулярного возникновения очагов болезней в самых разных уголках мира и закрытия государственных границ с целью недопущения распространения заболеваний, как никогда остро встает вопрос развития внутреннего туризма и его популяризации среди граждан России. Этот момент важен еще с точки зрения постоянного оттока денежных средств, отрицательного сальдо туристского баланса и выбытия российских туристов за рубеж. Так, по данным отчета Всемирной туристской организации, за 2018 год количество выездных российских туристов достигло 24,551 млн человек. Доходы от въездного туризма за тот же год составили 11,802 млрд долларов. При этом Российская Федерация занимает седьмое место среди стран с самыми высокими расходами на выездной туризм, которые в рассматриваемом году составили 35 млрд долларов [11]. Согласно данным, опубликованным на сайте Федерального агентства по туризму, за 2019 год в Российскую Федерацию въехало 24,419 млн чел. При этом покинуло страну за этот же год 45,330 млн туристов [12]. Таким образом, вместо того, чтобы тратить деньги на территории страны, развивая экономику регионов России, капитал вывозится за рубеж.
Развитие внутреннего туризма и его доступность для граждан страны – это колоссальный локомотив для улучшения состояния экономики как отдельных туристических дестинаций на территории Российской Федерации, так и национальной экономики в целом. Один из видов туризма, который может стать собственно «локомотивом» социально-экономического развития российских туристских дестинаций, – это религиозный туризм. Такая значимая роль отводится религиозному туризму по причине того, что, согласно исследованию, проведенному в 2010 году американским исследовательским центром Pew, 84% всего населения планеты ассоциировало себя с какой-либо конфессией [13]. По данным исследования 2019 года того же центра, в России 85% граждан относит себя к той или иной религии (Рисунок 3), а 57% полагает, что вероисповедание важно, чтобы быть «истинным» гражданином страны [14]. Таким образом, несмотря на проводимую в СССР политику государственного атеизма и подавления религиозности, в наше время религия стала важной составляющей нации.
Религиозный состав населения Российской Федерации, % представлен в приложении 3.
По последним оценкам Всемирной туристской организации, религиозный туризм является одним из наиболее перспективных направлений туризма. Ежегодно в паломничество или религиозные туристические поездки отправляются около 200 миллионов человек по всему миру. По оценкам экономистов мировой рынок религиозного туризма в настоящее время оценивается в 18 миллиардов долларов в год.
Религиозный туризм очень перспективный как для путешествий россиян по родной стране, так и с точки зрения привлекательности России для иностранных гостей.
Религиозный туризм – сегодня одно из самых развивающихся направлений. Он позволяет нейтрализовать религиозные напряжения и противоречия в обществе. А увеличение турпотока становится драйвером экономического развития и серьезным источником поддержания памятников. В 700 малых исторических городах России храмы и монастыри – это главные туристические объекты. Они способствуют воспитанию любви к духовному, культурному, историческому наследию страны и привлекают все больше путешественников [15].
В настоящее время в России возобновляются традиции паломничества, растет число данных поездок и экскурсионных туров религиозной тематики [16]. В России отсутствует официальная статистика по различным видам туризма, в том числе и по религиозному. Однако, некоторые социологические центры говорят о двух-трех миллионах паломников в год. Учитывая внешнеполитический фактор, можно с уверенностью сказать о том, что внимание к внутреннему туризму в данный момент имеет большие перспективы. О росте числа туристов с религиозными целями говорят так же многие современные эксперты [17].
Немного найдется в мире стран, где возможности для религиозного туризма столь же разнообразны, как в России. Даже абсолютно светские экскурсии не обходятся без посещения святых мест. Так, в Москве на Поклонной горе, куда непременно привозят туристов во время обзорной экскурсии, рядом стоят православный храм Великомученика Георгия Победоносца, мемориальная мечеть и мемориальная синагога, католическая часовня – памятник испанским добровольцам, сражавшимся в Великой Отечественной войне.
Как правило, Собор Василия Блаженного (Собор Пресвятой Богородицы на Рву), Храм Христа Спасителя и Новодевичий монастырь – обязательная программа любого гостя столицы.
Православным святыням Москвы посвящены и отдельные экскурсии с посещением Богоявленского Кафедрального собора в Елохове, Храма Воскресения Христова в Сокольниках и других церквей, где хранятся чудотворные иконы. Есть маршрут и по московским монастырям: Данилов, Донской, Новоспасский, Покровский. Недавно появились экскурсии и по мусульманским местам столицы: Замоскворечье, где находится старейшая мечеть Москвы, Соборная мечеть. В экскурсию «Мировые религии в Москве» входит также визит в Московскую Хоральную синагогу, Англиканский собор Святого Андрея и армянский собор Сурб Хач.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
3.1 Значение развития паломничества на Русский север для популяризации истории православия
Значение религиозного туризма в экономике страны обусловлено тем, что дополнительные услуги, начиная от транспортных перевозок и заканчивая медицинским обслуживанием, изначально включены в «стандартный пакет» паломника или туриста, путешествующего маршрутом познавательной направленности с религиозной тематикой, что как раз и составляет мультипликативный эффект, влекущий за собой развитие отраслей хозяйства, задействованных в обслуживании туристов.
Важным стратегическим направлением деятельности национальных парков Русского севера является поддержание привлекательности исторических сельских культурных ландшафтов для туристов и паломников, что будет способствовать сохранению благополучия и закреплению позиций местного населения [17].
В целях сохранения историко-культурного наследия характерным территориям Русского севера, на которых располагаются многочисленные культовые объекты православия, присвоен статус охраняемых территорий – Национальных парков (НП). Наиболее известными и ценными особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в этом регионе являются НП «Водлозерский», «Кенозерский» и «Русский Север». Они являют пример охраны уникальных естественных природных и реставрации этнокультурных объектов, составляющих особую ценность и сакральность этих северных территорий.
В национальном парке «Водлозерский» (центр в д. Куганаволок, Пудожский р-н, Респ. Карелия) сохраняется карельский таёжный колорит, порожистые реки, живописные озера и болота, острова на Водлозере. Главные природные достопримечательности этого национального парка –порожистая река Илекса и оз. Водлозеро с многочисленными островами.
До наших дней на островах и прилегающих к Водлозеру территориях сохранились 15 памятников деревянного зодчества, в том числе – главный объект культурного наследия Свято-Ильинский Водлозерский погост. Ансамбль Ильинского погоста (XVIII в.), расположенный на о. Малый Колгостров в Водлозере, включает деревянную церковь Ильи Пророка и колокольню, обнесенные массивной оградой. По преданию, на одном из многочисленных островов Водлозера, на месте древнего языческого святилища, в XV-XVI вв. была основана христианская обитель, а затем создан Ильинский погост, украшенный величественной деревянной церковью.
Первые сведения об этом погосте встречаются в «Жалованной грамоте» Новгородского митрополита Варлаама, выданной водлозерам в 1592 г. После реставрации погоста, в 2006 г. на Ильинском погосте учреждён мужской монастырь – Свято-Ильинская Водлозерская пустынь.
В последние годы на территории НП «Водлозерский» не только реставрируются древние храмы, но и на средства благотворителей возводятся новые, с использованием старинных плотницких технологий.
Например, в деревне Куганаволок возведен храм во имя преподобного Диодора Юрьегорского в комплексе с отдельно стоящей шатровой звонницей, пристроенный в 2006 г. В возрождаемой деревне Варишпельда в 2009-2011 гг. был построен храм Спаса Нерукотворенного, за образец которого была взята знаменитая клетская церковь Ризоположения конца XV в., располагающаяся на территории Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области. Таким образом, сохранение объектов культурного наследия и старинных ремёсел, воссоздание традиционной сельской архитектурной среды на этой территории является одной из основных задач Водлозерского национального парка [15, 16].
Памятники деревянного храмового зодчества, в течение многих лет возрождаемые здесь подвижническими трудами сотрудников и служителей православной церкви, являются прекрасным примером бережного сохранения и возрождения культуры и целостного сакрального пространства Русского севера на основе применения старинных русских плотницких традиций в современном храмовом строительстве [12].
Главным аспектом деятельности администрации Водлозерского национального парка со времени его основания является возрождение историко-культурного ландшафта, сохранение существующих и восстановление утраченных объектов наследия. Основным направлением этой деятельности является реконструкция утраченных православных часовен и погостов на многочисленных островах Водлозера и возрождение местных традиций [8]. В старину все деревенские часовни, расположенные на островах, имели визуально-пространственную связь с Ильинским погостом и образовывали с ним единую композицию. Так, в XVIII – нач. XIX вв. ансамбль Пречистенского погоста на острове Пога состоял из двух шатровых церквей и колокольни. Благодаря тому, что острова Водлозера в то время использовались под пашни и сенокосы и были преимущественно безлесные, оба погоста хорошо обозревались с разных точек озера, создавая неповторимый образ Водлозерья. На открытом пространстве Водлозера два островных погоста, расположенные на расстоянии 17 км друг от друга, были видны и составляли единый ансамбль [15, 16].
3.2 Необходимость разработки религиозных туристических маршрутов в России
На сегодняшний день двадцать девять объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России привлекают большое количество посетителей со всего мира и остаются значимыми для внутреннего туризма и культурного потребления. Особое место в списке туристических мест занимают пространства, которые связаны с религиозным поклонением и сохраняют статус сакральных для паломников и верующих различных конфессий.
Далее предложим паломнический тур по Тамбовской области.
В связи с тем, что в Тамбовской области имеется огромное число храмов, монастырей, церквей таких как: СпасоПреображенский Кафедральный собор, Вознесенский женский монастырь, Казанский богородичный мужской монастырь, Иоанно-Предтеченский Трегуляев монастырь, Покровский собор, Богоявленская церковь, Троицкая церковь, Никольская церковь и других значимых религиозных объектов, возможно развитие на территории области религиозного туризма [25].
С целью развития религиозно-познавательного туризма в Тамбовской области нами разработан туристический маршрут религиозной направленности «Святыни Земли Тамбовской».
Данный маршрут позволяет познакомиться с наиболее значимыми религиозными объектами Тамбова и Тамбовской области.
На маршруте предполагается пешая прогулка и автобусное путешествие по красивым местам Тамбова. Продолжительность маршрута составляет трое суток.
В первый день туристы заселятся в гостиницу «Державинская», после чего посетят православные храмы города Тамбова:
Спасо-Преображенский кафедральный собор, Женский Вознесенский монастырь, Казанский Богородичный мужской монастырь, больницу Архиепископа Луки, Покровскую церковь. Вечером, у гостей нашего города будет возможность приобрести сувениры и отдохнуть в одном из торгово-развлекательных центов Тамбова.
Во второй день туристы отправятся в п. Трегуляй, где посетят Мужской монастырь и святой источник. После обеда гостей ждет поездка в п. Тулиновка, там находится Церковь Пресвятой Богородицы. Вечером можно совершить пешую прогулку по Тамбову и ознакомиться с историко-культурными и архитектурными памятниками.
На третий день туристов ожидает увлекательная поездка в Сосновский район, где будет возможность побывать в одной из древнейших православных обителей Тамбовского края – Свято-Никольская Мамонтовской пустыни.
Данный туристский продукт можно использовать не только у людей старшего поколения, но и у молодежи.
Создание и развитие объектов религиозной базы и сферы услуг для развития паломнического туризма позволят получить прямой экономический эффект для Тамбовского края (появление рабочих мест, развитие транспортной сети и пр.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время невозможно недооценить ту роль туризма, которую он стал играть как в жизни отдельного человека, так и в масштабах целого общества. Каждая страна пытается привлечь как можно больше туристов, в связи, с чем туристические ресурсы становятся важнейшей статьей пополнения бюджета и частью национального богатства.
В последнее время наблюдается активное развитие религиозного туризма, что вписывается в различные виды познавательного туризма. Говоря о религиозном туризме нужно отметить, что это один из самых молодых существующих видов туризма.
Паломничество означает путешествие к святым местам, совершаемое глубоко верующим человеком. В паломничестве паломник принимает участие в культовом действии, в результате совершения которого он желает получить очищение, возрождение, благодать, «открытие пути», просветление в зависимости от жизненной сакральной и мировоззренческой концепции [7].
Фрагмент для ознакомления 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 03.07.2019 г. №170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328151/ (дата обращения 28.04.2021)
2. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»
5. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 № 872-р «Об утверждении
6. Концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/ (дата обращения: 28.04.2021)
7. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р)
Литература (книги, учебники, монографии)
8. Афанасьев О. Е. Религиозный туризм как тренд мировой и российской туриндустрии: концептуальная сущность и модели развития / О. Е. Афанасьев, А. В. Афанасьева // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 3. С. 7-27.
9. Биржаков, М.Б. История туризма: от прототуризма до туризма современности / М. Б.Биржаков. - Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2019. - 429 с.
10. Христов Т. Т. Религиозный туризм: учебник для вузов / Т. Т. Христов. - Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 338 с.
Статьи из периодических изданий в научных журналах и сборниках статей
11. Алятина А.Г. Особенности религиозного туризма. // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. №5-2 (22). С.62-65.
12. Аксенова Л.А., Плыско Я.А. Роль религиозного туризма в современном обществе // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. №2. С. 126-129.
13. Арутюнян О.Л. Потенциал развития религиозного туризма на Северном Кавказе // Вестник научных конференций. 2016. №1–3(5). С. 10-12
14. Байнова М.С. Религиозный туризм как ресурс развития российских городов: социологическая оценка // Социальная политика и социология. 2017. Т.16. №4. С. 51-58.
15. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Религиозный туризм как сегмент современного туристского рынка // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1. №2. С. 25-28.
16. Давыденко З.В., Зобова Е.В. Роль и значение религиозного туризма в социально-культурном развитии региона на современном этапе // Стратегия развития индустрии гостеприимства и туризма: материалы VII международной Интернетконференции. 2018. С.264-268
17. Круглова И В. Религиозный туризм или паломничество? // Научный вестник МГИИТ. 2018. №4. С. 7-9.
18. Лагусева Н. Н. Паломничество и религиозный туризм: грани различия (размышления в рамках круглого стола) // Вестник РМАТ. 2017. № 1. С. 95-101
19. Лимонова Ю.Е. Значение религиозного туризма в системе международных отношений // Вестник магистратуры. 2016. №6-5(57). С. 121-123.
20. Мазин К.А. Паломничество и туризм: сравнение сквозь призму тысячелетий // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. №4. С. 8-24
21. Огудин В.Л. К вопросу о «религиозном туризме» // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. 2018. С. 22-28.
22. Оганесян К.С. Роль религиозного туризма в международном туристском бизнесе // Молодой ученый. 2019. №12. С. 791–793.
23. Потапова Н.Ю. Проблема религиозного туризма в малых городах России // Научные горизонты. 2019. №5-1 (21). С. 298-301.
24. Паю Е. Организация деятельности паломнических центров и турфирм в сфере религиозного туризма // Курорты. Сервис. Туризм. 2019. №1. С.119-123.
25. Печерица Е.В., Шарафанова Е.Е. Паломнический туризм: сущностные аспекты // Современные проблемы науки и образования. 2019. №6. С. 572-572.
26. Федорова М.С. Религиозный туризм на современном этапе // Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем: материалы XII международной научной конференции. 2016. С.695-700.
27. Якунин В.Н. Религиозный туризм и паломничество: особенности организации, проблемы и перспективы развития // Культурное наследие России. 2017. №1. С. 71-76.
28. Якунин В.Н. Значение религиозного туризма для популяризации историко-культурного наследия. // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2019. №1 (23). С.282-283
Ресурсы Интернет
29. Житенѐв С.Ю. Современное состояние паломничества и религиозного туризма в России: правовые и организационные аспекты // Культурологический журнал 2019/2(36) [Электронный ресурс]. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/471.html&j_id=39(дата обращения 28.04.2021)
30. 3. Коробов П. Паломников не спутают с туристами. Госдума правит закон о свободе совести / Коммерсантъ. – 2019. – 10 янв. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/3850534(дата обращения 28.04.2021)
31. 4. Лагусева Н.Н. Паломничество и религиозный туризм: грани различия (размышления в рамках круглого стола) // Вестник РМаТ № 1, 2017, с. 95-101. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rmat.ru/wyswyg/file/about/vestnik/2017/2017_1.pdf(дата обращения 28.04.2021)
32. . Путешествуем по святым местам России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tambov.kp.ru/daily/26555/3571600/ (дата обращения 28.04.2021)
33. Турфирмам в России запретили организацию паломничества. Что это означает и кому это выгодно? [Электронный ресурс]. – URL: http://persona-grata.ru/news/1434 (дата обращения 28.04.2021)
34. www.turstat.com - Официальный сайт Аналитического агентства Турстат (дата обращения 28.04.2021)
35. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств // Федеральное агентство по туризму Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/ (дата обращения:28.04.2021).
36. The Global Religious Landscape // Pew Research Center. Religion & Public Life. URL: https://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/ (дата обращения: .28.04.2021).
37. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe // Pew Research Center. Religion & Public Life. URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe/?utm_source=Pew+Research+Center&utm_campaign=efff8a5e05-EMAIL_CAMPAIGN_2017_05_10&utm_medium=email&utm_term=0_3e953b9b70-efff8a5e05-400288249 (дата обращения: .28.04.2021).
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней